Внутренняя речь, или почему мы разговариваем сами с собой

Человеческая речь бывает не только внешней, но и внутренней. Под внутренним разговором понимают общение индивида с самим собой, которое может происходить как осознанно, так и бессознательно. Полноценно ответить на вопрос о том, что такое внутренняя речь, довольно сложно, как и разобраться с ее природой. Тем не менее психологам удалось сформулировать основные аспекты этого явления.

Каждый индивид общается сам с собой. Происходит это, как правило, на уровне мыслей. Поэтому, если губы человека не двигаются и не произносят звуки, это не значит, что он не формулирует слова и предложения. Внутренняя речь считается своеобразной формой мышления, при которой человек думает, анализирует, спорит с собой и так далее. От внешней она отличается разве что формой проявления и функциями. Из этой статьи вы узнаете ответ на вопрос: «Внутренняя речь — это какая речь?» Кроме того, вы познакомитесь с ее ролью в жизни человека.

Мысленная речь

Внутреннюю речь можно назвать мысленной, так как для нее совсем не всегда нужны слова. Иногда для мыслительной деятельности человеку достаточно представлять образы и картинки. При этом он может не замечать, как начинается или заканчивается процесс мышления. Он проходит самостоятельно, автоматически. Мыслительная речь является своеобразной связующей нитью между человеком и окружающим миром, из которого он черпает информацию. Кроме того, внутренний разговор может выступать подготовкой к внешнему, ведь человек сначала думает, а потом уже говорит или действует.

Виды речи: внутренняя и внешняя

Давайте разберемся, как классифицируется речь. Итак, существуют такие виды речи: устная, письменная и внутренняя. Первые два типа объединяются в такое понятие, как внешняя речь. Теперь подробнее о каждом из них.

Внешней устной речью человек пользуется тогда, когда ему нужно воспроизвести вслух собственные мысли, то есть информацию, сформулированную в его голове. Осуществляется такая речь с помощью голосовых связок, языка, губ и других органов речевого аппарата. Она всегда направлена на окружающий мир.

Когда человек пользуется внутренней речью, он всегда обращается к самому себе. Голосовой аппарат при этом не используется. Посредством этого коммуникативного процесса индивид общается с самим собой, рассуждает, анализирует и принимает решения. Психологи выяснили, что прибегать к внутренней речи человек начинает в среднем с семи лет. До этого все обращения ребенка направлены сугубо на внешний мир. Кроме того, в семь лет он начинает понимать, что не каждое слово стоит воспроизводить вслух.

Внутренняя речь отличается краткостью, обрывочностью, беззвучностью, вторичностью (образуется от внешней коммуникации) и фрагментарностью. Если бы человек мог ее записать на диктофон, то запись получилась бы бессвязной, обрывочной и попросту непонятной. Такая речь произноситься очень быстро и не имеет строгого грамматического оформления.

Во внешней речи человек пользуется теми структурами и фразами, которые понятны его собеседнику. На помощь приходит зрительный контакт, язык жестов и смена интонации. Все это помогает сделать посыл максимально точным.

В зависимости от степени вовлеченности человека, внутренний разговор бывает разным. Если индивид действительно ведет беседу сам с собой, то он использует ту речь, которая имеет внешний характер. Когда разговор ведется неосознанно, тогда он имеет предикативный или директивный характер. Такая речь, как правило, короткая и нецеленаправленная. Рассуждений в таком случае не происходит – человек просто принимает решение и побуждает себя к действию.

Прежде чем сказать что-то вслух, человек обдумывает и подбирает выражения, составляет предложения и фразы. При внутренней речи такого не происходит – вместо четких предложений используются короткие фразы или просто слова. Недостаток слов в разговоре с самим собой может компенсироваться представляемыми образами.

Отвечая на вопрос «Что такое внутренняя речь?», стоит отметить, что она является не только способом принятия решений или осмысления прошедших событий, но и подготовкой для внешней речи, которая подразделяется на устную и письменную.

Обычно, говоря о внешней речи, подразумевают именно ее устный тип. Он включает в себя произношение и слушание слов. Устная речь бывает обиходной (разговорной) и публичной.

Письменной называют графически оформленную внешнюю речь, построенную на основе буквенных и прочих изображений. Несмотря на письменную форму, она обладает большинством характеристик устного выражения мыслей, с точки зрения структуры и лексики. Вместе с тем письменная речь имеет более строгие правила передачи мыслей посредством слов, нежели устная. Сложность переписки, по сравнению с живым разговором, заключается в том, что ее нельзя приукрасить жестами и мимикой. Таким образом, внутренняя речь и внешняя (письменная или устная) являются совершенно разными понятиями.

Механизм развития внутренней речи

В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.

По Выготскому

По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.

В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.

По Блонскому

П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.

Взгляд Выготского

Психологи со всего мира довольно много внимания уделяли вопросу «Что такое внутренняя речь?» Немалых успехов в этом направлении достиг советский ученый Лев Николаевич Выгодский. По его мнению, внутренняя речь человека является следствием «коммуникации для себя» или эгоцентрической речи, которая формируется в детстве, когда ребенок начинает осваивать внешние формы речи. Дети дошкольного возраста пользуются формулировками, которые не всегда понятны взрослому человеку. Эгоцентрическая речь служит фундаментом для развития внутренней речи. Изначально ее понимает только ребенок, но со временем, после ряда трансформаций, она обретает признаки все более осмысленного мыслительного процесса.

Формирование у малышей внешней и внутренней речи отличается. Формирование внешней речи происходит по принципу «от простого к сложному». Из слов появляется фраза, а из фраз — предложение. С внутренней речью все наоборот: целое предложение разбирается на фразы и слова, осмысление которых происходит отдельно.

Устная речь

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.

Диалогическая речь

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.

Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.

Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.

Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания. В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в форме продуктивной, подготавливающей внешнюю речь учащихся.

С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.

Проблема

Изучать внутреннюю речь довольно сложно, ведь она лишь на первый взгляд отличается от внешней только отсутствием звукового сопровождения. На самом же деле разговор человека с самим собой совсем не похож на беседу с другим человеком.

Внутренняя речь человека всегда обрывочная и свернутая. Разговор с собеседником всегда имеет более или менее четкую структуру. Предложения строятся логично и понятно. Внутренняя же речь может отмечаться в действиях. В ней совсем не обязательно обозначать рассматриваемый предмет. Достаточно лишь рассмотреть его свойства, обладающие побудительным характером.

Язык внутренней речи состоит не только из слов, но и из других форм, понятных для человека: это картинки, схемы, образы, детали и прочее. У человека нет необходимости в словесном выражении всего, что он представляет в своей голове. Чтобы приступить к размышлению, достаточно лишь вспомнить увиденную картинку или просто свои впечатления от нее.

Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Особенность

Особенность внутренней речи заключается в том, что ее тяжело разграничивать, так как в процессе мышления индивид может использовать все известные и понятные лично для него формы представления того, о чем он размышляет. В разговоре с самим собой нет необходимости в сложных предложениях, так как понять себя можно и без слов. Гораздо удобнее представить некий образ, наиболее полно передающий смысл размышления, чем подобрать слова для его описания.

Внутренняя речь порождает мысли, а не является их следствием. Часто она служит для генерации мыслей и является связующим элементом между мыслью и внешней речью, используемой для передачи своих идей другим людям.

Внутренняя речь зарождается в детском возрасте, поэтому она полна причудливых и фантастических образов, воображаемых ребенком. По мере взросления человека он, в разговоре с самим собой, все чаще прибегает к словесным формам выражения мысли и использует не придуманные картинки, а увиденные в реальной жизни.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Внутренний голос

Рассматривая вопрос о том, что такое внутренняя речь, стоит сделать акцент на таком феномене, как внутренний голос. Внутренним голосом называют некую скрытую силу, которая в сложной ситуации помогает человеку принять верное решение. Иногда его также называют интуицией. Внутренний диалог, с точки зрения психологии, является результатом взаимодействия трех человеческих эго-состояний: «ребенок», «взрослый» и «родитель». Несмотря на возраст индивида, в его мышлении всегда есть эти состояния, и в сложной ситуации они вступают в конфликт. В результате внутренний голос может давать советы, критиковать нас, апеллировать к здравому смыслу и так далее. Исследования показали, что внутренняя речь и внутренний голос являются внутримозговыми импульсами, и когда человеку кажется, что голоса звучат извне, они на самом деле идут изнутри.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: