Как уровень самооценки влияет на принятие решений и поведение человека

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:


  • актуальность — определяет уровень самоанализа по результатам, которых человек уже достиг;

  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • стремление излишне идеализировать, при этом страдать, не достигая идеала;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Человек, обладающий адекватной самооценкой, достигает хороших высот в карьере и успехов во всех жизненных аспектах. Такой человек является довольно уверенным в себе и своих амбициях, и способен справиться с любыми жизненными неудачами.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Этот вид самооценки свойственен высокомерным и гордым людям, имеющим на все собственное мнение, которое значительно отличается от мнения окружающих.

Снизить завышенную самооценку очень легко. Если у человека с высокой самооценкой что-либо не выходит, или выходит не так как нужно, он начинает угнетать себя и его самооценка падает до заниженной. При этом это может сопровождаться глубокой депрессией или приобретением вредных зависимостей (алкоголь, сигареты, наркотики).

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Защита от осуждения

Размышляя о том, влияет ли самооценка на поведение человека, стоит отметить, что люди с низкой самооценкой очень болезненно реагируют на любую критику и неодобрение. Они стараются всячески оградить себя от осуждения. Специалисты выделяют четыре основных метода отстранения.

  • Обвинение. Если используется этот способ, человек постоянно ищет виноватых и, естественно, находит. Он придирается по мелочам и всегда всем недоволен.
  • Заискивание. В этом случае неуверенный в себе человек готов сделать для других буквально все только для того, чтобы им остались довольны. Он никогда не спорит и всегда ждет указаний.
  • Расчет. Выбирая этот путь, люди полностью блокируют свои эмоции и никогда не показывают то, что чувствуют. Они говорят монотонным голосом, а слова зачастую носят абстрактный характер.
  • Отстранение. Человек никогда не реагирует на то, что делают окружающие. Он беседует на нейтральные темы и не отвечает на вопросы. Всем своим видом человек демонстрирует, что он ничего не слышит, и вообще его здесь нет.

Все эти типы могут иметь различные вариации, но цель преследуется одна: защитить себя от нападок и критики.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Самореализация

Как правило, мы не умеем любить себя просто так. Мы любим себя за что-то. Если мы ничего существенного не добились в жизни – наша самооценку на нуле. А вы не задумывались, может, ПОЭТОМУ мы не добились в жизни ничего, что не любим себя.

Ведь если любить себя – значит, радовать себя. Делать то, что приносит удовольствие. Есть то, что хочется. Отдыхать там, где душа просит.

Счастливый, любящий себя человек полон энергии заниматься любимым делом. А любимое дело априори приносит успех и реализовывает нас.

Если отталкиваться от этого, то сначала нужно полюбить себя, повысить свою самооценку, а затем заниматься своей реализацией.

Широко распространённое убеждение о низкой самооценке женщин и ошибочные представления о самих себе, создаёт всем нам. Женщинам, пророческую, но ложную установку. Когда у нас идут плохо дела: проблемы в личной жизни или на работе – мы приходим к выводу, что это потому, что у нас что-то не так с самооценкой и личностью. Хватит капаться в себе ­– начните любить себя и всё будет хорошо!

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов. Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные. Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Сопоставление личностью своих достижений в реальности, с достижениями «идеала». Если личные качества и поступки такие, как должны быть у идеальной, по мнению человека, личности, то это положительно скажется на самоанализе. Если же личности далеко до своего идеала, то уровень самооценки будет заниженным.
  2. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  3. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Проявление неуверенности

Определить людей с низкой самооценкой помогут два главных критерия их поведения.

  • Реакция на критику. Неуверенные в себе люди очень болезненно воспринимают даже конструктивную критику, и все замечания принимают на свой счет. Низкая самооценка не позволяет человеку адекватно оценить ситуацию, признать и исправить собственные ошибки.
  • Использование масок. Люди, которые надевают различные маски, считают себя хуже всех и пытаются играть чужую роль. Задумываясь над вопросом: «Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека», — они стараются скрыть свои истинные чувства и демонстрировать уверенность в себе. Это может выражаться хвастовством, громким смехом или фамильярностью.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

В развитии самоанализа большую роль играют ближайшие родственники. Даже в самые ранние годы ребенок, совершая какие-либо действия, уже самостоятельно реагирует на личные неудачи и достижения, таким образом, понемногу формируя свою самооценку. Но излишняя критичность и восторженность родителей может подтолкнуть ее в ту или иную сторону. К примеру, малыш хорошо рисует, и восторженные родители без устали повторяют какой он молодец и что никто, кроме него. так не сможет. В дальнейшем это может послужить причиной неадекватно высокой самооценки.

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка. При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Для детей этой возрастной группы довольно большую роль играет оценка взрослых, окружающих его людей. Он непросто ждет ее, а всеми возможными способами добивается. Таким детям просто необходимо одобрение и похвала. Это означает, что ребенок уже находится в том возрасте, когда начинают формироваться различные жизненно важные свойства, которые во взрослой жизни повлияют на успешность всех видов выбранной деятельности.

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Среди главных отличий этого возраста можно смело отметить высокий уровень самоанализа. Наряду с этим, у подростка возникает потребность давать оценку своим возможностям и правильно ими пользоваться. А также есть необходимость развивать и формировать способности своей личности до уровня, который свойственен взрослому человеку.

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.

Социальные

Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.

Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.

Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи. Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.

Личностные

В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.

Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.

Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.

От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.

Семейные

Самооценка формируется в семье.

Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.

В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.

Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.

Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.

Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.

Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.

Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.

Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.

В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.

Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.

Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.

Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.

Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.

Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Стоит отметить, что женщины чаще поддаются влиянию от общественного мнения. Поэтому им рекомендуется больше слушать свой внутренний голос, родных и близких. Это не позволит впадать в отчаянье при каждом замечании.

Что дает внутренняя уверенность в себе?

Человек, который уверен в себе, имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. Он полагается только на себя, хотя и не боится доверить определенное дело окружающим. Уверенный в себе человек не боится перемен и всегда старается улучшать свою жизнь. В отличие от недовольных собой людей, он берет на себя ответственность за все свои слова и поступки.

Люди с положительной самооценкой, как правило, достаточно четко понимают, чего они хотят. Цели и планы четко очерчены, и человек уверенно идет к их осуществлению. Неуверенные в себе люди редко могут конкретно описать, что бы они хотели поменять, а их цели зачастую невероятно завышены. У них не получается их достичь, и самооценка падает еще ниже.

Естественно, высокая самооценка не спасет от жизненных трудностей и невзгод, но преодолевать их будет намного легче. Уверенный в своих силах человек находит новые методы их решения и воспринимает сложности как рутину. Люди с низкой самооценкой предпочитают прятаться от горестей. Для них любое переживание неуспеха очень болезненно и надолго выбивает их из колеи. Поэтому они делают вид, что у них все хорошо, и избегают принятия решения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: