Суггестия в переводе с латинского языка обозначает внушение. В психологии данное понятие означает способ психологического воздействия на сознание человека, целью которого является передача неких убеждений и установок и восприятие их принимающей стороной некритично.
На подсознательном уровне внушению в разной мере подвержены все люди, и оно является неотъемлемой частью взаимоотношений. Впервые эту мысль озвучил советский и русский психиатр Бехтерев, опередив во времени на несколько десятилетий в этом своих коллег.
Понятие суггестии в психологии
Суггестия в психологии – это форма общения между людьми, при которой происходит передача информации от внушающего к внушаемому человеку путем передачи особых сигналов на невербальном и вербальном уровне.
Такая форма общения может выстраиваться между:
- двумя людьми;
- группами лиц;
- одним человеком и группой лиц.
В психологии внушаемое лицо именуется суггерентом, а внушающее — суггестором.
Подверженность суггестивному воздействию или внушаемость зависит от психоэмоционального состояния объекта.
Для многих людей, даже не являющихся психологами, хорошо известно, что внушаемость повышается в определенных условиях:
- неопределенность;
- состояние транса;
- утомленность;
- экстремальные ситуации;
- в толпе;
- в результате воздействия СМИ.
Специалисты-психологи выделяют:
- гетеросуггестию — внушение, направленное на формирование определенных взглядов у других людей;
- аутосуггестию – когда человек старается внушить что-то сам себе.
Также суггестия может быть:
- прямой – когда объект воздействия четко знает от кого исходит внушаемая информация;
- косвенной – когда воздействие на психику человека производится опосредованно, с применением промежуточных звеньев.
Косвенное завуалированное внушение имеет на выходе большую эффективность.
Аутотренинг
Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное.
Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.
Аутотренинг – это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера.
Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:
- нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: “пыльца, мне все равно” – при аллергии);
- усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: “я проснусь, когда захочу в туалет” – при энурезе);
- парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
- абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
- поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).
Противопоказаниями аутотренингов являются спутанное сознание, состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.
Определение суггестии и контрсуггестии
Суггестия в психологии — это неаргументированное и целенаправленное воздействие одним человеком на психику другого человека или группы людей с целью передачи и закрепления в их сознании каких-либо значимых тезисов или взглядов. Данный процесс носит односторонний, персонифицированный и активный характер.
Чаще всего внушение используется в психиатрии, обучении и политике. Суггестия, формирующая определенные общепринятые ценности у человека, несёт важную социальную функцию, так как способствует интеграции личности в общество.
В противовес суггестии в психологии существует понятие контрсуггестии, которое основано на противоположном механизме – недоверии к получаемому сигналу (информации, действиям).
Психологи определяют контрсуггестию как умение или способность противостоять чужому влиянию и заражению чуждыми мыслями и установками и умение подвергать анализу предлагаемую человеку входящую информацию. Контрсуггестия может снижаться при нахождении среди большого числа людей, а также под воздействием гипноза.
В действиях и поведении конкретного человека суггестия идентифицируется с покорностью индивида, его зависимости от коллективного принуждения. Противоположное же понятие контрсуггестии ведет личность к психологической независимости, развитию его индивидуальности.
Суггестия способствует объединению общества, сохранению консервативных взглядов и традиции и форм поведения, тогда как котрсуггестия является двигателем общественных изменений и преобразований.
Суггестивные способности у человека
Не все люди обладают способностью убеждать других людей и воздействовать на их убеждения и волю. Суггестивные способности – это умение человека влиять на иных людей и передавать им свои установки, взгляды.
Такими способностями важно обладать:
- учителям;
- воспитателям;
- родителям;
- политикам.
Это умение зависит от целого комплекса личностных качеств человека, таких как:
- харизма;
- решительность;
- выдержка;
- настойчивость;
- требовательность.
В некоторых профессиях человеку будет сложно состояться, если он не обладает в должной мере даром убеждения и внушения. Так, например, учителям важно уметь воздействовать на учеников, так как посредством своих суггестивных способностей они закладывают воспитательную основу целых поколений.
Публичные люди, связанные с политикой, в большинстве своем имеют дар внушения и стараются развивать и совершенствовать его. Во врачебной практике психиатры используют дар внушения на профессиональном уровне для коррекции различных состояний пациентов, отклоняющихся от нормы.
Эффективность суггестивных программ
Суггестивные техники применяются для большинства нарушений психики непсихотического уровня:
- неврозы;
- неврастения;
- истерические расстройства;
- нарушения сна;
- а также при психосоматических заболеваниях, конверсионных расстройствах, т.е. таких заболеваний тела, первопричина которых находится в голове: истерические/конверсионные парезы, параличи, глухота, слепота, немота;
- соматизированное расстройство;
- соматоформное расстройство вегетативной нервной системы (современное название ВСД);
- устойчивое соматоформное болевое расстройство.
Являясь директивной методикой, суггестивный подход не рекомендован людям, основная проблема которых в избегании ответственности за собственную жизнь и решения. А вообще суггестивные технологии безопасны и высокоэффективны при грамотном использовании.
Суггестивная терапия часто применяется не в виде монотерапии, а комплексно в комбинации с методами и подходами других психотерапевтических школ. Окончательное решение о тактике психотерапевтического воздействия, используемых методах принимает специалист или консилиум специалистов ЦМЗ «Альянс».
Специалисты
Ашмейба Нино Анатольевна
Психотерапевт, психиатр
врач высшей категории
опыт работы более 15 лет
34 положительных отзыва
- Суггестивная терапия
- Реконструктивно-личностная психотерапия
- Рациональная психотерапия
- Индивидуальная психотерапия
записаться на прием
Крылатых Виктория Юрьевна
Психотерапевт, психиатр
опыт работы более 15 лет
108 положительных отзывов
- Индивидуальная психотерапия
- Семейная психотерапия
- Нейролингвистическое программирование
- Когнитивно-поведенческая психотерапия
записаться на прием
Если вы затрудняетесь в выборе психотерапевта, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти специалиста, с которым вам будет комфортно.
Заполнить заявку
Использование внушения в психотерапии
Суггестия или внушение в психологии — это способ воздействия на сознание и подсознание человека с целью некритичного внедрения в них определенных установок. Под некритичным внедрением понимается то, что человек не анализирует и не подвергает сомнению истинность и правдивость входящих информационных потоков и безальтернативно воспринимает их.
При помощи внушения можно влиять на чувства, эмоции и действия, при этом человек не подвергает логической переработке воспринимаемую информацию.
Для достижения этих целей в психотерапии существует целый ряд методов, позволяющих внушить человеку ту или иную информацию. Это может быть как вербальное, так и невербальное воздействие, применяемое в состоянии гипнотического, наркотического или естественного сна, а также в состоянии бодрствования.
Гипноз
Гипноз – это состояние, вызываемое путем самовнушения либо же под влиянием гипнотизера. Характеризуется резким снижением внимания к окружающей действительности и концентрации на объекте внушения. При гипнозе развивается так называемое состояние транса, когда изменяется степень осознанного участия в переработке поступающей информации.
До сих пор нет единого мнения о том, как именно развиваются процессы в мозге и сознании человека под воздействием гипноза. Большинство исследователей склонны считать, что находясь под гипнозом (или в трансе) человек пребывает в состоянии полудрёмы и пониженного сознания. Однако другие исследователи указывают на то, что гипнотическое состояние не является полноценным сном.
Вокруг гипнотических сеансов существует много мифов и главным из них является то, что ввести человека в транс можно помимо его воли, хотя на самом деле это не так. Под действием гипноза люди не теряют память и им не свойственно проявление небывалой физической силы, а также выполнение неприемлемых вещей.
Чаще всего гипнотические сеансы применяют психотерапевты практики в мирных целях для корректировки психоэмоциональных расстройств – неврозов, депрессии, различных фобий.
Некоторые практики применяют гипноз для избавления пациентов от зависимостей – пищевой, алкогольной, никотиновой. В недобросовестных целях гипноз могут использовать различные шарлатаны, предлагающие исцеление от болезней либо же пытающиеся заполучить деньги или имущество.
НЛП
НЛП расшифровывается как нейролингвистическое програмирование и представляет собой особый подход к межличностному построению отношений и развитию личности в целом. Многие специалисты не рассматривают НЛП как полноценную практику и указывают на её псевдонаучность.
Данная методика была разработана американским лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером. Они утверждали, что существует взаимосвязь между нейропроцессами, языком воздействия и составляющими поведения с достижением желаемых целей.
Поэтому техники НЛП сочетали в себе лингвистическое воздействие и программирование, которое заключалось в подражании, копировании и моделировании поведения и мышления людей достигших определенных высот в какой-либо области.
Данные практики подвергаются критике, так как методики, используемые в НЛП, основываются на устаревших представлениях о работе мозга и в ходе ряда исследований демонстрировали свою несостоятельность.
Пcиxoaктивныe тексты
При желании воздействовать на кого-либо используются тексты, прямо и косвенно влияющие на психику. Под воздействием такой информации человек может входить в транс, в состояние подобное гипнозу.
Для этого могут использоваться повторяющиеся слова и фразы, несущие яркую экспрессивную окраску. Чаще всего подобное внушение происходит опосредованно (косвенно) и применяется для обработки группы лиц, например рабочего или учебного коллектива.
Невербальное влияние на поведение и мышление
Невербальная суггестия использует для воздействия на психику людей жесты, интонацию, цветопередачу. Так опытный психотерапевт может, изменяя тембр голоса, побудить человека к изменению каких-то взглядов и поведения в целом.
Также для того чтобы дать пациенту время переработать внушаемое опытные специалисты используют паузы, во время которых человек осмысляет основной посыл доводимой до его сведения информации.
Отдельно стоит отметить такой вид невербального воздействия на психику человека как АСМР видео. В них, помимо приглушенного голоса и шепота, используются разного рода звуки, которые помогают человеку почувствовать так называемые мурашки и расслабиться. Данные видео являются ярким примером суггестии, так как очень популярны для расслабления и приведения нервов в порядок.
Несмотря на то, что некоторые люди не понимают этих ощущений, так как у них не возникает сенсорно-психический ответ в виде покалывания, приятных ощущений в области затылка и растекающихся по телу «мурашек», все же на основную массу людей эти видео действуют успокаивающе, что доказывает подверженность человека внушению.
Mapкиpoвaниe
Подразумевает под собой выставление некого акцента на основной фразе, во время речи обращенной к суггеренту. Для этого в потоке слов, обращенных к внушаемому человеку, выделяются (маркируются) отдельные, какие-то ключевые моменты. Это может быть сделано при помощи паузы, интонации либо же скорости речи.
Также основная фраза-посыл может подчеркиваться жестикуляцией либо же произведением каких-либо действий с разными предметами:
- перебирание четок;
- кручение ручек, карандашей;
- снимание и надевание очков.
Эффективность производимых действий возрастает, если подобные манипуляции повторяются многократно.
Убеждение
Убеждение является одной из самых мягких форм внушения, так как в этом случае суггестор обращается и воздействует не на подсознание, а на сознательную составляющую личности. Для такого направленного воздействия используется обоснованная аргументация и доводы, а также наглядное демонстрирование чего-либо, доказывающее правоту приведенных суждений.
Данный вид психологического воздействия в группах эффективен при отсутствии острых обостренных конфликтов и не очень помогает переубедить радикально настроенных личностей.
Внушение во сне
Данная методика внушения отчасти основана на принципах гипнотического сеанса. Не секрет, что во время сна человек пребывает в состоянии подобному трансу или гипнозу и знающие специалисты могут умело что называется «вписать» на подсознание нужную информацию. Лучшим моментом для этого являются первые 15-40 мин. после засыпания, либо же 1,5-2 часа перед пробуждением.
Для проведения сеанса суггестор садится возле головы спящего человека и едва дотрагивается до его пальцев или лба и начинает произносить заготовленную речь. Для проверки установления контакта можно замедлить либо же наоборот ускорить темп речи. Если в результате этих манипуляции у спящего человека изменяется дыхание, то значит, связь установлена, и он восприимчив к принятию информации.
Для проведения таких сеансов не обязательно приглашать специалиста – можно использовать аудио или видеоматериалы.
Подобные практики применяются для лечения:
- различных страхов у детей;
- энуреза;
- истерических расстройств.
У взрослых эта методика эффективна при борьбе с зависимостями. Применяется внушение во сне и в образовательных целях, особенно для обучения иностранному языку.
Самостоятельное внушение или аутотренинг
Самовнушение обладает не меньшей силой, чем внушение проведенное другим человеком. Некоторые специалисты считают, что эта методика основана на эффекте «плацебо». Перед сеансом самовнушения проводится аутогенная тренировка, посредством которой человек вводит себя в состояние транса. Также для подготовки может применяться йога или медитация.
Данная методика позволяет человеку самостоятельно, без чьей либо помощи перенастроить свои мысли. Это является очень важным моментом, так как от настроения и собственных установок зависит физическое и психическое здоровье.
В медицине известны факты, когда посредством мысли и самовнушения человек как находил путь к исцелению, так мог свести себя в могилу, если были выбраны неверные деструктивные (разрушающие) установки.
Гипноз
Этот вид также называют состоянием “частичного” сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента. Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии.
Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя “животным магнетизмом”. Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Милтона Эриксона, Дэйва Элмана.
Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.
Стадии лечения
Суггестия или внушение чаще всего применяется в мирных лечебных целях, для проработки психотравм, борьбы с зависимостями и коррекции поведения пациентов. В целом курс лечения обычно не превышает 14 дней. Каждый сеанс длится около 40-45 мин. и включает в себя усыпление и побудку пациента.
После усыпления происходит собственно самовнушение.
Усыпление пациента
На этом этапе задачей специалиста является расслабление пациента. Для этого могут использоваться повторяющиеся фразы, монотонное постукивание либо же расслабляющие звуковые записи (шум прибоя, дождя).
Если проводится гипнотический сеанс, то подготовительный этап погружения в сон проходит 3 этапа:
- сомноленцию – когда мышцы тела расслабляются поверхностно;
- гипотаксию – на этом этапе мышцы расслаблены полностью;
- сомнамбулизм – стадия полного покоя и глубокого сна.
При проведении обычного убеждения либо же аутотренинга усыпление пациента не проводится.
Побудка пациента
Является заключительным этапом после проведения сеанса внушения. Как правило, проходит без осложнений. При этом специалист непосредственно перед пробуждением внушает человеку информацию о том, что после того как он проснется он будет чувствовать себя свежим, выспавшимся и отдохнувшим.
При этом он может проговаривать повторяющийся успокаивающий текст, вести медленный отсчет и использовать звуковое воздействие.
Убеждение
Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, “точки импульсов” и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.
Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: “Я досчитаю до трех и произойдет…”. Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.
Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: “Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что…”. Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.
Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.
Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: “Вы пришли ко мне… сидите сейчас в удобном кресле… вы расслаблены… у вас есть проблема…
Удивление и творческие моменты – это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.
Банальность – это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения “банального сообщения” сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: “Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно”. А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.
Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия – убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.
Кто легко подвергается внушению?
Суггестия в психологии — это наиболее эффективный манипулятивный метод влияния на мышление и поведение человека. Внушение может использоваться с разными целями – медицинскими, политическими, психологическими. Все люди по-разному реагируют на внушаемую информацию, но есть отдельные категории, которые в большей мере подвержены восприятию и которые легче поддаются внушению.
Люди с ограниченной дееспособностью в силу умственной отсталости | Из-за полученных травм или врожденных дефектов когнитивные способности таких людей сильно снижены и они не способны анализировать предлагаемую им информацию. |
Старики и дети | Люди преклонного возраста и дети имеют неустойчивую психику и их поведением очень легко управлять. |
Слабовольные люди | Сильная воля человека активизирует когнитивную функцию и охраняет психику и сознание от информационного потока, позволяя ему не принимать все, что он узнает, за чистую монету. Людям со слабой волей не свойственно логически обосновывать и проверять утверждения на практике. Они принимают все за чистую правду и не склонны подвергать сомнению то, что им навязывается. |
Зависимые и инфантильные люди | Нередко вроде бы взрослый человек не пытается идентифицировать себя как самостоятельную личность. Такие люди зависят от мнения родителей, супругов, начальников и бояться иметь свою позицию. Чаще всего это связано с сильной психологической созависимостью, а также финансовой несвободой, либо же этими 2-я факторами вместе. |
Тревожные и неуверенные в себе, люди с заниженной самооценкой | Чаще всего такие люди мыслят с позиции «как бы чего не вышло», бояться принимать решения и поэтому с радостью выполняют чужие команды и поручения. В их случае такая позиция обеспечивает им покой и не задевает внутренних сокрытых страхов. |
Суггестия в психологии
Однако стоит отметить что людей, не относящихся к этим группам, при желании можно в полной мере подготовить для восприятия внушаемой информации. Этому способствует располагающая обстановка, авторитетность суггерента и правильно подобранная техника подачи информации.
Что лечат?
Суггестивная терапия весьма эффективна для лечения психосоматических заболеваний, которые проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Отмечено положительное влияние метода при избавлениях от головных болей различной этиологии, приступов удушья, панических атак, неврозов и даже бронхиальной астмы. Также прием внушения позволяет справиться с аллергическими реакциями и кожными недугами.
Данный метод лечения не должен быть навязанным. Многие пациенты настроены скептически по отношению к суггестивной терапии. Однако это только лишь снижает эффективность метода. Перед началом сеансов психотерапевту очень важно провести беседу с пациентом объяснить ему суть и принципы действия внушения.
Примеры суггестивных техник
Суггестия в психологии – это особая форма воздействия на психику человека, при которой он легко воспринимает доводимую до него информацию и не подвергает её критическому анализу и переработке. Для внушения специалистами используются различные техники и приемы, которые зависят от конкретной области и сферы, а также задач, которые суггестия преследует в них.
В рекламе
Реклама способна оказывать колоссальное воздействие на психику людей. Для достижения целей над созданием роликов трудиться целая армия маркетологов и психологов. Они хорошо знают, на что именно может «клюнуть» человек и как заставить его желать приобрести товар или услугу.
Для этого используются:
- речевые приемы и тексты – речь и слова обладают самым мощным стимулом и силой внушения, поэтому каждое слово в рекламе произносится не просто так;
- фирменный стиль – узнаваемость и раскрученность бренда популяризирует его, а людей, обладающих подобными вещами, причисляют к избранным;
- необычные цепляющие сюжеты роликов – могут привлекаться люди с нестандартной внешностью, актеры, певцы. Необычной стала подача рекламы без слов, когда видеоролик прерывается тишиной и человек непременно обращает внимание на то, что внезапно пропал голос;
- наглядную демонстрацию процессов – когда в рекламе шоколадных батончиков или какао медленной красивой струйкой наливается молоко или же демонстрируется процессы создания того или иного продукта.
В СМИ
СМИ традиционно являются средством пропаганды и внушения. В этом смысле данный ресурс чаще всего применяют органы государственной власти. Особенно сильна роль влияния на внушение в странах с тоталитарным и авторитарным стилем правления, где запрещена свобода слова и существует жесткая цензура.
В таких странах все телеканалы, печатные издания и интернет ресурсы очень сильно политизированы и занимаются пропагандой действующей власти.
В политике
Опытные политики, выступая на публике, не просто знают, как и что они должны говорить, но и умеют воздействовать на людей различными суггестивными приемами (невербальными методами, убеждениями).
Особенно часто внушение используется политиками в период предвыборной агитации, когда на электорат воздействуют различными способами. Зачастую многие политики используют в своих речах демагогию и популизм, давая пустые обещания, которые, тем не менее, могут находить отклик у определенной части населения.
Подсознательное внушение
Методы подсознательного внушения могут применяться как на индивидуальных сеансах или при личном общении, так и транслироваться в массы. Обычно после подобного воздействия человек может чувствовать, что что-то не так, ему может болеть голова.
Такое внушение может быть визуальным или голосовым, и оно официально запрещено для применения в рекламе и на массовых выступлениях. Однако этот инструмент является столь тонким, что его применение бывает трудно доказать.
Так, например, в рекламе могут звучать параллельно 2 голоса с разными уровнями тональности. Более низкий голос будет воздействовать как раз на подсознание, и создавать мощный мотивационный порыв у слушателя.
Постгипнотическое внушение
Представляет собой напоминание о заложенной гипнотизером программе, чтобы клиент чувствовал или вел себя определенным образом после завершения сеанса. Подобного рода установки специалисты могут использовать в определенных обстоятельствах, когда необходимо закрепить ту или иную программу.
Например, при работе со стеснительным клиентом гипнотизер дает ему такую постгипнотическую установку, чтобы каждый раз, когда он встречался со своим начальством, внутри него пробуждалось чувство собственного достоинства и уверенности.
Чаще всего гипнотизеры путем внедрения в сознание пациента постгипнотических установок стремятся облегчить работу себе, чтобы на последующих сеансах человек быстро успокаивался, входил в транс и становился максимально восприимчивым.
Вербальная суггестия
Словесное воздействие на сознание и подсознание осуществляется с целью трансформации мыслей, взглядов и убеждений человека. Для воздействия на психику используются различные вербальные инструменты. Это может быть тон, ритм речи, сама смысловая нагрузка, когда используется инверсия, употребление необычных слов и фраз, эмоциональная окраска.
Так, например, многие руководители в своих речах могут повторять ключевые моменты, акцентировать и маркировать их. В этой ситуации тесно переплетается смысл сказанного, который должен быть усвоен людьми принимающими информацию, а также его эмоциональная подача.
Внушение «рикошет»
Техника «рикошет» построена на глубоком знании особенностей психики человека, которому свойственно желать узнать что-то тайное и запретное. В этом случае он получает информацию не от суггестора непосредственно, а как бы случайно из другого источника. Она может быть подслушана или пересказана тем, кто её подслушал.
Получается своеобразный эффект отражения (рикошета), когда человек получает доступ к закрытым сведениям. Данное воздействие является косвенным, однако по своей силе влияния превосходит прямое внушение. Сегодня существует много закрытых групп в социальных сетях самой разной тематики и люди сами, стремясь узнать сокрытую информацию, пытаются попасть в них.
Также данный метод эффективен при воспитании детей, когда родители могут знать, что ребенок подслушивает их и, к примеру, специально хвалить его, пытаясь скорректировать его отношение к учебе или каким-то иным поведенческим аспектам.
Суггестия – это мощнейший инструмент, используемый в психологии и психиатрии для воздействия на человека. Чаще всего суггестия применяется для разрешения разного рода психологических проблем, а также в воспитательных целях.
Массовое применение данной техники, внушение какой-либо информации многочисленным группам населения может использоваться людьми, находящимися у власти, при этом доносимая информация не всегда может соответствовать действительности и нести деструктивный посыл.
Идеи коллективного (КО), суггестивного, интерактивного, модульного обучения
Дидактическая основа КО — сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Коллективная форма обучения такая организация обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Преимущества КО: 1) в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; 2) в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; 3) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; 4) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; 5) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение; 6) работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения {и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Суггестивное обучение – это технология обучения, предложенная в 70-х годах болгарским врачом-психиатром Г. Лозановым, она основана на общей релаксации обучаемого. Технология строится на 5 принципах: 1. Никакой зубрежки; 2. Учебный процесс без утомления; 3. Интерес и мотивация, как основа обучения; 4. Обучение укрупненными блоками; 5. Комплексное решение задачи; Система Лозанова основана на закономерностях человеческой памяти: запоминается все, что попадает в человеческое сознание, но в активном состоянии остается только то, что важно и интересно человеку, то, что его волнует или связано с определенными переживаниями.
Интерактивное обучение — это обучение, которое:
· Является взаимодействующим;
· Основано на опытах реальной жизни;
· Включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями
· Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем.
Цель интерактивного обучения состоят не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Взрослые люди запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно вовлечены в решение практических задач и упражнений в процессе обучения. Они помнят 20 % того, что слышат, 40 % того, что видят и слышат, и 80 % того, что слышат, видят и выполняют. Поэтому, обучение менее эффективно, если люди пассивно получают информацию, просто слушая лекции или просматривая дидактические слайды.
Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают студентам выработать критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективные работы над аналогичными проблемами.