Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Приветствую, друзья. Представьте себе собаку. Представили? Отлично, значит все у вас с воображением в порядке! Вот только некоторые из вас представили собаку в общих чертах, а другие — какую-то особенную, с кличкой и характером. Дело в том, что у всех воображение развито по разному. Его недостаток может стать камнем преткновения на пути личного развития или карьерного роста. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение и фантазию, чтобы научиться мыслить креативно и генерировать новые идеи.

Что такое фантазия?

Фантазия — это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в воображении нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.

Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в творчестве незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою способность. Но чаще называют ее креативностью.

Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования психологии. Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные желания, несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.

Пройти тест на полушария мозга

Книги для развития воображения

  • «Кради как художник», Остин Клеон
  • «Шесть шляп мышления», Эдвард Де Боно
  • «Гениальность на заказ», Марк Леви
  • «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно», Майкл Микалко
  • «Взлом креатива: Как увидеть то, что не видят другие», Майкл Микалко
  • «Учись видеть. Уроки творческих взлетов», Марина Москвина
  • «Гибкий ум», Эстанислао Бахрах
  • «Как люди думают», Дмитрий Чернышев
  • «Скетчи по воскресеньям», Кристоф Ниманн
  • «Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция.», О. Кинякина, О. Овчинникова, П.Лем, Т. И. Захарова, Ю. Асоскова

Какие бывают фантазии?

Фантазия – настолько обширная тема, что рассмотреть ее под всеми углами за один раз невозможно. Расскажем о самых популярных.

Бессознательные.

Иногда в чей-то адрес можно услышать упрек «Ты напрочь лишен фантазии». На самом деле людей, неспособных фантазировать, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. В психоанализе Фрейда они объясняются двумя схемами: а) изначально были сформированы в бессознательном; б) были сформированы в сознании, но попали в бессознательное вследствие вытеснения.

  • Плюсы. Это ключевое понятие психоаналитической теории поможет узнать о себе много нового.
  • Минусы. Оставленные без внимания, они могут провоцировать психические и психосоматические нарушения.

Детские.

Детское воображение активно развивается с возраста 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимых героев из книг или мультфильмов. Так они познают мир, учатся правильному поведению и общению в реальном мире, строят психологическую защиту, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Фантазия, направленная на креатив, помогают раскрыть уникальность и талант, расслабиться и просто весело провести время.
  • Минусы. Если ребенку не объясняют разницу между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим обманщиком.

Научные.

Инновации – это не просто полет фантазии. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки верных ответов и найти действительно новое решение. Благодаря сочетанию воображения и научного мышления появились роботы-хирурги. сотовая связь, биопротезы, искусственный интеллект, гибкие смартфоны, 3D-печать и виртуальная реальность.

  • Плюсы. В мире инновация и креатива ожидаются новые тренды – техногорода будущего, неуязвимые квантовые компьютеры, 4D и 5D-печать, обучаемые роботы, новое поколение беспилотных автомобилей.

Писательские.

Глубина писательского воображение позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, проникать в художественный мир героев, наблюдать за захватывающими событиями прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только радоваться такой богатой фантазии.

  • Плюсы. Чтение – именно та форма отдыха, что приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворение жизнью.

Эротические.

У сексологов есть такая шутка: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто в этом не признаются. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или с незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте – такие эротические мечты помогают «дорисовать» не слишком радостную картинку реальности.

  • Плюсы. Активное фантазирование на тему секса помогает ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать вытесненные желания.
  • Минусы. Слишком реалистичные и несбывшиеся эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Также они обладают эффектом, разрушающим отношения. Особенно, если партнеры пытаются воплотить их на стороне.

Пройти тест Фрейда

Невротические.

Пугающие фантазии невротика провоцируют страхи по поводу выдуманного будущего. Это может быть преувеличенный страх смерти, опасения по поводу падения кометы или дома, страх неизлечимой болезни, извращенно-навязчивые желания. Все они не имеют оснований здесь-и-сейчас, но доставляют невротику немалый дискомфорт.

  • Минусы. Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность – часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет жизнь самому невротику и всем, кто находится рядом.

Фантазия как творческий процесс

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Фантазия — (греч. — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания; нереальное сочетание реальных элементов; мечта, продукт воображения. Фантазии могут носить любой характер.

Различают активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией, то есть установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим «автоматизмам». Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, активная фантазия обязана своим существованием участию сознания.

С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объекты – это образы неодушевленных предметов, то фантазия может придать им облик одушевленных существ.

Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего, это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.

Творческая фантазия – оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии – мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Но главное – не «переборщить» с фантазированием, чтобы фантазия не стала глупостью. Глупость — это ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Классическим носителем фантазии является сказка. Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г.А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 – 47 [Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. — №2. — с.44-52; 1997. — N1. — с.4-15].

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу.

Вывод:фантазия – это несоответствующая реальности ситуация, придуманная, вымышленная.

Характеристика воображения

Воображение – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения [Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1966]:

1. Последовательная. Что бы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.

2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.

3. Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать и упражнять свои способности. Можно заметить, что все функции воображения всецело согласуются с его психологическим свойством – поведения, направленное на формы, еще не бывшее в нашей работе и это подчеркивает необходимость развития воображения.

Воображение характерно связано с деятельностью всего организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени.

Воображение — психический процесс создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

От восприятия воображение отличается тем, что образы не всегда соответствуют реальности в них есть элементы фантазии, если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображения бывают: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:

1-ый тип операций, посредством которых формируются идейные образы;

2-ой тип операций, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Сновидения – можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации (осуществления) в жизни.

Галлюцинациями называют фактические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим) будущим.

Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Вывод: благодаря воображению учащиеся могут создавать образы предметов, соответствующие реальности, представлять себе героев литературного произведения.

творческий мышление воображение литература

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Что такое эскапизм?

Эскапизм — это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.

Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности. Именно он спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется самоконтроль, уходит чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать расстройство личности. А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:

  • Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
  • Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.

Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.

Итог

Если ввести в поисковой системе «Как развить воображение и фантазию», можно найти всякие игры, развивающие фантазию, и разные упражнения. Но я считаю, что воображение должно работать постоянно, а не по 5 минут в день. Поэтому выбранные мной советы подходят для повседневного использования и позволят вам задействовать воображение как можно чаще.

Есть еще интересная тема — как развить фантазию и воображение у ребенка. Об этом я напишу в другой статье статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию.

Друзья, напишите в комментариях ваши способы, как развить воображение и фантазию. Возможно, я дополню статью новыми вариантами.

И напишите, какую собаку представили вы:)

До новых встреч, ваш Александр Горохов.

КАК ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ

Эту не удовлетворяющую нас ситуацию нам с детства (с детства человечества и с нашего личного детства) приходится как-то корректировать. Недолюбливаемый современной биологией закон Геккеля («онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как будто отыгрывается здесь, на чужой площадке, в полную силу. Непознанные и необъяснимые вещи и явления наши предки легко превращали в забавные, страшные, дружелюбные или опасные, но неизменно диковинные сущности.

Делали они это, несомненно, в интересах целостности наблюдаемого мира и сохранения в нем причинно-следственных связей. Гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет. В лесу путает тропинки леший, по небу с фонарем пролетела Баба-яга в ступе, утопленника утащила русалка, а гриву лошади кикиморы заплели…

Ровно то же самое делают сегодня и наши дети. «Кто там стучит? – Бабай за стенкой живет». «Почему занавеска так странно колышется? – Там привидение стоит». Гремучая смесь примитивных пояснений и сладкого метафизического ужаса, ровно как у наших предков. Бывает и в чистом виде плод незамутненной детской фантазии.

Из моей практики. Ребенок пяти лет спросил: «Зачем царапину йодом мажут?» Ему ответили: «Чтоб микробов убить». И больше ничего объяснять не стали. «Отчего же йод щиплет? – подумал ребенок. – Ведь если водой помыть, то больно не будет. Ага! (Непротиворечивая фантазийная картинка начала выстраиваться.) Вода микробов не убивает, а от йода они умирают. Микробы – это что-то живое (раз умирают), такие очень маленькие вредные зверюшки. И вот, когда они умирают, они в последней злобе, своими маленькими зубками вцепляются в руку. Поэтому и больно (картинка достроилась)».

О чем молчат мужчины?2

Чаще всего мужчина представляет то, что нереально осуществить в жизни с его настоящей сексуальной партнершей.

  • Секс втроем

Самая популярная фантазия, которая возбуждает 64% опрошенных респондентов. Участники чаще всего: он и две девушки. Действующим лицом может быть возлюбленная, ее подруга, случайная знакомая. Реже это одна девушка и два парня. Групповая любовь предпочтительна трети мужчин, число партнеров может быть неисчисляемым.

На практике такой опыт часто приводит к разрыву отношений. Ведь если в самом сокровенном появляется третий, то исключительная близость между партнерами исчезает. Секс настолько разнообразен, поэтому попробуйте выбрать другой вариант.

  • Спонтанность

Парни фантазируют о неожиданном сексе с незнакомкой, вне зависимости от того есть ли у них постоянный партнер. Мысли приходят внезапно, встретив сексуальную особу прямо на улице. И мужчина представляет, как подходит и… продолжает идти дальше.

Даже если такой случай предоставляется, редко парень осуществляет такие безрассудные поступки. Психологи уверенны, раз жизни каждый мужчина рано или поздно фантазируют о дерзком, страстном сексе с Леди Икс.

  • Подглядывание

Распространенная фантазия представителей сильной половины. По опросам, более 70% опрашиваемых не против увидеть нечто пикантное. Вуйеризм привлекает тем, что объект вожделения не знает о слежке. Мужчине очень интересно, как занимаются сексом другие, хочется увидеть что-нибудь эдакое, чтобы как в порнофильме. Важно, при этом оставаться незамеченным. Подглядывание возбуждает 3 из 4 мужчин.

В специальных клубах даже предоставляется услуга – пип шоу. За зеркалом танцует обнаженная девушка, которая не видит клиента, он же ее видит и получает массу удовольствия. Часто приходят подглядывать семейной пары, которые таким образом хотят внести новизну и острые ощущения в свою сексуальную жизнь.

  • БДСМ

Жесткий секс по нраву каждому 3 мужчине. Он видит перед собой госпожу в кожаном, обтягивающем наряде с плетью (обязательный элемент). Часто подчинения желают руководители, строгие начальники мечтают покоряться женщине.

  • Девушка необычной внешности

У каждого своего представления о нестандартных девушках. Это может быть афроамериканка, полная, пожилая, женщина с большим количеством тату или с необычным цветом волос. У сильного пола существует предположение том, что девушка не такая как все, обладает невероятными умениями. Чего только стоят шутки о необычной анатомической структуре интимного места азиаток. Проверить миф можно только одним способом − убедиться лично.

  • Вне зоны доступа

Да, мужчины тоже мечтают о недостижимых женщинах, среди которых актрисы, певицы, подруги друзей, начальницы, коллеги. В общем кто угодно кроме своей партнерши. Чем дальше находится желаемая особа, тем больше нарастает возбуждение. Иногда это может быть выдуманная девушка, комбинация из нескольких знакомых. Такие желания свойственны половине мужского населения.

  • Секс по принуждению

Популярная мысль мужчин, которая отличается степенью жестокости. Здесь можно дать волю фантазии, так как парень может позволить себе все, сценарий зависит от уровня извращенности. Но признаться в истинных желаниях способен только 1 из 6 мужчин.

Есть большая вероятность, что желающих овладеть девушкой против ее воли намного больше, так как этот тип поведения был характерен древним людям. Некоторые мужчины хотят наоборот быть изнасилованными. Чаще они мечтают именно об инициативных партнершах.

Это интересно. Самая экстремальная мужская сексуальная фантазия, воплощенная в реальность зафиксирована Книгой рекордов Гиннесса в Японии. Проститутки предоставляют услугу сампан. Они замаются сексом в водоеме на лодке, при этом женщина накланяется за борт, голова в воде. Мужчина овладевает нею сзади. Когда она захлебывается и теряет сознание, мышцы влагалища спазмируются, а клиент чувствует невероятные ощущения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: