Что такое когнитивная установка?
Каждый человек воспринимает мир по своему. Восприятие людей, ситуаций и событий — это активный процесс, происходящий через некий фильтр. У каждого человека есть некая призма, сквозь которую искажается все происходящее.
Эта предвзятость — есть установка. Когнитивный — значит мыслительный. Когнитивная установка — сформировавшийся мыслительный образ, стереотип, модель.
Установки руководят нашим поведением, определяют ход мыслей. Как человек отреагирует на некое событие, возникнут ли положительные или отрицательные эмоции, определяется установками.
Установки выполняют роль фильтра поступающей информации.
Установки закладываются в детстве и продолжают формироваться всю жизнь. Они зависят от социальной среды, в которой человек живет.
Тест на реакцию
На графике по горизонтальной оси отложены результаты теста в секундах (учитываются только результаты лучше 1 секунды). По вертикальной оси — количество пройденных тестов с данным результатом.
Как быстро вы можете реагировать, если это необходимо? Способность к быстрой реакции может быть критической в разных ситуациях. Этот тест позволяет определить время вашей реакции — когда светофор зажигается зеленым, нужно немедленно нажать кнопку мыши.
Установки бывают рациональными и иррациональными.
Рациональные установки полезные, помогают выживать и улучшать качество жизни, защищают психику от эмоциональных стрессов и переживаний. Например: «Я имею право на ошибку. Невозможно быть идеальным. Я человек, а не робот, я могу грустить, плакать и печалиться. Я не могу повлиять на других».
Иррациональные установки содержат в себе когнитивные ошибки — ошибки в мышлении. Они могут провоцировать стресс, снижать качество жизни, затруднять приспособление к новым ситуациям.
У каждого человека есть своя «когнитивная уязвимость» — слабое место, которое определяет предрасположенность к стрессу.
Когнитивные установки могут быть замечены при наблюдении за своими мыслями, суждениями. Воспринимая себя, как существа, который «сам думает мысли» (а не «мысли сами думаются»), можно найти ошибки мышления. Затем оспорить эти ошибочные идеи, исправить и заменить их.
Когнитивные и аффективные процессы
Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).
Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.
Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.
Аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.
Например
Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»
Рациональное понимание — понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.
Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.
Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально. Смотри Рациональное и иррациональное мышление
Когнитивные процессы и эмоции
Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.
Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…
С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.
Рациональное и эмоциональное
О сложных взаимосвязях рационального и эмоционального см.
Перечень иррациональных установок
- Установка долженствования
Я должен | Мне должны | Окружающий мир должен (погода, правительство, экономика) |
Наверное, самая стрессогенная установка. Легко ли жить, если сам человек постоянно должен соответсвовать каким-то критериям, и окружающие его люди тоже что-то должны?
- Установка катастрофизации
Какое-то событие воспринимается, как «вселенская катастрофа» без возможности исправить и изменить. Раздувание из мухи слона.
«Кошмар, ужас, катастрофа»
- Установка предсказания негативного будущего
Привычка предсказывать неудачи, сгущать краски, воображать самое плохое. Человек не подвергает критике свои предсказания, якобы возможен только негативый исход.
«А вдруг, а что если, ведь может быть»
- Установка максимализма
Предписание высших стандартов, иногда даже не достижимых. Крайняя степень таких суждений-перфекционизм.
«Все или ничего», «либо лучший, либо никчемный», «все по максимуму, на 100%»
- Установка «черно-белое мышление»
Склонность мыслить крайностями.
«или-или, либо-либо», «Ты либо победитель, либо проигравший».
- Установка персонализации
Склонность связывать события со своей персоной.
«Все смотрят на меня», «Те мужчины сейчас оценивают меня».
- Установка сверхобобщения
Создание общего правила на основе одного или нескольких отдельных эпизодов.
«Все мужики-козлы», «Все блондинки глупые», «Не могу решить задачку, значит физика не для меня», «Со мной вечно приключается неладное».
«все, всегда, никогда, никто, постоянно, вечно».
- Установка чтения мыслей
«Он сейчас про меня думает…», «Мой начальник хмурится, потому что недоволен мной», «Он наверное обиделся, из-за…»
- Установка оценочная
Когда человек оценивает другого в целом. По одной черте характера делается предположение о всей личности.
«Плохой-хороший», «глупый-умный», «разумный-безрассудный», «злой-добрый».
- Установка антропоморфизма
Приписывание человеческих свойств и качеств объектам живой и неживой природы.
«Дождь пошел, потому что он хочет, чтобы я остался дома»
NeuroNation
Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.
В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности.
Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.
Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.
Викиум
Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.
Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.
На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.
Развитие когнитивных способностей
Мозг человека как структура взаимодействующих нейронов очень пластичен и адаптируется и к изменению внешних условий, и к тем целям, которые ставит перед собой его обладатель.
Если задаться целью , то регулярная тренировка их способна привести к действительно впечатляющим результатам. Можно действовать стандартными способами, например, учить наизусть длинные поэмы или решать математические задачи, а можно сочетать привычные методики с оригинальными.
Brain Metrix
А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч. При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.
На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно — вы и так достигли совершенства.
Как развить когнитивное мышление
Развитие внимания — упражнения для тренировки концентрации
Обратите внимание! Когнитивное мышление можно развивать в любом возрасте. Новая информация, стремление к освоению новых навыков позволят развивать когнитивное мышление постоянно.
Когнитивные способности детей можно развивать следующими способами:
- Для самых младших подходят игры на мелкую моторику, включающие использование бусин, круп, пуговиц. Можно перебирать мелкие предметы или позволить малышу пересыпать из одной емкости в другую;
- Детям постарше помогут пазлы, конструкторы, мозаики, сложность которых нужно повышать по мере взросления. Полезны рисование, раскрашивание, вырезание. Далее можно заучивать стихи, пересказывать, составлять истории по картинкам или, опираясь на предложенные фразы.
Дети собирают пазл