Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

Взаимоотношения между людьми всегда имели трудности. Впрочем, исходя из них, случаются позитивные и негативные ситуации в нашей жизни. В этом случае, всегда актуальны и мудры слова: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Это один из важнейших правил, так как чаще всего люди отвечают друг другу взаимностью. Хотя часто, люди совершают далеко не хорошие поступки в отношении нас в ответ на нашу доброту. Итак, более детально рассмотрим вопрос о том, как относится к людям, чтобы посредством их поступков наша жизнь стала лучше.

Основные правила

Часто мы слышим подобные слова: «Относись к людям, как хочешь, чтобы они относились к тебе». И существует множество приверженцев именно такого отношения. Но что впоследствии происходит? Все друг другу портят жизнь и не могут никому доверять. А, как известно, без доверия не одни отношения, ни то дружеские, ни то любовные не могут устоять на протяжении долгого времени. Поэтому, отметим основные правила:

  • Не думайте слишком много о людях, которые вас окружают. Так как в этом случае, человек в итоге, находит массу недостатков и строит подозрения. Так часто они не оправданы, и малейшая ошибка приведет к разрушению отношений. Но если вы не будете тратить время на особые раздумья и надежды, то не будут разочаровываться в людях. Лучше всего просто попытаться понять поступок человека.
  • Не раскрывайте свою душу всем. Здесь должен стоять запрет. Так как существует множество людей, которые в отношении вас имеют далеко не благие намерения. И подобную информацию используют против вас. Но вы всегда можете раскрыться близким и родным людям, которые уже проверены временем.
  • Не врите окружающим вас людям. Вранье, обычно выходит наружу, и ни к чему хорошему не приводит. Узнав о том, что вы однажды соврали, вам перестанут доверять. Лучше просто не говорить чего-либо, но не врать.
  • Не навязывайтесь людям. В независимости от того, проявляет к вам человек интерес или нет, никогда не навязывайте ему свое присутствие и мнение. В противном случае, человек начнет избегать вас, что поставит обоих в неловкое положение. Лучше просто показать свою заинтересованность в общении с этим человеком.
  • Не льстите людям. Не стоит говорить массу комплиментов окружающим людям. Так как они или посчитают, что вы недостойны их внимания, или подумают, что вы что-либо задумали в отношении их. Но не забывайте о простых словах благодарности.
  • Не используйте людей. Говоря о том, как нужно относиться к людям, стоит отметить, что так же как вы однажды использовали человека, другой использует вас. Поверьте, это не только неприятно, но и причиняет сильную душевную боль. Если вам человек безразличен, то дайте ему это понять, тогда ему не в чем будет разочаровываться.

Уважительная относительность

Поскольку определения уважения и неуважения являются личными, я поделюсь личным примером для вас.

Я думаю, что неправильно насильственно пропитывать, садить в клетку и убивать животных. Так что, если кто-то поддерживает эту систему, например, покупая продукты животного происхождения в ресторанах или продуктовых магазинах, он автоматически игнорирует мои убеждения. Обратите внимание, что я не чувствую того же о людях, которые охотятся на животных ради еды, чтобы выжить в дикой природе.

Хотя я сама этого не сделал бы, я не считаю автоматически, что такие люди неуважительно относятся к своим убеждениям или неуважительно относятся к животным. Но поддержать современное фабричное фермерство невозможно — это настолько неуважительно, насколько это может сделать человек. Это неуважительно по отношению к животным. Это неуважительно по отношению к окружающей среде. И это лично неуважительно по отношению к моим убеждениям. Такое поведение выходит далеко за рамки невежливости.

Когда мясоед говорит, что уважает мои убеждения, с их точки зрения они также могут быть правы. Им может не потребоваться ничего больше, чтобы удовлетворить это определение, чем заметить, что я веган. Что довольно легко сделать. Но в то же время они также соответствуют моему определению неуважения.

Взаимоотношения с людьми разного возраста

Не удивительно, что многие совершенно не знают, как себя вести с людьми разного возраста, ведь нас этому нигде не учат. Но здесь, так же есть свои определенные правила в отношении того, как можно относиться к человеку. Итак, перечислим основные:

  • Дети. Какое бы отношение к детям у вас не присутствовало, они не заслужили плохого отношения. Дети очень чувствительны, и к ним нужно относиться с добротой, и ни в коем случае не врать им, что они сразу поймут. Здесь уместны слова одного из писателей: «Когда меня спросили, нужно ли баловать детей? Я сказал, конечно, ведь еще неизвестно что им приготовила жизнь». Так что уважайте и балуйте детей.
  • Подростки. Здесь нужно проявлять огромное уважение, ведь в таком возрасте люди весьма чувствительны и воспринимают все близко к сердцу. Кроме того, они борцы за справедливость, так что врать и обманывать их нельзя.
  • Пожилые люди. На сегодняшний день, наиболее проблематичный вопрос о том, как относится к пожилым людям? Здесь, правда, очень трудно себя вести сдержанно. Ведь люди в возрасте выросли на других правилах, нормах поведения и устоях. Им трудно нас понять, но мы вполне может проявить понимание к ним. Для этого просто стоит уделять им внимание и проявлять уважение, ни о чем большем они и не мечтают.

Люди другой национальности

Здесь необходимо быть крайне осторожным и сдержанным. Поскольку межнациональная рознь может привести к самым непредвиденным последствиям. Необходимо соблюдать правила этикета и уважать особенности людей другой национальности. Приведем, несколько основных правил:

  • Ведите себя нейтрально
  • Не обманывайте
  • Не используйте
  • Показывайте свою радость от встречи и общения
  • Проявляйте уважение

Очень важно соблюдать эти правила, так как все национальности имеют свои особенности в поведении и разные понятия о нормах. То, что для нас в порядке вещей и даже хорошо, для них может быть проявление плохого тона и наоборот. Поэтому будьте крайне осторожными во взаимоотношениях с ними, в любом случае не пытайтесь обидеть, а оставайтесь в нейтралитете.

Теперь вы знаете о том, как нужно вести себя с различными людьми в разные периоды жизни. Все перечисленные правила, помогут вам избежать не только нелепых ситуаций, но и многочисленных проблем в своей жизни и эти люди всегда придут вам на помощь. Стоит помнить, что важно быть добрым и понимающим, тогда все вокруг ответят тем же и не будет ссор и негатива. Желаем вам удачи.

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

метки:

Отношение, Деятельность, Темперамент, Поведение, Добрый, Традиция, Слово, Особенность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСЙДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС»

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ

НА ТЕМУ:

«пОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕМУ-ЛИБО ИЛИ КОМУ-ЛИБО»

Выполнила :студентка СКЗ-301 Ефремкина О.В.

ТОЛЬЯТТИ- 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Мотивация деятельности и поведения………………………………5

  1. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности…5-8
  2. Виды мотивационных состояний, установки, интересы, желания, стремления, влечения………………………………………………….9-11

Глава 2. Виды и роль эмоций в жизни человека………………………….12-15

Заключение……………………………………………………………………16

Список источников……………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Человек всегда так или иначе « ведет себя» — совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. На Востоке существует традиция, по которой человек не имеет права обнаруживать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет подобной традиции, но каждому следует помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей. И на сегодняшний день это является важной стороной жизни человека.

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

8 № 2 ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ План: Тип нервной системы и темперамент. Темперамент и деятельность. Конституционно-типические особенности. Половозрастные особенности человека. Психология половых различий. Возраст как физическая и психологическая характеристика. 1. Тип нервной системы и темперамент Темперамент (от латинского темпера — пропорция) – врожденные особенности человека, которые …

Объектом данного исследования является отношение человека к чему-либо или кому-либо. Предметом же выступает сам человек. Цель работы – понять как человек ведет себя в отношении к чему-либо или кому-либо. Задачи: понять мотивы поведения человека, изучить виды и роль эмоций, а также потребности человека. Поведение бывает, двух видов, если можно так выразится: вербальное(словесное) и реальное.

Вербальное поведение
– это наши высказывания, мнения, суждения, доказательства. Иногда люди не придают внимания словам сказанным в минуты раздражения или усталости.
Непременным условием взаимопонимания в общении является участливое, доброе отношение к собеседнику. Очень точно эту мысль выразил педагог и врач Януш Корчак: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Наверное, каждый припомнит ситуацию: пришли в гости к знакомым, которых давно не видели, собирались дружески поговорить, а разговора не получилось. А все потому что, все говорят шумно, дружно, с увлечением, каждый – свое и друг друга не слушают. И в конечном результате – никакого удовольствия от встречи. Еще Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы Контрольная работа по психологии. Творческая личность – сущность и развитие. Выполнила: Невежкина И.А. …

Реальное поведение
– это наши практические действия и поступки.
В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Возможны случаи расхождения того и другого. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии человека.

При написании работы были использованы учебные пособия, научные труды, курсы лекций.

Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.

1. Мотивация деятельности и поведения

1.1 Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы:

а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности);

б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда);

в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность — необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности. Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни. Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

Введение. Детская игра, очень важный момент развития ребенка, способ, посредствам которого он познает окружающий мир. Игра учит ребенка общению, учит быть добрым, смелым, подвижным, прививает чувство ответственности. Игра сближает взрослых и детей помогает им лучше понять друг друга. Игры очень нужны в раннем возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и в своих возможностях, возбуждает …

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации. У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной деформации личности. Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими. Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом, как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом. Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия).

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

… Сложное врожденное действие, при помощи которого происходит удовлетворение потребностей. A ) Инстинкт B) Раздражение C … ) Консерватизм Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения … Слабый, подвижный Сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в …

Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние — мотивацию.

Мотивация — обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма .

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу).

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

Ничего не делать Вам придется терпеть трудных людей, и тогда «вред» от них не уменьшится. Обиды и огорчения будут накапливаться, и очень скоро ваше состояние оставит желать лучшего. «Проголосовать ногами» Бывает, что лучше взять и уйти! Не из всяких ситуаций есть выход прямо сейчас, поэтому за разрешение некоторых из них, браться просто бесполезно. ! «голосовать ногами» стоит тогда, когда уже нет …

Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы — программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта. Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий).

Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности. Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего — проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой — словом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

… человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств … Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как … . Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное …

1.2 Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения

Установка — это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

Различают следующие виды установок:

1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).

3) Социально-перцептивная установка — стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная — познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).

5) Мнемическая установка — установка на запоминание значимого материала.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. «interest» — имеет значение) — избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания. Желание — мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.).

«Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов — влечениями. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход»1.

Мотив — осознанное побуждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Одна из основных особенностей развитого человеческого знания — способность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений. «Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не исчерпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»2. Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характеризуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием личности.
При сознательно-волевой регуляции побуждений высшие уровни побуждений противопоставляются низшим уровням, влечениям. Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие поведенческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоциональной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели, они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием. Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не имеют осознанных мотивов.
2.
Виды и роль эмоций в жизни человека.
Эмоции — особый класс субъективных психологических со­стояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель­ности. У человека главная функция эмоций состоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с по­мощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экс­прессивная и коммуникативная функции эмоций. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» раз­решения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоци­ями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, кото­рые сопровождают различные субъективно переживаемые эмо­циональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоцио­нальные переживания какими органическими изменениями со­провождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъек­тивные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особен­ностями переживаемых нами эмоциональных состояний связа­ны, вероятно, не столько сопровождающие их органические из­менения, сколько возникающие при этом ощущения. Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экс­периментальное подтверждение связи: чем ближе к централь­ной нервной системе расположен источник органических из­менений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувстви­тельных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и на­ходятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собствен­ных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем пове­дении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопро­вождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осозна­ются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмо­циями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характе­ризуют человека социально-психологически. Подчеркивая соб­ственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудоволь­ствия». Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценно­стям и идеалам. Чувства носят исторический характер. Они различны у раз­ных народов и могут по-разному выражаться в разные истори­ческие эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важ­ную социализирующую роль. Они выступают как значимый фак­тор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных пережива­ний типа чувств появляются и закрепляются потребности и ин­тересы человека.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состоя­ния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении че­ловека, который их испытывает. Аффект не предшествует пове­дению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступ­ка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения дан­ного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетво­рить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так на­зываемых аффективных комплексов, выражающих собой цело­стность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше уси­лий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженны­ми органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с крат­ковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряжен­ность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть —

еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать чело­век. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направ­ленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С термином « поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека – и к социальной. Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа поведения. Обычно эти типы поведения обозначаются как «естественное» и «ритуальное». Различия между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют принципиальный характер. Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Поэтому для человека в ситуации осуществления такового поведения не стоит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средствами их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое поведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально аморально, точнее «бесцеремонно». Оно носит натуральный, природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение запрещено. Несмотря на имманентный характер социальной жизни, она всегда базируется на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но поведение уступок – ритуальное, «церемонное» — это индивидуально-неестественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество существует и воспроизводится. Благодаря ритуальному поведению человека как бы пребывает в колыбели социального благополучия: поминутно он убеждается, что положение дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведение – средство обеспечения стабильности социальной структуры. И всякий человек, реализующий формы ритуального поведения, тем самым осуществляет деятельность по обеспечению социальной устойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П.Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 352с.

2. Дерябин Е.С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 2001, с. 137

  1. Оленин С. Л. Основы общей психологии. М, 2000, с. 510

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 2007

5. Фролов С.С. Социология. Учебник. М., 2006

1 Дерябин Е. С. Чувства, влечения, эмоции. Л.,2001. С. 137.

2 Оленин С. Л. Основы общей психологии. М., 2000. С. 510.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: