Идентификация (отрывок из книги «Психология масс и анализ человеческого «Я» Зигмунда Фрейда)


Понятие

Идентификация — это отождествление себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то.

Идентификацию подразделяют на два вида: первичную и вторичную. К первичной можно отнести становление личности ребенка, проходящего через процесс отождествления. Сначала младенец идентифицирует себя с родителями.

Вторичная идентификация — это отождествление себя с теми людьми, которые не являются родителями.

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии какнауки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемоеприсутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в видевеера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты

— это механизмы функционирования группы,посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповыесостояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальныхдействий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации.

Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуациисоревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, что
присутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.
Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе.

Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежностик группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучалипроцесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином«групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основныеположения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя скакой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образомстатус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определеннойгруппе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный

компонент заключается в осознании человекомпринадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другимигруппами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповойидентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающегосоциального мира.

Эмоциональный

компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своейпринадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,гордости или стыда.

Поведенческий

компонент проявляется тогда, когда человек начинаетреагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не спозиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужимигруппами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана.
По мере увеличения количества членов, в группепроисходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективнаяработоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности еечленов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньшеусилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальныхдействий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой иотдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принятьза 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, асоставляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающимилюдьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу дляопределения среднего индивидуального вклада участников в группах разнойвеличины:

С = 100 — 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членовгруппы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведясерию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелейтрагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо изних. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если заее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующаязакономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится вмалой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числалюдей.

Факторами социальной лени

являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии».

Это прибавочная интеллектуальная энергия, котораявозникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповомрезультате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечаеттребованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работахи работах М. В. Ланге установлено, что
группа по успешности в работедействительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.
Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышениинаблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памятии внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующихсложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологииБехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без ихкритического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия.

Это способ мышления, приобретаемый людьми вситуации, когда
поиск согласия становится настолько доминирующим всплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможныхальтернативных действий.
Открытие этого феномена и изобретение термина«группомыслие»
(groupthink)
, или«огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служитсплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельногочеловека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс иустранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным сточки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поискконсенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются откаких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться всвоеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любоеинакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающиммиром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Дажесенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма.

В 1956 году Соломон Эш применил термин«конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой инаивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте поизучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трехотрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапеподставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. Навтором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, чтобыло неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группыоказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемыхприслушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффектаконформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколькоусловий возникновения конформизма:

  • тип личности:
    люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы:
    наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы:
    конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия»
    среди людей;
  • сплоченность:
    чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет:
    люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника:
    если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ:
    более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемыйчувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивоеи упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности егопервоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанностремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороныгруппы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации инеясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания).

Подражание — один из основных механизмовгрупповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группывырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которымподчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такаястереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловойкостюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какойименно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонныследовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптациилюдей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решениюгрупповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизмегруппа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражанииследование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола».

Это
влияние на содержание знаний, мнений, оценокличности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению кдругому.
Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее привосприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени.
    У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией.
    Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека.
    Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия.
    Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности.
    Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинствобъекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со сторонывоспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается наверу.

Эффект группового фаворитизма.

Это
тенденция каким-либо образомблагоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как быустанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либокритериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериямвоспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма.

Это направленность групповых интересов,целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельныхчленов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемленияинтересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизмпроявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность еесуществования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностьюподчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизмаможет сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы исудьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника».

Это
циклическое чередование групповыхэмоциональных состояний
стенического и астенического характера.Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состоянийопределяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместнойдеятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российскимпсихологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели:
    в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры
    группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе:
    чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений
    в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны».

Это
распространение в группе идей, целей, норм иценностей.
Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится еюсо своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет иразвивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членовгруппы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенныйв воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям иинтересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается иразвивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффектзатухает.

Эффект «пульсара».

Это
изменение групповой активности взависимости от различных стимулов.
Групповая активность проходит цикл«оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъемактивности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группойсрочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности(например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект«пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышенииактивности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спадеактивности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращаетсяна оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойнойработы группы.

Эффект «бумеранга».

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован вдеятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или выводистинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки иливырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, ноэто суждение или установка, как правило, оказываются противоположными тойустановке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействиилюдей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленныепротив другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действияили произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта болеевероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они».

Это чувство принадлежности к определенной группелюдей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффектсопричастности

и
эффект эмоциональной поддержки
. Первый выражается втом, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам инеудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективнопричисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувствоответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональнойподдержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Онпредполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиямидругих членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то унего разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ееделам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получившийэмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмомфункционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу кпереоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к«групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Юрий Платонов

Виды отождествления

В психологии идентификация личности бывает следующих видов:

  1. Ситуативная. Проявляется с детства. Это отождествление себя с родителями, братьями и сестрами. В общем, с членами семьи, которых любит ребенок и стремится походить на них.
  2. Групповая. Уподобление общности в группе. Проявляется в том, что человек признает устои и ценности группы как свои собственные. Понимает себя и принимает как участника данной группы.
  3. Социальная идентификация. В этом случае человек отождествляет себя как агента социального круга.
  4. Личностная. Это комплекс характерных черт, присущих конкретному человеку, которые позволяют ему быть отличительным от других и стать подобным себе. Личностная идентификация в психологии понимает под собой постоянство и единство. Речь идет о жизненных установках, целях, мотивах личности. Таким образом, личностная идентификация — это не какая-либо черта характера, а вся сущность человека, его «самость», проявляемая в действиях и поступках, в реакциях на эти поступки.

Существует еще политическая идентификация, но она входит в раздел личностной. Это конкретная жизненная позиция личности и отождествление себя с этой позицией.

Отождествление с толпой

Виды идентификации

Идентичность в узком понимании представляет собой отождествление человека с другими людьми. Выделяют первичную и вторичную идентификацию. Первичная представляет собой отождествление младенца вначале с матерью, дальше с родителем, пол которого соответствует ребенку. Вторичная происходит немного позже с людьми, которые родителями не являются.

При идентификации с выдуманным персонажем (из литературы, кинофильма) возникает проникновение в смысл самого художественного произведения, при котором индивид начинает эстетически переживать.

Механизм идентификации начинает активно действовать с детства. У ребенка постепенно формируются подобные черты и стереотипы действий, ценностные ориентации, созревает половая идентичность.

Ситуативная идентификация зачастую проявляется в детских играх. Ситуативная идентификация примеры: отождествление ребенка с его родителями, любимым человеком, братом (сестрой). Такое отождествление выражается в интенсивном стремлении стать подобным значимому человеку.

Групповая идентификация – это устойчивое уподобление человека общности и группе, она отображается в принятии целей, ценностей группы, как собственных; постижении себя, как участника группы. Описываемое понятие часто встречается в инженерной, юридической, криминальной психологии, и служит в качестве опознания, распознавания каких-то объектов (людей), отнесение этих объектов к конкретному классу или узнавание посредством сопоставления известных признаков.

Социальная идентификация отображает процесс классификации, восприятия, оценивания, личности себя, как агента, который занимает конкретное положение в социальном кругу. Она является способом постижения собственной принадлежности к общественным группам. Идентификация человека, как биологической особи с социальными группами делает его именно социальным человеком и активной личностью, что позволяет ему оценить личные социальные связи, пользоваться термином принадлежности «Мы».

Личностная идентификация являет собой набор черт, какие отличаются своим постоянством, позволяют дифференцировать конкретного человека от остальных личностей. Под личностной идентификацией понимается комплекс характеристик, что делает личность подобной себе и отличительной от других.

Личностная идентификация (Self-identity) являет собой единство и постоянство смысложизненных установок, мотивов, целей жизнедеятельности личности, понимающей себя, как субъекта активной деятельности. Также это не совокупность особенных черт, или особое качество, каким владеет человек. Это самость человека (истинная сущность). Она проявляется в действиях, поступках человека, в реакциях других на него, больше всего в его умении понимать и поддерживать историю личного «Я».

Виды идентификации включают также этническую идентификацию. Этническая – это один из наиболее стабильных видов социальной идентификации. Обозначается, как эмоциональный результат познавательного процесса самоопределения индивида или небольшой группы в социальном пространстве, характеризуется пониманием личной принадлежности к этнической культуре, также пониманием, переживанием и оцениванием своего положения.

Политическая идентификация – отождествление личности с конкретной жизненной позицией. Она выражается, как единство установок и ориентаций политического субъекта, совпадение способов достижения политических целей, возникает из принятия политических ролей и эмоционального соотношения личностью себя с политической силой.

Политическое идентифицирование – это установка относительно политических лидеров, институтов власти и различных вопросов, относящихся к политике.

Дадим определение. Механизмы

Таково определение: идентификация в психологии — это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.

Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?

Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.

На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.

Составляющие идентификации

Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:

  1. Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.
  2. Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.
  3. Попытка «прожить жизнь» объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.

Кто я?

Идентификация в психологии

Это процесс, в котором человек полностью отторгает себя. Он проецирует объект отождествления на свою сущность, пытается стать тем, кем никогда не был. То есть, уходя от себя, такой индивид примеряет чужую роль и пытается ее играть — если говорить простыми словами.

Для развития и формирования личности — это нормальный процесс, проявляемый еще в детстве.

Какой пример идентификации в психологии можно привести? Отождествление ребенка с отцом. Сын или дочь пытаются усвоить способ мышления любимого родителя, его действия.

Все начинается с детства

Чем отличается идентификация от имитации? Ведь часто эти понятия путают. Их основное различие в том, что имитация — осознанное подражание кому-либо. А идентификация происходит на бессознательном уровне. Пока человек проходит свой индивидуальный путь, она действует. Но иногда индивид никак не может найти себя. И тогда идентификация превращается в барьер, тормозящий развитие человека, приобретает характер патологии.

Коллективистическая идентификация и коллективистическая интеграция личности

КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Коллективистическое самоопределение возникает в том случае, когда поведение личности в условиях специально организованного группового давления обусловлено не непосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью к внушаемости, а главным образом принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями.

В коллективе коллективистическое самоопределение является преобладающим способом реакции личности на групповое давление и поэтому выступает как особое качество межличностных отношений, способствующее сохранению цели коллектива, а следовательно, обеспечивающее его интеграцию. В плоскости психологических исследований интегративных процессов в группе был экспериментально выявлен феномен, получивший название коллективистическая идентификация.

Это феномен межличностных связей, который предполагает такую мотивацию отношений к товарищу, как к члену коллектива, когда субъект, исходя из высоких нравственных мировоззренческих принципов, реально, действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе как ко всем другим в коллективе, когда противопоставление Я и ОНИ снимается понятием МЫ. Коллективистская интеграция в равной степени предполагает отказ от альтруистического всепрощения и от эгоистического потребительского отношения к окружающим.

Гуманность, забота о товарище, как и требовательность к нему норма коллективистических взаимоотношений. Так возникает психологический климат, благоприятный для всестороннего гармоничного развития личности. Нарушением принципов коллективистической интеграции является поведение, при котором к себе и к другим в одной и той же сходной ситуации индивид применяет разные нравственные нормы и строит свои поступки, исходя из этих норм. Параметр, характеризующий факт сохранения антагонизма Я и ОНИ или снятия его в коллективистическом начале МЫ, получил название сочувствие или соучаствование.

Сочувствие как соучаствование это коллективистическая идентификация, для которой некоторое неблагоприятное происшествие, а также связанные с ним переживания одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия данного происшествия. 6.

Развернуть

Открыть в широком формате

Идентификация психологических функций

Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.

В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.

Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.

Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее — соответственные данному полу требования.

Защитный механизм

Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма — отождествление родителями себя с собственными детьми. Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка. А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.

Защитный механизм

Адаптивный процесс

Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и «вбирает» не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.

Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.

Идентификация чувств—и оценка их.

Попытки понять чувство иногда безуспешны. Мы сердимся и знаем это, кто-то сводит нас с ума, и это нам до боли ясно. Но в других случаях, особенно, когда у нас блокированы эмоции или наши чувства очень слабы, становится сложно понять, что происходит.

Иногда для идентификации чувств требуются секунды. Распознавая свои импульсы, мы пытаемся, чтобы они не отражались на происходящем в группе.

Например, мужчина в группе делает намкомплимент, и наши колени начинают дрожать. Как только мы спрашиваем себя, почему возникла дрожь. Первый ответ, который приходит в голову, «желание лягнуть ногой мужчину в пах». Очень может быть, что мы устыдимся этого импульса, и будем сознательно уверять себя, что его не было. Или спрячем его в заботливом отношении к этому мужчине. Действительно, этот стыд, без сомнения и был первоначальной причиной того, что мы почти прекратили анализировать свои чувства.

Однако, из-за того, что мы не позволили нашему стыду ослепить себя, мы можем быть спокойными. Наш импульс реален, как реальны и чувства, лежащие в его основе.

То, что такие импульсы говорят нам о нашем пациенте или обо всей нашей группе или о нас самих, может быть очень важным. Прежде всего, важно, что импульсы, даже быстро исчезающие, часто являются ключом к пониманию себя и своих чувств. Они могут быть, если не единственным индикатором скрытых от нас истин, то наверняка всем, чем мы располагаем в самом начале самоанализа. Поэтому они незаменимы.

Не обязательно наиболее информативные импульсы или чувства асоциальны. Как терапевты, мы можем быть одержимы стремлением заботиться о ком-либо из членов группы или стараться чем-либо помочь им. Мы можем ощутить импульс подарить свой туалет — как цветок, или книгу, или как помощь в понимании себя.

Также, если вместо того, чтобы уступить импульсу, мы сможем осознать его, а не поступать по его указке, то мы займем позицию поиска чувств, лежащих в основе импульса, и эти чувства станут вскоре помогать в качестве руководства к действию.

Часто имеет место наш собственный перенос. Даже до того, как пациент начнет говорить, мы можем ощутить волнение и потребность заботиться о нем или о ней.

Не зная этого, мы, возможно, бессознательно увидим в пациенте кого-либо из нашего собственного прошлого, того, кого мы любили. Это пример реакции контрпереноса. С течением времени мы бы вкладывали в общение с этим членом группы слишком много самих себя.

Ошибки в идентификации наших собственных чувств, имеющих важное значение в процессе терапии, очень разнообразны, и в некоторых случаях могут быть даже фатальными.

В следующем примере, не таком типичном, как это может показаться, неудача терапевта в мгновенной идентификации своих сильных чувств имела со временем ужасные последствия. Эта неудача привела не только к его унижению и к ухудшению функционирования группы; она привела также к немедленному и непростительному уходу из группы одного из его пациентов.

Этот терапевт, по своей природе и уровню развития, мог отразить фактически любые выпады и его адрес. Его трагическим недостатком была, однако, чрезмерная обидчивость в тех случаях, когда он чувствовал, что кто-то дерзит ему.

Он страдал от этой особенности не только при общении с пациентами, но и в своей личной жизни. Если врач не осматривал его столько времени, сколько сам терапевт считал нужным или если друг не сразу отвечал па его телефонный звонок, он чувствовал себя оскорбленным. Он был, особенно к тому времени, о котором идет речь, склонен обвинить других; и это привело к тому, что даже его добрые друзья старались вести себя с ним осторожно. Только в последние несколько месяцев он стал понимать свою особенность в результате приобретенного в качестве члена группы опыта.

Судьба распорядилась так, что в группе терапевта оказалась женщина, которая пропустила несколько занятий, позвонила и оставила сообщение на его магнитофоне за несколько часов до групповой встречи. С явной тревогой она говорила, что ее врач обнаружил у нее нарушения дыхания: «Пожалуйста, скажите группе, что я не смогу прийти. Я должна сделать рентгенографию в среду днем».

Наш терапевт сразу же почувствовал раздражение, но не обратил на него внимания. Не желая воспринимать себя несимпатичным, он скрывал свою обиду от самого себя. Телефонный звонок исчез из его сознания.

Когда в полдень группа собралась, стало заметно отсутствие женщины. Терапевт ничего не сказал и, естественно, члены группы высказывали свои предположения!

Она пришла на следующее занятие, ожидая особого отношения к себе. Она представляла, как будет рассказывать о прекрасных результатах медицинского обследования — и, конечно, ее рассказ принесет всем облегчение.

Придя в группу, вместо всего этого она почувствовала, что вся группа настроена к ней враждебно. «Где же вы пропадали?»—спросил один из членов группы. Только несколько человек казались заинтересованными, тогда как большинство считали, что она не заслуживает их внимания.

Женщина была поражена. Она спросила терапевта:«Вы ничего не сказали им?»

Конечно, ответ был отрицательный.

Она поймала его «на горячем». Он не дал удовлетворительного объяснения. Она обвинила его в равнодушии, и группа единогласно согласилась с ней.

Терапевт и его группа видели эту женщину в последний раз. И долгое время спустя после этого случая члены группы, хотя и посещали все занятия, оставались недоверчивыми. Не удивительно, что они стали менее спонтанно раскрывать свои чувства. Если в результате своих усилий они станут такими же бесчувственными, как их терапевт, то, считали они, не лучше ли продолжать жить как раньше со своими проблемами и оставаться человечными.

В данном случае проявилась вовсе не злоба терапевта на то, что им пренебрегают: в конечном счете, не это было причиной. В действительности имела место обостренная чувствительность, даже сверхчувствительность к оскорблению. Случай может научить нас обращаться с пациентами, мы можем продемонстрировать свое отношение, будучи убежденными, подобно Уолту Уи.

Таким образом, проблемой этого терапевта было неумение идентифицировать свою обиду, понять свои эксцессы контрпереноса, вместо того чтобы позволять чувствам руководить им, продолжать действовать «разумно» и «эффективно».

Интересные факты об идентификации по Фрейду

З. Фрейд вывел два ключевых направления идентификации в психологии: эротическая и миметическая. Первая относится к тем людям, которые выступают объектом вожделения. Вторая — это те люди, на которых равняется индивид. Иными словами – те, на которых хотят быть похожими.

Эротическая идентификация

Именно миметическая идентификация служит «ниточкой». С ее помощью можно управлять не только одним человеком, но и толпой. Группа людей отказывается от собственных идеалов и переводит внимание на одного общего лидера. Другое дело, что нужно хорошо постараться, чтобы завоевать авторитет среди толпы.

Резюмируем

Что запомнить из статьи?

  1. Идентификация в психологии — это отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.
  2. Бывает первичной и вторичной. Первичная свойственна для ребенка, вторичная — для взрослого человека.
  3. Механизм идентификации, по Фрейду, в том, что слабый человек не может опираться на себя. Ему нужен авторитет, с которым он станет отождествлять свою сущность.
  4. Идентификацию можно рассматривать как защитный механизм и как адаптивный процесс.
  5. Защитный механизм — это перенос своих желаний на иной объект, при этом достижения этого объекта расцениваются как собственные. Свойственно родителям по отношению к детям.
  6. Адаптивный процесс — попытка стать похожим на отдельного человека, или на группу людей, перенять его/их ценности.
  7. По Фрейду идентификацию разделяют на миметическую и эротическую.

Ты - это я?

Феномен групповой идентификации

2

  • Заключение
  • Список литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Идентификация личности с группой (или групповая идентификация) это процесс и результат отождествления себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей, формирование чувства «Мы». В итоге формируется личность «члена группы», для которой характерно ощущение защищенности в своем коллективе и неразрывности с ним. Одна из функций идентификации состоит в создании целостности группы, ее психологического единства, которое включает в себя поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Исходя из этого, в структуре единого процесса идентификации с группой следует рассматривать три взаимосвязанные стороны, или компонента: волевую, когнитивную и эмоциональную.

    ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

    Феномен групповой идентификации привлекает достаточно большое внимание исследователей. Ее изучением занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Е.П. Авдуевская, М.И. Бобнева, Е.М. Дубовская, Н.В. Строкова; Р. Бейлс, Э. Гуссерль, В.М. Хайдеггер, Э. Эриксон и др.). В целом получили осмысление проблемы природы, сущности, этапов, уровней этого процесса и его факторов, типологических характеристик. Вместе с тем анализ работ по данной тематике показывает отсутствие в психологической науке концептуального единства относящихся к ней вопросов, что затрудняет согласование базовых теоретических конструктов и осложняет приращение эмпирических данных. Кроме того, идентификационное поведение студентов разной профессиональной направленности социальной психологией практически не изучалось. Поэтому исследование особенностей групповой идентификации в студенческих группах, специфики этого процесса в связи с направленностью этих групп представляет собой новый аспект в разработке указанной проблемы.

    Актуальность темы исследования личностных особенностей представителей молодежной клубной среды определяется все возрастающей популярностью ночных клубов среди молодежи. Нередко ночной клуб ассоциируется с доступностью наркотиков. Анализ молодежных субкультур показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения к субкультуре; способ идентификации с ее представителями и как особая форма коммуникации в сообществе. А историческая ретроспектива ясно показывает, что именно сочетание танцевальных наркотиков и современных электронных стилей музыки дали толчок к образованию специфической субкультуры рейверов — молодых людей, употребляющих наркотики и посещающих ночные клубы. В группу рейверов приходят еще не сформировавшиеся как личности подростки. Какое влияние оказывает принадлежность к такой группе на ценности, нормы и на личностное развитие подростков?

    Рейверы — представители яркой, активной и чрезвычайно многочисленной молодежной субкультуры. Эта группа состоит из подростков (юношей и девушек) и взрослых людей от 13 до 30 лет. Некоторые из ее основных отличий — аполитичность, отсутствие ограничений для вступления и выхода из нее. Особенность рассмотрения рейверов как группы заключается в том, что, находясь в клубе, человек может не причислять себя к группе рейверов. Таким образом, в клубе члены других молодежных групп (школьники, студенты, футбольные фанаты) остаются членами своей группы и могут отрицать принадлежность к группе рейверов.

    Нами были выдвинуты две гипотезы. Первая: клубная среда влияет на агрессивные и толерантные установки подростков и молодежи, посещающей клубы. Вторая: в субкультуру рейверов (молодых людей, посещающих ночные клубы) приходят подростки и молодежь с определенными личностными особенностями, такими как: экстраверсия, общительность, избегание борьбы, импульсивность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

    Целью исследования явилось изучение особенностей влияния клубной среды на агрессивные и толерантные установки подростков и молодежи, посещающей клубы и изучение личностных особенностей молодежи, таких как экстраверсия, общительность, избегание борьбы, импульсивность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

    Объектом исследования выступили молодые люди обоих полов от 14 до 26 лет, посещающие клубы больше 1 года. На момент проведения все респонденты находились под воздействием «клубного наркотика» экстази.

    Исследование субкультуры рейверов проводилось с 2005 по 2008 год. В исследовании приняло участие 286 человек. Из них экспериментальная группа, опрашиваемая с помощью опросников, составила 145 человек, контрольная — 116 человек, группа, опрашиваемая с помощью структурированного интервью, 35 человек. Исследование проводилось в ночных танцевальных клубах Москвы и Санкт-Петербурга.

    На основании данных методики «Мониторинг толерантности» проведенной в 2005-2006 годах можно сделать вывод, что есть связь между принадлежностью к группе рейверов и повышением по шкале «межличностное доверие» и понижением по шкале «ксенофобия к незнакомым». Снижение по шкале «толерантность как черта личности» у экспериментальной группы по сравнению с контрольной, может иметь ситуативный характер. Используя тот же опросник, были опрошены 15 испытуемых под воздействием экстази, а потом, те же люди через два дня, когда действие стимуляторов уже закончилось. По полученным данным можно сказать, что результат повышения по шкале «межличностное доверие» и понижение по шкале «ксенофобия к незнакомым» не является ситуативным, а скорее является стабильной установкой. Результат по шкале «толерантность как черта личности » является схожим с результатом по предыдущей группе — т.е. у экспериментальной группы этот показатель ниже, чем у контрольной. По результатам методики Баса-Дарки и теста Розенцвейга можно сделать вывод о том, что люди из субкультуры рейверов отличаются пониженной агрессивностью по сравнению с контрольной группой.

    По результатам структурированного интервью большинство респондентов отмечают значимость для них коммуникативного аспекта такого способа досуговой деятельности и доступность, и привлекательность дешевого наркотика.

    Вывод по второй гипотезе, касательно личностных особенностей рейверов, можно сделать исходя из результатов, полученных с помощью методики Стефансона и методики «Личностный дифференциал». В среднем люди из экспериментальной группы получили гораздо более высокий балл по шкале «независимости», а люди из контрольной группы — по «зависимости». Такой результат может показаться парадоксальным, однако молодым людям, входящим в аполитичную, не зависящую от капиталистических инструментов давления субкультуру, действительно может быть более свойственна независимость, чем остальным. Кроме того, это может говорить о большей независимости людей от группы в целом, но большей зависимости от значимых других. Рейверы действительно мало руководствуются общественным мнением в своих поступках и времяпрепровождении, больше ориентируются на себя и свои потребности. Таким образом, они действительно оказываются внутренне более независимыми, что коррелирует с высокой уверенностью в себе (результаты методики “Личностный дифференциал”), ведь в клубе люди расслабляются, факторы, обычно присутствующие в жизни, становятся не действенными и неважными, человек может позволить себе более независимое и раскованное поведение.

    На основании данных исследования по методике «Личностный дифференциал» также можно сказать, что есть значимая связь между принадлежностью к группе рейверов и повышениями по шкалам «сила» и «активность». Такой фактор как «сила» свидетельствует о развитии волевых сторон личности. Высокие значения по этому фактору говорят не только об уверенности в себе, но и о независимости, склонности рассчитывать на себя и свои силы в сложных ситуациях. Эти результаты в целом коррелируют с вышеописанными результатами по методике Стефансона.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ТИПОМ ГРУППЫ

    Поведенческая сторона групповой идентификации включает: результаты деятельности (в частности, ее успешность — неуспешность) и поступки; все то, что могут замечать люди друг в друге. Эмоциональная сторона групповой идентификации включает то, что связано с психологическим состоянием той общности, с которой человек себя идентифицирует. Когнитивную идентификацию на уровне группы в в наибольшей мереобщем виде можно определить как осознание отдельным субъектом близости своих когнитивных структур и результатов интеллектуальной деятельности ментальным структурам, «фонду знаний и представлений», процессам группового мышления.

    В общем виде профессиональная направленность личности включает в себя определенные виды отношений: отношение человека к профессиональной деятельности, к самому себе и к окружающим людям в профессиональной деятельности. В соответствии с отношениями, включенными в направленность, можно говорить о доминировании направленности на себя, на взаимодействие с другими людьми и на задачу.

    Обобщая результаты, можно сказать, что данные по всем методикам коррелируют друг с другом. Рейверы действительно по своим личностным особенностям отличаются от других людей, ряд личностных качеств у них выражен сильнее. Качества агрессивности, ксенофобии, нетерпимости, подозрительности, раздражительности не свойственны субкультуре рейверов, напротив, они терпимы по отношению к другим людям и в сочетании с высокой общительностью и готовностью к образованию новых контактов делает среду рейверов в целом очень дружелюбной.

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК

    Научные концепции власти многообразны и отличаются друг от друга. Т.Гоббс утверждает, что власть — это средство достичь блага в будущем, а сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. А.Гамильтон сказал, что власть — это способность или дар что-либо совершить. М. Вебер определял власть, как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Е. Лассуэлл и А.Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-то или предопределяющие другие действия. Р.Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.

    В то же время Х. Арендт полагала, что власть вовсе не принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, по отношению к власти, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление, что некий А тем или иным образом воздействует на В. Взгляды П. Моррисса и А. Гидденса совпадают, власть — действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то), обладание властью означает способность менять порядок вещей. Х. Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко и А. Гидденс, делают упор на «коммуникативном» аспекте власти. Теоретики данного направления считают людей «субъектами, активно вовлеченными в процесс создания и функционирования всех форм общественной жизни, включая отношение к власти».

    Таким образом, как замечает Гидденс, «власть по своей природе не является угнетением», она просто есть «способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов», как таковая она не представляет собой препятствие на пути к свободе. Свобода может выступать как субъективно-побудительное начало, то есть свобода личности с точки зрения самой личности, и как внешне-правовое поле, то есть допустимая степень свободы личности с точки зрения общества. При этом познание, осознание, признание свободы личности — как собственной, так и других людей — встречаются, с огромными трудностями.

    Когда мы наблюдаем за другим человеком, осмысливаем его жизнедеятельность, то уникальный субъект неминуемо превращается для нас в объект среди объектов. А это существенно осложняет коммуникацию. Т.С. Яценко уверенна, что гармонизация целостного мира субъекта путем решения его внутренних проблем способствует установлению адекватных взаимоотношений в служебных и личностных аспектах жизни. Дифференциация индивидуально-личностных свойств у представителей психической нормы должна проводиться в контексте сравнительного анализа данных психодиагностического исследования с учетом конкретной ситуации, социального окружения и ценностной ориентации, а также полученного образования, уровня профессионализма и усвоенного жизненного опыта.

    Для выявления взаимосвязи между степенью выраженности социально-психологических установок «власть-свобода» и силой нервной системы нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и теппинг-тест. В исследовании приняли участие 35 студентов — 15 юношей и 20 девушек 1-3х курсов (от 17 до 20лет), а так же 15 преподавателей — 7 мужчин и 8 женщин (от 30 до 50 лет).

    В результате исследования были получены следующие данные: — 100% студентов-юношей и 100% преподавателей-мужчин показали высокую степень выраженности социально-психологической установки «свобода» по сравнению с установкой «власть». У студентов средний показатель составил 7,4 балла, а у преподавателей 6,5 балла. У девушек — студенток средний показатель 6,8 балла у 100% опрошенных, у женщин -преподавателей — 5 баллов. Социально-психологическая установка «власть» у 100% испытуемых была отнесена на последнее место по отношению ко всем выявленным установкам в методике О.Ф. Потемкиной.

    У студентов-юношей средний показатель составил 4,2 балла, у преподавателей-мужчин 2 балла, у студенток-девушек — 3,2 балла и у преподавателей-женщин 1 балл. Результаты корреляционного анализа позволили выявить положительную корреляцию между показателями силы нервной системы и степенью выраженности социально-психологических установок «власть-свобода». Представители с сильной нервной системой отличаются большей устойчивостью и выносливостью к сильным и продолжительным раздражителям. Показатели установки «власть» и «свобода» у данной категории не превышали 3 балов, а у исследуемых со слабой нервной системой не опускались ниже 9 баллов. Представители слабой нервной системы имеют низкую защищенность от длительных нервно-психических нагрузок, стрессов и иных сильных воздействий на психику. Испытуемых с высокими и низкими показателями силы нервной системы среди преподавателей обнаружены не были.

    На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

    — социально-психологическая установка «свобода» как у мужчин, так и у женщин занимает первую позицию по отношению к установке «власть»;

    — у представителей мужского пола (как молодого, так и старшего поколения) — ориентация на свободу выходит на первый план, по отношению ко всем 7 установкам в методике О.Ф. Потемкиной;

    — у представительниц женского пола, лишь студентки отдали предпочтение «свободе», а у женщин старшего поколения, установка ориентации на свободу занимает лишь 4 место по отношению ко всем установкам (процесс, результат, альтруизм, эгоизм, труд, деньги, власть);

    — социально-психологические установки «власть-свобода» имеют высокую выраженность у молодых юношей и девушек; у представителей мужского пола средние показатели установок «власть-свобода» выше на 2,1 балл по сравнению с женским полом.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нас, главным образом, интересуют особенности групповой идентификации в связи с различной профессиональной направленностью студенческих групп. Можно предположить, что из трех основных компонентов профессиональной направленности — на себя, на дело, на общение — последний из них более способствует групповой идентификации, менее способствует ей направленность на дело и еще меньше — направленность на себя. Мы объясняем это тем, что в основе групповой идентификации лежит процесс межличностного общения членов группы, и установление эмоциональных связей между ними играют при всём этом ведущую роль. При профессиональной направленности на дело все усилия, скорее всего, будут направлены на конечный результат и на поиск средств достижения поставленной цели. В этом случае группа может выступать посредником, являться необходимым элементом данного процесса. В случае же направленности на себя в той или иной профессии, у человека может быть недостаточно сформировано чувство «Мы».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    · Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2008.

    · Субчик Л.Н. ВВЕДЕНИЕ в психологию индивидуальности / М.: Институт прикладной психологии, 2007.

    · Яценко Т.С. Основи глибинноi психокорекцii: феноменологiя, теорiя i практика: Навч. Посiб. — К.: Вища шк., 2006.

    · Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий.- М.: Изд-во МГУ; — Оренбург: ИПК ОГУ, 2008.

    · Наталов Г.Г., Бальсевич В.К., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания (статья)//Теория и практика физической культуры.-№6., 2009.

    · Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2006.

    · Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. — М.: Сфера, 2009.

    · Хомская Е.Д. и соавт. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 2007.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: