Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

Депрессио.ru » Словарь терминов

Нейропсихологическое обследование детей является психологическим, безаппаратным методом исследования. В основе процесса диагностирования лежат технологии, предложенные отечественным ученым – нейропсихологом А. Р. Лурия, они включают в себя набор заданий и упражнений, разработанных специально для детей, в форме своеобразных тестов. Такое обследование предназначено для выявления полной картины умственного и психологического развития ребенка, его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Проводит диагностику нейропсихолог детский.

  • Подробнее о функциях этого специалиста
  • В каком возрасте нужна консультация
  • Причины обращения к специалисту
  • Подробнее о консультации и развивающих занятиях

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации;
  • отставание в освоении материала школьной программы;
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета;
  • повышенная активность или, наоборот, вялость;
  • повышенная тревожность и нервозность;
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения;
  • тики и заикания;
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус;
  • плохое или недостаточное развитие моторики;
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.

Дыхательные

Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологический синдром — это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

  1. Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  2. Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.
    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

Нарушения функциональности височных отделов

Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

Недостаточности затылочных отделов

При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

Недостаточности лобных отделов

Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, «я играю», «хочу гулять», «я поел», то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

Глазодвигательные

Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).

Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.

Детский нейропсихолог — кто это и что он лечит?

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);
  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению);
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи;
  • неопрятность, несамостоятельность;
  • неловкость и неуверенность в движениях;
  • медлительность и быстрая утомляемость;
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность;
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

Подробнее о функциях этого специалиста

Многие родители, услышав рекомендацию показать своего ребенка детскому нейропсихологу, недоумевают, не зная, что он лечит, чем вообще занимается этот врач, и для каких целей детей водят к нему на консультации. Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно подробнее изучить специфику работы детского специалиста по нейропсихологии.

Мозг человека, тем более ребенка, является пластичной структурой, у которой есть огромные возможности для компенсации различных проблем и развития. Главной функцией детского нейропсихолога считается умение понять и разобраться, в чем состоят истинные проблемы ребенка в школе, в поведении, в отношениях с родителями и сверстниками, а после – предложить лучшие методы работы и упражнения для компенсации пробелов.

Конечно, детские нейропсихологии не могут быть волшебниками, и помочь детям с абсолютно любым уровнем нарушений они не могут (при выявлении более глубоких проблем, с ребенком занимаются врачи дефектологи, психотерапевты и другие, в зависимости от патологии).

Большинство же детей, которые посещали специалистов по нейропсихологии, показывают высокую результативность – они приобретают возможность учиться в обычной общеобразовательной школе, избежать попадания в коррекционный класс. Согласно отзывам их родителей, решаются проблемы с усидчивостью ребенка, с общением, более высокой становится эффективность занятий с логопедом.

В каком возрасте лучше приводить ребенка к специалисту?

К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

Трудности, с которыми сталкивается ребенок и пути их преодоления

Каждый родитель хочет и верит, в то, что его ребенок самый лучший, умный и будет успешным. А потому, как только на пути усвоения самых первых академических знаний в школе или даже дошкольном образовательном учреждении у ребенка начинают возникать проблемы с пониманием учебного материала, папы и мамы начинают серьезно переживать по этому поводу. Сложность ситуации еще и в том, что причины, по которым ребенок начинает отставать в учебе, имеют разные основания. С одной стороны, это может быть вызвано внешними объективными факторами, которые заключаются в системе образования как таковой, с её нормами, принципами и способами подачи материала.

В этом случае, если ребенок не может быстро вписаться в эту образовательную парадигму, родители бессильны и здесь остается только ждать, когда ребенок адаптируется к образовательной среде, в которой он будет находиться достаточно большой период своей жизни.

С другой стороны, существуют субъективные факторы, по которым у ребенка возникают трудности во время учебы – его индивидуальные, психоэмоциональные и физиологические особенности. В этом случае корректировка вполне возможна. Если ребенок не успевает в школе по причине, например, повышенной возбудимости, то при помощи подбора коррекционных техник, которыми как раз и занимается нейропсихология, ситуацию можно исправить.

Важный момент — использование нейропсихологических программ и методик показано не только детям, отстающим в учебе, но также и их сверстникам, которые напротив показывают прекрасные учебные результаты. Нейропсихология в идеальном варианте должна сопровождать любой учебный процесс, и не только у детей, но также у взрослых. Программы нейропсихологической корректировки носят характер государственного приоритета, поскольку решают узловые проблемные вопросы психологических затруднений, возникающих у детей во время обучения.

На сегодняшний момент времени родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детской неуспеваемостью в школе и классифицируют это одним общим термином – «трудный ребенок». Причем вот что интересно, с одной стороны ребенок на самом деле испытывает сложности в общении со сверстниками и педагогами, тяжело запоминает материал, а с другой – в его официальных медицинских документах нет ни слова о патологии. Согласно своей медицинской карте ребенок абсолютно здоров. А всё потому, что методы диагностики общего физического и психологического здоровья детей носят, зачастую, довольно общий и поверхностный характер. И это одна сторона медали.

А с другой стороны – ребенок имеет целый набор заболеваний психосоматического характера, который ему диагностируют логопеды, психологи и психотерапевты. К таким заболеваниям относятся: различные гиперактивные синдромы, разные степени мозговой дисфункции и тому подобное. И с годами этих диагностируемых синдромов становится только больше.

Сегодня такие заболевания как «повышенная возбудимость», «невротические проявления», «аутизм» и многие другие перестали быть делом только узких специалистов. Теперь об этих патологиях развития детского мозга знают все и количество зафиксированных подобных диагнозов в разы выше, чем еще 10 лет назад.

Родители и педагоги должны выявлять такие отклонения как можно раньше, с тем, чтобы влиять на ситуацию и корректировать её. Ведь зачатки психосоматических патологий плода начинают появляться еще во время беременности у женщин. К двум годам уже можно отследить у ребенка наличие тех или иных патологий.

Сегодня можно говорить о факторах риска для детей, которые могут неблагоприятно повлиять на ситуацию развития головного мозга:

  • Проблемы внутриутробного периода, генетические предрасположенности родителей, имеющие вредный характер, ушибы, травмирование черепа, вывихи конечностей, приводящие к снижению общей двигательной активности малыша, кесарево сечение и ранние роды;
  • Трудности со сном, низкий уровень активности ребенка, малыш не тянется к материнской груди, ребенок или очень активный, или напротив, очень заторможен;
  • Малыш в первый год жизни перенес большое количество респираторных заболеваний, у него часто фиксируются расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Ребенок невнимателен и очень рассеян, практически никогда не реагирует на просьбы взрослых сделать что-либо, испытывает большие трудности при объяснении тех или иных элементарных событий, с незнакомыми людьми ведет себя очень замкнуто;
  • Малыш на любую ситуацию и просьбу даёт всегда отрицательную реакцию «нет».

Родители малыша знакомы с такими понятиями, как – дисбактериоз, энурез, панкреатит, гипертензионный синдром и другие. Причем, абсолютно не обязательно, что какая-то из перечисленных патологий есть в медкарте ребенка. Но сам факт того, что мама знает о подобных отклонениях, уже свидетельствует о проблемах со здоровьем ребенка.

Если ни один из вышеперечисленных факторов никогда не был зафиксирован вами в поведении вашего ребенка, — это хорошо. Тогда вы можете вполне применять техники нейропсихологических методик для развития умственного потенциала вашего малыша. Кроме того, подобные техники полезно использовать и взрослым, ведь тренировка мозга необходима не меньше, а может даже и больше, чем тренировка мышц. Лучший вариант, когда родители и дети вместе занимаются по технике нейропсихологии.

С самых ранних лет внимательный родитель обязательно обратит внимание на то, что его малыш начинает позже говорить или ходить по сравнению со сверстниками, когда он заторможен в действиях, когда он не может держать ложку, а уже должен по возрасту, когда у него возникают трудности при освоении физически элементарных упражнений. И чем старше становится ребенок, тем всё больше эти «проблемы» развития дают о себе знать. Особенно на развитие интеллекта влияет заторможенность в речевом навыке. А это в свою очередь серьезно осложняет социализацию ребенка и его потенциал к обучению.

Проблемы, возникшие у ребенка в достаточно раннем возрасте, без должной коррекции затем перерождаются в более серьезные трудности и отклонения в младшем и старшем школьном возрасте. Когда ребенок сидит дома с мамой, то многие пробелы в его развитии могут быть не так заметны. Но стоит только ему перешагнуть порог детского сада, как трудности развития выходят наружу. В школе ситуация усугубляется еще сильнее. Детям сложнее воспринимать учебный материал, они становятся агрессивными со сверстниками и учителями, и этот процесс может только осложняться.

Многие родители обращали внимание на то, как их дети не отличают правую и левую стороны, пишут буквы задом-наперед и другие моменты. Как правило, редко кто придает этим «мелочам» серьезное значение. А зря. Когда ребенок отправляется в первый класс, эти «мелочи» начинают становиться серьезным препятствием на пути получения знаний. А ведь основы пространства и времени закладываются в мозг ребенка еще в первые месяцы жизни.

Пространственные и временные представления об окружающем мире развиваются в мозге ребенка своего рода в прогрессии: от меньшего к большему объему.

Существуют несколько уровней развития пространственно-временной ориентации, представленные в работах Семенович:

Первый уровень: тёмное мышечное чувство — проприоцептивная система человек на основе биологических часов;

Второй уровень: соматогнозис или схема тела — модель, по которой образуются все чувствительные механизмы человеческого тела;

Третий уровень: метрика и топология — первые шаги к взаимосвязи с внешним миром, ощущение себя в определенном времени и пространстве;

Четвертый уровень: координатные представления — верх-низ, прошлое-настоящее-будущее;

Пятый уровень: структурно-топологические представления — восприятие и представление окружающего мира, не только предметов, но и событий, а также своей вовлеченности в них;

Шестой уровень: проекционные представления — обозначения сложно форматных структур, включение абстрактных образов в понимание окружающих взаимосвязей и отношение к категории времени, как к концептуальной составляющей жизненных процессов;

Седьмой уровень: стратегия, когнитивный аспект индивида — целостное восприятие себя и мира вокруг.

Таким образом, все перечисленные выше уровни демонстрируют взаимосвязь между собой и следующий этап развития возможен только после прохождения предыдущего уровня.

Познавательные особенности ребенка, его умственное созревание начинаются с познания мира на физическом уровне. Для того чтобы ребенок ориентировался где правая или левая сторона, например, он должен начать ползать и поворачиваться в разные стороны еще в периоде младенчества. Близость и тактильность матери играет в этом смысле первостепенное значение. Ребенок сначала должен почувствовать телом этот мир, и только потом тело подаст сигнал разуму.

Поэтому, прежде чем оценивать, почему ребенок учиться слабее остальных в классе, нужно «отмотать пленку» назад и вспомнить, как шло его развитие в первые месяцы жизни. Причина не успешности скрыта именно там.

В итоге, можно заключить следующее – проблемы в развитии человека, вне зависимости от рода психологических трудностей, возникают по трем главным причинам:

  • Человек не освоил механизмы произвольной саморегуляции. Ему сложно сосредоточиться на определенной цели и не удается довести начатое дело до логического завершения, а также другие проявления низкой воли;
  • Человек испытывает острую нехватку в нейросоматическом равновесии. Это проявляется в повышенном тонусе мышц, быстрой утомляемости, склонности к депрессивным настроениям и неуравновешенности в оценках и реакциях, метеозависимость и другое;
  • Человек имеет скудный интеллектуальный и речевой потенциал, его познавательные механизмы находятся на низком уровне.

Очень хорошо проблемы познавательной активности среди детей иллюстрируются в процессе анализа их письма. Исследователь А.Р. Лурия обратил на письмо особое внимание в своих научных работах. По его мнению, для того чтобы написать слово верно, мозгу необходимо проделать достаточное количество распознавательных операций, среди которых — фонематический анализ словоформы. Затем, вычлененный из общего потока звук, нужно трансформировать в графический знак. И это всё связано с последним этапом, когда распознанный буквенный знак нужно еще письменно оформить, используя двигательную активность. Этот процесс, на самом деле, довольно часто становится настоящей проблемой для детей.

Желательно обнаружить подобные затруднения у детей как можно раньше, и то же письмо гораздо продуктивнее скорректировать дошкольнику, чем потом в школе работать над постановкой руки и исправлять допущенные ранее ошибки.

Для ребенка очень важно иметь устоявшийся нейросоматический базис поведения как можно раньше.

У детей могут встречаться самые разные осложнения в реализации той или иной активности и не всегда это можно быстро и корректно диагностировать, а потому нужно заниматься по нейросоматической программе заранее. Отстающих ребят программа подтянет в обучении, а успевающим детям даст новый мощный стимул.

Нейропсихология предлагает ряд действенных методик, которые помогут ребенку выстроить познавательную активность в благоприятном ключе.

Время посещения врача

Наиболее подходящим возрастом для первого посещения детского нейропсихолога является 5-6 лет, в период подготовки к школе. Это время максимально подходит для диагностирования и выявления проблем, которые могут появиться у ребенка в школе. Кроме того, этот возраст позволяет, в случае необходимости, осуществить коррекцию без перегрузки для малыша. Второе посещение врача рекомендуется в 8-9 лет. Это особенно важно для родителей, не посещавших специалиста в дошкольном возрасте и замечающих некоторые проблемы у ребенка. Неусидчивость, плохие оценки и проблемы с поведением – явные признаки нарушений. Помочь в решении такого рода проблемы можно в обоих случаях, но желательно своевременно показаться специалисту. Это даст возможность быстрее добиться результатов, без стресса для ребенка.

Проблемы от которых поможет избавиться нейропсихолог

Причины для посещения доктора у каждого индивидуальны, как и среда их развития.

С помощью профессионального доктора нейропсихологии в Щелково можно справиться со следующими проблемами развития:

  1. Проблемы с развитием речи.
  2. Отсутствие мотивации к образованию.
  3. Повышенная ранимость и восприимчивость.
  4. Неуверенность в своих движениях и походке.
  5. Отсутствие усидчивости – гиперактивность.
  6. Избыточная инфантильность детей в простых ситуациях.
  7. Сложности с пониманием и повторением обучающего материала.

Детский в городе Щелково производит терапию исключительно при помощи приемов и упражнений в активной игровой форме. Наши детские нейропсихологи в Щелково имеют высшее образование и большой опыт в данной деятельности. Отправив своих малышей к нам, вы можете быть спокойны за развитие своей крохи. Детский находится по адресу: г. Щёлково, ул. Талсинская д.24 А

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: