Хочу научиться молчать, а может не надо, ну что здесь плохого?

Заикание, или логоневроз, является сложным речевым нарушением, при котором человек испытывает затруднения в произношении фраз и слов, в результате чего у него искажается плавность и темп речи. Недуг еще сопровождается изменением тембра звука и расстройством дыхания. Одновременно с этим наблюдаются: выраженный страх, скованность и сильное напряжение. Такие симптомы во многих случаях приводят к развитию психологических проблем: самоизоляции, социальной фобии. Эта статья расскажет, как перестать заикаться при разговоре.

Формирование логоневроза

Причины появления заикания и механизм его развития до сих пор мало изучены. Самая популярная теория – перевозбуждение центра Брока (участок коры головного мозга, расположенный в нижней части лобных извилин). Эта реакция распространяется на другие участки, которые отвечают за двигательную активность, провоцируя непроизвольное сокращение мышц речевого аппарата: губ, языка, неба и т. д.

Когда центр Брока успокаивается, происходит восстановление нормальной речи. Заикание чаще всего возникает на согласных буквах в начале слова. По мнению некоторых ученых, при рассматриваемом недуге, наблюдается повышение уровня дофамина (гормона, отвечающего за радость, работоспособность и мотивацию), при снижении которого речь стабилизируется. Поэтому сейчас ведется разработка медикамента, способного стабилизировать его уровень.

Почему люди заикаются

Почему люди заикаются?

Факторы, провоцирующие нарушение речи, принято делить на предрасполагающие и производящие. Предрасполагающими причинами являются:

  1. Нарушение центральной нервной системы у близких родственников при инфекционных или соматических заболеваниях.
  2. Копирование заикающихся людей. Малыш непроизвольно начинает подражать заикающегося человека либо намеренно копировать его речь.
  3. Истощение нервной системы, вызванное паразитическими заболеваниями, задержкой психического развития, коклюшем, рахитом, дизартрией.
  4. Поражение головного мозга, именно в нем находится речевой центр, из-за асфиксии либо травматических, метаболических и инфекционных заболеваний.
  5. Одномоментная психическая травма, спровоцированная сильным испугом или страхом.
  6. К заиканию могут привести ночные страхи, непроизвольное мочеиспускание, повышенная раздражительность, переживания.
  7. Непрерывное психологическое воздействие на протяжении длительного времени: необъективное отношение к ребенку, постоянные конфликты, переучивание леворукости, избалованность.
  8. Наследственный фактор – заикание, возникающее в связи с врожденной слабостью речевого аппарата, переданного от близких родственников.
  9. Неправильное развитие речи в детском возрасте.

Заикание из-за психической травмы

Есть и другие причины, почему люди заикаются: возрастные особенности деятельности мозга (как правило, возникают к 5 годам), физическая ослабленность, недостаточность развития моторики и мимико-артикуляторных движений, нехватка положительных эмоций при контакте с другими людьми, психическая ущемленность, гиперергия, ускоренное речевое развитие. Необходимо знать, как перестать заикаться при разговоре, чтобы избежать закомплексованности и чувства неполноценности.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Разновидности заикания

Логоневроз различают по виду речевых судорог:

  1. Заикание клонической формы, при котором заикающийся человек несколько раз произносит один и тот же слог или слово.
  2. Тоническая форма, предполагает более глубокий спазм мускулатуры, она проявляется в растягивании звуков и длительных паузах речи. В этом случае человек долго не может выговорить одно слово.
  3. Смешанный тип заикания – нарушение плавности речи. В нем объединены явления конических и тонических форм.

При заикании страдает и мимика: могут наблюдаться спазмы лицевых мышц и конечностей.

Клоническое заикание

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

Клинические формы

Заикание может протекать в неврозоподобной или невротической форме. Причем каждая из них обладает своими причинами развития.

  • Неврозоподобное заикание. Этот дефект речи часто возникает вследствие ярко выраженного психического нарушения с потерей контроля над артикуляцией и расстройством моторики. Ребенок с такой формой заикания обычно отстает в развитии от ровесников. Обнаруживают подобные отклонения при проведении МРТ.
  • Заикание невротического характера. К такой форме расстройства речи относят социальные и психологические причины. Невротическое заикание не может быть вызвано физическими нарушениями в головном мозге, послеродовыми или родовыми травмами. При этой форме заболевания человека вылечить легче, нежели при неврозоподобном заикании. Данной проблемой чаще всего занимается психолог.

Люди с невротическим заиканием пугливы, обидчивы, молчаливы и замкнуты. Они сами себе надумывают страхи, которые мешают им нормально жить, все время взволнованы и раздражены. Отклонений в физическом развитии у них нет.

Общение при заикание

Логоневроз: лечение у детей

Устранение заикания у ребенка, как правило, психотерапевтическое. При отсутствии органических поражений мозга медикаментозное лечение не требуется. Чтобы убрать дефекты произношения, освободить речь от напряженности, сделать ее выразительной и плавной, воспитать четкую артикуляцию, прибегают к логопедическому лечению.

Первичное лечение логоневроза у детей должно проходить при поддержке коррекционного педагога (логопеда). После этого малышу предстоит самостоятельно потренироваться в устной речи. Чтобы закрепить положительный результат, ребенку предоставляется возможность поупражняться в общении с другими детьми.

Логоневроз: лечение у детей

В каких ситуациях мы можем выглядеть глупо и почему

В каких ситуациях мы можем выглядеть глупо и почему

Чтобы ответить на главные вопросы нашей статьи о том, как раскрепоститься в общении и перестать бояться показаться глупым, давайте рассмотрим основные ситуации, в которых особенно актуальна зажатость и неуверенность в себе.

В незнакомой компании.

На свидании или при первом общении с представителем противоположного пола.

Как не выглядеть глупо в разговоре

На собеседовании и при любом другом общении с потенциальным работодателем.

Среди профессионалов или любителей сферы деятельности, в которой вы плохо разбираетесь.

В незнакомой компании

Как не выглядеть глупо в незнакомой компании

Любой круг знакомых между собой и тесно общающихся людей имеет свой негласный формат общения. Есть вещи, которые принято и не принято делать или говорить, – тот самый «устав», который у каждого «монастыря» свой. Например, в одном обществе может быть принято обращаться друг к другу на «вы», в другом – на «ты», и в обоих случаях вы будете выглядеть «инородным телом», если нарушите правило.

В незнакомой компании самой большой ошибкой будет попытка навязать окружающим свои порядки или раскритиковать существующие.

Присмотритесь к окружению. Иногда может быть полезно скопировать манеру общения окружающих, иногда – в духе «не будет ли невежливым с моей стороны, если я скажу/сделаю то-то» и т. п. Открытость, тактичность и желание влиться в коллектив без заискивания и лести всегда будет оценено по достоинству.

Свидание или первая встреча

Самое деликатное и тонкое общение – это общение с противоположным полом, немыслимое без волнений и переживаний всех мастей. Примечательно, что романтическим отношениям свойственны глупости во всем своем многообразии: говорят ведь, что нет ничего глупее влюбленного мужчины. Чаще всего, это очень милые глупости, которые не столько портят общение, сколько являются его частью и придают ему тот самый романтический колорит.

Хотите показаться интересным собеседником? Ваш собеседник тоже этого хочет. Дайте ему почувствовать, что он вам по-настоящему интересен, и взаимность не заставит себя ждать.

Но на первом свидании или при первой попытке завязать знакомство говорить о романтике еще рано, здесь важно произвести первое впечатление, которое послужит фундаментом для развития отношений. Залогом положительного впечатления в этом случае станет внимание к собеседнику. Как можно меньше говорите о себе, если вас не спрашивают, а если спрашивают, убедитесь, что это не дежурный вопрос из вежливости. Неловкие паузы заполняйте вопросами, не бойтесь показаться любопытным: гораздо хуже, если вас сочтут незаинтересованным.

Собеседование

Чем престижнее и доходнее вакантная должность, тем большие требования предъявляет работодатель к соискателю, тем больше у соискателя поводов для волнения и стресса перед важным собеседованием. Глупее всего на собеседованиях выглядят соискатели, которые:

  • слишком усердно скрывают свое волнение за маской равнодушия – защитная реакция на стресс заставляет человека вести себя надменно и пренебрежительно, как будто он оказывает услугу работодателю, это всегда выглядит фальшиво и никогда не встречает симпатии;
  • слишком много хвастаются – рассказать о своих реальных достижениях языком фактов и цифр – не хвастовство. «Я окончил университет с красным дипломом», «благодаря моей маркетинговой стратегии продажи выросли на 40% за первое полугодие» – все это проверяемые факты, которые нельзя замалчивать. «Да мне, как специалисту, цены нет», «никто в этом городе не знает свое дело лучше меня» – вот это хвастовство.

В обществе профессионалов

Боязнь выглядеть глупо перед людьми, более сведущими в предмете разговора, толкает на разные способы компенсировать неосведомленность. Кто-то предпочитает отмалчиваться и слушать, иные же делают все, чтобы выглядеть не менее осведомленными. Глупее всего выглядит плохо информированный человек, который спорит с хорошо информированным.

Не стыдно не знать, стыдно не интересоваться, еще стыднее – пытаться присвоить себе несуществующее знание.

Желание не ударить в грязь лицом порой настолько высоко, что аргументы буквально высасываются из пальца и вызывают недоумение у собеседников. В большинстве случаев окружающие постараются тактично сменить русло беседы, но впечатление от инцидента надолго засядет в их памяти.

Точечный массаж и компьютерные программы

Как ребенку перестать заикаться при разговоре? Избавиться от такой проблемы позволяют специальные компьютерные программы. Их основная задача – синхронизация слухового и речевого центров больного. Компьютерные упражнения помогут малышу постепенно разговаривать без запинок.

Также рекомендуется при логоневрозе точечный массаж. Во время процедуры специалист воздействует на определенные акупунктурные точки грудной клетки, спины, ног и лица. Данная терапия способствует восстановлению нервной регуляции речи, результат заметен сразу же после проведения массажа.

Устранение дефекта речи у говорящего

Как перестать заикаться при разговоре? Первым делом нужно постараться расслабиться, чтобы снять напряжение. На ранних стадиях заболевания могут помочь седативные препараты.

Чтобы не заикаться при разговоре, необходимо расслабить мышцы шеи и плечевой пояс, нижняя челюсть при этом должна находиться в подвешенном состоянии. Дыхание должно быть расслабленным, свободным и ровным. Большинство психологов советуют прибегать к речевым тренировкам. Больному следует как можно чаще разговаривать с самим собой, находясь перед зеркалом и представляя, что он беседует с посторонним человеком.

Самостоятельное устранение заикания

В случае, если заикание наблюдается при произношении определенных слов, тогда следует выписать их на бумагу. После этого надо регулярно тренироваться уверенно и медленно произносить такие слова. При потере контроля над своей речью, нужно сделать перерыв, расслабиться и глубоко подышать.

Общаясь со знакомыми, избегайте неприятных для вас разговоров, так как при нагнетании эмоционального напряжения заикания не удастся избежать. В подобной ситуации надо как можно быстрее закончить разговор.

При лечении логоневроза терпение и поддержка родных просто необходимы, они помогут быстрее справиться с недугом. Необходимо часто беседовать с друзьями и родственниками, которые не станут обращать внимание на запинки при разговоре.

Если в течение 2–3-х месяцев самостоятельно избавиться от заикания не удастся, а паузы между произношением станут очень длинными, следует обязательно посетить логопеда. Нельзя опускать руки, при своевременном обращении за помощью больше шансов побороть этот недуг.

Если заикается ребенок — рекомендации

Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

  1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
  2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
  3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
  4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
  5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
  6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

Если ребенок заикается, разговаривайте с ним медленно и спокойно

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: