Психологические типы личности в условиях ЕГЭ и ОГЭ


Что такое психологическая характеристика личности

Что такое психологическая характеристика

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Чувства и эмоции

Эмоция – это переживание, которое возникает впоследствии удовлетворения, или наоборот, неудовлетворения какой-либо потребности. Это реакция на любой раздражитель, которая способна формировать первое впечатление, что нередко бывает устойчивым.

Чувство – это более глубокое и сложное переживание, чем эмоция. Оно может ощущаться длительное время, порой даже годами, если не «работать» с ним.

Например, человек, совершив преступление, порой испытывает вину до конца жизни, пока не решится со специалистом избавиться от неё, осознав свои ошибки и признав их.

Более подробно о том, какие существуют чувства, вы узнаете, нажав на эту ссылку.

Классификация видов

  • Моральные. Появляются как отношение к собственному поведению, или поступкам других людей. Например, в обществе существует масса негласных и даже гласных правил, такие как, нарушение личного пространства, этики…
  • Интеллектуальные. Связаны с познавательными процессами и являются продуктом умственной деятельности. То есть, это любопытство, сомнение, удивление, уверенность, воодушевление и так далее.
  • Эстетические возникают как следствие восприятия предметов. Они отображают отношение к ним. Допустим, когда человек любуется природой или предметом искусства, он проживает восторг, счастье, удивление, воодушевление…

Психологическая структура личности

Жизненный опыт человека

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Состояние психики

Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер. Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает. Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.

Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:

  • Сон;
  • Вдохновение;
  • Транс;
  • Аффект;
  • Реакции;
  • Напряженность;
  • Настроение;
  • Усталость;
  • Страх;
  • Голод.

К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:

  • Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
  • Убийства;
  • Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
  • Нечленораздельную речь;
  • Беспричинный громкий смех.

При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.

Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).

Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма. Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия. Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.

Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме. Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости. Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.

перейти наверх

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Психологические особенности человека

Работа анализаторов человека обеспечивает физиологическую составляющую психофизиологической надежности, а ее психологическая составляющая определяется памятью, мышлением, вниманием, характером, темпераментом, эмоциями, волей, потребностями, способностями и др.. Психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью высшей нервной системы, которая обеспечивает адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. Любое поведение человека (даже самая сложная) определяется наличием безусловных (наследственных) и условных (приобретенных) рефлексов, однако высшая форма приспособления человека к условиям обитания является ее умственная деятельность. Безопасность жизнедеятельности человека зависит также от его психического состояния. И хотя от рождения человеку присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, она часто становится жертвой опасных ситуаций. Причины такого положения вещей кроются как в окружающей среде, так и в самом человеке — индивидуальных физиологических и психологических особенностях, нарушениях эмоционального состояния, в отсутствии знаний и опыта. К психических процессов, которые занимают важное место в обеспечении безопасности человека, относят память, мышление и внимание. Память — это сложный комплекс психических процессов, происходящих в центральной нервной системе и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение информации. С памятью тесно связан процесс мисиення, суть которого заключается в улавливании закономерностей взаимосвязей между объектами и явлениями природы и способности их использования в новых условиях. Без памяти и мисиення жизни человека теряет смысл, а необъятные их способности открывают человеку путь к самосовершенствованию и раскрытия своих способностей. Безопасность человека определяется уровнем внимания — концентрации сознания на отдельных объектах. Сознание человека всегда охватывает определенные объекты, однако важно вовремя волевым усилием сконцентрировать ее на определенном, заданном объекте. Объем внимания, ее распределение и скорость перевода от одного объекта на другой у разных людей неодинакова и зависит от возраста, их психофизиологического состояния и многих других причин. Эмоции — проявление субъективного отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из главных механизмов внутреннего регулирования психической деятельности и поведения. Они дают возможность определить физиологическую значимость внешних воздействий на состояние организма и осуществить его энергетическую мобилизацию, вызывая изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, круговорота, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры. Среди эмоциональных состояний человека выделяют, в частности, такие: настроение, аффект и стресс. Настроение — стойкий эмоциональное состояние, обусловленное слабым и продолжительным возбуждением и отражает отношение человека к окружающему миру. У психически здорового человека доминирует жизнерадостное, оптимистичное мировоззрения. Аффект — импульсивное состояние, возникающее в экстремальных условиях, когда человек из-за помрачения сознания теряет контроль над своими действиями. Возникает в ответ на сильный раздражитель. Стресс — характеризуется совокупностью защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие неблагоприятных внешних факторов. Эмоциональные реакции отражают психическое состояние человека, и они имеют различную окраску (положительное, отрицательное): радость и горе, восхищение и разочарование, сожаление и агрессивность и др.. Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию разные, есть субъективные: разные люди неодинаково выражают свои эмоции. Это обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: генетической наследственностью и жизненным опытом. Следовательно, эмоционально благополучными и рождаются, и становятся протяжении жизни. Среди условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие, выделяют следующие: • развитое чувство индивидуальности; • умение общаться; • умение устанавливать доброжелательные отношения; • умение проявлять активность. их сочетание является гарантом успеха в достижении эмоционального благополучия — эмоциональной стабильности. Эмоциональная стабильность-интегральная свойство психики, которая проявляется в способности успешно преодолевать состояние избыточного эмоционального возбуждения. Эмоциональная стабильность один из важных факторов надежности и эффективности жизнедеятельности. Темперамент — индивидуальная особенность психики человека, что проявляется в интенсивности, скорости, напряженности, уравновешенности протекания психических процессов индивида, в яркости и устойчивости его эмоциональных состояний. По И. П. Павловым (1849-1936), который разработал научные основы теории темперамента *, нервная система человека характеризуется тремя главными свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью возбудительного и тормозного нервных процессов. Четыре из возможных комбинаций этих свойств определяют четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темперамента человека: • сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик); • сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); • сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); • слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик). Холерики имеют сильную нервную систему, легко переходят от одной работы к другой, однако неуравновешенность уменьшает их совместимость с другими людьми. Холерики склонны к резким сменам настроения, нетерпеливые, подвергаются эмоциональным срывам. Сангвиники также имеют сильную нервную систему, легко переходят к другой работе, к общению с другими людьми. Сангвиники часто стремятся к смене впечатлений, легко и быстро отзываются на события, сравнительно легко переживают потери. В флегматиков сильная, работоспособная нервная система, однако они, преодолевая трудности, начинают другую работу и приспосабливаются к новой оостановкы. Характеризуются спокииним, равным настроением, слабым проявлением эмоций. У меланхоликов низкий уровень психической активности, медленные движения, они быстро устают, но имеют высокую эмоциональную чувствительность ко всему, что происходит вокруг них, легко уживаются с другими людьми. Предположив, что сильный и слабый типы высшей нервной деятельности, по Павлову, очень близки к экстравертный и интра-вертного типа личности, а природа экстра-и интроверсии обусловлено свойствами центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения, психолог Айзенк определил типы темперамента в двух шкалах: «интро-и экстраверсия» и «нейторизм (эмоциональная стабильность — нестабильность)» Чистый тип темперамента попадается редко, следовательно, можно говорить лишь о преобладающий тип темперамента. Чем дальше от центра крутая и его осей находится точка, которая определяется по числовыми значениями шкал «интро-и экстраверсии», «эмоциональная стабильность — нестабильность», тем четче проявляется тот или иной тип темперамента. Числовые значения для шкал крутая Айзенка определяются соответствующими тестами. Поскольку каждый тип темперамента естественно обусловлен, то лицо, определив его, может эффективно использовать его положительные моменты. Потребность — это необходимость человека в чем-либо. Потребности побуждают человека к проявлению активности и поиска путей их удовлетворения. Они становятся внутренними возбудителями деятельности, ее мотивом. Потребности человека имеют свою иерархию. Одна из них, по психологом Маслоу, выглядит как пирамида, в основе которой лежат физиологические потребности, а дальше идут потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребности в самореализации и развития личности В физиологических потребностей относят потребности в пище, воде, отдыхе, продолжении рода. Это — основные потребности, без их удовлетворения другие потребности теряют смысл. Потребности в безопасности оказываются во внешней защите человека, сохранении здоровья, стабильности условий жизни и обеспеченной старости. Социальные потребности — это стремление любви и принадлежности кому-либо, желание пользоваться благосклонностью других людей, быть объектом их внимания и любви. Потребности в признании проявляются в желании признания успехов и достижений личности со стороны других людей. Потребности в самореализации и развития личности состоят в самосознании своего места в этом мире и предусматривают максимальную возможность выражения своих творческих способностей. У психически и социально здоровых людей есть и желание, и возможность удовлетворить любые потребности. Однако пирамидальный переход от простых физиологических потребностей в высоких духовных ценностей является непростой и прежде предполагает осознание каждым лицом смысла своей жизни, своих возможностей с целью их полной реализации. Об удовлетворении или неудовлетворении потребностей свидетельствуют эмоциональные реакции человека. Если потребность удовлетворена, то человек проявляет положительные эмоции (радость, восторг, любовь), а если недоволен — то отрицательные (гнев, страх, отвращение) — Недовольство потребностей побуждает человека к активности. Активность личности — это способность к преобразованиям материального и духовного среды с целью удовлетворения потребностей. Во активностью, с точки зрения психологических особенностей человека, понимают ее активную жизненную позицию, которая выражается в последовательности отстаивания своих взглядов и доведении начатых дел до конца (сочетании слова и дела). Активность в этом смысле имеет не только психологические, но и социальные оттенки, поскольку возможность проявления активности зависит от степени общественной свободы, правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. По социальным проявлением активности психологи разделяют три типа поведения человека: пассивную, активную и агрессивную. Люди с пассивным поведением исповедуют идею «авось» и перекладывают решение своих проблем на других. В основном, такой подход к делу не имеет успеха и такие люди обвиняют в этом кого, только не себя. Активные люди открыто заявляют о своих потребностях и стремятся их удовлетворить всеми дозволенными способами. Активная жизненная позиция таких людей приводит к нормальным отношениям между людьми и они, как правило, достигают поставленной цели. Иногда активное поведение переходит в агрессивную, когда лица с целью удовлетворения своих потребностей игнорируют потребности других или пытаются их решить за чужой счет. Естественно, такое поведение является опасным для общества и она может привести к изоляции человека. Для оценки психофизиологических особенностей человека используют различные методы: общенаучные (наблюдение), психо-диагностические (тестирование), педагогические (изучение результатов трудовой деятельности). Чаще всего используют психодиагностических метод. Современная психодиагностика пользуется такими тестами: тесты интеллекта используют для выявления умственного потенциала индивида; тесты достижений позволяют оценить степень конкретных знаний; тесты творчества применяют для выявления творческих способностей; проективные тесты, предназначенные для целостного изучения личности. Психодиагностические тесты с успехом используют не только для определения, но и для формирования соответствующих умственных и эмоционально-волевых качеств. Психофизиологическая надежность человека является непостоянной и закономерно изменяется с возрастом, в частности у детей и пожилых людей она снижена по сравнению с лицами среднего возраста. Это объясняется тем, что у детей соответствующие анализаторы и психофизиологические особенности еще окончательно не сформировались, а у стариков уже не выполняют в полном объеме свои функции. Есть и другие факторы, которые также изменяют психофизиологическую надежность человека и уровень его безопасности. Снижают уровень безопасности межличностные конфликты (психическая травма, вызванная в результате конфликта, выводит человека из нормального психофизиологического состояния, что может привести к существенным изменениям в выполнении профессиональных функций и общего функционального состояния); усталость, переутомление, болезнь, курение, употребление алкогольных напитков (алкоголь негативно влияет на центральную нервную систему: нарушается умственная и физическая работоспособность, усугубляется усталость, снижается скорость двигательной реакции, устойчивость и интенсивность внимания, нарушаются процессы мышления и памяти); наркомания (употребление наркотиков приводит к хроническому наркотического отравления, которое вызывает расстройство функций многих органов и систем организма, особенно центральной нервной системы) и др.. Уровень безопасности повышают — оздоровительная физическая культура, рациональное питание, физиотерапия, массаж, закаливание, психотерапия, профессиональный отбор и профессиональное образование.

Методика составления психологической характеристики

интервью

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея – образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Психические особенности пожилых людей

Практически во всех случаях наблюдаются характерные особенности пожилых людей, связанные с памятью. Например, вместе с ухудшением способности запоминать нарушается также память о недавних событиях и намерениях или действиях, связанных с текущей жизнью.

В старости трудно запомнить назначенные встречи, даты, телефонные номера, новые имена. Человек в преклонном возрасте очень быстро забывает то, что недавно увидел по телевизору либо прочитал, с трудом вспоминает, куда положил какой-либо предмет.

Общественный статус пожилого человека тоже меняется. И это отрицательно влияет на его моральное и материальное положение, психическое состояние, делает его уязвимым к заболеваниям и плохо адаптирующимся к погодным изменениям.

Когда человек становится пенсионером, чаще всего радикально меняются его взаимоотношения с другими людьми, а также понимание смысла жизни, счастья, добра и зла и прочего. Другим становится образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

Кроме того, у пожилого человека меняется и иерархия самооценок. Он всё меньше обращает внимания на свой внешний вид, но больше – на внутреннее и физическое состояние. Чем старее человек, тем больше он уходит в прошлое, забывая о настоящем и будущем. Перспективы на жизнь становятся короче, а ближайшее будущее закономерно преобладает над отдаленным. Время для пожилых людей проходит быстрее, при этом оно всё меньше заполняется событиями. Как правило, активные люди и в старости больше уделяют внимания будущему, тогда как пассивные – прошлому. Поэтому первые дольше остаются оптимистичными.

Воспитание в семье

Личностные особенности, как мы говорили выше, это целый комплекс характеристик, включая положительные и отрицательные качества человека. Они проявляются с детства, это не секрет. Равно как и расположенность к тем или иным видам деятельности.

Воспитание играет огромную роль в становлении личности. Сейчас стало модным потакать детям и закрывать глаза на такие поступки, за которые еще лет двадцать назад наказывали отпрыска. Результат такого воспитания станет плачевным, ибо детям необходимо не только положительное подкрепление, но и отрицательное.

Наверняка не раз приходилось видеть, как ребенок кричит во все горло, требуя что-то от матери. А та нежно воркует над ним, уговаривает или просто дает желаемое. Это положительное подкрепление нежелательного поведения. Каким вырастет такой ребенок? Манипулятором хорошим станет, привыкшим добиваться своего по первому требованию. Поэтому важно вовремя ставить малыша на место, давая ему понять, что не все требуемое исполняется, а плохое поведение ведет к наказанию.

Особенности личностного развития заключаются в том, что родители направляют свое чадо в нужное русло, учитывая его склонности и характеристики. Если ребенок одержим животными и заявляет, что хочет стать ветеринаром, не надо отмахиваться от него, ссылаясь на неосознанный возраст. Наоборот — поощряйте желание отпрыска, купите ему интересные книги по данной теме, покажите фильмы. Ребенок со временем может отказаться от задуманной идеи, продолжив поиск себя, а может и утвердиться в выбранной будущей сфере деятельности.

Психологические свойства толпы

В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием. Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д. В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.

Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.

Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются. В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – «толпы».

По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.

Основными особенностями поведения «человека толпы» являются:

  • повышенная импульсивность действий;
  • уменьшение вербального межличностного общения;
  • склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
  • крайняя категоричность суждений и мнений;
  • эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
  • высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
  • отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
  • возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
  • склонность сбиваться в более плотные группы;
  • повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
  • хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
  • склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам «человек толпы» просто не способен.

При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.

Интеллектуальные способности каждого отдельного человека в толпе заведомо ниже, чем такого человека в обычной жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: