Ведение терапевтической группы: чего боится терапевт?


Введение

Жизнедеятельность человека в современном обществе сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой, и далеко не каждый человек оказывается в силах самостоятельно успешно адаптироваться к современным социальным условиям. У многих людей процесс адаптации происходит недостаточно эффективно, что порождает возникновение разнообразных эмоциональных, личностных и поведенческих проблем. Чтобы справиться с такими проблемами, нередко человеку требуется помощь и поддержка извне.

Один из путей оказания профессиональной помощи людям с недостаточным уровнем социально-психологической адаптации – групповая психотерапия. Психотерапевтическая группа представляет собой модель микросоциума, и поэтому групповая психотерапия в наибольшей мере подходит для эффективного решения проблем, связанных с жизнедеятельностью в обществе: психотерапия в группе предоставляет оптимальные для этого условия, близкие к реальным.

Руководство психотерапевтической группой представляет собой сложный процесс определения поведения психотерапевтической группы и придания ему направления, требуемого в целях достижения психотерапевтической эффективности группы. Анализу различных аспектов руководства психотерапевтической группы посвящена данная работа.

Понятие и особенности групповой психотерапии

В современной психотерапии различаются четыре формы организации психотерапевтического воздействия: индивидуальная, групповая, коллективная и семейная [4].

Групповая психотерапия – это одна из форм организации психотерапевтического воздействия, в основе которой лежит применение «факторов групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности» [3]. Под групповой динамикой понимается вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая руководителя группы, и ее изменение во времени [4].

Для осуществления групповой психотерапии формируются специально организованные психотерапевтические группы. Психотерапевтическая группа – это «малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей» [4].

Цели групповой психотерапии различаются в зависимости от теоретической ориентации, взятой за основу в процессе организации групповой психотерапии, и от особенностей контингента участников группы. В общем виде целями групповой психотерапии являются «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия» [4].

Общие задачи групповой психотерапии рассматриваются в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В качестве результата групповой психотерапии ожидается осуществление изменений в каждой из перечисленных сфер психики участников психотерапевтической группы [4]:

  1. Познавательная сфера. Групповая психотерапия способствует осознанию пациентом (участником группы):
      связей в триаде «личность – ситуация – проблема»,
  2. восприятие своей личности другими людьми и собственные особенности взаимоотношений с окружающими;
  3. причины существующей проблемы.
  4. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия позволяет решить следующие задачи эмоциональной сферы личности:
      получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
  5. непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя;
  6. точное распознавание и вербализация (словесное выражение) собственных эмоций;
  7. переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
  8. Поведенческая сфера. Групповая психотерапия позволяет участнику психотерапевтической группы:
      увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
  9. приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
  10. преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
  11. развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
  12. закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
  13. вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Таким образом, групповая психотерапия способствует развитию самопонимания, расширению эмоционального опыта и усовершенствованию саморегуляции. При этом в процессе групповой психотерапии, как правило, спонтанно осуществляется реализация более широких целей: уточнение своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений, совершенствование личности [3]. Нередко в процессе участия в группе достигается решение проблем, не связанных с исходной целью групповой психотерапии: «Часто исходная задача (например, избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. … В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться» [5].

Инструментом психологического воздействия в процессе групповой психотерапии является групповая динамика психотерапевтической группы: «Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия» [4].

И.В.Вачков [1] выделяет следующие преимущества групповой формы организации психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
  2. Группа отражает общество в миниатюре. Это дает возможность участникам группы увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.
  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, а в психотерапевтических группах можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, испробовать новые модели поведения – в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
  5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, т.к. в группе требуется не только говорить, но и слушать. Участники группы могут «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми другими.
  6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
  7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
  8. Групповая форма имеет и экономические преимущества: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

Таким образом, групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы своих проблем и нахождения конструктивных решений.

Играя — проживаем — психодраматическая группа для детей

Это коррекционно-развивающая группа, направленная на коррекцию психоэмоциональной сферы старших дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (7 — 9 лет). Участие в группе позволяет решить основные психологические трудности ребенка в семье и в общении со сверстниками.

В групповой работе применяется метод психодрамы, в основе которого лежит символическая игра. В ходе символической игры происходит переложение и проигрывание негативного опыта, возникшего в процессе развития ребенка.

читать подробнее

Требования к руководителю психотерапевтической группы

Для руководства психотерапевтической группы и адекватного использования возможностей групповой психотерапии требуется наличие обширных теоретических знаний и специальной профессиональной подготовки [4].

Требования к профессиональным качествам руководителя психотерапевтической группы делятся на три основные группы: требования к знаниям, умениям и опыту [M.S.Corey, G.Corey, 1987; 3]:

  1. Требования к знаниям. Руководитель группы должен знать:
      Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
  2. Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.
  3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими.
  4. Особенности индивидуальной психодинамики и психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс.
  5. Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.
  6. Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами.
  7. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности.
  8. Требования к умениям. Руководитель должен уметь:
      Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.
  9. Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.
  10. Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.
  11. Быть примером продуктивного участия в работе группы.
  12. Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
  13. Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
  14. Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
  15. Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
  16. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
  17. Требования к профессиональному опыту. Прежде, чем приступить к деятельности руководителя психотерапевтической группы, необходимо:
      Непосредственно наблюдать работу психотерапевтических групп и просматривать их видеозаписи.
  18. Принять непосредственное участие в тренинговых группах.
  19. Осуществить практическую работу под наблюдением опытного специалиста. Замечания более опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на вещи, которых терапевт не заметил в работе группы, на неправильно использованные техники.

Эффективность работы психотерапевтической группы зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств руководителя группы: «Каждый терапевт, независимо от его теоретических взглядов, приходит в группу со своими уникальными личностными свойствами, ценностями и жизненным опытом. Это налагает своеобразный отпечаток на каждую группу, с которой он работает. Однако личность терапевта не должна мешать раскрытию психотерапевтического потенциала группы; напротив, терапевт должен быть катализатором такого раскрытия» [3].

Обобщая сведения из различных источников, Р.Кочюнас выделяет следующие требования к личности руководителя психотерапевтической группы [3]:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Таким образом, содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.

Организация работы психотерапевтической группы

Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. На предварительном этапе решаются следующие основные задачи [3]:

  • определить цели организуемой группы с учетом продолжительности, условий будущей работы, состава участников;
  • уточнить основные критерии отбора участников в группу;
  • решить вопросы формирования группы: определить способы подготовки участников к групповой работе, общую продолжительность работы группы, частоту и продолжительность занятий, место работы группы, порядок оплаты участия в группе;
  • уточнить возможность сочетания работы в психотерапевтической группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов и т.п.;
  • определить способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;
  • подготовить сообщение об организуемой психотерапевтической группе.

Правильный отбор участников – один из наиболее важных факторов эффективности деятельности психотерапевтической группы. Наиболее важными критериями отбора участников группы являются [3]:

  1. Желание претендента (мотивация к психотерапии и участию в группе);
  2. Соответствие личных проблем претендента целям группы;
  3. Наличие у клиента проблем в сфере межличностных отношений;
  4. Наличие возможности участвовать в работе группы (посещать занятия, справляться с заданиями, способность к самораскрытию и т.п.).

К основным критериям непригодности претендента к участию в группе относят [2]:

  1. Тяжелые психические расстройства (психоз, острая фаза депрессии и т.д.);
  2. Асоциальное поведение претендента или низкий самоконтроль поведения;
  3. Чрезмерная тревожность или сензитивность субъекта;
  4. Наличие невротической потребности в одобрении.

Важным и в то же время не решаемым однозначно является вопрос о гомогенности-гетерогенности (однородности-неоднородности) группы по нозологии, полу, возрасту, образованию участников и т.п.

В пользу неоднородности группы по составу приводят такие аргументы, как наличие широкого диапазона примеров альтернативного поведения, большая репрезентативность группы как модели социума. Кроме того, «различия предоставляют больше возможностей для возникновения противоречий и, следовательно, для развития … Многообразие, которое возникает, когда в группу включаются люди, имеющие различные личностные характеристики и поведенческие особенности, приводит к трениям и конфронтациям, прорабатывая которые можно в конечном счете добиться оптимальных результатов в личностном развитии и обучении» [5]. Неоднородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на долгосрочную психотерапию, решение сложных и глубоких проблем [4].

В однородной по составу группе быстрее возникает взаимопонимание, взаимные симпатии и поддержка участников, что способствует уменьшению сроков осуществления психотерапии. Однородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на краткосрочную психотерапию, а также для лечения крайних возрастных групп (подростки, пожилые люди и т.д.) [4; 5].

Число участников психотерапевтической группы должно составлять 5-8 человек [3], 8-12 человек [4] или 6-10 человек [5]. Группы, имеющие в своем составе менее 5 или более 12 участников, утрачивают психотерапевтический потенциал: «Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью. По мере роста численности группы повышается вероятность того, что отведенное для ее работы время будет узурпироваться кем-либо из наиболее разговорчивых, склонных к доминированию участников и что в ней будут образовываться подгруппы и группировки … Когда группа слишком малочисленна, она перестает действовать как группа, а ее члены оказываются вовлеченными в проводимые в условиях группы индивидуальные консультации или психотерапевтические сеансы» [5].

Оптимальная продолжительность одной групповой встречи (сеанса) – 1,5-2 часа [3]. Частота встреч может варьировать от 1 до 5 раз в неделю, а общая продолжительность групповой психотерапии зависит от целей группы, частоты встреч и т.д. Средняя продолжительность курса групповой психотерапии составляет 40 сеансов [4].

Место встреч участников группы должно представлять собой отдельное помещение, достаточно уютное и не имеющее в своем интерьере отвлекающих факторов. Помещение не должно быть ни слишком просторным, ни слишком тесным. Участники группы, как правило, рассаживаются в круг: «Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила» [3].

Для подготовки отобранных лиц к групповой психотерапии целесообразно организовать предварительную встречу, цель которой – ознакомление с процессом групповой психотерапии, подготовка к роли участника группы, облегчение включения участников в группу. На предварительной встрече обсуждаются следующие аспекты предстоящей психотерапии [3]:

  1. Руководитель сообщает, группа – это «некая социальная лаборатория, в которой постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками группы. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми. Терапевт подчеркивает, что говорить об отношениях с другими участниками нелегко … Но избежать этого невозможно, если пытаешься наладить контакт с незнакомыми до этого людьми. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации. Очень важно увидеть межличностный контекст своих проблем. … наибольшую пользу в группе можно получить, открыто и искренне выражая свои чувства, возникающие в группе. Это является основным в работе группы» [3].
  2. Руководитель предупреждает, что в начале работы участники групп, как правило, испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность, большинству людей вначале трудно говорить о себе, проявлять свои чувства, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Однако впоследствии негативные переживания исчезают и наступает психотерапевтический эффект.
  3. Необходимо довести до сведения участников организационные моменты деятельности группы: время, место, продолжительность, частоту встреч, а также общую продолжительность работы группы.
  4. Руководитель знакомит участников с заранее разработанными правилами участия в группе: конфиденциальность (неразглашение информации, касающейся других участниках группы), открытость и искренность, посещение (необходимость присутствия на всех занятиях группы), запрет на общение участников за пределами группы и т.п.

Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.

Как происходит работа на встречах психотерапевтической группы

Группа представляет собой модель реального мира, в котором видны ключевые стереотипы поведения каждого. Это как взять и рассмотреть себя и отношения с другими под микроскопом. То есть через группу можно увидеть себя: она показывает реакции на определенные проблемы, способы общения с людьми, привычные механизмы разрешения конфликтов и неловких моментов. И это одновременно место для тренировки новых способов взаимодействия. В группе есть возможность исследовать, и то как я веду себя с разными людьми, и то как другие люди на меня реагируют и как видят меня.

В процессе каждый член группы учится решать жизненные проблемы и жить полной жизнью. То есть так, как на самом деле хочется.

Мы действительно сидим в кругу и общаемся. Можно задать участникам вопрос и услышать разные точки зрения на ситуацию. Можно попросить обратную связь и узнать, как вы видитесь другим со стороны. Можно попробовать сказать или сделать что-то, на что в реальной жизни не хватает решимости и увидеть последствия.

В процессе ведущий обращает внимание участников на их чувства, реакции, мотивы и помогает увидеть происходящее под другим углом.

Полина:

Для меня группа как для участника стала мощным толчком и высвобождением энергии, которую смогла направить на инициирование нескольких очень сложных для меня разговоров, которые мне сложно было начать до этого. Какие-то из них развернулись прояснением и решением какие-то привели к совсем другим более отдаленным отношениям. Однако я перестала упираться в стену своей беспомощности.

То что я получила, возможность говорить о своих чувствах, мне самой сложных, и еще и поэтому сложно предъявляемых близким, и то что я разные отклики получила на это (не всегда мне понятные и всегда приятные) однако никто не «исчез» от этого. Ни я, ни те кому я адресовала. Я поняла что я могу быть, уже в какой-то степени с разными реакциями на себя, и меня это не «уничтожает», как я чувствовала это раньше.

Еще одним очень важным для меня опытом на группе стал момент проживания боли вместе с другими, когда я об этой боли и сказать то ничего не могу, когда она просто откуда то поднимается и почти затапливает меня. Мне важно ее просто прожить с кем то. Просто чтобы были рядом. Не говорить о ней — это даже мешает. А вот как получилось, например спеть. Раньше, давно в детстве и подростковом возрасте, когда мне было плохо я сама с собой пела, это помогало мне переживать чувства, мало с кем могла говорить о том что болит. Опыт на группе стал мощным ресурсом и того, что можно попросить и получить такой отклик.

Оксана:

Сковывающие чувства — Страх и Стыд.

Страх предъявления своей истории, не желание идти в напряжение которое возникает при контакте с другими, страх перед теми реакциями и чувствами которые я могу у них вызвать. Вот, что накрыло меня с головой впервые минуты работы группы. Как бы я не воздвигала вокруг себя защиту, постепенно, страх сменился интересом к личным историям участников, любопытно было наблюдать за собой, узнавать себя в чужих историях, это придало мне сил.

Со стыдом сложнее, хотя не покидали мысли, что стыд рождается в контакте с другими, значит и некий обратный процесс протекает также в контакте с людьми.

Группа помогла мне увидеть (заметить чувства, отследить свои мысли) особенности моих взаимоотношений с другими, замечать то, как меня воспринимает партнер. Когда на мои слова реагирует не один человек, а есть возможность получить обратную связь сразу от нескольких, это создавало новые опыты контактов, об которые не ранишься.

Руководство психотерапевтической группой

Главная цель руководителя группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Психотерапевтическая сила группы заключается преимущественно во взаимодействии участников группы, поэтому необходимо, чтобы «терапевт группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости» [3].

Задачи руководителя психотерапевтической группы [4]:

  1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем.
  2. Создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
  3. Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Руководитель группы должен уметь грамотно применять основные методы групповой психотерапии, к которым относятся [4]:

  • Групповая дискуссия;
  • Психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций);
  • Психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие);
  • Проективный рисунок (рисование на определенную тему).

Перечисленные методы групповой психотерапии и свои функции руководитель реализует с помощью следующих средств воздействия [4]:

  • Вербальных – структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий;
  • Невербальных – мимика, жестикуляция, интонация.

Следует еще раз подчеркнуть, что воздействие руководителя на участников психотерапевтической группы подразумевает не столько активность самого руководителя, сколько стимуляцию членов группы к определенным видам активности, согласующимся с целями группы.

Различают следующие стили руководства малыми, и в том числе психотерапевтическими, группами [3; 4; 5]:

  1. Авторитарный – руководитель единолично определяет и направляет поведение группы;
  2. Попустительский – руководитель предоставляет членам группы самостоятельно направлять и определять свое поведение;
  3. Демократический – руководитель формирует поведение группы через групповую дискуссию.

Наиболее эффективным стилем руководства психотерапевтической группой является демократический [4; 5]. Однако данное правило не является универсальным: в процессе руководства психотерапевтической группой более важно проявлять гибкость и уметь применять различные стили руководства в зависимости от требований ситуации. Так, например, на начальных этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и напряжение, а также в тех случаях, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс или динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит, наиболее уместен авторитарный стиль руководства группой. В тех случаях, когда группа ведет себя активно и эффективно, от руководителя требуется минимальное вмешательство в процесс деятельности группы (попустительский стиль руководства) [5].

Кроме того, руководителю необходимо гибко применять соответствующие ситуации основные роли (функции) руководителя группы [5]:

  • Роль эксперта – функция разъяснения, комментирования процессов, происходящих в группе: «Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни» [5].
  • Роль катализатора – функция побуждения членов группы к определенным действиям, к тому, чтобы помочь участникам группы увидеть и понять, что происходит в группе.
  • Роль аранжировщика – функция предотвращения неприемлемого поведения участников группы, защиты отдельных членов группы от необоснованных нападок со стороны других участников, поддержки членов группы, проявляющих растерянность и т.п.
  • Роль образцового участника – функция предоставления участникам группы примера эффективного поведения для последующего подражания.

Таким образом, руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.

Какой результат могут участники ожидать психотерапевтической группы

  1. Группа выявляет саморазрушающее поведение

    У нас у всех есть неадекватные поведенческие навыки. Когда-то они сформировались для решения определённой проблемы и помогали решать её.

    Например, не реагировать на негативные замечания папы по поводу внешнего вида. В подростковом возрасте это были комментарии, причиняющие боль. Пришлось выстроить в защиту эмоциональное укрепление. Теперь через него не пробраться даже комплиментам от коллег.

    Но это было тогда эффективным защитным поведением. Раньше оно работало, а теперь — только мешает. Ситуация же изменилась. И групповая терапия является ареной, на которой мы убираем такие неактуальные и мешающие полноценно жить «защиты».

  2. Группа позволяет понять членам группы, как другие их воспринимают

    В ходе групповой работы участники реагируют друг на друга раскрепощено и без оговорок ввиду отсутствия заинтересованности в поддержании отношений. Как в случае, например, рабочих или родственных связей. Откровенно высказанное мнение помогает увидеть себя с другой стороны и даёт шанс изменить поведение или понять реакции окружающих.

  3. Группа помогает узнать о разных точках зрения на своё поведение

    И это не просто реакции, а разнообразные реакции. В вежливом обществе те, кто реагируют на нас отрицательно, обычно просто отстраняются. И редко говорят нам о том, как нас воспринимают. В итоге обратная связь от других людей получается искаженной.

  4. Групповая терапия даёт возможность для самоопределения здесь и сейчас

    Происходит мгновенная групповая оценка. Вследствие этого можно понять, как я выгляжу, как я веду себя, что я чувствую на самом деле, когда имею дело с людьми. Ценность заключается в том, что люди мгновенно могут понять себя, осознав чувства, которые важны, но которые ускользают от осознание в повседневной жизни.

  5. Группа даёт шанс попробовать вести себя по-другому

    Групповая психотерапия создаёт «жизненные ситуации», в которых можно попытаться по-иному построить своё поведение. Попробовать и порепетировать по-новому взаимодействовать с людьми. Существует бесконечное количество способов поведения, к которым мы привыкли, но которые мы не анализируем и воспроизводим по привычке. Благодаря группе будет возможность не только осознать и исследовать их, но и попробовать отреагировать по-другому.

Таким образом, в ходе встреч мы обращаем внимание на то, как проживаем жизнь, на что тратим время, не всегда осознавая этот выбор, и как можно по-другому.

Настя:

Моё достижение за время работы группы – разрушение образа идеального человека. Идеальной себя.

Группа показывает всё. Лакмусовая бумажка. Например, я боялась, что буду самой неспособной и малопродвинувшейся участницей. Блин, это же про мою жизнь: быть лучше.

На группе сняла с себя маску, которой всегда прикрывалась. Я увидела, что «быть неидеальной» равно «быть живой». И увидела похожий страх в словах и действиях участниц. И их страх меня удивил. Как, боишься проявляться? Как, думаешь, никому не интересна? Блин, ты мне интересна. Как у тебя такая мысль появиться могла? И эти страхи об одном. И с одной стороны я понимаю, как заблуждаются другие и, видимо, я. А с другой такая общность страхов очень поддерживает. Если все боятся одного, уже не так и страшно, да?

Мне было важно попробовать проявляться по-другому и увидеть: катастрофы не происходит. От меня не отворачиваются. Звучит, наверно, банально. Это как быть на чарующем до дрожи муз.концерте и рассказывать о нём. Конечно, нужно прожить это. Понимание проблемы и выход из нее – не одно и тоже. Надо действовать, жить, проявляться. А не накапливать знания и прыгать из одного объяснения поведения в другое.

Я встретилась с собой. С собойсобой. Неидеальной. Живой. Неудобной. Интересной. И как это здорово.

Полина:

Те моменты честности и искренности, которые происходят на группе для меня являются тем, что особенно привлекает меня. Этого так мало сейчас в моём опыте в обычной жизни, что это точно является одним из моих мотивов заниматься группами. Это дает какое то новое видение себя. Внутренне разрешение быть еще чуть более настоящим. И быть разным. Я в процессе проживания разности на группе отметила как я стала с большим терпением относиться к разности за пределами группы. Это ощущение не очень устойчивое и со временем «выветривается» но оно уже случилось и это важнее.

Список литературы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): https://www.psylib.kiev.ua.
  2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М.: Независимая , 2000. – 432 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: «Академический проект», 2000. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): https://www.psylib.kiev.ua.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): https://www.psylib.kiev.ua.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: