Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать – Сайт о
До сих пор считается, что память – это нечто непостижимое и неизведанное, что не подвластно человеческому пониманию. Периодически отдельные воспоминания всплывают в сознании, но где они хранились до этого, остаётся загадкой.
О памяти известно немного, до 25 лет она активно развивается, а к 50 годам человек теряет способности к познанию нового. Подрывают память многие факторы, среди наиболее опасных – сильное или постоянное напряжение.
В настоящее время потеря памяти после стресса — самое распространённое явление.
Причины стрессовой потери памяти
Амнезию вызывают различные факторы, их условно можно отнести к одной из двух групп: органические и психологические. После стресса потеря памяти носит именно психологический характер. Она обусловлена влиянием следующих стрессоров:
- Регулярное напряжение, ежедневные стрессы;
- Хроническая усталость;
- Вялость или состояние перевозбуждения;
- Нехватка внимания;
- Навязчивые мысли.
Человек многие действия под влиянием этих факторов совершает на автомате, в результате чего в памяти они не находят отражения. Так человек может не помнить какие-то детали, выключил ли он утюг и запер ли дверь.
Стрессовую потерю памяти может вызвать приём антидепрессантов, снотворного или психотропных препаратов. Наблюдается это явление и у людей с болезнями головного мозга, перенесшими энцефалит или инсульт. Часто этим страдают люди с постравматическим стрессовым расстройством.
Состояние развивается после удушья, гипоксии и ишемии. Люди, страдающие от алкоголизма и наркомании также подвержены амнезии. Это причины, которые можно отнести к органической группе.
В группу риска входят молодые люди, чья жизнь наполнена стрессами. У них нарушается сон, снижается иммунитет. В их число попадают студенты, а также люди, работающие по ненормированному графику.
Чем обусловлен процесс потери памяти? По исследованиям российских учёных, стресс вызывает воспалительные процессы в гиппокампе – месте, где консолидируются и хранятся человеческие воспоминания.
Этот участок головного мозга наиболее подвержен разрушению в результате депрессий и постоянного напряжения. При этом специалисты отмечают, что стресс запускает разрушительные процессы, и они не останавливаются сразу после устранения раздражающего фактора.
Эксперименты на мышах показали, что повышенный уровень кортикостероидов в этом участке головного мозга сохранялся в течение месяца после возвращения в обычные условия. Именно гормоны стресса негативно влияют на клетки гиппокампа, разрушая их.
Симптомы и признаки амнезии
Симптоматика потери памяти может быть самостоятельной, но в большинстве случаев она сочетается с признаками иных заболеваний. К ним относятся:
- Трудности запоминания;
- Путаница в мыслях;
- Нарушение координации движений;
- Помрачение сознание;
- Потеря во времени;
- Неспособность узнавать людей.
Симптомы могут наблюдаться несколько минут, часов или лет. Длительное воздействие негативных факторов может привести к полной потере памяти.
Полная и частичная потеря памяти
За запоминание отвечает ряд структур в организме. Они регулируются обонянием, инстинктами, эмоциями. При повреждении участка головного мозга – гиппокампа – человек теряет память. Наиболее опасно состояние, когда потеря памяти обусловлена психогенным бегством.
Оно представляет собой диссоциативное нарушение, при котором стираются все воспоминания прошлого. Человек не помнит ничего: кто он, чем занимался, кто его родственники и друзья. Эта утрата собственного «Я» называется полной потерей памяти. Восстановление происходит длительный период, в некоторых случаях память может вообще не вернуться.
Чаще всего в результате депрессии нарушается кратковременная память. Частичная амнезия вызвана тем, что под воздействием стрессоров нарушается рост клеток головного мозга. Сила повреждений зависит от длительности депрессивного состояния.
Бывает так, что утрачиваются воспоминания, относящиеся к одному событию или периоду. Это частичная или эпизодическая потеря памяти. При процедурной потере памяти человек утрачивает способности выполнять привычные действия.
По распространённости выделяют два вида потери памяти. При полной потере индивид теряет все воспоминания, а при частичной – отсутствуют отдельные фрагменты. При этом длительность нарушения может быть любая, от нескольких дней до десятилетий.
Медикаментозное лечение
Лечение лекарственными препаратами включает в себя:
- Приём лекарств для восстановления памяти. Могут быть назначены такие препараты, как Глиатилин, Экселон, Реминил, Семакс, Церебролизин. Хорошо показали себя Мексидол и Глицин.
- Часто для устранения симптомов назначаются транквилизаторы и быстрые успокаивающие таблетки – Оксазепам, Эуноктин, Мепробамат, Диазепам. Они позволяют снять тревогу, беспокойство, судороги, при этом необходимо учитывать их побочные действия.
Транквилизаторы имеют много недостатков, их нельзя принимать длительный период, необходимо учитывать сочетаемость этих препаратов с иными лекарственными средствами и алкоголем. Многие транквилизаторы оказывают негативное воздействие на внутренние органы, вызывают аллергические реакции.
Самое главное после стресса – восстановить повреждённые им органы, но синтетические препараты с этой задачей не справляются, они только снимают симптомы.
Могут применяться и более безопасные препараты растительного происхождения с малым содержанием синтетических веществ. Хорошо зарекомендовал себя растительный препарат Новопассит, который имеет легкое седативное действие.
Он избавляет от бессонницы, борется со страхом и тревогой, снимает усталость, головную боль, и даже частично восстанавливает поражённые органы. Но при этом Новопассит также имеет противопоказания, наблюдаются побочные реакции со стороны ЖКТ.
Медикаментозное лечение не обходится без физиопроцедур, которые способствуют восстановлению кровообращения, разработке отдельных групп мышц. Результат будет более быстрым, если ввести программы физической нагрузки.
Лечение в домашних условиях
Медицина – это хорошо, но пациенту с такой проблемой следует самому принимать активное участие в излечении. Полностью надеяться на лекарственные препараты не стоит. Важно заниматься в домашних условиях.
Программа восстановления памяти включает в себя следующие аспекты:
- Тренировка памяти. Эффективно действуют наряду с физическими нагрузками заучивание песен, стихов. Начать лучше со знакомых строк, вспомнить то, что учили в детстве. Потом можно переключиться на новый материал.
- Коррекция питания. Рацион должен содержать изюм и грецкие орехи, морковь, морепродукты и т.д.
- Активный отдых. Помогают и успокаивают прогулки на свежем воздухе, которые с успехом можно совместить с занятиями по запоминанию предметов или тренировками.
- Народные средства. Для восстановления памяти эффективны отвары коры рябины, молодые сосновые почки, которые собирают весной.
Важно, чтобы в этот трудный для человека период рядом были близкие люди, которые бы поддержали, поняли и помогли восстановить память. Без помощи родственников обойтись очень сложно.
Главный шаг к восстановлению и сохранению хорошей памяти – здоровый образ жизни. Как это ни банально звучит, вредные привычки вызывают кислородное голодание, которое негативно сказывается на работе всех органов и систем, в том числе и головного мозга.
Читайте — Упражнения для снятия стресса и напряжения
Правильное питание, доступные физические нагрузки, поддержание позитивного настроя – залог долгой и счастливой жизни!
Источник:
Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него
Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».
Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.
Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.
Что это такое?
Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.
Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.
Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.
В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.
Причины заболевания
Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.
В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.
Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:
- стресс, сильный испуг или сильный гнев;
- чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
- нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
- подражание разговору заикающегося родственника или друга;
- потеря близкого человека;
- проблемы любовного характера.
Патогенез и механизмы развития
Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.
Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).
Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.
Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.
Основные признаки расстройства речи
Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:
- дикция становится невнятной и смазанной;
- словарный запас ограничен;
- нарушения ритма и темпа речи, заикание;
- изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
- заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
- подмена звуков или искаженное произношение;
- больной не понимает, что ему говорят;
- охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
- стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
- повышенное слюноотделение;
- отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
- мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.
Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.
Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.
Диагностика
Если после сильного стресса у человека пропал голос, нужно определить вид речевого нарушения.
- Анартрия – утрата речи из-за нарушений координации движений мышц дыхательного и голосообразующего аппарата.
- Афазия – нарушения речевого аппарата.
Сделать это довольно сложно, даже если больной находится в сознании. Когда пациент отвечает односложными ответами да или нет, это могут быть ответы наугад. Даже при наличии афзии больной может применять стратегию «ключевого слова», используя его для осознания смысла всей фразы. Сопутствующие нарушения (оральная апраксия) могут вызывать серьезные трудности в постановке диагноза. При таких нарушениях человек не может открыть рот и показать язык.
Часто после стресса проявляется психогенный мутизм. Патология характеризуется отсутствием ответной речи при сохранении способности говорить и понимать речь собеседника.
У детей может проявляться невротический избирательный мутизм, который возникает при общении с одним определенным человеком.
Мутизм
Лечение расстройства речи в Москве
Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.
Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.
Постановка диагноза
Диагностика нарушений речи у взрослых осуществляется с помощью МРТ головного мозга и сосудов, обследования у логопеда и дефектолога, невролога, ЛОР-врача. Комплексный подход позволяет провести точную дифференциацию и составить план терапии.
У ребенка дефекты произношения часто закладываются в перинатальном периоде, у взрослого – после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. Поэтому при жалобах на внезапное нарушение речи человека всегда отправляют на тщательное обследование.
При неправильном формировании прикуса у детей и нарушении роста зубов требуется консультация ортодонта. Коррекция речи начинается с устранения причины отклонения.
Прогноз и профилактика
Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.
При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.
Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.
Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.
Мутизм
Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.
Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.
Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.
Общая характеристика заболевания
Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.
Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.
Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.
Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.
Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить
В сильных стрессовых ситуациях человек может потерять голос, т.е. онеметь. Физически он остается полностью здоровым, но не может произнести ни слова. Это состояние называется психогенным мутизмом. Чаще всего мутизм встречается у детей, но взрослые с неустойчивой психикой тоже ему подвержены. К счастью, такая потеря речи временна и излечима.
При сильном стрессе возможна временная потеря речи
Причины возникновения мутизма
Причинами психогенной немоты становятся:
- смерть близких;
- физическое или психическое насилие;
- сильный испуг;
- внезапная смена условий жизни.
У восприимчивых и легковозбудимых людей нарушения речи будут сложнее, а период восстановления дольше. Причина испуга индивидуальна для каждого человека. В отличие от мутизма, развившегося на основе физических нарушений, при психогенном мутизме больной сохраняет способность жестикулировать.
Иногда он отказывается говорить только с посторонними людьми, но с близкими продолжает общаться. Иногда больной не разговаривает ни с кем, кроме его лечащего врача. Если человек перестал говорить, нельзя давить на него, заставлять общаться, с теми, кого он сам избегает.
На полное восстановление ему требуется время.
Симптомы
Нарушения речи проявляются сразу же после стресса. Больной может находиться в шоке, не понимать что с ним происходит. При попытке заговорить он обнаруживает, что у него пропал голос. Иногда больной отказывается от самого общения, замыкается в себе.
Возможна потеря не только вербальной способности общаться, но и выражать свои мысли письменно человек не в состоянии. На почве нервного потрясения у больного возможно помутнение сознания, тремор конечностей и другие нарушения.
Если голос не восстанавливается в течение нескольких часов после случившегося, это еще не является патологией. Следующие 2–3 дня будут решающими. Если человек не заговорит за это время, его немоту уже определяют как мутизм. Молчание, длящееся 2 недели и более, можно считать хроническим мутизмом.
Немота в течение 2-3 дней после травмирующего события считаются нормой
Лечение
После сильного стресса потребуется много времени на восстановление. Лечить потерю речи придется комплексно, используя медикаменты и психотерапию. Только врач способен подобрать лекарства, которые снизят нагрузку на нервную систему и помогут человеку справиться с ситуацией.
Действия одних только таблеток недостаточно. Из-за длительного молчания речевой аппарат, как мотор долго стоявшей в гараже машины, нуждается в «разогреве». Для восстановления голоса полезно делать специальную гимнастику. Подобрать комплекс упражнений можно вместе с логопедом.
Восстановиться после утраты речи помогает арт-терапия. Нужно рисовать свои страхи, эмоции, впечатления, чтобы дать им выход. Скрытые переживания часто становятся причиной осложнений при мутизме.
После стрессовых ситуаций важно обеспечить стабильную обстановку в семье. Человек нуждается в дополнительном внимании со стороны близких. С ним нужно постоянно общаться, несмотря на то, что он не может ответить. Если его стиль общения до болезни не предполагал близких контактов, то настаивать на них нельзя. Покой и умиротворение способствует быстрому возвращению голоса.
Истерический невроз
Иногда причиной потери способности говорить становятся не сами стрессовые факторы, а развившийся на их фоне истерический невроз. Его появление провоцируют регулярные психические нагрузки. Больной неврозом во время приступа немоты остается в сознании.
Важно, чтобы он мог побыть в спокойной обстановке, пока его психическое состояние не придет в норму. Нельзя обливать больного водой или давать пощечину. Такие методы не успокаивают: они могут спровоцировать новый приступ и появление осложнений.
После восстановления голоса, чтобы избежать повторения приступа, желательно избегать ситуаций, приводящих к нервному перенапряжению.
Больному истерическим неврозом можно помочь снизить проявления нарушений речи. Если удастся распознать приступ заранее, его почти всегда удается купировать.
Основные симптомы:
- учащенное сердцебиение;
- побледнение кожи;
- чувство холода в руках и ногах;
- затрудненное дыхание;
- головокружение.
Важно понимать, что люди с истерией не контролируют свою болезнь, и помочь им — задача окружающих.
Если больной чувствует спазм, речевой аппарат не слушается его, нужно сделать дыхательную гимнастику: чередовать глубокие вдохи и медленные выдохи с короткими и быстрыми.
Полезно сделать легкий массаж: погладить руки, начиная с плеч, тыльную сторону шеи. Если больной в состоянии пить, нужно дать ему немного теплой воды.Потеря голоса, даже на время, для любого человека станет серьезным испытанием.
Если пропала способность не только говорить, но и общаться с помощью письма и жестов, больной оказывается в изоляции. Его необходимо поддержать, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности.
Полезно гулять с ним, вместе смотреть кино, читать ему вслух, окружить его вниманием и заботой.
Источник: https://urazuma.ru/stress/poterya-rechi.html