7 базовых эмоций, которые лежат в основе всех чувств

Теория эмоций Роберта Плутчика

Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует. Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них. На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.

В данной статье мы хотим рассмотреть адаптационную модель эмоций, которую разработал американский психолог Роберт Плутчик. Исследованиям природы эмоций, а также их эволюционных предпосылок и механизмов, особенностей и причин защитных психических реакций, как и психодиагностическим деталям человеческих типов, Плутчик посвятил многие десятилетия. Плодом всех этих научных изысканий и явилась адаптационная (или психоэволюционная) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций, которые мы и рассмотрим.

Давайте разберемся в эволюционной подоплеке наших эмоций получше и познакомимся с моделью Плутчика детально.

Психоэволюционная модель эмоций

В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.

Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:

  1. Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
  2. Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
  3. Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
  4. Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
  5. Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
  6. Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
  7. Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
  8. И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.

Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.

Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.

Что такое эмоции

Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет что это такое. Или, по крайней мере, так думает. Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь испытывая эмоции, мы автоматически считаем их неотъемлимой частью себя самих, а значит чем то само собой разумеющимся. К сожалению, часто бывает так, что именно те вещи, которые кажутся нам слишком очевидными, наиболее часто остаются без внимания.

Еще одна причина заключается в том, что мы нередко испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств. В такие моменты мы не можем точно сформулировать, что именно мы испытываем — радость или просто удовлетворение, удивление или страх, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия (грусть?) вызывает у нас нечто похожее и на радость и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например, из разочарования, горя и гнева, а ведь это, ни что иное, как хорошо знакомая всем обида.

Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле, бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем в настоящий момент — «здесь и сейчас». В лучшем случае, мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми, да и то, если они достаточно ярко выражены. И наверное каждому знакомо состояние, когда сложно сказать что именно мы чувствуем, до такой степени, что не получается сказать, хорошо нам или плохо, радостно или грустно, а в общем непонятно как.

Зачем нам знать о своих эмоциях?

эмоция

Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?

Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни. Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том, как именно они устроены?

Вероятно, этот вопрос во многом риторический. Есть например, такие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире», для одиних людей они просто блажь, а для других, одни из самых важных в жизни. И, если вы человек из второй категории, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес.

Почему знание об эмоциях и чувствах может быть так важно?

Возможно потому, что это вопрос о том, что именно я чувствую, и, ведь если задуматься, то именно из этого и состоит наша жизнь.

Такой трудный вопрос — что я чувствую прямо сейчас?

Закройте глаза и попробуйте сделать это. Попробуйте ответить на этот, вроде бы несложный вопрос. Не удивлюсь, что скорее всего, вы придете в замешательство. И вы, не только не сможете вычленить свои эмоции по отдельности, но также, не сможете описать свое состояние, так, чтобы сказать с уверенностью — это именно то, что я и чувствую на самом деле.

Иногда нам кажется, что это вполне возможно. Но это, либо заблуждение, либо эмоция настолько сильна, что в данный момент затмевает все другие. Так бывает во время стрессовых событий. Например, мы испытываем сильный страх во время стихийного бедствия, в такой момент, нам наверняка кажется, что мы понимаем, что наша эмоция, это страх и только. Но вот, опасность миновала, страх еще не прошел, но уменьшился настолько, что мы начинаем замечать, что на самом деле, он был не один, а было еще удивление, интерес, возможно даже восторг, просто в какой то момент, страх был так силен, что мы не замечали всего остального.

Природа эмоционального фона (интегрального эмоционального сосотояния) такова, что это всегда причудливая смесь самых разных эмоций, и даже если каждую из них мы и могли бы назвать по-отдельности, то в совокупности, это всегда останется тем, чему мы сможем дать лишь смутное название.

Реконструкция события с точки зрения эмоций

Представьте себе ситуацию — вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется, что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из опавшей листвы. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась маленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту восходит луна и освещает дорожку так, что вы видите совсем рядом забор соседнего дома. Вы облегченно вздыхаете, и идете домой. Обычно мы никогда не задумываемся в такие моменты что же именно мы ощущаем. Вероятнее всего, если вы будете рассказывать эту историю своим друзьям за чашкой чая, вы упомянете испуг, и, возможно финальное облегчение. Это означает, что вам запомнилось только два, наиболее сильных эмоциональных момента этого короткого события. Но было ли у вас только две эмоции?

Давайте попробуем себе представить что вы, скорее всего, могли ощущать за время описанного события, которое длилось, ну например, 2-3 минуты.

один в лесу

Анализ вероятных ощущений во время события

Итак, с самого начала. Мы идем и в нас медленно зарождается легкая тревога, мы не знаем что там впереди. Вполне вероятно, мы ощущаем легкий холодок в области солнечного сплетения, живота и спины. Возможно, нас даже совсем слегка поташнивает. Мы чувствуем ногами землю, и легкую прохладу вечернего воздуха, мы ощущаем досаду (разочарование, а может и легкий гнев) от того, что забыли фонарь и легкое чувство вины (разочарование собой) оттого, что забыли дорогу. Мы слышим звук своих шагов и то, как шуршат листья под ногами. Вдруг мы видим движение тени, на нас немедленно обрушивается поток ужаса (страха), холодеют руки, спина и выступает пот, слегка дрожат колени, в голове мелькает история о вампирах из книги, которую недавно прочитали, но в тот же момент приходит рациональная оценка ситуации и ужас проходит, но след его мы чувствуем еще некоторое время, сильная эмоциональная волна прошла, но остался страх. На эти несколько секунд это доминирующее чувство, в этот момент нам кажется, что в нас есть только страх и только. Мы подходим к месту, которое напугало нас и чувствуем опасение, настороженность (затихнувший, но все еще живущий в нас страх) и надежду на то, что здесь никого нет что нам все показалось. И вот, мы выходим на тропу, видим свет луны, собаку и забор, и в нас возникает чувство облегчения и легкой радости от того, что ситуация завершилась так быстро и благополучно. Наше настроение (интегральное эмоциональное состояние) вернулось на прежний уровень и мы ощутили эмоциональный подъем, который, возможно, чувствовали все время в период сегодняшней прогулки по лесу. Мы вспомнили, что в доме нас ждут друзья и родные и через несколько минут мы увидим их. В нас поднимается чувство любви, которое еще больше поднимает настроение и дарит тепло, которое мы ощущаем буквально физически. Нам кажется, что нахлынувшая на нас приятная эмоциональная гамма, придает нам дополнительные силы, мы вдыхаем чистый воздух, ускоряем шаг, приближаемся к дому. От испытанного за последние несколько минут мы начинаем чувствовать все, что происходит с нами в данный момент заметно острее, чем до начала события.

Вот тот, разумеется далеко не полный перечень ощущений, которые мы могли бы пережить в описанной ситуации.

Разумеется в такой ситуации каждый пережил бы что-то свое, а теперь, попробуйте закрыть глаза и живо представить описанное происшествие. Что почувствовали бы именно вы?

А теперь давайте разберемся, что же мы чувствовали.

1. У нас были физические реакции и ощущения, некоторые из них были следствиями охвативших нас эмоций (холод, потоотделение, дрожь, тепло), а некоторые, окружающим нас миром (звуки, тени, запах, ощущения холодного воздуха и дороги под ногами). 2. Мы испытали эмоции — тревога, страх, ужас, досада, вина, облегчение, радость. В совокупности же мы испытали довольно сложную эмоциональную палитру, давайте назовем это чувством и настроением. Например, вспоминая своих близких, мы испытали любовь и теплоту, мы восстановили, то, что можно назвать эмоциональным балансом — хорошоее настроение (позитивное психологическое состояние). 3. Мы рационально оценили сложившуюся ситуацию и, эта оценка очевидно, влияла на наш эмоциональный фон. Кроме того, были задействованы механизмы памяти, например, мы вспоминали книгу которую читали и, скорее всего, вспоминали похожие ситуации, в которые мы, возможно, попадали ранее. Вполне возможно, некоторые из воспоминаний пришли к нам из подсознания, это могли быть какие то травмирующие старые события, которые мы ранее вытеснили из своей «оперативной памяти». Но не только это. Мы также задействовали и некую память об эмоциях, ранее пережитых нами, ведь иначе, откуда бы мы узнали, что ужас это ужас, а радость это радость. Кроме того, мы пережили автоматическую реакцию — ужас (страх), который вовсе не был следствием рациональной оценки событий. Мы просто увидели тень в лесу, и в тот же момент, автоматически ощутили мощную эмоцию и прилив адреналина, которая породила в теле физические реакции, такие как крайнее возбуждение, дрожь в коленях, потоотделение и холод в спине.

Вот каковы могли быть последствия пережитого нами маленького триллера. И все это произошло в течении не более 2-3 минут.

Анализ пережитого, возможно подскажет вам, что все то, что обычно происходит с нами в жизни с точки зрения эмоционального отклика, куда сложнее, чем мы обычно могли бы подумать. В качестве упражнения, попробуйте как-нибудь на примере своей собственной ситуации сделать похожий анализ. Опишите, что именно вы испытывали, попробуйте вычленить отдельные эмоции, описать общее эмоциональное состояние, как бы вы его назвали. Как и на что реагировало ваше тело. Что вы думали, какие воспоминания к вам пришли.

Итак, эмоции могут отличаться:

— По интенсивности (например, тревога и ужас, очевидно, относятся к одной группе (страх), но они разные по интенсивности).

— Восприниматься нами качественно. Например, как приятные, неприятные и нейтральные (радость обычно воспринимается как приятная эмоция, а страх как неприятная — но так происходит не всегда).

— Эмоции связаны с памятью и с ощущениями в теле (они могут, как порождать эти ощущения, так и быть ими порождены).

— Они обусловлены. То есть связаны с причиной и одновременно они целесообразны (возникают вследствие и для чего то).

Так например, причиной эмоции может быть автоматическая реакция на опасность, как ужас, который возник в нас без участия рационального осмысления ситуации. Целесообразность такой автоматической реакции заложена в нас природой. Это подготовка либо к бегству, либо к сражению за свою жизнь. В этот момент мощная животная и автоматическая реакция мгновенно подготовила наш организм к выживанию без участия нашего, слишком медленного в таких ситуациях рационального ума. Быстрая и сильная иррациональная эмоция может быть очень полезной.

— Эмоции оцениваются нами с рациональных позиций. Например, у нас есть понимание того, как называется та или иная эмоция, с чем она связана, мы оцениваем ее качество и интенсивность (заметьте, что здесь речь идет о двух разных оценках: непосредственном восприятии эмоции, например, ее интенсивности и качества, а также, последующая рациональная оценка того, что уже было испытано.

— Еще эмоции могут быть сложными (составными), и вместе создавать цельный эмоциональный фон, который, при внимательном рассмотрении, представляет из себя сумму разных по интенсивности и качествам эмоций. Например, чувство вины, которое мы виртуально испытали в описанной ситуации, чувство сложное и состоит из нескольких, более элементарных эмоций — из страха, стыда, гнева и горя.

Следует отличать вину и стыд, стыд это эмоция, касающаяся того, каков я есть вообще (как правило, это неприятное чувство, возникающее вследствие реакции на несоответствие наших реальных внутренних качеств нашим же ожиданиям), а вина, это эмоциональная реакция на несоотвествие наших действий, нашим ожиданиям. Естественно, эта грань довольно условна, ведь действия можно произвести в своем воображении и испытывать, таким образом, вину за то, что на самом деле, не было совершено в реальности.

Настроение и чувство — сложные эмоциональные состояния

Настроение — эмоциональный фон (смесь разных эмоций), субъективно воспринимаемый человеком, как более — менее постоянный. Настроение может восприниматься как приятное, неприятное или нейтральное, а также, отличаться по интенсивности, завися от интенсивности и соотношения составляющих его эмоций и от актуальной ситуации внешнего и внутреннего мира (физических событий, мыслей, оценок).

Чувство — более стабильный во времени эмоциональный фон и они, в отличие от настроения, имеют более направленный характер, то есть это эмоциональная картина, более явно связанная с определенными событиями, людьми, идеями. Чувства, как и настроения, зависят от событий внешнего и внутреннего мира, однако, эта зависимость дает акцент на значимые события, являющиеся элементами достаточно сильных привязанностей.

Мы рассмотрели эмоции в их различных проявлениях, применительно к конкретной ситуации и выяснили, какими отличиями они обладают друг от друга, и от чего они могут зависеть. Есть ли в этом какая то система?

Психологи не пришли к единому мнению касательно природы человеческих чувств. Психологических теорий эмоций, чувств довольно много, подход их авторов иногда существенно отличается. Тем не менее, есть нечто общее. Большинство психологов считают, что эмоции у человека возникли, как жизненно важные механизмы, необходимые для выживания. Наша автоматическая реакция в лесу превосходно иллюстрирует этот тезис. И такая реакция не отличается от автоматической реакции животного на значимое событие.

Базовые эмоции по Экману и как их опознать

Базовыми или основными эмоциями называют и семь эмоций, которые описал Пол Экман. Этот американский психолог и исследователь приобрел большую известность благодаря своим работам, в которых показал, что мимические выражения различных эмоций являются универсальными для всех людей, независимо от их культурной, расовой и прочей принадлежности. Опубликованная в 1978 году «Система кодирования лицевых движений» (FACS) наглядно и исчерпывающе демонстрирует, как выглядят микродвижения и выражения лица и предлагает своеобразный код прочтения эмоций.

7 универсальных эмоций, описанных Экманом, включают:

  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • гнев;
  • радость;
  • печаль;
  • презрение.

Каждая из 7 универсальных эмоций отличается присущими лишь ей специфичными микродвижениями и микровыражениями мимики, по которым и возможно ее точно распознать. Детально изучить этот аспект вы можете в статье «Микровыражения»,но лучше разобраться во всей системе,ознакомившись с книгами Пола Экмана «Психология эмоций» и «Психология лжи».

Также обращаем внимание на то, что для тех, кто хочет пойти еще дальше в умении понимать и «читать» людей, существует онлайн-программа по обучению профайлингу. Она призвана научить узнавать человека лучше, в том числе оставлять психологический портрет и понимать реальные эмоции, распознавая истинные и фальшивые. Кроме того, программа обучает навыкам выявлять ложь, пресекать манипуляции и влиять на людей. Но продолжим.

Как мы легко можем заметить, вышеперечисленные эмоции практически совпадают со всеми базовыми эмоциями, выделяемыми Плутчиком. Исключение составляют радостное ожидание (предвкушение, интерес) и доверие, которые присутствуют в системе Плутчика, но отсутствуют у Экмана, и презрение. Однако же данный факт не обесценивает ни ту, ну другую теорию.

Таким образом, теория эмоций Роберта Плутчика во многом пересекается с другими теориями базовых эмоций, в частности с системой базовых эмоций, мимические микровыражения которых четко описаны в работах Пола Экмана.

LiveInternetLiveInternet

Адаптационная теория эмоций Роберта

Адаптационная теория эмоций Роберта Плутчика
разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ИЗЛОЖЕНЫ ШЕСТЬЮ ПОСТУЛАТАМИ 1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций: Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция. Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее. Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности. Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности. Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов. Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки. Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом. Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде. 2. Эмоции имеют генетическую основу. 3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1: Таблица 1. Cтимул — эффект
Угроза[/td]

Стимульное событиеПодразумеваемая когницияПереживаниеПоведениеЭффект
«Опасность»Страх, ужасБегствоСамосохранение
Препятствие«Враг»Гнев, яростьНападение, кусаниеРазрушение
Потенциальный партнер«Обладать»Радость, экстазУхаживание спариваниеВоспроизводство
Потеря значимого индивида«Заброшенность»Печаль, гореПризыв к помощи и воссоединениюРеинтеграция
Член группы«Друг»Принятие, довериеУхаживание, содействиеАффиляция, присоединение
Отвратительный объект«Отрава»Отвращение, ненавистьИзвержение, отталкиваниеОтвержение
Новая территория«Что там?»ОжиданиеОбследование, организацияИсследование
Неожиданный новый«Что это?»УдивлениеОстановка, тревогаОриентация

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул 5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными. 6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2). Таблица 2. Эмоции и их производные

Биологические регулятивные процессыПоведение экспрессияАдаптивная функцияСубъективныесостоянияЧерты характераДиагнозы
ИзбеганиеБегствоСамосохранениеСтрахРобкийПассивность, тревожность
ПриближениеАтакаРазрушениеГневСкандальный, сварливыйАгрессивность
ОбъединениеСпариваниеВоспроизводствоРадостьДружелюбный, общительныйМаниакальность
РазделениеСигнал дистрессаВоссоединениеПечальУнылыйДепрессивный
ГлотаниеЕдаИнкорпорацияПринятиеДоверчивыйИстерия
ВыбросИзвержениеОтвержениеОтвращениеВраждебныйПаранойя
Начало действийРазведкаИсследованиеОжиданиеЛюбопытныйНавязчивость
ОстановкаЗамираниеОриентированиеУдивлениеИмпульсивныйНеустойчивость

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит. Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ: 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями. 2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями. 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности. 4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили. 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты. На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом: — игнорироваться или не восприниматься; — будучи воспринятой, забываться; — в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом. Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости. Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую. Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление. По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации — это рационализация. ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ 1) защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление. 2) защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация. 3) защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация. 4) защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов. Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index). Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции. Адаптационная теория эмоций Роберта ПлутчикаСистема диспозиций по Келлерману и Плутчику Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого. При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ Диспозиция мании. Ведущая эмоция — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим — отвратительно». Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов. Диспозиция истерии. Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются). Импульс — не замечай этого. Переоценка стимула не происходит, стимул не замечается. Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. Агрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс — напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват». Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины. Диспозиция психопатии. Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь». Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации — повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь. Депрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…». Защитное поведение в норме: постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности. Параноидальная диспозиция. Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны». Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Пассивная диспозиция. Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо». Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств. Обсессивная диспозиция. Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо». Защитное поведение в норме: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:

Теория эмоций Роберта Плутчика

Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.

Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.

Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года [The Nature of Emotions, 2001]

Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.

Базовые эмоции у подростков. Как проявляются?

Эмоции проявляются в частой смене настроения, появлении агрессии, гневе, им кажется, что весь мир против них, взрослые их не понимают, и все очень плохо в жизни, преобладает страх, а иногда необоснованные порывы радости. Конечно, через некоторое время все эти проявления утихнут, ребенок повзрослеет. Но пока подросток находится в таком состоянии, он может совершать необдуманные поступки и даже навредить своему здоровью. В этом возрасте дети сбегают из дома или пытаются покончить жизнь самоубийством под воздействием эмоций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: