Психоаналитический метод: техника свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций широко используется в психологии уже довольно продолжительное время. Его автором является один из самых известных и скандальных психоаналитиков в истории Зигмунд Фрейд. Именно он предложил данный метод и использовал его на протяжении всей карьеры, передавал его своим ученикам и включил его в так называемый психоанализ, благодаря которому он и обрел свою известность. Если вы хотите узнать больше про метод свободных ассоциаций, что он собой представляет и для чего используется, то эта статья для вас.

Зигмунд Фрейд

метод свободных ассоциаций

Если рассказывать про метод свободных ассоциаций, то необходимо упомянуть и того, кто ввел этот метод, а именно Зигмунда Фрейда. Он жил и трудился во второй половине девятнадцатого и в первой половине двадцатого века. Он родился в Австрийской империи в городе Фрайберге, который на данный момент территориально относится к Чехии. Он внес огромный вклад в психологию, и его труды до сих пор используются и ценятся, изучаются в университетах и применяются на практике, хотя уже не так активно, как ранее. Он основал трехкомпонентную структуру психики, введя понятия «я», «оно» и «сверх-я». Именно Фрейд рассказал миру о психосексуальных фазах развития человека, он описал защитные механизмы психики человека и многое другое, что в результате сложилось в полноценное психологическое и психиатрическое направление, которое получило название «фрейдизм». И именно в рамках фрейдизма и существует так называемый психоанализ, который потряс мир психологии и психиатрии в свое время. Его ключевой составляющей является метод свободных ассоциаций, поэтому нельзя говорить о нем, не рассказав непосредственно о психоанализе в целом.

Упражнение-тест «16 ассоциаций» (ассоциативный тест Юнга). Универсальное по работе с проблемами

Оглавление

  • Тест Юнга «16 ассоциаций»
  • Анализируем первый столбец
  • Переходим к анализу второго столбца
  • Разбираем третий столбец: В чем причина?
  • Анализ четвертого и пятого столбцов — ключ к себе

Упражнение-тест «16 ассоциаций» помогает выявить глубинные истоки любой проблемы, докопаться до сути, настоящей причины имеющейся у тебя проблемы, а также чужие жизненные программы, мешающие добиться успеха в определённой сфере жизни.
Прообразом теста служит метод свободных ассоциаций, который использовал Карл Юнг. Он применял его для установки мотиваций личности, а очень хорошо и художественно этот метод описан в рассказе Карела Чапека «Эксперимент профессора Роусса». Со временем метод трансформировался в методику по работе с проблемами, но имя автора в названии осталось («Ассоциативный тест Юнга» или «Тест Юнга «16 ассоциаций»»). Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. В первую очередь этот тест служит не для решения каких-либо трудностей по принципу: «Проблема решись!», а направлен на выявление внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов, чувств вины, отрицания и всего того, что не видно на поверхности.

Тест довольно простой и выполняется в течение 10–15 минут. Для первоначальной формулировки нужен набор слов, которые ассоциируются с той проблемной ситуацией, что сложилась на сегодняшний момент. В результате разбора которого, потянув за выбранные ключевые слова, как за ниточку, и вытащив на свет основные, связанные с ним ассоциации, можно чётко обозначить влияние подсознательного, так как активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды. Что нужно для проведения теста? Нужны листок бумаги и ручка. На листе бумаги нужно нарисовать следующую табличку: Исследуемое слово

11111
2
32
4
532
6
74
8
9532
10
116
12
1374
14
158
16

Теперь самое интересное. Нужно взять любую область, где ты считаешь, что у тебя есть проблема: семья, здоровье, счастье, любовь, мужчина, женщина, дети, секс, работа, отдых, призвание, деньги…

То есть это может быть всё, что угодно. Тест универсальный и позволяет выявить источник дисбаланса в любой области, которую ты решишь исследовать.

В качестве примера возьмём тему «ДЕНЬГИ». И если ты не выбрала никакой сферы для исследования, то также остановись на деньгах. Уверена, что результаты исследования тебя удивят и позволят взглянуть на область своих личных финансов с совсем другой стороны.

Итак, мы выбрали деньги, что дальше? Попробуй это слово «на вкус». Какие ассоциации оно у тебя вызывает?

Теперь быстро, особенно не задумываясь, впиши в первый (левый) столбец таблицы 16 ассоциаций, связанных со словом «ДЕНЬГИ» (твоим исследуемым словом).

Что такое ассоциация, надеюсь, понятно. Это может быть любое слово, словосочетание крылатое выражение, междометие… И совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом «ДЕНЬГИ».

Справились? Отлично!

Дальше не читай, пока это не сделаешь, а то знаю я тебя, главное — это текст по диагонали пробежать и побежать дальше. Не делай так, а то опять получишь все как всегда — пшик на постном масле. Мысль должна завершаться действием. Как-то в своей книге «Где раздают безусловную веру в себя» Татьяна Морозова написала о том, что же такое настоящее понимание чего-либо.

«Понимание приводит к тому, что человек ФИЗИЧЕСКИ не может оставаться тем, кем он был раньше. Иначе понимание — это просто иллюзия. Понял — значит сделал. Кто раз испытал, что значит делать то, что является твоим, на суррогат никогда не согласится. Например, когда человек понимает, что причина его болезни сверхобидчивость, то он физически не может дальше обижаться на кого бы то ни было. Понимание обязательно подкрепляется действиями. Нет действий — нет понимания.

Понимание в голову приходит через сердце, т.е. через чувства, которые и дают человеку необходимую энергию на то, чтобы понимание перевести в действие. У человека как будто внутренний источник энергии появляется и он находит способы претворить задуманное в жизнь».

Эта цитата заставляет по-другому посмотреть на некоторые вещи. Почему ты вроде бы всё понимаешь, но ничего не делаю? Значит, это действительно это иллюзия понимания, а ты сама от этого ещё далека. Теперь у тебя есть ценный критерий понимания, если он не выполнен, значит — иллюзия.

После того, как избавились от иллюзий и все же выполнили это простое задание — написали 16 ассоциаций, которые первыми пришли в голову на исследуемое слово, идем дальше и заполняем второй столбец.

Заполняется он тоже просто — теперь соедини первое слово со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т. д. и впиши во второй слева столбик ключевую ассоциацию, выведенную из пары слов.

Пример:

отдыхдолголетие
здоровье

К слову, ассоциация — это не умозаключение. То есть ассоциация может быть любой, совершенно не обязательно связанной с предыдущими словами логически. На слова «отдых» и «здоровье» у кого-то может возникнуть ассоциация — «курорт», а у кого-то — «санаторий» (вспомнился первый отпуск по путевке, где поправлял здоровье). Самое главное здесь — это почувствовать, что именно это слово, и никакое другое, выскакивает из подсознания как объединяющее эту пару слов.

Итак, во втором столбике у тебя появилось 8 слов.

Следующий этап (уже догадалась?) — снова соедини первое слово со вторым, третье с четвертым и так далее и точно так же впиши в третий столбик ключевые ассоциации. Теперь их будет 4.

И, дальше, как нетрудно догадаться, снова объедини слова, снова выведи ассоциации (всего 2). И наконец, путем объединения двух последних слов у тебя получается итоговая ассоциация. То, с чем у тебя ассоциируется слово «ДЕНЬГИ» (твое исследуемое слово).

Последнее слово — это ключ!

Как тебе это слово? Удивлена ли ты или это ожидаемый результат? Как ты себя чувствовала, пока выполняла это задание? И интересно ли тебе было? Открыла ли ты в себе что-то новое?

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что ты можешь сказать о последнем слове? Что оно для тебя значит?

Для расшифровки результатов возьмём интерпретацию, изложенную Еленой Шубиной в своей книге «Как приманить деньги».

Общая расшифровка выглядит так:

1 столбец2 столбец3 столбец4 столбец5 столбец
Уровень реальности — что на поверхностиУровень разума — что я об этом думаю на самом делеУровень чувств — что я чувствую в связи с этим на самом делеКорень проблемы или самые значимые вопросыКлюч бессознательного

Анализируем первый столбец

Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

К примеру, добрая половина городских жительниц утверждает, что боится мышей, крыс, змей, и заходят в подъезд едва ли не с зарытыми глазами, но редко кто из них хоть раз видел живую мышь в своем подъезде! Почему они их боятся? Это штамп — «женщины бояться мышей», а раз я женщина, надо бояться.

То же самое происходит и с деньгами (любым другим исследуемым словом). Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце.

Деньги — грязь, деньги — ложь, деньги — испытание, деньги — жалость, деньги — благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

Любопытно, что деньги — это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

  • Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата…»
  • А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство…»

Проанализируй, как у тебя обстоят дела со способом получения денег.

Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.

Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма — оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

Чтобы его определить, прочитай 16 слов и постарайся оценить — по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?

Пример:

Уровень оптимизма идет вверхУровень оптимизма идет вниз
БумагаБогатство
МалоЖадность
Где взятьНищета
СмогуРастрата
СвободаНехватка

Если уровень оптимизма идет вверх — хорошо. Значит, в каком бы финансовом положении ты не был(а) сейчас, ты все преодолеешь. Ты на верном пути, и у тебя все будет хорошо.

Если уровень оптимизма идет вниз — плохо. Но я надеюсь, что благодаря результатам теста ты пересмотришь некоторые свои убеждения и своевременно добьешься успеха.

4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, — это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что ты почему-то взял(а) на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к тебе никакого отношения.

Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей. «Много денег — стыдно». Но родители подцепили это убеждение в те времена, когда много заработать честным трудом было совершенно невозможно, если только ты не принадлежала к очень узкой богемной или научной прослойке. Поэтому они искренне верили в это. Но по какой причине ты до сих пор тащишь это убеждение на себе?

В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок. Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка — выловить в своем тесте эти чужие заморочки.

Я просила писать этот тест от руки на листке бумаги. И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить «чужих».

Интересно: написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные — с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

Когда я выполняла этот тест сама, то оказалось, что все слова я написала аккуратно и полностью, и только одно слово у меня было написано не до конца — ответственность. Когда я стала думать о нем, то перед глазами сразу встала мама, которая говорила мне, что большие деньги — это всегда ответственность.

Но анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения «чужих». Сделай еще следующее — прочитай первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции телесные ощущения.

Скорее всего на каком-то слове в тебе поднимется волна несогласия, как будто это написала не ты. Возможно, ты даже почувствуешь энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

У меня таким словом из 16 мною записанных стало слово «труд». И тут опять всплыла картинка мамы, как она говорит, что нужно много трудиться, чтобы у тебя в жизни все было хорошо.

Елена Шубина в своей книге приводит следующий пример:

работа
много
люблю
кайф
нищенствование
отель
зелень
машина
дети
образование

Даже не являясь знатоком психологии, можно почувствовать, что человек, написавший этот набор ассоциаций, — трудяга, крепко стоящий на ногах, понимающий толк в земных удовольствиях и ориентированный на будущее.

Но откуда же взялось это кошмарное слово «нищенствование»? Оно грубо врывается в перечень ассоциаций лингвистически (будь это слово принадлежностью самого человека, он бы написал — нищета). И разрывает связь между логическим блоком, где хорошо видны основные мотивы и стратегия этого человека (хорошо поработал — хорошо отдохнул, и о детях не забывай). Становится понятно, на что этот человек тратит энергию. На то, чтобы любой ценой избежать этого самого «нищенствования».

Когда я спросила человека, написавшего этот столбец, о происхождении слова «нищенствование», он вспомнил, что в детстве мать часто орала на него: «Учись, бестолочь, не выучишься — на работу не возьмут, будешь нищенствовавать!» Он учился, окончил два вуза, вкалывает на руководящей должности на государственном предприятии, потому что уверен, что оно — стабильнее. Много раз получал приглашения уйти в частный бизнес, и на оклад, и в качестве партнера, но всегда отказывался. Почему? Говорит, что не любит рисковать, но при этом гоняет на машине с огромной скоростью, один ходит в тайгу на медведя, то есть не рисковым его никак не назовешь. Говорит, что затормозился. Дает себе слово что-то поменять, но не находит сил. Боится ли нищеты? Да, но старается об этом не думать, если мысль такая приходит, заглушает стопочкой хорошей водки. Такой вот типичный случай. После работы с тестом и снятием материнского программирования попробовал совместить основную работу с руководством в частном бизнесе. Сейчас руководит крупным лесоперерабатывающим комбинатом в Сибири. Чужие страхи и убеждения отнимают у нас намного больше сил и энергии, чем свои собственные, и заставляют совершать совершенно немыслимые поступки. Замечено, что самым распространенным способом заглушить в себе «голос» чужого убеждения является алкоголь. Не потому ли в нашей стране, где все жили только по указке, так много сильно пьющих людей? Но возвращаемся к тесту.

Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумай об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но, как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто, в основном, закладывает всё в нашу голову.

Теперь, когда ты понял(а) откуда у тебя это взялось и, возможно, даже вспомнил(а), сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, — откажись от этого слова — убеждения.

Как? Да просто зачеркни и на его месте напиши новое. Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично тобой.

Переходим к анализу второго столбца

Второй столбец — это уровень разума. Это то, что я об этом думаю. Поясню… Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают. А зря… Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

На этом уровне вылезают лично твои ограничивающие убеждения.

Пример:

  • Не уверен
  • Равенство
  • Возраст
  • Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:

  • Это не получится именно у меня.
  • У меня недостаточно образования, стартового капитала, опыта.
  • Не тот возраст, уже поздно… И т. д.

Проанализируй второй столбец своего теста и найди в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумай их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?»

Каждый раз задавай себе уточняющий вопрос, пока не убедишься в том, что пришёл(ла) к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейся над ними и расстанься с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

Вот пример типичного диалога психолога с человеком застрявшем на своем убеждении: — Убеждение: «У меня уже не тот возраст». — А какой «тот» возраст? — Ну, 20 лет. — Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать? — Ничего. — А сейчас? — Сейчас умею, у меня образование, опыт. — Так почему ты считаешь, что возраст не тот? — Здоровье не то. — А что значит, «то» здоровье? — Молодой. — В твоем роду были богатые люди — Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом… — А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье? — Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был. — Значит, дело не в здоровье и не в возрасте? — Получается, что да…

Вот такой диалог с самой собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше, если диалог будет вестись письменно.

Разбираем третий столбец: В чем причина?

Третий столбец — это уровень чувств. На нем видны наши «эмоциональные крючки». «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Пример:

  • Хочу
  • Боюсь
  • Ложь
  • Мама

Это слова из теста молодой женщины. На момент тестирования она собиралась выйти замуж за богатого человека и переехать за границу. Родители категорически не одобряли ее выбор. Это был уже третий кандидат в мужья, два предыдущих были отвергнуты благодаря родителям. Женщина боялась родителей, боялась мужчин, их денег, возможных изменений в жизни, всего… Но причина крылась именно в страхе перед материнским осуждением.

Внимательно посмотри на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно тебе станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

Интересно: Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз.

Поиграй словами и составь словосочетание. Иногда это ну просто призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену. А иногда, как в случае с нашей героиней, квинтэссенция внутренних переживаний.

У меня в третьем столбце было 4 слова:

  • Цель
  • Уверенность
  • Работа
  • Удача

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

Анализ четвертого и пятого столбцов — ключ к себе

Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом.

Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также — подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов — ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем с тобой случае это — деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:

  1. проблема детско-родительских отношений;
  2. самооценка;
  3. система ценностей

А теперь возьми лист бумаги и нарисуй последнее слово.

  • Если оно хорошее — сохрани рисунок. Это твой энергетический ресурс.
  • Если плохое — посмотри на него какое-то время, попрощайся и торжественно сожги.

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела тебя к нескольким полезным открытиям.

По мотивам

Что такое психоанализ?

метод свободных ассоциаций фрейд

Итак, какое место занимает в психоанализе метод свободных ассоциаций? Фрейд основывал свою деятельность именно на этом методе. Поэтому можно смело сказать, что он является основополагающим для психоанализа.

Психоанализ – это направление психологии, основателем которого и является Зигмунд Фрейд. Он считал, что у каждого человека психика разделяется на сознательное и бессознательное. И психоанализ, в отличие от всех других направлений, был сосредоточен на работе именно с бессознательным. Это означало, что изучение ситуации пациента, помощь ему, его лечение проводились с использованием не самых традиционных методов, которые включали в себя даже толкование сновидений. Со временем, естественно, эти методы стали общепринятыми, а метод свободных ассоциаций, примеры которого будут рассмотрены далее, вообще стал одним из ведущих в психологии и психиатрии.

Что это за метод?

метод свободных ассоциаций пример

Метод свободных ассоциаций в психоанализе, как вы уже поняли, занимает ведущее место и играет важнейшую роль. Но что же он собой представляет? Как уже было сказано ранее, психоанализ Фрейда направлен на бессознательное в человеческой психике, и именно на основании этого работает данный метод. Суть его заключается в том, что психоаналитик не пытается работать с рациональными мыслями и идеями пациента, он пытается добраться до самых глубин, до того, что сознание человека пытается утаить от всех окружающих и даже от него самого. Но как именно это работает? Как добраться до того сокровенного места в психике человека? Метод свободных словесных ассоциаций является идеальным инструментом, позволяющим получить именно то, что необходимо психоаналитику.

Ассоциации в психологии

Определение 1
Метод свободных ассоциаций – это психоаналитическая процедура изучения бессознательного, когда индивидуум говорит всё, что приходит ему в голову, невзирая даже на абсурдность или непристойность высказываний.

Термин был введен в XVII веке английским философом Дж. Локком, хотя само явление было известно ещё во времена Аристотеля.

Ассоциация в переводе с латыни означает связь и имеет множество значений. В психологии этот термин обозначает спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воображаемыми образами, которые возникают в мозгу человека.

Такие связи могут вызываться словами, запахами, звуками, информацией, хранящейся в памяти.

Возникнуть ассоциации могут и в результате внутренних процессов, происходящих в органах человека. Провоцировать целый веер ассоциаций могут и собственные мысли – одна случайная мысль, вызывает вторую, казалось бы, совсем не связанную с первой, к ней цепляется третья, четвертая и др.

В основе ассоциаций лежит рефлекторная реакция, возникающая в коре больших полушарий при сильном раздражителе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Свободные ассоциации в психоанализе 480 руб.
  • Реферат Свободные ассоциации в психоанализе 250 руб.
  • Контрольная работа Свободные ассоциации в психоанализе 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По нейронам возбуждение распространяется, и его волны захватывают новые области коры мозга. В результате происходит активизация прежних очагов возбуждения и вызывает из памяти чувства, идеи, образы, которые включаются в процесс мышления и актуализируют новые образы.

Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Чтобы сознание нормально функционировало, а мышление было эффективным, процесс рождения ассоциаций является важным.

Зависит это от ряда факторов:

  • от скорости протекания нервных процессов – чем она выше, тем быстрее и разнообразнее возниикающие ассоциации;
  • от подключения к мышлению уровня подсознания, где хранится неосознаваемая человеком информация, а ассоциации – это канал связи с этим таинственным уровнем психики.

Возникающие ассоциативные образы подвергаются обработке и трансформации, в результате создаются новые образы, что является работой воображения;

У каждого человека а памяти хранится свой опыт и своя информация, поэтому ассоциации будут иметь индивидуальный характер.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Тем не менее, общность опыта некоторых людей, их интересов и профессиональной деятельности приводят к устойчивым связям.

Классификацией ассоциаций занимался ещё Аристотель, выделив три вида связей. Классификацией Аристотеля пользуются и сегодня.

Классификация по сходству – чтобы в мозгу человека возникла связь между двумя объектами или явлениями, они должны быть похожи, например, по цвету, эмоциональному воздействию, внешнему виду – снежная равнина ассоциируется с белой пустыней и др.

По смежности – этот вид связи довольно распространен и возникает тогда, когда два объекта часто воспринимаются одновременно, например, запах хвои и мандаринов ассоциируется с Новым годом.

По контрасту – данный вид ассоциаций относится к самым сложным и объяснению плохо поддается. Вызванные ассоциации имеют противоположное значение, например, ночь – день, зима – лето, утро – вечер и др.

Классификацию Аристотеля дополнили позднее ещё одним видом – ассоциации по смыслу. Эти ассоциации являются результатом анализа информации и возникновения сложных логических и смысловых связей в коре головного мозга человека. Например, дождь ассоциируется с насморком.

Как проводится этот метод?

метод свободных ассоциаций в психоанализе

Итак, суть метода заключается в том, что психоаналитик позволяет своему пациенту говорить абсолютно все, что приходит ему на ум. Он не задает наводящих вопросов и не пытается узнать что-то конкретное. Он не просит сдерживать какие-либо эмоции – пациент может и должен рассказывать все, что приходит ему в голову, даже самые неприличные и пошлые вещи. Работа психоаналитика – выслушивать пациента, записывать все, что в потоке сознания выливается из уст пациента, а затем оправдывать название своей профессии, то есть анализировать полученную информацию. На первый взгляд это может показаться немного абсурдным – что можно извлечь из словесного потока, не ограниченного ничем? Однако на самом деле все не так просто, как может показаться. Фрейд не стал бы столь известен, если бы это был обычный поток сознания, а не что-то большее.

LiveInternetLiveInternet

Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем.

Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.

Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.

Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?

  • Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
  • Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
  • Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.

Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций” Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.

Заполняется просто — соедени первое слово со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т. д. и впиши во второй слева столбик Ассоциацию, выведенную из пары слов.

Пример:

Таблица с тестом (646x403, 67Kb)

  • Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:

Исследуемое слово

  • Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
  • Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары — 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
  • Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
  • В итоге Вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.

Если в последующие несколько дней Вы не будете выпускать из головы ключевое слово, пытаясь прикладывать его к различным сферам своей жизни, то может появиться о много мыслей, которые помогут Вам лучше разобраться в себе и своем подсознании.

Анализируем первый столбец Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов: 1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь. К примеру, добрая половина городских жительниц утверждает, что боится мышей, крыс, змей, и заходят в подъезд едва ли не с зарытыми глазами, но редко кто из них хоть раз видел живую мышь в своем подъезде! Почему они их боятся? Это штамп — «женщины бояться мышей», а раз я женщина, надо бояться. То же самое происходит и с деньгами (любым другим исследуемым словом). Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце. Деньги — грязь, деньги — ложь, деньги — испытание, деньги — жалость, деньги — благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д. Любопытно, что деньги — это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют. 2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

  • Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата…».
  • А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство…».

Проанализируй, как у тебя обстоят дела со способом получения денег. Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет. Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать. Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах. 3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма — оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами. Чтобы его определить, прочитай 16 слов и постарайся оценить — по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее? Пример:
Уровень оптимизма идет вверх
[/td]

Уровень оптимизма идет вниз
БумагаБогатство
МалоЖадность
Где взятьНищета
СмогуРастрата
СвободаНехватка

Если уровень оптимизма идет вверх — хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении ты не был(а) сейчас, ты все преодолеешь! Ты на верном пути, и у тебя все будет хорошо. Если уровень оптимизма идет вниз — плохо! Но я надеюсь, что благодаря результатам теста ты пересмотришь некоторые свои убеждения и своевременно добьешься успеха! 4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, — это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что ты почему-то взял(а) на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к тебе никакого отношения. Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег — стыдно. Но родители подцепили это убеждение в те времена, когда много заработать честным трудом было совершенно невозможно, если ты не принадлежала к очень узкой богемной или научной прослойке. Поэтому они искренне верили в это. Но по какой причине ты до сих пор тащишь это убеждение на себе? В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка — выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки! Писать этот тест от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить «чужих»! Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные— с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее). Когда я выполнял этот тест сам, то оказалось, что все слова я написал аккуратно и полностью, и только одно слово у меня было написано не до конца — ответственность. Когда я стал думать о нем, то перед глазами сразу встала мама, которая говорила мне, что большие деньги — это всегда ответственность. Но анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения «чужих». Сделай еще следующее — прочитай первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции телесные ощущения. Скорее всего на каком-то слове в тебе поднимется волна несогласия как будто это написала не ты. Возможно, ты даже почувствуешь энергетический спад, мгновенную усталость и апатию. У меня таким словом из 16 мною записанных стало слово «труд». И тут опять всплыла картинка мамы, как она говорит, что нужно много трудиться, чтобы у тебя в жизни все было хорошо.

Следующий пример:

работа
много
люблю
кайф
нищенствование
отель
зелень
машина
дети
образование

Даже не являясь знатоком психологии, можно почувствовать, что человек, написавши этот набор ассоциаций, — трудяга, крепко стоящий на ногах, понимающий толк в земных удовольствиях, и ориентированный на будущее. Но откуда же взялось, это кошмарное слово «нищенствование». Оно грубо врывается в перечень ассоциаций лингвистически (будь это слово принадлежностью самого человека, он бы написал — нищета). И разрывает связь между логическим блоком, где хорошо видны основные мотивы и стратегия этого человека (хорошо поработал — хорошо отдохнул, и о детях не забывай). Становится понятно, на что этот человек тратит энергию. На то, чтобы любой ценой избежать этого самого «нищенствования». Когда я спросил человека, написавшего этот столбец, о происхождении слова «нищенствование» он вспомнил, что в детстве мать часто орала на него: «Учись, бестолочь, не выучишься, на работу не возьмут, будешь нищенствовавать!» Он учился, окончил два вуза, вкалывает на руководящей должности на государственном предприятии, потому что уверен, что оно — стабильнее. Много раз получал приглашения уйти в частный бизнес и на оклад, и в качестве’ партнера, но всегда отказывался. Почему? Говорит, что не любит рисковать, но при этом гоняет на машине с огромной скоростью, один ходит в тайгу на медведя, то есть не рисковым его никак не назовешь. Говорит, что затормозился. Дает себе слово что-то поменять, но не находит сил. Боится ли нищеты? Да, но старается об этом не думать, если мысль такая приходит, заглушает стопочкой хорошей водки. Такой вот типичный случай. После работы с тестом и снятием материнского программирования попробовал совместить основную работу с руководством в частном бизнесе. Сейчас руководит крупным лесоперерабатывающим комбинатом. Чужие страхи и убеждения отнимают у нас намного больше сил и энергии, чем свои собственные, и заставляют совершать совершенно немыслимые поступки! Замечено, что самым распространенным способом заглушить в себе «голос» чужого убеждения является алкоголь. Не потому ли в нашей стране, где все жили только по указке, так много сильно пьющих людей? Но возвращаемся к тесту. Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумай об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову. Теперь, когда ты понял(а) откуда у тебя это взялось и, возможно, даже вспомнил(а), сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, — откажись от этого слова — убеждения! Как? Да просто зачеркни и на его месте напиши новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично тобой. Переходим к анализу второго столбца Второй столбец — это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню… Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря… Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров. На этом уровне вылезают лично твои ограничивающие убеждения! Пример:

  • Не уверен
  • Равенство
  • Возраст
  • Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:

  • Это не получится именно у меня.
  • У меня недостаточно образования… стартового капитала… опыта…
  • Не тот возраст… Уже поздно… И т. д.

Проанализируй второй столбец своего теста и найди в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумай их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?» Каждый раз задавай себе уточняющий вопрос, пока не убедишься в том, что пришёл(ла) к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейся над ними и расстанься с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками. Вот пример типичного диалога психолога с человеком застрявшем на своем убеждении: — Убеждение: У меня уже не тот возраст. — А какой «тот» возраст? — Ну, 20 лет. — Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать? — Ничего. — А сейчас? — Сейчас умею, у меня образование, опыт. — Так почему ты считаешь, что возраст не тот? — Здоровье не то. — А что значит, «то» здоровье? — Молодой. — В твоем роду были богатые люди — Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом… — А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье? Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был. Значит, дело не в здоровье и не в возрасте? — Получается, что да… Вот такой диалог с самой собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше, если диалог будет вестись письменно. Разбираем третий столбец — В чем причина? Третий столбец — это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов. Пример:

  • Хочу
  • Боюсь
  • Ложь
  • Мама

Это слова из теста молодой женщины. На момент тестирования она собиралась выйти замуж за богатого человека и переехать за границу. Родители категорически не одобряли ее выбор. Это был уже третий кандидат в мужья, два предыдущих были отвергнуты благодаря родителям. Женщина боялась родителей, боялась мужчин, их денег, возможных изменений в жизни, всего… Но причина крылась именно в страхе перед материнским осуждением. Внимательно посмотри на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно тебе станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия. Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз! Поиграй словами и составь словосочетание. Иногда это ну просто призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену. А иногда, как в случае с нашей героиней, квинтэссенция внутренних переживаний. У меня в третьем столбце было 4 слова:

  • Цель
  • Уверенность
  • Работа
  • Удача

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу Анализ четвертого и пятого столбцов — ключ к себе Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом! Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также —подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов — ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем с тобой случае это — деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой. А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:

  • проблема детско-родительских отношений;
  • самооценка;
  • система ценностей

А теперь возьми лист бумаги и нарисуй последнее слово!

  • Если оно хорошее — сохрани рисунок! Это твой энергетический ресурс!
  • Если плохое — посмотри на него какое-то время, попрощайся и торжественно сожги!

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела тебя к нескольким полезным открытиям!

Работа с бессознательным

юнг метод свободных ассоциаций

Так каков же секрет, делающий столь популярным и эффективным метод свободных ассоциаций? Интерпретация информации, полученной от пациента, не является поисками зерна здравого смысла в потоке бреда, как кажется многим. На самом деле Зигмунд Фрейд считал, что разделение психики на сознательное и бессознательное имеется у каждого человека, и психоаналитики до того времени обращались только к сознательному. Это значит, что они задавали своим пациентам логичные вопросы, на которые они сознательно давали логичные ответы. Однако при этом сознание не допускало того, чтобы самые глубокие проблемы выходили наружу – никто сознательно не хотел в них признаваться, а зачастую даже не мог, потому что не подозревал об их существовании, так как сознание надежно берегло их. Чем же отличается метод свободных ассоциаций? Все дело в том, что этот метод снимал все ограничения сознания – пациенту запрещалось думать о том, что он говорит, пытаться взвешивать слова, фильтровать идеи. Он должен был говорить абсолютно все, что приходило ему в голову. Именно за счет этого и проделывался путь к самым скрытым в глубинах подсознания проблемам, которые пациент не хотел или даже не мог рассказать своему психоаналитику, когда его спрашивали напрямую или косвенно, то есть обращаясь к его сознательному, а не бессознательному.

Психологический Тест «Ассоциации»

Метод свободных ассоциаций активно используется в психоанализе. Суть метода в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему.

Данный тест, как и все тесты на ассоциации, используется для выявления личностных свойств человека. Ваши ответы на вопросы теста определяют Ваши ценности и идеалы, Ваше отношение к самому себе, к окружающим и к жизни в целом.

Психологический тест «Ассоциации» – определитель Вашего отношения к семье, деньгам, близким людям и жизни в целом. Его можно назвать шуточным, но он все же в значительной степени правдив, особенно если отвечать на вопросы честно и при этом не задумываться надолго.

Для прохождения теста Вам понадобятся ручка, карандаш и лист бумаги. Ваша задача – отвечать на вопросы, не глядя на расположенные ниже строки, иначе Вы не получите нужного результата. Отвечайте на вопросы развернуто, излагайте свои мысли максимально подробно. Свои ответы можно дополнить рисунком.

Не следует давать себе много времени на размышление: первая ассоциация – самая верная. Записывайте самое первое, что придет в голову, а затем расшифруйте значение записанного и узнайте о том, что скрывается в Вашем подсознании.

Задание 1.

Опишите (можно в нескольких предложениях), какие ассоциации у Вас вызывают:

  • Кофе.
  • Собака.
  • Кошка.
  • Море.
  • Крыса.

Задание 2.

Расположите животных в соответствии со своим отношением к ним (начиная с тех, которые нравятся Вам больше):

  • Свинья.
  • Корова.
  • Лошадь.
  • Тигр.
  • Овца.

Задание 3.

Вспомните 5 людей, о которых Вы часто думаете, и подберите для каждого из них цвет:

  • Красный.
  • Желтый.
  • Зеленый.
  • Белый.
  • Оранжевый.

Ключ к тесту

Задание 1.

Ассоциации с кофе отражают Ваш интерес к сексу.
Вы считаете, что пишете о собаке, но на самом деле думаете о себе.

Описание кошки соответствует представлению о Вашем партнере.

Море отражает Ваши представления об окружающих.

Крыса – Ваш враг.

Задание 2.

Вы расставили свои жизненные приоритеты, поскольку каждое животное в подсознании ассоциируется с каким-либо конкретным субъектом или понятием. Овца означает любовь, свинья – деньги, корова – карьеру, тигр – достоинство и честь, лошадь – семью.

Задание 3.

Человек, которому Вы присвоили красный цвет – тот, кого Вы искренне любите.

Желтый относится к тому, кого Вы не забудете в течение всей жизни, даже если сильно захотите.

Человек, которому приписан зеленый цвет, – Ваш истинный друг.

Оранжевый характеризует того, кого Вы сами считаете лучшим другом.

Белый – цвет человека, близкого Вам по духу.

Подумайте над результатами теста. Все ли вас устраивает? Может что-то стоит поменять? Пусть Ваше подсознание само предложит решения, не мешайте этому процессу своими умственными размышлениями.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и Психологу.

Начать Консультацию Психолога

Несвободные ассоциации

метод свободных словесных ассоциаций

Несмотря на то, что этот метод называется именно так, сам Фрейд не считал ассоциации конкретно «свободными». Он придерживался мнения о том, что все они управляются подсознательным процессом. И благодаря этому методу сознание пациента больше не может сдерживать все то, что скрывалось в его глубинах. Оно пропускает данную информацию, так как зачастую она идет не в прямой, а в символической форме – именно здесь вступает в дело опытный психоаналитик, который должен полученные символы расшифровать.

Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

Когда мы работаем с запросом клиента в технике QHS , то наблюдаем удивительную картину: Если удается в самом начале найти и проработать глубинные ассоциации по теме запроса, то зачастую сама тема либо обнуляется либо становится весьма незначительной, с которой клиент может легко справляться. Эффект этот зависит в наибольшей степени от умения терапевта выйти с клиентом на глубинные ассоциативные связи запроса. Техника «16 ассоциаций» помочь прорваться на этот глубинный уровень , обойдя ментальные ловушки и сопротивление клиента.

«16 ассоциаций» — это упражнение из области психолингвистики, направленное на поиск вашей глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову или понятию.
Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле – то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.

С помощью упражнения «16 ассоциаций» можно потянуть за выбранное ключевое слово, как за ниточку, и вытащить на свет основные связанные с ним ассоциации – чтобы найти ту, которая оказывает наибольшее влияние на наше восприятие ключевого слова. Это влияние практически всегда подсознательное – ведь активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды.

Результат техники «16 ассоциаций» 1. Осознание того, что влияет на наше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если вы выполните «16 ассоциаций» и ничего больше не будете предпринимать для работы над той сферой, слово из которой вы выбрали, а через три-шесть месяцев повторите упражнение – то получите уже другой результат и увидите, что ваше отношение к ключевому слову изменилось. Так работает осознание: выгрузив свои мысли и ассоциации на белый лист, мы, люди, просто не можем не начать их анализировать. Во-первых, перенося слова и из головы на бумагу, мы освободили часть мозговых ресурсов, во-вторых, мы видим графически выраженные взаимосвязи, а в-третьих – нам любопытно. Почему именно так? Откуда взялось то и это? Размышляем, вспоминаем, анализируем, делаем выводы – и получаем вторую пользу.

2.Трансформационный эффект. Осознанное восприятие меняет отношение, и этому тоже есть объяснение в механизмах работы памяти: учеными установлено, что вспоминаем мы не само событие, а последнее воспоминание о нем. Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь. От того, какими эмоциями будут окрашены эти ассоциации, будет зависеть, насколько сильно изменится общий эмоциональный окрас цепи – и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова. А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

3.Мы получаем готовую карту для дальнейшей работы и прояснение запроса. Становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

Итак, осознанность, трансформационный эффект и вопрос «И что теперь, когда?..». Чем выше осознанность, чем честнее с собой человек и чем искреннее он настроен на работу над собой – тем сильнее будут изменения в результате выполнения техники.

ТЕХНИКА.

Выбираем слово, с которым будем работать. При запросе на беременность при бесплодии-это слово Ребенок или Беременность Подумайте о Беременности…Беременности вообще вообще… Беременности ,как понятии… вашей личной Беременности… Теперь напишите в столбик 16 ваших ассоциаций к слову Беременность. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения… Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения.

Объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее. Для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова. Когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку.

И снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат. Продолжаем, пока не останется одно слово.

Обратите внимание, что при нахождении последнего слова – глубинной ассоциации – всегда присутствует реакция в теле.

Обратите внимание на позитивные и негативные слова — каких больше? В каком столбце? Глубинная ассоциация-это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать. «Ключи» к технике «16 ассоциаций» — что скрывается в каждом столбце: Первая колонка слов показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…

Вторая колонка – уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.

Третья – образы наших эмоций в отношении ключевого слова. Последняя- последние два слова перед ключевым помогают выявить корень проблемы, самые значимые вопросы и внутренние стратегии выбора. Важно в ходе упражнения сосредоточиться не на общепринятых ассоциациях, а на своих личных, звучащих внутри вас.Если возникает ступор,еще и еще раз проговорите внутри себя пару слов и прислушайтесь- что их обьединяет или чем они для вас не являются оба.Правильно найденная ассоциация дает явную телесную реакцию, особенно это касается последней , глубинной.

Вторая подсказка– следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации. Реакция достаточно сильная, и тот, кто выполнял упражнение, никогда не сможет от себя скрыть – комфортно ему с такой глубинной ассоциацией или нет, негативная она или позитивная. Если одно и то же слово приходит к вам на разных уровнях снова и снова (а повторять уже использованные слова в упражнении нельзя) – то это подсказка от вашего подсознания. Скорее всего, запускаемая именно этим словом цепь влияет на ваше восприятие первого. Очень полезно предложить клиенту сделать это же упражнение , проведя его в состояние Внутреннего ребенка. Сравните результаты. Может всплыть глубокий внутренний конфликт и появится активный запрос на терапевтическую сессию.

Запись на консультацию

Интерпретация

метод свободных ассоциаций интерпретация

Интерпретация является не менее важным инструментом психоанализа, чем свободные ассоциации. Без нее данный метод не будет работать, так как психоаналитик останется просто с записанным на бумаге потоком сознания. Интерпретация – это процесс психоанализа, с помощью которого словесные ассоциации расшифровываются и приобретают форму сути проблемы, которую пациент бессознательно пытался передать. И именно тогда уже можно работать над ее решением. Как видите, психоанализ Фрейда оказался настоящим прорывом в психологии и психиатрии, позволив людям добираться до самых сокровенных проблем, которые они не могли высказать сознательно. Только с помощью бессознательного удавалось добраться до сути, и именно поэтому психоанализ Фрейда стал столь популярным и вошел во все учебники по психологии, психоаналитике и даже психолингвистике.

Перевод слова творчество

Мы предлагаем Вам перевод слова творчество на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский
  • creativity
    — творческий, творческая работа, креативность социальное творчество — social creativity
  • oeuvre
  • creative
    — творческий
      творчество писателей — creative writers
  • work
    — работа
      научное творчество — scientific work
  • art
    — искусство
      народное творчество — folk art
  • creation
    — творение
      художественное творчество — art creation
  • creative activity
    — творческая деятельность
    • Werk
      — произведение
    • Werke
    • Schaffen
      — работа
    • Schöpfertum
    • Kunstschaffen
      — художественное творчество
    • Oeuvre
      — творческое наследие
    • création
      — произведение, создание современное творчество — création contemporaine
  • art
    — искусство
  • effort créateur
  • Гипо-гиперонимические отношения

    изменение процесс деятельность творчество сочинение статья

    Каким бывает творчество (прилагательные)?

    Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

    народным литературным художественным устным поэтическим собственным ранним свободным коллективным совместным научным детским всяким чистым настоящем музыкальным любым поздним историческим техническим подлинным истинным живым религиозным дальнейшем уголовным оригинальным словесным индивидуальным личным вдохновенным песенным человеческим духовным композиторским изустным подобным последующем изобразительным зрелым самостоятельным стихийным писательским чужим кулинарным самобытным независимым невозможным исключительным социальным связанным фантастическим другим богатым письменным гениальным никаким исполнительным государственным русским самодеятельным своеобразным национальным многогранным

    Что может творчество? Что можно сделать с творчеством (глаголы)?

    Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

    оказать получить иметь вызывать понравиться показаться вывести восприниматься протекать способствовать оказаться приходиться подвергаться остаться сдвигаться приносить давать развиваться носить заключаться оставаться процветать придтись сформировать отличаться помочь послужить продолжать становиться помогать смешаться лишиться захватить изучаться создать уложиться идти определять выстроить вылиться действовать иссякнуть предшествовать привлечь прозвать положить являться расцвести выразиться состоять сводиться ознаменовать возникнуть отразить изобиловать составлять впитать считаться зайти посчитать явиться оставить обижать занять

    Ассоциации к слову творчество

    целома область проклятие частность неудача год познание основа протяжение точка поиск градус сравнение жизнь ремесло сторона стиль закон традиция плагиат помощь футбол конец запад переделкино обстановка океан изобретение сфера искусство жанр эмиграция обход особенность наука вид мир условие вовлечение театр школа бич кризис описание масса россия критерий молдавия республика процесс работа ялта пылкость мера момент служитель данное эпоха название уровень колледж дом качество

    Гиперонимы слова творчество

    1. деятельность порождение

    Гипонимы слова творчество

    1. сочинение поэзия сюжет

    Сфера употребления слова творчество

    Общая лексика Юридический термин Искусство Реклама Патенты

    Пример использования метода

    Итак, сеанс психоанализа с использованием метода свободных ассоциаций происходит следующим образом: пациент ложится на кушетку, а психоаналитик садится на стул около его головы. В большинстве случаев пациент не может видеть психоаналитика или же видит только малую его часть. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало его от своеобразного рандеву с бессознательным. Психоаналитик не задает прямых вопросов, как на стандартном сеансе — он лишь помогает пациенту погрузиться в поток бессознательного, чтобы добраться до сути проблемы, которая скрыта из-за защитного механизма сознания. В итоге психоаналитик получает информацию, которая чаще всего поступает не в виде прямого текста, а символически. Тогда он как профессионал психоанализа использует свои навыки, чтобы прочесть в полученных образах суть проблемы и помочь пациенту ее решить.

    Другие виды метода свободных ассоциаций

    Однако не только Фрейд использовал данный метод, другие ученые также применяли его в своей практике. Одним из самых известных среди них являлся Карл Густав Юнг. У него также был свой психоанализ – сейчас даже принято разделять психоанализ на фрейдовский и юнгианский. Однако Юнг метод свободных ассоциаций использовал немного иначе – он делал больший акцент именно на том, что ассоциации являются свободными, в то время как Фрейд сам признавал их несвободность, подчиненность общему процессу, а сам концентрировался непосредственно на ассоциациях. Но оба эти подхода оказались невероятно успешными и в итоге стали всемирно известными.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: