В чём ценность собственного опыта для духовного развития?

Что такое опыт?

Опыт – это совокупность впечатлений, выводов и суждений полученных в результате событий, с которыми сталкивался человек в жизни. Также, есть понятие опыта, как показателя степени мастерства, приобретенного в ходе непосредственной деятельности. Эти оба определения схожи тем, что опыт добывается путём непосредственной деятельности или взаимодействия с настоящей жизни. Приобрести опыт из описаний или источников информации невозможно, только самому пройдя и столкнувшись с определенной областью.
Опыт выступает посредником между миром и человеком, так как позволяет последнему действовать в сообразии с миром, достигая для человека наибольшей эффективности и способности избегать трудных ситуаций. Действуя через призму опыта, человек способен в точности понимать, что происходит, так как встречал те или иные ситуации уже множество раз. Обретения опыта даёт возможность человеку не просто знать или понимать, а быть убежденным в том, что определенный поступок приведет к определенному результату, а также знание того, какие действия стоит предпринимать в тех или иных ситуациях. Несмотря на то, что знания также указывают на необходимый порядок действия, без опыта они дают возможность человеку лишь предполагать, что влечет сомнения, нерешительность и неспособность в полной мере поступить правильно.

Итак, опыт – это совокупность:

  • понимания
  • впечатлений
  • навыков
  • знаний
  • выводов
  • суждений

Полезный опыт – это тот опыт, который помогает нам в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности, не создавая для нас предубеждений с одной стороны, а с другой точно указывая на возможность ошибки и опасности. Приобретение такого опыта – процесс очень долгий, но именно такой вид опыта самый ценный. Приобрести его можно только получив и правильно интерпретировав его. В профессиональной сфере – это требует большой работы. А в обычной жизни – мудрости и понимания.

Существование в обществе

Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

Как приобрести и получить опыт?

Приобрести опыт в жизни, человек способен только напрямую сталкиваясь с разнообразными жизненными ситуациями, открыто встречая их, а не избегая. Также, человеку, чтобы получить полезные плоды опыта, следует быть способным правильно интерпретировать полученный опыт. Так как неправильное восприятие произошедшего способно испортить мнение человека о чем-либо, а не указать, например, на недостаток самообладания или навыков. Так часто происходит в делах, связанных с неопределенностью, риском или отсутствие полного контроля. Разумно и осознано принимая риск, человек способен приобрести значительно больше опыта, чем если бы он его постоянно избегал, но, опять же, это должен быть взвешенный поступок.

Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.

Альберт Эйнштейн

Опыт в деятельности, навыке или познании появляется в человеке лишь тогда, когда он применяет полученные знания или способности на практике. До тех пор, пока обучение остается в теоретической части, человек не может считаться компетентным в какой-либо области. Так, теоретическое изучение боевых искусств не даст человеку преимуществ в бою, против компетентного бойца, а чтение книг по столярному делу не сделает из человека хорошего мастера. Тут говориться о необходимости практики, превращения знания – в опыт. Только тогда обретается настоящая компетенция и способность применять полученные знания на практике.

Для получения опыта всегда требуется время и усилия, которые направлены на правильное понимание полученного опыта. Обучение у более компетентного человека, который передаст опыт, способно сократить время его получения. Тогда как отказ от такого взаимодействия приводит к большому числу остановок и ступоров, когда ученик не может осознать, что он делает не так. Хотя и сказано, что кидающий дротик весь день, рано или поздно попадется в цель, в этом случае лучше не просто бездумно кидать дротик, а узнать правильную технику броска, что сразу же увеличит процент вероятности попадания в цель. Постигая этап за этапом, ученик приобретает опыт, так как сталкивается с определенными, неизведанными до этого проблемы.

В итоге, можно сказать, что опыт человек получает, тогда, когда встречается с новыми обстоятельствами, людьми, ситуациями, событиями и условиями деятельности, которые, в конечном итоге, расширяют горизонт сознания, делая ученик более продвинутым. Восприятие опытного мастера отличается от восприятия неопытного ученика, так как мастер сталкивался с многими ситуациями и провел не один день за оттачиванием практики, что ученику только предстоит познать.

Только обучаясь, вынося новые суждения, встречая новые впечатления и создавая новые события вокруг себя – можно получить новый, ценный опыт. Вопрос приобретения опыта – это всегда вопрос активной деятельности и понимания. Не понимая, что происходит вокруг, человек вряд ли сможет извлечь важные жизненные уроки. А отказываясь от действий и не идя навстречу жизни – понимать будет просто нечего.

Духовная работа над собой — получение практического опыта

Чтобы развиваться духовно, человек должен работать над собой, получать практический опыт. Духовная работа над собой подразумевает ежесекундный контроль своего состояния, контроль мыслей, эмоций, распознавание в себе проявлений Духовного и Животного начал, нахождение в моменте «здесь и сейчас».

«Только изменяя себя внутренне, работая над собой, можно понять реальные процессы видимого и невидимого миров, осознанно идти по духовному пути. Иначе говоря, внутренние перемены должны быть, прежде всего, в самом человеке, в этом смысл его духовного развития!

Духовный опыт помогает понять, в чём заключается истинное счастье, рождающее чувство душевного покоя и комфорта, и почему не стоит гнаться за призрачной иллюзией этого мира. Самое главное, что приобретаешь понимание кто ты истинный и в чём смысл твоего существования здесь, в этом мире.»

А. Новых «АллатРа»

Как опытность формирует восприятие и мировоззрение?

Опыт оказывает достаточно большое влияние на восприятие мира, так ка впечатления, полученные в ходе жизни, могут определенным образом отпечататься в виде положительного или негативного опыта. Есть народная пословица:

«Дуть на воду, обжегшись на молоке»

Это означает, что негативный опыт из прошлого формирует определенное предвзятое отношение не только к предмету, с которым связан опыт, но и со связанными вещами. Спасенный от утопления будет опасаться воды, из пожара – огня, тот, кто был тяжело ранен ножом – будет опасаться острых предметов. И так далее. Впечатления формируют опыт, который влияет на восприятие, которое, в свою очередь, формирует образ действий и манеру поведения человека, выстраивая определенную линию действия относительно тех или иных областей. Совокупность опыта отражает личность и её предысторию, исходя из этого, можно научиться понимать страхи, желания и стремления других

Разочарование также сильно влияет на восприятие и разочарование – это также непосредственно связанное с опытом событие в жизни. Представьте себе воплощение опыта – мудреца или старца, разве способен он разочароваться? Нет, в то время как ребёнок или юноша разочаровывается во всем окружающем: в мире, людях, авторитетах, занятиях и так далее. Разочарование – это событие, которому предшествуют ожидания, надежды и предвзятое отношение. Вовлекаясь в какой-либо предмет или человека, отсутствие опыта грозит серьезным разочарованием. Такие события накладывают на всего два следа на судьбу: делают сильнее или ломают. Могут и вовсе не оставить следа, оставив на том же уровне развития.

Однако, для формирования правильного опыта и борьбы с негативным опытом, который мешает жить более свободно, необходимо приобрести знания и обработать внутри себя ситуации из прошлого, которые сказались на личности. Это может быть крайне тяжело реализовать, но избавиться от груза с помощью одного тяжелого напряжения легче, чем нести его всю жизнь.

Рекомендуем также эту статью: Умиротворение – что это такое? Спокойный ум.

Какой бывает опыт?

Опыт бывает положительный и отрицательный.

Положительный опыт

Положительный опыт базируется на приятных впечатлениях и воспоминаниях, на успехе и полученных за их счёт наслаждений. Положительный опыт убеждает в том, что именно такой образ действия позволит стать счастливым. И часто люди возвращаются к тому, что приносило им положительный опыт, в том числе и к другим людям. Положительный опыт также может негативно сказывается на жизнь, так как уносит сознание в прошлое, заставляя возвращаться в те места, где было счастье. Однако, следует осознавать, что из такого опыта следует сделать выводы, но не пытаться вновь воспроизвести его.

В одну реку человеку нельзя войти дважды.

Гераклит.

Если положительный опыт принуждает вернуться в прошлое, то стоит отказаться от этой затеи, признав, что и обстоятельства изменились, и вы поменялись. После чего необходимо понять из-за чего тогда возникало счастье. И вместо того, чтобы вернуться в прошлое, следует стремиться воспроизвести главный и самый важный компонент вашего прошлого счастья. Очень многие вспоминают занятие спортом как положительный опыт, хотя, по сути, такие впечатления им давали интенсивные физические нагрузки. Многие вспоминают людей из прошлого, хотя счастье давали не сами люди, а чувства и ситуации.

Нужно переосмыслить положительный опыт, который привлекает к прошлому и таким образом превратить прошлое счастье в настоящее.

Если положительный опыт привел к положительному долгосрочному результату, например, сохранение контроля над собой помогло избежать конфликта, то в таком случае опыт нужно закреплять размышлением о том, что это был правильный поступок, который исходит из положительной, добродетельной черты, осознавая, что этот способ будет действовать и далее.

Негативный опыт

Негативный опыт – это набор отрицательных впечатлений, относящихся к конкретному человеку, деятельности, событию или времени жизни. Негативный опыт ограничивает и не позволяет вернуться к деятельности, людям, общества, поступкам или привычкам, которые ранее стали причиной возникновения неприятных впечатлений. Негативные впечатления отталкивают от самой мысли возвращения к тем впечатлениям. Если под такими вещами воспринимаются действительно опасные и вредные для жизни ситуации, связанные с вредными привычками, действительно плохим обществом или собственными негативными чертами, то такое восприятие позволит закрепить новый образ жизни, перейти к качественно новому восприятия жизни.

Однако, если негативный опыт затрагивает важные и, порой, необходимые сферы жизни такие как, например: отношения, труд, деятельность, помощь другим, саморазвитие, обучение и так далее – то следует переработать в себе этот опыт, осознать, что негатив исходит не от ситуации, а от нашего собственного восприятия и реакции на произошедшие события. Даже если не возвращаться к прошлому, то избавление от негативного опыта в любом случае станет глотком обретения свободы в деятельности. Если опасаться самых больших и важных сфер, разве можно жить полноценно?

Таким образом, избавление от негативного опыта позволит либо закрепить отказ от того, что тянет вниз судьбу превратив опыт в понимание, либо освободить сознание от прежних предрассудков, что даст больше свободы воли.

Армия

В России служба обязательна – таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

Армия – самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно – зависит от рода войск). Армия учит держать слово, терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях – это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

Путь опыта

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.

– Конфуций

Если мы говорим об опыте, как пути, который ведет человека, то это один из самых богатых на возможность приобретения понимания мира, но самый болезненный и непрощающий учитель. Учиться по пути опыта, означает проверять всё не исходя из знаний и опыта других людей, а самому следовать по уже проторенным путям. Существует определенная логика и познание, которое объясняет и указывает на сущность предметов, отказ от познания и авторитетов более опытных людей приводит на путь опыта. Есть простая и ясная иллюстрация такого пути – красивая женщина ночь гуляет по плохому району. Мы знаем, что происходит в плохих районах преступность представляет угрозу для людей, мы знаем, что красота женщин является одним из объектов преступности. Тем, кто понимает, что произойдет не нужно испытывать это на опыте. Таким образом, знание позволит избежать очень многих опасностей в жизни человека, однако только знание подкрепленное опытом, как положительным, так и отрицательным, способно лишить человека сомнений в своих познаниях и необходимости совершать определенные поступки.

Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Т. Карлейль

Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.

М. Антрим

Несмотря на то, что опыт является самым горьким, тяжелым и приносящим человеку боль, порой это единственный путь для того, кто не стремиться обладать знанием, не хочет обучаться и не желает совершенствоваться. Боец, который не вкладывает достаточно усилий в тренировку, будет побит на соревнованиях, а ученый, не уделивший должное время обучение, вынужден будет совершать ошибки.

Путь опыта – это один из путей. Да, он тяжелый и болезненный, но это не означает, что он плохой. Постигнув на горьком опыте, человек лишь сильнее убеждается в необходимости определенного образа жизни, отказа от вредного и стремлению к необходимому. Так, через путь опыта, можно встать на более благоприятные пути при этом набравшись очень важного понимания ценности знаний и ценность сохранения своего внутреннего мира.

Если ты упал, постарайся поднять что-то с пола

Шотландская поговорка.

Итак, опыт – это совокупность впечатлений, которые формируют восприятие человека. Это также совокупность полученных на практике выводов, навыков и суждений, если говорить в контексте способностей. Приобретение опыта – это всегда вопрос столкновения с новым, а столкновение с новым всегда влечет за собой возможные ошибки. Ошибок и потерь не стоит опасаться, так как они указывают нам на собственные недостатки и слабости. Их следует воспринимать как возможный трамплин для наших умений и нас самих. И тогда мы всегда сможем находить свои недостатки и побеждать их с помощью знания. Удачи.

Об индивидуальности

Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже – взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример – ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: