Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
- 2 Признаки кризиса
- 3 Причины проблемы
- 4 Продолжительность
- 5 Как справляться: советы психологов
- 6 Чего делать нельзя
- 7 Стоит ли бояться кризиса первого года
- 8 Видео: «Непослушные дети» — Комаровский
Когда начинается кризис и сколько он длится
Приблизительное начало кризиса 1 года приходится от 9-12 месяцев и длится примерно до 16-18 месяцев. Как правило, начало проблем совпадает с началом прямохождения. У каждого карапуза эти сроки индивидуальны, у некоторых особо флегматичных детей кризис одного года может проявляться не очень ярко. Главной особенностью этого периода является изменение поведения крохи.
Когда это случается?
Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного.
Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.
В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире.
И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!
Признаки кризиса одного года у ребенка
- Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
- Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
- Болезненное стремление к самостоятельности.
- Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
- Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.
Каких методов общения следует избегать
Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:
- Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки «задавить авторитетом», заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
- Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми.
- Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно – это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.
Говорите малышу о том, что запрещено, спокойным ровным голосом, без улыбки, вне игры. О каждом «нельзя» придется повторять несколько десятков раз каждый день, будьте последовательны и серьезны.
- Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
- Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
- Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.
С чем связан кризис 1 года
Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.
Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам. У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.
Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.
У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.
Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.
Признаки
Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.
У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать. Начало этого состояния можно определить по таким признакам:
- Ребенок очень негативно воспринимает все замечания, особенно запреты.
- Поведения малыша непоследовательно
Он просит то одно, то другое и тут же бросает.
- Ребенок капризный, плачет, кричит, топает ногами.
- Малыш отказывается выполнять последовательные действия, к которым раньше относился спокойно
Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.
- Часто нарушается спокойный сон крохи
- Ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не получается.
- Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам
Даже если до этого умел.
- Малыш требует к себе больше внимания, чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
- У многих годовалых детей развивается страх потерять маму
Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.
У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.
Обычно в 1 год ребенок овладевает очень важным навыком – учится ходить, но у некоторых развитие этой способности задерживается. Читайте во сколько ребенок начинает ходить самостоятельно в нашем следующем материале.
Что чувствует кроха в период кризиса 1 года
В этот сложный период малютка хочет общаться и объяснить родителям, что ему нужно, но это ему не всегда удается. Карапуз становится капризным не из вредности характера, так он общается с вами всеми доступными для него методами. Плачет, когда ему чего-то не хочется, или же, наоборот, плачет, требуя желаемое.
Новорожденные малютки спокойно переносят купания, кушают, что им дают, и не капризничают при смене подгузника. Это происходит, потому что им все равно, какого цвета распашонка, и какую смесь кушать, они подвержены только базовым инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т. д. С взрослеющим карапузом дела обстоят по-другому. Родителям стоит вспомнить, что они сами чувствуют, когда нужно рано вставать на работу или идти в душ, когда очень устали, но все же нужно помыться. Мы боремся со своей ленью и знаем, что такое «надо». Малыши не могут и не хотят держать себя в руках. Поэтому при переодевании они визжат, им неприятно, когда мама надевает кофточку с тугой горловиной, или отказываются вылезать из ванной, ведь там интересно, и можно брызгаться водой.
Истерики не доставляют малышу никакого удовольствия, наоборот, они его изматывают, просто он не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда кроха кричит и бьется головой о пол, постарайтесь разобраться в причине такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально измотанный ребенок не воспримет мамино замечание, как должное, он будет плакать еще больше. Найдите компромисс с малышом, отвлеките его от той вещи, которую он хочет взять.
Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.
Вывод пятый. Главное правило для родителей в этот период — принять ребёнка как самостоятельную личность и помочь ему преодолеть противоречия и пережить кризис без истерик и нервных срывов. Для этого потребуется слаженная работа всех домочадцев и масса терпения, но поверьте: оно того стоит.
Изменения после кризиса 1 года
- В завершение кризиса одного года кроха уже уверенно стоит на ногах, он хорошо освоил хождение.
- Он научился общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и первых осознанных звуков.
- Если в период кризиса 1 года карапуза слишком опекали, то он может остаться капризным. Но в большинстве случаев, дети становятся спокойнее и уравновешеннее.
Как понять ребенка в кризисный период?
Каждый родитель должен понять, что данный этап развития ребенка является неизбежным. Любой малыш вынужден в обязательном порядке научиться взаимодействовать с окружающим миром, отождествлять себя в нем, и потихоньку усваивать то, что ему дозволено.
В данный период родителям советуют психологи дать возможность ребенку проявлять самостоятельность. Несмотря на то, что малыш испачкается, когда будет кушать, все равно ему следует делать это самостоятельно.
Также необходимо в этот период установить границы разрешенных действий, и сформировать запреты. Причем запреты должны касаться только безопасности малыша. Несмотря на взросление то, что было запрещено ранее, обязано таким же оставаться и, наоборот.
Психологи советуют использовать игры как один из элементов воспитания. Так игровая деятельность облегчает протекание любого кризиса. В игры могут входить следующие манипуляции: разыгрывание спектаклей на тему безопасности (как это может отразиться на игрушках), размышления на подобные темы, поиск аналогий в реальных ситуациях.
Также в этот период одним из важных аспектов является разговор, развитие речи через название предметов, эмоций и чувств с использованием мимики и жестов. Именно тогда дети лучше всего стараются копировать взрослых, поэтому их рекомендуют психологи обучать на собственном опыте.
Чего нельзя делать во время кризиса 1 года
- Не спешите ругать малыша. Его действия могут носить всего лишь познавательный характер. А поскольку он уже прекрасно считывает эмоции и понимает, что мама кричит именно на него, то малыш может стать еще более капризным и нервным. Это не значит, что не стоит, в принципе, делать замечания, иногда даже нужно наставительно и сухо объяснять крохе, что он неправ. Но не стоит кричать на малыша сто раз на дню.
- Не говорите малышу с ранних лет, что тебе нельзя, потому что ты маленький, а нам можно, ведь мы взрослые. Постарайтесь объяснить, что миксером мама только взбивает крем или делает омлет, то есть им нельзя играть или взбивать рыбок в аквариуме. Конечно, в таком возрасте уговоры не очень действенны, малютка просто хочет что-то взять и кричит. Но уже сейчас старайтесь объяснить ему, почему вы что-то не разрешаете или почему это опасно. Со временем, это даст свои плоды.
- Не балуйте кроху и не потакайте всем капризам, иначе он будет манипулировать вами до старости.
- Постарайтесь не ругаться друг с другом хотя бы при ребенке, истеричные крики родителей негативно влияют на психику крохи.
- Особое внимание хочется уделить вредным привычкам родителей. Если вы не хотите, чтобы малютка имитировал курение, взяв в рот карандаш, избавьтесь от этой привычки. Осознайте для себя, что вы курите не потому, что вы взрослые и вам можно, а на самом деле, вы губите свое здоровье. Это касается и алкоголя, и нецензурных слов, учтите, что первыми словами малышей матерящихся родителей могут стать плохие слова.
Что происходит с поведением
Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:
- Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
- Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
- Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.
Некоторые родители предпочитают незаметно исчезать, пока кроха занят. Однако такой способ организации отлучек чреват тем, что малыш потеряет уверенность в маме, и прилипнет к ней еще сильнее, движимый паническим страхом потерять своего самого близкого человека. Психологи рекомендуют придумать ритуал прощания: мама говорит «пока», целует, оставляет какую-то свою вещицу, объясняет, куда она пошла и когда вернется. Говоря годовалому сыну или дочке о времени возвращения, используйте выражения вроде «после того, как ты проснешься/покушаешь творожок/вернешься с прогулки» и обязательно сдерживайте данное обещание. Такой тип взаимодействия рождает доверие, со временем карапуз научится безболезненно вас отпускать, радостно махать ручкой и бежать по своим делам.
- Наступает период явного прощупывания границ дозволенного. Годовас упрямится, не слушается, как будто нарочно нарушает запреты, отказывается подчиняться. Отсюда противоречивость поведения: садись кушать – неть! – хорошо, тогда иди играть – неть, ам! Он просит определенную игрушку, но, получив ее, тут же отшвыривает. Хочет гулять, но не дает себя одеть.
- Маленький человечек показывает агрессию по отношению к родным и посторонним людям – бьет, кусает, щипается.
- Первые «я сам!» начинаются именно сейчас. Обнаружившиеся вдруг способности свободно передвигаться в пространстве открывают массу неизведанных возможностей, чадо везде лезет, открывает дверцы, раскидывает все предметы, до которых может дотянуться, требует выдать ему ложку с едой, причем все эти манипуляции он может проделывать нон-стоп весь день, в отличие от мамы, которая уже к обеду падает с ног от усталости.
Многие детки склонны к слезам, истерикам, тотальной «мамозависимости» и вне всяких кризисов. Часто это связано с течением беременности, родов, особенностями первых часов жизни новорожденного. Исследования показывают, что развитие детской психики происходит очень быстро, скачкообразно, маленький человечек ежесекундно усваивает огромное количество информации, все это является мощнейшей нагрузкой, с которой детский организм пока не умеет справляться. Научиться этому поможет способность родителей принимать своего ребенка, его эмоции, умение быть рядом, поддерживать и доверять.
Что нужно делать
Кризис первого года жизни ребенка в психологии обозначен, как один из важнейших этапов развития. От того, как вы поведете себя с ребенком, зависит многое. И то, как он перенесет этот кризис, и то, как он будет себя вести в дальнейшем.
- Чтобы малютка не травмировался, уберите все опасные предметы из зоны его досягаемости. Телевизор, компьютер и прочая техника должны стоять на устойчивой мебели, и достаточно высоко. Тяжелые предметы должны стоять там, где кроха до них не дотянется. Если малыш сможет достать шнур утюга, то он обязательно стянет его себе на голову. Поэтому, чтобы не переживать за малыша и не контролировать каждый его шаг, обезопасьте вашего карапуза. Свобода и самостоятельность очень важна для крохи в этом возрасте.
- Чтобы у малыша все-таки сформировалось понятие опасных предметов, некоторые специалисты рекомендуют дать ребенку получить негативный опыт под присмотром родителей. Например, слегка уколоться иголкой или дотронуться до достаточно горячей чашки. При этом постоянно повторяя, что это горячо или колется. Только не переусердствуйте в стараниях показать все опасности, которые таят в себе бытовые предметы.
- Рассказывать, что эти витамины вкусные и полезные, а эти белые таблетки опасны, нет никакого смысла. Для крохи они одинаковы, поэтому все то, что нельзя пробовать на вкус, уберите с глаз долой.
- Постепенно мы подошли к самой болезненной теме – это капризы и истерики. К сожалению, мы не можем дать стопроцентно действующий совет для мам, как быстро успокоить кроху. Потому что таких рекомендаций просто не существует. Вам нужно запастись громадным терпением и при каждой истерике малыша сохранять спокойствие и попытаться в игровой форме показать своему чаду, как нужно себя вести. Если он не хочет купаться, положите в ванночку резиновую уточку, искупайте ее вместе, затем вытрите полотенцем, сделайте игрушке массаж и уложите спать. Возможно, так кроха и сам захочет искупаться. Если малыш не хочет надевать слюнявчик для кормления, оденьте такой же на маму и на папу, покажите на своем примере, как себя вести.
- После небольшой разлуки с мамой, например, когда она ходила по магазинам, кроха может прилипнуть к ней и не отпускать долгое время. Карапуз может виснуть на ногах, кусаться и не давать делать повседневные дела. В таком случае, поиграйте с малышом хотя бы полчаса. Когда он увидит, что мама рядом, что она уделяет ему внимание и по-прежнему очень любит, то вскоре сам захочет свободы и самостоятельности. Для достижения полного счастья дайте ему игрушки и посадите рядом с собой, тогда вы спокойно сможете приготовить ужин или подшить вещи.
Причины «трудного характера»
Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.
Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?
Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.
Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.
Советы для родителей
- Помните, что дети всё повторяют за взрослыми. Будьте для своего малыша предметом для подражания.
- Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
- Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
- Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
- Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.
Что необходимо делать родителям
- Стараться соблюдать привычный режим дня.
- Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
- Во всем поддерживать своего малыша.
- Подавать ребенку только хороший пример.
- Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
- Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.
Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.
- Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
- Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
- Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
- Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
- Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
- Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
- Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
- Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
- Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
- Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.
Похожие темы
- К сожалению для родителей, их ждет еще несколько переломных моментов в жизни их крохи. И все эти переломные моменты сопровождаются определенными трудностями, характерными для этого возраста. Главное для мам и пап – знать об этих особенностях, и быть готовыми к ним. Узнайте основные признаки —кризиса 2 лет у детей—.
- Прочтите, чем характерен —кризис 3 лет у ребенка—, и как его преодолеть без последствий.
- —Кризис 5 лет у ребенка— может стать испытанием для многих родителей, ведь в этом возрасте ребенок уже довольно взрослый.
- А —кризис 7 лет у ребенка— совпадает с началом обучения в школе, и отчасти зависит именно от этого.
Девочки, расскажите, как проходил кризис первого года у вашего карапуза? Напишите в своих комментариях, как вы боролись с этим состоянием малыша, и как долго это длилось.
Что такое кризис первого года
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
Успешное преодоление кризиса: психологические методы
Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.
Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.
При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.
Как легко пережить кризис
Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:
- Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
- Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
- Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
- Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
- Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
- Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
- Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.
Суть первого года жизни
Основная деятельность первого года жизни ребенка – эмоциональное общение с матерью. Только в процессе общения с близким взрослым у ребенка устанавливаются новые психические процессы и формируются новые свойства личности.
В течение первого года жизни ребенок:
- учится чувствовать себя и окружающий мир, улавливать сигналы извне и изнутри, реагировать на них;
- познает себя и свое тело (как целиком, так и отдельные части, например, руки и ноги), окружающее пространство (ползает и проявляет другую активность);
- знакомится с игрушками и предметами быта;
- учится понимать речь и говорить первые слова;
- делает первые шаги.
Если в первое полугодие жизни ребенку хватает материнской ласки и заботы, общения «просто так», то во втором полугодии у него возникает потребность сотрудничать с мамой, например, он просит принести конкретную игрушку, показать устройство предмета, помочь разобраться.
Какую тактику выбрать?
Кризис одного года у детей – явление не однодневное, поэтому родителям потребуется выбрать тактику поведения и придерживаться ее вплоть до преодоления сложного этапа в развитии крохи. По мнению психологов, лучшим решением будет «находиться рядом, но не навязываться». Иными словами, ребенок должен чувствовать, что вы готовы в любой момент прийти ему на помощь, но не стараетесь все сделать за него и подавить его волю.
Очень важно не наказывать малыша за излишнюю, как кажется родителям, самостоятельность игнорированием. Ситуации, когда ребенок бьется в истерике, не в силах успокоиться, а вы не обращаете на это внимания – недопустимы. Но превращаться в «наседку», пытающуюся контролировать каждый шаг малыша и предугадывать все его желания, не стоит. Только придерживаясь «золотой середины» можно вырастить полноценного, самодостаточного человека. Подробнее о воспитании детей от рождения до 3 лет→
Упрямство и кризис
Упрямство – один из основных признаков кризиса первого года. В его основе лежит пробуждающаяся самостоятельность. Если раньше малыш спокойно носил одежду, которую вы надевали на него, кушал, что предложат и играл с игрушками, то теперь он во всем желает проявить свою волю.
Обычные занятия – одевание, кормление, купание, сборы на прогулку, превращаются в настоящее мучение. Ребенок никак не соглашается делать то, что вы предлагаете, требует предметы, совершенно не подходящие для игр, и устраивает истерики. Договориться с крохой еще невозможно из-за недостаточно развитой речи, но все же средство от детского упрямства существует.
В 1 год малыши живут сиюминутными желаниями, поэтому их несложно отвлечь. Переключите внимание ребенка на занятие, не идущее вразрез с вашими планами, и он забудет о поводе конфликта.
Также для преодоления упрямства хороши элементы игры. Ребенок не хочет надевать памперс? Попробуйте вместе нарядить в подобие памперса зайчика или мишку, пусть он покажет малышу пример.
Причины возникновения кризиса
Кризис одного года возникает практически у каждого ребенка, вызывая недоумение у родителей. Нередко взрослые не понимают – почему их маленький и спокойный малыш вдруг стал неуправляемым и истеричным. Причины кризиса первого года жизни можно выделить в нескольких пунктах:
- Ребенок проявляет самостоятельность и в отсутствии удачных попыток провоцируется злость и расстройство.
- Появляются невиданные запреты. Маленькому человеку не понять, почему нельзя есть из миски собаки и облизывать папины кроссовки.
- Малыш понимает, главные в доме родители.
- Возможность самостоятельно ходить. Совсем непривычно и интересно, поэтому эмоций у малыша много.
- Боязнь потерять маму.
Основная причина изменений в поведении ребенка – взросление, интерес к окружающему миру и проверка границ допустимого поведения. Причина регулярных истерик и длительного плача также кроется в возрастных изменениях. Кроха уже достаточно вырос, чтобы разгромить квартиру за пять минут, но еще слишком мал, в выражении словами недовольства и расстройства. Именно поэтому любой подходящий случай заканчивается дракой и криками. Вечное продолжение данного поведения исключено, правильное поведение родителей даст ребенку быстро перерасти, стать спокойным, обретя новые навыки.
Возникающие проблемы не имеют под собой следствие упущений в воспитании и слишком мягком обращении с ребенком. Избаловать кроху в данном возрасте крайне сложно, переживают данный этап развития абсолютно любые дети, а интенсивность проявления эмоций зависит только от характера и эмоциональности ребенка.
Следует помнить, изменение поведения редко происходит сразу после первого дня рождения, оно начинает меняться уже после девятимесячного возраста, а также «задержаться» до полутора лет. Поставить маму с папой в тупик кроха может совершенно неожиданно и в неподходящий момент. Следует быть готовыми, чтобы избежать лишних стрессов.
Возможные проявления кризиса первого года
Проявлений кризиса первого года жизни может быть много, иногда он обходится парочкой вредностей, у других проявляется в полном объеме, заставляя родителей пить успокоительные препараты. Не зря много лет существует фраза, применяемую к детям данного возраста: «ребенок затих – срочно бежать и смотреть, что случилось». В годовалом возрасте малыши – ураган сносящий все на своем пути и залезает туда, куда взрослые не способны добраться. И вдруг наступила тишина, надо немедленно спасать либо ребенка, либо окружающие предметы.
Признаки надвигающегося кризиса:
- Резкое проявление самостоятельности. Подросший человек уже понял, он способен на многое без помощи близких. Стремление самостоятельно кушать, одеваться и показывать другие навыки доводят родителей до нервного тика. Ребенок вполне способен отказаться от любимого блюда, остановив выбор на маминой тарелке.
- Постоянные капризы и истерики. Несмотря на огромную самостоятельность, многие действия малышу пока недоступны. Следственные связи строить он еще не способен, поэтому жутко огорчается, не попадая ложкой в рот, не догнал кота. Выражать свои эмоции он немного научился – меняется интонация плача. В случае мелких недоразумениях, в виде улетевшей ложки и разлившегося супа, возможен просто рев, а вот ускользнувший из руки хвост кота и несправедливо спрятанная миска с едой может вызвать бурную истерику. Кроме проявления недовольства, кроха пытается манипулировать и проверяет, не побежит ли мама срочно выполнять его требования.
- Ребенок не слышит родителей. Замечания и слова игнорируются, создается ощущение, наличие у малыша проблем со слухом. Сбить с намеченного маршрута не способны ласковые слова и строгий тон родителей, он уверенно идет разрушать окружающие предметы. В обязательном порядке дети начинают доставать все с полок, игнорируя запреты. В случае излишней настойчивости мамы реакция – громкий рев и истерика.
- Противоречивые действия ребенка. Данный пункт больше всего сводит с ума многих родителей, логика у ребенка в моменте отсутствует напрочь. Он может попроситься на руки, а через секунду уже отталкивать маму и требовать свободы, отобрать у мамы ложку, чтобы кушать самому, и тут же выбросить ее. В мозге малыша происходит слишком много процессов, он интенсивно развивается, поэтому ребенок просто не успевает понять нужды.
- Отказ выполнять привычные процедуры. Ребенок любит купаться, он может неожиданно отказаться от процедуры. В то же время, следуя предыдущему пункту, он немедленно обидится и заплачет, если в ванночку его так и не посадят. Нередко дети отказываются ложиться спать и кричат, пытаются бороться со сном.
Проявления могут возникнуть одновременно, заставляя родителей спокойно реагировать на происходящее, не обращая внимания на дергающийся глаз.
За несколько дней вместо милого ангелочка появляется тайфун, готовый оспорить действия родителей и намерен самостоятельно решать проблемы.
Полный запрет не принесет желаемого результата, малыш расстроится и дезориентируется – он только нашел новые предметы, принялся изучать и получил запрет. Кризис первого года затягивается и оставляет множество последствий, в том числе неуверенность и отсутствие самостоятельности у подрастающего человека.
Действия родителям в период кризиса у малыша
В случае проявления кризиса первого года жизни у ребенка родители иногда растеряны. Ребенка уже невозможно заставить сделать то, что надо: надеть кофту, съесть суп, а договориться с ним пока никак не получается – во-первых, он не способен ответить, а во-вторых, он еще сам не совсем понимает. В такой ситуации люди ведут себя по-разному, одни начинают строго воспитывать, боясь избаловать кроху, другие – идут на поводу, исполняя прихоти малыша, только бы он не плакал.
Несмотря на кажущуюся беспечность, последний вариант правильный – он позволит пережить кризис достаточно быстро и не оставит негативных последствий. Родители обязательно должны успокоиться. Многие мамы в данный период начинают прием успокоительных препаратов, выдержать ежедневные сюрпризы нет сил. Какой бы способ успокоения ни выбрали взрослые, уверенность ребенка в любви родителей гарант успеха. Родителям рекомендуется следовать некоторым правилам:
- Маме необходимо смириться, в ее присутствии поведение ребенка гораздо хуже, чем в ее отсутствие. Ребенок уже понял свою самостоятельность и способность убежать от родителей. Данная причина заставляет спокойно вести себя с бабушкой и папой, но с мамой – сразу начинаются капризы, слезы, кроха залезает к ней на руки и отказывается куда-либо перемещаться. Это протест, ребенок показывает свое недовольство исчезновением близкого человека и боится повтора обидной неприятности. Прежде чем браться за домашние дела, немного поиграйте с ребенком, почитайте ему, поносите на ручках и спойте песенку. Минут через 20-30 малыш удостоверится, исчезновение мамы исключено и спокойно пойдет вытряхивать вещи из комода и отрывать плинтус.
- Трагедию расставания с мамой необходимо свести к минимуму. Иногда у женщины нет возможности сходить в туалет, ребенок ее сразу теряет и плачет. Стоит постоянно напоминать и не идти на поводу и не пускать с собой. Обязательно сообщать о своем присутствии, пусть кроха стоит под дверью, а мама будет петь песенки и просовывать под дверь яркие фантики и рассказывать, об интересном событие сразу после ее выхода. Постепенно ребенок поймет границы. Чадо болезненно воспринимает уход мамы из дома, следует всегда подробно рассказывать ему, почему уходите и когда вернетесь. Оставляя на 10–15 минут несколько дней подряд, можно добиться понимания малыша, о возврате мамы.
- Привести квартиру в состояние, безопасное для новоиспеченного исследователя. Годовалый ребенок съест абсолютно входящее ему в рот, изучение мира необходимо начать со вкусовых качеств. Поэтому уберите мелкие предметы, во избежании серьезных последствий для здоровья и жизни при проглатывании. Касается и корма домашних животных, и их туалета, содержимое емкостей особенно привлекает детей. Уронить кроха тоже сможет до чего дотянется. Ценные предметы (телефоны, планшеты) – убрать повыше. Ребенок может дотянуться попытаться переставить телевизор. Даже если малыш еще не умеет залезать на диван, не стоит сомневаться – скоро научится. Причем в неподходящий момент. Детки падают абсолютно везде, и невозможно избежать полета, следует хотя бы постелить рядом с диваном мягкий ковер.
- Борьба с протестами. Не следует подавлять волю ребенка и делать то, чего он не хочет. Малыш выкинул тарелку и дал ложкой маме по голове, это не говорит о голоде. Можно посадить рядом игрушку и отвлечься от капризного дитя, занимаясь «кормлением» мишки. Через пару секунд ребенок начнет открывать рот и требовать положить туда еду. Отсутствие желания одеваться на прогулку, расскажите об ожидающих птичках, собачках и других животных. Справиться с проявлением характера можно только хитростью, чтобы не развить в ребенке комплексы и неуверенность.
- Истерики. Самая сложная проблема. В первую очередь мама должна сохранять спокойствие. Ребенок хорошо чувствует ее настроение, и в минуты вашей агрессии, успокоиться он не сможет, а еще больше раскричится. Не всегда удается распознать причину крика, если родители уверены в протесте и требование выполнить просьбу – хорошо помогает игнорирование. Достаточно уйти из комнаты и ребенок затихнет и примчится к маме, а дальше он либо начнет еще громче кричать, убедившись в присутствии, либо успокоится и попросится на руки. Иногда причиной истерики становится усталость и сильная обида, не стоит оставлять кроху одного и, тем более ругать. Отвлеките, успокойте и поиграйте в спокойные игры.
Продолжительность кризиса и интенсивность полностью зависит от поведения родителей. Члены семьи правильно и спокойно реагируют на изменения, не запрещают ребенку изучать мир – через пару месяцев он научится контролю, в том числе эмоций и снова станет послушным и спокойным ребенком, пока его не «накроет» следующий, трехлетний кризис. В ситуации множества запретов и постоянном недовольстве взрослых кризис продлится дольше и принесет негативные последствия для неокрепшей психики малыша.
Когда обратиться к детскому психологу
Нередко во время кризиса первого года жизни малыша родители бегут к психологу. На самом деле, помощь специалиста поможет родителям услышать знакомые слова от компетентного человека. Кризис 1 года – нормальное явление, не требующее лечения. В случае слишком частых протестов и истерик ребенка, обратитесь за помощью к специалисту.
В случае подозрений отклонения от нормы, он направит к психотерапевту, назначающему мягкие успокаивающие препараты, помогающие малышу успокоиться. Главная задача родителей – понять, что с их ребенком все в порядке, поэтому необходима консультация врача – обязательно обратитесь к нему, чтобы не переживать, ведь эмоции мамы малыш ощущает и переживает.
Чего делать нельзя
Часто во время кризиса первого года жизни родители совершенно неправильно реагируют, выслушивая мнение окружающих об избалованности ребенка и немедленном наказании.
Взрослые должны принять ребенка таким, данный этап развитии таков. Советчиков игнорировать и запретить ругать ребенка из-за капризов и непредсказуемого поведения. Только в данном случае удастся быстро перейти на следующую ступень развития. Запрещено в период кризиса делать следующее:
- Заставлять ребенка делать чего он не хочет. Можно обхитрить, завлечь, придумать другие способы, чтобы он согласился сам.
- Ругать за капризы и истерики.
- Менять свое мнение по поводу запрещенных вещей. Частая ошибка. Запрещать должны мама, папа, бабушка и остальные. Один из взрослых разрешит – ребенок теряется. И не стоит потом ругать, он просто не смог уяснить, почему иногда можно, а потом нельзя.
- Взрослые должны придерживаться одной линии воспитания. Если каждый воспитывает по-своему, ребенок перестанет слушать вообще всех и сам решит, что ему делать. Исправить гораздо сложнее, в отсутствии авторитета каждого члена семьи.
Самое главное, родители должны помнить – никогда нельзя стесняться своего ребенка. Он чувствует, если мама краснеет за поведение и шипит «хватит кричать, замолчи, ты меня позоришь» — вы создадите неуверенную личность. Самый близкий человек всегда должен поддержать, успокоить. Обязательно чаще говорить ребенку о своей любви к нему, чтобы он знал, что нужен родителям, несмотря на поведение. Ему самому кризис дается совсем непросто, иногда он просто физически не способен успокоиться, поэтому помощь взрослых и поддержка будут кстати.
Кризис первого года должна пережить каждая семья и достойно выйти из него. Соблюдение всех правил поведения и внимание к своему ребенку позволит вырастить уравновешенную и уверенную личность.
Как распознать начало первого возрастного кризиса?
Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.
С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках. С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца. Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.
В конце статьи мы подготовили чек-лист «Что делать, если сорвались на ребенке». Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!
Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.
Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.
В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив. Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.
Отношение взрослых к кризису
Кризис первого года является первым кризисом в жизни малыша. Впереди вас ожидают много новых возрастных кризисов и поэтому необходимо знать, как вести себя и как справиться с этим кризисом?
Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку. Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.
- По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
- Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
- Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне. Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
- Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним. Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
- Больше общайтесь с ребенком. Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете. Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
- Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
- Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
- Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.
А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:
- Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
- И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.
Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.
Правила поведения для родителей семилетки
- Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
- Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
- Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
- Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
- Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.
Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.
Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.
А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!