Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.
Причины девиации
Адекватностью и несоответствием поступков ожиданиям социума определяется девиация в обществе. Один человек субъект характеризуется отклонениями в поведенческом реагировании, другой – дефектами в структуре собственной психики, третий – одновременной патологией в поведении и психическом функционировании.
Кроме того, в поведении индивидов можно наблюдать дезорганизацию личностного характера (то есть индивидуальное отклонение) и групповые отклонения. Личностная дезорганизация зарождается, когда отдельный субъект отрицает нормы субкультуры, в которой он растет.
Примеры девиации индивидуальной направленности: индивид рос в благополучной семье, но в подростковом возрасте отвергнул принятые нормы и стал преступником. Поведенческое реагирование, отклоняющееся от норм, бывает негативным и позитивным.
Позитивная девиация может выступать в качестве устремления личности к превосходству, самоутверждению по-новому в общественно полезных видах деятельности (например, героизм, самопожертвование, альтруизм, высочайшая преданность и т.п.).
Групповые девиации рассматриваются в качестве коллективного поведения участников группы, характеризующейся отклоняющимся поведением. Так, например, подростки из неблагоприятных семей ведут анормальный образ жизни, осуждаемый нормативной превалирующей моралью социума. У них бытуют собственные правила и культурные нормы.
Социологи неустанно стремятся объяснить природу и причины девиации в поведении. Одни полагают, что индивиды вследствие своей биологической природы изначально предрасположены к определенным поведенческим стилям, а «криминальный тип» – это результат враждебности и деградации. Иные связывают отклоняющееся поведение со спецификой строения человеческого тела, патологией половых хромосом. Третья группа исследователей девиаций, обосновывает возникновение отклоняющегося поведения слабоумием, дегенеративными процессами, психопатией, другими словами умственными дефектами. Кроме того, существуют объяснения девиации с культурологической точки зрения, которое строится на признании «столкновения между социокультурными нормами», проявления «наклеивания ярлыков».
Наиболее обоснованным объяснением причин зарождения девиантного поведения считается теория, основывающаяся на нарушении хода личностной социализации. Когда малыш воспитывается в «нормальной» семье, у него вырабатывается социальный интерес, развивается уверенность в себе, формируется восприятие окружающих социокультурных норм как единственно верных и справедливых. Когда кроху окружает несправедливое отношение, непонимание, постоянные конфронтации между родителями, у него образуется негативное отношение к окружающему социуму, отсутствует ориентация на будущее, развивается беспокойство и тревожность, следствием является отклоняющееся поведение.
Однако девиация отклонение в поведении может наблюдаться у детей-подростков, воспитывающихся во вполне благополучных семьях, поскольку семья не является единственным источником социализации индивида в сложном, двойственном, постоянно изменяющемся социуме. Многие нормы в различных субкультурах зачастую противоречат друг другу. Семейное воспитание индивида вступает в конфронтацию с убеждениями социальных групп и идеологией институтов. Вследствие чего родители сталкиваются с избыточной идеологизацией собственных чад, влиянием коммерческих настроений уличных групп и т.п. Результатом этого становится возникновение противоречий между внушаемыми родителями ценностями и нормами, установленными социальными группами или субкультурой. Детям кажется неправильным то, что говорят им родители, вследствие чего обостряется конфликт между ними, зарождается противостояние отцов и детей.
Девиация подростков часто бывает выражена в граффити и вандализме. Ученые не выявили взаимосвязи между стремлением к вандализму и принадлежностью подростков к определенной социальной прослойке. Кроме того, особенности девиации подростков заключаются в несоответствие детского отклоняющегося поведения закономерностям взрослого отходящего от норм поведения.
Реальная жизнь насыщена большим количеством конфронтирующих друг с другом норм и наполнена неопределенностью социального контроля, что порождает сложности в выборе стратегии индивидуального поведения. Это ведет к явлению под названием «аномия общества», то есть к состоянию отсутствия устоев, при котором субъект не имеет уверенности в выборе стратегии нормативного поведения. Согласно ученью Э. Фромма, субъект в подобных обстоятельствах лишается чувства принадлежности и преданности социуму, идентичности с коллективом и самим собой, теряет потребность в установлении контактов, ощущает чувство одиночества, отстраненности и отчужденности, обособление от политических устоев и нравственных норм.
Э. Мертон считает, что аномия – это результат невозможности группы индивидов следовать правилам, которые они всецело принимают, а не свободы выбора. Основную причину трудностей он видит в рассогласованности культурных устоев и инструментальных легальных средств, при помощи которых такие цели воплощаются.
Неравенство, существующее в социуме, является тем фактором, который вынуждает индивида искать нелегальные способы для достижения целей, другими словами отклоняться от принятых социокультурных норм и моральных ценностей. Если субъект не в состоянии достичь собственных целей при помощи таланта и способностей, то он может воспользоваться незаконными средствами, не одобряемым обществом (например, обману или краже).
Таким образом, можно выделить три вариации теории девиации в поведении:
— концепция физических типов, заключающаяся в предопределении различных отклонений от социокультурных устоев наличествующими физическими чертами;
— психоаналитическое учение видит причину девиации детей и взрослых лиц в конфликте, проистекающем в человеческом сознании;
— социологическая теория за основу берет изменения внутриличностной структуры, которые произошли вследствие не успешной социализации в группе.
Клинические наблюдения и эксперименты последних десятилетий позволили обнаружить определенную зависимость между личностно-ситуационными реакциями и основными видами девиаций, с одной стороны, и акцентуациями характера – с другой.
Проблемы воспитания
К данной категории относятся:
- Возрастные кризисы, которые сопровождаются ускоренным и неравномерным развитием организма в период полового созревания, недоразвитость определенных систем органов, которая значительно влияет на самочувствие ребенка как физическое, так и психическое. Гормоны и нарушение работы эндокринной системы, что чревато эмоциональной неустойчивостью.
- Конфликты со взрослым поколением, непонимание между старшими и младшими.
- Критическое отношение к поступкам взрослых (учителей и родителей).
- Потребность в самоутверждении, что приводит к конфликтам со сверстниками в негативном их проявлении и к отклонениям социального поведения.
Но, несмотря на психологические и биологические факторы, первостепенное значение имеют недостатки в воспитании. К ним можно отнести:
- Социальные отклонения — это упущения и ошибки семьи в воспитании ребенка.
- Постоянное отстранение детей от жизненных неурядиц, от работы и любой активной деятельности, что порождает инфантильность, отсутствие чувства сострадания, неумения принять важное решение в критической ситуации и так далее.
- Недостатки в обучении и воспитании в детских садах и школах.
- Негативная окружающая среда в процессе воспитания, неблагополучная семья, отрицательное воздействие компании и товарищей и так далее.
- Отсутствие взаимодействия в вопросах воспитания между семьей и школой.
- Проблемы с самооценкой ребенка, отклонения в личностных притязаниях, полное безразличие к ценностям и нежелание самосовершенствоваться и так далее.
Никогда нельзя забывать, что все проблемы идут из семьи и только достойное воспитание, работа над ошибками способны уберечь от развития девиантного поведения личности. Ребенок с малых лет впитывает все, что его окружает, как губка. Поведение родителей, их друзей, общества — все это оказывает сильное влияние на становление ребенка как личности.
Теории девиации
Девиация в обществе является процессом, детерминированным социальными факторами. Существует ряд теорий, направленных на объяснение отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения девиантного поведения по своему характеру были преимущественно биологическими. Последователи концепции физических типов причину склонности к отклоняющимся действиям объясняли врожденными свойствами человеческого индивида. Другими словами, основной предпосылкой всех концепций физических типов является зависимость девиаций от определенных врожденных физических черт личности.
Теория, созданная криминалистом и психиатром из Италии Ч. Ломброзо в семидесятых годах 19 столетия, истолковывала причины девиации определенными анатомическими признаками. Ломброзо, изучив внешние характеристики и физические данные преступников, выдвинул гипотезу, что для индивидов криминального типа характерна выдающаяся вперед нижняя челюсть и низкий болевой порог, что считается признаками регресса, возвращению к более ранним эволюционным стадиям человеческого развития. При этом он признавал, что на формирование криминального поведения, могут влиять социальные условия. Однако полагал, что большинство правонарушителей являются умственно отсталыми. Вследствие того, что индивиды не развились полноценно как человеческие создания, их поступки обычно не отвечают нормам человеческого общества. Описываемая концепция обрела дальнейшее развитие в сороковых годах прошлого столетия в теории психолога У. Шелдона.
Проблема девиации рассматривалась ним с позиции зависимости отклоняющегося поведения от конституции человеческого тела. Его теория гласит, что субъекты с определенной конституцией тела склонны совершать поступки, несоответсвующие социокультурной норме и осуждаемые обществом. Он выделил три стержневых физических типа: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.
Эндоморфный тип проявляется в округлости форм и лишнем весе, мезоморфный – в мускулистости и атлетическом телосложении, эктоморфный – в субтильности и худобе. Шелдон булл уверен, что к девиантному поведению наиболее предрасположены мезоморфы, то есть индивиды, обладающие физической силой, гиперактивностью и сниженной чувствительностью.
Описанные теории далеки от истины, так как истории известно множество случаев, когда жесточайшие преступления совершали люди с внешностью херувимов, а индивиды с так называемыми «преступными» чертами лица оказывались добряками, которые не смогли бы обидеть даже муху.
Психологические теории объяснения суть девиации, подобно биологическим концепциям, считают, причина отклонения поведенческого реагирования заключена в самой личности, а не в социуме. Конфликты, происходящие внутри личностного сознания, являются основной психологических теорий, открывающих суть девиации. Фрейд утверждал, что под пластом активного сознания у каждой личности находится сфера бессознательного – психическая энергия, объединяющая все природное, первозданное, не знающее пределов и жалости. Бессознательная сфера – это биологическая суть индивида, не познавшего воздействия культуры. Личность способна защитить себя от своего «беззаконного» состояния при помощи развития собственного «Я» и «Сверх-Я», которые постоянно тормозят силы, существующие в бессознательной сфере, ограничивают низменные страсти и человеческие инстинкты. Состояние, когда внутренняя конфронтация между «Я» и бессознательной областью, противостояние «Сверх-Я» и бессознательного разрушает защиту, наружу вырывается внутреннее, не ведающее культуры, содержание. Так образуется девиация отклонение поведенческих норм от культурных устоев, сформированных социальным окружением личности.
В описываемой точке зрения существует толика истины, но выявление и диагностирование вероятных отклонений в строении «Я» субъекта и возможных социальных аномалий крайне затруднены из-за скрытности объекта изучения. К тому же, хотя каждому индивиду и присуще внутреннее противостояние между потребностями и ограничениями культуры, далеко не всякая личность станет девиантом.
Некоторые последователи этой концепции внесли предположение, что у незначительного количества человеческих особей формируется психопатический или аморальный тип личности. Индивиды с подобным типом личности характеризуются замкнутостью, эмоциональной холодностью. Они зачастую действуют импульсивно, а чувство вины за поступки ощущают крайне редко. Говорить о состоятельности или несостоятельности данной точки зрения невозможно, поскольку все исследования индивидов, обладающих подобными чертами, проводились исключительно среди заключенных, пребывающих в тюремном заключении. Ограничение свободы и пребывание под стражей не лучшим образом воздействует на личностные черты индивидов.
Отсюда следует, что анализ какой-то определенной психологической характеристики и конфликта не в состоянии объяснить понятие девиации и ее суть. Таким образом, можно заключить, что девиация является результатом совместного взаимодействия нескольких факторов (психологических и социокультурных).
Исходной точкой социологических теорий, поясняющих причины зарождения и особенности девиации, можно считать труды Э. Дюркгейма, сформулировавшего концепцию аномии, то есть массового отхода от наличествующих в социуме устоев как стержневой причины девиации.
Позже Мертон усовершенствовал понятие аномии, причислив его к напряженности, которая появляется в человеческом поведении, когда он оказывается в условиях конфронтации социокультурных норм с реальностью. Мертон полагал, что аномия зарождается не благодаря свободе выбора, а вследствие невозможности многих субъектов придерживаться норм, принимаемых ими полностью. Главную причину трудностей он видел в дисбалансе между социокультурными задачами и легальными средствами достижения таких задач.
Однако отсутствия легальных средств и стремление к благосостоянию не всегда ведет к зарождению девиации. Лишь тогда, когда социум провозглашает всеобщие символы успешности для всего народа, при этом ограничивая доступ множества индивидов к признанным способам и легальным средствам достижения установленных символов, формируются условия для антисоциального поведения. Вследствие чего Мертон выделил пять ответных реакций на задачу выбора цели и средства, четыре из них являются анормальными адаптационными механизмами к условиям аномии.
Конформизм – первая возможная реакция. Представляет собой пассивную адаптацию к имеющемуся порядку вещей. Он появляется, когда участники социальной группы принимают в качестве культурных задач достижение материального благополучия, а также используют утвержденные социумом средства для достижения поставленных задач.
Инновационное поведение наблюдается, когда субъекты полностью придерживаются социокультурных целей, но при этом отвергают установленные социумом способы их достижения. Люди, использующие такой вид реагирования, могут торговать наркотиками, мошенничать, воровать, заниматься проституцией, шантажом.
Ритуализм возникает, когда члены социальной группы либо полностью отвергают социокультурные цели, либо принижают их важность, однако механически используют установленные обществом средства их достижения.
Ретритизм заключается в отвержении культурных целей и одобренных обществом средств достижения. Последователи ретритизма все отвергают, взамен ничего не предлагая. К таким индивидам можно отнести алкоголиков, бродяг.
Бунт предполагает отвержение социокультурных целей и средств достижения с заменой их новыми установками и нормами. Подобная целеустановка свойственна некоторым молодежным субкультурам, революционным движениям, также она может воплощаться и в преступлениях с политической подоплекой.
Критики этой теории указывают, что Мертон упустил из виду социальное взаимодействие, посредством которого индивиды формируют собственные мировоззрения и планируют свои действия. Мертон считает нарушителей социальных устоев индивидуалистами, преимущественно самодостаточными людьми, которые вырабатывают для себя пути выхода из стресса, не учитывая поступки окружающих. Кроме того, психологические девиации не всегда можно объяснить конфронтацией целей и средств. Среди других концепций, объясняющих психологические девиации и их происхождение, можно выделить следующие теории: подражания, дифференциальной ассоциации и стигматизации.
Французский социолог Г. Тарда считается основателем теории подражания. Она основывается на том, что субъекты превращаются в преступников из-за преступной среды, в которой они росли. То есть среда для таких детей является референтной группой. Э. Сазерленд, развивая концепцию Тарда, предложил собственную теорию дифференциальной ассоциации, в которой он акцентировал, что многое в отклоняющемся поведении субъектов зависит от их окружающей социальной среды, другими словами от того, кто и чему именно их учит.
Девиация подростков прямо пропорционально зависит от длительности их пребывания в криминальной среде. Чем дольше подросток будет пребывать в криминальных условиях, тем больше будет вероятность того, что в дальнейшем он станет преступником. Социологи Г. Беккер и Э. Лемерт разработали теорию стигматизации.
Проблема девиации согласно учению этих социологов обусловлена не столько поведенческим реагированием или содержанием некоторых поступков, сколько групповым оцениванием, навешиванием на личность ярлыка правонарушителя и применением к нему санкций.
Признаки девиантного поведения
Психологи определяют склонность индивида к девиантному поведению по ряду характерных признаков. Порой такие особенности личности являются симптомами психических заболеваний. Признаки девиации указывают на то, что индивидуум в силу своего статуса, здоровья, характера склонен к асоциальным поступкам, вовлечению в преступность или в деструктивную зависимость.
Признаки девиантного поведения:
- Агрессия.
Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом достижения некоторых целей.
- Неуправляемость.
Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.
- Резкое изменение настроения.
У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.
- Желание быть незаметным.
Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.
Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.
Виды девиации
Классификаций девиантного поведения сегодня существует множество. Согласно систематизации девиаций Клейберга выделяется три группы отклоняющегося поведения: — социально нейтральная (попрошайничество), позитивная (самопожертвование) и негативная девиация (наркомания).
Положительная девиация является формой отклоняющегося поведения и большинством воспринимается как нестандартное, странное поведение, но одновременно с этим у социума не вызывает неодобрения или порицания.
Негативная девиация однозначно вызывает непринятие и осуждение у большинства людей.
Е. Змановская обобщила различные типологии поведенческих отклонений, вследствие чего определила в качестве основных критериев для классификации тип нарушаемой нормы и отрицательные последствия девиации. Она выделила три группы антиобщественного поведения:
— антисоциальное поведение, то есть поступки несоответствующие правовым нормам, угрожающее благополучию граждан и социальному порядку;
— асоциальное поведение, заключающееся в уклонении от выполнения морально-этических норм и нравственных устоев, что угрожает благополучию межличностных взаимоотношений;
— аутодеструктивное поведение, проявляющееся в суицидальных попытках, фанатических, аутическое, виктимных, рискованных действиях. К этому виду также относятся различные зависимости.
Надежда Майсак разработала матрицу социальных девиаций, которая дифференцирует множество форм девиаций внутри двух измерений, которые друг с другом пересекаются. Отклоняющееся поведение можно подразделить по характеру проявления и направленности, а также по степени общественного одобрения.
По характеру проявления и направленности девиации детей и взрослых бывают:
— конструктивными – различные виды творческого самовыражения;
— аутодеструктивными, которые в свой черед бывают аддиктивными (различные зависимости) и суицидальными;
— внешнедеструктивными, которые также могут быть противоправными и коммуникативными.
По степени социального одобрения девиации бывают:
— социально одобряемыми и просоциальными (то есть адаптированными к устоям определенной группы людей);
— социально нейтральными (то есть, поступки индивидов не представляют опасности для общества либо их нельзя оценить, так как критерии неоднозначны);
— социально не одобряемыми, а именно асоциальные действия, то есть поступки, отклоняющиеся от моральных устоев и нравственных норм, антисоциальное поведение, то есть действия, отклоняющиеся от норм законодательства.
Плюсы и минусы дверей с девиаторами
Основное преимущество дверей с многоканальной системой «краб» – обеспечение максимальной защиты внутренних помещений от нежелательного проникновения.
Есть некоторые недостатки. Дополнительный запорный механизм утяжеляет дверную конструкцию, а в местах, где предусмотрены каналы для монтирования тяг, отсутствует утеплитель.
В остальном металлические двери с девиатором прекрасно выполняют свою основную функцию и могут прослужить длительный срок, обеспечивая полную безопасность для дома и жильцов.
Металлические двери с системой «краб» стоят несколько дороже стандартных моделей, имеющих в оснащении обычный запирающий замок. Но если речь идет о безопасности и защите имущества, стоит ли экономить бюджет?
Формы девиации
В условиях функционирования современного социума к основным формам девиаций следует отнести: алкоголизм, наркоманию, преступность, суицидальное поведение, проституцию.
По мнению большинства социологов, негативная и положительная девиация неизбежны в современном обществе. Полностью искоренить отклоняющееся поведение невозможно. Пока существуют установленные кем-то нормы – будут существовать и отклонения от них. Исследователи данной проблемы отмечают, что закономерным является возникновение девиаций в обществах, которые переживают преобразование, где в условиях усиления кризиса у человеческих субъектов начинает расти неудовлетворенность собственным положением, что ведет к зарождению чувства неудовлетворенности и отчужденности от общества. Прогрессирующий рост девиантного поведения, их неизбежность требует от социума слаженных действий и целенаправленных мероприятий.
Профилактика девиаций должна включать поиск методов воздействия и технологий работы с дезадаптированными индивидами, реабилитацию подростков, предупреждение возникновения отклоняющегося поведения, то есть ликвидацию условий, оказывающих негативное влияние на действия несовершеннолетних.
Профилактика девиаций – это комплекс государственных действий, организационно-воспитательных, социально-медицинских мероприятий, сосредоточенных на предупреждении, ликвидации или направленных на нейтрализацию ключевых причин и устранение условий, провоцирующих различного рода девиации и социальные поведенческие отклонения.
Борьба с девиациями, в первый черед, должна происходить путем воздействия на соответствующие социальные группы и субкультуры, то есть на негативную социальную среду, и на определенных их носителей; условия и причины, продуцирующие такие явления, как наркомания, преступность и т.п.; связи таких явлений с преступностью.
Последствия социальных отклонений
Определить последствия такого поведения сложно, так как этот вопрос весьма неоднозначен. Например, существует теория о том, что из уголовного права следует убрать те нормы, которые регулируют преступления без жертвы. Это может быть, к примеру, проституция, потребление легких наркотиков и так далее. И каждое общество всегда разделяется на два лагеря – противники данных явлений и те, кто выступают за легализацию.
Замена механизма переключения душ/излив
Шаровые переключатели самые надёжные, но, к сожалению, не ремонтируемые, поэтому если у вас смеситель именно с таким механизмом переключения, и он сломался, то вам придется покупать новый.
Для картриджных, буксовых и эксцентриковых переключателей работы по ремонту будут следующие:
1. Демонтируем декоративную заглушку на ручке переключения. В некоторых смесителях необходимо с помощью обойного ножа вынуть заглушку и отверткой вывернуть крепёжный винт, который она закрывала. В нашем случае она сама является таким винтом. Отворачиваем её.
2. Снимаем ручку.
3. Под ручкой находится либо буксовый механизм, либо гайка, крепящая механизм (картридж или эксцентрик). Отворачиваем.
4. Вынимаем механизм. Буксовый или картриджный вынимаются целиком. У эксцентриковых вынется только одна часть — сам эксцентрик.
5. Для полного демонтажа эксцентрикового переключателя необходимо вынуть его внутреннюю часть. Для этого руками отворачиваем гайку излива.
6. Снимаем излив вниз.
7. Под гайкой обнаружится съёмная часть корпуса. Её придётся отвернуть. Сделать это очень непросто. Оберните эту часть тканью, чтобы в процессе демонтажа не повредить хромированное покрытие, и с помощью газового (не разводного) ключа за сам корпус отворачиваем эту деталь.
8. Если вам удастся это сделать, то из корпуса легко извлечётся внутренняя часть механизма. В целом он будет выглядеть приблизительно так:
Справа — эксцентриковая часть, отворачивается первой, слева — внутренняя. Если вынуть внутреннюю часть не удаётся, то придётся менять смеситель.
9. После демонтажа, по полученным образцам в магазине покупаем нужные запчасти и в обратной последовательности описанным работам собираем смеситель.
Для замены отдельного блока переключения его необходимо полностью отсоединить от смесителя.
1. Руками откручиваем душевой шланг.
2. Отворачиваем верхнюю гайку крепления механизма с корпусом смесителя.
3. Снимаем механизм с изливом.
4. Отворачиваем гайку излива.
5. В итоге получаем механизм переключения.
6. В магазине покупаем новый механизм и устанавливаем на смеситель.
—
CÑÑаниÑа 1
ÐевиаÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÑжений Ñавен ÑазноÑÑи ÑензоÑа напÑÑжений и ÑаÑового ÑензоÑа. â
ÐевиаÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÑжений Do ÑаÑакÑеÑизÑÐµÑ ÑоÑÑоÑние Ñдвига, пÑи коÑоÑом изменÑеÑÑÑ ÑоÑма ÑлеменÑа без Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ обÑема. СледоваÑелÑно, девиаÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÑжений ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾Ñклонение ( девиаÑиÑ) ÑаÑÑмаÑÑиваемого напÑÑженного ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð²ÑеÑÑоÑоннего ÑаÑÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ( ÑжаÑиÑ) или оÑклонение пÑиобÑеÑенной ÑоÑÐ¼Ñ Ñела Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвонаÑалÑной. â
ÐÐ»Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ñамма ÐоÑа ÑаÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑм оÑноÑиÑелÑнÑм ÑаÑположением ÑенÑÑов окÑÑжноÑÑи и наÑала кооÑÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑгÑ, коÑоÑаÑ, поÑколÑÐºÑ Ð² девиаÑоÑе ноÑмалÑнÑе компоненÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÑжений обознаÑаÑÑÑÑ Ñимволом s, пеÑеÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ sr ( ÑиÑ. 5.31, а); ÑÑмма ÑаÑÑÑоÑний Ð¾Ñ ÑенÑÑов болÑÑого и ÑÑеднего кÑÑгов до наÑала кооÑÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñавна по абÑолÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ ÑенÑÑа малого кÑÑга до наÑала кооÑдинаÑ. â
ÐомпоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений имеÑÑ Ð¿Ð¾ÑенÑиал W, завиÑÑÑий ÑолÑко Ð¾Ñ Ð¸Ð½ÑенÑивноÑÑи деÑоÑмаÑий. â
ÐомпоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений пÑопоÑÑионалÑÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñам девиаÑоÑа деÑоÑмаÑий. â
ÐомпоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений поÑле ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑеÑин Ñакже изменÑÑÑÑÑ ÑкаÑком. â
Ðак запиÑÑваеÑÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÑжений. â
ÐÑоÑой инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений иÑÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿Ñи поÑÑÑоении ÑазлиÑнÑÑ Ð²Ð°ÑианÑов ÑеоÑий, опиÑÑваÑÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ»Ð¸Ð½ÐµÐ¹Ð½Ð¾Ðµ деÑоÑмиÑование ÑвеÑдÑÑ Ñел. â
ÐлавнÑе напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑензоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовпадаÑÑ. ÐинейнÑй инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ / j ( D0) Ñавен, оÑевидно, нÑлÑ. â
ÐÑоÑой инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑоÑмÑлой ( 399) ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑнкÑией вÑоÑого инваÑианÑа девиаÑоÑа деÑоÑмаÑий. ÐеÑвÑй инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑензоÑа напÑÑжений пÑопоÑÑионален пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð½Ð²Ð°ÑианÑÑ ÑензоÑа деÑоÑмаÑий. â
ÐипоÑеза пÑопоÑÑионалÑноÑÑи девиаÑоÑов напÑÑжений и деÑоÑмаÑий подÑвеÑждаеÑÑÑ Ð¿Ñи поÑÑоÑннÑÑ Ð¸ не подÑвеÑждаеÑÑÑ Ð¿Ñи пеÑеменнÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзкаÑ. â
ÐÑоÑой инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений игÑÐ°ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑеоÑии плаÑÑиÑноÑÑи, где обÑÑно ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑинÑ. â
СÑмма ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² главной кооÑдинаÑной ÑиÑÑеме Ñавна нÑлÑ. â
ÐлавнÑе напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑензоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовпадаÑÑ. â
ÐÑли компоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений ÑÐ°Ð²Ð½Ñ Ð½ÑлÑ, Ñо полÑÑим ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐйлеÑа Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñной жидкоÑÑи ( Ñм. гл. â
Преимущества и недостатки керамического дивертора
Благодаря включению в конструкцию керамики удалось значительно увеличить срок работы устройства до 300 тысяч переключений, чего хватит более чем на 50 лет ежедневного использования. Керамический дивертор рассчитан на повышенную нагрузку, в том числе и при сильных гидроударах. Ход ручки плавный, угол поворота 180 0 .
К недостаткам возможно отнести необходимость возвращать рычаг в исходное положение вручную. Если этого не сделать, то при следующем включении вода пойдет из той трубы, на которой установлен поворотный рукав. А сюрпризы в виде холодного душа в неожиданный момент не всем по душе.
Еще один фактор — стоимость диверторных смесителей. Но учитывая их долговечность, стоит отнестись к данному вопросу философски.
Подводя итог, можно сказать, что ответ на вопрос: «Дивертор — что это такое?» — найден. А также найдены ответы на вопросы о назначении, типах устройства и классификации переключателей. Выбор смесителя для ванной — дело непростое, подходить к нему нужно, опираясь на полученные знания.
Одна из основных проблем ванно-душевого смесителя — поломка механизма переключения душ-излив. Иногда единственное решение — это покупка нового смесителя. Однако в ряде случаев можно поменять только сам механизм. Как это сделать самостоятельно, мы расскажем в этой статье.
Симптомами поломки механизма переключения душ/излив будут:
- невозможность или затруднёное переключение механизма;
- одновременная работа, как душа, так и излива смесителя в любом положении переключателя.
Механизмы переключения душ/излив бывают следующих типов:
- эксцентриковые;
- картриджные;
- буксовые;
- шаровые;
- в виде отдельного блока (для некоторых видов одноруких смесителей).
—
CÑÑаниÑа 1
ÐомпоненÑÑ ÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа обладаÑÑ Ñем же ÑвойÑÑвом, ÑÑо и компоненÑÑ Ðµ ( плаÑÑиÑеÑкиÑ) деÑоÑмаÑий — ÑÑмма Ð¸Ñ Ñавна нÑлÑ, а ÑледоваÑелÑно, макÑималÑное по абÑолÑÑной велиÑине ноÑмалÑное напÑÑжение, ÑвлÑÑÑееÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñой девиаÑоÑа, Ñавно ÑÑмме двÑÑ Ð´ÑÑгиÑ, взÑÑой Ñ Ð¾Ð±ÑаÑнÑм знаком. â
ÐомпоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений еÑÑÑ ÑоÑÑавлÑÑÑие пÑоекÑий ÑÑого векÑоÑа на девиаÑоÑнÑÑ Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÑ: Ñг 1 02 03 Ð-УÑиÑÑваÑ, ÑÑо ÑÑловие ÑекÑÑеÑÑи завиÑÐ¸Ñ ÑолÑко Ð¾Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений Da, наÑодим, ÑÑо повеÑÑноÑÑÑ ÑекÑÑеÑÑи Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑоÑÐ¼Ñ ÑилиндÑа, обÑазÑÑÑие коÑоÑого пеÑпендикÑлÑÑÐ½Ñ Ðº Ñказанной плоÑкоÑÑи. â
ÐомпоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа пÑиÑаÑений плаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑоÑмаÑий пÑÑмо пÑопоÑÑионалÑÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñам девиаÑоÑа напÑÑжений. â
РаÑÑмоÑÑим компоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа а Ñ Ð°Ñ — Ñг, Ñг3 Ñг3 — Ñг. â
ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа, опиÑÑваÑÑего ÑÐµÐ½Ð·Ð¾Ñ Ð¿ÑоизводиÑÑÑ ÑвеÑÑка Ñ ÑензоÑом ei — fc, ÑиммеÑÑизаÑÐ¸Ñ Ð¸ вÑÑиÑание Ñледа. â
СÑема Ñил, дейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° единиÑнÑй кÑб пÑи гидÑоÑÑаÑиÑеÑком ÑжаÑии ( под давлением /. 0, пÑоÑÑом ÑаÑÑÑжении ( пÑи ноÑмалÑном напÑÑжении а и пÑоÑÑом Ñдвиге ( пÑи каÑаÑелÑном напÑÑжении t. â |
СÑмма диагоналÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа поÑÑоÑнна и Ñавна нÑлÑ, поÑÑомÑ, еÑли линейнÑй, или пеÑвÑй, инваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑензоÑа Ñавен нÑлÑ, Ñо Ñакой ÑÐµÐ½Ð·Ð¾Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑом. â
ÐÐ»Ñ ÑаÑÑеÑа компоненÑов девиаÑоÑа ÑензоÑа напÑÑжений в ÑмеÑаннÑÑ ÑÑÐµÐ¹ÐºÐ°Ñ Ð±Ñла ÑмпиÑиÑеÑки подобÑана ÑоÑмÑла, не пÑиводÑÑÐ°Ñ Ðº Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð¾ÑÑиллÑÑии вÑÑиÑлÑемÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñений. â
ÐдеÑÑ Ð¸ далее ÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑÐ°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½ÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑов. â
РлевÑÑ ÑаÑÑÑÑ ÑÑÐ¸Ñ ÑавенÑÑв ÑÑоÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½ÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа пÑиÑаÑений плаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑоÑмаÑий D &, а в пÑавÑÑ — ÑмноженнÑе на 3dX компоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа напÑÑжений Da. СледоваÑелÑно, девиаÑÐ¾Ñ Ð¿ÑиÑаÑений плаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑоÑмаÑий пÑопоÑÑионален девиаÑоÑÑ. â
СоглаÑно ÑÑой гипоÑезе компоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа деÑоÑмаÑий пÑопоÑÑионалÑÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñам девиаÑоÑов напÑÑжении. â
ÐлавнÑе Ñдвиги не завиÑÑÑ Ð¾Ñ Ðµ0 и полноÑÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñами девиаÑоÑа. â
Ð ÑезÑлÑÑаÑе полÑÑаеÑÑÑ ÑооÑноÑение Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñами девиаÑоÑа напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ компоненÑами девиаÑоÑа ÑкоÑоÑÑи деÑоÑмаÑии. â
ÐиагÑамма деÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñи кÑÑÑений. â |
ÐÑоÑÑÑм нагÑÑженном назÑваÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ, пÑи коÑоÑом в каждой ÑоÑке Ñела компоненÑÑ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ð°ÑоÑа 0Ð ÑензоÑа напÑÑжений: ад а — а РизменÑÑÑÑÑ Ð¿ÑопоÑÑионалÑно. â
Способы установки
Существует 2 варианта установки диверторов:
Механизм встроен в корпус смесителя. Применяется в сантехнике для ванны, переключает воду в лейку или на излив через кран.
Представлен как отдельная деталь, которая входит в комплект. Используется для подключения к кухонным раковинам посудомоечных или стиральных машин.
При любом варианте установки деталь можно приобрести отдельно.
А также следует знать, что есть модели, которые могут работать исключительно в двух позициях — направление струи фиксируется либо по одной трубе, либо по другой. А есть трехпозиционные варианты, они предоставляют выбор — либо переключение направления, либо единовременную подачу воды сразу в обе стороны.