Определение и основные характеристики представления. Виды представлений.


Представление: свойства и функции

Представле́ние

— процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Функции представления:

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

1. Сигнальная функция

состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

2. Регулирующая функция

связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий.

3. Настроечная функция

предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации.

Свойства

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

1. Наглядность.

Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.

2. Фрагментарность.

Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.

3.Неустойчивость.

Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».

4.Обобщенность.

Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.

Понятие сенсорного порога и методы его определения.

СЕНСОРНЫЕ ПОРОГИ

1. Абсолютная чувствительность сенсорной системы

2. Дифференциальная чувствительность сенсорной системы

3. Пространственное различие

1.

Абсолютный порог — вид сенсорного порога, описанный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Чувствительность системы и порог реакции — обратные понятия: чем выше порог, тем ниже чувствительность, и наоборот.

Более низкие значения интенсивности считаются подпороговыми, а бо-лее высокие — надпороговыми.

В подпороговом диапазоне реакция на сверхслабые раздражители воз-можна, но неосознаваема — не доходит до порога ощущения. Такие под-пороговые, или субсенсорные реакции впервые были описаны Г.В. Гер шуни, который обнаружил их у людей, контуженных на войне. Если снизить интенсивность света настолько, что человек уже не может сказать, видел ли он вспышку или нет, то от его руки можно зарегистрировать неощущаемую кожно-гальваническую реакцию на данный сигнал. На такой процедуре основано действие «детектора лжи».

Сенсорный порог — понятие конвенциональное, то есть зависит от его точного определения, или соглашения (конвенции) между людьми. Все-гда должно быть точно условлено, по какой именно реакции измеряет-ся порог, какая величина этой реакции или вероятность ее появления будут считаться пороговыми. Это означает, что должны быть четко оп ределены критерии порога.

На обнаружение сигнала существенное влияние оказывают процессе пространственной и временной суммации. Они сводятся к способносп сенсорной системы накапливать энергию сигнала, распределенную по некоторой зоне в пространстве рецепторов или во времени.

Увеличение до определенного предела размера сенсорного стимула и.и его длительности снижает порог. Этот предел называют критически’ размером, или же критической длительностью стимула.

2. Дифференциальная сенсорная чувствительность

основана на способности сенсорной системы к различению сигналов. Важная характеристик каждой сенсорной системы — способность замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей.

Различение начинается в рецепторах, но в нем участвуют нейроны всех отделов сенсорной системы. Оно характеризует то минимальное разли-чие между стимулами, которое человек может заметить (дифференциальный, или разностный порог).

Порог различения интенсивности раздражителя практически всегда выше

ранее действовавшего раздражения на определенную долю (закон Вебера). Эта зависимость выражается следующей формулой:

dI/I = const, где:

I — сила раздражения;

dI — ее едва ощущаемый прирост (порог различения);

const — постоянная величина (константа).

Зависимость силы ощущения от силы раздражения (закон Вебера-Фехнера) выражается следующей формулой:

Е = a logI + b, где:

Е — величина ощущения;

I — сила раздражения;

а и Ь — константы, различные для разных модальностей стимулов.

Современная психофизиология для оценки силы ощущения использует также методы сенсорного шкалирования, то есть субъективной оценки человеком силы своего ощущения путем его сравнения с ранее создан-ным эталоном или набором таких эталонов. Отношение между ощущением и стимулом в этом случае выражается степенной функцией (закон Стивенса).

Сравнение логарифмической функции закона Вебера-Фехнера и сте-пенной функции закона Стивенса показало, что в основной, рабочей части диапазона интенсивностей эти функции дают количественно близ-кие оценки.

3.Пространственное различение

сигналов основано на характере распределения возбуждения в слое рецепторов и в нейронных слоях сенсорной системы. Так, если два раздражителя возбудили два соседних рецептора, то их различение невозможно: они сольются и будут восприняты как единое целое. Необходимо, чтобы между двумя возбужденными рецепторами находился хотя бы один невозбужденный.

Временное различение двух раздражений возможно, если вызванные ими нервные процессы не сливаются во времени, а сигнал, вызванный вторым стимулом, не попадает в рефракторный период от предыдущего Раздражения. Нейрофизиологической основой временного разрешения являются так называемые циклы возбудимости, или циклы восстановления ответов. О них судят по величине ответа на второй из двух последовательно предъявленных стимулов.

На временном взаимодействии между последовательными раздражителями основана так называемая «сенсорная маскировка». Она лежит в основе многих сенсорных эффектов и широко используется в психофизиологических экспериментах. Сама маскировка прямо связана с попаданием одного из стимулов в рефракторную фазу цикла возбудимости после первого раздражения.

Различают прямую маскировку, при которой тормозится ответ на второй стимул, и обратную маскировку, при которой второй стимул как бы прерывает или мешает обработке информации о первом сигнале.

По степени волевых усилий

По степени обобщенности

По анализаторам

Виды представлений.

Представление.

Виды иллюзий.

Аффективные[13]

обусловленные страхом, тревожным, подавленным настроением. К примеру, висящая на вешалке одежда может показаться грабителœем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Движения. К примеру, когда человек сидит в вагоне поезда, смотрит в окно и ждет поезд вот-вот тронется с места͵ а мимо другой поезд начинает движение и это движение создает иллюзию движения неподвижного поезда, в котором находится человек.

Вербальные

ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих. К примеру, человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Перейдолические (околообразные) иллюзии – связанны с деятельностью воображения при фиксации взгляда на объектах имеющих нечеткую конфигурацию, вызываемые снижением тонуса психической деятельности. К примеру, в обычные узоры на обоях воспринимаются как, фантастические чудовища, необыкновенные растения.

Галлюцинациями – нарушения восприятия, возникшие без наличия реального объекта.ё Человек, находящимся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое, ᴛ.ᴇ. люди действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют, при них чувственные ощущения такие же действительные, как и исходящие из объективного мира.

Представление — ϶ᴛᴏ психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на базе предыдущего опыта. Физиологическую основу представлений составляют ʼʼследыʼʼ в коре больших полушарий головного мозга, ᴛ.ᴇ. извлеченные из памяти ʼʼпервые сигналыʼʼ.

1.1 Зрительные

1.2. Слуховые

1.3. Обонятельные

1.3. Осязательные

2.1. Единичные – основанные на наблюдении одного предмета.

2.2. Общие – обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

3.1. Непроизвольные – представления, возникающие спонтанно, без активации воли и памяти человека.

3.2. Произвольные — возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

По позновательным процессам

памяти – возникают на базе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

воображения –формируются на базе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки.

восприятия

мышления

речи

2.3.2.1. Фрагментарность

– в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части. К примеру, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного образа.

2.3.2.2. Неустойчивость

(или
непостоянство)
– представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека.

2.3.2.3. Изменчивость

– при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

2.3.2.4. Панорамность
выход за пределы перцептивного поля.

Основные свойства восприятия.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 14Следующая ⇒

Восприятие – это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

К основным свойствам восприятия относят: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия

Предметность восприятия — это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например, на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью. Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим. На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха. И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы. Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, и рисунок домика, сделанный ребенком. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например, при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности. Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину.

Апперцепция

Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности. Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка. На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения.

Осмысленность восприятия

Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием. При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование

имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Стадии осмысления информации: 1) выделение комплекса стимулов из потока информации, 2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, 3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект, 4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы), 5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией, 6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта («человек-женщина», то индивидуальные особенности: «молодая», «красивая).

Активность восприятия

Мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта. Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например, два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Вопрос 11.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒


Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: