Социальная активность человека что это такое и каковы ее проявления?


Что говорили о ней древние философы

Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.

Вам будет интересно:Формирование и развитие общеучебных умений и навыков у школьников

Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.

Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.

Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная , направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира,
  • научно-познавательная , заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания,
  • художественно-эстетическая , удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей,
  • ценностная , приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей,
  • коммуникативная , отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума,
  • здравоохранительная , направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

  1. Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
  2. Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
  3. Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.
    Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание.
  4. Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.
  5. Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп , культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.
  6. Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании , общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Нужны ли обществу активные люди?

Стимулирование деловой предприимчивости работника — одна из целей современного менеджмента. Ее развитие ведет за собой существенное повышение производительности труда, развитие культуры производственных и внепроизводственных отношений.

Вам будет интересно:Что такое лакмус и чем он полезен

В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:

  • целенаправленность,
  • осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
  • умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.

Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, можно утверждать с полным основанием, что инициативность членов общества способствует его всестороннему прогрессу.

Активность Активный

Жизнь даёт нам то, что мы готовы реализовать или осознанно пытаемся от неё получить, а не то, что укладывается лишь в наши радужные мечты и эмпирические желания. На что рассчитываешь, чего добиваешься делом, а не словами, то и обретёшь. Активный практик получает победы, бездеятельный мечтатель — разочарования.

Татьяна Устименко. Принц для Сумасшедшей принцессы.

Активность как качество личности – способность поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовность к переменам, склонность деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств.

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. -О вы, подданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее. Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. — Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо! – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы, не боишься сделать попытку, проявляешь активность.

Оптимальное управление предполагает заинтересованность людей в проявлении активности.

Активность личности — это включение в режим интенсивной работы таких своих качеств, как целенаправленность, мотивированность, осознанность, профессионализм, эмоциональность, инициативность и ситуативность. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося.

Активность означает дать проявиться своему дарованию, таланту, своему жизненному предназначению. Активный талант обойдет пассивного гения, как джип телегу, «везущую хвороста воз». Активность – это способность самосовершенствоваться, отдавать и принимать любовь, обновляться, системно удовлетворять потребности своего ума, разума и души, испытывать разносторонний и, в то же время, глубокий интерес к разным сферам жизни, быть целеустремленным, проявляя на пути к цели упорство, настойчивость и постоянство.

Активность в благости вырывается из границ своего эгоизма и бескорыстно служит людям. Активность в страсти – это олицетворенная предприимчивость, деловитость и инициативность. Люди, реализуя материальные цели, стремятся создавать новые производства, организовывать фирмы, возделывать свои земли, рекламировать и продавать свою продукцию, зарабатывать больше денег, помещать свои сбережения в банки или в акции каких-то предприятий. Активность в невежестве – это желание открутить кому-нибудь голову, быстро сорвать деньги незаконным способом. От такой злой активности лучше абстрагироваться. Иными словами, активность – это проявление личностью общественно значимых усилий, социально признанного целенаправленного поведения.

Активность живет в режиме «здесь и сейчас». Активность в прошлом или в будущем – это иллюзии деятельности, оправдания для ленивого ума. Для активности существует только сегодня и сейчас. Нолан Бушнелл – «отец» видеоигр, один из самых успешных бизнесменов, утверждает: «Самое важное – сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет – несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас».

Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы обращаться с предложением к покупателю? — День? — удивился Учитель. — Ну, может быть, день недели или число месяца… — А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем. — А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя. — Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель. — И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал: — Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье. — Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил: — Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой: — Ответь! — Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

При этом в активности должна отсутствовать чрезмерность, избыточность. Человек не должен пахать, как папа Карло, чтобы не страдало его здоровье, не разрушались отношения в семье, не было времени для личностного роста. Китайский философ Чанг Инг Ю заявляет: «Тот, кто в течение дня активен как пчела, силен как бык, вкалывает как лошадь и приходит вечером домой уставшим как собака, должен проконсультироваться с ветеринаром – есть большая вероятность, что он осёл».

Энергия активности дается одна на мужа и жену. Идеальный вариант, когда женщина спокойна, а мужчина активен. Он несет ответственность за материальную, эмоциональную и духовную защиту женщины, он больше соприкасается с внешним миром, ему и «карты в руки» — проявлять активность для блага жены и детей. Задерганная, вся на нервах женщина – это нонсенс для семьи, это удобная платформа для стресса не только ее самой, но и всех членов семьи. Не берите в расчет свекровь. Она всегда активна и всегда в состоянии стресса. Активность мужчины никогда не порождает стресс.

Мужчина знает, что под лежачий камень вода не течет, что нужно работать, проявлять активность, иначе дети попросят: «Папа! Хлеба!», а он будет стыдливо отводить глаза, если у него есть совесть. Персидская пословица гласит: «Мужчина тот, кто сомкнёт уста и засучит рукава». Однажды некий человек, гуляя по лесу, увидел хромую лисицу. Его удивило, как она поддерживает своё существование, и он решил понаблюдать за ней. Вскоре он увидел, как из леса появился лев, с куском мяса в зубах, отъел немного и оставил его лисице. Человек, наблюдавший за этим, был немало удивлён, и заключил для себя, что если он будет вести себя так, как эта лиса то Провидение, несомненно, поступит с ним так же. Он сел на землю и стал ждать. Время шло, но с течением времени ничего не происходило, человек же становился всё слабее и слабее. И вот, когда он ослабел настолько, что не мог встать, с небес раздался голос: — Не будь хромой лисой! Будь сильным львом, и тогда ты сможешь пропитать себя и обеспечить остальных!

Иногда активность в человеке проявляется под воздействием экстремальной ситуации, когда бездействие губительно, когда нужно решительно и безотлагательно действовать. Однажды Бернард Шоу позвонил своему врачу и заявил: — Мне очень плохо. Сердце, кажется, совсем сдаёт. Приходите скорее! Врач прибежал. Ему пришлось взбежать три лестничных пролёта, и он тяжело дышал. Он вошёл и, не говоря ни слова, рухнул в кресло и закрыл глаза. Бернард Шоу выскочил из постели и испуганно спросил: — Что с вами? — Ничего, ничего, — ответил врач. — Похоже, я умираю. Сердечный приступ. Бернард Шоу кинулся помогать ему: он принёс стакан воды, несколько таблеток, он сделал всё, что мог. Через полчаса его врач пришёл в себя. И вдруг заявил: — Теперь мне пора идти, выдайте мне мой гонорар. — Вот это да! — воскликнул Шоу. — Это вы должны бы заплатить мне! Я полчаса бегал вокруг вас, а вы даже не спросили ничего о моём самочувствии. — Я вылечил вас, — возразил ему врач. — Это и есть лечение, и вам придётся мне заплатить.

Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Уровни активности

Чем привлекательнее для человека поставленная цель, тем больше энергии он тратит для ее достижения. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоническим типом личности: у них высоко развиты как ответственность за дело, так и стремление получить наибольшее внутреннее удовлетворение от его результатов.

У личностей продуктивного типа результаты действий также высокие, однако, они достигают их из-за увлеченности своими идеями, а не из-за высокого уровня ответственности.

Повышенной сознательностью, гиперконтролем отличается рефлексивный тип, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и в своих инициативах. Поэтому к активному их осуществлению он готов только при посторонней моральной поддержке.

Несамостоятельность в достижении поставленных перед ними целей проявляют люди исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним указаниям и инструкциям, пользуются готовыми решениями, не подключая собственную инициативу.

Сложные деловые и творческие предложения могут выдвинуть созерцатели, но на первом плане у них стоит продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, наступательности — характерные черты людей такого типа.

Вам будет интересно:Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачи

Таким образом, какой у него уровень активности (высокий, средний или низкий), зависит как от личностных природных качеств человека (темперамент, способности), так и от тех, которые воспитаны в нем родителями и социальной средой.

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить…

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине Меховой.

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

Александр Валентинов

Формы и факторы человеческой активности

При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.

Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.

В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.

Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение). Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности. В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:

  1. Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
  2. Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
  3. Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Активность как результат воспитания

Чтобы целеустремленно действовать, человек должен проявить творчество, волевые усилия, общаться с другими людьми — советоваться, изучать чужой опыт. Но эти качества — твердая воля, нестандартный подход к проблеме, умение общаться, анализировать, делать выводы не рождаются вместе с младенцем. Что такое активность? Это результат правильного воспитания.

Ее формирование у ребенка — это одна из многочисленных родительских задач, которая не столь проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, от взрослых требуется осознанный подход к достижению этой цели и терпение: развитие активности — одна из тех педагогических проблем, которые не решаются быстро.

На заметку родителям: как это сделать

Активный человек — значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.

Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.

Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.

Социум как субъект воспитания активности

Государство крайне заинтересовано в воспитании деятельных и инициативных граждан. Именно поэтому любое образовательно-воспитательное учреждение, средства массовой информации среди прочих задач ставят перед собой непростую задачу формирования активности у населения.

Педагоги, психологи, социальные работники, работники культуры, общественные объединения, руководители всех рангов выступают как субъекты процесса, цель которого — воспитание социально ответственного гражданина. Он должен обладать:

  • интересом к общественной работе,
  • организаторскими качествами,
  • исполнительностью и инициативностью,
  • самокритичностью и требовательностью к себе и другим,
  • готовностью помогать людям.

Эти качества гарантируют обеспечение общественного порядка и контроля над исполнением законов на местах, прямое взаимодействие населения с органами власти.

«Формирование социально активной личности подростка»

«Формирование социально активной личности подростка»

Формирование социально активной личности — сложный противоречивый процесс. Первые вопросы, которые возникли в начале исследования: что такое социально — активная личность? Норма (модель) социально активной личности

— это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего следующие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее: внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. «Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений», — такое определение дает психологический словарь и добавляет: »В процессе социализации человек приобретает убеждения, обществен по одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе’1. В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:

  • ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;
  • операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;
  • опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;
  • опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным:
  • опыт рефлексии_- способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и пе способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации»». Компоненты социально-педагогической деятельности я отразила в следующих задачах

их реализации:
социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогические сопровождение.
Воспитание социально

активной
личности подрастающего поколения.
Задача классного руководителя — обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают

ожиданиям педагога. Необходимо убедить ученика в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать развитию соц. активной личности.

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

А.В. Петровский, российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, профессор, кандидат педагогических наук Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

В настоящее время проблема формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности обусловлена потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, художественно-эстетическую.

Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра — один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты. Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории, исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.

Таким образом, можно зафиксировать ряд проблем:

  • между необходимостью развития у личности готовности к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой и недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей;
  • между разработанностью сущности категории «социальная активность» и отсутствием целостных исследований по проблеме формирования социальной активности подростков;
  • между наличием оригинального опыта организации воспитания социальной активности подростков и недостаточным его научно-методическим осмыслением.

Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности подростков, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.

Художественно-эстетическая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную социально значимую деятельность по освоению и распространению культурного наследия прошлого.

Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков включает:

  • учет выраженности активности подростка в социально значимой деятельности;
  • ориентацию учебно-воспитательного процесса учреждения не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;
  • подготовку педагога к организации деятельности подростков;
  • систематизацию материалов;
  • разработку технологического сопровождения художественно-эстетической деятельности подростков в целях формирования социальной активности.

Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности — организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.

Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации художественно-эстетической деятельности молодежи разного возраста в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.

Активность, связанная с творчеством, носит творческий характер, это свободная, творческая деятельность подростка. В этом случае большая роль принадлежит преподавателю, ведущему тот или иной предмет, т.е. зависит от методов используемых им.

Активность со знаком «минус»

Криминальная, аморальная деятельность граждан не одобряется обществом и даже наказуема. Какой активностью обладает человек, какие ее виды, уровни и формы он выбирает — зависит от внутренней позиции личности. По тому, в каких поступках и как она проявляется, можно судить о многих человеческих качествах. Чем выше нравственные установки, тем способы удовлетворения потребностей («хочу» и «надо») более соотносятся с правилами и нормами человеческого бытия («можно» или «нельзя»). Отсюда и многочисленные примеры беззаветного мужества и беспримерной подлости, упорного труда и беспардонных хищений чужого добра ради собственного безбедного существования, бескомпромиссной честности и масштабного вранья с целью прославиться.

Вам будет интересно:Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи

Антиобщественная «активность» в эгоистичном удовлетворении своих потребностей является результатом стечения многих обстоятельств личной и общественной жизни человека с его отрицательными внутренними качествами — жадностью, мстительностью, ленью, неспособностью управлять своими поступками и эмоциями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: