Понятие и классификация психических состояний человека


Что такое фрустрация

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Влияние психических состояний на человека

Позитивные состояния, окрашенные в мажорные эмоциональные тона, заряжают энергией, повышают активность, дают возможность действовать продуктивно, с полной отдачей сил, помогают раскрыть способности, обостряют восприятие, стимулируют креативность.

Негативные состояния, наоборот, угнетают личность, лишают ее бодрости, работоспособности, интереса к жизни. Они сопровождаются психической напряженностью и определяются следующими факторами:

  • отсутствием полной или достоверной информации, необходимой для выработки позитивной модели поведения; так, нерешительность влюбленного юноши объясняется его страхом быть отвергнутым малознакомой пассией;
  • предельным расходом запасов энергоресурсов, что нередко случается, когда на одного сотрудника отдела возлагают функции и мозгового центра, и исполнителя трудоемких физических процессов;
  • противоречивостью обуреваемых чувств, когда и хочется, и колется, и страшно, и приятно.

Особые состояния характеризуются изменением сознания человека. Они могут быть естественными, как, например, сон, при котором восприятие внешнего мира отключается по воле самого индивида. А вот другие измененные состояния могут навязываться человеку извне. К ним относят внушение и искусственный сон, или гипноз.

В таких состояниях человеком можно манипулировать, заставив его поверить в любую информацию, навязав несвойственные ему образцы поведения. Именно так на психику телезрителей действуют рекламные ролики. Другое дело – произвольное самовнушение и медитация. Подобные состояния помогают решить проблемы самопознания и саморегулирования.

Показателями психического состояния здоровья могут служить эйфория и ее антипод – дисфория. Первая представляет собой необъяснимый эмоциональный подъем, к примеру, неудержимую веселость или необычайную беспечность. Часто подобные состояния вызываются наркотическими средствами или являются реакциями на затяжное напряжение.

Вторая – дисфория – являет собой необоснованно минорное настроение с примесью гневливой раздражительности. В медицине дисфорию считают признаком неудовлетворительного психического состояния здоровья. В частности, она является симптомом некоторых психопатий, эпилепсии, поражений головного мозга.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее агрессия. Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной защитный механизм – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими (страх, недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Сильная мотивация достигнуть цели и весомые препятствия на пути – два главных условия фрустрации. В итоге человек либо активизирует все силы и ищет альтернативные пути достижения этой цели (не всегда рациональные, часто импульсивные), либо отказывается от цели (достигает ее частично или извращенным путем).

Самый простой и часто встречаемый вариант – аддиктивное (зависимое) поведение, но это неправильное реагирование. Аддиктивное поведение в ответ на фрустрацию может быть вариантом научения (родители подавали личный пример), компенсаторного поведения, неадекватной психологической защиты.

Факторы фрустрации

Среди негативных факторов, способных вызвать фрустрацию, принято выделять внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

  • межличностные конфликты, в том числе переходящие во внутриличностные (противоречие личного и социального);
  • неправильные условия воспитания или разрушающий стиль воспитания (предвестник конфликтов на почве дисгармонии личностных и общественных ценностей и ориентаций);
  • неудовлетворенность собой в работе или других сферах (неудовлетворенная потребность в самоактуализации, вызванная ощущением неполного раскрытия личностного потенциала или осознанием неверно выбранного пути).

Среди внутренних причин фрустрации значатся разного рода внутренние конфликты:

  • Наличие двух желанных целей, то есть человек выбирает между двумя положительными событиями. Но достичь одновременно он их не может. Какую бы потребность человек ни выбрал, он окажется в выигрыше и в состоянии легкой фрустрации одновременно.
  • Выбор наименьшего зла, то есть выбор из двух негативных ситуаций. Такой конфликт вызывает самую сильную фрустрацию, ведь человек в любом случае окажется в проигрыше. Нередко личность пытается избежать принятия решения, уходит от реальности. При невозможности бегства проявляет агрессию и гнев.
  • Выбор между положительной и отрицательной целью. Самый частый конфликт, так называемая борьба добра и зла (светлой и темной стороны души). Вызывает фрустрацию средней силы.

Как диагностируются состояния психики?

Изучение состояний человека предполагает выявление их структуры, природы, режима протекания, динамики, адекватности, интенсивности.

Основные способы изучения психических состояний:

  • многочисленные опросники;
  • наблюдения;
  • проективные методики, к примеру, тест Люшера на цветовые предпочтения;
  • эксперименты, воспроизводящие те или иные ситуации.

Подобные исследования помогают личности корректировать и контролировать свои состояния. Особенно это актуально для мобилизации сил в экстремальных ситуациях: на экзаменах, во время спортивных соревнований, военных действий, производственных форс-мажоров. Не менее важно вовремя распознать деструктивные состояния, такие как психическая атака или приступ обcесcии.

LiveJournal

LinkedIn

E-mail

    Похожие записи
  • Психология деятельности человека
  • Психология питания
  • Идентификация в психологии

« Предыдущая запись

Предпосылки фрустрации

Фрустрация не наступает сразу, ей предшествуют несколько характерных этапов, благодаря которым можно заподозрить и предотвратить состояние фрустрации:

  • накопление неудовлетворения в результате повторяющихся неудач;
  • глубина неудовлетворения (зависит от выраженности потребности и частоты неудач);
  • эмоциональная возбудимость как индивидуально-личностная особенность (чем выраженнее, тем быстрее возникает фрустрация);
  • уровень притязаний и привычка к успеху (у людей с высокими требованиями и привыкших к успеху фрустрацию может вызвать даже незначительное препятствие);
  • этап, на котором появилось препятствие (если трудности возникают у самого финала деятельности, около цели, то фрустрация сильнее).

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Этапы фрустрации

Фрустрация проявляется в несколько этапов. Для каждого из них характерны свои особенности поведения личности:

  1. На первом этапе поведение организовано и мотивосообразное.
  2. Человек начинает утрачивать самоконтроль. Произвольность слабеет, но еще не пропадает совсем. Теплится надежда на разрешение ситуации. Поведение мотивосообразное, но не целенаправленное (неорганизованное).
  3. На третьем этапе полностью утрачивается связь мотива и поведения. Отдельные действия еще наделены целью, но она не связана с первым мотивом (поведение не для чего-то, а вследствие чего-то).
  4. Четвертый этап характеризуется полной утратой самоконтроля. Личность даже не осознает бессмысленность, дезорганизованность и немотивированность собственного поведения.

Поведенческие модели

Нельзя однозначно сказать, что значит фрустрация, так как у каждого индивида состояние проявляется по-разному. У одного это выражается в апатии и полном нежелании что-то делать, у другого – в агрессия, которая направлена на себя или других людей.

Фрустрированность может проявляться в бегстве. В таком случае человек избегает ситуаций, которые вызывают негативные эмоции. В некоторых случаях срабатывает механизм замещения, и индивид одну потребность переводит на другую.

Иногда человек в подобном состоянии начинает искать положительные стороны. Он пытается убедить себя в том, что неудача пойдет ему только на пользу.

Реакция на фрустрацию

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг выделил 3 типа реагирования на фрустрацию:

  1. Экстрапунитивная (встречается в 50 % случаев). В человеке просыпается внутренний «подстрекатель», который побуждает искать виноватых во внешнем мире (люди и обстоятельства). В результате у личности возникает цель достигнуть желаемого любой ценой. Эмоциональный фон отличается упрямством, злостью, агрессией, досадой. Поведение становится ригидным, преобладают примитивные и ранее усвоенные формы поведения, например, детские капризы.
  2. Интрапунитивная (встречается в 27 % случаев). Человека сопровождает чувство вины, он обвиняет самого себя. Заканчивается это аутоагрессией (агрессия, направленная на самого себя). Эмоциональный фон и поведение отличается замкнутостью, тревожностью, молчаливостью. Человек возвращается к примитивным формам, снижает уровень притязаний, ограничивает себя в активности и удовлетворении желаемых потребностей («Ты даже этого не смог добиться, ты вообще ничего не заслуживаешь»).
  3. Импунитивная (встречается в 23 % случаев). Человек не винит никого, он принимает случившееся. При этом понимает, что все решаемо, это лишь вопрос времени и сил. Неудачи неизбежны, но их можно и нужно преодолеть.

В ходе изучения феномена фрустрации были выявлены некоторые особенности реагирования в зависимости от пола и особенностей нервной системы:

  • Мужчины чаще реагируют экстрапунитивно, а женщины интрапунитивно.
  • Люди с сильным типом нервной системы реагируют экстрапунитивно, люди со слабым темпераментом – интрапунитивно.
  • Люди с высоким уровнем интеллекта чаще реагируют импунитивно и интрапунитивно.
  • Экстраверты, эмоциональные и тревожные личности реагируют экстрапунитивно, интроверты со средним уровнем тревожности реагируют интрапунитивно, интроверты с высоким уровнем тревожности – тоже интрапунитивно, но не всегда.

Таким образом, можно выделить следующие виды реагирования на фрустрацию:

  • чрезмерная, хаотичная и бесцельная активность (возбуждение);
  • апатия (безделье, пассивность);
  • агрессия и деструкция (самая частая реакция);
  • стереотипное поведение;
  • механизмы защиты.

Защитные механизмы бывают:

  • адекватными и неадекватными (продуктивные и деструктивные для личности, ее развития);
  • прямыми и косвенными (на фрустрационную ситуацию и ее объекты или на объекты, выходящие за пределы ситуации);
  • защитными и персеверативными (помогают личности достичь целостности или стереотипные действия, не приводящие к успеху);
  • специфическими и неспецифическими (защитные или персеверативные реакции, соответствующие ситуации или реакции обобщенного характера, например, усталость).

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Умение понимать эмоциональное состояние
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Типы темперамента
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Танатотерапия: не хотите ли поспать в гробу?
  • Как научиться менять свое состояние
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
  • Способы психической саморегуляции
  • Биполярное расстройство: определение, причины, эпизоды, лечение

Ключевые слова:1Самопознание

Популярные механизмы защиты

Среди механизмов психологической защиты при фрустрации чаще всего используется отступление, агрессия, компромисс и замещение. Предлагаю рассмотреть подробнее формы каждого из них.

Отступление

Отступление имеет разные формы:

  1. Самый популярный вариант представить с помощью воображения достижение цели. В своем воображении человек достойно преодолевает все преграды, что сглаживает негативные переживания в реальной жизни. Иногда может происходить бессознательно, выражаясь снами.
  2. Еще один популярный вариант отступления – номадизм. Чаще всего речь идет о переезде из одного города в другой, частой смене места локации. Реже – другие внешние изменения, не решающие внутренних проблем.
  3. Регрессия. Человек возвращается к детскому поведению. Это может продолжаться до тех пор, пока такие реакции не войдут в непримиримое противоречие с реальностью.
  4. Вытеснение. Человек со временем действительно забывает неприятные события, эмоции.
  5. Избегание. Человек как может и сколько может избегает трудных ситуаций, ответственных заданий, конфликтов.

Агрессия

Агрессия дает о себе знать во всех формах и видах. Личностью овладевает потребность устранить напряжение, вызванное определенными условиями. В итоге поведение становится направлено:

  • на наказание обидчика;
  • устранение его из жизни личности;
  • унижение обидчика или причинение ему вреда;
  • сохранение любым способом чувства собственного достоинства.

Реакция агрессии включает месть (в том числе неадекватную, например, причинение вреда близким людям объекта мести), аффективное поведение (обидчивость, негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость), жалобу (поиск сопереживания и поддержки в конфликтной ситуации). В редких случаях агрессия принимает внутреннюю направленность. Тогда отмечается чрезмерная самокритика, самоунижение, аддиктивное поведение, суицидальные наклонности.

Выбор формы агрессии (вербальная или физическая, прямая или косвенная) зависит от опыта личности, воспитания, внешних условий. При определенных обстоятельствах человек способен контролировать агрессию и перевести ее хотя бы в косвенную.

Чаще всего отмечается вариант косвенной агрессии с замещением объекта. Проще говоря, фрустрированная личность находит «козла отпущения». Второй по популярности вариант – самоутверждение за счет неудач других людей, самооправдание путем сравнения с теми, у кого жизнь сложилась еще хуже.

Компромисс и замещение

Под этим подразумевается формирование противоположных реакций желаемым потребностям. Например, так появляются нравоучители и моралисты, борцы за нравственность. На самом деле это реакция на невозможность самим следовать тому поведению, которое они из-за этой невозможности порицают.

Второй вариант замещения – проекция, которая проявляется подозрительностью. Человек приписывает другим людям те качества и особенности поведения, которым не может, но хочет следовать.

К компромиссным формам также относится сублимация, рационализация. Подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности».

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

Понятие и группы психического состояния

Определение 1
Психическое состояние – это относительно устойчивая организация структуры психических компонентов, которые отвечают за функцию активной взаимосвязи с окружающей действительностью, где представляется конкретная ситуация на определенный момент.

Психика человека очень сложная и многообразная во время своего проявления. Есть три группы, которые выделяют психические явления, они таковы:

  1. Психические процессы – это процессы, которые отвечают за внутреннее состояние человека.
  2. Психическое состояние – это устойчивый уровень психической деятельности, которое может проявляться в повышенной или пониженной активности человека.
  3. Психические свойства – это устойчивое образование, которое обеспечивает определенный уровень, отвечающий за качество и количество выполненной работы, поведения, типичного человека.

К психическим состояниям можно отнести настроение, но оно является самостоятельным психическим процессом, которое способствует возникновению в сознании состояния в эмоциональной окраске. Настроение имеет шесть особенностей, таких как: полярность, изменение психического состояния и настроения в целом, переживание от воздействия окружающей среды на человека, индивидуальные психические процессы, внешнее выражение и настроение человека (эмоции), цепная реакция (плохое или хорошее настроение передается от одного человека к другому).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: