11 способов манипуляции людьми и как не стать её жертвой. Приемы, правила и средства защиты


В другом языковом разделе есть более полная статья Reinforcement (англ.)
Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Подкрепление

— в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул[2].

Типы подкрепления

По характеру подкрепляющих стимулов

выделяют:

  • первичные
    подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и
    вторичные
    способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление
    осуществляется при помощи стимулов, действие которых субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
    отрицательное подкрепление
    — при помощи стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, скорее окончить домашнюю работу), изменив поведение. Отрицательное подкрепление не является
    наказанием
    , так как наказание осуществляется
    после
    поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Положительное подкрепление как эффективный способ научения и педагогического общения. статья

ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Положительное подкрепление как эффективный способ научения и педагогического общения.

Педагог дополнительного образования: Мячина А. А.

Цирковой коллектив «Кураж»

2020 г.

Введение.

Одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством — это общение между педагогом и учащимся. Педагогическая деятельность принципиально строится по законам общения. Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающими перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

Теории научения.

Преследуемый результат эффективного педагогического общения – это научение. В начале XX в. в русле бихевиоризма интенсивно изучался механизм научения, который лежит в основе поведения.

Научение (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения (знаний, навыков) и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Научение — это устойчивое целесообразное изменение поведения, которое возникает благодаря предшествующему социальному опыту и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула — реакции).

В разработку проблемы научения большой вклад внесли американские и европейские психологи: А. Бандура, Дж. Брунер, Д. Доллард, В. Келер, К. Лоренц, Н. Миллер, Дж. Роттер, Р. Сирс, Б.Ф. Скиннер, Э. Толмен, Э. Торндайк, Д. Уотсон и др.

Классическое научение — вид научения, в котором первоначально нейтральный стимул идет в паре со стимулом, естественно вызывающим реакцию, и, постепенно, приобретает способность вызывать ту же реакцию. Первым сформулировал и применил экспериментальный метод объективного исследования процессов научения у животных русский физиолог И.II. Павлов в 1903 г.

Оперантное (инструментальное) научение — вид научения, в котором правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным. Этот вид научения экспериментально изучали и описали американские психологи Э. Торндайк и Б. Скиннер. Эти ученые внесли в схему научения необходимость подкрепления результатов упражнений. В основе концепции оперантного научения лежит схема «ситуация — реакция — подкрепление».

В середине XX в. в рамках бихевиоризма возникло новое направление, названное необихевиоризм, или когнитивный бихевиоризм (от англ, cognition — познание).

Необихевиористы усложнили классическую формулу поведения «S — R», включив в нее промежуточные переменные, недоступные для прямого наблюдения и фиксации: мотивы, цели, ожидания, установки, знания, гипотезы, «когнитивные карты» и другие психические явления, присущие животным и человеку. Наиболее известные когнитивные (информационные) теории научения были созданы Э. Толменом, К. Халлом, Дж. Брунером.

Теория Э. Толмена, одного из пионеров когнитивного подхода в теории научения, базируется на схеме «стимул — промежуточные переменные — реакция», из которой следует, что поведение зависит не только от внешних стимулов, но и от особых внутренних регуляторов — когнитивных карт.

Согласно представлениям Э. Толмена, все поступающие сигналы из окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом. При этом в мозге создаются своего рода карты окружающей среды, или когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в какой-либо новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств.

Известным подходом к проблемам когнитивного научения является подход Дж. Брунера. Джером Сеймур Брунер — крупный американский психолог, профессор Гарвардского университета (1952) и директор Центра по исследованию познавательных процессов (с 1961).

В работах Дж. Брунера по педагогической психологии постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволили бы ему в дальнейшем делать широкий перенос и выходить за рамки непосредственно полученных знаний. В своих исследованиях он обращает внимание также на связь знаний и умений. Характеризуя процесс овладения предметом, Брунер выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно: а) получение новой информации; б) трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач и др.; в) проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче.

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. В середине XX в. появились разнообразные концепции приобретения человеком социального опыта и норм поведения. Впервые в научный обиход термин «социальное научение» в 1941 г. ввели Н. Миллер и Дж. Доллард. Центральной проблемой теории социального научения стала проблема социализации.

Альберт Бандура (1925-1988) — канадский психолог (украинского происхождения), известный своими работами по теории социального научения, автор теории научения агрессии через наблюдение и подражание. Работал в Стэнфордском университете, в 1974 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации.

В центре теорий социального научения лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.

А. Бандура о.

Научение через наблюдение может осуществляться в двух формах: как чистое подражание и как викарное научение.

Чистое подражание — это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам и маленьким детям.

Викарное научение — способ научения, при котором индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения другого, включая понимание последствий этого поведения для модели.

Три основные теории: классическое научение, оперантное научение и теория социального научения — все они есть в нашей жизни в той или иной степени, мы каждый день живем, опираясь на них. Малыш подражает взрослым неосознанно, мы хвалим ребенка за хороший поступок, получаем премию за хорошо выполненную работу, подросток копирует поведение старшего авторитетного сверстника, чтобы быть на него похожим. Педагогическое общение складывается из знаний теорий и оперирования этими знаниями, педагог берет только лучшее и внедряет в свою педагогическую практику.

Положительное подкрепление как способ эффективного педагогического общения.

Один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирования позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Психологом Р. Розеталем в американской школе был проведен классический эксперимент. Психолог взял группу детей школьников и протестировал по различным шкалам интеллекта, затем выбрал из них каждого пятого, вне зависимости от результатов теста и сказал учителям, что именно они показали наиболее высокий уровень интеллекта и способностей. В конце учебного года проверил тестированием все тех же детей, и именно те дети, которых выбрал психолог, показали наиболее высокие результаты. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что Я-концепция зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному, талантливому и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. Эффект «Пигмалиона» так же хорошо работает и в обратную сторону, отрицательное отношение запустит механизм разрушения личности. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения.

В системе приемов поощрение важную роль играет подкрепление. Подкрепление (reinforcement) — основополагающее понятие в прикладном анализе поведения и процессе научения. В различных переводах термин подкрепление может встречаться под названием “усиление”, что отражает главную цель подкрепления — усиление поведения.

В классическом значении термин подкрепление можно встретить в теории оперантного научения, которую разработал и предложил американский психолог Б.Ф.Скиннер.

Таким образом, согласно идеям Б.Ф. Скиннера подкрепление – это нечто такое, что происходит одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем.

Согласно Б.Ф. Скиннеру, подкрепление является главным средством формирования поведения.

В поведенческом анализе подкрепления делятся на два вида:

Отрицательное подкрепление

Положительное подкрепление

Отрицательное подкрепление — это то, чего субъект хочет избежать. Как правило, характеризуется удалением нежелательного или неприятного стимула, после желаемого поведения. Как только возникает новый стандарт поведения, раздражитель исчезает, и новое поведение закрепляется. Отрицательное подкрепление – это не наказание. Метод наказания редко бывает эффективным, а при повторении его эффективность еще больше снежатся. Наказание учит тому, что нужно стараться не быть пойманным. Если ребенка наказывают за плохие оценки, это не значит, что он будет учиться лучше. Скорее он всячески будет скрывать свои оценки, а в подростковом возрасте это способствует и другим необратимым последствиям. Отрицательное подкрепление можно эффективно использовать для воспитания желательного поведения, особенно в ситуациях опасных для жизни и здоровья ребенка. Но увлечение отрицательным подкреплением может привести к нежелательному побочному действию. У маленьких детей вспышка света или громкий звук может служить отрицательным подкреплением.

Положительное подкрепление — это нечто желанное для субъекта и относится к системе методов поощрения. Положительными подкреплениями являются благоприятные события или результаты, которые получает человек после желаемого поведения. Подкрепление может быть в форме похвалы, вознаграждения и т. д. Поведение, которое уже проявляется, пусть даже не регулярно, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления. Подкрепить поведение, которое не проявляется, невозможно. В результате общения с субъектом мы можем сформировать желаемое поведение и положительно подкрепить его. Этим и отличается эффективное педагогическое общение. Педагог способствует формированию желательного поведения словами и действиями и положительно подкрепляет правильное поведение в нужный момент. Когда ребенок делает первые шаги, родитель хвалит его и радуется, у ребенка идет положительно подкрепление, такое подкрепление происходит, когда ребенок дошел до любимой игрушки и взял ее и вот ура ребенок научился ходить. Если родители не будут реагировать или будут реагировать негативно (ой упадешь) или постоянно брать на руки, когда малыш начинает идти, ребенок очень долго будет учиться этому навыку. На примерах общения с маленькими детьми, хорошо виден эффект положительного подкрепления. Малыш, получивший внимание взрослого на определенное действие, и впредь будет требовать внимание, таким же способом. Яркий пример — детская истерика! Малыш, устроивший истерику в магазине и получивший за это внимание и конфету (что бы ни плакал), и впредь будет устраивать истерику в магазине. В этом случае внимание и конфета будет положительным подкреплением для истерики малыша.

Время осуществления подкрепления – это информация, которая точно говорит ученику, что именно нравится преподавателю. Оно должно происходить одновременно с желаемым поступком или действием ученика. Запоздалое или слишком раннее подкрепление не является эффективным. Пример запоздалого подкрепления похвала после серии упражнений, за правильно выполненное первое упражнение. Эффективное подкрепление – реакция огромного стадиона на забитый гол футболиста.

В целом подкрепление должно быть не большим, но достаточным, что бы заинтересовать ученика. Также можно использовать прием «Джекпот» — это значительное подкрепление, которое является для субъекта полной неожиданностью. Хорошо использовать для стимулирования неожиданного прорыва.

На этапе обучения необходимо постоянно подкреплять нужное поведение. А чтобы заученное поведение надежно закрепилось, не нужно подкреплять его каждый раз, нужно использовать его от случая к случаю. Психологи называют это вариантным режимом подкрепления. Чем дольше сохраняется такой режим, тем прочнее он закрепляет поведение. Игровые автоматы являются хорошим примером вариантного подкрепления, невозможно предугадать в какой момент будет получено подкрепление, поэтому игра продолжается очень долго. Неподкрепленное поведение со временем угасает само собой. Поэтому эффективно не обращать внимание на нежелательное поведение и оно само собой исчезает со временем. Если ребенок сказал нехорошее слово, то лучшей реакцией будет игнорирование, но игнорирование должны поддерживать все взрослые, которые общаются с ребенком, иначе эффект будет обратным.

Заключение.

Основная идея теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.

Понятием научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств, свойств, навыков, знаний и умений в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

Важный фактор эффективности педагогического общения представляет собой продуманная система поощрений, положительных подкреплений учащихся за успехи в процессе научения. Педагог должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащегося. Поощрение, положительное подкрепление должно соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия, необходимое поведение.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 318— 325.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
  4. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  6. Прайон К. Не рычите на собаку: книга о дрессировки людей, животных и самого себя; пер. с англ. Т.О. Новиковой. М.:Э, 2016.
  7. Педагогическая психология: учеб, пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008.
  8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  9. Стоуне Э. Психопедагогика. М., 1984.
  10. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм. М., 1998
  11. Холл Р. Педагогическая психология. Принципы обучения. Екатеринбург, 2002.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  13. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. М., 1998.

Отличия подкрепления от поощрения[4]

  • Подкрепление является связью
    между поведением и последствиями, а поощрение —
    объектом
    . В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию
    , а поощрение —
    человеку
    .

Мир Психологии

ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Подкрепление
— см.
Условный рефлекс.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Подкрепление в учении о деятельности нервной высшей — раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда). В ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Подкрепление — у этого термина множество дефиниционных вариаций, однако все они относятся к теоретическим вопросам теории научения относительно того, что такое подкрепление и как оно функционирует. В основе их всех лежит относительно простое значение:

  1. Операция по усилению, поддержке или закреплению чего-либо, или событие, которое усиливает или поддерживает. Так как этот термин чаще всего встречается в литературе по научению, «что-либо» усиливаемое обычно считается приобретенной реакцией на связь между этой реакцией и стимулом.
  2. В классическом обусловливании – безусловный стимул (БС), когда он предъявляется либо одновременно, совмещаясь с условным стимулом (УС), либо вскоре после него. БС в этих условиях явно функционирует как подкрепляющий стимул «связи» УС-БС в значении 1, так как, если он будет опущен, произойдет затухание. Эти первые два значения относительно бесспорны 1 – безобидная тавтология («подкрепление подкрепляет»), а 2 — описание эмпирически очевидного состояния дел. Трудности с этим термином возникают тогда когда предлагаются определения, содержащие теоретические предположения относительно участвующих в этом механизмов, особенно когда рассматриваются инструментальные модели введения.
  3. Любой набор обстоятельств, которые организм находит приятными или приносящими удовлетворение.
  4. Любое событие или действие, которое служит для уменьшения влечения. Это, конечно не столько определение, сколько теоретическое утверждение относительно механизма подкрепления; см. здесь гипотеза ослабления влечения. Таким образом, это значение было отклонено в основном из-за невозможности найти свидетельства операции ослабления влечения во всех тех случаях, когда наблюдаются эффекты подкрепления (в значении 1).
  5. Прекращение или изменение определенных стимульных условий. Это определение происходит из теории смежности, в которой утверждается, что усваивается именно последнее выполненное действие в определенной ситуации. Фактически, как быстро заметили защитники этой точки зрения, это вообще не определение, а скорее попытка отказаться от термина подкрепление.
  6. Любое поведение с более высокой степенью вероятности его возникновения в данный момент, чем некоторого другого поведения. Это значение выражено так называемым принципом Примака (подробнее см. этот термин), который подчеркивает относительность подкрепления.
  7. Знание результатов, обратная связь относительно правильности или уместности поведения. Это значение имеется в виду практически во всех областях психологии, где человеческие существа являются основными субъектами экспериментов. Это множество частично перекрывающих друг друга и иногда противоречивых определений не удовлетворяет никого, и меньше всего психологов, которые часто оказываются в лексикографической ловушке при использовании этого термина. В реальном смысле – часть проблем возникает вследствие попыток трактовать это понятие так, как будто оно представляет единственный фундаментальный принцип, действующий во всех обстоятельствах. Так или иначе, это представление кажется довольно ошибочным. Маловероятно, что одни и те же принципы действуют тогда, когда голодная крыса получает корм после того, как нажала на рычаг, и когда присуждается Нобелевская премия за блестящее научное открытие. Однако в обоих случаях поведение «подкрепляется» в том смысле, что крыса возвращается к рычагу, чтобы опять на него нажимать, а ученый – в лабораторию, чтобы работать над другими проблемами. Кроме того, физическая боль действует как подкрепление для мазохиста, наказание может подкреплять признание у того, кто испытывает глубокое чувство вины, альтруизм подкрепляет благородство, а отказ от ответственности будет служить формированию авторитарной личности. Диапазон и разнообразие предметов, которые могут функционировать в качестве подкрепления (в значении 1), по существу безграничны, и неспособность выделить какие-либо общие основные механизмы привела к значению 8.
  8. Любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции. Это так называемое нейтральное определение, так как оно не требует никакой теории и не выдвигает никаких предположений относительно основного действия или роли подкрепления. Оно также, по существу, содержит в себе круг: наличие подкрепления определяется посредством наблюдения усиления реакции, а усиление реакции, с необходимостью, является доказательством того, что имело место некоторое подкрепление. Многие выступали против этого определения, и у них были для этого достаточные основания. Этот вид семантического притягивания является слабым дефиниционным основанием для одного из наиболее широко используемых в психологии конструктов. Однако это значение является доминирующим. Оно довольно точно отражает то, как чаще всего используется этот термин, и таким образом, пока следует довольствоваться этим. Обратите внимание, что во всех этих значениях сам термин может относиться к (а) процедуре представления или прекращения подкрепляющего события, (б) теоретическому процессу, который, как предполагается, участвует в его действии, или (в) фактическому событию или действию непосредственно. Рекомендуется употреблять термин подкрепление только в первых двух случаях, а для последнего предназначается термин подкрепляющий стимул. И, наконец, некоторые способы употребления этого термина и не касаются различных дискуссий относительно значении от 1 до 8.
  9. В исследованиях рефлексов — операция, посредством которой один рефлекс усиливает действие другого рефлекса: например, сила реакции моргания будет увеличена усилением мышечного тонуса.
  10. В анализе сновидений — процесс, посредством которого тема сновидения усиливается и поддерживается вторичным сновидением внутри первичного.

предметная область термина

ПОДКРЕПЛЕНИЕ, НЕПРЕРЫВНОЕ — режим подкрепления, при котором подкрепляется каждая реакция.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ИНТЕРВАЛЬНОЕ — любой режим подкрепления, основывающийся на временных интервалах.

НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (Negative reinforcement) — в отличие от формулировки Скиннера — любое негативно окрашенное событие, в частности наказание.

назад в раздел

:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица

Отрывок, характеризующий Подкрепление (психология)

– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова. – С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете? – Давай, давай. Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу. – Лавг’ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван! – Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки. – А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату. – Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел. – Вот как! А я пг’одулся, бг’ат, вчег’а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р . – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю! Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы. – Чог’т меня дег’нул пойти к этой кг’ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг’едставить, ни одной каг’ты, ни одной, ни одной каг’ты не дал. Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать. – Семпель даст, паг’оль бьет; семпель даст, паг’оль бьет. Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова. – Хоть бы женщины были. А то тут, кг’оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг’аться ског’ей. – Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье. – Вахмистр! – сказал Лаврушка. Денисов сморщился еще больше. – Сквег’но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру. Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: