Проблема выбора профессии встает в старшем подростковом – юношеском возрасте. От правильного самоопределения зависит успех всей жизни, ведь работа – основная деятельность во взрослости. Если человек выяснит, что занимается не своим делом, то он будет несчастен в широком смысле, высок риск развития кризиса, профессионального и эмоционального выгорания. Если осознание о профориентационной ошибке придет в процессе обучения, то пропадет мотивация. Человек будет испытывать состояние стресса и потребность в повторном профессиональном определении.
Современное состояние проблемы
К. Г. Кязимов дает такое определение профориентации: «это комплекс взаимосвязанных социальных, экономических, педагогических, психологических мер, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, пригодностей и других факторов, влияющих на выбор профессии, смену видов деятельности и сопровождения профессиональной карьеры».
Часто бывает так, что уже будучи взрослым человек не знает, кем же ему работать. Для взрослых людей существуют специальные курсы помощи или службы профессионального ориентирования. Например, с выбором профессии помогают в службе занятости.
Помощь в профессиональном самоопределении прописана в ряде государственных законов:
- «О занятости населения РФ»;
- «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и поддержке населения»;
- «Об утверждении регламента о предоставлении услуги профессиональной ориентации граждан в целях выбора профессии и профессионального обучения» и другие законы.
Каждый человек имеет право обратиться в государственные специализированные службы за помощью в выборе профессии, трудоустройстве и за психологической поддержкой. И конечно, помощь в профориентации оказывается в образовательных учреждениях основной, средней и высшей ступени.
Не так давно профессиональная ориентация предполагала только помощь в выборе профессии и охватывала лишь эту часть жизни. Сегодня в профессиональном ориентировании человека рассматривают как цельную личность и решают проблему широко: помощь в реализации потенциала, профессиональном и личностном становлении, сопровождение на профессиональном пути.
Обучение, даже соответствующее способностям человека, проходит тяжело, со своими победами и трудностями. Иногда усомниться в своих силах и правильности выбора может каждый. Именно для этого (чтобы убедить во временности трудностей, наличии сил справиться с ними и верности пути) нужно сопровождение.
Суть профессионального ориентирования
Профессиональная ориентация – элемент самоопределения личности. Человеку нужно ответить на 2 вопроса: что он может делать и что хочет делать. Но сфера труда настолько подвижна, что потребность в профессиональном ориентировании возникает не единожды: появление новых должностей, дифференциация профессий и обязанностей, новые направления и узкие специальности и так далее. Чтобы оставаться на плаву, быть востребованным и хорошим работником, человек должен регулярно диагностировать себя и оценивать свое место в мире профессий.
Таким образом, основная цель профессиональной ориентации – выявление перспектив профессионального и личностного роста и развития, подготовка к меняющимся условиям жизни и работы, формирование самоуверенности и адекватного успешного поведения на рынке труда.
В ходе профессионального ориентирования личность:
- получает информацию о рынке труда: востребованные профессии, возможности обучения и трудоустройства;
- осознанно и самостоятельно выбирает или меняет профессию, согласно своим потребностям и социально-экономической ситуации на рынке;
- мобилизует и повышает свои ресурсы, становится конкурентоспособной;
- получает и поддерживает мотивацию к выбору профессии и трудоустройству.
Структура профориентации
Профориентация – подбор профессии, отвечающей потребностям, способностям, интересам и возможностям личности. Профессиональное ориентирование ведется с детского сада: детей знакомят с миром профессий. В школе это направление получает свое развитие: детей приобщают к труду, дают попробовать себя в разных сферах, продолжают знакомить с миром профессий. В средних классах ребенку необходимо решить, кто же он, кем видит себя в будущем. Дальше он или идет в техникум, или в старшие классы, где делается акцент на конкретную профессию.
Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное информирование, консультирование, отбор, адаптацию и поддержку. К обязательным услугам государственных учреждений по профориентированию относится информирование и консультирование обратившихся граждан; бесплатная помощь в выборе профессии и диагностике, психологическое сопровождение безработных граждан. Дополнительная услуга – психологическая поддержка работающих, но готовящихся к выслуге сотрудников.
Профессиональное информирование
Проводится индивидуально или в группах, предполагает информирование о состоянии рынка труда и сферы занятости, востребованных профессиях и специальностях, их особенностях и требованиях к личности, возможности получения профессии и трудоустройства. Особое значение имеет информация об условиях труда и оплате, требованиях к личностным и профессиональным качествам человека, перспективах обучения и роста, возможности овладеть смежными профессиями, перспективах рынка труда (прогнозы).
Профессиональное консультирование
Цель – оказать помощь в выборе сферы деятельности, помочь подобрать место работы, обозначить возможности и перспективы, варианты смены профессии или места работы. Проводится в индивидуальных и групповых формах, притом групповые консультации делятся на развивающие и диагностические. Девиз консультирования и идея обучения: «Для любого человека найдется работа, если он старается ее получить». В групповой работе используются методы тренинговых упражнений и игр. На индивидуальных консультациях проводятся беседы.
Профессиональный отбор
Цель – определить профпригодность кандидата на вакансию, формирование групп для обучения конкретным профессиям. В ходе работы определяется уровень развития профессиональных качеств кандидата, составляется прогноз трудоустройства по конкретной профессии. Инициатором выступают работодатели, они делают запрос по конкретной профессии (должности).
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка предполагает помощь безработным: снижение уровня тревожности, снятие дискомфорта и выведение из состояния стресса, повышение уверенности в себе и адаптивных способностей, формирование активной жизненной позиции, выработка корректных стратегий поведения и мотивации к поиску работы, обучение эффективному поведению в трудовой сфере (в том числе на рынке труда).
Основной метод поддержки – беседа, в ходе которой специалист определяет связи между состоянием человека и его стимулами, мотивами, жизненной ситуацией. В результате работы человек сам приходит к умозаключению, что ему нужно что-то поменять в своем поведении и мышлении, повысить активность по поиску работы.
Профессиональная адаптация
В ходе работы повышаются навыки и умения адаптации в условиях рынка труда, в рамках профессии, на конкретном рабочем месте, повышается конкурентоспособность и самоуверенность человека, приспособление к новым условиям труда. Успех и скорость адаптации зависит от особенностей трудовой деятельности и самой личности. Ведется работа сообща психологами и работодателями.
Центр профориентации
Проблема выбора профессии – это человек, который стоит на перепутье дорог и думает, какая дорога лучше для него. Сегодня мы постараемся ответить на такой вопрос: как определиться с профессией?
Но прежде позвольте сказать: на нашем сайте можно пройти тест на определение профессии онлайн бесплатно.
ТЕСТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Правильный выбор профессии приносит огромное моральное удовлетворение, так как человек получает возможность в полной мере реализовать свой потенциал, ведь только занимаясь любимым делом, можно добиться истинного успеха. Проблема выбора профессии – это некий ступор, в который попадает школьник и будущий студент. С одной стороны у человека есть способности, достижения и таланты в одной – двух сферах, с другой стороны эти сферы не слишком материальны или не престижны, а еще родители, друзья и т.д. Какое образование нужно выбрать? Главный совет: выбирайте то образование, где у вас есть способности, таланты, что вы делаете лучше других! Если вы обожаете сцену, выступать – поступайте на актерское дело. Любите общаться, быть в центре внимания – школу теле-радио ведущих! Если вы хорошо рисуете – идите в художественную школу. Если вы любите цифры, решать сложные задачи, вы чувствуете восторг от решения сложных задач, то да вы бухгалтер или экономист! Ошибка миллионов в том, что они думают, что высокооплачиваемая специальность принесет человеку деньги и счастье, но в реальности все наоборот! Например, у нашего героя есть талант в танцах, а он пошел учиться на юриста. Что получается – 5 лет скучных лекций, бессмысленной информации, которая совсем не запоминается. Кое-как отучился, выдали диплом. Начитается такая же никчемная, бессмысленная работа, день за днем. Нет интереса, нет желания развивается. Минимальный оклад, куча проблем на работе. Но, однажды, человек заходит в студию танцев и видит свое настоящие место, где он должен быть. И это самое глубокое разочарование: потрачено 7 – 10 лет просто в пустую. И уже не важно, кто что подумает и скажет. Да, сильный человек остановится и пойдет в нужную сторону. Слабый, будет жалеть, искать причины, почему у него не получится, оправдывать свой выбор. Существовать, но не жить. Сейчас у вас есть выбор – сделайте его правильно! Итак, каковы типичные ошибки, которые старшеклассники допускают при выборе профессии?
- Ложные ценности. Молодые люди при выборе дела всей жизни все чаще руководствуются уровнем престижности профессии. «Денежная», «престижная» и «высокооплачиваемая» это ложные ценности, по которым не стоит выбирать профессию.
- «Помощь со стороны». Это распространенная ошибка, причем не самого школьника (абитуриента), а его родителей, родственников, друзей. Заключается в попытке навязать свои представления о «лучшей», «самой востребованной сегодня» профессии.
- «Любимый предмет». Нередко школьный предмет настолько увлекает ученика, что он готов связать с ним всю жизнь. В данной ситуации школьнику необходимо выявить истинный мотив его интереса к предмету. Возможно, его внимание привлекли не особенности учебной дисциплины, а легкость предмета, личностные качества учителя, стиль преподавания.
- Незнание собственных возможностей. У многих старшеклассников отсутствует представление о собственных способностях, не раскрыта область склонностей и интересов. В этом случае нужно искать свои интересы и таланты.
Ошибки в определении критериев выбора будущей профессии допускают не только старшеклассники, но и их ближайшее окружение – родители. Часто нереализованные желания одного из родителей определяют направленность отношения к обоснованности выбора собственного ребенка. Еще одно распространенное заблуждение родителей – игнорирование способностей своих детей. Профессиональный выбор профессии поможет сделать психолог и профессиональный тест. Для выявления направленности профессионального самоопределения используются различные методики в форме тренингов, тестов. Данные методики позволяют максимально точно определить профессиональную направленность личности и способствуют выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями. Основные факторы, влияющие на выбор профессии: интересы, способности, характер, ценности, мотивы, состояние здоровья, информация о мире профессий, социальное окружение, социальное положение родителей и многие другие. Давайте подведем итог: как определиться с профессией?
- Изучить сферу своих интересов. Проанализировать свои способности, склонности, сильные и слабые стороны.
- Ознакомиться с профессиями и текущим состоянием рынка труда в целом.
- Изучить информацию, какое образование можно получить на основании собственных предпочтений.
- Узнать информацию об учебных заведениях, которые предлагают желаемые специальности.
- Пройти бесплатный тест на определение профессии на нашем сайте.
Заключение. Кем быть, проблема выбора профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Для того чтобы избежать необратимых последствий принятого решения, старшеклассникам необходимо внимательно прислушиваться к собственным склонностям, развивать данные от природы способности, а родителям – принимать и уважать выбор своих детей.
Стадии профессионального самоопределения
Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:
- Стадия предигры (до 3 лет). Закладывается база восприятия, речи, ценностей и поведения, которые будут определять дальнейшее отношение к труду.
- Стадия игра (от 3 до 6-8 лет). Дети начинают подражать взрослым и играть «во взрослых»: водители, продавцы, учителя. Это первое знакомство с миром профессий.
- Овладение учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет). В процессе обучения развивается самоконтроль, самоанализ, способность к планированию.
- Стадия оптации (от 11-12 лет до 14-18 лет). Ситуация характеризуется выбором профессии. Возраст в данном случае играет условную роль, ведь оптантом может стать и взрослый безработный человек.
- Стадия адепта. Возраст разный, ситуация предполагает прохождение профессионального обучения в ВУЗе или техникуме.
- Стадия адаптанта. Возраст разный, но длится стадия от нескольких месяцев до 3 лет. Предполагает начало практической деятельности после получения профессии.
- Стадия интернала. Человек становится полноценным членом профессионального общества, его воспринимают как коллегу, а не как «новичка», «студента».
- Стадия мастера. «Лучший в своем деле». Работник положительно выделяется среди коллег.
- Стадия авторитета. «Лучший среди мастеров», то есть человек поднялся еще на одну ступень и стал лучшим среди лучших.
- Стадия наставника. Высшая ступень развития в любой деятельности. Человек не просто становится лучшим в своем деле, но и способен передавать знания и опыт ученикам.
Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.
Причина 4. Они мало знают о профессиях
Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Детей учили на картинках отличать, что это повар, а это — милиционер. В школе познания не расширяются.
Попробуйте написать список из нескольких профессий и попросить ребёнка сказать, в чём суть каждой из них. Результаты вас неприятно удивят.
Даже о профессиях своих родителей подростки тоже ничего не знают. Как показывают опросы, они назовут организацию и/или профессию. Ведь нам некогда рассказать о своей работе, о своих достижениях, о том, как организована работа. А дети об этом вряд ли узнают сами.
И вот незнайками они приходят в девятый класс, где появляется предпрофильная подготовка. Замечательная идея за пару лет выродилась в формальные предпрофильные курсы — шесть занятий, которые призваны познакомить учащихся с тремя профессиями. Ни предварительной подготовки, ни последующего анализа не предполагается. Выбирают их подростки чаще за компанию. В результате знаний о профессиях и интереса у них не прибавляется.
Министерство образования посчитало, что сделало всё возможное для знакомства школьников с миром профессий, и умыло руки. Ах да! Ещё проводятся ярмарки-выставки учебных заведений. Там учащиеся тусуются у самых ярких павильонов, предполагающих шоу или раздачу бесплатных сувениров.
Ну, дети, теперь вы готовы к одному из самых важных выборов в своей жизни?
К сожалению, СМИ также нисколько не озабочены созданием интересных программ для знакомства подростков с профессиями. Хотя при появлении талантливых художественных фильмов резко возрастает интерес к профессиям харизматичных героев. Но это процесс стихийный, надеяться на него бессмысленно.
Что с этим делать? Родители, нам не остаётся ничего другого, как помогать детям знакомится с профессиями. Начинать нужно было давно, но лучше сейчас, чем никогда.
Чем шире круг известных профессий, тем выше шансы, что подросткам удастся найти для себя что-то подходящее.
Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!
Принципы профессиональной ориентации
Чтобы не заблудиться в профессиональной ориентации, а главное не ошибиться с выбором профессии, нужно соблюдать ряд принципов:
- Сознательность при выборе профессии, то есть важно руководствоваться собственными потребностями, но не забывать о пользе обществу.
- Активность и самостоятельность в поиске: чтение литературы, практические пробы, опрос родителей и знакомых, прохождение практики в момент обучения.
- Связь теории и практики, то есть выбор профессии должен ориентироваться на конкретные условия среды, включать в себя практику.
- Регулярность, доступность и системность работы по профессиональному ориентированию.
- Наличие у выбранной профессии возможностей для увеличения заработка (за счет опыта и профессионального роста), повышения квалификации, удовлетворения культурных и бытовых потребностей, активного участия в жизни общества.
Со стороны государственных учреждений: единство помощи по профориентированию на всех уровнях, сочетание классических и инновационных методов, единство трудового, эстетического, экономического, нравственного, правового и физического воспитания, дифференциальный подход в помощи (по группам, возрастам, интересам и т. д.).
Медицинские интернет-конференции
Буракевич Ф.М., Кашникова К.А.
Проблемы выбора профессии современной молодежи
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Актуальность работы: Проблема выбора профессии современной молодёжи на данный момент многим известна непонаслышке, каждый человек в определённом возрасте встретился с ней лицом к лицу. По данным статистики, большая часть выпускников сталкивается с трудностями при выборе профессиии особенно на рубеже школьной жизни – в 10 и 11 классах. На данный момент одной из функций средней школы является профориентация учащихся. Преподаватели совместно с психологами стали чаще проводить тестирования среди учащихся для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности. Это необходимо для того, чтобы подростки ответственно подходили к этому вопросу и делали осознанный выбор в пользу своего будущего [1, 4].
Цель исследования: Выявление закономерностей выбора профессии современной молодёжью; оценка активности и степени мотивации подростков при выборе будущей специальности.
Результаты исследования: Было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов в возрасте от 16 до 18 лет (N=94). Можно сразу отметить желание школьников участвовать в опросе, ребята делились впечатлениями с одноклассниками, бурно обсуждали заданные им вопросы в классе.
Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. В зависимости от количества положительных ответов рассчитывается уровень интереса ученика к той или иной сфере деятельности.
По результатам проведённого анкетирования большая часть респондентов – 75% – проявляют ярко выраженный интерес к сфере предпринимательства и домоводства. Противоположный результат был получен при обработке вопросов, связанных с радиотехникой и электроникой. Только 25% опрошенных выбрали этот профиль как наиболее для него интересный. Это может говорить о том, что вопросы, связанные с точными науками и электроникой, меньше интересуют современную молодёжь, нежели ведение собственного дела, создание и развитие бизнеса с целью получения максимальной денежной прибыли. На сегодняшний день отмечается тенденция к снижению мотивации школьников заниматься наукой на профессиональном уровне, так как финансовая устойчивость на данный момент играет более важную роль в жизни современного человека, а финансирование научной деятельности многие считают недостаточным для поддержания высокого уровня жизни [5, 8].
Также наиболее высокий приоритет получила область литературы и искусства, эту сферу предпочли 71% респондентов, что может указывать на развитие фантазии и творческих навыков у современной молодёжи. Как правило, развитие творческой личности начинается в детстве, этому способствует близкое окружение ребёнка и, чаще всего, родители. В подростковом возрасте немаловажную роль играют сверстники и школьные товарищи, поэтому школа также должна быть заинтересована в развитии творческого мышления у обучающихся, так как это может сформировать влечение к профессиям в сфере музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д.
Меньший интерес опрошенных вызвали области спорта и военного дела — 68%, химии и биологии — 52%, географии и геологии — 49%, педагогики и медицины — 49%.
Наименьший интерес для современной молодёжи представляют история и политика — 40%, механика и конструирование — 32%, а также физика и математика 26%.
Методика «Матрица выбора профиля» (Г.В. Резапкина), разработанная Московским областным центром профориентации молодежи, направлена на выявление трудностей школьников при выборе профессии. Работа с данной методикой поможет обучающимся уточнить свой выбор, узнать будущую профессию и увидеть новые варианты специальностей, которые будут предложены в соответствии с осознанными ответами на представленные в методике вопросы.
Несмотря на то, что при обработке результатов исследования получился большой разброс выбранных профессий, можно проследить закономерности, так как одни профессии остались без внимания участников вопроса, а другие – привлекли максимальное число респондентов.
У большей части респондентов в приоритете предполагаемое в будущем финансовое благополучие и высокий социальный статус. В современном мире деньги играют очень важную роль в жизни каждого человека, поэтому не удивительно, что на сегодняшний день при выборе профессии большинство подростков опираются на материальную составляющую [3, 7]. Ведь каждый человек хочет обеспечить себе и своим близким высокий уровень комфорта и безбедную жизнь, поэтому 16% опрошенных при выборе будущей специальности обозначили такие разделы как «финансы» и «управление». Согласно матрице методики, опрошенным учащимся подойдут такие профессии, как экономист, аудитор или аналитик.
Второе по популярности место в матрице заняли профессии, связанные с «человеком» и «управлением». Почти 10% опрошенных в будущем могут получить специальность администратора или менеджера по персоналу. Можно отметить, что заинтересованность современной молодёжи занимать управляющие должности связана с развитием лидерских качеств дома и в школе. Этому способствует множество специализированных школ, тренингов и обучающих программ по развитию в подростке амбициозности, коммуникабельности, дисциплинированности, дальновидности и прочих качеств, которые в будущем помогут ему стать настоящим мастером своего дела.
Средними по полученным данным опроса направлениями оказались специальности, связанные с «искусством» и «творчеством» 8% опрошенных, с «человеком» и «оздоровлением» 7% опрошенных и со сферой контроля деятельности человека 6% опрошенных. Согласно методике, выбранные участниками опроса профессии являются (предположительно) наиболее близкими их интересам и склонностям [2, 6].
В единичных случаях респонденты выбирали такие профессии, как официант, дизайнер, инженер по кадастру, кинолог, техник-контролер, консультант, экономист и другие. Такой результат проведённого опроса говорит о том, что у современной молодёжи также присутствует индивидуальность, умение сделать свой личный выбор, а не следовать мнению абсолютного большинства. В некоторых профессиях очень важен такой подход, например, когда речь идёт не об коллективной работе, а об индивидуальном подходе к клиенту или о самовыражении в творчестве. Некая интроверсия играет значительную роль при получении определённых специальностей, связанных с работой в одиночку.
Таким образом, при проведении исследования и обработке результатов были выявлены закономерности выбора профессии учащимися 10-11 классов старшего звена средней школы, оценена активность подростков при выборе будущей специальности и степень их мотивации.
Функции профессиональной ориентации
Профориентация не просто позволяет людям найти профессиональный путь, но и выполняет ряд других важных функций:
- Социальная. За счет усвоения системы знаний, норм и ценностей человек становится полноценным и равноправным членом общества, самосовершенствуется профессионально и личностно, соблюдая нормы общества.
- Экономическая. Предполагает повышение удовлетворенности работников, производительности труда, профессиональной активности; экономию времени; снижение текучки кадров.
- Психолого-педагогическая. Полноценная личностная диагностика, помощь в поиске призвания, определение возможностей дальнейшего профессионального самоопределения.
- Медико-физиологическая. Оценка и корректировка психофизиологического здоровья для требований профессии.
Выбор профессии
Профессии предъявляют определенные требования к личности: где-то нужны развитые физические данные, а где-то интеллект, смекалка. Иногда не человек выбирает профессию, а она его. Как же выбирать профессию? Прежде всего, стоит знать, что существует тип профессии, который базируется на предмете труда (люди, техника, документы) и класс профессии, который описывает сложность и уровень квалификации, характер труда (исполнительный или творческий). Определиться нужно и с классом, и с типом.
В типологии профессий используется классификация отечественного психолога Евгения Александровича Климова. Он выделил 5 типов профессий:
- «Человек – Человек». Все социальные профессии, связанные с обучением и воспитанием, медициной, правовой помощью, социальным обслуживанием, коррекцией и реабилитацией. Для этого типа профессий важны высокие человеческие качества, например, любовь к людям, способность к эмпатии, умение положительно влиять и располагать к себе людей, слушать и понимать, общаться и т. д.
- «Человек – Техника». Профессии этого типа предполагают создание и обслуживание технических средств (сварщик, водитель, конструктор). От человека требуется развитое наглядно-образное мышление, сообразительность, ловкость, активность.
- «Человек – Знаковая система». Профессии, связанные с числами и цифрами, звуками, знаками, текстами: экономист, радист, чертежник. От человека требуется высокий уровень длительного и устойчивого сосредоточения внимания, способность оперировать числами.
- «Человек – Художественный образ». Это творческие профессии, предполагающие создание и изготовление произведений искусства: журналист, дизайнер, актер. Необходима высокая эстетическая чувствительность, развитое восприятие и вкус, воображение.
- «Человек – природа». Профессии, предполагающие взаимодействие с живой и неживой природой, уход за животными и растениями (ветеринар, геолог, лесовод). От человека требуется наблюдательность, терпимость к неприятным условиям среды, высокие способности к адаптации, стрессоустойчивость, хорошая приспособляемость и скорость реагирования на изменения.
По характеру труда:
- Творческие профессии предполагают принятие нестандартных решений, наличие творческого мышления. Часто сопряжены с необходимостью получить высшее образование, например, профессия учителя, врача, экономиста, архитектора.
- Исполнительские профессии предполагают работу по заданному алгоритму, строгое соблюдение правил и инструкций, норм и требований. Чаще не требуется обязательное наличие высшего образования: продавцы, операторы, медсестры.
Таким образом, каждый тип профессии подразделяется на два класса. Например, в типе «Человек – Человек» есть как нетворческие профессии (массажист), так и творческие (воспитатель).
Кроме класса и типа профессии дополнительно дифференцируются по средствам труда и условиям.
По средствам труда: профессии ручного труда, машинно-ручного труда, применение автоматизированных и автоматических систем, функциональные средства (психологические средства).
По условиям труда:
- в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным;
- в условиях открытого пространства при любых погодных условиях;
- необычные и экстремальные условия (под водой, под землей, повышенные или пониженные температуры);
- условия повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье детей и взрослых, материально ценные вещи.
При профессиональной ориентации используется представленная ниже психологическая карта профессий.
Психологическая карта профессий
Она позволяет быстро определить, к какому типу и классу относится профессия, какие требования выдвигает к кандидатам. Можно работать и в обратном порядке: зная способности человека, предложить профессию из карты, определить более подходящие и смежные профессии.
Карта профессий больше подходит для первичного профориентирования и выбора направления обучения. Если речь идет о людях, имеющих специальность, но потерявших работу, то рекомендации другие. Цель работы в этом случае – подобрать новое место работы с учетом образования и опыта или близкую по квалификации профессию, которую можно усвоить в рамках дополнительных образовательных курсов. Рекомендации прописаны в одноименном документе – «Рекомендации по подбору подходящей работы рабочим, специалистам и техническим исполнителям».
Профессиональная диагностика
В целя профессионального ориентирования и самоопределения рекомендую пройти следующие методики:
- Шкала Кука-Медлей «Диагностика враждебности». Агрессивность и агрессия – естественные спутники жизни человека, но не во всех профессиях их проявления допустимы. Опросник позволяет выявить не только сам уровень агрессивности, но и определить тип предпочитаемого поведения: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины, вербальная агрессия. Нужно ответить от 1 (никогда) до 6 (обычно) на 27 утверждений. Затем подсчитываются баллы и результаты разбиваются по шкалам: цинизм, агрессивность, враждебность. Среди возможных результатов на каждую шкалу: высокий показатель, средний со склонностью к высокому, средний со склонностью к низкому, низкий показатель.
- Методика В. В. Синявского и В. А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Без этих умений не обойтись в профессиях «Человек – Человек». В ходе диагностики нужно ответить «да» или «нет» на 40 вопросов. Результаты подсчитываются и трактуются отдельно для коммуникативных и отдельно для организаторских способностей. Возможные результаты: низкий уровень, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий.
- Методика Э. Шейна «Диагностика ценностных ориентаций в карьере». Карьерные ориентации, или якоря карьеры (интересы, ценности, установки, мотивы), устойчивы и не всегда осознаются самой личностью, но однозначно обуславливают успех деятельности. Методика диагностирует следующие ценности: профессиональная компетентность, автономия, менеджмент, стабильность, вызов, служение, предпринимательство, интеграция стилей жизни. Нужно ответить от 1 (абсолютно не важно) до 10 (исключительно важно), насколько важны для испытуемого первые 21 утверждения, после ответить (от 1 до 10), насколько он согласен еще с 20 утверждениями. Результаты подсчитываются по шкалам, определяется ведущая ценность. Если таковой нет (все меньше 5 баллов), то это значит, что карьера не занимает центральное место в жизни личности.
- Методика Е. А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (профориентация и определение общей социально-трудовой направленности). Опросник определяет склонности и интересы человека, подходящий тип профессий (основа – психологическая карта Е. А. Климова). Опрашиваемому предлагается в 20 случаях выбрать одну из альтернатив: занятие, которым бы он предпочел заниматься. Результаты подсчитываются по классификации Климова. Возможные варианты: интерес к профессии не выражен, интерес средне выражен, интерес явно выражен.
Психограмма
Психограмма – психологический портрет профессии, определяющий группу необходимых от личности способностей и качеств. Каждая профессия требует определенного набора психических новообразований (внимание, воля, мышление, восприятие, воображение, восприятие и т. д.), выраженных количественно и качественно. Вместе с тем психограмма определяет особенности взаимосвязи и взаимодействия качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
Психограмма отражает все особенности профессии и позволяет человеку понять, какие требования выдвигает профессия к психике и личности. Описываются не только внутренние составляющие труда, но и внешние. Составляют психограмму специально обученные люди (психологи-профконсультанты). Содержание психограммы отражает:
- Общие сведения о профессии и специальности: название, востребованность, варианты рабочих мест, доступные варианты профессионального обучения.
- Содержание и условия труда: процесс работы и результаты, инструменты, механизация и автоматизация, необходимые знания, умения и навыки.
- Человек в процессе трудовой деятельности: трудности профессии и привлекательные стороны, ответственность, доля творчества, медицинские противопоказания, психофизиологические качества, положительные и отрицательные последствия.
- Социально-экономические особенности: система заработной платы, социальное обеспечение, перспективы роста, культурно-бытовые условия.
Проблемы выбора будущей профессии
Успешность экономического развития Российской Федерации, особенно в сложный период внешнеполитических вызовов в значительной степени зависит от развития творческого потенциала людей, их личной инициативы и ответственности, эффективности профессионально-личностного становления человека. Жизненное самоопределение каждого человека обуславливает направление и характер его дальнейшего развития, препятствует или способствует самореализации, достижению вершин личностного и профессионального роста. Жизненное самоопределение связано с поиском смысла собственного существования, выбором жизненной стратегии.
Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность перед предстоящим выбором.
Совсем скоро мне и моим одноклассникам предстоит выбирать будущую профессию. Как не ошибиться в своем выборе и чем необходимо руководствоваться в таком важном вопросе? В своем исследовании я постаралась найти ответы на эти вопросы.
Выбор профессии в школьном возрасте на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению российского психолога Е. А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [1,12]. Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Надо признать, что процесс подготовки к выбору профессии растягивается до 11 класса. При этом в настоящее время, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности. Психологи отмечают, что лишь у небольшой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков. Обычно у таких детей довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако это бывает не всегда, случаются несовпадения способностей и интереса к профессии [1, 24].
Выбор профессии является для школьников первым обязательным, вынужденным выбором, которого мы не можем избежать. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной профессии всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив. Как быть, например, ребятам, способным к разным видам деятельности, например, у кого есть музыкальные и художественные способности, и в обоих видах деятельности они имеют успехи. Некоторые из нас хотят не то что могут. Не всегда понятно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби. Кроме того, требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Нужно учитывать повышенные требования к здоровью, предъявляемые некоторыми популярными профессиями. Также на выбор профессии оказывают влияние социальный статус семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых.
Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы», хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути.
Таким образом, необходимо суметь построить свой возможный профессиональный путь. Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «Хочу-Могу-Надо» или модель профессионального выбора Е. А. Климова. В так называемом «Треугольнике Климова» три вершины треугольника — это три основных критерия правильного выбора. Первый критерий: профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека — вершина «хочу». Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание человека заниматься выбранным делом. Второй критерий: профессия должна соответствовать способностям и возможностям человека — вершина «могу». Это пространство способностей, талантов, состояния здоровья и темперамента. Это способность выполнять данную работу. Третий критерии: требования самой профессии к человеку, его физическим, интеллектуальным, биологическим качествам — вершина «надо». Это пространство запросов от рынка труда, социально-экономическая ситуация, тенденции в развитии экономики. Это востребованность конкретной профессии работодателями. Эти три компонента лежат в основе профессионального успеха, и для оптимального выбора необходимо соотносить «хочу», «могу» и «надо». Идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается [7, 25].
В настоящее время исследователи говорят об изменении структуры профессионального самоопределения: некоторые старшеклассники сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией [5].
Исходя из того, что существует множество факторов, которые оказывают влияние на выбор школьника, я решила остановиться на факторе «ВУЗ». Изучив литературу, я столкнулась с мнением, что в современных условиях старшеклассникам приходиться делать выбор раньше, еще до окончания школы, так как и профильное обучение, и ЕГЭ должны быть так или иначе связаны с образом будущей профессии, но, прежде всего, с вузом, в который школьник планирует поступать.
Таким образом, проблема выбора ВУЗа является составной частью профессионального самоопределения. И здесь возникают вопросы: «Можно ли включить выбор ВУЗа в профессиональный жизненный план? Основан ли выбор ВУЗа на профессиональном самоопределении старшеклассников?».
Но говоря о сознательном выборе ВУЗа, следует отметить, что решение исходит не только со стороны школьника в пользу того или иного высшего профессионального учебного заведения, но и со стороны родителей, которые стремятся посоветовать, выбрать лучшую профессию для своего ребенка.
Исходя из выше сказанного, на мой взгляд, целесообразным будет рассмотреть фактор выбора ВУЗа с двух сторон. В первой части социологического исследования я рассматриваю мнение школьников по выбору профессии, а во второй обращаюсь к взглядам на этот вопрос к родителям старшеклассников.
Я провела опрос среди учеников 9-х и 10–11- х классов МБОУ Школы № 155 Октябрьского района города Самара. В опросе участвовало 120 человек. Выяснилось, что мотивы выбора будущей профессии у учеников 9 — х классов и выпускников школ отличаются. Но в среднем среди факторов, влияющих на выбор вуза, можно выделить такие как:
– получение высшего образования,
– получение диплома о высшем образовании,
– получение желаемой специальности (профессии),
– попытка избежать службы в армии,
– привлекательность студенческой жизни,
– желание сменить место жительства (уехать в большой город),
– желание родителей,
– желание заниматься научной деятельностью и так далее,
– за компанию с другом,
– из-за экзаменов (не сдам физику — поэтому пойду в гуманитарный, не сдам историю — поэтому пойду в технический).
Руководствуясь какими-либо из этих факторов, старшеклассники выбирают для себя тот или иной вуз, к которому также предъявляются различные требования такие как:
– престижность,
– наличие в нем желаемых специальностей.
При этом учитываются как внутренние аспекты личности — способности, навыки, склонность к наукам, какой-либо профессии, так и внешние — социальное окружение, статус семьи, материальное положение и т. д. Многие выпускники моей школы хотят поступить в вуз, в котором, например, учились или учатся их родители, брат, сестра, знакомые, или в тот вуз, в который тоже собираются поступать их друзья, одноклассники. Таким образом, это наиболее ведущие мотивы выбора старшеклассниками вуза наряду с желанием молодых людей определиться в своей будущей жизни, то есть получить профессию.
В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим из нас сориентироваться в таком разнообразии очень непросто. При выборе профессии школьник должен учесть множество факторов. Прежде всего, осознать свои интересы и склонности.
Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х — менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?
Необходимо заранее познакомиться с различными профессиями. Кроме того, важно иметь информацию о ситуации на рынке труда, о степени соответствия личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией, об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, по итогам которого был выпущен «Атлас новых профессий». Атлас — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять школьникам, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
- Мансуров В. А., Юрченко О. В. Выбор профессии и профессиональное образование: исторический ракурс. /Социальная стратегия российской системы образования. Материалы международной научной конференции — Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений 14–15 апреля 2011 г. — Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 г.
- Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. — Москва: Академия, 2000 г.
- Ожерельева И. Г., Сыромятников И. В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании. № 1, 2005 г.
- Окуджава Б. Стихотворения. — Москва: «ЭКСМО», 2014 г.
- Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» — Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
- Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 429–432.
- Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития [Текст] // Современная психология: материалы III международной научной конференции — Казань: Бук, 2014. — С. 43–45.
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387
- Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал https://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014
- Разработка среднесрочного прогноза кадровых потребностей экономики Самарской области к 2020 году и до 2022 года. — Самара 2015.
- https://www.mazm.ru/article/a-2047.html
Послесловие
Выбирая профессию, нужно четко знать свои способности, интересы, ценности и потребности. Мотивация в виде зарплаты не всегда приводит человека к счастливой жизни, гармонии и социально одобряемому поведению. Ценности, убеждения и интересы, личное мировоззрение должны быть главным ориентиром.
Самоопределение – важный элемент психического развития личности. Это не только профессиональная самореализация, но и личностная. Потому нельзя выполнять чьи-то указания, нужно найти свой путь. Для выбора профессии нужно анализировать склонности, способности, интересы, профессиональные намерения и профессиональную направленность личности.
Полноценную диагностику можно пройти бесплатно, обратившись в местные учреждения по профориентации (трудоустройству) или школьному психологу, который составит маршрут (для подростков). Профконсультированием имеет право заниматься специально обученный человек. Как правило, речь идет о получении высшего образования по специальности «Психолог-профконсультант». Права и обязанности должности «Профконсультант» прописаны в справочнике должностей.
Хочу выбрать профессию: почему это так важно?
Работа, к которой лежит душа – стимул к саморазвитию и карьерному росту, а главное, одно из условий человеческого счастья. Невозможно чувствовать себя счастливым и востребованным, занимаясь нелюбимым делом.
В то же время выбор будущей профессии – один из самых сложных в жизни, поэтому требует особого внимания. Мир стремительно меняется, и нельзя гарантировать, что занятие, которое понравилось ребенку, через 15-20 лет обеспечит ему стабильную денежную работу. Однако основы для самоопределения закладываются именно в школе.
По этой причине Министерство образования уже давно подумывает ввести дополнительный урок по профориентации. И это не лишено смысла: в России около 70% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Вероятнее всего, это означает, что в юности многие подходят к ее выбору недостаточно ответственно.