Ум и разум — в чем разница, в чем отличие от интеллекта. Что такое мудрость

Несмотря на огромный прорыв в развитии науки в последние сто лет, нам все еще очень далеко до полного понимания природы. Ученым не только не удается найти священный Грааль физики, объединяющий очень большое (общая относительность) с очень маленьким (квантовая механика) – им все еще не известно, из чего состоит большая часть Вселенной. «Теория всего» продолжает от нас ускользать, так же как и другие нерешенные загадки, например, каким образом из материи появляется сознание.

Сможет ли когда-нибудь наука дать ответы на все эти вопросы? Человеческий мозг – это продукт слепой и неуправляемой эволюции. Он был создан для решения практических задач, связанных с выживанием и размножением, а не для того, чтобы разгадывать тайны Вселенной. Такая точка зрения заставила некоторых философов принять любопытную пессимистическую теорию, согласно которой существуют вещи, которые мы никогда не сможем понять. Следовательно, однажды наука подойдет к жесткому пределу – а может быть, это уже произошло.

Некоторые вопросы обречены навсегда остаться в категории, которую американский лингвист и философ Ноам Хомский (Noam Chomsky) назвал «тайнами». Но верен ли этот аргумент? Представим, что человеческий мозг не был запрограммирован на то, чтобы понять свое происхождение, однако каким-то образом нам это удалось. Возможно, пессимисты что-то упускают?

Аргументы мистерианства

Сторонники философского направления под названием «мистерианство» (от англ. «mystery» – тайна) придают основное значение биологическим аргументам и аналогиям. В своей фундаментальной работе «Модулярность сознания» философ Джерри Фодор (Jerry Fodor) заявил, что «существуют мысли, к которым мы не подготовлены».

Аналогичным образом, философ Колин Макгинн (Colin McGinn) утверждает, что в отношении некоторых проблем наш разум испытывает «когнитивную закрытость». Точно так же как кошки или собаки никогда не поймут простых чисел, человеческий мозг может быть закрыт от постижения некоторых «чудес», разгадки которых просто недоступны нашему разуму.

Если Макгинн прав и наш мозг не способен решать определенные задачи, нет смысла даже пытаться это сделать, поскольку мы будем постоянно находиться в состоянии заблуждения. Философ убежден, что это является идеальным естественным решением проблемы разум-тело, однако человеческий мозг никогда его не найдет.

Непостижимые теории

Сторонники мистерианства обычно выставляют проблему когнитивных границ в жестких, черно-белых рамках – или мы можем решить проблему, или она навечно остается для нас загадкой. По их мнению, в какой-то момент человеческое любопытство внезапно натолкнется на метафоричную кирпичную стену, после чего мы будем вечно находится в состоянии непонимания.

Тем не менее, в мистерианстве допускается есть еще одна возможность – медленно снижающийся эффект. В этом случае достижение предела познания может ощущаться не как удар о стену, а как погружение в трясину. Мы будем замедляться, даже прилагая все больше усилий, однако дискретной точки, после которой дальнейшее развитие будет невозможным, не подразумевается.

А что если правильный ответ на вопрос найден, но остается непостижимым? Приверженцы мистерианства часто объединяют эти две возможности. Например, это можно сказать о теории квантовой механик словами физика Ричарда Фейнманна (Richard Feynmann):

«Думаю, я могу с уверенностью сказать, что никто не понимает квантовой механики».

Являются ли люди «когнитивно закрытыми» для кантового мира? Согласно квантовой механике, частицы могут находиться в двух местах одновременно или случайно возникать из пустого пространства. Хотя понять это чрезвычайно сложно, квантовая теория выдает невероятно точные прогнозы. Феномен «квантовой запутанности» был подтвержден в ходе нескольких экспериментов, и сейчас ученые создают на основе этой теории приложения.

Сторонники мистерианства склонны забывать, насколько непостижимыми казались некоторые теории, когда они возникли. Наше сознание не было готово воспринять, что Земля круглая и вертится или что микроскопические организмы способны убить человека – и это дает повод для оптимизма.

Борьба природы и разума

Существование высокоразвитой науки, техники, экономики в нашей жизни не означает, что мы достигли высшего уровня разума. Они лишь объясняют мир, созданный благодаря разуму человека и природой. Родная планета интересовала нас с древнейших времен. И именно этот интерес и стремление к его удовлетворению показывает нас как существ, обладающих интеллектом.

Мозг — наш инструмент, который помогает добиваться желаемого. И он также является связующей между природными инстинктами и истинным интеллектом. Он способен улавливать тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа, как говорил философ Владимир Соловьев.

Расширение границ разума

Но способен ли наш маленький мозг ответить на все вопросы и понять все проблемы? Это зависит от того, что мы имеем в виду — голый, лишенный помощи мозг или дополнительное использование технологий. При помощи одного мозга мы не сможем сделать множества вещей. Однако человек разумный умеет изготавливать инструменты, в число которых входят и когнитивные.

К примеру, без использования инструментов наши органы чувств не смогут определить ультрафиолетовый свет, ультразвуковые волны, рентгеновские лучи или гравитационные волны. Однако при помощи соответствующих технологий это становится возможным. Такие устройства, как рентгеновская пленка и счетчик Гейгера расширяют возможности нашего разума, «переводя» физические процессы в формат, который могут воспринять наши органы чувств.

Таким образом, в отношении чувственного восприятия мы «закрыты» для ультрафиолетового света, однако только до тех пор, пока не прибегаем к помощи дополнительного оборудования.

Аналогичным образом мы используем физические объекты (например, бумагу или карандаш) для повышения способности нашего мозга к запоминанию. По мнению британского философа Энди Кларка (Andy Clark), наш мозг буквально выходит за пределы головы в форме ноутбуков, компьютеров, карт и ящиков с картотеками.

Еще одной фантастической технологией расширения разума является математика, позволяющая нам представлять модели, о которых один мозг не мог даже думать. Например, ни один ученый не мог представить возможности создания ментальной репрезентации всех сложных взаимопроникающих процессов, формирующих нашу климатическую систему. Именно поэтому были созданы математические модели и компьютеры.

Альтернативный взгляд

6.13. УМ, ИНТЕЛЛЕКТ И РАЗУМ. СУТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТОГО

Понятие что такое ум, интеллект и разум у всех людей разное. Многие сходятся в том, что это все почти одно и тоже, но немного и чуть-чуть незначительно различающиеся в деталях.

Автор предполагает, что это абсолютно разные понятия по своей сути и значению. Во-первых, ум есть у всех живых и неживых формах жизни. Интеллект предполагает уже более развитую форму жизни. Хотя некоторые зачатки интеллекта есть у большинства видов жизненных форм. А вот разум есть не у всех, даже у человека, поэтому человека нельзя называть Homo Sapiens — Человек разумный! Дело в том что человечество на данный момент является «Примитивным Млекопитающем Существом»! Обладающем только начальными зачатками разума. Обратите внимание: обладает только начальными зачатками разума, но еще не самим разумом! Это разница как между семечком яблока и самим плодоносящем деревом! Уловили разницу? Очень незначительная часть людей может в принципе обладать хоть каким то разумом, на данный момент это число, (по приблизительным оценкам его разумной, рассудочной и логичной деятельности которую проявляет само человечество и его руководящая часть) не превышает 100 человек, где-то около 50—70 человек, но не больше. А по всей видимой реальности не доходит и до 30 разумных человек ов. Они (это количество) не достигли еще критической массы. Может для этого понадобиться несколько тысяч лет, десятков тысяч лет или сотен тысяч лет, кто его знает, а может и миллионы. У большинства человечества действует пока еще зачатки (эрзац) разума. А если точнее говорить то это всего лишь псевдо-разум. В той части этой книги, где говорится о распределение разума по профессиям и слоям человеческого общества, имеется ввиду, пока еще именно зачатки разума (то есть эрзац разума, псевдо-разум). Особенно неважно обстоит это дело у тех, кто всегда и во всем, руководствуется в своей жизни только эмоциями и чувствами, а это не объективно, а субъективно, нелогично и чаще всего не разумно! Попробуйте оценить слова, поступки и действия так называемой творческой интеллигенции, с точки зрения разумности и разума! Попробовали? И как?? Если Вам это покажется обидными мои мысли, то посмотрите вокруг себя, и на самого себя, на свои поступки мысли, действия, слова! Попробуйте и оцените все это трезво и честно. Неужели они все так разумны (имеются ввиду ваши слова, поступки и действия?), логичны и правильны? Вы в этом точно уверены? Будьте хотя перед самим собой честны хоть иногда! Ну и как? Да уж!

Сначала приведу те понятия, что существует сейчас в современном мире.

6.12.1. Ум: Ум — проявление рассудка, он приводит хаос в порядок. Разум же создает возможность новых порядков, это синтез ума, творчества, нравственности и ответственности. Ум подсказывает человеку, как можно стать счастливым, для Разума истина выше счастья. Разум связан с сердцем, эта связь рождает Мудрость. Homo Sapiens — Человек разумный!

Карл Юнг утверждал, что человек уже при рождении имеет дифференцированный и высокоразвитый мозг, хранящий в памяти опыт бесчисленных поколений людей, живших до него (коллективное бессознательное — имеющий глубокие корни духовный материал, дающий человечеству стремление к духовному и физическому совершенству).

Таким образом Ум и Интеллект (являющиеся синонимами) — это врожденные качества, внутренний потенциал человека. Такими же врожденными свойствами, передаваемыми генетически, являются Способности и Таланты. Эти свойства человек постоянно развивает в процессе жизни, получая разнообразные Знания и Образование.

Степень умственных способностей и талантов у разных людей различна. Отличается и способность воспринимать знания, анализировать их. Интеллектуал — человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением.
Рекламное видео:
Источник.

6.12.2. Интеллект: Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких, как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать). Находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике, многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации, сознание, память

Часть исследователей интеллекта и рабочей памяти считает, что рабочая память и подвижный интеллект находятся в сильной связи друг с другом и в значительной степени являются эквивалентными конструктами, другие, что хотя эти сущности корректируются, но являются автономными, как рост и вес.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

6.12.3. Разум: Отличие ума от разума. Талант и его назначение

Николай Павлович Кормаков

Дорогой мой, можно быть умным и быть подлецом. Существует разница между умным и разумным. Ум относится к интеллекту, душевной данности. Разум же есть духовная данность, сопряженная с мудростью. Можно еще сказать, что разум есть добрый ум, т.е. ум с любовью. Интеллект же (ум в нашем понимании) это способность поиска решения без оглядки на его духовную ценность. Не имею в виду застывшую мораль, а движения живого сердца. Если ум есть данность натуральная, тварная, то разум есть добродетель, т.е. дар Божественной благодати Святого Духа, Бога, данность нетоварная. Если с помощью разума человек способен познавать Бога и Его творение, то с помощью интеллекта — лишь выискивать связи и закономерности в тварном. Если функция мудрости есть способность в видения истины в любой ситуации, а потому — возможность принимать правильные решения, то функция разума есть мудрый контроль над собственным сознанием — способность использовать мудрость в собственном принятии решения, т.е. в поступке. Поступить разумно значит реализовать правду в действительности, т.е изменить ситуацию согласно мудрости. Поэтому «поступить мудро» есть синоним слова «поступить разумно». Иными словами, мудрость есть видение истины, а разум есть исполнение ее, что и называется правдой. Поэтому Божественные добродетели мудрость и разум идут всегда вместе. Сила разума, как управителя сознания, заключается в решительности и мужестве. Если они слабы, то человек, даже видя и сознавая истинное положение дел, поступить правильно иногда не в состоянии.

Источник.

По мнению автора:

6.12.4. Ум.

Это комплекс из ряда компонентов предназначенных для существования и выживание у всех живых и неживых существ. У человека, обезьян, коров, рыб, насекомых, червей, медуз, деревьев, растений и трав.

6.12.4.1. Первый компонент: Состоит из безусловных и условных инстинктов. Предназначенных для выживания, как в начале своей жизни так и в критических условиях.

6.12.4.2. Второй компонент: Состоит из психологии мышление данного вида, которая способствуют его выживанию в данной среде обитания. Его возможность познавать, обучаться, мыслить логически. А также его способность анализа, нахождения закономерностей и поиска решения насущных проблем для его выживания.

6.12.4.3. А также ум подключен на тонком (бессознательном уровне) к его Эгрегору. Все живое и неживое подключены к Эгрегору своего вида. И они управляются через Эгрегор.

6.12.4.4. Ум задействует мозги, находяшиюся в позвоночнике, а также головной мозг, но только небольшую его часть.

6.12.5. Интеллект.

6.12.5.1. Интеллект это независимая и составная часть мозговой деятельности человека, которая является дополнительным компонентом (модулем) к уму. Который сильно позволяет повысить возможности мозговой деятельности человека (это как оперативная память у компьютера), сильно усиливает ум, давая ему дополнительную силу и мощь. Расширяя правильное ведение окружающего мира, и понимания причин и следствие всех происходящих событий и явлений.

6.12.5.2. Интеллект как дополнительный модуль функции ума, имеет свойства расширения, обновления и добавления. Если в прошлый жизни интеллектом хорошо и плодотворно пользовались. То в следующей жизни, его возможности увеличивались, а если нет то они сильно уменьшались. А если у человека очень маленький и низкий интеллект, то это однозначно означает, что он недавно только (первый или второй раз) стал человеком, а до этого был животным, насекомым, земноводным или пресмыкающемся.

6.12.5.3. Интеллект задействует весь мозг находящийся в голове, а также небольшую часть основного мозга, который находится в его двойнике находящемся над ним в несколько сантиметров (двойник находится над его телом голова к голове, а ноги вверху вертикально).

6.12.6. Разум.

Обладания разумом, это самая великая награда (и божий дар), счастье для разумного существа, нет ни чего более ценная этого. Ни богатства, ни власть, ни любовь самых прекрасных женщин (это имеет значение только, для самых примитивных мыслящих существ). Сила, значение и обладание разумом дает обладание и магией, но не обратно. Почти всегда обладающие магией не обладают разумом. Это из-за безмерной гордыни и тщеславия. Сто процентом разума обладают только Древние, это Великие сестры Мойр, мастера и строители, а также высшие существа и ангелы. Ступеней разума очень много, но человечество еще даже не ступило на первую ступень, на все человечество есть только несколько десятков обладающих разумом, которые могут возможно, находятся на первой, второй или третий ступени разумности. Это максимум для этого человеческого вида разумных. Вот когда их число перевалит за 100 единиц разумных, вот только тогда человечество получит возможность обладать наконец разумом (конечно не все) и ступить на первую ступень разумности, но не раньше. И только тогда человек может получить права на звание «Homo Sapiens», «Человека разумный».

Обезьяна с гранатой, да еще и пытается думать. Слишком низкая духовная и моральная сопоставляющая человеческого вида. А на данный момент это просто: высокоразвитое млекопитающие животное, с начальными зачатками разума. Имеется в виду человек.

6.12.6.1. Разум основан на абстрактном мышление, образном мышление, строгой логике и интуитивном мышлении (которое включает в себя работу с двойником, а также со своей базой данной в ноосфере), исключает работу эмоций и чувств мешающие работе разума (они могут иметь место для разумного, но только для понятия и оценки объектов с точки зрения разумности, совершенного и прекрасного творения божия) так называемого понятия «Глаз радует».

6.12.6.2. Обладающий разумом, не может иметь такие качества, как тщеславие, зависть, гордыню, жажду власти и богатства (но конечно это не значит быть аскетом). Самцы, кобели, донжуаны и Мачо (мужики) ни в коем случае, не могут обладать разумом. Они обладают только пвседо разумом. Если вдруг по какой-то роковой случайности, они станут разумными, то они уже смогут быть теми кем они были раньше. Мужики и разум это несовместимые веши и понятие. Обладание умом и интеллектом (у мужиков), да возможно, но чем больше у мужика женщин, тем меньше у него становиться ума и интеллекта, за все надо платить, особенно за плотское удовольствие. Предназначение мужиков, это размножение человеческого вида и его выживания, основная их функция, это размножение. Ну и давать так называемое «счастье женщинам». У мужчин это развитие человеческой цивилизации. А когда человечество будет обладать разумом, то помочь ей стать высокоразвитой цивилизацией. Но так как разумные обладают материальном телом, то они обязаны в самом минимальным виде, исполнять и выполнять (обязаны это делать, деваться то им некуда) то, что им положено по штату, то есть быть мужчинами. Пока не перейдут на другой уровень. Это проклятье, которое содержит в себе человеческий род.

6.12.6.3. Разум находится только в основном мозге, над головой человека. Задействуется также весь мозг находящиеся в голове человека (материального тела), и небольшая часть его часть, двойника который находится в ноосфере. Задействуется также, частично и его база данных. У обычных людей не обладающих разумом (а это практически все человечество, за редким исключением), весь основный мозг не задействуется. Только некоторые могут задействовать небольшую его часть.

6.12.6.4. Основные признаки Разумного существа.

1. Разумный мыслит логично.

2. Разумный действует и поступает согласно логике и целесообразности.

3. У Разумного чувства и эмоции не переходят разумного предела. Чувства и эмоции для Разумного являются несущественными для него, и не являются главными в его жизни.

4. Разумный не может приносить себе (и другим разумным) вред какими не будь действиями. И насилие …!

Пояснения: Наркотики, алкоголь, курение и другие такие действия.

5. Разумный относится к другим Разумным, как к самому себе.

6. У Разумного только одно желание и одна цель его жизни, это исследование сущего и получение знаний.

7. Примитивные и дети для Разумного являются синонимы.

При соблюденье всех выше перечисленных признаков, примитивный становится разумным существом.

6.12.7. Человеческое тело это заготовка, для создания разумного.

Человеческое тело является только заготовкой, для создания разумного существа и не более того. На неоднократных примерах детей (типа Маугли), которые были потеряны в младенчестве, а впоследствии в человеческом обществе не смогли стать разумными. Человек не является разумным существом, а становится им только впоследствии, через ряд действий как общества так благодаря личным качествам и действиям.

6.12.7.1. Поле создания и выращивания тела человека (по плану Божьему) в мозге человека создаются синоптические связи (чем больше их, тем он умнее), и чем они будут толще, тем больше будет проходить через них информации. Это первый этап.

6.12.7.2. Второй этап заключается в выборе человека каким он хочет и будет пользоваться мозгом, этот этап начинается где-то с 5—6 лет. Если человеческая заготовка начинается пользоваться своим мозгом и начинает включать остальные части мозга.

Это: Первый мозг — спинномозговой, отвечающий за безусловные рефлексы, самосохранение и выживание, за размножение, и остальные.

Второй мозг — головной, отвечающий за условные рефлексы, речь и некоторые осмысленные действия в результате обучения. Например: обучения вождения автомобилем, велосипедом, этикету и танцем и так далее. Письму, математике и другим наукам. Это все является подготовкой к включению основного мозга человека, который находится над его головой в несколько сантиметров вверх.

Третий мозг — который является основным человека.

Именно весь ум, интеллект человека и его разум находятся в основном мозге человеческой заготовки.

6.12.7.3. Если человек начинает интенсивно и постоянно думать, над разными проблемами. То у него образуются много новых синоптических связей и они становятся толще и укрепляются и закрепляются. Если он перестает думать интенсивно и много, то эти все связи быстро распадаются, и человек быстро тупеет. Еще проблема в том что человек сам лично выбирает какие части мозга ему задействовать и постоянно использовать.

Например: Творческая интеллигенция, чаше всего использует по прямому назначению только спинномозговую часть, они делают ее основной, а головная его часть (мозг головы) становится только вспомогательной, основной части спинномозговой. То есть они живут эмоциями, чувство вами и удовольствиями (очень частый секс). Поэтому разума у них нет, а есть только маленькие начальные зачатки разума, огры… (псевдо — разум). Основной мозг они задействовать уже не смогут ни когда.

6.12.7.4. В результате всего этого можно сделать вывод.

А. Человеческие заготовки, которые выдаются на эту планету не являются обладающими разумом, а становятся только в процессе само обработки.

В. Человеческие заготовки немного отличаются по качеству изготовления (количеством и качеством синоптических связях). В зависимости количества и качества синоптических связях, заготовки распределяются по частям света, для создания однородности в психологии, характере и менталитете нации.

Г. Качество человеческих заготовок определятся так, чем больше разнообразных смесей, тем качество заготовок выше. То есть если в одной нации, происходит сильное перемешивание всех слоев населения, то качество заготовки очень высокое, а если происходит смешивание в очень узкой среде, то качество заготовок очень сильно подает. По этому у интеллигенции и дворянского сословья качество заготовок по всей видимости сильно падает. Конечно было бы интересно провести более полные исследования на эту тему в этих средах (хотя и так результат виден наяву). А вот если какая — то нация само изолируется, считает себя выше других, а также кланова, и по слоям размножается, то у них происходит сильное выделение каких то качеств характера, способностей и психологических особенностей, то этой нации потом грозит вырождение и впоследствии сильная деградация. И это уже будет невозможно изменить. Брак он и есть брак. Конфеткой уже не станет.

Примечание: Обрати внимание на выведение породистых собак, что впоследствии происходит с ними. У них бывает одно или два качества и все. А вот у дворняг есть все, и ум, интеллект, смелость, дорота и любовь!

P.S.1. Улучшения человеческой породы (типа сверхчеловека или чистой породы), типа евгеника, это просто чушь! Как бы ни изменяли геном человека, через некоторое время он сделает обратно откат к первоначальному.

P.S.2. Вспомните древнею историю. Афины и Спарту. В Афинах был двухгодичная обязательная военная служба. В Спарте военная служба была основным делом государства, все было подчинено подготовке к войне. И результат всего этого? За вся свою историю ни одной великой победы. А Афины, правда с союзниками разбили дважды персов. причем многократно их превышающих их, причем не только на суше, но и в морском сражении также.

P.S.3. Получается что люди на этой планеты делают себя сами разными, есть разумные, есть не очень разумные, есть обладающие совсем начальными зачатками разума, а есть и совсем примитивные существа. Но это все делают сами человеке! Хочешь получать только удовольствие, значит будешь примитивным разумным!

Из книги: «Физика и философия реального мира для представителей 5-й и 6-й рас». Автор: Валерий Асадов

Общие знания

Очень важно то, что мы можем расширять свой разум, соединяя его с разумом других людей. Целое поколение мозгов намного умнее, чем один изолированный мозг.

Нет никакого сомнения в том, что ни один ученый не сможет разгадать загадки космоса в одиночку. Но коллективно это становится возможным. Как писал Исаак Ньютон, он мог видеть дальше, «стоя на плечах великанов». Объединяя свои знания, ученые могут расширить масштаб понимания и достичь гораздо большего.

Сегодня все меньше людей понимают то, что происходит на переднем фланге теоретической физики (даже сами ученые-физики). Объединение квантовой механики и теории относительности по-настоящему пугает, иначе ученые давно бы это сделали.

То же самое можно сказать о нашем понимании того, каким образом человеческий мозг порождает сознание. Но правильно ли считать, что эти проблемы навсегда останутся нерешенными? Или что сложности, с которыми мы сталкиваемся, думая о таких вопросах, никогда не уменьшатся?

Представители мистерианства призывают поверить в существование категории вопросов, понятных человеку, но ответы на которые навсегда останутся недоступными. Существует ли такая вероятность?

Ваше величество Разум

В противовес уму встает Разум. Хочется написать его с большой буквы, чтобы не путать с тем разумом, который в определениях часто считают синонимом ума. Все очень тонко.

Разум основан на интуиции и связан со знаниями и с мудростью вселенной. Он может развиваться до бесконечности. Разум заложен в каждом человеке, а пробуждается и развивается только в решении задач не связанных с биовыживанием. К таким задачам можно отнести творчество, сомоактуализацию, развитие своей самости. Всего того, без чего ты не ощутишь себя особенным, избранным, осознающим для чего тебе этот мир и для чего ты этому миру, да и самому себе. Без чего ты лишь мешок из кожи с органами и костями и бесконечными желаниями из ряда пожрать, купить, потусить, поваляться на диванчике и все в таком духе.

Как считается среди ученных, разумом обладает лишь человек, у животных он отсутствует (хотя у таких видов как дельфины он скорее всего есть).

“Разум, Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.” Выписка из толкового словаря Ушакова.

Многое очень схоже с моим пониманием, кроме как “логически мыслить”и “сознательно находить”. Все же Разум, в отличии от ума, основан на бессознательных процессах и скорее не логичен, а интуитивно понятен.

Мысленный эксперимент

Проведем небольшой мысленный эксперимент. Представим, что около 40 000 лет назад нашу планету посетили инопланетяне с целью подготовки научного доклада о когнитивном потенциале людей. Смогут ли эти странные приматы узнать о структуре Солнечной системы, кривизне пространства-времени или даже о собственной эволюции?

Хотя населяющие тогда нашу планету люди обладали достаточно глубокими знаниями об окружающих их животных и растениях, научной деятельности не существовало. Не было математики, письма, искусственных приборов, расширяющих наши способности, и практически все предположения о структуре мира были неверными. Люди не знали о настоящих причинах, вызывающих стихийные бедствия, болезни, о небесных светилах или смене сезонов и других природных явлениях.

Вероятнее всего, инопланетяне предположили бы, что население нашей планеты не справится с поставленной задачей, но они оказались бы абсолютно не правы. Биологически сейчас мы не отличаемся о тех, кем были 40 000 лет назад, но нам известно о бактериях и вирусах, молекулах ДНК, черных дырах, электромагнитном спектре и огромном количестве других странных и когда-то непостижимых вещей. Наш разум «достиг» объектов, находящихся на расстоянии миллионов световых лет от Земли, и крошечных частиц, не воспринимаемых органами чувств. При помощи различных технологий и инструментов люди значительно расширили познание мира.

Биология — не приговор

Такой мысленный эксперимент можно считать разгромом пессимистической теории о пределе человеческих знаний. Кто знает, какие еще расширяющие разум приборы мы изобретем, чтобы превзойти свои биологические пределы? Биология – это не приговор. Если посмотреть, чего мы уже достигли, все заявления о когнитивной закрытости окажутся примитивными.

В одном из своих печально-известных заявлений об Ираке бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) разделил две формы неведения: «известное неизвестное» и «неизвестное неизвестное». К первой категории относятся вещи, о которых мы знаем, но не можем объяснить. Мы можем задавать о них правильные вопросы, но не способны найти ответы. Также существуют вещи, о существовании которых нам не известно – пока об этих вещах мы не можем даже спросить.

Конечно, нельзя исключать вероятность того, что такое «неизвестное неизвестное» существует и что мы можем никогда о нем не узнать, поскольку по каким-то (неизвестным) причинам человеческий мозг не способен справиться с этой задачей. Тем не менее, вряд ли изначально стоит делать выводы о том, что они навсегда останутся тайной.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: