Основные правила общения
Правило №1
Позволяйте другим людям быть такими, какие они есть, и не пытайтесь кого-то переделывать по своим меркам.
- Во-первых, это совершенно бесполезно, люди не переделываются.
- А во-вторых, все попытки постороннего воздействия воспринимаются людьми крайне негативно и портят отношения.
Правило №2
Говорите о людях только хорошее, в противном случае просто держите рот на «крепком замке».
Поддержка и одобрение являются самыми сильными катализаторами добрых отношений.
Правило №3
Не позволяйте себе проявлять высокомерие по отношению к другим людям. Нотка превосходства в голосе способна нанести самым добрым отношениями непоправимый ущерб.
Если вы хотите сохранять с окружающими добрые отношения, их поступки или слова нельзя высмеивать. Не прощают люди и унижения.
Правило №4
Проявляйте искреннюю заинтересованность жизнью и ощущениями другого человека, тогда у вас не будет проблем с поиском темы для разговора. Да и поводов для похвалы найдется предостаточно.
Кстати, похвала и лесть – кардинально противоположные понятия, не стоит их путать.
Правило №5
Старайтесь отыскивать в каждом человеке положительные черты и акцентируйте на них максимум внимания.
Недостатки есть в каждом из нас, секрет добрых отношений заключается в умении их не замечать.
Правило №6
Раз и навсегда откажитесь от критики в адрес других людей, попробуйте признать за ними право на совершение ошибок.
Помните о том, что каждый поступок можно рассматривать с двух противоположных точек зрения, и еще не известно, какая из них правильная.
Правило №7
Каждый человек прилагает много усилий, чтобы повысить свое собственное значение в глазах других людей.
Следует отказаться от чувства собственной важности и позволить другим людям ощутить себя значимыми.
Правило №8
Следите за своими собственными словами и действиями.
Если вы совершили что-то неподобающее, сразу же приносите извинения, не позволяйте себе обижать других людей.
Правило №9
Никогда не приказывайте никому. Если вы хотите, чтобы к вашим словам и советам прислушивались, не навязывайте их, подождите, пока у вас спросят совета.
Правило №10
Никогда не отвечайте раздражением на раздражение человека, живущего рядом с вами.
Воспринимайте его раздражение, как просьбу о помощи, поддержке и сочувствии.
Правило №11
Общаясь с людьми, старайтесь говорить поменьше, а слушать – побольше.
Кстати, выслушивая чужие проблемы, вы лучше узнаете человека, следовательно, укрепляете с ним дружеские отношения.
Правило №12
Если вам в голову пришла хорошая идея, постарайтесь сделать вид, что это идея исходит от вашего собеседника.
Правило №13
Если ваш собеседник выражает мысли, которые, по вашему мнению, ошибочны, не перебивайте его и не вздумайте доказывать свою точку зрения.
Правило №14
Раз и навсегда откажитесь от любых споров.
Кстати, самый быстрый способ прервать спор заключается в признании правоты собеседника.
Правило №15
Делайте подарки своим близким, не дожидаясь особого повода.
Правило №16
Если Вы почувствовали в глубине своей души раздражение, не выказывайте его в открытую.
Вместо демонстрации своих чувств постарайтесь отыскать истинные причины такого состояния и ликвидировать их.
Правило №17
Поверните вектор интереса в сторону других людей, отвернув его от самого себя.
Правило №18
Когда разговариваете с человеком, смотрите ему в лицо и обращайтесь по имени и отчеству.
Вежливое обращение и уважение укрепляет узы между людьми.
Правило №19
Если разговор слишком долго затягивается, и вы вынуждены его прервать, постарайтесь сделать это на позитивной нотке, чтобы у вашего собеседника сохранились самые приятные самые приятные воспоминания и хорошее настроение.
Правило №20
Учитесь прощать. Прощать надо всё и всем:
- Во-первых, нужно прощать самим себе не только ошибки и неправильные поступки, но и даже негативные мысли.
- Во-вторых, следует прощать все обиды, которые причиняют вам окружающие. Не следует копить в душе негативные эмоции.
Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении. Марсель Пруст
Что такое современный этикет
Сегодня жизнь человека невозможно представить без постоянного взаимодействия с другими членами социума. Чтобы общение было приятным и контакты не вызывали конфликтов между людьми как на деловом уровне, так и в быту, в обществе принято придерживаться определенных норм этикета. Значение слова «этикет» можно определить как «манеры поведения, принятые в обществе». Термин зародился во Франции, происходит от французского «etiquette».
Современные правила этикета направлены на регулирование поведения человека в разных сферах общения, его внешний вид, соблюдение культуры устной и письменной речи. Они вырабатывались в течение многовековой истории человечества на основании обычаев и традиций многих народов.
При изменившемся темпе жизни и новых социально-бытовых условиях наблюдается тенденция к упрощению культурных условностей и этикетных норм.
Многое из того, что считалось важным соблюдать еще 100 или 50 лет назад, сейчас может показаться странным и даже абсурдным. Тем не менее, изменившись по форме, современный этикет сохранил свои основные черты.
К ним относятся:
- естественность;
- чувство такта;
- умеренность;
- непринужденность;
- чувство собственного достоинства;
- вежливость;
- благожелательность.
В результате активной коммуникации между народами правила этикета приобретают универсальный смысл: нельзя обижать кого-то ни словом, ни жестом. Общение должно быть направлено на установление дружеского контакта и недопущение конфликтных ситуаций.
Пример психологии общения из школьной программы
Прочитайте советы ниже, какими из них вы воспользуетесь в общении с друзьями?
- Будьте приветливыми и доброжелательными.
- Живите в мире между собою.
- Побеждай зло добром.
- Делай добро и не бойся никого.
- О добром деле говори смело.
- Люби ближнего, как самого себя.
- Покоряй сердца любовью, а не страхом.
- Не бойся ножа, а языка.
- Подумай, обдумай, да молви.
- Будь долго терпелив ко всем.
Вопрос:
Определи тип предложений по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения такого типа?
Ответ:
Предложения №1, 2, 6, 9, 10 — побудительные, они поучают и советуют.
Общие правила
Этикет начинается с умения держать себя и владеть своим телом. Хорошие манеры нужно соблюдать и сидя, и при ходьбе. Движения должны быть спокойными и уверенными, ходить следует в умеренном темпе средними шагами. Сидеть — ровно, с сомкнутыми коленями или невысоко скрещенными ногами (в области щиколоток), руки должны свободно лежать на коленях. Нельзя раскачивать стул или садиться на него верхом.
В культурном обществе принято начинать общение с установленных этикетом приветствий, знакомств, представлений и обращений, при этом отдается предпочтение одним лицам перед другими.
Преимущество имеют:
- старшие перед младшими;
- женщины перед мужчинами;
- люди с ограниченными возможностями перед здоровыми;
- вышестоящие по положению лица перед всеми остальными, в т.ч. начальники перед подчиненными.
Нередко возникают затруднительные ситуации, например, в отношении начальника-мужчины и нижестоящей по службе женщины. Для таких случаев точных правил не установлено, манеру поведения подскажет чувство такта.
Первыми входят в помещение, начинают разговор, задают общий тон и направление беседы пожилые или вышестоящие по положению лица. Но представление делают наоборот: старшим называют имена более молодых людей. В гостях приветствуют сперва хозяев, затем — женщин по старшинству и далее таким же образом мужчин. Опоздавшие первыми здороваются с ожидающими, как и входящие с присутствующими.
Сидящим молодым людям во время приветствия полагается встать. На улице идущие люди приветствуют стоящих, мужчины приподнимают кепку или шляпу перед женщиной (но не другие головные уборы).
Если у входа куда-либо 2 человека пытаются пропустить друг друга вперед, то первым пройти должен тот, кому это предложено сделать дважды.
При обращении с вопросом или просьбой, или после случайного столкновения следует использовать вежливые формы речи, за любую помощь — обязательно благодарить. Коллег и знакомых по этикету принято поздравлять с разными праздниками и семейными датами или выражать соболезнование по случаю утраты. Скверное настроение не демонстрируют на людях, доброжелательная улыбка и приветливый взгляд в глаза способствуют приятному общению.
Бонус: Еще 10 золотых правил общения [UPD]
Как извлекать пользу из общения с людьми и делиться лучшим с окружающими? Независимо от того, кто вы: психолог, бизнесмен либо просто внимательный супруг или друг, правила хорошей коммуникации одинаковы для всех.
Хорошая беседа подразумевает две вещи: умение слушать и говорить. И для каждой из них есть 5 золотых правил. Это звучит довольно просто, но многие люди забывают, что хорошее общение включает в себя не только разговор, но и способность выслушать.
Более того, можно с уверенностью сказать, что умение слушать более важная составляющая: как вы можете знать, о чём говорить, если вначале не поймёте, что зрители хотят услышать?
Коротко о видах этикета
Правила поведения в обществе маркируются местом, временем и уровнем общения. В зависимости от этого различают разные этикетные ситуации, подразумевающие особые поведенческие стереотипы, например: приветствие, прощание, хождение на выставки, в гости, в театр, на свидание, прием и переговоры с иностранной делегацией, презентации и т.п.
Нормы поведения в одной и той же этикетной ситуации могут отличаться, в связи с чем выделяют следующие виды этикета:
- Дипломатический. Регламентирует правила поведения официальных представителей государств на переговорах, дипломатических приемах, во время государственных визитов.
- Воинский. Представляет собой свод правил, обязательных для исполнения в среде военнослужащих.
- Общегражданский. Состоит из правил, принятых при общении людей в быту, на улице, в рабочие и праздничные дни, в телефонных разговорах и интерактивных дискуссиях, при приеме гостей и пр.
- Бизнес-этикет. Регламентирует нормы поведения в деловой сфере.
Степень этикетности определяется имеющимися социальными, возрастными, статусными, национальными, культурными и т.д. различиями между партнерами по коммуникации: чем их больше, тем более этикетной считается ситуация.
Разный менталитет, традиции, языковой барьер предполагают соблюдение более жестких рамок поведения, т.к. любая ошибка может быть воспринята как оскорбление. Например, нахождение в театре более ритуализировано, чем дружеская вечеринка, а международное сотрудничество требует соблюдения более строгих норм, чем в одной стране.
А, какими правилами общения вы стараетесь пользоваться в своей жизни?
Психологи советуют следующий набор правил общения на каждый день:
- Проявляйте искренний интерес к другим людям.
- Улыбайтесь.
- Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Давайте людям почувствовать их значимость для вас и делайте это искренне. Это правило является самым важным!
А какие правила общения между людьми Вам известны, и, которыми Вы стараетесь пользоваться в своей жизни? Просим поделиться в комментариях.
Яброва Ксения · 12 апр, 2019
Гендерный этикет
Нормы поведения отличаются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Такое разделение сложилось исторически и было обусловлено разной ролью мужчины и женщины в социуме. В XXI в. гендерный этикет приобрел новые особенности: более свободные отношения требуют четких разграничений, чтобы простая вежливость не воспринималась как флирт.
Основные правила хорошего тона для мужчин:
- При встрече в общественном месте следует здороваться первым. Допустимо и рукопожатие, если женщина подала для этого руку.
- Своей спутнице открывают двери, помогают сесть в машину, подают одежду, отодвигают стул.
- При входе/выходе в помещение или на лестнице женщину пропускают вперед. Подразумевается, что мужчина подстраховывает ее.
- На совместной прогулке занимают место слева от дамы, чтобы ей не мешали идущие навстречу люди.
Служебные отношения регламентируются правилами компании и одинаковы для представителей обоих полов. На свидании все расходы оплачивает мужчина, на деловом обеде/ужине — приглашающая сторона (возможна и совместная оплата). Женщина должна выглядеть соответственно событию, соблюдать дресс-код на работе, а косметикой пользоваться разумно.
Частые нарушения и ошибки
Некоторые распространенные правила, которые многие принимают за нормы этикета, являются их нарушением.
Например:
- Пожелание «Будьте здоровы» чихающему человеку уместно только в кругу близких.
- Пропускать женщину вперед у входа в лифт некорректно. К источнику повышенной опасности первым проходит мужчина.
- Кашляющий прикрывает рот правой рукой. Это неправильно, потому что ее используют для рукопожатия.
Также является ошибкой при просьбе передать соль подавать только солонку без перечницы.