Боязнь идти в школу: как называется и как избавиться


Причины дидаскалейнофобии

Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

  • издевательства одноклассников (буллинг);
  • конфликты с учителями;
  • частые конфликты с одноклассниками;
  • позиция изгоя;
  • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • строгость и давление учителей;
  • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
  • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия. Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.

Возможные причины

Если ребенок боится школу, значит что-то произошло в его жизни, что спровоцировало подобную фобию. Ошибочно мнение родителей, которые уверены в том, что страх может развиться после стресса, который произошел единожды. На самом деле, для формирования серьезной фобии понадобиться длительное воздействие негативных факторов.

К основным причинам развития такой боязни относят:

  • регулярное издевательство со стороны сверстников, которое никоем образом не пресекается преподавательским составом,
  • запугивание и постоянные угрозы детьми старшего возраста,
  • жестокие издевательства, розыгрыши, направленные на ребенка,
  • сильная умственная или физическая нагрузка, которая несоизмерима с возможностями школьника,
  • психологический прессинг преподавателей.

В редких случаях страх основан на переживаниях о родителях. Малыш волнуется, что за то время, пока он будет на уроках, с ними что-то случится. Чаще такая причина может наблюдаться у детей, которые не посещали детский сад и не расставались с родителями на длительный период.

Проявление боязни школы

Можно заметить психосоматические проявления фобии:

  • чувство удушья;
  • проблемы с дыханием;
  • тахикардия и аритмия;
  • повышенная потливость;
  • дрожь;
  • головокружение и головная боль;
  • слабость в ногах;
  • боль и напряжение в мышцах;
  • боль в груди;
  • обморок;
  • диспепсия;
  • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
  • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
  • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
  • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

Лечение фобического состояния


Для того чтобы искоренить страх перед школой, в первую очередь необходимо поговорить с ребёнком, постараться добиться доверительных отношений с ним. Но не всегда школьник может объяснить, что именно его пугает, и самостоятельно разобраться в причине боязни. Особенно это относится к детям, учащимся в начальной школе.

В таком случае будет полезно обратиться к детскому психологу. Регулярно посещая сеансы психотерапевта, ребёнку будет легче понять причину страха. Специалист объяснит школьнику, как правильно поступать в тех случаях, когда обижают сверстники, унижают его и издеваются. Ребёнок научится правильно выходить из подобных конфликтов и избегать их в будущем. Параллельно с психологическим тренингом врачом может быть также назначено следующее лечение:

  1. Медицинские препараты. Детям в основном прописываются специальные антидепрессанты, подходящие им по возрасту, либо седативные средства.
  2. ЛФК и курс упражнений для избавления от страха.
  3. Массаж и физиотерапия.
  4. Занятие спортом. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие уверенности в себе и повышение самооценки.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  2. Почему ты боишься одноклассников?
  3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

  1. Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
  2. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
  3. Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

Мнения

А теперь давайте подумаем, с чего же начинается эта самая мотивационная готовность ребенка? Думается, что большинство родителей уже догадались: начинается она с любви ребенка к самому себе, с его веры в возможность быть лучше, с его стремления к совершенству. Безусловно, ваш школьник, может быть, не понимает еще таких слов, но их значение хорошо понимаете вы – его родители.

Если самооценка высока, то она уже позволяет ребёнку самостоятельно преодолевать трудности. Ведь не зря же самооценку заслуженно считают одним из важнейших механизмов саморегуляции. От неё зависит, будет ли ребенок сам считать себя успешным или же отнесет себя к неудачникам.

Принято считать, что становление достаточно устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Если в этом возрасте мы сформируем у нашего ребенка основы адекватной самооценки, то тогда эта способность будет помогать преодолению и возможных жизненных сложностей, в частности — школьных.

А вот здесь нас могут поджидать определенные трудности. И действительно, как же могут помочь в этом вопросе ребенку родители, если у них самих эта самая самооценка является довольно низкой? Разве можно дать человеку то, чего не имеешь сам? Разве можно дать ребенку высокую самооценку, если сами родители её лишены, или она у них довольно низкая?

Мне почему-то многие люди отвечают на вопросы по собственной самооценке положительно. На мой взгляд, вот это и является той самой логической ошибкой и даже западнёй. Чтобы дальше не дискутировать, могу ответить однозначно: «Не получается ни у кого!» Желаете, чтобы у ребенка была достаточно высокая личностная самооценка – начинайте всегда с самих себя.

А теперь перейдем с самим мотивационным мотивам ребенка.

Что же именно влияет на желание ребёнка идти в школу и учиться? Как поднять интерес и положительное отношение к учебе и школе? Безусловно, сначала необходимо выяснить причины отсутствия интереса к обучению в школе. Их может быть несколько. Довольно часто это страх перед самой школой. Этот страх могут вольно или невольно сформировать сами родители и своим поведением, и своими разговорами, и перегрузкой ребенка самой подготовкой к школе, да и усталостью ребенка от всей такой суеты. Страх может вызвать негативный пример старших братьев и сестер – школьников.

Родителям обязательно следует выяснить, какие же мотивы для обучения в школе являются для ребенка негативными, а какие положительными и адаптивными, и какие из них доминируют над их школьником.

Мне представляется целесообразным главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе родителям делать на воспитании у ребенка мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их и не отказываться от намеченной цели. Это действительно по-настоящему трудно. Этого нельзя достигнуть за один день. Это — повседневная упорная работа. Давить и вынуждать учиться – можно, но чаще всего это тупиковый вариант, который рано или поздно приведет к провалу, а вместе с тем и к отчуждению родителей и детей, но явно никоим образом не повысит заинтересованность в учебе.

Для родителей очень важно всегда поддерживать интерес у своего ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения даже о знакомых предметах. А это означает, что родители не только помогают ребенку расти духовно и нравственно, но и обучаются новому сами. Для этого же необходимо и время, и желание.

Для этого прекрасно подходит и чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки, совместные походы на выставки. И, конечно же, широкое использование примеров из сказок, рассказов, пьес, спектаклей и проч., т. е. всего того, что уже ребенок знает.

И если такие занятия с ребенком воспринимаются родителями как радость и удовольствие от процесса общения, а не как тяжелый труд, то такие родители могут по-настоящему подружиться со своим чадом, лучше понять его тревоги, волнения, опасения и страхи и помочь преодолеть их. И надо помнить еще и том, что в наше время имеется хорошая реальная возможность своевременной консультации у профессионалов-психологов.

Хотя и считается, что самооценка большинства детей становится устойчивой к периоду обучения в школе, но она в большой степени и довольно долго зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – родителей, его близких взрослых, старших братьев и сестер, педагогов.

Если они позволяют себе некорректно высказываться о способностях или о неспособностях ребёнка, обзывают и унижают достоинство маленького человека, разве это не занижает самооценку ребенка? Конечно же, взрослый человек всегда умнее, опытнее, мудрее ребенка. Демонстрируя ребенку его несостоятельность в чем-то, вспомните, а вы сами-то разве разбираетесь великолепно во всем на свете, всё знаете и всё понимаете? Если признаетесь себе, что нет, то поймете и то, что ваш ребенок может с возрастом всему научиться, как и вы сами, но для этого нужно ваше терпение и время.

Тревога многих матерей по поводу возможных будущих школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Согласитесь, что это явно не помогает школьнику преодолевать трудности в обучении. А если ребеночек сам к тому же является тревожной личностью, представляете, как ему будет сложно справиться еще и вашей тревогой?

На пути продвижения ребёнка к учебным успехам важно не только повышение его личностной самооценки, но и помощь в преодолении тревожности. А этого, наверное, всегда можно добиться посредством совместных усилий родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов.

Надо хорошо понимать, что тревожного, с низкой самооценкой, неуверенного в себе ребенка нельзя просто ругать за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми.

Напротив — нужно показывать ребёнку то, что он уже умеет и чего достиг, а затем уже переходить к тому, что он должен будет сделать, чтобы достичь еще больших успехов.

А теперь подумайте, разве возможен такой родительский труд без терпения и любви?

Таким образом, мы приходим к самому главному в вопросе, как помочь ребенку в его школьных делах. И понимаем, что главное – это искренняя любовь родителей к нему. Помните, что дети интуитивно ощущают малейшую фальшь в отношениях. Они могут внешне умело притворяться, но внутри они начинают замыкаться в себе, в своих проблемах и страхах, и как результат – перестают вам доверять и начинают эмоционально и духовно отдаляться.

Профилактика страха перед школой

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

Определение термина

В переводе с греческого языка слово «фобия» означает «страх». Сам термин дидаскалейнофобия объясняется как боязнь ходить в школу. Этой фобией страдают только дети школьного возраста.

Очень часто родители не замечают проявления этой болезни у своих детей, а нежелание посещать образовательное учреждение объясняют ленью и капризами. Уже в начальных классах проблема боязни школы может встать остро, так как в этот период происходит адаптация к учебному заведению, распорядку дня и новым обязанностям, что в большинстве случаев с трудом даётся малышу.

Рекомендуется более внимательно и с пониманием отнестись к вопросу и выяснить истинные причины пропуска занятий, так как несвоевременное лечение может усугубить течение заболевания. В дальнейшем игнорирование фобии может привести к сильной агрессии и глубокой депрессии.

Какие последствия патологии

Панический страх перед обучением закладывается в детстве. Однако и во взрослой жизни он имеет самые неприятные последствия. Став взрослым человек испытывает сложности, если например, требуется освоить компьютерную программу, то по известным причинам он не сможет этого сделать.

Как правило, у таких людей возникают сложности с построением карьеры. Если начальник требует пройти курсы повышения квалификации, то человека с расстройством просто не сможет этого сделать. Нередко, даже имея диплом об образовании, приходится переучиваться, а нередко и вовсе учиться заново, осваивать навыки.

Кроме того в жизни также приходится постоянно получать новые навыки и знания. Поэтому если вовремя не справиться с такой фобией, то дальнейшая жизнь превратится в настоящий кошмар. Не стоит забывать о том, что люди с психическими расстройствами стараются ограничивать свое общение с окружающим миром. Поэтому их жизнь превращается в настоящий кошмар.

Как бороться и получить возможность нормально жить

В первую очередь родителям стоит насторожиться, если ребенок всеми силами старается избежать посещения школы. Далеко не всегда это является прихотью. Нередко боязнь учиться имеет вполне серьезные основания. Получить нормальное образование ребенку нужно обязательно, ведь от этого зависит вся его дальнейшая жизнь.

Поэтому, заметив характерные симптомы, нужно обязательно обращаться к психотерапевту. В том случае, если проблема имеет место, то ребенка нужно лечить. В этом случае применяются:

  • Методы НЛП;
  • Гипноз.

Помимо психотерапевтических приемов используется и медикаментозная терапия. Однако врачи не спешат сразу же назначать таблетки. Поэтому нужно начинать курс лечения и не дожидаться пока ситуация зайдет слишком далеко.

Для того чтобы устранить физические проявления, могут потребоваться транквилизаторы и успокоительные препараты.

Заниматься самолечением не стоит. Вы не врач и не сможете помочь своему ребенку. Кроме того терапия может предполагать использование сильнодействующих препаратов. Самостоятельно определить их дозировку для ребенка вы также не сможете. Задумайтесь о будущем своего ребенка. В дальнейшем ситуация только ухудшится.

Чем должны руководствоваться родители школьников?

Выделим основные правила, которые нужно соблюдать родителям школьника:

  • не пугайте ребенка школой — нельзя говорить: «ты не умеешь читать — значит тебя не возьмут в школу», «не будешь учить — выгонят из школы»;
  • наоборот, сформируйте у ребенка положительное отношение к школе: читайте книги о школе, обсуждайте школьную жизнь, знакомьтесь с первоклашками и т.п.
  • не возлагайте надежды на ребенка, он не должен быть лучшим в школе, классе и т.п.: не говорите ему «ты должен быть лучшим в школе»;
  • чаще хвалите ребенка, создайте атмосферу успеха.

Рекомендации педагогов

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Симптомы

Поведенческие

У школьников первые проявления софофобии начинаются со слов: «Я не хочу идти на учёбу». В некоторых случаях отвержение вызывают определённые предметы.

Например, ребёнок не в состоянии справиться с иностранным языком, отчего боится непосредственно этого предмета.

Всё, что связано со школой и напоминает её – вызывает отвращение вперемешку с ужасом. То есть, само здание, мел, ранцы, парты, форма и даже одноклассники.

В таком случае он ищет любые пути, которые помогут избежать столь страшной участи – учёбы.

Поэтому придумывает, что у него что-то болит, что никакой домашней работы не задавали и вообще, сделали будний день выходным в честь какого-то события.

Если отговорки не срабатывают, или родители уже не верят – прогуливает занятия. С утра собирается, выходит из дому, но до школы не доходит, а отправляется в место, где может побыть наедине с собой.

Нередко к нему присоединяются друзья, которые по каким-то причинам также не спешат познавать этот мир с помощью учителей.

У взрослых это расстройство можно отследить, при категорическом отказе посещать курсы повышения квалификации, освоения новой профессии или просто нежелании занимать другую должность.

Только потому, что придётся что-то учить, а потом пытаться сохранить лицо, не допуская ошибок.

Даже кружки по интересам вызывают панику. Несмотря на то, что очень хочется, допустим, уметь красиво танцевать, фоб ни под каким предлогом не согласится записаться в танцевальную студию.

Он будет утверждать, что лишён амбициозности и обеспечен всем необходимым для жизни, поэтому в доказательстве того, что умный и на что-то способен, не нуждается. Что он простой и на карьерные высоты не претендует. Не всем же быть руководителями или миллионерами.

Соматические

При виде того, что напоминает школу, университет и просто при мыслях о занятиях у фоба возникает паника.

Ему поскорее хочется оказаться в безопасном месте, где никто его не будет мучить, и доставать нравоучениями о том, как важно в этой жизни получить образование и тому подобное.

У него развивается тревожность, то есть, он выглядит, словно ожидает в любой момент подвоха и возникновения опасности. Дёргается при каждом звуке, настороженно смотрит на собеседника, по сторонам.

Естественно, нервная система истощается, отчего любая мелочь способна вызвать слёзы. Из-за чего страдает его авторитет среди сверстников и отношения с ними.

При панической атаке трясутся руки и ноги, нередко голос. Дыхание становится частым и поверхностным, давление поднимается, увеличивается сердцебиение.

Такие изменения в организме не проходят незаметно, поэтому начинает болеть в области груди, ведь увеличивается нагрузка на сердце. И тогда кажется, что вот-вот случится инфаркт.

Ещё трудно дышать, человек пугается, что задохнётся. Происходит гипервентиляция лёгких из-за частых коротких вдохов, поэтому и такие ощущения.

Нередко болит желудок, его начинает «крутить». Наблюдается тошнота, рвота, головокружение, диарея или потеря сознания. Выглядит, словно все системы организма на мгновение отключаются.

К примеру, фоб заходит в помещение, видит доску, строгого учителя и попросту обмякает, падает в обморок от испуга.

Бывает нервный тик, когда дёргается какая-то мышца лица, чаще всего в области глаза. Бросает в пот, жар и кожа становится пунцовой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: