Сектантство – что это с точки зрения психологии. Признаки и опасность участия в сектах


Что такое секта

Слово «секта» произошло от латинского sequor — «следовать за кем-то, повиноваться». Изначально так называли все отделившиеся философские, политические и религиозные группы. Когда-то и христианская церковь была сектой, противопоставляющей себя языческому обществу.

В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. В узком смысле секта – это религиозная группа, отделившаяся от основного направления или противопоставляющая свои идеи основной религии общества. Секта имеет своего основателя и свое учение.

На основе рассмотренного определения мы можем сделать вывод, что не все секты носят деструктивный характер. Это общественный стереотип, который выгоден, прежде всего, официальным религиозным направлениям. Когда-то сектантами считали тех, кто вместо церкви выбрал науку. Их называли еретиками и казнили за неповиновение. К счастью, в наше время церковь и наука научились жить более или менее мирно.

Согласно законодательству, любой человек вправе создать свою религиозную организацию или религиозную группу, если ее учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданских обязанностей. На практике большинство сект нарушают эти условия, из-за чего и сформировалось убеждение о том, что все секты опасны и вредны.

Любая секта потенциально может стать религиозным направлением, добиться официального признания. Собственно, за это и борются представители. Каждая секта замкнута и обособлена, убеждена в своей исключительности и претендует на роль ведущей церкви.

Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Тут-то и встает вопрос о том, что предлагает участникам секта. Спасение ли? Давайте дальше поговорим об опасных, деструктивных сектах.

Интересный факт: в обществе так прочно закрепилась ассоциация секты с чем-то опасным, что религиоведы и юристы не рекомендуют использовать этот термин в его оригинальном значении. В отношении неопасных сект лучше говорить «религиозные группы», «религиозные объединения», так как «секта» в их отношении может прозвучать как оскорбление чувств верующих.

Сетевой мозговой штурм

Маске рад: аферисты эпохи коронавируса

Преступники зарабатывают на панике вокруг пандемии

Тенденцию к увеличению активности сектантов в интернете «Известиям» подтвердил руководитель «Центра экономических и социальных исследований и экспертиз», адвокат и специалист в области сектоведения Александр Корелов.

— На сегодняшний день крупные сектантские организации стараются перевести свою деятельность в сеть. Прорицатели, гадалки, ясновидящие — все эти персонажи на коронавирусной волне пытаются ухватить свою прибыль. Эти жулики — разновидность околорелигиозной преступности. Любой человек, выдающий себя за ясновидящего, является мошенником. Степень опасности определяется прежде всего способностями этого человека сколотить вокруг себя группу людей и выкачивать из них деньги и какие-то блага, — рассказывает Александр Корелов.

Наставлять на муть

центр Свидетелей Иеговы в России
Фото: ТАСС/Демьянчук Александр

Активно действуют в рунете и мормоны («Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»). Эта американская секта основывает свое учение на идеях милленаризма, то есть ожидания скорого конца света, так что в сегодняшних условиях особенно активизировалась.

Ничего святого: церковь мормонов в США скопила $100 млрд на пожертвованиях

О баснословной сумме, осевшей на счетах, сообщили в налоговую службу

— По сравнению со «Свидетелями Иеговы» и неопятидесятниками мормоны немногочисленны в России. Однако обладают мощной финансовой поддержкой из-за рубежа. Правда, распределение финпомощи вызывает недоумение правоохранительных органов — непонятно, на что направлены эти суммы денег. Формально не проводят крупных мероприятий — деятельность носит замкнутый характер. Такого рода секты стараются не допускать откровенных правонарушений, — говорит адвокат Корелов.

Признаки секты

Давайте подробнее поговорим о деструктивных, или тоталитарных сектах. Они опасны для жизни и здоровья участников, основаны на авторитарном стиле управления, принимают форму религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Пик наших дней – секты под видом курсов личностного роста, но они далеко не единственные деструктивные объединения.

Признаки тоталитарной секты:

  1. Активная реклама и пропаганда: назойливые звонки, приглашения на бесплатные семинары, тренинги роста. Лидеры сект – злые, но хорошие психологи. Они используют специальный метод вербовки: двое представителей группы постоянно находятся рядом с потенциальным участником, не давая ему допустить ни одной критической мысли относительно идей секты.
  2. Иерархия, посвященность. Разделение концепции на уровни доступности – прямой признак секты. Иерархия стимулирует участников к активности, ведь на новом уровне им откроются более тайные и глубокие знания.
  3. Взносы, пожертвования. Некоторые секты сразу заявляют о платности участия, другие оставляют это на потом. Притом чаще прямого требования не поступает, но на человека воздействуют гипнозом, подавлением сознания.
  4. Лидер, пророк, избранник. У каждой секты есть один главный человек, просветленный больше других, избранный самими высшими силами. Его приказы и слова не обсуждаются. И хоть при первом знакомстве может показаться, что участие в секте добровольное, а все приверженцы равны, позже станет видна иерархия, бесспорный лидер.
  5. Подавление сознания, разума, умения рационально мыслить. Идет максимум воздействия на эмоции, чтобы разум не успевал обдумать все происходящее. Для лучшего подавления сектанты контролируют жизнь жертвы, стараются постоянно, полностью держать человека в пределах видимости. Представители секты внушают выгодные им установки и убеждения. Некоторые организации упрощают себе задачу, изменяя сознание людей за счет ритуального приема наркотиков под видом традиционного снадобья.
  6. Контроль информации. Представители учения заваливают жертву дисками, книгами, буклетами, фильмами, прочими материалами. Обязательный элемент – собрания, встречи, на которых демонстрируется не только ценность знаний, но и разного рода исцеления, исправления, «чудеса». Встречи бывают массовыми и индивидуальными.
  7. Оппозиция миру. Пропагандируется идея уникальности над остальным миром, например, что только участники этой группы смогут достичь просветления, спастись или спасти другую заблудшую душу. Новичка обязательно заставляют делать что-то противоречащее обществу, чтобы тот еще больше отделился от него. Сектанты заставляют проявлять к другим людям жалость, так как те еще не обрели смысл жизни.
  8. Общая цель. Секта всегда имеет цель и план ее достижения. Кто-то верит в просветление, кто-то ждет апокалипсиса, смерти, кто-то грезит всемирной властью. Учение любой секты гласит о том, что после достижения этой точки все земные проблемы решатся сами собой.
  9. Атрибутика. Любые опознавательные знаки, разделяющие на своих и чужих. Все, на что хватит фантазии: татуировки, клеймо, амулеты, прическа, одежда, вербальные знаки. Это нужно для того, чтобы в каждой точке мира и времени человек помнил о секте, чувствовал свою причастность к ней.

Секта не терпит нерегулярного посещения собраний, ведь тогда контроль над человеком не будет постоянным. Она заполняет все время жертвы, отрывая его от привычного образа жизни, семьи, друзей. Сам того не замечая, человек тратит все физические, психологические силы, время, средства на развитие секты, а не на собственное развитие.

Под маской коуча

Наибольшую угрозу, по мнению Александра Корелова, могут представлять организации саентологов.

— Эти организации достаточно глубоко пустили корни в российском обществе. Некоторые их формы носят нерелигиозный характер, например, структуры WISE (World Institute of Scientology Enterprises), поддерживающие предпринимателей, благотворительные организации. Выкорчевать их теперь очень сложно. WISE привлекает бизнесменов крупного звена.

Психотренинги, в частности, тренинги личностного роста, ставшие крайне популярными в России за последние несколько лет, по мнению Корелова, также угроза для здоровья и психики человека.

— Тренинги используют различные методики обработки сознания. Конечно, ни к какому личностному росту они не приводят. Как раз наоборот. В ряде случаев после посещения таких тренингов люди кончали жизнь самоубийством, впадали в депрессивное состояние, попадали на койки психиатрических больниц. Там также применяются недозволенные методы обработки сознания, которые чрезвычайно вредны не только для психического, но и для соматического здоровья, — говорит эксперт.

Наставлять на муть

сайт саентологов
Фото: Depositphotos

Под куполом «цирка»: главу эзотерического ордена арестовали за аферу

Организация проводила сомнительные психотренинги и торговала «защитными куполами» стоимостью от 20 тыс. до 300 тыс. евро

Непозволительные методы воздействия — это, в частности, гипноз, а также другие способы работы с человеком, приводящие к утрате контроля индивидуума над собственным сознанием.

— Эти методы изначально были разработаны сугубо с медицинскими и военными целями. Сегодня на вооружение их берут и сектантские организации, и шарлатаны-одиночки, — рассказывает эксперт.

В качестве иллюстрации своих слов Корелов приводит жалобы республиканских министерств здравоохранения на эфиры массового гипноза Владимира Кашпировского — об увеличении после них количества инсультов, инфарктов, расстройств желудка.

— Еще с конца XIX века любые методы гипноза, методы воздействия на сознание человека были запрещены на территории Российской империи. Потом и в СССР неоднократно вводился запрет нормативными актами. К сожалению, в 2000-х годах запрет был в России отменен министерством здравоохранения, и на сегодняшний день до настоящего времени прямой четко регламентирующей нормы у нас не существует, — говорит Корелов.

Опасности участия в секте

тоталитарная секта

Любая секта, даже положительная, изолирует человека от привычной жизни, социума. Представители секты зациклены на своих идеях, идеалах, интересах. Они мыслят и живут только в рамках своей группы. Очевидно, что расти и развиваться вне социума человек не может. Каждому участнику общества нужно где-то работать, общаться с другими людьми. Участник секты оказывается оторван от реальности. И даже если секта имеет положительный характер, то назвать ее влияние положительным сложно.

Например, можно создать секту поклонения свободному графику работы или бартерным отношениям. Но какова вероятность, что эта секта станет политической философией всего государства, мира? Вероятнее, что люди, пропагандирующие это, окажутся выброшенными за борт ежедневных трудовых и социальных взаимоотношений.

Вторая опасность участия – фанатизм. Любое дело, идея лишается своей ценности, если превращается в фанатическое отношение.

Ну, и третья опасность сект заключается в том, что человек начинает жить ради секты, отдавать ей свои силы и средства. Во многих закрытых тоталитарных сектах процветают идеи экстремизма. В некоторых сектах над участниками издеваются, избивают их, насилуют. Нередко опасности подвергаются и их близкие люди.

Участие в секте приводит к психофизиологическому, интеллектуальному истощению человека:

  • утрата способности критически мыслить;
  • недоедание, дефицит сна;
  • сужение кругозора, обеднение базы знаний в темах и областях, не относящихся к сектантскому учению;
  • враждебное отношение к обществу;
  • потеря коммуникативных навыков, способности к социальному взаимодействию.

Цель секты – подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее.

Чем отличается секта от религии?

Для того, чтобы понять принцип сектантства, кто такие сектанты и что делают, необходимо уловить ту самую разницу между религией и сектой. Грань между ними очень тонка, и без понятия принципа действия сложно отличить ложь от истины. Отличие секты от религии:

  1. Религия куда старше сектантства, секты — молодые группировки, самой старшей не больше, чем двести лет. Образовываются такие псевдорелигиозные течения путем откола от общей веры, или же по прихоти какого-то человека.
  2. В основу религии входит поклонение Богу, создателю всего в этом мире, или божествам, а в основу может быть положена высшая цель, как, например, просвещение в буддизме. В основе религии секты главные роли играют их лидеры, которые сравнивают себя чуть ли не с Богом.
  3. Цель любой религии не поработить человека и затащить его под свое крыло. Путь к Богу каждый ищет самостоятельно, сам решает верить или нет. В сектах же осуществляется полный контроль над человеком, каждый из ее членов живет по правилам и скован определенными обязательствами.

Послесловие

Вера важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии – это вера в себя, собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание и принятие себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в высшие силы или надежда на других людей. Человек – автор и управленец всего, что с ним происходит.

О том, как помочь жертве сектантства, читайте в статье «Почему попадают в секту. Как не стать жертвой и не попасть в секту. Помощь попавшему в секту».

Как вытащить человека из секты?

Религиозные группировки — это обычный бизнес. Стоящие у верхушки зарабатывают на этом большие деньги. Если человека туда уже затянули, вырвать его из секты очень тяжелая задача. При первых шагах в секте, человек находится в состоянии эйфории и как выйти из секты его совершенно не волнует. Там он может почувствовать собственную уникальность и значимость. Единственный способ — общение с семьей и грамотный психолог. Хорошо бы найти человека, который сумел выйти оттуда, он лучше всех знает, как бороться с сектой.

«Тоталитарная секта» и её «адепты»

Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних десятилетий активно изучают феномен так называемых деструктивных культов. В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является термин – «тоталитарная секта». Используется нередко и название – асоциальный (деструктивный) культ.

С учетом прочих вариантов определений терминов «секта» и «культ», предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант.

Термин «секта» происходит от латинского «secta» – образ мыслей, школа, учение, партия. В обиходном языке понятие «секта» со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare — отделять, отрезать. Таким образом возникло понимание секты как особого религиозного общества или группы замкнувшейся в своих интересах (в том числе культовых), отделившейся от традиционной церкви или традиционной религии.

Адепт – ревностный последователь, приверженец культа, посвященный в учение и тайны культа. Адептов обычно в просторечии так и называют – «сектанты».

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» авторы (Свящ.Андрей Хвыля-Олинтер, С.А.Лукьянов) понятие тоталитарной секты раскрывают следующим образом: «Тоталитарная секта – авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующее обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, пользуясь их неосведомленностью и неопытностью и культивируя у них состояние невежественности и неестественной противозаконной зависимости».

В работах митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) указывается, что духовный тоталитаризм, так же как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе во имя самого Бога.

Scisne?

Большинство из нас уже не раз сталкивалось с сектантами. Эти люди часто пристают к прохожим на улицах с предложениями: посетить какой-нибудь богословский семинар, вместе почитать Библию, купить втридорога какую-нибудь безделушку (с уверениями, что ваши деньги пойдут исключительно на благотворительные цели). Ко многим они с подобными предложениями приходят домой. Однако мало кто задавался вопросом, что же заставляет уже взрослых и психически здоровых людей так странно вести себя в обществе. А ведь есть сектанты, которые ведут себя еще более «странно»: сжигают себя, проводят газовые атаки в метро, взрывают себя и других. Многие психологи утверждают, что любая террористическая организация – это та же секта.

В данной статье дана попытка краткого анализа, как из обычных людей делают сектантов, готовых по приказу своего гуру на любое действие вплоть до преступления.

Первый этап — завлечение новичков в секту – проводят вербовщики. В сектах, серьезно стремящихся пополнить свои ряды, – это прекрасные психологи-практики. Даже по внешнему виду людей они уже могут выделить потенциальных жертв. После этого вербовщик подходит к выбранному человеку и начинает разговор. Как правило, сектантских вербовщиков учат, что все люди делятся на четыре группы: мыслители, чувствующие, деятельные и верующие. «Мыслители» – это люди, преклоняющиеся перед логическим мышлением и наукой; «чувствующие» – более всего доверяют своим чувствам; «деятельные» – люди «дела», а «верующие» – приверженцы учения о божественном начале жизни. Опытный вербовщик буквально после нескольких ответов на свои наводящие вопросы может определить, с представителем какой из четырех групп он имеет дело. После этого остается только заинтересовать человека деятельностью секты.

«Мыслителей» в основном ловят на фотографиях ученых, которые что-то увлеченно обсуждают на конференциях, устроенных сектантами, утверждая, что они поддерживают секту. На самом деле эти ученые совершенно чужды как секте, так и той теме, которая обсуждается на конференции. Для них приезд на эту конференцию всего лишь бесплатная возможность пообщаться с коллегами, да и получить серьезный гонорар, который руководители секты выплачивают им за участие в конференции.

«Чувствующих» сектанты «обрабатывают» заботой и любовью. Им рассказывают о том, как хорошо «одной большой и дружной семьей» живут в секте, как члены секты «с полуслова» понимают друг друга. Естественно, что и эмоциональные проблемы новичка, в отличие от жизни в обществе, в их группе будут быстро и эффективно решены.

С «деятельными» вербовщики разговаривают на иные темы. Поскольку «деятельные» «принимают вызов и действуют», то с ними, как правило, говорят о нерешенных в обществе социальных проблемах, о том, что делает секта для облегчения страдания людей. Если их волнуют проблемы войн и национальных конфликтов, то им рассказывают, что данная группа – единственная организация, в которой разработан реальный план противодействия войнам и мирного урегулирования конфликтов (даже если такого плана не существует). Деятельным перечисляются сотни программ по стабилизации и возрождению «гибнущего» мира, которые финансирует и поддерживает группа.

С «верующими» же вербовщики делятся «духовным опытом». После этого многие из верующих сами идут на вербовку, поскольку считают, что встреча с сектантами им ниспослана свыше.

Большинство из завербованных составляют «чувствующие» и «деятельные». «Мыслители» же, если попадают в секту, впоследствии, как правило, выбиваются в руководители.

После того, как человек, «клюнув на приманку» вербовщика, пришел на первое собрание секты, начинается самое главное действо – «перепрограммирование сознания». Как оно осуществляется? Для ответа на этот вопрос сделаем небольшое отступление в область нейрологии.

Наша нервная система состоит из восьми так называемых контуров: по четыре в каждом полушарии. Четыре контура, расположенные в левом полушарии мозга, занимаются нашим «социальным выживанием».

Первый контур, который называется контуром младенца, отвечает за биологическое выживание человека. Выживание – самый главный врожденный рефлекс живого существа. Когда контур младенца сигнализирует об опасности, прекращаются все другие виды психической деятельности организма. В обыденной речи первый контур обычно называют «сознанием».

Второй контур (контур ребенка) отвечает за социальный статус человека в обществе (доминирует или подчиняется). В просторечии этот контур называют «эго».

Третий контур (контур студента) – рациональный ум. Он отвечает за умение вести интеллектуальную работу.

И, наконец, четвертый контур (контур взрослого человека) отвечает за преемственность культуры и знаний в человеческом обществе. Его задача – обеспечить непрерывность существования рода.

При попадании человека в секту атака производится на все четыре контура с целью полной замены импринта (знаний, полученных в процессе развития нервной системы). Это достигается прежде всего изоляцией (сначала кратковременной, а по мере втягивания в секту все более длительной) неофита от внегруппового общества.

Результатом изоляции жертвы от остального мира прежде всего является то, что она начинает импринтировать того, кто приносит ей пищу и от кого зависит ее жизнь как архетип наиболее родственный архетипу матери. Кстати, именно этим и объясняется так называемый «стокгольмский синдром», когда у заложников возникла сильная эмоциональная привязанность к террористу и, одновременно, неприятие «чужаков» из спецназа, спасающих им жизнь.

Фактически, изолировав жертву, сектанты добиваются того, что человек возвращается в состояние младенчества (из-за импринтной уязвимости первого контура) и начинает «переузнавать» своих родителей, которыми для него становятся руководители секты.

Изоляция жертвы от внешнего мира приводит и к состоянию импринтной уязвимости второго уровня, т.к. жертва секты понимает, что в данной социальной группе она – ничто. Автоматически человек начинает искать покровительства наиболее сильной фигуры, которой является руководитель секты.

Понижению «социального статуса» неофита способствует и постоянное напоминание ему, что все неудачи его жизни как до попадания в секту, так и после связаны исключительно с его «греховностью» и плохим исполнением воли «гуру».

Третий контур переимпринтируется прежде всего благодаря отсутствию общения человека со своим прежним окружением, т.е. опять же благодаря его изоляции от остального мира. Человек оказывается в ситуации, когда его обычные способности и умения не работают, поскольку они в секте не нужны. Ему приходится усваивать новые навыки, которые необходимы для выживания в секте.

Для усиления эффекта переимпринтации третьего контура в большинстве сект члены общаются с помощью своего «новояза». Эффект «новояза» серьезно усиливает «перестройку» мозга человека еще и потому что к третьеконтурной необходимости освоить новый язык подключаются выживательные потребности первого контура (пища, кров) и статусные потребности второго контура (защищенность, признание).

В результате изоляции достигается и серьезная импринтная уязвимость четвертого контура, поскольку для сохранения своих культурных традиций человеку необходима постоянная подпитка извне. Очевидно, что когда человек перестает получать «культурные сигналы» от своего постоянного окружения, его импринты начинают исчезать. Он приобретает «культуру» окружающего его «социума», т.е. секты.

Для более успешного перепрограммирования сознания адепта в сектах используется четыре вида контроля: контроль поведения, контроль мыслей, контроль эмоций и контроль информационный.

Контроль поведения затрагивает всю физическую жизнь адепта в секте. Вводятся очень жесткие правила, касающиеся многочасовых ритуалов, индоктринационной деятельности, работы, места проживания, продолжительности сна и рациона питания.

Во многих сектах существует очень жесткая дисциплина, когда адепты должны спрашивать у руководителя разрешения фактически на любое свое действие. Поскольку адепты зачастую лишены финансовых средств, им приходится просить денег на любую необходимую им мелочь у тех же руководителей, что значительно облегчает руководству сект контроль за ними.

В сектах практикуется и такой прием, позволяющий контролировать поведение, как требование жить групповой жизнью, когда адепт постоянно находится в окружении других сектантов. Иногда члену секты насильно навязывают «приятеля» или даже «группу приятелей», с которыми он должен постоянно находиться вместе.

Большое значение для контроля поведения сектантов играет система поощрения и наказания. Руководство секты, как правило, очень внимательно следит за своими адептами. И если человек приносит секте пользу (успешно вербует людей в секту, хорошо распространяет сектантскую литературу и т.п.), то руководство секты его поощряет. Как правило, поощрение – это выдвижение на более высокую должность. Если же его деятельность не удовлетворяет руководство, то его публично критикуют и наказывают, иногда весьма жестоко.

Контроль мыслей подразумевает столь глубокое индоктринирование членов группы, что они усваивают групповую доктрину, принимают новую лингвистическую систему и практикуют техники остановки мыслей «ради сохранения душевного покоя и сосредоточенности». Чтобы стать хорошим членом группы, человек должен научиться манипулировать процессом собственного мышления.

У сектантов доктрина секты является тем «ситом», сквозь которое просеивается вся поступающая информация. Естественно, эта доктрина носит очень жесткий идеологизированный характер, не допускающий «полутонов». Весь мир делится на «белое – черное», «хорошее – плохое», «нас – их».

Чтобы контролировать мысли адепта, секта навязывает ему свой «новояз» с особыми словами, несущими в себе своеобразный сектантский смысл. Таким образом, сектантские символы, связанные с языком, одинаковы для всех представителей данной секты. Контроль над этими символами позволяет контролировать мысли. Во многих группах все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Каждый такой термин или ярлык, служит вербальным выражением «загрузочного языка» и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления.

Наше представление о мире основано на нашей культуре и языке. В соответствии с ними мы интерпретируем факты. У сектантов количество интерпретаций весьма ограничено. Так, у мунистов любой конфликт между членами группы трактуется как «проблема Каина и Авеля». Им надо только определить: кто является Каином, а кто Авелем? Тут им на помощь приходит руководство секты. После решения вопроса Каин должен покаяться и покорно «следовать за Авелем». Естественно, любые отклонения от этой поведенческой нормы трактуются как «служба сатане». Интересно о должна решаться и проблема возникновения любой критической мысли о лидере секты или самой секте у адепта. Здесь в роли Авеля выступает сам лидер или секта в целом.

Не менее эффективным приемом, с помощью которого руководители контролируют мысли адептов, является ритуал остановки мыслей. Как только у сектанта появляется «плохая» мысль, он ее останавливает и обретает «душевный покой». Остановка мыслей достигается с помощью молитв, чтения мантр, «говорения на языках» и других подобных приемов. Если в первое время сектанту еще приходится несколько «напрягаться», чтобы остановить «дурные» мысли, то уже через пару недель это достигается автоматически.

Контроль эмоций достигается с помощью сужения диапазона личных чувств. Из всех их человеку оставляют только вину и страх. Они позволяют полностью контролировать эмоции сектанта. Адепты должны испытывать вину за все, что происходит в мире, в том числе за то, что сделали они, и за все остальное, к чему они не имеют никакого отношения.

Чтобы теснее сплотить сектантов в группу, руководители сект действуют и таким испытанным способом, как создание «образа врага».

Члены сект должны всегда думать только о группе, никогда о себе и никогда не жаловаться. Для пресечения возникновения «крамольных» мыслей на основе симпатий между сектантами руководители сект контролируют и межличностные отношения в группе.

Очень эффективное средство контроля над эмоциями сектантов – исповедь, которую также культивируют в большинстве сект. Она может быть как перед всей группой, так и исключительно перед руководителем. Все, что говорится на этой «исповеди», тщательно запоминается руководством секты. В случае необходимости давления на сектанта, его «грехи», сказанные на «исповеди», мгновенно используются в этих целях.

Страх перед исключением из группы также является весьма сильным эмоциональным оружием в руках руководителей сект. Сектантам постоянно внушают, что вне группы они не смогут долго прожить. В «греховном мире» их ждут страшные болезни, наркомания, преследования грешников и смерть. В результате всех этих внушений, при угрозе со стороны руководства об исключении из секты у большинства сектантов наблюдается возникновение панического страха.

Информационный контроль заключается в том, что вся поступающая к сектанту информация проходит строжайшую цензуру. Естественно, всякая критическая информация из внешнего мира отсекается. Главная беда для сектанта заключается в том, что в результате поступления односторонней информации у человека полностью атрофируется аналитический аппарат.

Как уже говорилось выше, межличностное общение членов секты также находится под жестким контролем. Запрещена всякая критика лидера, доктрины или самой секты. К тому же в сектах культивируется слежка сектантов друг за другом с последующим докладом руководству. Новички могут общаться между собой только в присутствии старшего члена группы.

Во всех сектах существует так называемые различные «уровни правды». Существует «внешняя правда» — для тех, кого пытаются заманить в секту. По мере втягивания в секту адепт переходит ко все большим «уровням правды».

Для сектанта «внешняя правда», полностью противоречащая доктрине секты, вовсе не является ложью – это просто другой «уровень правды».

Все четыре вида контроля (поведения, мыслей, эмоций и информации) позволяют манипулировать практически любым человеком. Любопытно отметить, что люди с устойчивой психикой составляют фанатичное и преданное руководству ядро секты.

Хронологически создание «нового человека» проходит в три этапа: размораживание, замена, замораживание. Теория трех этапов психологического перепрограммирования человека была разработана в конце сороковых годов прошлого столетия психологом Эдгаром Шейном.

«Промывание мозгов» проходит в три этапа с применением тактики постепенного повышения требований со стороны руководства секты и постепенных уступок со стороны жертвы (такая же тактика используется при подготовке наемных убийц и террористов, а также при установлении непринудительного психологического контроля над человеком).

В своей работе «Навязанное убеждение» Эдвард Шейн писал, что размораживание состоит в разрушении прежней личности, замена является процессом индоктринации нужных идей, замораживание – процессом завершения формирования новой личности, закрепления у нее индоктринированных идей. Рассмотрим процессы, происходящие с человеком на каждом этапе.

На этапе размораживания происходит разрушение досектантского мировоззрения человека. Личность остается вообще без жизненных ориентиров. Человек теряет всякое представление о реальности. Самое главное: перестают функционировать защитные механизмы, предохранявшие его мировоззрение от разрушения.

Для того, чтобы «разморозить» человека, существует множество приемов.

Во-первых, это изоляция человека от внешнего мира. Как правило в сектах изоляцию сочетают с физиологическим воздействием на психику человека. Для этого его лишают сна и изменяют рацион питания (как правило, сектантам дают пищу с низким содержанием белков и высоким сахаров – для усиления эмоционального возбуждения).

Во-вторых, для «размораживания» используется гипноз. Так, человек входит в состояние транса, если его специально «заваливают» противоречивой информацией. Поскольку жертве не дают время на размышление, то она теряется и рефлекторно начинает искать опору в группе. И когда человек видит, что остальные члены группы спокойны, то пытается адаптироваться к ситуации, т.е. воспринимать, не размышляя.

В-третьих, существуют методы так называемой «сенсорной депривации» (полного лишения человека информации) или, наоборот, «сенсорной перегрузки», когда на человека буквально «вываливают потоки» эмоционально нагруженной информации, которую он не в состоянии переработать. Человек в подобных случаях «отключается», т.е. воспринимает информацию, не анализируя ее.

Существуют и другие подобные психологические техники. Например, «двойной капкан», когда человеку «предоставляется выбор» между двумя возможностями, но проверить правильность своего выбора у него нет.

Вполне естественно, что «размораживанию» способствуют такие техники, как сеансы групповых молитв, танцевальные движения (радения хлыстов, вращения суфиев), ритмичная музыка с групповыми движениями, хоровое пение.

После отключения защитных механизмов начинается внушение людям мыслей об их порочности, бездуховности, некомпетентности и пр. Делается все для того, чтобы морально сломать человека и показать ему, что его спасение возможно только в секте. Как только это удается, можно считать, что первый этап закончен.

На этапе замены «накачка» новичка идеями секты происходит во время различных семинаров, отправления групповых ритуалов, группового просмотра видеоматериалов и прослушивания аудиокассет с записью выступлений лидеров, а также в процессе внутригруппового общения.

Все лекции в сектах читаются монотонным убаюкивающим голосом, что способствует усыплению адептов и некритичному восприятию преподносимой информации. Ведущий во время лекции постоянно возвращается к ключевым фразам и дает материал «по замкнутому циклу».

Суть всех лекций, как правило, сводится к утверждению о том, что только учение секты – единственная надежда мира на выживание и процветание. Чтобы усвоить это учение, вербуемые должны избавиться от прежней греховной личности и рациональности. Они должны «освободиться и поверить». Такие призывы со временем звучат все сильнее и убедительней.

Для большей убедительности руководство секты практикует и такой прием. «Сочувствующие приятели» в «доверительной беседе» выуживают у адепта какие-либо сведения личного характера, которые тут же передают руководителю. В нужный момент руководитель в процессе «духовного озарения» сообщает адепту, на которого такая «чудесная духовность» оказывает самое серьезное воздействие.

Для усиления воздействия людей в сектах постоянно обучают групповому конформизму, для чего практикуют групповые занятия, на которых происходят исповеди. Исповедующегося осуждает и хвалит вся группа, что способствует закреплению определенных мыслей и «изгнанию» других. Как только доктрина секты усвоена, начинается третий этап – «замораживание».

На этапе «замораживания» перед «новорожденным» сектантом ставится какая-то жизненная цель. Главным приемом на этом этапе становится подражание. Новичка прикрепляют к «ветерану» и заставляют копировать поведение последнего. Таким образом руководители сект фактически «одним выстрелом убивают двух зайцев»: заставляют «ветеранов» ощущать себя значимыми фигурами и быть «на высоте», а у новичков пробуждают желание стать такими же образцами для подражания.

На этапе «замораживания» нового сектанта стараются окончательно оторвать от его воспоминаний о досектантской жизни. Для этого ему часто меняют имя, одежду, прическу и т.д. Его вынуждают отдать секте все свое имущество, что способствует еще большему его закабалению.

Для того, чтобы укрепить человека в его новых убеждениях, его как можно быстрее стремятся подключить к вербовке новых адептов. Руководители сект отлично знают, что ничто так не заставляет человека поверить в какие-то идеи, как попытки навязать эти идеи другим.

Укрепляются убеждения адептов и в результате «мученичества», в том числе торговли при любых погодных условиях сектантской литературой или всякой мелочью.

По истечении некоторого времени, как правило нескольких недель, работы по вербовке или практики «мученичества» адептов отправляют на новый этап индоктринации. Этот цикл повторяется многократно в течение нескольких лет.

Важную роль в «промывании мозгов» сектантов играют идеи, проповедуемые практически во всех сектах. Эти идеи, внушенные адептам, делают секты страшным оружием в руках их руководителей.

Самая главная идея – «доктрина – это реальность». Систему представлений группы у сектантов принято считать не теорией, позволяющей интерпретировать реальность, а саму эту реальность. Поскольку доктрина секты является истиной, то любой найденный в ней сектантом недостаток трактуется как его греховность (он еще не совершенен, чтобы понять доктрину). Чтобы придти к пониманию доктрины, сектант должен гораздо усердней работать на благо секты, еще больше верить руководителю и доктрине.

Вторая идея прямо вытекает из первой: весь мир черно-белый, где белое (добро) – это секта, а черное (зло) – весь остальной мир. Адептам постоянно внушают, что секту окружают враги, а их самих искушают злые духи. Это приводит к тому, что во многих сектах адепты начинают страдать различными фобиями и постепенно становятся параноиками.

Третья идея – идея избранности членов секты. Сектанты всерьез полагают, что избраны Богом для того, чтобы спасти заблудшее человечество. Для спасения этого человечества сектанты готовы его уничтожить.

Таким образом любая секта стремится разрушить индивидуальность человека, данную от рождения и воспитанную в нем всей его жизнью, чтобы сделать его «манипулятором», способным исключительно на определенные действия в интересах секты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: