Ощущение как физический, физиологический и психический процесс

Человек и другие живые существа, имеющие нервную систему, обладают некоторым сходством организации психической деятельности. Им свойственны такие психические процессы, как определенный тип реагирования на внешний раздражитель, возбуждение и торможение в нервной системе, работа анализаторных систем.

Способность к ощущениям

Аперцепция – это свойство, которым обладают все живые существа на планете. Появляется оно в процессе работы анализаторных систем и рецепторов. Однако чувствование нельзя сводить только к физиологическим особенностям живых организмов, оно проявляется и на психологическом уровне.

Виды ощущений в психологии

Человек воспринимает информацию при помощи различных органов. Исходя из этого, существуют условия, которые делят ощущения на несколько видов. К ним относятся расположение рецепторов, наличие или отсутствие раздражителя и его тип, время возникновения. Далее рассмотрим, какие бывают виды ощущений в психологии и их характеристика.

Существует три главных класса ощущений. Первый – интерорецептивный. Его по-другому называют органическим. Это связано с тем, что данный класс ощущений отвечает, например, за восприятие жажды, голода или боли.

Второй вид – экстерорецептивный. Ощущения этого класса связаны с сигналами с поверхности человеческого тела.

Третий вид – проприорецептивный. Ощущения указанного типа берутся из мышц и сухожилий. Они дают информацию о движении, положении частей тела.

Помимо основных бывают дистантные и контактные виды ощущений в психологии. Зрительные и слуховые восприятия характеризуют первую группу. Вкусовые, обонятельные и осязательные – вторую.

Стоит отметить, что многие ученые рассматривали эти виды ощущений в психологии. Крутецкий В. А. написал о них и об их характеристиках множество работ.

Ниже представлены основные виды ощущений в психологии. Таблица также показывает, откуда приходят сведения для мозга. Это классификация видов ощущений по расположению рецептора.
Виды ощущений по расположению рецептора

Виды ощущенийОткуда приходят сигналы
1ИнтерорецептивныеВнутренняя среда организма
2ЭкстерорецептивныеВнешняя среда организма
3ПроприорецептивныеПоложение тела

Как говорилось выше, существуют и другие способы восприятия информации. Они классифицируются по наличию или отсутствию контакта с раздражителем. Давайте рассмотрим другие виды ощущений в психологии. Таблица показывает, какие органы отвечают за восприятие информации.
Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем

Виды ощущенийКакие восприятия к ним относятся
1ДистантныеЗрительные, слуховые, обонятельные
2КонтактныеВкусовые, кожные, кинестезические

Вкусовые ощущения


Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей – это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.
Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Основные закономерности ощущений: пороги чувствительности

Каждая из вышеназванных групп дает уникальную информацию. Есть и общие закономерности, характеризующие виды ощущений в психологии. Это пороги чувствительности, то есть способности определить величину, качество раздражителя. При этом наименьшую дозу возбудителя, вызывающую ощущение, принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности.

Благодаря способности определять величину и качество раздражителя человек может замечать как внешние, так и внутренние изменения (например, увеличение или уменьшение звука, яркости света, тяжести и так далее).

Стоит отметить, что этот порог чувствительности для каждого индивида свой. Это связано со многими факторами, но главный из них – степень тренированности. То есть величина порогов чувствительности зависит от того, как часто человек испытывает те или иные ощущения.

Тот порог, который замечается, называется дифференциальным. При нем ощущаются изменения силы и характера раздражителя. По-другому его называют порогом различения.

Существует и другая величина возбудителя. Это оперативный порог. Он достигается, когда точность и скорость различения доходят до максимальной точки.

Также выделяют временный порог. Это величина длительности раздражителя, которая необходима для получения ощущения.

Существует временной отрезок от подачи сигнала до возникновения ощущения. Этот порог называется латентным.

Психология восприятия Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия

3. Интермодальные ощущения и синестезии

Перцептивные системы формируются под влиянием задач, возникающих в деятельности индивида. Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающие промежуточное положение между традиционными модальностями.

Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Как известно, слуховая система человека не воспринимает колебания воздуха с частотой ниже двадцати герц. Более низкие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это осуществляется не с помощью слуха, что доказывается существованием вибрационной чувствительности у глухих, а посредством, главным образом, кожно-мышечной системы. Для возникновения ощущения вибрации важно, чтобы раздражение передавалось костными тканями и распространялось на возможно большую часть тела. Считается, что при этом возбуждается вестибулярная система, хотя для нее вибрация — неадекватный раздражитель.

Вибрационная чувствительность занимает в нашем восприятии несравненно меньшее место, чем осязание или слух. Но у людей, потерявших слух, она начинает играть огромную роль. Вибрационную чувствительность называют даже «слухом глухих». В литературе описаны случаи, когда глухие оказывались способны воспринимать с помощью вибрации сложные музыкальные произведения.

Другим примером интермодальной чувствительности служит так называемое «шестое чувство слепых». Известно, что слепые, от рождения или с детства, способны на расстоянии обнаруживать препятствия и успешно их обходить. Субъективные ощущения, возникающие у них при этом, очень сложны. Как правило, слепые сообщают, что они чувствуют препятствие кожей лица. Однако, большинство исследователей считает, что чувство преграды связано не с кожной, а со слуховой чувствительностью. Согласно этой точке зрения, слепой гораздо лучше чем зрячий улавливает это от своих шагов. Отраженные от предметов звуки воспринимаются как ориентиры, дающие указания о препятствиях, к которым он приближается. Поэтому чувство препятствия отказывает, если на пути слепого вместо плотной стенки, хорошо отражающей звуки, поставить преграду в виде металлической сетки с крупными ячейками.

Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи. А. Н. Леонтьевым была продемонстрирована возможность формирования с помощью создания у испытуемого активной установки совершенно нового вида чувствительности, который получил название неспецифической световой чувствительности.

В экспериментах ставилась задача выработать у испытуемых чувствительность к цвету посредством кожи ладони. Испытуемый сидел перед черным экраном. Через отверстие в экране была просунута его рука. В свою очередь сквозь отверстие в доске, на которой покоилась рука испытуемого, на ладонь проецировался красный или зеленый луч света. Лампа была отгорожена от ладони испытуемого водяным фильтром, так что раздражители, действующие на поверхность кожи, имели совершенно одинаковые тепловые характеристики и отличались лишь длинною волны.

В первой серии экспериментов испытуемый оставался пассивным, так как его ни о чем не предупреждали. Экспериментатор пытался выработать у него условный защитный рефлекс на раздражение красным светом. Раздражители подавались через разные промежутки времени в случайном порядке. Через тридцать секунд после раздражения ладони красным светом испытуемый получал удар током и, естественно, отдергивал ладонь. Зеленый светне сопровождался подкреплением. Оказалось, что даже после 800—900 сочетаний испытуемый не мог научиться вовремя отдергивать руку.

Во второй серии экспериментов испытуемому сообщалось, что иногда его ладонь будет освещаться красным, а иногда зеленым светом, и что если после освещения руки красным светом он не отдернет руку, то получит электрический удар. Иными словами, у испытуемых создавалась установка на активное обнаружение определенного раздражителя. В остальном условия опыта сохранялись. Результаты этой серии оказались поразительными. Уже через сорок — пятьдесят сочетаний удалось выработать условный рефлекс на освещение кожи красным светом, так что испытуемый отдергивал руку сразу после освещения ладони красным светом и оставлял ее на месте при освещении зеленым светом.

Взаимодействие перцептивных систем обусловлено, главным образом, единством окружающего мира. Действительно, один и тот же предмет или явление обладает множеством различных аспектов. Их восприятие связано с работой различных перцептивных систем, переферические звенья которых имеют весьма различные характеристики. Тем не менее мы воспринимаем единый целостный образ. Очень ярко взаимодействие перцептивных систем выступает в случае восприятия внешнего пространства (см. стр. 157 и стр. ).

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие о глубоких связях различных перцептивных систем. Речь идет о синестезии — возникновении ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя, совершенно другой модальности. Явление синестезии может возникать как в явной, так и неявной форме. В явной форме, по данным ряда исследований, синестезии наблюдаются примерно у 50% детей и 15% взрослых. Очень яркие синестезии были, например, у композитора А. Н. Скрябина, переживавшего каждый звук окрашенным в тот или иной цвет и даже писавшего симфонии цвета. Можно утверждать, что в неявной форме синестезии встречаются у каждого. «Теплые» и «холодные» цветовые тона, «высокие» и «низкие» звуки свидетельствуют о том, как естественно подчас оцениваются ощущения при помощихарактеристик, заимствованных казалось бы, из совсем другой модальности.

Наиболее универсальной в этом отношении оказалась характеристика «светлоты». Немецкий психолог Э. М. Хорнбостель показал в двадцатых годах нашего столетия, что светлыми и темными могут быть не только зрительные, но и осязательные, органические, обонятельные и слуховые ощущения. Так ощущения голода, прикосновения гладким и твердым предметом оценивались как светлые, а противоположные им ощущения — сытости, прикосновения шершавым и мягким предметом — как темные. Характеризуя незнакомые запахи, испытуемые использовали те же определения: запах духов казался им светлым, а запах дегтя — темным.

Чтобы проверить воспроизводимость получаемых таким образом результатов, Э. М. Хорнбостель провел контрольный опыт. Испытуемым давалась группа запахов и предлагалось с помощью цветового кругах) подобрать для каждого из них серый тон, соответствующей светлоты. Оказалось, что все испытуемые расположили запахи примерно в один и тот же ряд, причем запаху бензола соответствовал цветовой круг с 40% белого цвета. Затем те же запахи сравнивались со звуковыми сигналами, подаваемыми с помощью звукогенератора. В результате было установлено соответствие обонятельных и слуховых ощущений, в котором запах бензола приравнивался звуковому тону частотой 220 гц. На последнем этапе эксперимента испытуемые должны были сопоставить различные звуковые тона с оттенками серого цвета. Оказалось, что для тона 220 герц был подобран серый цвет, на 41% состоящий из белого. Иными словами удалось показать эквивалентность оценок светлоты, запаха и высоты звукового тона. Условно этот результат можно изобразить в виде следующей схемы:

Не менее интересные исследования провели немецкие биологи В. Бернштайн и П. Шиллер. В одном из опытов рыбы обучались плыть всегда к более освещенной из двух кормушек. После выработки этого условного рефлекса освещение кормушек уравнивалось, но перед одной из них рассеивалось вещество со «светлым», а перед другой — с «темным» (по шкале Э. М. Хорнбостеля) запахом. Рыбы направлялись к кормушке со «светлым» запахом. Другие опыты проводились с земноводными, меняющими свою окраску в зависимости от уровня освещенности. Результаты показали, что посветление окраски вызывают также «светлые» обонятельные и звуковые раздражители.

Следует подчеркнуть, что синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия. Когда же воспринимаемая ситуация неопределенна, то синестезии наблюдаются довольно часто. Советская исследовательница Л. А. Селецкая провела опыты, показавшие, что сознательное выделение синестезических признаков «теплоты» и «холода» цветового тона при дифференциации цветовых карточек, предъявляемых в переферическом зрении, позволяет испытуемым улучшить показатели различения.

О механизмах синестезий известно в настоящее время еще очень мало. Опыты В. Бёрнштайна, добившегося посветления окраски темноадаптированных рыб с помощью инъекции им вытяжки из сетчатки светлоадаптированных рыб, говорят о том, что синестезии могут быть связаны с гуморальными процессами. В пользу биохимической гипотезы возникновения синестезий свидетельствуют факты о появлении синестезий под влиянием таких наркотиков, как мескалин и ЛСД-25. Не вызывает сомнения, что синестезии связаны с генетически ранними ступенями восприятия.

Полностью книгу ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ Б. М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, В. П. ЗИНЧЕНКО, А. Р. ЛУРИЯ можно найти по ссылке

Ощущения и восприятие

В человеке происходят различные психологические процессы. К ним относятся основные виды ощущений в психологии. B они имеют прямое отношение к более сложному процессу – восприятию. Оно является более целостным изображением предметов, явлений.

Существуют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические, то есть двигательные и вкусовые восприятия. Они характеризуются следующими основными свойствами: константностью, целостностью, осмысленностью, избирательностью и апперцепцией.

Константность характеризуется устойчивостью восприятия. То есть в различных обстоятельствах тот или иной предмет представляется в одном образе. Например, с большой высоты лес не покажется зеленым, но парашютист будет воспринимать его именно таким.

Целостность означает, что любой предмет или явление воображение человека рисует в полном объеме. Например, при общении с кем-либо удаленно люди слышат только голос, но представляют внешность собеседника.

Осмысленность подразумевает следующее: человек способен воспринимать лишь то, что он понимает.

Избирательность заключается в выделении каких-нибудь предметов среди других.

Апперцепция представляет собой зависимость от пройденного опыта, способностей человека, от его психического состояния. Когда на восприятие чего-либо влияют убеждения, такой процесс называется устойчивой апперцепцией.

Качество и интенсивность ощущений

Эмпатия — что это в психологии

Качество и интенсивность – главные характеристики реакции на раздражение рецепторов. Качество дает исследователю информацию о том, чем данная реакция рецепторов отличается от других аналогичных реакций. Так, например, вкусовые ощущения очень разнообразны: человек точно может отличить горький вкус от сладкого. Та или иная характеристика вкуса зависит от химического состава продукта, именно этим определяется качество вкусовых ощущений.

Дополнительная информация. Качество ощущений часто отождествляют с их модальностью, так как она отражает основное свойство того или иного анализатора.

Количественной величиной рецепторных реакций является интенсивность. Она определяет силу действия раздражителя и силу работы рецептора. Примером изменения интенсивности впечатлений может служить способность человека воспринимать запахи: во время простудного заболевания, сопровождающегося заложенностью носа, она снижается.

Расстройства ощущений. Гиперестезия

Психологические нарушения многочисленны. И если говорить об ощущениях, то среди них можно выделить три вида расстройств: гиперестезию, гипестезию и парестезию. Сейчас мы более подробно их рассмотрим, чтобы понять, что означают эти сложные термины.

Что такое гиперестезия? Это состояние, когда человек воспринимает те или иные предметы и явления с повышенной чувствительностью. Данный термин используется, когда описываются некоторые виды ощущений в психологии. С примерами будет проще понять эти расстройства. Итак, в обычной ситуации, когда человек не болен, его вряд ли ослепит обычная горящая свеча. Но при нервозе даже маленький огонь кажется невозможно ярким. То есть здесь наблюдается нарушение дистантного ощущения (зрительного восприятия). Или же человека может вывести из себя печатание на клавиатуре. Оно покажется просто оглушающим. В подобной ситуации также наблюдается нарушение дистантного ощущения (слухового восприятия).

Гипестезия и парестезия

Противоположностью гиперестезии является гипестезия. Она характеризуется пониженной чувствительностью организма к раздражителям. Для примеров используем некоторые виды ощущений в психологии. Допустим, на улице сильные морозы. Человек с гипестезией не почувствует холод. Это может привести его к обморожению. То есть у него нарушены экстерорецептивные ощущения. Если человек не способен чувствовать боль, например, от укола, то тут уже нарушены интерорецептивные ощущения. Причин для гипестезии множество. Например, анестезия или кожные заболевания типа проказы.

Следующий вид расстройства ощущений называется парестезией. Он характеризуется неврологическими и сосудистыми поражениями. Такое нарушение возникает, например, во время сна, когда все тело сдавливает одну руку. Или в сидячем положении можно почувствовать онемение некоторых частей тела. В таких случаях люди говорят, что отлежали руку или пятую точку. Но этот вид расстройства может нести и более серьезный характер, что требует лечения.

Роль ощущений

Восприятие организмом тех или иных воздействий необходимо для поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.


Ведь все виды ощущений в психологии помогают нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки предупреждают об опасности, дают нам информацию о каком-нибудь предмете, людях, явлениях. Если говорить о зрительном восприятии, то с помощью него мы получаем 85% всех сведений.

Все виды ощущений в психологии передают нам информацию, и они крайне важны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: