Экзистенциальная психотерапия: решение всех проблем — в постижении смысла бытия

В начале 40-х гг. XIX века появилось новое направление в философии — экзистенциализм. Основоположником стал молодой датский философ, писатель и психолог Сёрен Обю Кьеркегор. В центре учения — самобытная, уникальная личность, которая по-своему, отлично от других, воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя. Каждый человек рассматривается через психологическую ситуацию, в которой тот пребывает в определённый момент и которая запечатлевает эмоциональную и духовную глубину его проблем. Позже идеи были подхвачены такими великими умами, как Ницше, Сартр, Хайдеггер.

В начале XX века появилась экзистенциальная психотерапия, обязанная своим рождением данному философскому направлению. Её цель — помочь каждому обрести смысл существования, найти своё место. Тем самым решается большинство проблем не только психического, но и физиологического плана.

Понятие экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия – это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней. Сам термин произошел от латинского existentia – «существование». Экзистенциальная психология и психотерапия тесно перекликаются с философией. В двадцатом веке возникло такое направление, как «философия существования», которое близко по своей сути экзистенциальной психотерапии.

экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальное направление в психотерапии зародилось благодаря Серену Кьеркегору. Основополагающим стало его учение, над которым он работал в 1830-х годах. Его основные постулаты говорили о том, что человек неотделим от внешнего мира, общественной жизни. Главные составляющие человеческого бытия – совесть, любовь, страх, забота, решимость. Человек начинает осознавать свою сущность в экстремальных ситуациях, коими выступают смерть, борьба, страдание. Переоценивая былое, человек становится свободным. Кьеркегор ввел понятие экзистенции, неповторимой и единственной в своем роде человеческой жизни, отдельной для каждого индивида. Он обнаружил связь с переломными моментами в судьбе и осознанием себя, другим взглядом на себя и на жизнь после пережитого потрясения.

Экзистенциальная терапия на постсоветском пространстве

На протяжении 70 лет гуманитарная мысль на пространстве СССР была отделена «железным занавесом» от гуманитарной мысли остального мира – труды коллег из других стран не переводились, если они были немарксистскими, а зарубежная научная периодика находилась в специальных хранилищах нескольких ведущих библиотек и доступ туда получить было очень трудно.

В этих условиях здесь развивалась гуманитарная мысль, опираясь во многом, на собственные культурные традиции. Это касается и экзистенциального праксиса.

Экзистенциальный праксис, созданный на территории бывшего СССР связан с двумя фигурами – врачом – психиатром, психотерапевтом Александром Ефимовичем Алексейчиком, жившем и живущим в Вильнюсе и врачом-психиатром Андреем Владимировичем Гнездиловым, живущим в Санкт-Петербурге.

Направление экзистенциального праксиса, связанное с Александром Ефимовичем Алексейчиком возникло в конце 60-х годов прошлого века. А с середины 70-х годов и по сей день в Вильнюсе действует ежегодный (до 1992г. Всесоюзный, а после – международный) семинар под его руководством, в котором вырастала своя оригинальная школа экзистенциальной терапии.

Направление называется Интенсивная терапевтическая жизнь (ИТЖ). Оно уходит корнями в русский экзистенциализм. Ключевыми фигурами для него являются Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В.Розанов, С.Левицкий, С.Франк, И.Ильин, Л.Шестов, митрополит Антоний Сурожский

Важнейшим для А.Е.Алексейчика является тезис митрополита Антония Сурожского о том, что если человек тяжело заболел, то невозможно выздороветь в ту же жизнь. Выздороветь можно только в другую жизнь, только повернув руль своей жизни. Потому что корни болезни уходят в почву — в то, как ты живешь.

Заболевание понимается как нарушение целостности человеческой жизни

  • акценты на отдельные её аспекты,
  • исчезновение из нее целых пластов,
  • отчуждение — превращение своей собственной жизни для человека в чужую

Ключевым для терапии является наличие образа правильной (здоровой) жизни и Бога как источника этого образа.

В силу этого школа экзистенциальной терапии А.Е.Алексейчика вела в СССР как атеистической стране полуподпольное существование, Алексейчику был закрыт путь к защите докторской диссертации.

Опыт жизни в СССР, где в течение нескольких поколений люди учились не выражать свои мысли, а скрывать их, где то, что человек думает, очень часто не соответствовало тому, что человек говорит, а то, что говорит, не соответствовало тому, как он поступает, — отразился и на экзистенциальной терапии в школе А.Е.Алексейчика. Большое значение здесь придается соотнесению сказанного человеком с его действиями, предъявление пациенту обнаруженных несоответствий.

Лечение происходит как:

  • создание для человека перспективы — каким он мог бы быть,
  • выход к «Ты», к со-страданию, к помощи друг другу, к плате друг за друга, к бытию ради «Ты», к появлению «Мы» — при взаимной встрече бытий ради «Ты. К складыванию терапевтического сообщества
  • способствование появлению мужества увидеть свою жизнь не во времени, а в вечности и в свете этого видения, уменьшить суету, повысить вес своих слов и дел.

Бывает, в ходе жизни болезни исчезают, раны затягиваются. В России по этому поводу говорят: «Время лечит». Душевные раны затягиваются иногда десятилетиями.

В терапевтической группе ИТЖ терапевт ставит перед собой задачу ускорить этот процесс — чтобы раны затягивались за дни, часы, минуты.

Для этого создается масса возможностей для того, чтобы люди не обсуждали свою жизнь, а жили, проявлялись. Предметом внимания становятся любые мелочи в проявлениях людей. Терапевт помогает делаться явными противоречиям жизни человека, помогает человеку встретиться как с теми сложностями своей жизни, с которыми он знаком, так и с теми, с которыми ему предстоит встретиться, если он ничего не изменит в своей жизни. Часто происходящее напоминает попадание человека в притчу о себе.

В ИТЖ Алексейчика часто используются анекдоты, иронические истории, позволяющие клиентам увидеть парадоксальность своей жизненной ситуации, зарядиться самоиронией и отстраниться от своих жизненных позиций.

Развитие этого направления последователем А.Е.Алексейчика, основателем и руководителем совета Международного Института экзистенциального консультирования (Россия-Украина) Семеном Есельсоном привело к появлению такой его разновидности как нарративный камертон. Есельсон исходит из того, что для многих советских и постсоветскх людей характерно отсутствие внутренних духовно-этических опор. В СССР в течение почти 70 лет религиозные верующие люди подвергались преследованиям, а носители новой веры — верующие коммунисты были фактически уничтожены к началу 50-х годов прошлого века, во время сталинских репрессий. И советские люди второй половины XX века в своих решениях опирались на складывающуюся буквально на глазах этику новых семейных и социальных традиций. Крах СССР разрушил и эти опоры. И многие сложности жизни постсоветских людей, с которыми они приходят к экзистенциальным консультантам и терапевтам связаны с неопределенностью в этическом измерении их бытия. Введение в ходе терапии образов решения тех или иных сложных жизненных коллизий в Житиях Святых или в Священном Писании позволяет клиентам соотнестись с ними как с камертоном и найти опору для решения своих жизненных сложностей. Вот, к примеру, такие темы — «Цена свободы в нашей жизни и в жизни пророка Моисея», «Дружба и власть в нашей жизни и в жизни святого Григория, крестителя Армении», «Любовь и смерть в нашей жизни и в жизни святой Ксении Петербургской», «Терпение в нашей жизни и в жизни святого Максима Грека» и т.д

Направление экзистенциального праксиса, связанное с Андреем Владимировичем Гнездиловым зародилось в 70-е годы прошлого века.

Андрей Владимирович — бывший зав.кафедрой геронтопсихиатрии Института им.Бехтерева, председатель Ассоциации онкопсихологов России. Основатель первого хосписа в Советском Союзе. Автор многочисленных психотерапевтических сказок. Эта терапия имеет корни в «серебряном веке русской культуры» — работах представителей русской гуманитарной культуры начала XX века, в первую очередь, в практиках М.Волошина.

Ключевым для терапии Гнездилова является представление о наличии «чудесного измерения бытия» и умение решать сложности жизни пациента, обращаясь к этому измерению.

Значительная часть пациентов Гнездилова — тяжело- и смертельно больные люди. Вся реальность окружающего мира свидетельствует им о том, что избежать смерти невозможно. Сознание, логика, опыт взрослого человека не дают никакой надежды.

С помощью экзистенциального терапевта в практике А.В.Гнездилова происходит сдвиг в экзистенциальном времени и на передний план выходит время детства, память детства, люди становятся как дети с детской творческой фантазией, открытостью миру, доверием к жизни. Появляется возможность веры в чудо и начинают разрешаться те проблемы, которые для взрослых — неразрешимы. Страх смерти исчезает. Формируются способности вынести неизбежные страдания.

Помогают терапевту создать пространство Встречи пациента с чудесным измерением бытия — терапевтические сказки, специально написанные для этого пациента, куклы, экзистенциальный театр, колокола, антикварное пространство, включающее в себя костюмы всех времен и народов, старинную мебель и другие предметы старины.

Последний этап жизни человека видится Гнездиловым как кульминация жизни. Нередко, в отсутствии страха смерти, человеку удается сформулировать для себя самое важное дело, которое он должен успеть осуществить. Занесенная над ним рука смерти замирает, время останавливается, и человеку удается его осуществить.

Экзистенциальных терапевтов и консультантов на территории бывшего СССР уже долгое время готовят в трех долгосрочных учебных программах.

Первая программа знакомит слушателей со всеми направлениями экзистенциальной терапии, существующей в современном мире. Программа реализуется с 1996 г. Институтом экзистенциальной и гуманистической психологии (HEPI), в г. Бирштонас (Литва). Руководит программой — Римас Кочунас. Продолжительность подготовки экзистенциальных терапевтов — 4 года. Кроме того HEPI осуществляет подготовку супервизоров. Программа подготовки экзистенциальных терапевтов приведена в соответствие с требованиями Европейской Ассоциации психотерапии (ЕАП) к Европейскому сертификату по психотерапии. В 2020 г. Институт получил аккредитацию в качестве учебного заведения от ЕАП. В разное время у HEPI действовали учебные группы в гг. Москве, Иваново (Центральная Россия) и Сургуте (Россия, Сибирь).

Вторая программа продолжает в экзистенциальной терапии традиции А.Е.Алексейчика и А.В.Гнездилова Программа реализуется с 1999 г. Международным Институтом экзистенциального консультирования (MIEK). Руководит программой — Семен Есельсон. Продолжительность подготовки экзистенциальных консультантов — 4 года. В настоящий момент происходит реорганизация системы подготовки, увеличивающая продолжительность подготовки до 6 лет.

Сегодня действуют учебные площадки MIEK в г. Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Россия) и г. Киев и Одесса (Украина). До весны 2014 г. действовали ещё две учебные площадки Института — в г. Донецке и Севастополе. Для учебных программ MIEK характерно постоянное перестраивание в связи с особенностями жизни той или иной учебной группы, различие учебных программ на разных учебных площадках. В этих программах мало внимания уделяется эрудиции в области философии и психологии, зато большое внимание уделяется мировой классике в области художественной литературы и кинематографа, помогающей увидеть свою жизнь с её разрушительными, больными и созидательными, здоровыми тенденциями, — шире, многограннее. Девиз МИЭК — «Врач, исцелися сам». Это значит, что приоритет отдается терапевтической работе со слушателями

Особенностью МИЭК является творческий поиск, изобретение новых форм экзистенциального праксиса.

Одной из таких новых форм является экзистенциальная театротерапия. Здесь весь театральный процесс — от принятия решения — кем быть в предстоящем действии (актером в определенной роли, суфлером, режиссером, осветителем, декоратором, костюмером, музыкальным режиссером, театральным критиком, буфетчиком и т.д.), с конкурентной борьбой за определенные роли и до разбора происходившего после спектакля — становится моментами экзистенциального терапевтического процесса.

Другой формой, разработанной в МИЭК, является «Экзистенциальное путешествие». Это экзистенциальная терапевтическая группа в пути, предуготовляющая участников группы к какому-либо событию и подводящая итоги Встречи с этим событием

Например, проводится путешествие в Санкт-Петербург к А.В.Гнездилову на тему «Болезни близких». Группа проходит в поезде по пути к Гнездилову — идет работа с запросами на встречу с Мастером. И группа — по пути назад, где идет работа с итогами Встречи.

Третьей формой экзистенциального праксиса, изобретенного в МИЭК, является экзистенциальный проект «Память будущих поколений». Проект заключается в работе слушателей и преподавателей МИЭК над созданием своих семейных экзистенциальных архивов — основой которых становятся рассказы старших поколений родственников о ключевых историях своей жизни. Так, чтобы эти истории превращались в послание своим потомкам — извлечение уроков из прожитой жизни и работа над ошибками. В ходе этой работы, помимо прочего, происходит преображение взаимоотношений участников проекта со старшими поколениями своей семьи Внимание к опыту жизни пожилых людей со стороны их детей, внуков и правнуков нередко открывает им новые смыслы, резко прибавляет умственного и физического здоровья.

Для МИЭК характерна и приверженность особой позиции в экзистенциальной философии, сформулированной С.Б.Есельсоном под названием «Радикальное экзистенциальное мировоззрение». В этой концепции проводится жесткий водораздел между психологией и психотерапией, между экзистенциальной терапией и другими направлениями психотерапии, сформулирован онтологический статус жизненного мира и вытекающие из этого следствия для экзистенциальной терапии.

Кроме долговременных учебных программ HEPI и MIEK на территории Восточной Европы разворачиваются несколько программ Институтов, базирующихся в странах Центральной Европы.

Так с 1999 г. и по сей день в Москве действует долговременная учебная программа по подготовке экзистенциальных аналитиков GLE-International, Вена (рук. Альфред Лэнгле). Продолжительность подготовки экзистенциальных аналитиков — 4 года. В 2012 г. начала действовать образовательная программа GLE- International в Киеве (Украина) и в Риге (Латвия).

В 2013 г. в Москве стартовал образовательный проект по подготовке логотерапевтов Института Виктора Франкла Вена, Австрия (рук. Aлександр Batthyány). Продолжительность подготовки логотерапевтов — 2 года.

В 2020 г. в Минске (Беларусь) был создан Институт Dasein–анализа, который планирует реализовывать долговременную программу по подготовке dasein—аналитиков. Научное руководство Институтом осуществляет Алиса Хольцхей-Кунц (Швейцария, президент швейцарского общества герменевтической антропологии и dasein-анализа).

В 2020 г. усилиями профессора психолога-экзистенциалиста О.В.Лукьянова и его последователей организован в г.Кемерово (Россия, Сибирь) Сибирский Институт феноменологической и экзистенциальной психологии. Институт планирует создание собственной долговременной программы подготовки экзистенциальных терапевтов.

Кроме этого на территории России получил распространение такой оригинальный экзистенциальный праксис, как экзистенциальное фехтование. С 2002г. подготовку специалистов по экзистенциальному фехтованию организует экзистенциальный терапевт Вячеслав Летуновский, выпускник Школы экзистенциального образования и инициальной терапии Калфреда Дюркхайма (г.Тоодмос-Рютте, Германия). Праксис основан на тезисе — как ты фехтуешь, так и живешь. Все происходящее во время фехтования становится предметом детального экзистенциального анализа. Продолжительность подготовки – 2 года.

Вокруг трех давно идущих долговременных программ подготовки экзистенциальных консультантов и терапевтов (программ HEPI, MIEK и (GLE — INTERNATIONAL) сложилось три больших сообщества экзистенциалистов-практиков. — Восточно-Европейская Ассоциация экзистенциальной терапии, Сообщество МИЭК и Экзистенциально-аналитическая Ассоциация.

Восточно-Европейская Ассоциация экзистенциальной терапии проводит ежегодные конференции в г. Бирштонас (Литва), а Сообщество МИЭК — проводило ежегодные фестивали в Крыму (мыс Тарханкут), а с 2014 г. — в Беларуси (г. Барановичи). Участники экзистенциально-аналитической Ассоциации один раз в два года собираются на конференции GLE – INTERNATIONAL.

Каждое из этих сообществ издает свои журналы на русском языке. С 2002 г. издается журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» (гл. редактор С.Б.Есельсон). Журнал выходит 2 раза в год. Это журнал Сообщества МИЭК.

Он издается при поддержке Института экзистенциального анализа и жизнетворчества (директор — Д.А.Леонтьев).

С 2008 г. выходит журнал «Existentia» — это журнал Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Журнал выходит 1 раз в год.

С 2009 г. выходит бюллетень «Экзистенциальный анализ» — журнал Экзистенциально-аналитической ассоциации.

В 2001 г. профессор МГУ психолог-экзистенциалист Дмитрий Леонтьев создал Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Основным достижением Института стала организация 1 раз в три года общероссийских конференций по экзистенциальной психологии с международным участием. Эти конференции стали единственной площадкой, на которой встречаются экзистенциальные терапевты и консультанты разных направлений, практикующие на территории бывшего СССР, а также экзистенциально-ориентированные философы и педагоги.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь – президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

  • Человек – это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
  • Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями. Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
  • Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
  • Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа. Получаемый опыт он создает сам.
  • В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.

экзистенциальный подход в психотерапии

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента. Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели. Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель – путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка – относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия – это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

Пробуждение чувства ответственности за свои решения

При возникновении этой проблемы эффективным будет выявление способов отказа от ответственности (методом интервью-конфронтации, парадоксальных утверждений и пр.). Терапия, направленная на пробуждение ответственности, как, впрочем, вся экзистенциальная терапия, исключает директивный стиль – ведь в таком случае велика опасность перенесения ответственности на терапевта – очередная уловка клиента. Методы терапии должны быть направлены на укрепление волевых качеств (или пробуждение их), важно учесть личностный потенциал, выстроить цели и желания с тем, чтобы потом перевести их в план реальности, подумав, какими способами это можно сделать. Если желаний «нет» — предстоит работа по поиску себя, ощущению вкуса жизни у клиента.

Психотерапия и философия

Теперь становится понятно, почему экзистенциальная традиция в психотерапии произошла от философии, и почему она тесно с ней взаимосвязана. Это единственное психотерапевтическое учение, принципы которого обоснованы с помощью философии. Основоположником экзистенциального учения можно назвать датского мыслителя Серена Кьеркегора. Другие западные философы, которые внесли большой вклад в развитие экзистенциальной школы: немецкий философ, классик экзистенциональной философии М. Хайдеггер, а также М. Бубер, П. Тиллих, К. Ясперс, французский философ Сартр и многие другие. Со времнем широкое распространение получила экзистенциальная психотерапия. Представители русской философии также не остались в стороне и вложили не меньше сил и знаний в экзистенциальное учение. Это В. Розанов, С. Франк, С. Трубецкой, Л. Шестов, Н. Бердяев.

экзистенциальная психотерапия техники

Впервые объединить философию и психотерапию решил швейцарский психоаналитик Л. Бинсвангер. Такую попытку он предпринял в 30-х годах двадцатого века, предложив экзистенциальный подход в психотерапии. Парадокс в том, что он не занимался на практике данным направлением, но смог определить основные принципы внутреннего мира человека, его поведения и реакции на окружающую действительность, заложить основы терапии. Его можно назвать основоположником экзистенциальной психотерапии. Медард Босс, швейцарский психиатр, предложил свою концепцию, первую в своем роде. Это случилось в 50-х годах двадцатого века. За основу он взял учения немецкого философа Хайдеггера и трансформировал их для применения в психотерапии. Он считается основателем одного из направлений экзистенциональной терапии – дазайн-анализа, который содержит в себе модель понимания человека. В 60-х Босс организовал программу подготовки для психоаналитиков и психотерапевтов по своей собственной методике. Множество течений имеет сейчас экзистенциальная психотерапия, техники ее различаются, но цель преследуют одну – сделать жизнь человека комфортной и качественной.

Утрата смысла жизни

Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте – либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.

Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления – важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.

И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, — проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением – мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.

Психотерапия Франкла

Одним из самых типичных представителей экзистенциальной психотерапии можно назвать Виктора Франкла. Это австрийский психолог, психотерапевт и невролог. Экзистенциальная психотерапия, методы которой основаны на учениях Франкла, получила название логотерапии. Основная его мысль состоит в том, что главное для человека – найти смысл бытия и понять свою жизнь, к этому он должен стремиться. Если человек не видит смысла, жизнь его превращается в пустоту. Экзистенциальная психотерапия Франкла основана на понимании, что само существование ставит вопросы перед человеком о смысле бытия, а не наоборот, и человеку нужно отвечать на них поступками. Экзистенциалисты считают, что обрести смысл может каждый из нас, независимо от пола, возраста, национальности или религии, социального статуса.

экзистенциальная психотерапия представители

Путь к смыслу индивидуален для любого человека, и если он не может сам его найти, приходит на помощь терапия. Но экзистенциалисты уверены, что человек и сам в состоянии это сделать, главным направляющим они называют совесть, которую Франкл считал «органом смысла», а возможность его находить назвал самотрансценденцией. Выйти из состояния опустошенности индивид может, только взаимодействуя с окружающей реальностью; замкнувшись в себе и заострив внимание на своих внутренних переживаниях, это сделать невозможно. Франкл утверждал, что 90 % наркоманов и алкоголиков стали такими из-за утраты смысла жизни и потери пути к нему. Другой вариант – рефлексия, когда человек концентрирует внимание на себе, пытаясь найти в этом счастье; это тоже ложный путь. Разработанная Франклом логотерапия основана на противодействии рефлексии – дерефлексии, а также парадоксальной интенции.

Определение и основные идеи экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.

Экзистенциальная психология использует позитивный подход, который приветствует человеческие стремления и способности, одновременно признавая человеческие ограничения. Этот раздел психологии помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:

  1. Свобода и связанная с ней ответственность. У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни. Тем не менее многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности.
  2. Смерть. Смерть – одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент.
  3. Одиночество. С одной стороны, человек – социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой – он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
  4. Бессмысленность. Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.

Борьба с любой из этих данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет человека страхом или экзистенциальной тревогой. Например, для большинства людей факт собственной смерти или кончины родственников является источником глубокой тревоги, они настойчиво игнорируют реальность и отказываются мириться с тем, что смерть наступит. Есть и те, кто до состояния невроза или психоза зациклен на неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления. Люди, которые поддерживают здоровый баланс, мотивированы принимать решения, позитивно влияющие на их текущую жизнь. Реальность смерти побуждает максимально использовать возможности и ценить то, что уже есть.

Жить аутентичной (подлинной) жизнью, реализуя свои уникальные свойства и потенциал – главный призыв экзистенциальной психологии. Этого можно достичь, только взяв ответственность за собственные действия и праздность, осознав, что бездействие – это тоже решение.

Экзистенциальная психология напоминает об ограниченности времени, стимулирует искать смысл жизни и действовать таким образом, чтобы судьба находилась в руках человека. Она признает неизбежность «нормальной» тревоги, считая ее частью взросления и адекватной реакцией на происходящее.

Методы логотерапии. Дерефлексия

Дерефлексия предусматривает полную самоотдачу вовне, прекращение копания в собственных переживаниях. Этот метод применяют при наличии неврозов навязчивых состояний. Примером таких нарушений часто бывают проблемы в сексуальной жизни, связанные с боязнью импотенции, фригидности. Франкл считал, что неврозы навязчивых состояний сексуального характера связаны с желанием получить удовольствие и боязнью его отсутствия. Пытаясь найти счастье, постоянно концентрируя на этом внимание, человек не находит его. Он уходит в рефлексию, наблюдая за собой как бы со стороны, анализируя свои ощущения и не получая в конечном итоге никакого удовлетворения от происходящего. Решением проблемы Франкл видит избавление от рефлексии, самозабвение. В качестве примера успешного применения метода дерефлексии в практике Франкла можно выделить случай молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В юности она подверглась насилию и постоянно боялась, что этот факт наложит отпечаток на ее сексуальную жизнь и возможность получать от нее удовольствие. И вот именно эта нацеленность на себя, свои ощущения и эмоции, копание в себе спровоцировали отклонение, но не сам факт насилия. Когда же девушка смогла переключить внимание с себя на партнера, ситуация поменялась в пользу для нее. Она смогла получать удовольствие от половых отношений, проблема исчезла. Спектр применения метода дерефлексии широк и может быть полезен при решении многих психологических проблем.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция – понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что боязнь человека какого-то события, переходящая в навязчивое состояние, постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им. Термин «интенция» происходит от латинского intentio – «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха. Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

экзистенциальная психотерапия смысл

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него трясутся руки. В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост — перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.

экзистенциальная психотерапия прием

«Я-реальное» стремится к «Я-идеальному». Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от «Я-идеального». Основной принцип клиент-центрированного метода – тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Работа с ощущением одиночества

Парадоксально, но чтобы справиться с одиночеством, нужно в него углубиться. Как говорят психологи, нельзя перестать быть одиноким без возможности уединения.

В своей работе терапевт обязательно сделает акцент на представлении клиента о партнерских отношениях, исключающих проявления зависимости, манипулирование (если это представление очень приблизительное, над ним работают). Как правило, у клиента часто искажен образ партнерства или нахождения в паре, нередко проявляются патологии в виде агрессивного желания обладать партнером, указывать ему, как правильно поступить, манипулировать или, наоборот, включается механизм «жертвы», созависимости и т. п.

Немаловажную роль в работе играет установка «здесь и сейчас» — в отношениях с терапевтом всегда проявляются причины одиночества или сложностей межличностного взаимодействия. Ценным опытом будет получение клиентом «обратной связи» от терапевта.

Техники клиент-центрированного метода

Экзистенциальный подход в психотерапии по методу Карла Роджерса выделяет семь этапов развития, осознания и принятия себя:

  1. Наблюдается отстраненность от проблем, отсутствие желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  2. Человек начинает проявлять свои чувства, самовыражаться, приоткрывать свои проблемы.
  3. Развитие самовыражения, принятие себя со всей сложностью ситуации, своих проблем.
  4. Появляется потребность к самобытности, желание быть собой.
  5. Поведение становится органичным, спонтанным, легким. Появляется внутренняя свобода.
  6. Человек открывается себе и миру. Занятия с психологом можно отменять.
  7. Появление реалистичного баланса между Я-реальным и Я-идеальным.

экзистенцианальная психотерапия методы

Выделяют основные компоненты метода:

  • отражение эмоций,
  • вербализация,
  • установление конгруэнтности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Отражение эмоций. Во время беседы психолог называет вслух те эмоции, которые испытывал клиент в той или иной ситуации, опираясь на его рассказ.

Вербализация. Психолог пересказывает своими словами сообщения клиента, но не искажает смысл рассказанного. Этот принцип создан для выделения самого существенного из повествования клиента, наиболее тревожащих его моментов.

Установление конгруэнтности. Здоровый баланс между реальным и идеальным Я. Процесс реабилитации можно считать успешным, если состояние клиента меняется в следующем направлении:

  • воспринимает себя адекватно, открыт для других людей и нового опыта, уровень самооценки приходит в норму;
  • повышается эффективность деятельности;
  • реалистичный взгляд на проблемы;
  • уменьшается ранимость, увеличивается приспосабливаемость к ситуации;
  • снижение тревожности;
  • изменение в поведении в положительную сторону.

Техника Роджерса довольно успешно применяется в школе с подростками, в конфликтологии. Есть у нее и противопоказание – применение ее нежелательно, если у человека реально нет возможности расти и развиваться.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья — не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

конечность бытия смерть экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: