Валидность состоит из двух основных видов. Это — внутренняя и внешняя валидность.

Если раньше психология представляла собой более абстрактные знания, которые добывались в научных лабораториях и преподавались в университетах, то на сегодняшний день очень быстрыми темпами происходит развитие ее прикладных отраслей. Широкое применение находит эксперимент, ориентированный на решение практических проблем и жизненных задач.

Экспериментальная психология представляет собой общий методологический подход. Это научная дисциплина, осуществляющая различные виды исследования психики путем экспериментальных методов. Она стала первым источником психологической диагностики.

Понятие психодиагностики

Психодиагностика – это прикладная дисциплина психологии, изучающая и использующая в практических целях методы классификации, ранжирования и измерения психофизиологических и психологических особенностей людей.

Ее основными методами считаются:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • тестирование.

Психометрические свойства методик психодиагностики

К ним относятся надежность, валидность и репрезентативность.

Надежность методики – это количественно-статистический показатель устойчивости результатов, который измеряется при помощи различных коэффициентов корреляции. Он, однако, не отвечает на вопрос, какое психическое свойство измеряется.

Такую информацию можно узнать, изучив показатель валидности. Он также измеряется при помощи коэффициентов корреляции, только принимается во внимание большее количество теоретических и практических соображений.

В психологии валидность — это соответствие поставленным задачам разработанных методик и результатов их исследования.

Ее важная особенность – невозможность разового установления и использования этого доказательства конечным аргументом «за» качество методики или эксперимента. Рассматривая соответствие результатов исследования поставленным задачам, можно судить о степени валидности. Но она не измеряется ни в каких условных единицах.

Проверку репрезентативности часто сводят к нормальному распределению тестовых баллов. Но это можно считать ее частным случаем, достаточным условием, но необязательным.

На сегодняшний день психометрические характеристики рассматривают как главный признак научной обоснованности. В мировой психодиагностике это является обязательным условием для получения сертификата в национальных комиссиях по тестированию в качестве пригодной для практического использования методики.

Сущность понятия «валидность»

Определение 1
Валидность – это комплексная характеристика методики, которая включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Данное понятие относится к тому, что эта методика измеряет и как хорошо она это делает. Те тесты, которые не обладают валидностью, для практического использования не годятся.

Уровень валидности – это её коэффициент.

На валидность теста оказывают влияние систематические факторы, привносящие в результаты искажения. К ним относятся другие психические свойства, мешающие в результатах теста проявиться тому свойству, на которое направлен тест.

Например, необходимо измерить потенциал обученности, но время исполнения строго ограничено, и допущенную ошибку исправить невозможно. Таким образом, искомое психическое свойство смешается с другим – «стрессоустойчивостью». Те, у кого стрессоустойчивость высокая, выполнять тест будут лучше. Здесь проявляется эффект систематического искажения. Отсюда, единого и универсального подхода к определению валидности не существует.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации 410 руб.
  • Реферат Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации 250 руб.
  • Контрольная работа Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Исходя из того, какая сторона валидности будет рассматриваться, будут использоваться и соответствующие способы доказательства.

Замечание 1

Методика имеет столько валидностей, сколько существует критериев.

В первом понимании валидность относится к самой методике – это валидность измерительного инструмента, а проверка получила название теоретической валидизации. Второе понимание относится уже не столько к методике, сколько к цели её использования – это прагматическая валидизация.

Для использования психодиагностических методик в практических целях, они должны быть проверены по ряду формальных критериев, которые являются главным элементом методик и доказывают их эффективность и высокое качество.

Основными критериями оценок являются надежность и валидность.

Критерий валидности представляет собой источник информации об измеряемом психическом свойстве, он не зависит от теста и по отношению к нему является внешним. Говорить о валидности теста можно только тогда, когда его результаты будут сравнимы с источником истиной информации об измеряемом свойстве, т.е. с критерием.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В качестве критерия валидности на практике часто используется прагматический критерий, представляющий собой очевидный признак, проявляемый испытуемым независимо от исследуемого качества. Например, данные о выполнении разных заданий, контрольных проб и данные, полученные при помощи других методик, валидность которых доказана.

Специфика и задачи психологического эксперимента

Эксперимент в психологии проводится с целью получить новые научные сведения путем исследования жизнедеятельности испытуемого.

Специфика состоит в том, что:

  • о деятельности психики можно получить сведения, лишь основываясь на ее проявлениях (например, в виде определенного поведения), ибо как конструкт ее нельзя объективно наблюдать;
  • невозможно выделить какой-то один из психических процессов, изучая их, так как воздействие происходит всегда на психику в целом;
  • происходит активное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором (в проведении исследований с людьми и, например, с приматами), что делает необходимым инструктаж (для более точного понимания требований).

В эксперименте выделяют 3 вида переменных:

  • независимая;
  • зависимая;
  • дополнительные (внешние).

Общей задачей психологического эксперимента является установление наличия связей между ними.

Понятие валидности является здесь краеугольным камнем. Она дает некоторую уверенность ученым в том, что они измерили то, что хотели. Предпринимая множество мер для соблюдения всех ее видов, все равно невозможно быть абсолютно уверенным в следовании им до конца ввиду недостижимости безупречного эксперимента.

Вопрос 51.Факторы внешней и внутренней валидности эксперимента.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 15Следующая ⇒

Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Валидность— мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.

Внутренняя валидность — вид валидности, степень влияния независимой переменной на зависимую переменную.

Внешняя валидность — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов.

Факторы, влияющие на внутреннюю валидность эксперимента : • Изменение во времени

(зависимость субъектов и окружающей среды от времени суток, времён года, изменений в самом человеке — старение, усталость и рассеивание внимания при длительных исследованиях, изменение мотивации испытуемых и экспериментатора и т. д.; ср. Естественное развитие). Необходимость перепроверки – возможно сегодняшняя картина не будет идентична реальной картине. •
Эффект последовательности
– влияние одного эксперимента на последующий; влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним. •
Эффект Розенталя
(Пигмалиона). Заключается во влиянии предубеждений экспериментатора на результат исследования. Влияние предубеждений, ожиданий и предыдущего опыта исследователя на результаты исследования. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д. Нельзя исследовать те группы, к которым есть те или иные предубеждения.
• Эффект Хоторна
— срабатывает в том случае, когда испытуемый пытается угодить экспериментатору. Это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. •
Эффект плацебо.
Плацебо — физиологически инертное вещество, используемое в качестве лекарственного средства, положительный лечебный эффект которого связан с подсознательным психологическим ожиданием пациента. Плацебо неспособно действовать непосредственно на те условия, ради изменения которых выписывают препарат. Термином эффект плацебо называют само явление немедикаментозного воздействия, не только препарата, а, например, облучения (иногда используют разные «мигающие» аппараты, даже «лазеротерапию» и др.). Проверка эффективности тех или иных методов психотерапии. •
Эффект аудитории
— влияние постороннего присутствия на поведение человека. •
Эффект первого впечатления
— влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. •
Эффект Барнума
— общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и различных псевдонаук. Чем меньше конкретики, тем больше вера. Люди склонны принимать за истину самые общие описания.

Факторы, влияющие на внешнюю валидность эксперимента:

1. Взаимодействие результатов тестирования:

оценки в контрольном тесте испытуемых, прошедших предварительное тестирование, могут быть сочтены непредставительными для совокупности, не прошедшей предварительный тест, в силу того, что предварительный тест определенным образом повысил чувствительность испытуемых к независимой переменной.

2. Взаимодействие отбора и проведения эксперимента:

в результате непоследовательно проведенного отбора может быть сформирована экспериментальная группа, реагирующая на независимую переменную иначе, чем генеральная совокупность.

3. Реактивное воздействие обстановки эксперимента:

условия эксперимента могут быть нерепрезентативны с точки зрения условий окружающего мира.

4. Интерференция нескольких исследований:

при одновременном осуществлении более чем одного исследования могут возникнуть изменения, отличные от тех, которые возникли бы, если бы каждое исследование проводилось отдельно.

5. Нерелевантные данные измерений:

все измерения отражают многообразные аспекты окружающей действительности, в число которых могут входить нерелевантные компоненты, создающие видимость изменений при отсутствии таковых или маскирующие реальные изменения.

6. Нерелевантные повторения исследований:

в том случае, когда независимые переменные являются сложными событиями (таковы, например, посещение тюрьмы в примере с “операцией по устрашению” или высшее образование), исследователи могут не знать, какой из аспектов события вызывает изменение в объектах исследования, и по ошибке не включить релевантный аспект независимой переменной во все экспериментальные предъявления.

Вопрос 52.Теории толпы Г.Тарда и Г.Лебона.

«При определенных конкретных обстоятельствах… скопление людей демонстрирует новые характеристики, совершенно отличающиеся от характеристик индивидов, из которых толпа состоит. Чувства и идеи всех собравшихся принимают единую направленность, а их сознательные личности растворяются в толпе, — писал Лебон в одной из своих работ. — Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Он считал, что толпа живёт самостоятельной жизнью. При этом количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние, в котором расовое, бессознательное общее у людей доминирует над индивидуальными способностями. Толпа обладает неким «общим разумом», создавая единое умонастроение, способное вдохновить людей как на героические, так и на варварские поступки, в зависимости от ситуации. Личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния.

Основные характеристики толпы, согласно теории, заключаются в следующем:

— В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения. Это явление Лебон объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы.

— Толпа интеллектуально значительно ниже составляющих ее индивидов, она склонна к быстрому переключению внимания с одного объекта на другой, легко и некритично принимает даже самые фантастичные слухи и поддается воздействию призывов, лозунгов. Она слепо подчиняется лидерам, власть и престиж которых оказывают на нее почти магическое воздействие.

— Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. «Кем бы ни были индивиды, составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал, думал и действовал, если бы находился в одиночестве», — отмечал Лебон.

— Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди при этом не просто соседствуют друг с другом, а «заражают» окружающих своими эмоциями. При этом, участники толпы, обмениваясь эмоциональными зарядами, постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием.

Лебон выделяет три основных фактора, благодаря которым формируются указанные свойства толпы.

Первый – анонимность:

Личность в толпе растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов, есть только «гражданин в пальто», «женщина в шляпе» и т.д. «Толпа, — как писал Лебон, — становится анонимной и в силу этого — безответственной, чувство ответственности, которое вечно сдерживает индивида, тут исчезает полностью».

С одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного человека чувство силы, могущества, непобедимости; с другой — безликость и «безадресность» толпы делает отдельного человека анонимным, а это приводит к возникновению чувства личной безответственности: каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично.

Второй фактор, по определению Лебона, — это «заражение»:

Под заражением здесь понимается распространение психического состояния одних людей на других.

Согласно теории, общее настроение и воображение распространяются, подобно инфекции, в результате воздействия трех механизмов:

— имитации — стремления одного человека подражать большинству, делать то, что делают остальные;

— внушаемости — состояния, в котором отдельный человек становится более восприимчивыми к образам, целям и предположениям, исходящим от других;

— цепной реакции — процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у отдельного человека такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.

Внушаемость Лебон выделяет в отдельный, влияющий на свойства толпы, фактор.

Это, по его мнению, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Следствием его воздействия становится то, что люди некритически воспринимают любые побуждения и призывы к действию и способны совершить такие поступки, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками.

Любое внушаемое мнение, идею или убеждение толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

⇐ Предыдущая11Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Теоретическая и прагматическая валидизация

Валидизация – это проверка валидности методики. Разделяется на теоретическую и прагматическую.

Теоретическая валидизация относится к самой методике. Исследователя интересует свойство, которое измеряется.

Прагматическая валидизация относится к цели использования методики. Акцент делается на доказательство того, что измеряемое методикой нечто связано с определенными областями практики.

Что такое валидность методики?

Что такое валидность методики? Это показатель, который обозначает, занимается ли рассматриваемая методика изучением того качества, характеристики, для которой она предназначена. При этом делается акцент на том, что испытуемый, который проходит тестирование, может иначе видеть и характеризовать самого себя. Вот почему не всегда результаты учитывают мнение людей, которые могут не замечать за собой определенных характеристик.

Валидизацией называется проверка валидности методики. Чтобы определить действенность, эффективность, практичность используемой методики, применяется внешний независимый показатель – качество, которое наблюдается в повседневной жизни. Здесь выделяют 4 типа внешних показателей:

  1. Критерий исполнения – затраченное время, количество работы, уровень успеваемости, рост профессиональных навыков и т. д.
  2. Субъективные критерии – мнение, взгляды, предпочтение, отношение испытуемого к кому- или чему-либо. Здесь применяются анкеты, интервью, опросники.
  3. Физиологические критерии – влияние внешнего мира на психику и организм человека. Здесь измеряются пульс, частота дыхания, симптомы утомления и пр.
  4. Критерий случайности – возможен ли, к примеру, подбор лиц, которые не склонны к несчастным случаям? Изучение влияния определенного случая.

Теоретический поход в измерении валидности методов позволяет распознать, действительно ли технология изучает именно то качество, для которого она была предназначена.

Валидность также определяется встречаемостью изучаемого качества. Хорошо, если оно является распространенным, что и делает методику нужной и полезной. Также важными становятся этические и культурные изменения общества.

Классификация валидности

В экспериментальной психологии валидность – это одно из фундаментальных понятий.

Оно включает в себя огромное количество всевозможной информации о тесте. Говоря простыми словами, она указывает, что измеряется и насколько хорошо. Способы получения и категории этих сведений формируют виды валидности. Она делится на 4 основных вида:

  • внутреннюю;
  • внешнюю;
  • операциональную;
  • конструктную.

Также в экспериментальной психологии используют виды валидности:

  • дифференциальную;
  • инкрементную;
  • экологическую.

Психодиагностика использует другую классификацию. Здесь валидность бывает:

1.Конструктная. Делится на:

  • конвергентную;
  • дивергентную.

2.Критериальная (эмпирическая). Делится на:

  • текущую;
  • прогностическую;
  • ретроспективную.

3.Содержательная.

Основной тип валидности: внутренняя

Рассматривается как междисциплинарный, поскольку активно используется и в экспериментальной психологии, и в других науках. Вид валидности, показывающий, насколько независимая переменная влияет на зависимую. Для ее обеспечения необходимо контролировать все важные внешние факторы.

Чем выше вероятность изменения зависимой переменной от независимой, а не от каких-то других факторов, тем выше внутренняя валидность исследования. Однако невозможно с полной уверенностью утверждать, что она соблюдена в науке, особенно в психологии. Поэтому ученые при любом психологическом эксперименте могут лишь постараться минимизировать различные причины, несущие угрозу внутренней валидности.

Пример нарушения внутренней валидности[ | ]

Допустим, мы хотим проверить лекарство, от которого люди будут становиться выше. Допустим, для своих исследований мы отбираем в качестве испытуемых 13-летних подростков, измеряем их рост, и даём им лекарство. Два года спустя мы возвращаемся к теперь уже 15-летним детям и фиксируем их текущий рост. Несомненно то, что они стали выше, но без сомнения и то, что мы не можем сделать из этого вывод, что эффект роста был вызван лекарством, так как мы не учли в своём теоретическом эксперименте естественных процессов взросления. Здесь внутренняя валидность нарушена следующим образом: мы не учли побочного для нашего исследования влияния других (в данном случае — очевидных) факторов, тогда как надо было их учитывать.

Угрожающие факторы

Следует учитывать и максимально нейтрализовать влияние следующих моментов:

  1. Статистическая регрессия – отбор групп происходит на основании «крайних» показателей.
  2. Фон – некие события, происходящие между двумя измерениями вместе с экспериментальным воздействием.
  3. Изменения испытуемых в ходе естественного развития, которые являются следствием течения времени и не связаны с какими-нибудь событиями (например, взросление).
  4. Тестирование – влияние на результаты повторного испытания уже выполненных заданий, которые применяются для измерения.
  5. Отбор испытуемых – повторяющаяся ошибка в результатах происходит из-за неэквивалентности групп по составу.
  6. Отсев в ходе эксперимента – испытуемые неравномерно выбывают из сравниваемых групп.
  7. Инструментальная погрешность – изменения в результатах могут быть вызваны нестабильностью измерительного инструмента.
  8. Взаимодействие нескольких из перечисленных факторов – приводит к ошибочному восприятию эффекта экспериментальной переменной.

Основной тип валидности: внешняя

Характеризуется мерой соответствия результатов, полученных в эксперименте, самой первообразной жизненной ситуации, взятой для исследования. На внешнюю валидность влияют дополнительные переменные. От нее зависит возможность обобщения выводов и перенесение результатов эксперимента из лабораторных условий в реальные на всю категорию подобных объектов и явлений.

Больше заботятся о внешней валидности специалисты, работающие в прикладных областях: организационной, клинической и педагогической психологии. Они часто прибегают к постановке экспериментов, близких к реальности, для решения каждодневных задач.

Невозможно говорить об абсолютном соблюдении внешней валидности, как и любой другой. Поэтому ученые говорят лишь о степени ее соблюдения.

В исследованиях могут использоваться помимо экспериментального и другие методы (например, наблюдение) для увеличения степени внешней валидности.

Угрожающие факторы

В первую очередь сюда относят эффекты, которые связаны с особенностями исследуемого объекта:

  • эмоциональная реакция на ситуации;
  • способность к обучению;
  • наличие памяти.

Основные причины, угрожающие внешней валидности, это влияние:

  1. Предварительного тестирования – когда восприимчивость испытуемых к экспериментальному воздействию уменьшается или увеличивается под его влиянием.
  2. Условий проведения исследований – когда они вызывают реакцию на эксперимент у испытуемого.
  3. Взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора.
  4. Наложение экспериментальных воздействий – особо относится к планам исследований в одной группе, когда им подвергаются одни и те же испытуемые.

Если для экспериментов отбираются далекие от реальной жизни, слишком лабораторные, ситуации – внешняя валидность находится под угрозой. Общность выводов неизбежно снижается при фиксации внешних переменных.

Виды валидности методов исследования

Выбор методов научного исследования зависит от ряда фактов: области наук (гуманитарные или прикладные), необходимость проведения анализа с расчетной частью или простое сопоставление фактов, наличие конкретных данных для анализа и пр.

Следует отметить, что в одном исследовании выбранный метод может быть валидным, а в ином – вовсе неэффективен. Поэтому валидность выбранной методики следует оценивать в рамках конкретной научной работы, а не в сравнении с иными исследованиями.

В науке выделяют несколько разновидностей валидности методов исследования:


Виды валидности

  • Теоретическая валидность.

Данный вид определяется сопоставлением показателей, рассчитанных с помощью выбранной методики, с аналогичными показателями, рассчитанными по другому методу. Важно, чтобы рассчитанные параметры были теоретически зависимы, то есть оценивали один и тот же предмет, учитывали одни и те же факторы или схожие факторы влияния, демонстрировали теоретическую зависимость (то есть имели принадлежность к конкретному объекту или суждению).

Этот показатель определяют с помощью корреляции одно и того же показателя или свойства, рассчитываемого с помощью разных методов исследования. При этом важно соблюдение: обе методики должны быть связаны с одной и той же гипотезой или теорией.

  • Эмпирическая валидность.

Данный критерий рассчитывается или проявляется благодаря действию опытно-логического метода исследования. В частности, он находит отражение на реакции, мышлении, эмоциях, поведении испытуемых объектов. Данный способ применим больше в психологической отрасли, когда требуется оценить реакцию или психологическое состояние человека в конкретной ситуации.

Эмпирическая валидность методов исследования будет выше тогда, когда выбранная методика продемонстрирует тот факт, что полученные данные соответствуют реальным данным испытуемого, то есть во время проведения «чистого» или «естественного» эксперимента: когда поведение объекта в рамках исследования будет полностью совпадать с поведением в реальной жизни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

  • Внешняя валидность.

Данный критерий имеет сходства с эмпирической валидность. Его особенностью является то, что здесь важно установить связь между конкретными параметрами выбранного метода исследования с внешними проявлениями испытуемого (поведением) в реальной жизни.

  • Внутренняя валидность.

Этот показатель проявляется в том, что выбранная методика позволяет достичь поставленной цели исследования, доказывает или опровергает эффективность выдвинутой гипотезы. Фактически, внутренняя валидность демонстрирует соответствие методики исследования его содержанию. Валидность выбранного метода выше тогда, когда он показывает, что все коэффициенты и действия измеряют именно то, что требуется, связывая эти проявления с внешними признаками проблемы (ее симптомами).

Основные виды: операциональная и конструктная

Позволяют оценить содержательное планирование исследования.

Операциональная валидность показывает соответствие методик и экспериментального плана проверяемой гипотезе. Определяет степень соответствия исследуемых утверждений теоретическим положениям, лежащим в основе организации и проведения данного эксперимента. Ее оценка связана с удачностью перехода от формулирования гипотез к выбору методики.

Конструктная валидность включает в себя поиск факторов, которые объясняют поведение при выполнении теста. Связана с теоретическим конструктом самим по себе. Является частью операциональной валидности.

В первую очередь нужно насколько можно полно описать конструкт, который будет измеряться. Это делается при помощи формулирования гипотез о нем, которые предписывают, с чем он может коррелировать, а с чем нет. Потом эти гипотезы проверяются.

Эти 2 вида являются частным случаем внешней валидности.

Другие типы валидности

Помимо основных, выделяют и иные виды, которые соответствуют другим стадиям экспериментального исследования. Выделяют более десятка видов валидности, которые во многом, в том числе и угрозами, сходны с основными. Меняется только характер их нарушения. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Экологическая — показывает, насколько условия эксперимента соответствуют исследуемой реальности. Высокую степень экологической валидности достаточно трудно соблюсти в лабораторных исследованиях, да и не всегда это нужно. А в полевых экспериментах она естественным образом достигает максимума.

Диагностическая (конкурентная) – отражает соответствие показателей теста состоянию психологических особенностей испытуемого на момент исследования.

Прогностическая – характеризует степень статистической надежности и обоснованности развития психологической особенности, которая исследуется, в будущем.

Эмпирическая – это понятие объединяет в себе 2 предыдущих. Подчеркивается общий подход к их определению, осуществляемый путем статистического коррелирования баллов по тесту (оценок) и показателю по внешнему критерию.

Валидность психологических тестов

Валидность психологических тестов отражает соответствие их результатов сущности измеряемых психологических феноменов. Например, насколько результат теста агрессивности отражает реальный уровень агрессивности респондента.

Можно выделить два основных способа определения валидности психологических тестов.

Первый способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с аналогичными показателями других тестов. Например, для проверки валидности теста на самооценку можно сделать следующее:

  • провести тестирование испытуемых по новому тесту;
  • выявить самооценку испытуемых по другому тесту (предполагается, что он валиден);
  • рассчитать корреляцию показателей самооценки по двум психодиагностическим методикам;
  • статистически значимая корреляция даст основания говорить о валидности нового теста.

Такой способ позволяет выявить так называемую конструктную валидность. Она отражает соответствие выявляемого психологического показателя психологическому конструкту.

Второй способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с внешними критериями. Такая валидность называется критериальная валидность психологического теста.

Например, показателем критериальной валидности теста склонности к отклоняющемуся поведению может быть реальное число правонарушений подростка. Применительно к тесту мотивации достижений показателем критериальной валидности может быть успешность выполнения той или иной деятельности.

Относительность деления валидности на виды

Универсального подхода к характеристике валидности не существует. Для валидизации отдельных видов психодиагностических процедур и тестов используются различные ее виды. Сведения, которые входят в ее комплекс, можно описать или оценить при помощи коэффициента валидности количественно и качественно. Но в целом валидность методики сложно измерить — о ней можно лишь судить — в силу сложности, комплексности, ситуативности в отношении конкретных условий ее применения.

Только в результате накопления опыта работы с тестами реальная валидность может раскрыться, однако она изменяется с течением времени в силу устаревания методик. Это связано с изменением социальных норм, образцов поведения, требований к профессиям. Именно поэтому необходимо периодически контролировать валидность методик.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: