Общая психология: Ответы на экзаменационные билетыАнатолий Геннадьевич Маклаков, 2012

Словарное толкование

Прежде всего нам нужно четко сформулировать суть поведенческого подхода, его значение. Итак, данным термином именуется область в психологии, изучающая поведение людей как вида и животных. Предполагается, что все поступки основаны на рефлексах, а также на различных реакциях на те или иные факторы, поступающие из окружающей среды. Немаловажным критерием поведения индивида является его личная история, то есть жизненный опыт. В нем чередуется поощрения и наказания, мотивации и разочарования — они определяют дальнейшую реакцию на конкретные события. Нередко поведенческий подход в психологии именуется бихевиоризмом — термин происходит от английского слова Behavior — «поведение». Стоит отметить, что бихевиористы — ученые, которые занимаются данной областью психологии, — понимают, что на поведение индивида влиять может и наследственный фактор. Но при этом они возлагают большую «ответственность» за те или иные поступки именно на окружающую среду.

Что такое поведенческий подход?

Общая психология: Ответы на экзаменационные билетыАнатолий Геннадьевич Маклаков, 2012

5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон

видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Одновременно с этим он отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Дж. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление — поведение.

По мнению Дж. Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Таким образом, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.

С точки зрения Дж. Уотсона, поведение — это система реакций

. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или
стимула
. Так появилась знаменитая формула
S — R
(стимул — реакция). Для бихевиористов соотношение
S — R
стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.

Однако если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Дж. Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. Однако существуют некоторые феномены, которые фактически невозможно объяснить, опираясь на эту теорию. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук — вздрагивание, на пищевой раздражитель — слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.

Конец ознакомительного фрагмента.

Основатели

Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон. Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение. Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.

Джон Бродес Уотсон

Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».

Поведение и его аспекты

Системная поведенческая психотерапия — это система практик, которая основана на концептуальной модели системной поведенческой психотерапии и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с его непосредственным участием, а так же самостоятельно, для коррекции дезадаптивного поведения, приводящего к субъективному снижению качества жизни человека, обращающегося за психотерапевтической помощью.

Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии представляет собой инструмент, служащий систематизации представлений о психической активности и вытекающих из этих представлений методов, используемых для улучшение субъективного качества жизни человека, обратившегося за психотерапевтической помощью.

Понятия концептуальной модели системной поведенческой психотерапии используются не для трактовок реальности, а с целью формулировки, структурирования структуры практик. Иными словами, термины и понятия, здесь — это не способ отражения реальности, но используются как инструмент воздействия на эту реальность.

Таким образом, задачи концептуальной модели системной поведенческой психотерапии сводятся к следующим четырём пунктам:

  1. указание на «точку» приложения психотерапевтического воздействия;
  2. формирование у психотерапевта представления о том, что и как происходит в процессе психотерапии;
  3. определение совокупности мероприятий, обеспечивающих необходимый психотерапевтический эффект;
  4. выработка форм психотерапевтической работы для амбулатории и специализированного стационара, доказавшие свою результативность на практике [10].

В концептуальной модели системной поведенческой психотерапии феномен поведения понимается в том виде, в котором он был представлен в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского [24]. С одной стороны, поведение — есть единый процесс функционирования психического [5, 18], с другой же, не следует забывать, что этот процесс разворачивается в различных содержательных континуумах, однако, по универсальным принципам динамического стереотипа [14] и доминанты [19]. Данные содержательные континуумы могут рассматриваться как аспекты поведения, к их числу концептуальная модель системной поведенческой психотерапии относит: поведение тела, поведение перцепции, апперцепционное поведение, речевое поведение, социальное поведение. Соответственно этим пяти аспектам поведения концептуальная модель системной поведенческой психотерапии представляет психические механизмы, предоставляемые ими диагностические возможности, а также психотерапевтические техники [8].

  1. Поведение тела. Этот аспект поведения прекрасно иллюстрируется теорией стресса Г. Селье [17], хотя и не исчерпывается ею. С практической точки зрения наиболее важны следующие психические механизмы этого аспекта поведения:
  • вегетативные реакции, которые выступают и как составляющие эмоциональной реакции [20] и как провокаторы эмоциональных и речемыслительных процессов [16];
  • мышечное напряжение и его корреляция с эмоциональным состоянием человека [6];
  • спонтанность и естественность дыхательных актов [7].
  • Поведение перцепции. Этот аспект поведения достаточно сложен для верификации, поскольку скрыт от функции самонаблюдения, поскольку всякое самонаблюдение имеет дело уже с апперцептивными образованиями. С практической точки зрения наиболее важны психические механизмы:
  • перцепции времени [12];
  • перцепции пространства [18];
  • торможения перцепции [19].
  • Апперцептивное поведение. Данный аспект поведения наиболее точно определён У. Джеймсом: апперцепция — это «всякое узнавание, классифицирование, наименование объектов опыта. Сверх непосредственных восприятий все дальнейшие наши психические процессы по поводу восприятий суть также апперцептивные процессы» [6]. С практической точки зрения наиболее существенны процессы:
    • означивания, т.е. отношения означаемых и означающих [11]; дискурсивного поведения, где речевые процессы обусловлены работой неосознанных динамических стереотипов [2];
    • тормозного поведения, которое наиболее точно определил А.А. Ухтомский: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Потому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определённой направленностью действий, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующихся доминант» [19], т.е. речь идёт о торможении одних (дезадаптивных) динамических стереотипов и формировании, благодаря этому, других, способствующих адаптации человека.
  • Речевое поведение. Данный аспект поведения рассматривается концептуальной моделью системной поведенческой психотерапии не с позиции содержания высказываний (внутренняя или внешняя речь), а с точки зрения той функции, которую выполняет та или иная разновидность речевого поведения. Поскольку речевое поведение обеспечивает функции предполагания будущего [4], формулировки потребностей [22] и гносеологическую [15], то, соответственно, выделены три разновидности речевого поведения:
    • прогнозы;
    • требования;
    • объяснения.
  • Социальное поведение. Данный аспект поведения — есть поведение человека, как субъекта социальных отношений. В этом качестве субъект поведения, во-первых, уникален [3], во-вторых, включён в системы отношений [13], в-третьих, занимает определённую позицию в этих отношениях [9]. Это позволяет выделить следующие формы социального поведения:
    • инаковость поведения субъекта, основанная на принципе «Другого» [21];
    • идентичность субъекта своей социальной роли [23];
    • иерархичность ролевых отношений [1].

    Разумеется, взаимодействуя с пациентом, психотерапевт имеет дело с его поведением как целостным и единым процессом. Однако, если этот процесс не будет разложен психотерапевтом на соответствующие составляющие, то, во-первых, это не позволит обеспечить прицельности психотерапевтического вмешательства; во-вторых, создаст трудности в диагностической работе психотерапевта, что приведёт к неадекватной оценке состояния пациента и генеза его дезадаптации; в-третьих, не позволит создать такую программу психотерапевтической работы, которая обеспечит полноценный, охватывающий все уровни психического психотерапевтический эффект.
    Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии, таким образом, не ставит перед собой цели создать «психологию для психотерапии», но призвана обеспечить эффективность психотерапевтической работы, что достигается:

    1. системностью подхода;
    2. универсальностью базовых концептов;
    3. соответствием выделенных аспектов поведения континуумам поведения;
    4. поступательностью диагностической работы;
    5. качеством используемых психотерапевтических техник, которое является естественным следствием всех вышеперечисленных пунктов.

    Литература:

    1. Адлер А.
      О нервическом характере. Под ред. Э.В. Соколова / Пер. с нем. И.В. Стефанович. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
    2. Барт Р.
      Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.
    3. Бубер М.
      Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. — М.: Республика, 1995. — 464 с.
    4. Веккер Л.М.
      Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Издательство «Смысл», 1998. — 685 с.
    5. Выготский Л.С.
      Психология развития как феномен культуры: Под ред. М.Г. Ярошевского / Вступ. ст. М.Г. Ярошевского. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
    6. Джеймс У.
      Психология / Под ред. Л.А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
    7. Козлов В.В., Бубеев Ю.А.
      Изменённые состояния сознания: психология и физиология. — М., 1997. — 198 с.
    8. Курпатов А.В.
      Принципы, цели, методы и технология системной поведенческой психотерапии. // Современные проблемы лечения в психотерапевтической и психиатрической практике: Сборник статей и тезисов, посвящённый 150-летию И.П. Павлова и 80-летию Клиники неврозов им. академика И.П. Павлова. — СПб.: ООО «Издательство «Атлант»», 1999. С. 30 — 35.
    9. Курпатов А.В., Алёхин А.Н.
      Философия психологии (Начало психософии. Теоретические основы науки о душе человека). — СПб.: «Ювента», 1999. — 344 с.
    10. Курпатов А.В., Ковпак Д.В.
      Системная поведенческая психотерапия в условиях стационарного лечения. // Психическое здоровье. Санкт-Петербург — 2000: Материалы конференции, 20 — 21 апреля 2000 г. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. С. 86 — 89.
    11. Лакан Ж.
      «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). Пер. с франц. / Перевод А. Черноглазова. — М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 1999. — 184.
    12. Мерло-Понти М.
      Феноменология восприятия: Пер. с франц., под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. — СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. — 607 с.
    13. Мясищев В.Н.
      Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. — 427 с.
    14. Павлов И.П.
      Полное собрание трудов. III том. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведение) животных — условные рефлексы. — М., Л., 1949. — 607 с.
    15. Пиаже Ж.
      Речь и мышление ребёнка / Пер. с франц. и англ.; сост., ком., ред. перевода В.А. Лукова, Вл.А. Лукова. — М.: Педагогика-Персс, 1999. — 528 с.
    16. Рейковский Я.
      Экспериментальная психология эмоций. — М.: «Прогресс», 1979. — 392 с.
    17. Селье Г.
      Стресс без дистресса. / Предисл. М. Тойама. — Рига: «Виеда», 1992. — 109 с.
    18. Сеченов И.М.
      Психология поведения: Под ред. М.Г. Ярошевского / Вступ. статья. М.Г. Ярошевского. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 320 с.
    19. Ухтомский А.А.
      Собрание сочинений. Т. I. Учение о доминанте. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1950. — 330 с.
    20. Шингаров Г.Х.
      Эмоции и чувства как формы отражения действительности. — М.: Издательство «Наука», 1971. — 224 с.
    21. Эко У.
      «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.
    22. Эллис А.
      Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 288 с.
    23. Эриксон Э.
      Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ.. Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
    24. Ярошевский М.Г.
      Наука о поведении: русский путь. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 380 с.

    Оригинал публикации: Курпатов А.В. Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии: поведение и его аспекты. // Клинические павловские чтения: Сборник работ. Выпуск первый. — СПб.: «Издательство «Петрополис»», 2000. С. 13 — 16.

    Множество версий

    Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.

    Радикальный бихевиоризм

    Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму». Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный. В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.

    Беррес Фредерик Скиннер

    Поведенческая психотерапия

    Поведенческая психотерапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии, опирающийся на положения поведенческой психологии. Известно, что 70% психотерапевтов в США использует как основной вид терапии именно поведенческую. Термин «поведенческая психотерапия» используется с 1953 г.. Но методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые можно рассматривать в качестве предшественников современной поведенческой психотерапии, появились во втором десятилетии XX в. Они вошли в литературу под названием методов условнорефлекторной терапии, в основе которой лежит теория И.П. Павлова. Затем теория инструментального или оперантного обусловливания (Е. Торндайк, Б. Скинер) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А. Бандура). Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности). Современная трактовка термина «поведение», на которое опирается поведенческая психология, включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

    В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Все психические и эмоциональные расстройства, по мнению сторонников поведенческой психотерапии, возникают из-за нарушений процессов адаптации человека к окружающей среде, которые, в свою очередь, возникают из-за неправильных стереотипов поведения.

    Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение новому, адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия, выхода из конфликтов и т.д.). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребёнка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определённых навыков.

    В поведенческой психотерапии подчёркивается взаимосвязь поведения и среды. Отклонения в нормальном функционировании, выбор неправильного поведения чаще всего подкрепляется каким-либо явлением из внешней среды. Например, ребёнок капризничает и просит мать дать ему конфету. В какой-то момент матери надоедает слушать его капризы, и она выполняет просьбу ребёнка. Что происходит в этом случае? Она сама подкрепляет нежелательное поведение ребёнка. И таких примеров в нашей жизни больше, чем кажется на первый взгляд. В поведенческой психотерапии сформулированы следующие правила подкрепления, которые могут быть полезны при воспитании ребёнка, построении взаимоотношений с близкими людьми и т.д.

    1. Система подкреплений не должна быть противоречивой. Не следует подкреплять нежелательное поведение, а потом наказывать из-за него.
    2. Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта. Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.
    3. Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс. Например, родители, наказывая за плохую учёбу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четвёрка. Родители решают, что пока не будет стойких четвёрок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.
    4. Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями. Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не даёт человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим.

    Методы поведенческой психотерапии проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми. Поведенческая психотерапия на протяжении долгих лет продолжает оставаться одним из самых популярных и бурно развивающихся методов психотерапии.

    Психологический бихевиоризм

    Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.

    Бихевиоризм, или поведенческая психология

    ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 25Следующая ⇒

    Основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является по­ведение». Отсюда и название — от английского behavior

    — поведение («бихевиоризм» можно перевести как «пове­денческая психология»). Анализ поведения должен но­сить строго объективный характер и ограничиваться внеш­не наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объек­тивной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мыс­ли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек представля­ет собой «черный ящик». Объективно изучать, регистри­ровать можно только реакции, внешние действия челове­ка и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обус­ловливают. И задача психологии заключается в том, что­бы по реакции определять вероятный стимул, а по стиму­лу предсказывать определенную реакцию. Согласно би-хевиористам, такие понятия, как сознание, переживание, не могут считаться научными, так как они есть результат-самонаблюдения. Основной метод бихевиоризма — наблю­дение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды. Поведение определялось как система реакций организма в ответ на стимулы. Сти­мул (S) порождает реакцию
    (R)
    (S-R). В бихевиоризме широко использовались эксперименты на животных, ре­зультаты которых переносились и на объяснение поведе­ния людей.

    И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S-R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Под­крепление может быть положительным (похвала, полу­чение желаемого результата, материальное вознагражде­ние и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неуда­ча, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного под­крепления, но иногда преобладает желание, прежде все­го, избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказа­ния, боли и пр.

    Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность


    все то, чем обладает индивид, и его возможности в от­ношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пла­стичности, чтобы образовывать новые навыки + спо­собность удержания, сохранения навыков) для приспо­собления к среде,
    т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, измене­ние ситуации ведет к формированию новых навыков. Лич­ность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведен­ческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реакция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта и
    генетической истории.
    Указание на влияние генетических факторов подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведения и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.

    Человек в концепции бихевиоризма понимается преж­де всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведе­ние.

    В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную промежуточную пере­менную I — психические процессы данного индивида, за­висящие от его наследственности, физиологического со­стояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R.

    Под промежуточными переменными понимались внут­ренние процессы, детерминирующие действие стимула, то есть влияющие на внешнее поведение. Под промежу­точными переменными понимались такие образования, как цели, намерения, потребности, гипотезы, образы ситу­аций — когнитивные карты.

    В концепции Халла поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы — драйв.

    Драйвы — импульсы к действию. Достигая опреде­ленной силы, они активизируют поведение. Поведение вознаграждается ослаблением побуждающих стимулов. Например: голодный человек, движимый сильным драй­вом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если человеку это удается, поведе­ние подкрепляется, происходит научение. В следующий раз человек будет использовать те реакции, которые в прошлом позволили удовлетворить потребность (умень­шить силу драйва).

    При повторении связки S—R возникает ассоциация ре­акции со стимулом, что приводит к возникновению при­вычки. Личность человека рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реак­ций. Человек от рождения обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировочный рефлекс). Эти драй­вы при определенной интенсивности запускают соответствующее им поведение (инструментальное). Если это поведение протекает в определенных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного драйва, наличие которого становится необходимым для удовлет­ворения потребности.

    Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах

    поведения:
    безус­ловно рефлекторном, условно-рефлекторном
    и
    оперантном.
    Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называ­ются респондентным, отвечающим поведением.

    Это ре­акция обусловливания типа S. Они составляют опреде­ленную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится
    на основе ак­тивных проб —
    воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к по­лезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а вы­деляются («ислускаются») организмом, некоторые из ко­торых оказываются правильными и подкрепляются, Скин­нер назвал оперантными. Это реакции типа R.
    Оперант-ное поведение предполагает, что организм активно воз­действует на окружение, и в зависимости от послед­ствий результатов этих активных действий они (ре­акции) закрепляются или отвергаются.
    По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адап­тивном поведении животного: они являются формой про­извольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — все это примеры опе-рантных реакций человека, контролируемые результата­ми, следующими за соответствующим поведением. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероят­ность повторения оперантной реакции усиливается.

    Ключевое отличие оперантного обусловливания от клас­сического состоит в том, что в случае оперантного обус­ловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. Скиннер предположил, что поведение определяется не стимулом, предшествующим реакции, а последствиями поведения. Скиннер считал, что животное или человек будут стремиться воспроиз­водить свое прошлое поведение, если оно имело прият­ные последствия. Следовательно, можно управлять пове­дением, положительно подкрепляя его определенные спо­собы. Скиннер вывел следующую закономерность: образ­цы поведения, за которыми следуют приятные послед­ствия в будущем, встречаются чаще.

    Развивая идею Скиннера, можно предположить, что поведение, которое наказывается и ведет к неприятным для индивида последствиям, должно исчезнуть. Однако Скиннер не нашел подтверждения этому выводу. С его точки зрения «наказание — довольно спорный способ оту­чить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто ока­зывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание».

    Главным средством формирования нового поведе­ния выступает подкрепление.

    Скинер выделяет 4 режима подкрепления: 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зави­сит от количества правильно выполненных действий (например, платят работнику пропорционально ко­личеству произведенной продукции, т. е. чем чаще организм правильно реагирует, тем больше под­креплений он получает).

    2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, ког­да организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента пре­дыдущего подкрепления. (Например, платят работ­нику зарплату через каждый месяц, или у студента сессия через каждые 4 месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сес­сия будет еще нескоро).

    3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не зна­ет, когда и каким будет «следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим подкрепления значимо воздействует на поведение человека).

    4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (через неопределенные интервалы времени человек по­лучает подкрепления; знания студента контролиру­ют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает со­блюдать более высокий уровень прилежания и реагирования по сравнению с режимом подкрепления с постоянным интервалом). Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или ус­ловные, подкрепления (деньги, внимание, хорошие оцен­ки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления ге­нерализуются, объединяются со многими первичными подкреплениями. Например, деньги являются средством для получения множества удовольствий, или еще более сильным генерализованным условным подкреплением яв­ляется социальное одобрение, — ради социального одоб­рения со стороны родителей, окружающих людей чело­век стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, хорошо учиться, делать карьеру, красиво выгля­деть и т. п.

    Скиннер полагал, что условные подкрепляющие сти­мулы очень важны в контроле поведения человека, он выделял позитивные, негативные подкрепления и пози­тивные, негативные наказания (табл.).

    Таблица 1

    Скиннер боролся против использования наказания для контроля поведения, т. к. болевое наказание вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности), лишь временно подавляет нежелательное поведение, которое вновь про­явится там, где отсутствует тот, кто может наказать, если уменьшится вероятность наказания. Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения неже­лательного поведения и поощрения желательных реак­ций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении того поведения, которое наиболее близко к желаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, поэтому одна реакция закрепляется, а затем за­меняется другой, более близкой к желаемому поведению (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

    Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в дан­ный момент (закон субъективной ценности подкрепления), и, предоставляя это субъективно ценное подкреп­ление в случае правильного поведения человека или уг­рожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, будет возможно с высокой вероятностью управлять его поведением. Скин­нер сформулировал закон оперантного обусловливания: «поведение живых существ полностью определяется по­следствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразлич­ными или неприятными, живой организм проявит тен­денцию повторять данный поведенческий акт, не прида­вать ему никакого значения или же избегать его повторе­ния в дальнейшем». Человек способен предвидеть воз­можные последствия своего поведения и избегать тех дей­ствий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий; чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение чело­века (закон субъективной оценки вероятности послед­ствий). Субъективная оценка вероятности наступления тех или инь: l

    последствий после реакций человека мо­жет не совпадать с объективной вероятностью этих по­следствий, но на поведение влияет именно субъективная вероятность, то, как человеку кажется, поэтому один из способов воздействия на поведение человека — «нагнете­ние обстановки», «запугивание», «преувеличение веро­ятности негативных последствий». Если человеку кажет­ся, что вероятность негативных последствий после какой-либо его реакции незначительна, то он готов «рискнуть» и совершить данную реакцию.

    Первым в США принципы бихевиоризма на область социальной психологии распространил Ф. Оллпорт. Со­гласно мнению Оллпорта, социальными стимулами при взаимодействии людей выступают речь, жесты, мимика, действия, соматические реакции. А в качестве социальных реакции выступают подражание, симпатии, заразительность реакций в толпе, выполняемая совместно работа.

    В последние десятилетия, развивая идеи классическо­го бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джу­лиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды. Люди — это активные участники событий, влияющих на их жизнь, и научение происходит не только посредством прямого опы­та и внешних подкреплений, внешних событий, но и по­ведение человека может формироваться через наблюде­ние или на основе примеров.

    Альберт Бандура предположил, что новое поведение может возникнуть не только вследствие спонтанной ин­струментальной активности (как это полагал Скиннер), но и в результате подражания, а так же, как результат вербального (словесного) инструктирования. Первая фор­ма научения характерна как для человека, так и для жи­вотных. Научение с помощью вербальных инструкций — исключительно человеческое приобретение, следствие со­циальной жизни людей.

    Бандура считал, что люди копируют то, что видят вокруг себя. Поведение из окружения ребенка, подрост­ка, взрослого человека выступает в качестве модели для подражания и копирования. Выучивание нового поведе­ния зависит от поведения окружающих человека людей, от социальной среды. Вначале человек копирует поведе­ние родителей, позже одноклассников и учителей, теле­визионных героев, супругов и героев сериалов.

    На поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля: экстернал либо интернал, — чувству­ет ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Экстерналы

    взва­ливают ответственность за все происходящие с ними со­бытия на других людей и внешние обстоятельства.
    Интерналы
    считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, си­туаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изна­чально больше зависят от внешних обстоятельств. Таким образом,
    спозиции бихевиоризма, человек — своеобраз­ный биоробот, поведением которого можно управлять, фор­мируя и закрепляя определенные реакции (без учета со­знания имнения человека) за счет внешних воздействий: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность наступле­ния последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.
    Теория социального научения показывает, что награ­да инаказание недостаточны, чтобы научить новому по­ведению. Научение через имитацию, подражание, иден­тификацию — важнейшая форма научения. Идентифи­кация — процесс, в котором личность заимствует мыс­ли, чувства и действия от другой личности, выступаю­щей в качестве модели.Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша оповедении других людей. Чело­век наблюдает что делают другие, а затем повторяет эти действия — научение через наблюдение или пример (А.Бандура).

    Механизмы подражания и копирования в социальной среде, с одной стороны, поддерживают постоянство, с другой стороны, способствуют изменению среды за счет появления новых, часто встречающихся форм поведения (феномен моды). Копироваться может любое восприня­тое, доступное и привлекательное поведение. Агрессив­ное поведение копируется так же успешно, как просо-циальное.

    В своей социально-когнитивной теории А. Бандура от­мечает, что хотя на поведение человека влияет внешнее и социальное окружение, но оно также частично является продуктом деятельности человека, т. е. люди своим поведением могут изменять окружение, могут оказывать ка­кие-то влияния на свою среду и собственное поведение. Человек способен представить символически и осознать последствия, исход своих действий, заранее предприни­мать необходимые меры предосторожности, сформиро­вать образы желаемых будущих результатов и бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы достичь желаемых результатов (способность человека к саморе­гуляции, к научению через наблюдение и моделирова­ние).

    Люди формируют образ определенной поведенчес­кой реакции через наблюдение поведения модели, и да­лее эта закодированная информация служит ориенти­ром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному кодированию (мыс­ленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу от наблю­дения успехов и поражений других так же, как из свое­го непосредственного опыта.

    Большую роль в механизмах обучения новому пове­дению играют средства массовой информации. Механизмы копирования используются в рекламных и коммерческих целях, реже в образовательных.

    Люди способны сами оценивать свое поведение и по­ощрять или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс самоподкреплением, т. е. люди на­граждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз когда достигают установленной ими самими нормы поведения).

    Американскому психологу Мартину Селигману при­надлежит создание очень интересной теории, которая получила название «теории выученной беспомощности». Суть теории состоит в том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт их неконт­ролируемости. Живое существо становится беспомощным в том случае, если оно привыкает к тому, что от его поведения ничего не зависит в случае, когда невозможно вли­ять на возникновение неприятных ситуаций. Было так­же выявлено, что беспомощности человек может на­учиться, если просто наблюдает за беспомощностью дру­гих.

    Эксперименты проводила Эллен Лангер с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и имела возможность кое-что изменить в жизни этих людей.

    На двух разных этажах она давала людям две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь мерой воз­можности, в которой пожилые люди могли что-либо изменить в окружающей действительности. Одна инст­рукция давала людям право выбора и звучала примерно так: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете де­лать сами здесь, в этой клинике. Вы можете выбрать на завтрак либо омлет, либо яичницу. По средам или чет­вергам будет кино, но записаться надо заранее. В саду можно выбрать цветы для своей комнаты, выбрать мож­но, что хотите, — но поливать свои цветы вы должны сами».

    Вторая инструкция для жителей другого этажа зву­чала несколько иначе: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет готовим по понедельникам, средам, пятницам, а яични­цу — в остальные дни. Кино бывает в среду и четверг. В среду для тех, кто живет в левом крыле, а в четверг — для живущих в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет уха­живать за ним сама».

    Согласно этим инструкциям, получалось, что обита­тели одного из этажей дома престарелых могли распо­ряжаться своей жизнью; на другом этаже люди получали то же самое, но без возможности влиять на свой выбор.

    Через восемнадцать месяцев Эллен Лангер вернулась в клинику и установила, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой. Результаты были получены с использованием специальных оценочных шкал. Также было обнаружено, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Таким образом, можно пред­положить, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность может убивать.

    Кроме процесса научения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадле­жат. Джордж Мид (1863-1931), американский ученый, является автором концепции, названной социальным би­хевиоризмом. Д. Мид полагал, что личность ребенка фор­мируется в процессе его взаимодействия с другими.

    В общении с разными людьми ребенок играет разные роли. Личность ребенка является объединением различ­ных ролей, которые он на себя примеряет. Большое зна­чение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра. В зависимости от ожидания и от прошлого опыта (наблюдений за родителями, знакомыми) дети по-разыому играют одни и те же роли. Представляют инте­рес исследования асоциального (агрессивного) и просоци-ального (приемлемого обществом) поведения, предприня­тые психологами данного направления. Д. Доллард раз­работал теорию фрустрации. Фрустрация

    — нарушение поведения, вызванное невозможностью справиться с труд­ностями. Согласно теории Долларда, сдерживание сла­бых проявлений агрессивности, которые являются резуль­татом прошлых фрустраций, может привести к агрессив­ности в зрелом возрасте.

    Бихевиоризм рассматривает аномальное поведение как результат научения, т. е. внешние факторы окружения, воспитания вызывают аномальное поведение. Поэтому психические расстройства можно корректировать и уст­ранять в соответствии с общими законами, выявленными бихевиористами. Бихевиориальная терапия направлена на то, что убрать неадекватные реакции человека и сформировать более адекватные реакции поведения (не вни­кая в причины, которые вызывали эти неадекватные ре­акции, не интересуясь мнением, мыслями человека).

    ⇐ Предыдущая6Следующая ⇒

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    От изучения к применению

    После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:

    • Расстройства аутистического спектра.
    • Сохранение природных ресурсов.
    • Физическую культуру и здоровый образ жизни.
    • Изучение языков.
    • Медицину.
    • Воспитание детей.
    • Борьбу с наркотиками.
    • Отношение к животным.
    • Лидерство и управленческую сферу.

    Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.

    Бихевиоризм у животных

    Методология

    Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.

    Научение и усвоение

    Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.

    Поведенческий подход в борьбе с плохими привычками

    Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги.

    Статус пользователя

    Статус пользователя — это еще один способ поведенческой классификации клиентов по тому, какое отношение они имеют к продукту/компании.

    Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных примеров:

    • Не пользователь.
    • Потенциальный клиент.
    • Впервые купил.
    • Постоянный пользователь.
    • Перебежчик (бывший клиент, перешедший к конкуренту).

    Можно назвать еще ряд возможных статусов, которые классифицируются в зависимости от специфики бизнеса.

    Например, компания, предоставляющая клиентам возможность бесплатной пробной версии чего-либо, может иметь категорию пользователей со статусом «пользователь бесплатной пробной версии».

    Используйте правильную технологию

    Наконец, без правильной технологии, практически, невозможно произвести сегментацию клиентов по поведенческим факторам.

    Рекламные платформы, такие как Google adwords или Facebook, а также системы автоматизации маркетинга — все это примеры инструментов, которые вы можете (и должны) использовать для анализа, сегментирования и таргетинга клиентов на основе их поведения.

    Тем не менее, эти инструменты способны выявить только часть параметров и характеристик, описанных в этой статье. Они не обеспечивают интеграцию и унификацию данных клиентов, машинное обучение и возможности прогнозируемой аналитики.

    Аналитика пути клиентов — гораздо более надежный подход. Создание Customer journey map позволяет легко классифицировать клиентов по поведенческим сегментам, что позволяет определить оптимальную стратегию взаимодействия для каждого клиента и оценить влияние каждого клиентского сегмента на ключевые показатели и эффективность.

    Все в ваших руках

    Поведенческая сегментация — это метод сегментации клиентов по поведению, чтобы вы могли лучше понимать их и взаимодействовать более эффективно на протяжении всего их пути.

    Используя десять описанных выше методов поведенческой сегментации, вы можете повысить эффективность маркетинговых кампаний, увеличить рентабельность инвестиций, повысить пожизненную ценность клиентов и углубить знания о своей клиентской базе. Поведенческую сегментацию вы можете произвести собственными силами или рассмотреть услуги маркетингового агентства.

    А как вы сегментируете своих клиентов? Какие методы поведенческой сегментации вы используете?

    Отучивание

    Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.

    Устранение

    Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.

    устранение фобии

    Этапы пути клиента

    На каком этапе пути находится новый или существующий клиент?

    Сегментирование клиентов по этапам пути, позволяет построить коммуникации и персонализировать предложение, что способствует увеличению конверсии на каждом этапе. Кроме того, вы сможете обнаружить этапы, где клиенты встречают препятствия, что позволит определить самые большие из них и найти способы преодоления.

    Но сегментировать клиентов по этапу пути не так просто, как может показаться на первый взгляд.

    Распространенное заблуждение заключается в том, что одного взгляда на покупательское поведение или единственного взаимодействия с клиентом достаточно, чтобы точно определить, на каком этапе пути находится клиент в настоящее время.

    Пример заблуждения: «Клиент просматривал этот контент и щелкнул какое-либо объявление, значит, он на ____________ этапе»

    В большинстве случаев одной или двух поведенческих точек недостаточно для точного определения текущего этапа пути клиента. Важно помнить, что клиенты на разных этапах пути по-разному взаимодействуют с контентом, который показывают в определенном порядке в разных каналах, в разное время.

    Наиболее эффективный способ точного определения текущего этапа пути клиента — использование всех поведенческих данных клиента по каналам и точкам соприкосновения для построения взвешенных алгоритмов, основанных на моделях поведения с течением времени.

    Изучая поведение с помощью алгоритмов, построенных из опыта предыдущих покупок, вы можете увидеть, какой этап пути наиболее вероятен для определенного клиента в настоящее время.

    Кроме того, не делайте ошибку, предполагая, что клиенты будут просто естественно переходить к следующему этапу в своем пути с течением времени. Этапы пути клиента, по факту, располагаются в более хаотичном порядке, чем их принято изображать на схемах.

    Если у вас есть годовая Подписка, и вы предполагаете, что клиент перешел от этапа сравнения к этапу принятия решения подписаться на год, вы можете быть в грубом заблуждении, когда придет время для обновления данных. Опять же, поведенческие данные — единственный способ узнать правду или, по крайней мере, оказаться как можно ближе к ней.

    Становимся другим человеком

    Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.

    Работы Макгрегора

    Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:

    • Высокий интеллект.
    • Уверенность в себе.
    • Определенный социально-экономический статус.
    • Ответственность.
    • Коммуникабельность.
    • Объективность.

    Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.

    поведенческий подход к лидерству

    Виды главарей

    В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.

    • Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
    • Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.

    Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта

    Татьяна Ефремова

    Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта

    Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с тем, что физическое и психологическое здоровье ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями его поведения. Кроме того, социальная адаптация детей с нарушением интеллекта всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и особенностями поведенческой сферы.

    Поведение рассматривается как внешнее проявление деятельности человека, это постоянно изменяющаяся система взаимодействия субъекта с миром. Формирование личности ребенка с нарушением интеллектапроисходит в процессе накопления его жизненного опыта: взаимодействуя с окружающим миром, социализируясь в нем, ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения, натуральное поведение постепенно превращается в культурное.

    Следует помнить, что нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Однако, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева отмечают, это обобщённое понятие включает весьма разнородные с клинической точки зрения явления. Не смотря на то, что ведущим симптомом является диффузное поражение коры головного мозга, не исключаются и отдельные (локальные)

    поражения, что приводит к разнообразию
    нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.)
    и эмоциональной
    сферы (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость)
    .

    А. Н. Косымова указывает, что у детей с нарушением интеллекта реализация задач по воспитанию нормативного поведения осложнена.Основные причины: выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы, низкие возможности произвольной регуляции деятельности и поведения. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с нарушением интеллекта. У детей данной категории снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических потребностей.

    А. А. Катаева, Е. А. Стребелева указывают, что нарушение интеллекта приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы, что влияет и на поведенческую сферу. Нарушения в эмоциональной сфере дошкольников сопровождается душевным дискомфортом, страхами, чувствами неполноценностью. Бедность в проявлении чувства, поверхностность, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой острая аффективность, агрессивность, эгоистические тенденции, низкие коммуникативные возможности и неспособность к эмпатии.

    На занятиях дошкольники с нарушением интеллекта значительно чаще отвлекаются на окружающие предметы, чем их нормально развивающиеся сверстники, постоянно нарушают правила в дидактических играх, в свободной игре переключаются с одного предмета на другой (в зависимости от того, что попадется им под руку, не удерживают сюжет игры.

    Дети с нарушением интеллекта, плохо владеют своим поведением и отстают по уровню развития произвольности. Они не могут сами найти средства управления поведением, которые бы позволили сдерживать импульсивные движения и управлять собственными действиями. Низкий уровень произвольной регуляции у дошкольников с нарушением интеллекта объясняется недостаточным развитием их самосознания, неспособностью как-то отнестись к себе и своим действиям.

    Д. Н. Исаев описывает следующие типы психопатоподобных поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта:

    – аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста;

    – астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ними неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа;

    – неустойчивый тип, проявляющейся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других;

    – дисфорический тип, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии и аутоагрессии, разрушительным действиям.

    Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова выделяют две группы поведенческих проявлений у дошкольников с нарушением интеллекта,которые носят полярный характер: гиперактивность и гипоактивность.

    Гиперактивные дети с раннего возраста беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные, неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная плаксивость, у некоторых – склонность к резким аффективным вспышкам.

    Гипоактивные дети демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У инертных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует»

    ребенка в процессе его выполнения. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большим уходом в себя.

    Д. Н. Исаев рассматривает несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения:

    1. Уравновешенные дети. Им свойственно относительно спокойное и уравновешенное поведение. Они достаточно активны, не обнаруживают больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, аффективные реакции носят эпизодический характер, нет стойких проявлений патологических влечений. Круг их общения ограничен. Положительно восприимчивы к педагогическому воздействию (через убеждение, беседы, порицания)

    . не следует часто использовать похвалу для этой категории детей – это может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким ребятам, что предупредит появление чувства превосходства над другими.

    2. Заторможенные дети. Не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Вялы и неактивны, часто эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания. Не хотят принимать участия в играх, общей деятельности с детьми, но, как правило, выполняют просьбы взрослых.Им необходима дополнительная стимуляция: более частые обращения к ним, просьбы, индивидуальные развивающие задания с учетом интересов и склонностей ребенка, вовлечение в общие игры, постоянное одобрение и эмоциональная оценка их успехов, даже незначительных.

    3. Легковозбудимые дети. Проявляют стойкую (повышенную)

    аффективную возбудимость, расторможенность, психическую неустойчивость. В их
    поведении сочетается импульсивность с повышенной внушаемостью, ведомостью. Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание, неспособностьпротивостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны.
    В основе многих поведенческих реакций дошкольников с нарушением интеллекта лежат разнообразные психогенно-травмирующие факторы. Полного перечня их нет в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на психогенное воздействие. Так, «безобидная»

    ситуация для одних может явиться
    «шокирующим»
    фактором, иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

    Таким образом, поведенческая сфера дошкольников с нарушением интеллекта, формирующаяся на фоне комплекса последствий органического дефекта, имеет ряд особенностей: наличие поведенческих стереотипов, неспособность к спонтанному и гибкому произвольному поведению, неумение адекватно действовать в соответствии с собственными целями, неспособность к содействию и конструктивному сотрудничеству, закрытость для нового поведенческого опыта. Особенности психофизического развития умственно отсталых детей придают своеобразие их поведенческой сфере, искажают адекватное усвоение и выполнение нравственных норм и правил поведения.

    Какая теория правдивее?

    На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: