Понятие уровень интеллекта или коэффициент интеллекта (IQ)


Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, — все это было обьектом изучения.
Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость когнитивных способностей от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью — количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al.

(2001, 2003)[3]. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8.[4][5][6] Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем[7][8][9].

Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их участи в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей.[10]

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов.[11] Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта.[12] Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными.[13] Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения,[14] так и среди детей.[15]

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute[16]) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями[17][18]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[5][19][20][21].

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.[5][20]

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort

привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[22].

Другое исследование более 13 000 детей показало[23], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий[24]; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ[25]; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение[26].

Показатели уровня IQ

О чем говорит полученный результат.

  • Уровень IQ выше 140 баллов. Считается, что люди с таким уровнем интеллекта обладают прекрасными творческими способностями, а также способы двигать вперед науку, изобретая новые теории. Всего 0,2% населения обладают таким высоким интеллектом. Например, Стивен Уильям Хокинг или Билл Гейтс.
  • Уровень IQ от 131 до 140 баллов. Умственным развитием в таком диапазоне может похвастаться лишь 3% населения. Такие люди могут быть отличными менеджерами, профессионально разбираться в определенных областях, из них могут получиться незаурядные ученые и исследователи. К таким личностям относятся Арнольд Шварценеггер и Николь Кидман.
  • Высокий уровень интеллекта — от 121 до 130 баллов. Значение такого IQ присуще немногим людям — 6% населения. Людям, чей интеллект находится в диапазоне 121−130 баллов, легко окончить ВУЗ и устроиться на высокооплачиваемую работу, а в творческих или менеджерских профессиональных отраслях они могут добиться отличных результатов.
  • IQ от 111 до 120 баллов. Значение, варьирующееся в области 111−120 баллов, говорит об уровне интеллекта выше среднего. Таким людям учиться в ВУЗе достаточно просто, а если они обладают такими качествами, как целенаправленность и трудолюбие, то смогут найти отличное рабочее место. Этим уровнем интеллекта обладают 12% населения.
  • Средний уровень IQ — 101−110 баллов. Подавляющее большинство составляют люди, которые имеют средний уровень умственного развития. Это 25% численности населения. Таким людям сложнее окончить ВУЗ, но при достаточной усидчивости и трудолюбии они найдут себе хорошее рабочее место.
  • 91−100 баллов. Такое же количество людей имеют IQ от 91 до 100 баллов. Успешно сдав итоговые экзамены, такие люди успешно смогут трудоустроиться в среднем менеджменте.
  • 81−90 баллов — значение ниже среднего. 10% населения обладают интеллектом ниже среднего. Окончив школу, такие люди могут успешно устроиться на работу, связанную с физическим трудом.
  • 71−80 баллов — меньшая степень умственной отсталости. Этим людям (10% населения) сложнее окончить школу.
  • 51−70 баллов — легкая форма умственного отклонения (дебилизм). Такие люди (7% населения) могут окончить специализированную школу для умственно отсталых.
  • От 20 до 50 баллов. Это слабоумие. Люди с таким отклонением не способны обучаться, но могут позаботиться о себе.
  • IQ до 20 баллов — идиотизм. Люди, страдающие идиотизмом, не подлежат обучению и воспитанию, чаще всего находятся на попечении и не могут самостоятельно о себе позаботиться. Тяжелая форма умственной отсталости, при которой индивид находится в собственном иллюзорном мире и не способен воспринимать окружение. Это 0,2% населения.

Что такое тест на уровень IQ

Тест Айзенка IQ включает в себя сорок заданий, на прохождение которых дается тридцать минут. Если во время выполнения задания у вас не получается понять суть вопроса, то не стоит надолго на нем задерживаться. Вы можете быть на неверном пути к ответу и зря потратить время. Поторопитесь найти ответ на следующий вопрос.

Однако стоит знать, что большинство заданий вполне решаемы и не стоит быстро сдаваться. Нужно проявить терпение и смекалку для успешного выполнения задачи. Имейте в виду, что задания к концу прохождения теста становятся только сложнее. На некоторую часть вопросов ответит подавляющее большинство людей, но правильно решить все сорок задач за тридцать минут не сможет никто.

Ответом на задание является слово, число или одна буква. В некоторых случаях нужно самому придумать решение. Не следует ответ на нерешенную задачу писать наугад, но если у вас имеются некие предположения, то лучше ответить на вопрос.

Большинство обычных людей обладают уровнем интеллекта в промежутке 100−120 баллов.

Если вы набрали более 130 баллов, можете называть себя умным, а при результате более 150 — смело считайте себя гением. Однако не забывайте, что такой тест направлен на выявление уровня подготовки к решению логических задач, но вашего ума он не покажет. Тем не менее после прохождения теста на вашем экране появится результат в виде уникальной ссылки, которой можно поделиться с друзьями, вставить в свой блог или отправить работодателю.

Возрастные особенности

Какое IQ у нормального человека, сильно зависит и от возраста. Считается, что пик развития приходится на 26 лет. Момент наивысшего развития интеллекта может варьироваться с 20 до 34 лет в зависимости от условий конкретного испытуемого. После 60 лет уровень интеллекта резко снижается только в том случае, если человек перестает ставить перед собой сложные задачи и никак не нагружает мышление, ограничиваясь стандартными ситуациями.

Принято, что уровень IQ – величина постоянная. Для детей приняты разные нормы развития интеллекта, приблизительно оценивающие нормальное развитие. Нормальным IQ человека 14 лет считается 70-80 баллов, но для взрослого это будет говорить об отклонении от нормы. Таким образом, уровень интеллектуального развития имеет постоянство по сравнению с группой (по возрасту), но при рассмотрении отдельного индивида IQ значительно изменяется с возрастом.

Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений

Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений

В психологии существует много подходов к оценке интеллекта, причем сам интеллект разными авторами понимается по разному. С точки зрения диагностики нам представляется наиболее удобным подход, когда интеллект рассматривается как специализированная подструктура в целостной структуре личности, но в то же время как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. С такой позиции подходил к интеллекту Рудольф Амтхауэр при создании своего теста структуры интеллекта.

Для диагностики интеллектуального развития существует множество методик (они, как правило, называются тестами интеллекта). К их числу относятся такие, например, как: шкала интеллекта Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, гейдельбергский тест речевого развития, групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны, школьный тест умственного развития (ШТУР) и др. При этом нельзя не учитывать то, что существуют разного рода сложности, связанные с их применением в школе. Эти сложности обусловлены следующими причинами:

1) Тесты интеллекта содержат, как правило, большое количество субтестов и заданий, что трудоемко и требует очень много времени для диагностики. Например, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра содержит 9 субтестов, 176 заданий. На проведение тестирования затрачивается 90 минут (без предварительных процедур и инструкций. Тест Векслера для дошкольников и младших школьников включает 11 субтестов. Черно-белые прогрессивные матрицы Равена содержат 60 матриц, объединенных в 5 серий по 12 заданий и т.д.

2) Некоторые методики могут использоваться только индивидуально, так как многие субтесты подразумевают работу со специальным стимульным материалом (матрицы Равена, субтест «Лабиринты» в детском тесте Векслера) или требуют устных ответов (субтест «Предложения» в детском тесте Векслера, [1].

К числу трудностей следует отнести также те, которые, связанны с приобретением стимульного материала для данных методик.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) является широко используемой у нас в стране методикой. Этому способствует прежде всего приемлемый объем заданий, доступность стимульного материала, однако для оценки интеллектуальных умений он не совсем подходит, так как ШТУР направлен скорее на измерение уровня обученности учащихся, объема конкретных знаний в рамках школьной программы. Другими словами, успешность выполнения учащимся данного теста во многом зависит от того, как его обучали. Поэтому как наиболее приемлемые для диагностики интеллекта мы выбрали Групповой Интеллектуальный тест Дж. Ваны и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Первый из них использовался нами для диагностики интеллектуального развития учащихся 3-6 классов, а второй — для учащихся 8-10 классов (нормативные шкалы для российских школьников исследовались под руководством Кудрявцевой Н.А.).

Ниже будут представлены результаты диагностического исследования школьников 3 – 6 классов с использованием методики Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) в адаптации Акимовой М.К., Борисовой Е.М., Козловой В.Т. и Логиновой Г.П. О На наш взгляд, этот тест является наиболее удобным, компактным и доступным в использовании. Помимо этого существенным преимуществом данной методики является возможность группового ее применения, , т.е. работы со всем классом одновременно [ 3 ].

ГИТ содержит 7 субтестов: 1) Исполнение инструкций (4 мин), 2) Арифметические задачи (6 мин), 3) дополнение предложений (5 мин), 4) определение сходства и различия понятий (1,5 мин), 5) числовые ряды (4 мин), 6) установление аналогий (3 мин), 7) символы (4 мин). Общее время выполнения заданий 27,5 минут, то есть при предварительной подготовке методику можно провести за 1 урок. [4]

Основываясь на опыте применения ГИТ, следует подчеркнуть его положительную сторону, связанную с измерением широкого спектра интеллектуальных умений, психических процессов и приобретенных знаний. Так, например, субтест «Символы» позволяет оценивать развитие внимания, проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Субтест «Установление аналогий» позволяет судить об уровне развития мыслительных операций, а также о широте словарного запаса, знании значения слов русского языка, а субтест «Определение сходства и различия понятий» — об умении анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. О развитии мышления у учащихся можно также судить по результативности выполнения 5 субтеста («Числовые ряды»), где для успешного решения требуется быстро установить закономерность последовательности чисел. Кроме того этот субтест позволяет проверить владение учащимся навыками быстрого счета, выявляет умение находит логические закономерности. Субтест «Арифметические задачи» проверяет главным образом математические навыки, сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения. Субтест № 3 («Дополнение предложений») проверяет овладение учащимися программы по русскому языку, словарный запас, умение грамотно построить предложение, а первый субтест проверяет понятливость, умение точно следовать инструкции, скорость понимания простых указаний и их осуществления, а также некоторые элементарные знания из разных областей [( 2], с. 68).

К недостаткам теста ГИТ можно отнести ограниченный круг его применения — в основном, это дети 10-12 лет (нормы приводятся для учащиеся 3-6 классов) [ 3 ].

Результаты диагностики

Для диагностики и оценки уровня развития интеллекта школьников были выбраны два шестых класса: обычный (6 А) и гимназический (6 Б). В ходе этого исследования были получены следующие результаты.

Гимназический класс справился с заданиями теста более успешно, чем обычный. Средний показатель в 6 «Б» классе равен 94,8 балла, что соответствует возрастной норме, тогда как средний показатель 6 «А» класса равен 69 баллам, что соответствует низкому уровню интеллектуального развития (см. таблицы и графики на рис. 1 и 2).

В гимназическом 6 «Б» классе индивидуальные показатели распределились следующим образом: 30,8 % учащихся набрали баллы, соответствующие высокому уровню интеллектуального развития (выше возрастной нормы), 30,8 % результатов соответствуют возрастной норме, 26,9 % учащихся показали результат, немного ниже нормы и лишь 11,5 % класса показали низкий уровень. Самых худших показателей уровня интеллектуального развития в 6 «Б» классе нет (см. рис. 3).

В классе 6 «А» были получены следующие результаты: возрастной норме по уровню развития интеллекта в классе соответствует 21,7% учащихся. Немного ниже нормы показали результат 34,8 % учащихся; 17,4 % учащихся соответствуют низкому уровню и 26,1 % очень низкому. Высоких показателей интеллектуального развития в классе нет (см. рис. 4).

Разницу в полученных по классам показателям можно увидеть при сопоставлении этих графиков (рис. 5).

ГИТ позволяет оценивать индивидуальные и средние результаты учащихся не только в баллах, но и в процентах правильно выполненных заданий. На основе этого можно сравнить, какой класс или какая группа детей (из сравниваемых) с какими заданиями справились лучше, а с какими хуже. На графике (см. рис.6) видно, что во всех субтестах более высокие результаты показал 6 «Б».

Анализируя эти данные, можно увидеть, какие именно задания (субтесты) оказались для детей наиболее и наименее сложными.

На рисунке 7 видно, что как для всех детей в целом, так и отдельно для учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов, наиболее сложными оказались задания субтеста «Арифметические задачи». Наиболее легкими оказались задания субтеста «Числовые ряды» (особенно это выражено у учащихся 6 «А» класса, тогда как для учеников 6 «Б» наиболее легким оказались задания субтеста «Символы».

Помимо общих и средних показателей методика позволяет графически представить и проанализировать индивидуальные результаты каждого ребенка. Для примера, на графике (см. рис. 8) изображены индивидуальные показатели двух учащихся 6 «Б» класса, показавших наилучший и наихудший результаты, относительно среднего значения (по данному классу). На график наносятся точки, соответствующие правильно выполненным заданиям по каждому субтесту (в процентах). Полученный график отражает индивидуальную структуру умственного развития ребенка. На этом примере видно, что учащийся с лучшим результатом по шести субтестам стабильно выполняет правильно более 55% заданий, (55% — 77%). Это намного выше средних значений по субтестам в классе. Однако результат по второму субтесту («Арифметические задачи») у него намного ниже — 30% (это чуть ниже среднего значения в классе).

В соответствии с этими данными разрабатываются рекомендации по индивидуальному развитию учащихся.

В исследовании была предпринята попытка анализа результатов, полученных при выполнении учащимися заданий субтестов, относящихся к математическому и лингвистическому циклам (см. рис. 9). На графике видно, что для учащихся 6 «А» класса различия в результатах не слишком велики; наблюдается незначительное преобладание результатов по математическим субтестам (что согласуется с приведенными выше данными, показывающими относительную легкость для учащихся 6 «А» класса одного из математических субтестов). тогда как в 6 Б классе более значительное преобладание результативности отмечается в сфере русского языка. В будущем мы планируем провести корреляционный анализ суммы результатов по двум математическим субтестам методики ГИТ (арифметические задачи и числовые ряды) со средними оценками по математике, а суммы результатов субтестов «Дополнение предложений» и «Понятия» со средними оценками по русскому языку.

Мы провели сравнение полученных в нашей школе данных с результатами другой школы (обычный 6 класс школы № 311 СВАО г. Москвы). Было проведено сравнение средних показателей 6-го класса школы № 311 и среднего показателя по двум классам школы № 236. Оказалось, что по средним показателям интеллектуального развития (по тесту ГИТ) обе школы относятся к уровню чуть ниже возрастной нормы и составляют для школы № 311 — 84,2%, а для школы № 236 — 81,9%. Если же сравнивать средний показатель 6-го класса школы № 311 отдельно с 6 «А» и 6 «Б» классами школы № 236, то этот показатель будет находится примерно между ними (84,2% для школы №311 против 69% для класса 6 «А» и 94,8 % для класса 6 «Б» — см. рис. 10).

На рисунке 11 представлен анализ соотношения процентов учащихся, набравших баллы, относящиеся к разным уровням интеллектуального развития в двух сравниваемых школах.

Сопоставление данных двух школ, характеризующих успешность выполнения заданий теста ГИТ по различных субтестам, показывает, что ученики школы № 311 опережают гимназический класс школы № 236 по результатам субтеста «Арифметические задачи», но лишь в одном субтесте «Числовые ряды» показывают результат ниже 6 «А» класса. Примерно одинаковые результаты получены при выполнении заданий субтеста «Аналогии».

Выводы:

В заключении напомним основные цели, для достижения которых могут использоваться результаты оценки интеллектуального развития школьников.

1. Осуществление со стороны директора, зам. директора по УВР, методических объединений учителей контроля за эффективностью педагогического процесса и преподаванием школьных дисциплин;

2. Определение причин школьной неуспеваемости отдельных учеников и устранение их при оказании помощи психологической и социальной службами;

3. Выявление интеллектуальных умений, недостаточно развитых у учащихся группы с целью усиления развития данного интеллектуального умения на уроках и дополнительных занятиях;

4. Сравнение эффективности разных систем обучения и методов преподавания, оценка работы отдельных педагогов по успешности выполнения тех или иных тестов учащимися;

5. Определение индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися психологов, педагогов дополнительного образования;

6. Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в обучении и освоении тех или иных интеллектуальных умений;

7. Комплектация классов с учетом уровня интеллектуального развития учащихся (общеобразовательные и гимназические на 2 ступени, профильные на 3 ступени обучения)

8. Выявление учащихся с высоким уровнем развития математических интеллектуальных умений, гуманитарных способностей, развитым теоретическим, логическим мышлением для индивидуализации процесса обучения.

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся влияет на выбор системы обучения для каждого учащегося и для формирования классов..

Например, для учащихся с математическим складом ума рекомендуется обучение в лицейских классах, и для учащихся начальной школы – обучение по программам Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон, для учащихся с гуманитарным складом ума – обучение в гимназических классах.

Приложение.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
(модификация С.Н. Костроминой) — для подростков в возрасте 12-15 лет (используется как фронтально, так и индивидуально).

Методика используется для прогноза успешности в обучении. Она требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции, выявляет умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

Обследуемые должны выполнить в течение ограниченного времени (3 — 4 сек.) несложные задания на специальном бланке (25 пронумерованных квадратов).

Инструкция

:
«Слушайте внимательно. Переспрашивать нельзя. Прочитанное задание не повторяется. Работать нужно быстро».
Задания теста

Квадрат № 1: Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

Квадрат № 2: Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

Квадрат № 4: Напишите слово «пар» наоборот.

Квадрат № 5: Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

Квадрат № 6: Нарисуйте 4 круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

Квадрат № 7: Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

Квадрат № 8: Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

Квадрат № 10: Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

Квадрат № 12: Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

Квадрат № 13: Нарисуйте 3 точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

Квадрат № 15: Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

Квадрат № 17: Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.

Квадрат № 18: Если в слове синоним шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.

Квадрат № 20: Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

Квадрат № 21: Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

Квадрат № 22: Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

Квадрат № 19: Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

Квадрат № 23: Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.

Квадрат № 24: Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, «К» — в круг, «О» — в треугольник.

Квадрат № 25: Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

Обработка результатов:

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

0-2 ошибки: высокая лабильность, хорошая способность к обучению.

3-4 ошибки: средняя лабильность.

5-7 ошибок: низкая обучаемость, трудности в переобучении.

Больше 7 ошибок: малоуспешен в любой деятельности.

Список используемой литературы.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь справочник по психодиагностике», Санкт — Петербург, «Питер», 2002 год.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник психолога средней школы», Ростов на Дону, «Феникс», 2004 год.
  3. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А.А. Реана, Санкт – Петербург, 2003 год.
  4. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, «Принтер», 1993 год.

Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии — результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет, что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций — и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.

Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ — какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то — со 160.

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно, либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остаётся лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[40].

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто даёт «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усреднённую систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усреднённость[40].

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[41]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

В 2012 году британские учёные пришли к выводу о том, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю[42].

Методики измерения интеллекта

Изначально тесты содержали только упражнения по лексике. Сегодня подобные методики включают такие упражнения: неарифметический счет, логический ряд, дополнение фигур геометрии, распознавание частей объекта, запоминание фактов и чертежей, действия с буквами и словами.

В научном мире был принят и адаптирован термин «intelligencequotient». Впервые это понятие ввел В. Штерн (1912 год), предложив обозначить число, которое получается при делении возраста ума испытуемого на его биологический возраст. В шкале Стенфорда-Бине (1916 год) термин «IQ» был впервые упомянут.

Аббревиатура «IQ» широко используется и в российской литературе, но отечественные ученые переводят это понятие не дословно (в переводе с английского – «количество интеллекта»), а как «коэффициент интеллекта».

IQ – показатель, который определяется после проведения IQ-теста. Коэффициент – величина, выражающая процентное соотношение умственного возраста индивида к биологическому. Определить, что такое уровень айкью, — значит выяснить, насколько человек может применять те или иные возможности своего мозга.

Причем показатели должного уровня интеллекта в определеном возрасте рассчитываются по среднестатистическим показателям людей такого же возраста, что испытуемый.

Что такое IQ?

IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека. Среднестатистическим считается человек того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. Получается, что IQ показывает не сам уровень интеллекта, а его соответствие или отклонение от нормы, т.е. среднего уровня.

Средний уровень IQ можно сравнить со средним ростом. Например, согласно исследованиям в Казахстане средний рост женщин – 164,4 см, мужчин – 177,5 см. Мы сравниваем рост человека со средним и даём оценку: если рост превышает средний показатель, то мы считаем человека высоким, и наоборот. При этом важно понимать, что этот средний уровень не является постоянным, а зависит от разных факторов. С определением уровня IQ примерно такая же ситуация.

Значение результатов тестов

Среднеуровневый IQ соответствует 100 единицам. Это средняя цифра между 90 и 110 единицами, которые обычно получают 50% испытуемых людей. 100 единиц соответствует половине решенных в тесте задач, соответственно, максимальный показатель равен 200 единицам. Значения ниже 70 единиц часто квалифицируется как умственная недостаточность, а выше 140 – как гениальность.

IQ – относительный показатель, отражающий уровень выполнения конкретного теста интеллекта. Такой тест не может служить всеобъемлющим показателем интеллектуальных способностей.

Тесты интеллекта не могут показать уровень эрудированности личности, а лишь ее способности мыслить, причем преимущественно определённым образом. Определяется более развитый вид мышления данного человека: логическое, образное, математическое, вербальное. По тому, какой вид мышления менее развит, можно определить желательное развитие умственных способностей.

Конечно, высокий уровень IQ отнюдь не является гарантией успешности в жизни. Огромное значение в жизни человека имеют целеустремлённость, решительность, трудолюбие, наличие четких целей и мотивации к достижению успеха. Не стоит забывать и о наследственности, генетических данных, врожденных задатках и таланте, а также о значимом влиянии социального окружения и семьи.

Популярное:

  • Прокрастинация у творческих личностей → Средняя оценка: 5
  • Травы: от лекарства до отравы → Средняя оценка: 5
  • Друзья, которые не предали → Средняя оценка: 5
  • Механизм Антикиферы → Средняя оценка: 5
  • Мистическое рождение ВИЧ → Средняя оценка: 5
  • 10 ловушек мышления → Средняя оценка: 5
  • Учёные применили графен для повышения крепости водки → Средняя оценка: 5
  • Преступницы начала XX века → Средняя оценка: 5
  • Изменение уровня содержания глюкозы в крови способен воздействовать на принятие решений. → Средняя оценка: 5
  • Песочные часы и пирог. → Средняя оценка: 5
  • Авто на соленой воде. → Средняя оценка: 5
  • Яблоки и апельсины → Средняя оценка: 5
  • 1992-й палец → Средняя оценка: 5
  • Как опознать метеорит? → Средняя оценка: 5
  • Кухонные мифы → Средняя оценка: 5
  • 10 фактов о профессии палача → Средняя оценка: 5
  • С научной точки зрения, объятия помогают исцелить раны → Средняя оценка: 5
  • Вселенная не должна была прожить больше секунды → Средняя оценка: 5
  • Моральный выбор робота — какой он? → Средняя оценка: 5
  • О великом Николе Тесле → Средняя оценка: 5

IQ от 131 до 140

Люди с IQ 140-131 составляют около 3% населения. Их способности намного превышают средний показатель. Какую бы сферу деятельности они не выбрали, они могут добиться высочайших результатов, т. к. обладают не только высокими умственными, но и творческими способностями. Из таких людей получаются отличные менеджеры, исследователи, ученые. При этом они прекрасно разбираются не только в своей профессии, но и обладают широким кругозором и знаниями в других областях, которые могут применить для достижения успеха в своей сфере.

Такие люди постоянно следят за новыми изобретениями и открытиями и сразу же находят им применение для оптимизации собственной жизни и работы. В случае необходимости полностью поменять род деятельности, они в кроткие сроки могут добиться высоких результатов в деле, которым никогда до сих пор не занимались. Ярким примером такого человека является Арнольд Шварценеггер, в первой половине жизни ставший одним из самых титулованных спортсменов и удачливым киноактером, а во второй добившийся неплохих результатов на поприще политики в качестве губернатора Калифорнии.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателем IQ 145 и выше составляют не более 0,2 % населения Земли. Это те люди, которых относят к разряду гениев, обладающих мощнейшим аналитическим умом в совокупности с творческими способностями, позволяющими одновременно анализировать десятки факторов и делать долгосрочные прогнозы, определять пути развития науки в глобальном масштабе, генерировать новые идеи, разрабатывать новые теории, предлагать нестандартные решения, определять новые направления движения человечества, делать научные и технические открытия.

К самым ярким представителям этой группы ученых и мыслителей относились Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Большинство лауреатов Нобелевской премии, сделавших научные открытия, имеют коэффициент интеллекта выше 150. Однако, и среди простых людей, в т. ч. и детей, иногда появляются уникумы, обладающие сверхспособностями и показывающие результаты тестирования, приближающиеся к 200 баллам.

Как формируется IQ человека

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Зачем измерять уровень IQ?

Уровень IQ не определяет нашу жизнь, не гарантирует определённое будущее. Мы не можем точно сказать, от чего зависит интеллект. Зачем вообще измерять такой неточный показатель?

Тесты на уровень IQ помогают определить людей, которым нужны особые условия для обучения. Если результат ребёнка значительно выше среднего, то есть смысл обучать его по более сложной программе. Если результат низкий – нужно создать условия для усвоения минимально необходимых знаний, чтобы позаботиться о человеке.

Немного истории

Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.

Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.

Резюме

Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Виды тестов и их особенности
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Тест Векслера
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра
  • Японская система развития интеллекта
  • Фактор общего интеллекта
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Концепция редукции творчества к интеллекту
  • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
  • Теория множественных интеллектов Гарднера

Ключевые слова:1Когнитивистика

Некоторые особенности прохождения теста

Стандартный тест Айзенка включает 40 заданий, на решение которых отводится 30 минут. Для их выполнения человек должен:

  • обладать способностью совершать математические действия;
  • обладать большим словарным запасом и в совершенстве владеть разговорным языком;
  • иметь логическое мышление;
  • быть наблюдательным;
  • уметь выделять главное;
  • обладать хорошей памятью;
  • быть усидчивым и уметь концентрироваться.

Большинство задач достаточно просты, и их решение не занимает много времени. Однако, если во время тестирования какой-либо вопрос вызвал затруднение, необходимо быстро принять решение о том, стоит ли терять на него время. Чтобы снизить количество неверных ответов, необходимо внимательно и вдумчиво читать задание.

Перед тем, как приступить к прохождению теста, следует убедиться в том, что:

  • вы не больны;
  • у вас хорошее настроение;
  • вас ничего не тревожит и не отвлекает;
  • вы никуда не торопитесь;
  • вы не голодны и не переели в последний прием пищи;
  • вы не испытываете ощущение жара или холода.

Суть методики

В процессе тестирования испытуемый должен решить как можно большее количество заданий по арифметике, логике, пространственному мышлению. В большинстве заданий есть варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный. В некоторых заданиях ответ следует писать словами.

В заданиях требуется установить числовую или буквенную закономерности, выявить общие части слов, подобрать недостающую геометрическую фигуру. Задания распределены по блокам. К концу каждого блока задания усложняются. Чем больше правильных ответов человек успевает дать в отведенное время, тем большее количество баллов он набирает.

Возрастные особенности

Тестирование на интеллект следует проводить не более 2 раз в жизни. Первый раз в возрасте 10-12 лет, когда ребенок получил достаточное количество знаний для тестирования, и во взрослом возрасте, когда умственные способности достигли пика своего развития. IQ человека рассчитывается по соотношению показателя умственного развития (в баллах) к возрасту, умноженному на 100.

Понятие уровень интеллекта или коэффициент интеллекта (IQ)

Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стрем-лению понять его через интеллектуальное выполнение. Это означает, что вопрос «Что такое интеллект?» был переформулирован так: «Какой тип пове-дения называется интеллектуальным?» Чтобы ответить на этот вопрос, нуж-но создать ситуации, предоставляющие выбор — поступить интеллектуально или неинтеллектуально, а затем наблюдать индивидуальные различия между людьми, выбирающими интеллектуальный и неинтеллектуальный способы выполнения. По мнению многих психологов начала XX в., интеллектуальные тесты создают именно такие ситуации, в которых правильным может быть только один выбор из нескольких альтернативных. Интеллектуальный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуаль-ное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуаль-ными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом ин-теллекта.

Впервые понятие уровень интеллекта использовал знаменитый римс-кий философ и оратор Марк Туллий Цицерон: под интеллектом он подразу-мевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному чело-веку. Классическое понятие уровня интеллекта известно уже почти целый век. Его создатель – французский психолог Альфред Бине, который вместе со своим сотрудником Теодором Симоном опубликовал первую серию тестов для измерения уровня интеллекта. А. Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в те-чение жизни и направляется на решение разных задач. Через несколько лет после этого психологи Уильям Штерн и Льюис Терман усовершенствовали тесты Бине, введя в 1912 г. понятие «коэффициент интеллекта».

В. Штерн обратил внимание на некоторые недостатки умственного возрас-та как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в «умственном возрасте» двух индивидов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст ребенка, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течение каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (раз-ность между умственным возрастом (УВ) и хронологическим возрастом (ХВ)), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда—Бине в 1916 г.

Таким образом, коэффициент интеллекта или IQ не является постоян-ной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. Коэф-фициент интеллекта или IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.

Понятие коэффициент интеллекта или IQ характеризует результат тес-тов интеллекта. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. Сейчас IQ изме-ряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Этот показатель определяется в результате арифметического деления на основании балла, полученного человеком, выполнившим тест на интел-лект. Этот балл называется умственным возрастом и делится на хронологи-ческий возраст экзаменуемого, после чего умножается на сто. У большинства людей он колеблется в границах 85 – 115 пунктов.

Существует стандартизированные значения или уровни IQ:

· IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта;

· IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя грани-ца нормы;

· IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интел-лектуальных способностей;

· IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одарен-ность.

Добавим, что по мнению многих психологов в значительной мере на форми-рование уровня интеллекта влияют как наследственность, так и условия ок-ружающей среды. Считается, что при достижении 16 лет интеллект у челове-ка расти уже не может. На каком-то этапе начали обращать внимание на ог-раниченность классического определения интеллекта – оказалось, что даже если знать интеллектуальный потенциал конкретного человека, всё равно нельзя предсказать, сможет ли он добиться успеха на работе или в личной жизни.

Неоднократно случалось, что люди с очень высоким уров-нем интеллекта никак не могли приспособиться к своему окружению, тогда как их коллеги с средними умственными способностями оказывались преуспевающими.

Общая информация

Аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient, что можно перевести как «количество интеллекта». В русскоговорящей языковой среде чаще употребляется устоявшееся выражение «коэффициент интеллекта»

Однако считается, что, для того чтобы результаты были максимально правдивыми, и им действительно можно было доверять, стоит брать во внимание не только результаты самого теста. Нужно учитывать еще такие факторы как возраст и пол

Многие также считают, что результаты этого теста скорее показывают склонности человека к конкретному типу заданий, а не действительные интеллектуальные способности. Поэтому к нему можно подготовиться, решая задачки, которые напоминают представленные в заданиях.

Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении — пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно. В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование. Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач – вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов – шкала Бине — Симона – стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине — Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд — Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ – коэффициент интеллекта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: