Программы в области когнитивистики за границей


Понятие и краткая история

Что такое когнитивистика?

Когнитивистика в широком смысле слова означает совокупность научных дисциплин и исследований, изучающих интеллект и способы хранения, приобретения, изменения и использования знаний.

Узкое определение дал Майкл Айзенк. По Айзенку когнитивистика – это междисциплинарное исследование применения и приобретения знаний.

Существует другое определение, согласно которому когнитивистика – междисциплинарный комплекс научных направлений, изучающих познание и высшие формы мыслительной деятельности и мыслительных процессов.

Объединяет в себе результаты исследований в следующих науках:

  • психология;
  • философия;
  • антропология;
  • теория познания;
  • нейрофизиология;
  • теория искусственного интеллекта.

Когнитивистика возникла в результате противопоставления теории бихевиоризма, предложенной американским психологом Джоном Уотсоном.

Уотсон заявлял, что только поведение должно изучаться с научной точки зрения, сознание не может быть предметом интереса науки.

С начала 1950 годов теория Уотсона утрачивает звание единственно верной.

Джон Миллер предположил, что части информации закодированы и расшифрованы в глубоких пределах разума.

Позже ученые Джон Маккарти, Герберт Саймон и другие основывают область науки под названием искусственный интеллект.

Впервые термин когнитивистика был употреблен Кристофером Лонге-Хиггинсом в 1973 году.

Когнитивизм — что это в психологии? Читайте об этом здесь.

Когнитивистика сегодня

Современная когнитивистика (или когнитивная нейробиология) использует методы визуализации мозга, позволяющие на опытном уровне доказать связь ментальных феноменов и физиологии мозга. И если в прошлом традиционной когнитивистикой сознание человека не учитывалось, то сегодняшняя когнитивистика не просто берёт сознание во внимание – оно является одним из основных объектов её исследований.

Пожалуй, самым главным техническим достижением, которое вообще сделало возможным существование и развитие когнитивистики, являются инновационные методы сканирования мозга, например, томография. Именно она, вместе с некоторыми другими методами, позволила впервые в истории человечества узнать, что такое мозг изнутри, а также заполучить уникальную практическую информацию о его функционировании, а не просто косвенные данные, как это было прежде. Немаловажное значение в этом процессе, конечно же, имеет и разработка и создание всё более мощных компьютеров.

Если же попытаться разделить всю когнитивную науку на части, то можно поразиться тому, сколько составляющих она в себе содержит. К ней относится когнитивная психология и когнитивная лингвистика, математическая логика и искусственный интеллект, материальная когнитивная наука и когнитивная этология, философия сознания и неврология, нейрофизиология и нейробиология, а также нейролингвистика, когнитивная география, когнитивная антропология, нейронаука и экспериментальная психология познания.

Тот прогресс, который наблюдается в когнитивной науке в настоящее время, по мнению учёных, может помочь человечеству раскрыть те тайны, которые скрывает в себе разум, иначе говоря, детально описать процессы, происходящие в человеческом мозге и отвечающие за деятельность высшей нервной системы. Если же человечество будет обладать такими данными, это сделает ещё более реальным и значительно ускорит создание искусственного разума, способного обладать независимыми когнитивными способностями, способного к творческой деятельности и даже полноценному взаимодействию с человеком.

Пока же остаётся только следить за развитием этого уникального научного направления.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 10 лингвистических концепций, о которых полезно знать каждому
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Когнитивная экономика: наука о мышлении
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Теория познания
  • Теория игр: история и применение
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Возникновение позитивизма
  • Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
  • Искусственный интеллект и тест Тьюринга

Ключевые слова:1Когнитивистика

Известные когнитивисты

В мире есть определенное количество людей, посвятивших себя изучению когнитивистики, и они по праву признаны специалистами в этой области.

  1. Дэниел Деннет – американский философ и когнитивист. За свою долгую научную деятельность написал множество научных трудов о сознании, свободе воли. В частности он утверждает, что воля и сознание являются иллюзией, они результат физиологических процессов, происходящих в мозге.
  2. Стивен Пинкер – американский ученый, психолингвист, психолог. Пинкер разработал свою теорию усвоения языка. Написал широко известную в научных кругах книгу «Язык как инстинкт», в которой популяризовал труды Ноама Хомского.
  3. Джордж Лакофф – американский лингвист, эксперт в области языкознания. Получил известность как создатель порождающей семантики.
  4. Джерри Фодор – американский философ, экспериментатор в области психолингвистики. Разработал теорию о языке мысли.
  5. Дэвид Чалмерс – австралийский философ и когнитивист. Область специализации затрагивает философию ума и языка. Чалмерс сформулировал понятие проблемы сознания.

Примечания

  1. Adapted from Miller, George A (2003). «The cognitive revolution: a historical perspective». Trends in Cognitive Sciences7
    .
  2. И. П. Меркулов.
    Когнитивная Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 364-365. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Антти Ревонсуо.
    Глава 2. Исторические основы науки о сознании // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 89-90. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
  4. Adriana Alcaraz.
    Cognitive.cat.
    Cognitive.cat
    . Cognitive.cat (25.08.2015). (недоступная ссылка)
  5. Embodied Cognition // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Robert A. Wilson and Lucia Foglia

Классические методы в основе

В основу когнитивистики заложено два классических метода.

Первый метод именуется символизмом. Основной идеей метода является схожесть между мыслительной деятельностью человека и мышлением компьютера. Компьютер имеет центральный процессор, в котором обрабатывается вся поступающая информация. Человек имеет похожую структуру.

Второй метод носит название коннекционизма. Полностью противоречит первому методу.

Мышление человека невозможно сравнить с мышлением процессора компьютера, потому это данные нейробиологии о мозговой деятельности опровергают это утверждение.

Дать стимул человеческому мышлению могут искусственные нейронные сети.

Список когнитивных расстройств вы найдете на нашем сайте.

Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса

Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса

Высказываясь на тему ритуализации творчества, культовый писатель Чарльз Буковски (Charles Bukowski) насмешливо говорил, что «ни свет, ни воздух, ни время, ни пространство не способны повлиять на способности автора».

Английский литературный критик Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson) придерживался похожей точки зрения: на его взгляд, писатель способен трудиться в любое время и в любую погоду, но только если сможет себя заставить.

Однако в истории немало случаев, когда добившиеся мировой популярности и известности авторы, стремясь улучшить свою эффективность придерживались особого распорядка дня и даже изобретали специальные ритуалы.

Когнитивный психолог Рональд Т. Келлог (Ronald T. Kellogg) в своем монументальном труде «Психология писательства» взял на рассмотрение существующие стратегии деятелей пера и чернил и попытался объяснить, как распорядок дня, ритуалы и окружающая обстановка может повлиять на качество работы.

Он пишет:

«Имеются доказательства, свидетельствующие в пользу того, что окружающая обстановка, распорядок дня и ритуальные (привычные) действия могут стимулировать производительность труда и повышать его эффективность, усиливать сосредоточенность и снижать уровень энтропии внимания.

Эти факторы могут вызвать определенное эмоциональное состояние, в котором работать будет намного легче и приятнее. Более того, подобные состояния могут пробуждать в вашем сознании конкретные идеи, планы, факты, которые ассоциируются у вас с местом, временем и другими вещами, так или иначе связанными с вашей работой».

распорядок дня

Распорядок дня типичного писателя

Ученому пришлось осилить внушительный список исследований, чтобы сформулировать несколько весьма важных выводов. Среди них — роль фонового шума, который, как это ни парадоксально звучит, может оказывать не только негативное влияние на ваши творческие способности.

К примеру, шум высокой интенсивности (свыше 95 децибел) будет деструктивно влиять на выполнение сложных задач, но будет способствовать сохранению концентрации внимания при выполнении задач монотонных и скучных, лишенных творческого начала.

Корреляция между уровнем умений и сложностью поставленных задач также вносит свою лепту: если вы чувствуете, что выполнить ту или иную задачу вам не под силу, то шум будет становиться все более раздражающим.

  • Освещение, температура и уровень шума — как оптимизировать рабочее место и повысить креативность?

Келлог также предположил, что современные писатели страдают от излишней тревожности, которая, как легко догадаться, в шумной среде только усиливается.

Ученый обратил внимание на ряд исследований, свидетельствующих о том, что рабочая сессия, длящаяся от 1 до 3 часов с перерывами, в наибольшей степени способствует повышению производительности, причем не только для писателей, но и для музыкантов, артистов и спортсменов.

Он также упоминает исследование циркадных ритмов1985 года (циркадные (циркадианные) ритмы (от лат. circa — около, кругом и лат. dies — день) — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи): в утренние часы работа над сложными, творческими задачами наиболее эффективна, а к вечеру уже снижается. Величайший писатель Хемингуэй, интуитивно догадываясь об этом, отмечал в некоторых интервью:

«Когда я работаю над книгой или повестью, я сажусь за письменный стол как только за окном забрезжит свет. Обычно работаю с 6 утра и до полудня. В это время вас никто не потревожит, а прохладный воздух только поможет быстрее включиться в работу. Кроме этого я всегда заканчиваю писать на том месте, когда мне очевидно, что случится дальше. Утром я прочитываю этот фрагмент и уже легко включаюсь в действие произведения».

Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй за работой

Окружающая обстановка также играет важную роль в поддержании длительного и продуктивного рабочего процесса. Известный музыкант Боб Дилан, к примеру, превозносил способность «быть способным создать такие условия, в которых вы можете беспрепятственно принимать результаты работы вашего подсознания».

  • Творческая активность в течение дня — есть ли закономерность?

Выводы Келлога перекликаются с памятными утверждениями Уильяма Фолкнера, известного американского романиста: «Единственное, в чем нуждается писатель — это одиночество, и это то немногое, что будет стоить для него недорого».

Келлог также отмечает, что писатели стараются выделить для своей работы тихое и уединенное место, хотя «в период ученической фазы практически любая окружающая обстановка становится приемлемой»: полноценное рабочее место могут позволить себе далеко не все, а энергии молодого организма с избытком хватает, чтобы сохранять концентрацию и творческую работоспособность даже в шумной обстановке.

Этот феномен может быть переосмыслен в категориях когнитивной концепции специфичности кодирования.

Абстрактные идеи, изображения, планы, конкретные предложения, эмоции и все остальное, что может представлять собой нужную и полезную для написания текста информацию, оказываются связанными с окружающей обстановкой, а именно — временем и местом, которое писатель выбрал для занятий творчеством.

Соответственно, вся эта информация, отложенная в подсознании, активируется в тот момент, когда писатель снова оказывается в своем привычном рабочем пространстве. После того, как он концентрируется на приходящих из подсознания идеях, творческий процесс захватывает его полностью.

Следует сказать, что изложенная выше методика применяется и при лечении расстройства сна, а именно — вводится режим сна (отход ко сну осуществляется в одно и то же время), а также организуется специальное умывальное место, где человек настраивается на предстоящий отдых. Неслучайно и писатели стараются придерживаться специального распорядка, чтобы оптимизировать свой отдых и время, которое они на него тратят.

Келлог также цитирует программу лечения, разработанную психологом Бобом Бойсом для всех, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с писательством:

«Ключевой момент программы Боба Бойса — перепланировка письменной среды. Для работы над серьезными вещами (романы, повести, статьи) он предлагает организовать специальное рабочее пространство.

Выполнение других мелких дел (обработка входящей корреспонденции, например) должно быть перенесено в другое место. Бойс также настаивает на том, что журналы, книги и другие несущественные для работы источники информации должны быть изъяты из поля зрения, социальные контакты минимизированы или вовсе исключены.

Следуя этим простым советам, писатель создает особое пространство, предназначенное только для того, чтобы думать и писать. Таким образом, это место оказывается связанными со всеми «мыслепродуктами» автора и каждый раз становится отправной точкой для его дальнейших творческих изысканий».

Обратите внимание, что эта методика была создана задолго до появления смартфонов и социальных сетей с их надоедливыми службами оповещения о поступлении новых сообщений. Естественно, что при организации специального рабочего пространства все эти современные средства связи должны быть также исключены.

Томас Манн, известный немецкий писатель, писал:

«Для работы мне нужна крыша над головой, а так как я люблю работать у моря, то еще понадобится шезлонг или плетеное кресло. Большинство из моих творений были придуманы во время прогулок; я также считаю, что прогулки на свежем воздухе пробуждают мою тягу к писательству и сочинительству. Когда я работаю надо большими произведениями, то всегда использую наработки из своей литературной практики, которые находятся у меня всегда под рукой».

В заключительной главе Келлог говорит:

«Многообразие вариантов организации рабочих сред указывает на гибкость человеческого мышления. Человек может работать в любых условиях, хотя, надо признать, некоторые предпочитают особо экстравагантные варианты. Главное же — найти (создать) под себя такую среду, которая позволит максимально сконцентрировать внимание на задаче и достичь высокой продуктивности».

Заключение

Следует признать, что все эти стратегии сами по себе, конечно же, не помогут вам выиграть Пулитцеровскую премию или написать бестселлер. В конечном счете, у любого успеха множество слагаемых, но ваша трудовая дисциплина и добросовестность, пожалуй, в числе самых основных.

Высоких вам конверсий!

По материалам brainpickings.org, image source hablandodelasunto3, Vinoth S Ratnam
29-09-2014

Применение знаний на практике

Знания когнитивной науки широко применяют в практической деятельности.

Когнитивисты могут помочь людям с проблемами или нарушениями функций работы головного мозга. Разрабатывается индивидуальная программа лечения, в результате у человека восстанавливаются естественные процессы в головном мозге.

Когнитивистика позволяет создать верную методику для изучения детьми языков или других предметов, требующих активной работы отделов головного мозга.

Разработчики сайтов могут воспользоваться накопленными знаниями когнитивной науки. При размещении рекламы для владельца сайта важно, чтобы рекламный пост был сразу замечен человеком, и он бы заинтересовался предложенным вариантом.

Для этой цели нужно понять, какую организацию имеет человеческое внимание и восприятие, исследовать движение глаз.

Ответы на эти вопросы знает когнитивистика и это помогает владельцам сайтов поместить рекламу с выгодой для себя.

По такому же принципу работают заказчики рекламы на телевидении.

В идеале можно предотвратить развитие заболеваний, если ученые поймут механизм, как посылать мозгу такие сигналы, чтобы он делал то, что требуется организму для нормального функционирования.

Литература

  • Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
  • Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
  • Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
  • Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский , 2006.
  • Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
  • Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.
  • Churchland, P. S. (1986) Neurophilosophy: Towards a Unified Theory of Mind Brain, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Fodor, Jerry (1998). Concepts: Where Cognitive Science Went Wrong. New York: Oxford University Press
  • Jackendoff, R. (1987) Consciousness and the Computational Mind, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Pinker, S. (1997). How the Mind Works. presented at the New York, New York: W. W. Norton & Company
  • Varela, F., Thompson, E. and E. Rosch (1991) The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience, Cambridge, MA: MIT Press
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: