Текст книги «Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты»

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

27 мая 2019

  1. Что это такое
  2. Свойства восприятия
  3. Его виды
  4. Ошибки в восприятии (иллюзии)
  5. Как люди воспринимают друг друга

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Константность восприятия — свойство человека воспринимать предметы в постоянной их величине или цвете, несмотря на их разную отдалённость или освещённость.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Если бы этого свойства восприятия не было, человеку пришлось бы постоянно менять своё поведение по отношению к тем или иным объектам. Ведь далеко идущие по дороги люди будут казаться гномами, а дома — кубиками из детских игрушек, но этого, разумеется, не происходит.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

  • движение рук, в особенности, пальцев;
  • движение глаз для определения контуров предмета;
  • движение головы и иные перемещения.

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Любопытно, что иногда это дорисовывание может несколько искажать целостное восприятие, особенно у ребёнка. Если, скажем, отец ребёнка — высокий человек и носит усы, усатые люди будут сразу казаться его маленькому сыну несколько выше остальных людей.

Осмысленность

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

  1. При прослушивании какой-нибудь новой мелодии человеческий слух не сразу воспринимает отдельные её ноты и фрагменты, их узнавание происходит постепенно, вместе с тем, наиболее полное ощущение этой музыки, восприятие её придёт именно с распознаванием этих фрагментов.
  2. Нередко познание каких-либо сложных механизмов приходит лишь с изучением их строения, иногда большой объект в целом без изучения его структуры сложно воспринимать вообще.
  3. Структурное восприятие особенно присуще маленьким детям, знакомясь с новыми игрушками, они нередко их разбирают.

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

  1. Обычно любой новый предмет мы автоматически сравниваем с тем, что уже когда-то видели, например, напоминает он круг, треугольник или ещё какую-нибудь геометрическую фигуру, дети многие деревья или кусты связывают с каким-нибудь животным или игрушкой.
  2. Апперцепция напрямую зависит от возраста и уровня знаний: ребёнок любую окружность кругом и воспринимает, взрослый человек может тут же отметить центр окружности, возможный диаметр и пр.
  3. Большое значение имеет опыт или склонности; та же окружность любителю цирка напомнит, скорее всего, арену, а школьнику она напомнит уроки геометрии.
  4. Большое значение имеет настроение человека, его ролевое значение в семье, профессиональные склонности — повар, например, быстро определит рецепт блюда, а обычный любитель покушать наскоро некоторые ингредиенты, скорее всего, и не заметит.

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.
    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.
    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:
  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Семь раз отмерь – один отрежь

Осмысленность мышления – это не что иное, как количество и качество смыслов, полученных посредством мышления. Различают следующие виды мышления:

  • Бессвязное (бред).
  • Связное.
  • Логическое.
  • Разумное.
  • Мудрое.

Большая часть людей обладает связным мышлением. Разумное мышление дано меньшей части человечества. О мудром мышлении даже говорить не стоит, поскольку оно является редким даром.

Все знания, полученные нами путем изучения окружающего мира и себя самих, должны пройти процесс осмысления. Другими словами, все новое – будь то мелодия, или же прочитанная книга, или услышанная информация – должно быть пропущено через наш разум.

Люди, которые обладают такой чертой, как осмысленность, относятся к любому новому знанию почтительно. С уважением принимая информацию, человек анализирует ее, старается понять, как он может применить это знание в своей жизни, впоследствии сделав его полезным для себя.

Смоделируем ситуацию. На время вернемся за школьные парты и переместимся на урок истории. Педагог вдохновенно повествует о монголо-татарском нашествии (тема может быть любой).

Рекомендуем: Восприятие как психический процесс

Класс сразу делится условно на несколько категорий. Первые – «в одно ухо влетело, в другое вылетело», то есть не способные осмысливать. Ученики не пропускают в свой разум того, что им пытаются донести, и сидят, уставившись безразличным взглядом в какое-то пространство.

Вторые – бесполезные читатели. Они делали все: читали, слушали, считали себя высокоразвитыми эрудитами, но действия эти были неосмысленными, а значит, чтение теряет смысл. Важно понять: ценно не количество прочитанных книг, а объем понятого и осмысленного самостоятельно.

Третьи – поверхностные критики. Для них не важны ни тема, ни учебный предмет, они всегда готовы все опровергать и спорить с пеной у рта, такие люди тоже лишены осмысленности.

Четвертая группа – люди осмысленные. Их процент не превышает численности остальных, что является поводом для грусти. Их легко отличить в этом классе. Слушают и слышат. Сидят, словно завороженные, ловя каждое слово, как глоток свежего воздуха. Они позволяют новому знанию протекать потоком через разум, в результате чего происходит осмысление.

Из этого вытекает следующий вопрос: как понять, что знание для нас авторитетно? Это делается по нескольким критериям:

  • Принимать знание вам приятно, вы как будто внутренне наполняетесь радостью.
  • Новое, свежее знание вдохновляет вас на новые начинания, перемены.
  • Дурные черты характера, а также привычки знанию не помеха!
  • Источником знания должны быть заслуживающие доверия источники.
  • Знание нужно получать от того, кто сам идет этим же путем (Зачем слушать того, кто не умеет сам слушать и слышать?)

Конфуций сказал, что путь мышления – самый благородный из всех. Человек, который умет мыслить, анализировать, обладает по крайней мере каплей мудрости и никогда не «наступит на грабли». Остальные со временем могут прийти к таким же решениям, «избитые» опытом.

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке. Наверное, у всех бывало такое: человек на вид умный, интеллигентный ровно до тех пор, пока он не заговорит. Чего только порой не услышишь! А ведь осмысленная речь – один из важных критериев разумности.

Все мы относимся к виду «человек разумный» – так окрестили нас биологи, но всех ли так могут назвать исследователи в области психологии? Возможно, вы думаете: «Говорить осмысленно? Что может быть проще?» – на самом же деле это весьма непросто.

Осмысленная речь является сложной конструкцией, в которой принимают участие оба собеседника. Их взаимодействие должно быть крайне тонким и внимательным. Беседа летит в тартарары, если ваш тезис был проигнорирован или попросту не понят собеседником.

Нельзя налететь на человека вдруг и начать «вываливать» всю информацию. Правильное построение разговора – тоже искусство. Говорить осмысленно – это красиво.

Для начала нужно обозначить свои намерения, определить контекст (о ком или о чем вы хотите поговорить или узнать). Затем – краткое изложение своей мысли, так делают осмысленные люди! Нет нужды сразу же битый час рассказывать о том, что собеседнику, возможно, неинтересно!

Увидели заинтересованность? Прекрасно! Даем развернутый ответ, обосновываем все тезисы, подводим свою речь к развязке – к тому, ради чего, собственно говоря, вы и затеяли этот разговор.

Рекомендуем: Что такое побуждение?

Именно по такой схеме строится речь осмысленного индивидуума. Нельзя назвать разумной речь, когда человек начал об одном, перескочил на другое, закончил третьим, вообще не относящимся к первым двум. Следует следить за собой, за тем, что мы говорим, как это делаем.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия: кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
  2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
  3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  • Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  • Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
  • По способу актуализации:

    Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

    Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

    Текст книги «Психология человека. Введение в психологию субъективности»

    2.4. Разумная жизнь человека

    Человек как субъект познания. Психология восприятия. Память человека. Мышление как родовая способность человека. Психология воображения. Внимание и его психологические особенности

    Человек как субъект познания

    Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование

    объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.

    Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного. Представление о человеке как о разумном существе, о субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками – философией, социологией, логикой, психологией, физиологией, кибернетикой и т. д.

    Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.

    При этом психология опирается на данные изучения познавательной деятельности, полученные в других науках.

    В гносеологии как разделе философии человеческое познание разделяется на два уровня – чувственный

    и
    рациональный.
    К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается
    образ, картина окружающего мира –
    мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено в первую очередь в процессах восприятия и его частной форме – ощущениях.

    К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

    Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека; они специально изучаются в
    формальной логике
    как философской дисциплине.

    Происхождение, содержание, становление и развитие мышления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется в диалектической логике.

    Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания.

    Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.

    Психология восприятия

    Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов – памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.

    Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    В процессах восприятия формируется
    целостный образ:
    образ предмета, образ ситуации, образ другого человека и т. д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

    Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений.

    Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его окраске); прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем тепло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т. д.

    Основные виды и свойства восприятия.

    Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа –
    зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
    Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, – например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т. п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно;

    оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятие
    в зависимости от участия в нем других психологических образований:
    эмоциональное восприятие (восприятие детьми мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

    Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, лингвистики, кибернетики.

    Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

    Предметность

    восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром.

    Целостность восприятия выражается

    в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека.

    Осмысленность

    восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

    Структурность –

    свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.

    Константность –

    относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

    Избирательность –

    преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д.

    Восприятие как деятельность.

    Образы восприятия не создаются одними только внешними воздействиями. Для их получения необходимы особая внутренняя активность субъекта, особого рода перцептивная деятельность. Восприятие – это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему
    перцептивных действий и операций
    субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает такие действия, как
    различение
    ,
    опознание
    ,
    измерение
    ,
    контроль, оценка
    и т. д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т. е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед человеком, от его потребностей и мотивов.

    Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия. Важную роль в развитии восприятия играет специальное обучение детей эффективным перцептивным действиям. Наибольшую известность в педагогике получила система сенсорного воспитания

    , разработанная
    М. Монтессори.
    В отечественной психологии работами
    А.В. Запорожца
    и
    Л.А. Венгера
    установлена важная роль формирования у детей особых
    сенсорных эталонов
    как идеальных образцов свойств предметов: системы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т. п. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат своеобразными мерками, дающими возможность определить особенности обследуемого предмета.

    Квалификация восприятия как деятельности дает основание для выделения особых перцептивных (сенсорных) способностей.

    Сенсорные способности могут характеризоваться показателями произвольности, качества и надежности перцептивных действий. Для определенных видов деятельности человека (например, оператора технических средств управления) перцептивные способности играют ведущую роль в структуре профессиональных качеств и способностей.

    Память человека

    Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Мы отмечали, что свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в процессах их взаимоотношений и общения. На начальных этапах исторического развития психологические знания находят свое отражение в сказаниях и мифах как одном из наиболее ранних способов человеческого самовыражения и форм коллективного сознания. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина

    была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в психологии часто называют
    мнемической деятельностью.
    Фундаментальность явлений и процессов памяти отмечается в философии и психологии. Философ А. Бергсон писал, что именно в проблеме памяти возможно постигнуть дух в его наиболее выраженной форме.

    В научной психологии проблема памяти, по выражению психолога П.П. Блонского, является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия,

    каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом указывается, что и сама память немыслима вне других психических процессов.

    Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и образованиями отчетливо выявляется при различении ее видов

    (рис. 19).
    Связь памяти с восприятием
    фиксируется в выделении
    образной памяти
    или памяти на образы. Образная память в свою очередь естественно разделяется на отдельные виды, связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов:
    зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную
    память.

    Рис. 19. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями

    Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигательной памяти.

    Для
    эмоциональной памяти
    характерно запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.

    Взаимозависимость памяти и мышления

    нашла свое выражение в различении
    смысловой и механической памяти.
    Смысловая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т. д. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психологией положении о том, что лучше запоминается то, что понижается. Речь здесь идет о специфически человеческой смысловой памяти.

    Однако человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, субъект как бы «впечатывает» запоминаемый материал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименование механической.

    К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал. Некоторые психологи полагают, что механическая память своим возникновением обязана школе.

    Субъект может поставить сознательную цель

    , задачу на запоминание, на удержание нужного содержания для последующего действия, организовать произвольные мнемические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для
    произвольной памяти:
    здесь субъект обеспечивает произвольную и волевую регуляцию процессов памяти.

    Фиксация впечатлений от окружающего мира без специально на то поставленной индивидом цели реализуется при непроизвольной памяти.

    Это не означает, что материал запоминается по форме «сплошной записи» или естественным образом, непроизвольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т. п. Во всех этих случаях нет задачи на специальное запоминание.

    Зависимость памяти от потребностей

    ,
    установок
    ,
    мотивов и целей субъекта
    (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти.
    Кратковременная память
    обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение конечного результата (так, перемножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).

    Долговременная память

    обеспечивает продолжительное (часы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее значение для длительного удержания сведений имеет установка человека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.

    Классификация видов памяти с точки зрения их генетической последовательности была предложена П.П. Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти – двигательную, эмоциональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти.

    Итак, память можно найти во всех психологических образованиях. И с этой позиции, изучая различные психологические явления, мы в определенной мере исследуем и память. Однако предварительным условием такого изучения должно стать понимание специфики памяти, ее функций и содержания, механизмов работы.

    Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    В определении очень точно указывается на временную сущность памяти, ее отнесенность к прошлому, настоящему и будущему.

    Психологические механизмы памяти.

    Представленность памяти во всех психологических структурах указывает на ее первый отличительный, специфический признак. Особенность памяти как психологического процесса состоит в том, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отражение предметного мира осуществляется в восприятии и мышлении.
    Память имеет дело со «вторым отражением», с полученными образами и понятиями.
    Поясним это положение.

    Отличие памяти от других психологических образований предполагает четкое указание на ее функцию, на ее место в совокупной психической деятельности. На наш взгляд, очень точно локализовал процесс памяти в пространстве психического психолог Г.К. Середа.

    «Действительное определение понятия “память”, равно как и содержательное описание каждого из ее процессов, предполагает ответ на два вопроса: что? и для чего? – соответственно должно содержать в себе два предиката. С этой точки зрения память могла бы быть предельно лаконично определена как психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»[104]
    104Середа Г.К.
    Что такое память? // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 6. С. 42.

    [Закрыть].

    Согласно этой точке зрения, память всегда существует на антиномии «прошлое – будущее». Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое.

    Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во «вторичный» продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса.

    Следовательно, элементом памяти становится все, что, «удаляясь» от «вещественной» определенности психики, переходит во «вторичный» продукт, т. е. становится представлением.

    Можно сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно
    целевым
    , актуальным элементом познавательного процесса и приобретает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели.

    Можно сделать вывод, что основным механизмом работы человеческой памяти является ее ориентация на будущее.

    Память человека определяет не то, что «было» (прошедшее), а то, что «будет» (предстоящее). Иначе говоря, то, что «было», закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что «будет», т. е. память определяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее. В служении будущему заключается основная функция памяти. Отражение прошлого выступает как средство достижения будущего результата.

    Процессы памяти. Запоминание

    определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер сознательного запоминания. В специальных условиях (в первую очередь в учебной деятельности) возникает необходимость использования специальных приемов, особой организации запоминания, и оно приобретает форму
    заучивания.
    Психологические исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) выявили зависимость запоминания от характера деятельности,

    от процессов целеполагания, его связь с ориентациями на будущее, предстоящее. При этом выявилась парадоксальная картина эффективности произвольного и непроизвольного запоминания. Исследования П.И. Зинченко показали, что прямая постановка цели на запоминание не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание зачастую оказывается продуктивнее произвольного.

    В опытах П.И. Зинченко детям предлагалось классифицировать карточки в соответствии с содержанием изображенных на них предметов. В исследовании выявились две важные зависимости процесса запоминания. Во-первых, лучше запоминается то, что составляет цель действия

    .
    Во-вторых, процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность
    (классификация карточек), без требования специального запоминания
    оказались более эффективными, чем запоминание тех же карточек по требованию
    .

    Иначе говоря, непроизвольное запоминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.

    Эффективность запоминания зависит от установок

    субъекта. Плохую услугу оказывает учащимся или студентам установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете; после этих событий материал быстро забывается. Иное дело понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

    Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал,

    так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т. п.

    В работах В.Я. Ляудис

    выделены четыре мнемических действия: 1)
    ориентировка в материале,
    связанная с отношением элементов запоминаемого материала к опыту субъекта; 2)
    группировка материала
    на основе установленных свойств отдельных элементов; 3)
    установление внутригрупповых отношений
    между элементами материала, подлежащего запоминанию; 4)
    установление межгрупповых отношений
    (связей). При этом под мнемическим действием понимается «действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести»; данное положение основано на утверждении, что «центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого предстоящим использованием, будущим»[105]
    105Ляудис В.Я.
    Память в процессе развития. М., 1976. С. 46.

    [Закрыть].

    Наиболее полный состав мнемических действий выявлен в экспериментальных исследованиях В.Д. Шадрикова

    и его учеников[106]
    106
    См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под. ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990. С. 63–64.

    [Закрыть]. Ими выделены следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания:

    Рис. 20. Состав мнемического действия

    Группировка –

    деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.);
    выделение опорных пунктов –
    фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т. д.);
    план –
    совокупность опорных пунктов;
    классификация –
    распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;
    структурирование –
    установление взаимного расположения частей, составляющих целое;
    схематизация –
    изображение или описание чего-либо в основных чертах;
    аналогия –
    установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;
    мнемотехнические приемы –
    совокупность готовых, известных способов запоминания;
    перекодирование –
    вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;
    достраивание запоминаемого материала
    и привнесение нового в запоминаемое – использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам;
    серийная организация материала –
    установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);
    ассоциации –
    установление связей по сходству, смежности или противоположности;
    повторение –
    сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

    Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения.

    Как установлено в психологии, продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием.

    Воспроизведение –

    процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях:
    узнавания
    , или воспроизведения при опоре на восприятие; собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной
    актуализации
    сохраненного в памяти материала;
    припоминания
    в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.

    Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыслительными действиями. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. «В самом существе воспроизведения, – писал С.Л. Рубинштейн, – заложена реконструкция воспроизводимого – в результате мыслительной его переработки – как существенный аспект воспроизведения»[107]107
    Рубинштейн С.Л.
    Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 326.

    [Закрыть]. В воспроизведении смыслового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса воспоминания, в его отделенности от процессов мышления, речи, установок субъекта. Человек, по сути, никогда не воспроизводит содержание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.

    Как отмечал С.Л. Рубинштейн, по своей психологической природе реконструкция является прежде всего результатом непреднамеренной, но безусловно направленной работы мысли внутри воспроизведения. Реконструкция проявляется в различных формах – изменениях плана, перестановках, переструктурировании материала и т. п. Явление реконструкции включается во все процессы памяти, оно составляет фундамент функционирования памяти.

    Но наиболее отчетливо процессы реконструкции проявляются в сохранении и забывании как процессах памяти.

    Сохранение и забывание

    представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.

    Сохранение не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала.

    Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции.

    Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.

    Реконструкция содержания памяти, динамика процессов сохранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связана с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в целостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.

    Г.К. Середа указывает на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки[108]108

    См.:
    Середа Г.К.
    Что такое память? // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 6. С. 45–46.

    [Закрыть].

    1. Память – это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека.

    2. Память – это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои «продукты». Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.

    3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.

    Память, в отличие от других познавательных процессов, имеет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах

    ,
    а лишь организует и реконструирует уже добытое.
    Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.

    Область действительного творчества памяти,

    как полагает Г.К. Середа, – это не познавательная сфера, а сфера формирования личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека – индивидуальный опыт. Однако если бы продукты этого опыта сохранялись в человеке в таком же «элементном» и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структурироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.

    С этих позиций центральная функция памяти – приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта.

    Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта «широта памяти» противостоит «узости сознания», в которой выражается «целевая» локализация всех других познавательных процессов.

    Способы организации представлений в процессах памяти не заложены в памяти «до опыта». Как отмечают психологи, память в своем развитии всегда отстает от мышления на один шаг: новые действия и операции сначала становятся (формируются) как мыслительные и только в процессе повторения и закрепления переходят в мнемические действия, т. е. действия по преобразованию и организации представлений внутреннего опыта.

    При этом на любые подробности опыта память должна «откликаться как целое». Это означает, что в каждый момент осуществления деятельности в нее включается весь «прошлый опыт», каждый элемент «нового опыта» всегда соотносится со всем «прошлым опытом». Это предполагает, что опыт должен одновременно выступать в форме интегративного целого. Непрерывное воспроизводство такого целого как необходимого условия развивающейся жизни и деятельности и составляет основную функцию памяти.

    Исходя из изложенного, память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности

    .

    Мышление как родовая способность человека

    Термин «мышление» знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: «Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

    Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо;

    разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления.

    Ошибки в восприятии (иллюзии)

    В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

    Такие нарушения бывают двух видов:

    1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  • Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
  • Восприятие человека человеком

    Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

    Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

    Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

    Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

    1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
    2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
    3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
    4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: