.
Сами того не замечая, люди получают внушения от своего окружения и в той же мере сами влияют на других. Все верования, идеи, помыслы, вплоть до характеров и нравов, поддаются внушению. Это эффективное средство, позволяющее управлять разными формами состояния. Оно активно применяется в медицине, спорте, педагогике. Главная задача воздействия — нести позитивные моменты и учить извлекать пользу. Но есть категория людей, которым особенно легко навязывать свои идеи, мысли, соображения.
Что такое внушаемость
Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.
Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.
Плюсы и минусы качества
Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.
Позитивные качества:
- наличие талантов;
- легкое и быстрое восприятие любой информации;
- пластичность психики и логики;
- высокая обучаемость.
К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.
Негативные качества:
- быстрая смена мнения;
- попадание под влияние мошенников или аферистов;
- появление частых конфликтов от разнообразия мнений.
Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости
Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.
Внушаемость. Факторы, влияющие на внушаемость
«Я настолько легко внушаема, что бросаюсь вперед прежде, чем успеваю сообразить, что же именно мне предлагают сделать». Агата Кристи
Внушаемость – повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным. Внушаемые люди легче других подчиняются внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принимают чужие идеи как свои собственные. Они относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками.
Степень внушаемости зависит от многих личностных и ситуативных факторов. В первую очередь, это личностные особенности: более внушаемы женщины, дети (особенно дошкольного возраста) и подростки, люди доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные. Более внушаемы люди с неразвитым логическим мышлением и в целом с более низким интеллектом. В некоторых случаях внушаемость является основой конформности – привычки думать и действовать «как все».
К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, впечатлительность. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:
1) психофизическое состояние субъекта – при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;
2) низкий уровень осведомленности и компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности;
3) дефицит времени для принятия решения.
Каждый человек в определенных ситуациях в какой‑то мере может оказаться внушаемым.
Большую роль играет группа, в которой находится подвергающийся внушению человек: чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Кроме того, внушаемость тем больше, чем ниже статус человека, выше его привязанность к группе или зависимость от нее. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация того, кто внушает.
Внушаемы в той или иной степени все, и иногда это вполне безобидно: обычно внушаемость тем больше, чем менее важно обсуждаемое и чем меньше человек в этом понимает. В том числе люди более внушаемы в ситуации дефицита времени, стресса и утомления. Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, научитесь планировать свое время, тренируйте спокойное присутствие и привычку к самостоятельному мышлению – и вы будете защищены от ненужных вам внушений.
Психолог отдела общественного здоровья ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Екатерина Шундикова
Человек живет в обществе, где на него воздействуют различные факторы внушаемости. Внушением можно назвать механизм внедрения в другого человека убеждения, мнения, идеи, чтобы повлиять на ход его дальнейших мыслей, решений и поступков. Активно используются внутригрупповые формы внушаемости, которые позволяют управлять целыми группами людей.
Люди влияют друг на друга. Но только вам выбирать, быть «свиньей», как о вас отзываются, или нет. Если другие люди не верят в вас и выражают свое недовольство в виде критики, это еще не значит, что они правы. Идите наперекор чужому мнению. Совершенствуйте себя в том направлении, в котором вы хотите развиваться, независимо от того, что о вас думают другие люди.
Современный человек не упускает момента, чтобы оскорбить кого бы то ни было. Оскорбления вызывают ощущение, что человек, который оскорбляет, лучше и совершеннее того, кого он критикуют. Уже ни для кого не является секретом, что через оскорбления и унижения окружающих люди часто повышают свою самооценку, которую зачастую иными способами невозможно повысить. Это является первой причиной того, почему не нужно обращать внимания на оскорбления в свой адрес, когда человек чувствует себя жалким настолько, что он прибегает к критике.
Не забываем про то, что люди влияют друг на друга. Известная поговорка «Называйте человека свиньей, и он в итоге захрюкает» верна. Очень много людей стали такими, как их называли окружающие. Но поскольку люди не всегда умеют говорить комплименты, чаще всего от них можно услышать критику. Вот почему сплошь и рядом можно увидеть «хрюкающих свиней», а не успешных людей.
Отсутствие веры в другого человека и обращение внимания только на его недостатки заставляет критиковать, а не хвалить. Ну что поделать со свойством человеческой натуры видеть в окружающих только недостатки? Просто нужно знать об этом и снова не реагировать на оскорбления в свой адрес человека, который не увидел в вас ничего, кроме ваших недостатков.
Люди влияют друг на друга, но у вас есть выбор. Вы можете отслеживать те ситуации, когда вас унижают, чтобы не реагировать на них эмоционально и душевно. Пусть другие люди говорят все, что им вздумается. Но у вас есть выбор, слушать их или нет! Если другому человеку нечего сказать, кроме как откритиковать вас, то не обращайте внимания на его слова. Пусть думает, что хочет. Вы можете стать таким человеком, каким сами себя видите, несмотря на то, что кто-то вами недоволен и не способен поддержать вас.
Люди порой слепы и невежественны. Простите им ошибку видеть в вас только недостатки. Пока они о вас думают, займитесь тем, чтобы развить в себе навыки и качества, которыми вы хотите обладать. И в будущем вы посмотрите, кто был прав: тот, кто обзывал вас «свиньей» или «лентяем», или вы, считая себя способным всего достичь человеком?
Показатели внушаемости
Внушаемые персоны слепо следуют советам, даже если хотели поступить по-другому. Они легко могут менять свои взгляды, мнения, склонны к раздражению и подражанию.
Показатели внушаемости:
- робость, зависимость, доверчивость;
- впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
- тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
- подвержены влиянию гипноза;
- неуверенность в собственных силах и утверждениях;
- медлительность мышления;
- наличие расстройств психики;
- склонность к подражанию.
Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.
Факторы и причины
Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:
- степень важности информации;
- усталость и дефицит времени;
- стресс и давление со стороны;
- неопределенность в выборе;
- психологическая неустойчивость;
- алкогольная или наркотическая зависимость.
Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:
- обстоятельства;
- жизненный опыт;
- уровень образования;
- возраст.
Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.
Что влияет на внушаемость? Определение внушения, гипноза, клиническое применение «внушения наяву»
Факторы, влияющую на внушаемость, терапевтическое применения внушения для лечения фобий и психосоматики.
Внушаемость
Внушаемость – это склонность принимать внушения со стороны других людей и вести себя в соответствии с ними. Внушаемость может проявляться и в процессах памяти, когда человек подгоняет свои воспоминания под повторяющуюся информацию извне. [1]
Человек, который испытывает интенсивные эмоции обычно более склонен к принятию идей и более внушаем. При этом внушаемость обычно падает с возрастом. А уровень внушаемости различается у разных людей. В частности, на внушаемость влияет индивидуальный уровень самооценки и ассертивности, что привело к созданию концепции спектра внушаемости. [2]
Определение
Попытки выделить изолированную личностную черту внушаемости не имели успеха из-за невозможности диагностических процедур выделить измеримые различия между различными типами внушаемости [3].
- внушаемость в результате коммуникации или ожидания, когда отдельные реакции реализуются без воли, в качестве автоматизма
- внушаемость при самостоятельном использовании воображения или мысленных стратегий, при которых вызывается непроизвольная реакция в ответ на коммуникацию или ожидание.
- внушаемость как некритичная, но сознательная вера в то, что говорят другие люди
- внушаемость как внешняя демонстрация соответствия внешним нормам и ожиданиям других людей, без субъективного принятия или веры в эти нормы (конформизм)
Мнение Вагстафа гласит, что «истинные ответ на гипнотическое внушение – это реакция, вызванная не волей, но исключительно без воли субъекта, а возможно даже вопреки ей [4]. И именно такое положение вещей отражает реальную суть гипнотической внушаемости».
В 2004 году, однако, появились самоотчетные показатели внушаемости, которые позволили выделить и изучить внушаемость в качестве личностной черты. [5]
О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты
Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу
Примеры внушаемости
Внушаемость можно наблюдать в обычной жизни людей.
- Школьник стал свидетелем ссоры между одноклассниками. Однако, когда его после спросили о «большой драке», он искажает свои воспоминания, преувеличивая значение ссоры и уже воспринимая ее как большую драку.
- Родители сказали своему ребенку, что он хорошо поет, и с того момента, ребенок верит в это, хотя на самом деле родители просто соврали.
- Профессор может обмануть своих студентов психологов и спросить «внушаемость – это искажение памяти через внушение и дезинформация, правильно?». Вполне вероятно, что аудитория согласиться с этим, веря в авторитет преподавателя, хотя на самом деле имелся в виду эффект дезинформации.
Однако иногда внушаемость имеет крайние проявления, что может привести к плачевным последствиям.
- Свидетель меняет свои показания в результате искажения воспоминаний, вызванных тем, что следователь задавал некорректные вопросы.
- Молодая девушка начинает страдать от мигреней, что приводит к бессоннице и депрессии. Она обратилась к психотерапевту, который базировался на фрейдисткой теории и постоянно расспрашивал ее о сексуальных отношениях с отцом. В итоге в какой-то момент, девушка выдумала воспоминания, связанные с тем, как отец к ней приставал, что привело к тому, что отца осудили, а ее поместили в приемную семью .[6]
Гипноз
Гипнотическая внушаемость – это черта личности, отражающая различия между людьми в их тенденции реагировать на гипноз и гипнотические внушения. Стандартизированные исследования показателей гипнотической внушаемости показали, что между людьми существуют существенные различия в этой переменной [7]
Степень, в которой субъект может быть или не быть внушаемым имеет серьезное значение при научных исследованиях гипноза и ассоциированных с ним феноменов. Большинство исследователей в этой области исходят из того факта, что именно внушаемость определяет возможность индуцирования гипнотического транса, а точнее глубину гипноза, которую данный конкретный индивид может достичь в данном контексте, с данным гипнотерапевтом и при наличии данного набора убеждений, ожиданий и инструкций.
Доктор Джон Каппас (1925-2002) выделил три типа внушаемости, которые способны повлиять на состояние гипноза.
- Эмоциональная внушаемость. Внушаемость, связанная с эмоциональной отзывчивостью человека, которая обычно ассоциируется с гипноидной стадией. Такая внушаемость в большей мере обусловлена рациональными умозаключениями, нежели принятием прямых внушений.
- Физическая внушаемость. Внушаемость, связанная со степенью реакций тела на внушения. Здесь имеется в виду именно влияние прямого внушения на организм, что ассоциируется, прежде всего, с каталептической или более глубокими стадиями.
- Интеллектуальная внушаемость. Тип внушаемости при котором субъект боится подпасть под контроль и постоянно пытается анализировать, отрицать или рационализировать все сказанное оператором. При этом типе внушаемости оператор должен давать логическое обоснование для каждого своего внушения и позволять субъекту думать, что это он сам себя вводит в гипноз.
Однако, до сих пор не ясно, что же представляет из себя внушаемость. Это одновременно и однозначная переменная и фактор, которые крайне сложно контролировать и измерить.
Вот ряд спорных вопросов по поводу внушаемости.
- постоянная ли внушаемость черта личности или это выученный навык/приобретенная привычка
- обусловлена ли внушаемость химически или генетически
- существуют ли факторы или симптомы активации внушаемости
- сходна ли внушаемость с функцией научения
- является ли внушаемость следствием овладения языком и эмпатии
- возможно, внушаемость – это лишь предвзятая терминология, описывающая способность людей открываться новым идеям
- возможно, внушаемость результат симбиотических отношений между людьми
- связана ли внушаемость со способностью к эмпатии и коммуникации
- влияет ли на внушаемость симпатия и схожесть между терапевтом и клиентом или говорящим и слушателем
- внушаемость – это преимущество или недостаток, или что-то нейтральное.
Концептуально гипнабельность всегда понималась как повышенная внушаемость. На практике, гипнабельность измеряется как внушаемость, следующая после индукции. Однако, данные показывают, что это разные конструкты. Хотя гипнотическая индукция в значительной степени повышает внушаемости, корреляция между гипнотической и негипнотической внушаемостью не так велика, а измерительные шкалы лучше предсказывают внушаемость в бодрствующем состоянии чем гипнабельность[8]
Существует достаточно обширное число исследований, которые подтверждают эффективность и легитимность гипнотерапии, однако без четкого понимания и способов измерения внушаемости субъекта, невозможно дать ясный прогноз процесса и результата лечения.
Более того, эта проблема в значительной степени тормозит и разработку протоколов гипнотерапии. В итоге можно лишь сказать, что хотя одни методы убеждения и более универсальны чем другие, пока нет ничего лучше, чем индивидуальный подход к клиенту, путем изучения его мотивационных, эмоциональных и поведенческих стилей. Лишь немногие терапевты не изучают историю клиента, с которым им предстоит работать.
Автономия
Вопрос индивидуальных различий во внушаемости находит свое отражение даже в работах древних греков, а, в частности, Аристотеля, который писал:
«Самые умные люди – это те, кто могут принять идею, необязательно веря в нее» [9]
И это, возможно, наиболее точное отражение опыта практикующих гипнотерапевтов и гипнотизеров. Когда кто-то поглощен чужими вдохновляющими словами, которые передают идеи и способы мышления, субъективное внимание приковывается к ним из-за их логики, эстетики и соответствия слов гипнотизера личному опыту и мотивам человека.
В естественном состоянии транса, так же как и в тех, что целенаправленно индуцируются терапевтом, критические способности человека снижаются. И это ставит перед нами проблему, ведь человеку необходимо «обязательно верить в сказанное», и получается, что внушаемость идет вразрез с автономией человека [10].
Восприимчивость
Популярные СМИ и непрофессиональные статьи часто отождествляют термины «внушаемый» и «восприимчивый», в зависимости от степени, в которой человек реагирует на внушение. Два этих слова не синонимы, однако второй термин часто позволяет избежать того негативного оттенка, который придается внушаемости человека.
В научной литературе и исследованиях по гипнозу термин «внушаемость» описывает нейтральное психологическое и, возможно, физиологическое состояние или феномен. И это отличается от общепринятого в культуре значения слова «внушаемый». Оба термина незаслуженно имеют негативную коннотацию в обществе.
Быть внушаемым – не значит быть легковерным. Последний термин предполагает определенное отношение к поступающей к наблюдателю информации. А вот быть открытым к внушению не имеет никакого отношения ни к точности поступающих внушений, ни к тому возможно ли их объективная проверка (как в случае с метафизической верой).
Некоторые терапевты предварительно диагностируют внушаемость клиентов, поскольку последнии часто имеют убеждения противоречащие внушаемости, например, то что необходимо верить в ту или иную идею, даже при наличии лучших вариантов, или то что нельзя поддаваться убеждению.
Термин «восприимчивость» подразумевает повышенную тревожность человека по отношению к тому или иному стимулу. По сути, это негативные ожидания человека, которые сами по себе базируются на гипнотическом внушении. Гипнотические внушения включают термины, фразы или целые концепции, где понимание данной концепции подразумевает и создание соответствующего субъективного опыта, который создает предпосылки для определенной реакции.
Овладение языком
Познание происходит до процесса принятия решения. Таким образом концепт, который необходимо познать должен существовать до реакции организма. Такие концепты либо внушается самим разумом как реакция на другие внушения, либо внушаются другими людьми.
Внушение направляет мысль человека, на то, чтобы заметить новую концепцию или категорию этого мира и предлагает новые перспективы, которые позже смогут повлиять на выбор действий и сформировать триггеры для автоматического реагирования (например, вернуть улыбку), или, наконец, указать конкретные типы поведения. В гипнотерапии обычно с помощью внушения формируют желаемый результат у клиента, при этом персонифицируя его под нужды, мотивы и побуждения клиента.
Внушение через опыт или социальное влияние
Внушение не обязательно должно быть словесным. Улыбка, взгляд, подмигивание, белый халат врача – все это наводящие стимулы, которые заставляют нас автоматически реагировать определенным образом. И обычно гипнотерапевт использует эти элементы в своей деятельности.
Исходя, из этой теории, пребывание под влиянием внушения можно охарактеризовать как проявление поведенческой уступчивости без личного принятия или веры. То есть как действия, не соотносящиеся с собственной волей человека и его системой убеждений, что разрушает автономию и самовыражению индивида. Примерно также мы вытесняем эмоции с помощью рационального выбора.
Экспериментальное и клиническое применение
Применение гипноза широко варьируется в зависимости от целей.
Экспериментальный гипноз отвечает на вопрос «Что сделает моя группа испытуемых, если в одной и том же контексте я дам им внушение АВС» (зависимая переменная – реакция испытуемых)
Клинический гипноз отвечает на вопрос «Что я могу сказать данному конкретному субъекту в данном контексте для достижения цели XYZ» (зависимая переменная — внушение)
Социокогнитивная теория гипнотической внушаемости
Согласно социально-психологическим концепциям гипнотической внушаемости, таким как ролевая теория Николаса Спаноса, субъекты не входят ни в какое отдельное психологическое или физиологическое состояние, которое можно было бы назвать гипнозом. Они просто действуют на основе социального давления, т.е. им легче подчиниться чем не подчиниться. Хотя эта точка зрения не оспаривает возможности того, что люди под гипнозом испытывают именно гипноз, она утверждает, что гипнотические механизмы обусловлены социально, а потому не требуют никакого объяснения на основе измененного состояния сознания. [11]
Я и другие (1971). Феликс Соболев
Возможности мозга (творческий гипноз Райкова).
Детство
Детский разум растет и развивается, и постоянно наполняется новыми идеями из окружающих источников. Это приводит к тому, что дети более внушаемыми, что позволило ученым выделить основные факторы такой внушаемости.
Внутренние факторы.
Возраст. Дети обладают отличительной способностью запоминать события из своей жизни. Реальная возрастная разница во внушаемости состоит в количестве деталей воспоминания. Дети старшего возраста запоминают события более детально, в то время как младшим бывает необходимо помощь в воспоминании со стороны взрослых[12]. Проблема внушаемых людей в том, что они смешивают различные события в одно воспоминание. Дети, особенно младшего возраста, склонны включать сходные детали в воспоминание, которые на самом деле не связаны с событием, что показывает критичность возраста для уровня внушаемости.
Предубеждения и предварительные знания. Предубеждения о событии могут быть опасными в работе с детьми. Да, такое знание в работе специалиста способно иногда воскресить соответствующие воспоминания, но часто оно же приводит и к ложной памяти. Например, если детям несколько раз продемонстрировать ту или иную ситуацию, они вполне могут вписать ее в свои воспоминания.
Извлечение смысла. Хотя дети чрезвычайно склонны к ложным воспоминаниям, они также будут вспоминать ложную информацию в текущей ситуации, если она похожа на знакомую. Ученые назвали это искажение глобальным смыслом, которое означает, что индивид склонен связывать различные события между собой. Таким образом у детей будет пробуждаться ложная информация, связанная с текущими репрезентациями ситуации.
Внешние факторы
Предвзятость интервьюера. Предвзятость интервьюера – это предвзятое мнение человека, который берет интервью, что влияет на исход самого интервью. Такое происходит из-за того, что интервьюер концентрируется лишь на информации, которая подтверждает его гипотезу и отклоняет информацию несоответствующую ей. И именно это искажение обычно и наблюдается при опросах детей.
Повторные вопросы. Было показано, что частое повторение одних и тех же вопросов при опросе ребенка, заставляют ребенка изменить свой ответ в сторону этого вопроса. Это связано не только с ложной памятью, но и с убеждением ребенка, что, если вопрос повторяется значит он ответил неправильно и необходимо изменить свой ответ. [13]
Тон интервьюера. Дети чрезвычайно чувствительно к интонации человека, особенно в ситуации опроса. Если человек надиктовывает вопрос ребенку с определенной интонацией, то он скорее всего будет создавать ложные воспоминания, связанные с вопросом. Например, позитивный тон обычно приводит к более подробным отчетам о событии, но в тоже время и менее правдивым.
Взаимодействие со сверстниками. Рассказы детей часто искажаются информацией от их сверстников. Часто при пересказе того или иного мероприятия дети начинают верить, что сами были на нем. [14]
Повторяющаяся дезинформация. Показано, что, если в течении нескольких опросов вплетать ложную информацию в событие, ребенок будет склонен включать эту дезинформацию в свои воспоминания.
Экстремальные ситуации
В экстремальных ситуациях, таких как сексуальное насилие, крайняя тревожность, жестокое обращение, дети могут быть крайне подвержены внушаемости. Вполне возможно, что ребенок может вспомнить то, чего на самом деле не было [15], или он может быть настолько травмирован, что не сможет вспомнить то, что на самом деле произошло.
Были проведены некоторые исследования влияния тревожности на кодирование и искажение информации после события или в момент ее возможного извлечения на последующую внушаемость. Так, точность запоминания для невнушаемых субъектов была обычной и не зависела от тревожности. Однако, тревожность в случае внушаемых субъектов приводила к сильному искажению информации.
Еще один пример можно видеть в исследовании, в котором память, внушаемость, стрессовое возбуждение и психопатология, связанная с травмой, были исследованы у 328 детей в возрасте от 3 до 16 лет, участвовавших в судебных расследованиях жестокого обращения и отсутствия заботы. Память и внушаемость детей оценивали при медицинском обследовании и венопункции. Возраст и более высокий балл в когнитивном функционировании были связаны с меньшим количеством неточностей. Кроме того, уровень кортизола и симптомы травмы у детей, которые сообщали о более диссоциативных тенденциях, были связаны с частыми ошибками памяти. Это доказывает, что стрессовые или травматические переживания у маленьких детей могут быть подвержены влиянию внушаемости [16].
Другие случаи
Утверждается, что люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством и диссоциативным расстройством личности более внушаемы. Хотя считается верным, что такие больные, как правило, достигают более высокого уровня шкалы гипнабельности, было проведено недостаточно исследований, подтверждающих утверждение о повышенной внушаемости. [17]
Групповая динамика, а также влияние толпы, также являются одним из примеров внушаемости.
Распространенными примерами внушаемого поведения в повседневной жизни являются «заразная зевота» (множество людей начинают зевать, наблюдая за тем, как зевает кто-то из группы) и синдром студента-медика (человек начинает испытывать симптомы болезни, прочитав или услышав о ней). Считается также, что реакция на плацебо основана на индивидуальных различиях во внушаемости. Внушаемые люди могут быть более восприимчивы к различным формам альтернативных медицинских практик, которые, по-видимому, полагаются на веру пациента во вмешательство больше, чем на знание реального механизма работы лечащего средства. Изучение эффективности медицинских вмешательств часто сопровождается контролем индивидуальных различий в внушаемости.
Данные ежегодника «Ментальные измерения» [18] показывают, что до сих пор не существует психологического теста для диагностики внушаемости. А шкала внушаемости Гуджонссона сомнительна для такого рода целей из-за своей узкой направленности.
В дополнение к последствиям, связанным со здоровьем, внушаемые люди, могут быть склонны к ошибочным суждениям: например, не рассматривать предложения критически и стать жертвой эмоциональной рекламы.
[1] Psychlopedia – Suggestibility». psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2020.
[2] Hooper, Victoria-Rose; Chou, Shihning; Browne, Kevin D. (November 2016). «A systematic review on the relationship between self-esteem and interrogative suggestibility» (PDF). The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 27 (6): 761–785.
[3] Wagstaff GF (1991). «Suggestibility: A social psychological approach». Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.
[4] Wagstaff GF (1991). «Suggestibility: A social psychological approach». Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.
[5] Kotov RI, Bellman SB, Watson DB (2004). «Multidimensional Iowa Suggestibility Scale (MISS): Brief Manual» (PDF). Stony Brook University Medical Center.
[6] “Psychlopedia – Suggestibility». psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2016
[7] Milling LS (April 2008). «Is high hypnotic suggestibility necessary for successful hypnotic pain intervention?». Current Pain and Headache Reports. 12 (2): 98–102.
[8] Kirsch I (July 1997). «Suggestibility or hypnosis: what do our scales really measure?». The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 45 (3): 212–25.
[9] Rock, Hugh (July 2017). «Social Theism: How can the Liberal Idea of God Speak to a Materialist Worldview?». Modern Believing. 58 (3): 253–263. doi:10.3828/mb.2017.19
[10] Eisen, Mitchell L.; Quas, Jodi A.; Goodman, Gail S., eds. (1 September 2001). Memory and Suggestibility in the Forensic Interview.
[11] Spanos NP, Barber TX (December 1972). «Cognitive activity during «hypnotic» suggestibility: goal-directed fantasy and the experience of nonvolition». Journal of Personality. 40 (4): 510–24
[12] Eisen ML, Goodman GS (December 1998). «Trauma, memory, and suggestibility in children». Development and Psychopathology. 10 (4): 717–38.
[13] Bjorklund DF, Bjorklund BR, Brown RD, Cassel WS (June 1998). «Children’s Susceptibility to Repeated Questions: How Misinformation Changes Children’s Answers and Their Minds». Applied Developmental Science. 2 (2): 99–111.
[14] Рrincipe GF, Ceci SJ (September 2002). «»I saw it with my own ears»: the effects of peer conversations on preschoolers’ reports of nonexperienced events». Journal of Experimental Child Psychology. 83 (1): 1–25.
[15] Milchman MS (April 2008). «Does psychotherapy recover or invent child sexual abuse memories? A case history». Journal of Child Sexual Abuse. 17 (1): 20–37.
[16] Eisen ML, Goodman GS, Qin J, Davis S, Crayton J (November 2007). «Maltreated children’s memory: accuracy, suggestibility, and psychopathology». Developmental Psychology. 43 (6): 1275–94.
[17] Montgomery, Guy H.; Schnur, Julie B.; David, Daniel (July 2011). «The Impact of Hypnotic Suggestibility In Clinical Care Settings». International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 59 (3): 294–309.
[18] Buros, Oscar Krisen, 1905-1978. (1972). The Nineteen forty mental measurements yearbook. Gryphon Press.
Научная база по гипнозу и гипнотерапии
● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях. ● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии. ● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом. ● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии. ● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии. ● Как отличить реальный гипноз от показного? ● Нейрофизиология гипноза. Научные исследования по гипнозу ● Как дурачат народ на курсах по гипнозу.
- Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
- Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
Степени внушаемости
В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:
- малообразованных;
- с психическими расстройствами;
- склонных к истериям.
Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:
- под влиянием алкоголя;
- в состоянии стресса;
- во время истерик;
- у детей 7-11 лет.
В состоянии стресса человек становится более внушаемым
Групповая внушаемость
Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:
- группы в детском саду или школе;
- группа друзей;
- коллектив;
- кружки и секции.
Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.
Заблуждения
Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.
К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.
Некоторые психологи изучают силу внушения, как метод борьбы с болезнями. В категории больных есть те, которые сами себе внушили заболевания.
Коротко о главном
Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.
Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия
Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:
- Робость.
- Зависимость от других.
- Доверчивость.
- Повышенная впечатлительность.
- Излишняя эмоциональность.
- Тревожность.
- Низкая самооценка.
- Слабо развитая логика.
- Медленное протекание психических процессов.
- Неуверенность в себе.
Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.
Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.
Рекомендуем: Как развить силу воли?
Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.
Состояние повышенной внушаемости
Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.
Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью
Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.
Внушаемость
В контексте апперсонализации, полагаем, может быть представлена внушаемость, как первичная, так и вторичная. Вообще внушаемость определяется как «способность воспринимать воздействие со стороны другого лица, это степень восприимчивости к внушению» (Блейхер, Крук, 1995). Считается, что первичная внушаемость лежит в основе готовности к самовнушению, гипнозу. «Вторичная внушаемость связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта» (Психология, 1950). Указывается, что внушаемость — это нормальное свойство человеческой психики, если «она не является чрезмерной».
Перечисляется 13 свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности. Заметим: некоторые свойства личности с одинаковым успехом могут быть как следствием повышенной внушаемости, так и ее причиной. Из ситуативных факторов, влияющих на индивидуальную внушаемость, называют покой, релаксацию, эмоциональное возбуждение, утомление, низкий уровень осведомленности, малую значимость деятельности, дефицит времени для принятия решения, групповое давление.
| Социальный психолог поможет отличить собственные желания и побуждения от внушенных |
К.Ясперс к явлениям внушения относит среди прочего невольное подражание: «Такой рефлекс подражания — одно из фундаментальных свойств человеческой природы». Одним из самых неясных является вопрос о критериях чрезмерной внушаемости. Если принять во внимание, что внушаемость при определенных обстоятельствах практически всегда влечет хотя бы временную регрессию и дезорганизацию поведения, то она в принципе не может быть признаком здоровой и зрелой личности.
К сказанному можно добавить следующее соображение: в той мере, в какой внушаемость делает индивида объектом манипулирования, усиливает его склонность принимать внешние влияния, а также собственные фантазии за свои аутентичные переживания, она, безусловно, является дезадаптивной и в этом смысле нездоровой особенностью личности. Распространенное мнение о том, что в личность внушаемого индивида нельзя даже в глубоком гипнотическом состоянии внедрить ничего, что противоречило бы его установкам, является глубоко ошибочным. Современные и достаточно агрессивные способы влияния на психику человека таковы, что они способны оказать радикальное воздействие на мотивационную сферу. Действительность показывает, что массы людей становятся ныне жертвами манипулирования, «оболванивания», например, СМИ, избирательными технологиями, рекламой, заказной печатной продукцией. Зачастую подвергающиеся «промыванию мозгов» люди ведут себя вопреки как своим жизненно важным интересам, так и интересам общества, в котором они живут. Кто-то из психологов приводит такой факт недавней истории.
В нацистском рейхе многие немцы, обычные в общем-то люди, фактически утратили свою идентичность после того, как приняли Гитлера, сделали его частью своего Я. Случалось и такое: немки в момент оргазма издавали не обычные звуки сладострастия, а, забывшись, кричали примерно следующее: о, фюрер, ты мой Бог, я вся твоя. Использование в лечении пациентов таких достаточно циничных методов, как «программирование», «якорение», «кодирование», является, вообще говоря, вызовом духовного вандализма гуманистическому стремлению помочь людям обрести самих себя в лучшем значении этих слов.
Тут нельзя безответственно и лицемерно прятаться за безнадежно устаревшую заповедь мифического Гиппократа лечить больных тем, что им помогает. Когда-то «помогали» и теперь будто «помогают» методы колдовства, как, впрочем, любого другого манипулирования, пусть пациент и верит в их эффективность. Неразборчивость в средствах достижения цели под прикрытием благих намерений отличает научную медицину от профанации лечения. Одна из первых и святых обязанностей врача состоит в просвещении, консолидации, а не в расшатывании сознания и самосознания своих пациентов.
Об использовании внушения в бодрственном состоянии в целях лечения писал ряд авторов, одним из первых был И.С.Сумбаев (1958). И.С.Сумбаев указывает: «При помощи внушения наяву возможно получить у испытуемого (наши суггестивные исследования проводились по преимуществу у истериков и хронических алкоголиков) целый ряд самых разнообразных внушенных явлений: непроизвольные движения, каталепсию, анестезию, амнезию, ложные воспоминания, галлюцинации и т. д. … Слово… при внушении влияет не только своим смысловым содержанием, но также силой, высотой, ритмом и тембром произносимых врачом звуков. При внушении принимает участие ряд эмоций как со стороны врача, так и, особенно, со стороны больного».
Внушение и самовнушение, подчеркивает И.С.Сумбаев, «основано на вере и убеждении». Вот фрагмент разработанной им формулы внушения: «Под влиянием внушения вы впали в состояние полного безволия, полной подчиняемости, вы потеряли свою волю, свое Я, превратились в автомат, куклу, которая всецело находится в моей власти и выполняет все мои приказания. Но вы не спите… Вы не оказываете мне никакого сопротивления, полностью мне доверяете…» Использование подобных формул суггестии ставит определенные этические проблемы, а широкое применение внушения на основе слепого доверия чревато известным риском.
Использовалось такое внушение, однако, и много раньше и не только в медицине, оно практиковалось, в частности, в православной церкви в рамках института старцев. Ф.М.Достоевский (1889) сообщает, что старцы и старчество на православном Востоке «существуют далеко уже за тысячу лет».
Далее он поясняет: «Итак, что же такое старец? Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собой до того, чтобы мог наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли… Тут признается вечная исповедь всех подвизающихся старцу и неразрушимая связь между связавшим и связанным… Таким образом, старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою… Правда, пожалуй, и то, что это испытанное и уже тысячелетнее орудие для нравственного перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию может обратиться в обоюдоострое орудие, так что иного, пожалуй, приведет вместо смирения и окончательного самообладания, напротив, к самой сатанинской гордости, то есть к цепям, а не к свободе».
Речь фактически идет об экзистенциальной психотерапии, в которой, правда, значительное место занимает и внушение в бодрственном состоянии, исходящее от всевластного, до известной степени, терапевта. Приведем для примера внушение старца Зосимы (Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»). Старец обращает внушение матери, у которой умер четвертый и последний ребенок, она в столь глубоком горе, что решила бросить дом, мужа, так как ей ничего на свете уже не нужно: «А это, — проговорил старец, — это древняя Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет, и таковой вам, матерям, предел на земле положен. И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, когда плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой — есть единый от ангелов Божиих — оттуда на тебя смотрит и видит тебя, и на твои слезы радуется, и на них Господу Богу указывает.
И надолго еще тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего. А младенчика твоего помяну за упокой». Тут, как видно, нет брутальных формул внушения, тут не только чувствуется, но определенно есть и главную, кажется, роль играет столь почитаемая в народе мудрость. Кроме того, тут нет жесткости, императивности, унизительного подавления, но есть сострадание, нечто возвышающее личность, есть также импровизация, учитывающая каждый неповторимый случай болезни; есть и ясное понимание того, что навредить пациенту можно десятками способов, а помочь ему — может быть, только одним-единственным, тем самым, при котором человек обретает возможность постичь смысл своего мучения.
Обсуждая эту тему, К.Ясперс указывает, что при реализации феноменов внушения оппонирующие представления, мотивы и ценности отсутствуют, в то же время внедренные суждения, чувства и установки осуществляются при этом без вопросов, совершенно некритически, без участия личностной воли или осознанно принятого решения. Особенно удивительно, продолжает К.Ясперс, непроизвольное, бессознательное «подражание» некоторым соматическим проявлениям, например острая боль в том месте, в котором у кого-то из ближних переломана кость, паралич или спазм при виде аналогичных страданий другого человека.
Внушаемость — качество личности, распространенное очень широко. 75% здоровых испытуемых, ожидая, например, появления запаха в экспериментальной ситуации, действительно ощущают этот запах, хотя его нет. Столько же испытуемых видят, проходя по темному коридору, подвешенную матовую бусинку, если думают, что она продолжает там висеть. Ожидание воображаемого впечатления, а тем более уверенность в том, что оно непременно состоится, способно породить, таким образом, обманы восприятия у большинства здоровых индивидов даже без влияния прямого внешнего внушения. Нет ничего удивительного, следовательно, в том, что ожидание паралича в ушибленной конечности может повлечь реальную иммобилизацию этой конечности под влиянием самовнушения. Появление т. н. конверсионных симптомов, таким образом, несомненно связано и с болезненной подверженностью аутосуггестии.
Принято считать, что чрезмерная внушаемость свойственна преимущественно истерической личности. Вышеприведенные данные о внушенных галлюцинациях доказывают обратное: очень сомнительно, чтобы 3/4 здоровых индивидов были столь выраженными истериками. Впрочем, само понятие «истерия» не имеет достаточно ясного содержания, чтобы его можно было использовать в целях объяснения чего-то не слишком понятного, в данном случае — внушаемости. Между тем существо дела при суггестии и аутосуггестии фактически сводится к тому, что внушаемые индивиды проявляют повышенную готовность к тому, чтобы желаемое принять за действительное, воображаемое — за реальное, возможное — за неотвратимое, мнимое — за воплощенное, материализованное. Другими словами, это и есть то, что происходит при апперсонализации.
Внушаемость резко повышается в состоянии гипнотического сна. Само появление такого сна, особенно глубокого, указывает на ту анормальную легкость и быстроту, с какой индоктринация представления о наступающем сне принимается и реализуется. Во время гипнотического транса контакт с источником внушения не прерывается, внимание пациента фокусируется исключительно на влиянии суггестора. Данное обстоятельство указывает на то, что собственно сна при этом не наступает и что наблюдается совершенно другое состояние. Картина ЭЭГ, между прочим, представляет активность бодрствования. Так называемый гипнотический сон, скорее всего, есть выраженная или даже крайняя степень истерического сумеречного состояния сознания. Состояние это безусловно патологическое. Это типичная ятрогения, в чем-то близкая к искусственному расстройству через представителя. Таким представителем в данном случае является сам врач, хотя действует он, разумеется, без умысла и с самыми добрыми намерениями.
Существует несколько гипотез относительно того, как наступает гипнотический транс. Пожалуй, наиболее распространенная из них состоит в том, что гипноз рассматривается как частичный сон, в котором критическая функция выпадает, а «антисуггестивные» барьеры устраняются. Эта гипотеза фиксирует то, чего нет в состоянии гипнотического транса, она ничего не говорит о том, что, собственно, есть. Другая гипотеза предполагает существование «суггестивной установки», уравновешивающей отношения автономного индивида с социальной средой. Такая установка является нормальной, она и реализуется в гипнотическом внушении.
В данном случае очевидна тавтология: объяснением служит то, что само требует объяснения. Существует, наконец, психоаналитическая гипотеза. Различаются «жесткий» гипноз (властное поведение суггестора) и «мягкий» гипноз (суггестор предпочитает поглаживания, пассы, говорит успокаивающим голосом). В первом случае, как предполагается, пациент ассоциирует внушение с влиянием отца, во втором — матери. Тем самым как бы утверждается, что во время гипнотического транса происходит регрессия личности на детский уровень функционирования, а соответственно, и регрессия самоосознавания на тот период развития, когда усваиваются или интернализуются преимущественно родительские влияния. Эта гипотеза носит достаточно отвлеченный, ничем фактически не подкрепленный характер. Е.Блейлер указывает, что существует не один вид гипноза, а целое множество сходных состояний, для которых общей чертой является одностороннее направление всех представлений к назначенной гипнотизером цели. И.С.Сумбаев объясняет внушение и гипноз с позиции теории И.П.Павлова.
Посредством внушения в гипнотическом трансе у реципиента могут быть вызваны разнообразные психические и поведенческие нарушения как во время транса, так и после него. Это обманы чувствительности и восприятия, ступор, сомнамбулизм, несообразные с реальной ситуацией действия и поступки, соматические нарушения, представляющие опыт реальной патологии прошлого. Эффекты отставленного внушения могут проявиться спустя несколько дней или даже недель. Совершенно ясно, что внушающие влияния на индивида в нормальном его состоянии не смогут повлечь каких-либо серьезных последствий.
Скорее всего, он просто отвергнет их как странные, если не абсурдные. Очевидно, что состояния его сознания и самоосознавания в трансе являются тяжелыми настолько, что обычные слова обыкновенного человека могут привести к развитию симптомов глубокого расстройства, вполне сопоставимых с теми, что наблюдаются в клинике психозов. У пациента с белой горячкой, например, можно посредством внушения индуцировать обманы слуха и зрения. Более того, иногда встречаются пациенты, способные с помощью самовнушения провоцировать появление у себя слуховых галлюцинаций. Иногда, говорят такие пациенты, им бывает достаточно вспомнить о галлюцинации, как она появляется. Иначе говоря, состояние измененного сознания и нарушения самовосприятия в психозе и гипнотическом трансе вполне сравнимы по своей тяжести.
На это же указывает факт спонтанной постгипнотической амнезии, как и амнезии на период спутанного сознания. Из сказанного вытекает несколько выводов, во всяком случае, предположений: 1) в состоянии гипнотического транса, как и в психотических состояниях, наблюдаются нарушения самоосознавания; 2) последние помимо прочего характеризуются повышенной внушаемостью, а это, в свою очередь, указывает на наличие апперсонализации; 3) высокая распространенность внушаемости доказывает, что из всех нарушений самовосприятия апперсонализация является наиболее частой и 4) внушаемость — это готовность к развитию нарушения самовосприятия, а высокая внушаемость уже сама по себе есть это нарушение, т.е. состояние апперсонализации.
Между гипнозом и истерией, указывает К.Ясперс, существует «вполне определенная связь». Она состоит в том, настаивает автор, что к гипнозу более восприимчивы лица «со спонтанной склонностью к истерическим механизмам», а также дети, «психическая жизнь которых в норме достаточно близка к истерической разновидности психической жизни». Ссылка на истерию, повторимся, мало проясняет происходящее в гипнозе, истерия сама нуждается в разъяснении.
Главное, что наблюдается в гипнозе, — это безусловное и абсолютное принятие воли суггестора в качестве своей собственной. Отсюда, полагаем, проистекает и раппорт — полное выпадение активного внимания и предельная концентрация пассивного внимания на активности суггестора. Что касается ситуаций, в которых индивид в целях лечения, оздоровления или личностного роста целенаправленно использует самогипноз (аутотренинг, медитация, йога), то в контексте самовосприятия такие технологии являются в сущности моделированием диссоциации Я на внушающую и принимающую внушение субличности, дополненное апперсонализацией, то есть последующим принятием собственного побуждения, представленного в виде внешней воли, и подчинением ей.
Такое лечение методом самоповреждения в какой-то части случаев, вероятно, является эффективным, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Во всяком случае, пациент готов этому поверить. Есть немало таких вещей, которые существуют лишь потому, что этому хочется верить.
По поводу личностных качеств индивидов, подверженных высокой внушаемости, следует сказать, что они вовсе не образуют какую-то гомогенную группу. Некоторая их часть, действительно, является избирательно внушаемыми и одинаково негативистичными истерическими личностями, всегда готовыми принять похвалу, комплименты, лесть и поверить, что они именно такие, как о них говорят.
Поскольку, однако, истерику нужно, чтобы такие вещи ему говорили постоянно, эффект внушения оказывается, похоже, непрочным, несмотря на то что такие пациенты выделяются среди прочих своей гипнофилией. Они вечно нуждаются в том, чтобы им сочувствовали, сострадали, говорили приятные вещи, жалели, как маленьких детей, чтобы их все время держали в состоянии гипнотического транса подобно тому, как пациент с алкогольной зависимостью нуждается в непрерывном опьянении. У истеричных индивидов вообще нет ничего прочного, стабильно одно непостоянство, поэтому лечение их гипнозом ничего кроме кратковременного положительного эффекта обычно не приносит.
Достаточно внушаемыми являются, по-видимому, личности конформного типа, их в популяции едва не большинство. Но внушаемость конформных лиц особого рода. Эти лица ориентированы преимущественно на авторитет, официоз, мнение большинства, на печатное слово. Но и они в итоге теряют свою идентичность, если вполне отождествляют себя с источником влияния. Если гипноз может им как-то помочь, то это произойдет при одном непременном условии: суггестор в их глазах должен выглядеть непререкаемым авторитетом.
Чрезмерная подражательность идеализированным прототипам более свойственна аутичным пациентам. Как правило, врачей в эту категорию лиц пациенты не включают и обычно их внушению не поддаются.
Наконец, едва ли не самая внушаемая когорта лиц — это неустойчивые личности. Их вполне можно определить как личности с постоянно размытой идентичностью, как люди, у которых нет чего-то своего, особенного, нет свойственного только им лица. Каждый из них всегда на кого-то похож, но в целом не похож ни на кого конкретно. Лечение их методами психотерапии вообще бесперспективно. Исключением являются методы имплантации избирательного страха, например при лечении алкогольной зависимости, особенно если этот страх нагнетать и в последующем хотя бы путем косвенного внушения.
Внушаемыми, вероятно, являются и личности астенического типа с присущим им комплексом неполноценности. Во всяком случае, в жизни они нередко слишком полагаются на других и вступают в отношения зависимости, как бы не доверяя самим себе, но иногда стараются извлечь из этого и какую-то выгоду для себя. Более адекватным, пожалуй, было бы считать внушаемыми тех индивидов, у которых выявляются разные сочетания упомянутых черт характера, ведь общеизвестно, что т. н. чистых типов личности практически не существует.
Среди психотических пациентов крайнюю степень внушаемости демонстрируют кататоники с автоматической подчиняемостью. Кататоники помимо этого предельно негативистичны. По-видимому, показатели внушаемости и негативизма, равно как и выраженность апперсонализации и деперсонализации, нарастают по мере утяжеления психотических проявлений и достигают максимума у пациентов с кататонией.
Что касается взаимоотношения внушаемости и личностных качеств, то логично было бы предположить, что мнение о личностной детерминации внушаемости, как и противоположное мнение, являются спорными, поскольку оба они содержат некую неизвестную переменную. Более последовательной представляется нам позиция, согласно которой внушаемость, а также некоторые другие качества личности сами являются производным относительно мягких, малозаметных нарушений самовосприятия.
В самом деле, большинству людей свойственны какие-то привязанности, интересы, стремление иметь материальные и иные блага, сострадательность, впечатлительность, подражательность и вообще способность внешние влияния, в первую очередь социальные, превращать в свое внутреннее достояние, в личностные качества. Это не просто нормальное явление, а нечто гораздо большее. В сущности, это единственная возможность человеческого организма стать индивидуумом, личностью, тот единственный путь, по которому идет процесс его социализации. Происходит же это, многое говорит в его пользу, благодаря персонализации и алиенации.
Но там, где персонализация переходит какую-то грань, делается избыточной и неадекватной, мы получим вместо нормальных свойств личности психопатические, такие как зависимость, созависимость, алчность, скаредность, внушаемость, склонность к идеализации, чрезмерную впечатлительность, болезненную мнительность, тенденцию переживать что-то постороннее и незначительное как нечто глубоко личное и важное. То же можно сказать и о чрезмерной, болезненной алиенации, то есть деперсонализации, ее результатом вполне могут стать такие качества личности, как отчужденность, отсутствие привязанностей, интересов, закрытость и т. п.
К содержанию
Методы борьбы
Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:
- работайте над повышением самооценки;
- активное развивайте навыки абстрактного мышления;
- учитесь оперировать фактами;
- умейте проверять преподнесенную информацию;
- научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
- участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.
Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.
Социально-психологические методы управления.
Страница 3
1. внутригрупповая внушаемость — бесконфликтное, неосознаваемое принятие членом группы мнения группы. Происходит как бы гипнотизирование: принятие мнения группы происходит совершенно некритично;
2. конформность — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Человек осознанно меняет собственные оценки, под давлением группы внутренне оставаясь несогласным с этим (голый король);
3. негативизм — человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию; он «привязан» к групповому мнению, но всегда с обратным знаком;
4. коллективизм — это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознательным следованием ее общественно значимым целям и задачам.
Большое психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и условий. Все это составляет источник дополнительной информации.
Возьмем, к примеру, слово «спасибо!». Им выражают, например, благодарность за выполненную работу, на которую было затрачено достаточно много времени. «Спасибо», сказанное сердечно, с теплотой, выраженное рукопожатием или др. жестом, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие и вы не жалеете о затраченном труде. «Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего особенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служебный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая, что вы напрасно потеряли время, и что труд ваш не принес результата.
Важен также способ передачи информации, например, кто, передает информацию, сообщает решение: руководитель, его заместитель или технический работник. Сообщение информации наедине, перед коллективом или публично увеличивает или уменьшает ее ценность.
Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива;
на выработку, принятие и осуществление совместных решений;
на достижение эффективности совместной деятельности.
Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации.
Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
— доверие и высокая требовательность друг к другу;
— доброжелательная и деловая критика;
— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
— удовлетворенность принадлежностью к фирме:
— терпимость к чужому мнению;
— высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
— принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов .
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Страницы: 3
Статьи по теме:
Воспитание до рождения. Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влиян …
Развитие теории подросткового периода Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отро …
Детский плач. Метод Солтер — абсолютно простой, но новый подход к проблеме плача и приступов ярости у детей до 8 лет (о старших детях она не пишет, видимо к этому возрасту наши дети уже научатся от нас подавлять свои чувства и переучивать их — уже позд …