I. Правила доверительного общения (эмпатического слушания).

Основные правила общения

Правило №1

Позволяйте другим людям быть такими, какие они есть, и не пытайтесь кого-то переделывать по своим меркам.

  • Во-первых, это совершенно бесполезно, люди не переделываются.
  • А во-вторых, все попытки постороннего воздействия воспринимаются людьми крайне негативно и портят отношения.

Правило №2

Говорите о людях только хорошее, в противном случае просто держите рот на «крепком замке».
Поддержка и одобрение являются самыми сильными катализаторами добрых отношений.

Правило №3

Не позволяйте себе проявлять высокомерие по отношению к другим людям. Нотка превосходства в голосе способна нанести самым добрым отношениями непоправимый ущерб.
Если вы хотите сохранять с окружающими добрые отношения, их поступки или слова нельзя высмеивать. Не прощают люди и унижения.

Правило №4

Проявляйте искреннюю заинтересованность жизнью и ощущениями другого человека, тогда у вас не будет проблем с поиском темы для разговора. Да и поводов для похвалы найдется предостаточно.
Кстати, похвала и лесть – кардинально противоположные понятия, не стоит их путать.

Правило №5

Старайтесь отыскивать в каждом человеке положительные черты и акцентируйте на них максимум внимания.
Недостатки есть в каждом из нас, секрет добрых отношений заключается в умении их не замечать.

Правило №6

Раз и навсегда откажитесь от критики в адрес других людей, попробуйте признать за ними право на совершение ошибок.
Помните о том, что каждый поступок можно рассматривать с двух противоположных точек зрения, и еще не известно, какая из них правильная.

Правило №7

Каждый человек прилагает много усилий, чтобы повысить свое собственное значение в глазах других людей.
Следует отказаться от чувства собственной важности и позволить другим людям ощутить себя значимыми.

Правило №8

Следите за своими собственными словами и действиями.
Если вы совершили что-то неподобающее, сразу же приносите извинения, не позволяйте себе обижать других людей.

Правило №9

Никогда не приказывайте никому. Если вы хотите, чтобы к вашим словам и советам прислушивались, не навязывайте их, подождите, пока у вас спросят совета.

Правило №10

Никогда не отвечайте раздражением на раздражение человека, живущего рядом с вами.
Воспринимайте его раздражение, как просьбу о помощи, поддержке и сочувствии.

Правило №11

Общаясь с людьми, старайтесь говорить поменьше, а слушать – побольше.
Кстати, выслушивая чужие проблемы, вы лучше узнаете человека, следовательно, укрепляете с ним дружеские отношения.

Правило №12

Если вам в голову пришла хорошая идея, постарайтесь сделать вид, что это идея исходит от вашего собеседника.

Правило №13

Если ваш собеседник выражает мысли, которые, по вашему мнению, ошибочны, не перебивайте его и не вздумайте доказывать свою точку зрения.

Правило №14

Раз и навсегда откажитесь от любых споров.
Кстати, самый быстрый способ прервать спор заключается в признании правоты собеседника.

Правило №15

Делайте подарки своим близким, не дожидаясь особого повода.

Правило №16

Если Вы почувствовали в глубине своей души раздражение, не выказывайте его в открытую.
Вместо демонстрации своих чувств постарайтесь отыскать истинные причины такого состояния и ликвидировать их.

Правило №17

Поверните вектор интереса в сторону других людей, отвернув его от самого себя.

Правило №18

Когда разговариваете с человеком, смотрите ему в лицо и обращайтесь по имени и отчеству.
Вежливое обращение и уважение укрепляет узы между людьми.

Правило №19

Если разговор слишком долго затягивается, и вы вынуждены его прервать, постарайтесь сделать это на позитивной нотке, чтобы у вашего собеседника сохранились самые приятные самые приятные воспоминания и хорошее настроение.

Правило №20

Учитесь прощать. Прощать надо всё и всем:

  • Во-первых, нужно прощать самим себе не только ошибки и неправильные поступки, но и даже негативные мысли.
  • Во-вторых, следует прощать все обиды, которые причиняют вам окружающие. Не следует копить в душе негативные эмоции.

Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении. Марсель Пруст

Что такое современный этикет

Сегодня жизнь человека невозможно представить без постоянного взаимодействия с другими членами социума. Чтобы общение было приятным и контакты не вызывали конфликтов между людьми как на деловом уровне, так и в быту, в обществе принято придерживаться определенных норм этикета. Значение слова «этикет» можно определить как «манеры поведения, принятые в обществе». Термин зародился во Франции, происходит от французского «etiquette».

Современные правила этикета направлены на регулирование поведения человека в разных сферах общения, его внешний вид, соблюдение культуры устной и письменной речи. Они вырабатывались в течение многовековой истории человечества на основании обычаев и традиций многих народов.

При изменившемся темпе жизни и новых социально-бытовых условиях наблюдается тенденция к упрощению культурных условностей и этикетных норм.

Многое из того, что считалось важным соблюдать еще 100 или 50 лет назад, сейчас может показаться странным и даже абсурдным. Тем не менее, изменившись по форме, современный этикет сохранил свои основные черты.

К ним относятся:

  • естественность;
  • чувство такта;
  • умеренность;
  • непринужденность;
  • чувство собственного достоинства;
  • вежливость;
  • благожелательность.

В результате активной коммуникации между народами правила этикета приобретают универсальный смысл: нельзя обижать кого-то ни словом, ни жестом. Общение должно быть направлено на установление дружеского контакта и недопущение конфликтных ситуаций.

Пример психологии общения из школьной программы

Прочитайте советы ниже, какими из них вы воспользуетесь в общении с друзьями?

  1. Будьте приветливыми и доброжелательными.
  2. Живите в мире между собою.
  3. Побеждай зло добром.
  4. Делай добро и не бойся никого.
  5. О добром деле говори смело.
  6. Люби ближнего, как самого себя.
  7. Покоряй сердца любовью, а не страхом.
  8. Не бойся ножа, а языка.
  9. Подумай, обдумай, да молви.
  10. Будь долго терпелив ко всем.

Вопрос:
Определи тип предложений по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения такого типа?

Ответ:

Предложения №1, 2, 6, 9, 10 — побудительные, они поучают и советуют.

Общие правила

Этикет начинается с умения держать себя и владеть своим телом. Хорошие манеры нужно соблюдать и сидя, и при ходьбе. Движения должны быть спокойными и уверенными, ходить следует в умеренном темпе средними шагами. Сидеть — ровно, с сомкнутыми коленями или невысоко скрещенными ногами (в области щиколоток), руки должны свободно лежать на коленях. Нельзя раскачивать стул или садиться на него верхом.

В культурном обществе принято начинать общение с установленных этикетом приветствий, знакомств, представлений и обращений, при этом отдается предпочтение одним лицам перед другими.

Преимущество имеют:

  • старшие перед младшими;
  • женщины перед мужчинами;
  • люди с ограниченными возможностями перед здоровыми;
  • вышестоящие по положению лица перед всеми остальными, в т.ч. начальники перед подчиненными.

Нередко возникают затруднительные ситуации, например, в отношении начальника-мужчины и нижестоящей по службе женщины. Для таких случаев точных правил не установлено, манеру поведения подскажет чувство такта.

Первыми входят в помещение, начинают разговор, задают общий тон и направление беседы пожилые или вышестоящие по положению лица. Но представление делают наоборот: старшим называют имена более молодых людей. В гостях приветствуют сперва хозяев, затем — женщин по старшинству и далее таким же образом мужчин. Опоздавшие первыми здороваются с ожидающими, как и входящие с присутствующими.

Сидящим молодым людям во время приветствия полагается встать. На улице идущие люди приветствуют стоящих, мужчины приподнимают кепку или шляпу перед женщиной (но не другие головные уборы).

Если у входа куда-либо 2 человека пытаются пропустить друг друга вперед, то первым пройти должен тот, кому это предложено сделать дважды.

При обращении с вопросом или просьбой, или после случайного столкновения следует использовать вежливые формы речи, за любую помощь — обязательно благодарить. Коллег и знакомых по этикету принято поздравлять с разными праздниками и семейными датами или выражать соболезнование по случаю утраты. Скверное настроение не демонстрируют на людях, доброжелательная улыбка и приветливый взгляд в глаза способствуют приятному общению.

Бонус: Еще 10 золотых правил общения [UPD]

Как извлекать пользу из общения с людьми и делиться лучшим с окружающими? Независимо от того, кто вы: психолог, бизнесмен либо просто внимательный супруг или друг, правила хорошей коммуникации одинаковы для всех.
Хорошая беседа подразумевает две вещи: умение слушать и говорить. И для каждой из них есть 5 золотых правил. Это звучит довольно просто, но многие люди забывают, что хорошее общение включает в себя не только разговор, но и способность выслушать.

Более того, можно с уверенностью сказать, что умение слушать более важная составляющая: как вы можете знать, о чём говорить, если вначале не поймёте, что зрители хотят услышать?

Коротко о видах этикета

Правила поведения в обществе маркируются местом, временем и уровнем общения. В зависимости от этого различают разные этикетные ситуации, подразумевающие особые поведенческие стереотипы, например: приветствие, прощание, хождение на выставки, в гости, в театр, на свидание, прием и переговоры с иностранной делегацией, презентации и т.п.

Нормы поведения в одной и той же этикетной ситуации могут отличаться, в связи с чем выделяют следующие виды этикета:

  1. Дипломатический. Регламентирует правила поведения официальных представителей государств на переговорах, дипломатических приемах, во время государственных визитов.
  2. Воинский. Представляет собой свод правил, обязательных для исполнения в среде военнослужащих.
  3. Общегражданский. Состоит из правил, принятых при общении людей в быту, на улице, в рабочие и праздничные дни, в телефонных разговорах и интерактивных дискуссиях, при приеме гостей и пр.
  4. Бизнес-этикет. Регламентирует нормы поведения в деловой сфере.

Степень этикетности определяется имеющимися социальными, возрастными, статусными, национальными, культурными и т.д. различиями между партнерами по коммуникации: чем их больше, тем более этикетной считается ситуация.

Разный менталитет, традиции, языковой барьер предполагают соблюдение более жестких рамок поведения, т.к. любая ошибка может быть воспринята как оскорбление. Например, нахождение в театре более ритуализировано, чем дружеская вечеринка, а международное сотрудничество требует соблюдения более строгих норм, чем в одной стране.

А, какими правилами общения вы стараетесь пользоваться в своей жизни?

Психологи советуют следующий набор правил общения на каждый день:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Давайте людям почувствовать их значимость для вас и делайте это искренне. Это правило является самым важным!

А какие правила общения между людьми Вам известны, и, которыми Вы стараетесь пользоваться в своей жизни? Просим поделиться в комментариях.
Яброва Ксения · 12 апр, 2019

Гендерный этикет

Нормы поведения отличаются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Такое разделение сложилось исторически и было обусловлено разной ролью мужчины и женщины в социуме. В XXI в. гендерный этикет приобрел новые особенности: более свободные отношения требуют четких разграничений, чтобы простая вежливость не воспринималась как флирт.

Основные правила хорошего тона для мужчин:

  1. При встрече в общественном месте следует здороваться первым. Допустимо и рукопожатие, если женщина подала для этого руку.
  2. Своей спутнице открывают двери, помогают сесть в машину, подают одежду, отодвигают стул.
  3. При входе/выходе в помещение или на лестнице женщину пропускают вперед. Подразумевается, что мужчина подстраховывает ее.
  4. На совместной прогулке занимают место слева от дамы, чтобы ей не мешали идущие навстречу люди.

Служебные отношения регламентируются правилами компании и одинаковы для представителей обоих полов. На свидании все расходы оплачивает мужчина, на деловом обеде/ужине — приглашающая сторона (возможна и совместная оплата). Женщина должна выглядеть соответственно событию, соблюдать дресс-код на работе, а косметикой пользоваться разумно.

Частые нарушения и ошибки

Некоторые распространенные правила, которые многие принимают за нормы этикета, являются их нарушением.

Например:

  1. Пожелание «Будьте здоровы» чихающему человеку уместно только в кругу близких.
  2. Пропускать женщину вперед у входа в лифт некорректно. К источнику повышенной опасности первым проходит мужчина.
  3. Кашляющий прикрывает рот правой рукой. Это неправильно, потому что ее используют для рукопожатия.

Также является ошибкой при просьбе передать соль подавать только солонку без перечницы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: