Виды суицидального поведения: истинный суицид, демонстративный суицид и скрытый суицид.

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.

Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Суицид является формой девиантного поведения

Рассмотрим суицидальное поведение как вид девиантного поведения. Последнее словосочетание в переводе с латыни – «отклонение от дороги». Таким образом, девиантное поведение – это конкретные действия индивида, к примеру, Иванов распространяет наркотики, а в глобальном смысле относительно устойчивое явление: бандитизм, наркомания, проституция и так далее. В узком понимании термин означает отклонение от нормы отдельного человека или группы людей.
Суицидальное поведение является разрушительным, к нему можно отнести и такие формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, категоричное нежелание лечиться, осознанное подвергание себя опасности. Сюда относят вождение в нетрезвом виде, умышленное провоцирование драк и участие в них, а также в войнах и прочее.

Разберемся в терминологии

  • Суицидом


    называют осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.

  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Разновидности суицидального поведения

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Что предпринять родным ↑

Чаще всего больных депрессией подталкивают к суициду родные люди своим равнодушием и нежеланием распознавать симптомы заболевания.

Если вы видите, что близкий вам человек постоянно пребывает в подавленном состоянии и вяло реагирует на окружающий мир, то постарайтесь вырвать его из омута плохого настроения, пока он не затянул его окончательно.

Если вы заподозрили, что кто-то из ваших родных размышляет о суициде, ваши действия должны быть такими:

  1. Ежедневно расспрашивайте больного о его делах, успехах, давайте советы по поводу мелких неудач.
  2. Всячески выражайте свою поддержку и желание помочь в трудной ситуации.
  3. Не спорьте и не кричите на страдающего от депрессии, употребление фраз типа «Соберись, тряпка!», «Хватит ныть!» и прочих недопустимо.
  4. Постарайтесь переключить внимание близкого человека на что-то интересное, постарайтесь дать ему то, ради чего можно жить. Можно, например, взять в дом бездомного котенка или щенка.
  5. Спрячьте все колюще-режущие предметы и прочие вещи, при помощи которых можно совершить суицид.
  6. Старайтесь не оставлять больного в одиночестве.
  7. Обратитесь за помощью к специалисту и постарайтесь уговорить родственника или друга сходить к нему на прием.

Причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Отсутствие зрелого понимания смерти

Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Нет в обществе признанной идеологии

В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

Раннее начало половой жизни

Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния

Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние

Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Прочие

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Подростки, предрасположенные к суициду

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:

  • парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
  • суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Психология суицидального поведения

Может пригодится кому. Даже умирать лучше теоретически подготовленным! Источник: Психология девиантного поведения. Учебник для дистанционного образования. 1. Причины и типология суицидального поведения.

Суицид — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. Во Франции в группе 15-19-летних самоубийство является четвертой, а в США — третьей по статистической значимости причиной смерти (после транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гётевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодёжи). В большинстве стран, где ведётся статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними.

Серьёзность проблемы, с одной стороны, и длительное её замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные «мифы», предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Это и подобные ему предубеждения относительно причин суицидального поведения представлены в таблице.

Для психолога-практика проблема профилактики суицидального поведения является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Мифы и предубежденияРеальность
1 Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровым лицами.
2Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить.Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является лишь временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.
3Существует некий тип людей, «склонных» к самоубийству.Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и её личностной оценки как непереносимой.
4Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды», которые необходимо знать людям из ближайшего социального окружения человека.
5Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.Большинство людей, совершивших самоубийство накануне сообщало о своих намерениях товарищам коллегам, родственникам, но их либо не понимали либо не придавали значения соответствующим высказываниям.
6Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.Анализ суицидальных действий показал, что они являляются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.
7Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова.Если человек совершил неудачную попытку самубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причём наибольшая её вероятность – в первые 1-2 месяца.
8Влечение к самоубийству передается по наследству.Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или их попыток, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости здесь нет.
9Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В печати и других СМИ необходимо обсуждать не сам факт суицида, а какими способами можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.
10Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживанияУпотребление алкоголя с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект — обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым он способствует самоубийству.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни».

В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» — не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных Норманом Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гёте и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Констан, Якоб Вассерман и Джон Стюарт Милль, Энтони Троллоп и Беатриса Уэбб, Томас Манн и Ганди, И. С. Тургенев и М. Горький.

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют:

во-первых, объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией; во-вторых, субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности; в-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации; в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает её как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

Содержание суицидогенных конфликтов определяется, прежде всего, сферой их возникновения, т.е. предметом конфликта и уязвимостью личности к трудным ситуациям.

Всё множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения людей может быть классифицировано следующим образом:

1. Конфликты, вызванные спецификой условий профессиональной деятельности и социального взаимодействия людей: индивидуальные адаптационные трудности (ценностно-мировоззренческого, биофизиологического и микросоциального характера); служебные и межличностные конфликты с сослуживцами, администрацией, руководством.

2. Конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений: — неразделенная любовь, измена любимой девушки, жены; — развод; — тяжелая болезнь, смерть близких; — половая несостоятельность.

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением человека: опасение уголовной ответственности; боязнь позора в связи с асоциальным проступком.

4. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья: — психические заболевания; — хронические соматические заболевания; — физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности, воспринимаемые как недостаток — дисморфофобия).

5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

6. Другие конфликты.

Суицидоопасная ситуация включает, как правило, взаимодействие конфликтов различных типов. Однако не всякий конфликт ведет к суициду. Суицидоопасные реакции, снижение или утрата ценностей жизни не могут появиться вне связи с личностными особенностями.

Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось.

Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в другом — о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

— низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе; — высокая потребность в самореализации; — симбиотичность, высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих; — трудности при принятии решений; — высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; — тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; — низкая самостоятельность; — недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.

Истинный суицид — осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев — наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

Аффективный суицид — суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются «свернутостью» и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т.п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение — сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимает все меры предосторожности.

Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У взрослых они предположительно соотносятся как 6-10 к 1, а у подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают даже эти цифры заниженными. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются; хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой. 2. Структура и динамика суицидального поведения.

Структура суицидального поведения. Важно подчеркнуть, что суицидальное поведение имеет как внутренние, так и внешние формы своего проявления. Внутреннее суицидальное поведение — внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон — суицидальные переживания.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.

Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения. Суицидальные намерения — непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению. Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение к жизни выражается в четырех основных формах:

1) в ощущении безразличия; 2) в чувстве сожаления о своем существовании; 3) в переживании его тягостности, невыносимости; 4) в отвращении к жизни.

Отношение к смерти выступает в формах:

1) страх смерти, хотя и сниженный в своей интенсивности; 2) ощущение безразличия; 3) чувство внутреннего согласия на смерть; 4) желание смерти.

В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

Внешнее суицидальное поведение — внешняя форма суицидального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или к его попытки.

Динамика суицидального поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Очевидно, что вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени — предсуицид — характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия. Предсуицид-отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.

В предсуициде выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная, которые, в свою очередь, обладают различной степенью выраженности внутренних и внешних форм суицидального поведения.

Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для суицидента. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем.

Попав в конфликтную критическую ситуацию, фрустрирующую их личностно-значимые потребности, люди испытывают острую необходимость в помощи других людей. Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»). Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться своими переживаниями, разделить тревогу. Искажение эмоциональных и мотивационно-ценностных связей с ближайшим социальным окружением, нарастающее чувство тревоги, вызванное ожиданием неблагополучного развития событий, характеризуют эту фазу как начало процесса социально-психологической дезадаптации.

При невозможности или недостаточной способности человека к установлению глубокого интимного контакта в кругу близких людей происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов — переживание одиночества, отверженности и изоляции. Обязательное общение не только не уменьшает чувства одиночества, а обостряет его.

На фоне выраженной обостренной борьбы мотивов, отраженной в переживаниях негативной модальности, возникают нестойкие, довольно диффузные мысли о невыносимости существования в данной ситуации. Разработка этой темы расширяет сферу кризисных оценок, которые переносятся человеком на более обобщенный уровень, принимая форму мировоззренческой рефлексии.

Зачастую человек углубляется в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого существования. В некоторых случаях эти размышления буквально завладевают человеком, неотступно преследуя его, что, конечно же, не должно расцениваться как проявление психического отклонения. Сомнения в смысле жизни в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человеческого в человеке. В рассматриваемом периоде у человека возникает чувство, что его жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое. Жизнь воспринимается только ретроспективно. Он пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных моментах из его прошлой жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего, усиливая контраст между прошлым и будущим. Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным звеном в суицидальном поведении.

Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов — в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.). Известны факты, когда накануне самоубийства суициденты посещали кладбища, в романтических тонах описывали их в письмах родным, в разговорах с товарищами и коллегами по работе.

Тем не менее глубина разработки экзистенциальных мотивов может приводить и к истинным суицидальным попыткам, носящим свеобразный философско-религиозный, мировоззренческий характер. При этом вопросы о ценности и смысле жизни ставятся с такой напряженностью, что неизбежно влекут за собой крайние решения.

На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы деперсонализации: неопределенное чувство внутренней изменённости, отчуждённости, гнетущее настроение, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Некоторые люди после неудавшейся попытки вспоминают об ощущении «внутренней паники», «внутренней катастрофы», предчувствии какой-то беды. Появляется гипертрофированное стремление к самоанализу, самонаблюдению, возникает обостренная рефлексия.

На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее — и обдумывание способа суицида, «примеривание» к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Переходу в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравматизация, которая ещё более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы. Само принятие решения о самоубийстве, даже в результате «обдумывания», свидетельствует о переживаниях необычайной глубины и силы.

Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим «Я», своими мучительными переживаниями.

Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления. Нередко в суицидальной фазе перед совершением суицидальной попытки у людей отмечались особенности поведения, обусловленные аффективным сужением сознания. При этом наблюдается фрагментарное восприятие окружающего, снижение реакции на внешние раздражители, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания.

Вместе с тем отмечены и другие формы проявления поведенческих форм активности: расчетливость, решительность, хладнокровие («зловещее спокойствие») и даже агрессивность. Иногда принятие суицидального решения сопровождается суетливостью, двигательной возбужденностью, беспричинной веселостью. Однако во всех случаях неестественность поведения сразу же бросается в глаза.

С большим постоянством у людей отмечается расстройства сна, разнообразные неврастенические или неврозоподобные вегетативные проявления: повышенная утомляемость, вялость, чувство бессилия и т.п.

Психическое состояние накануне суицидальной попытки (а равно как и завершенного суицида) бывает неоднородным, что обусловливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.

Так, депрессивное состояние {в психологическом смысле), выявляемое у большинства суицидентов, характеризуется тяжелыми, мучительными эмоциями и переживаниями — тревогой, тоской, отчаянием. Влечения и волевая активность резко снижаются. Почти всегда в различной степени выражены ощущение собственной неполноценности, недееспособности и самоотрицания. Появляется чувство вины и нередко — потребность в самообвинении.

Изменённым кажется течение времени, его мучительное замедление, вызывающее ощущение «бесконечности» ситуации: «У меня было такое чувство — говорил один из суицидентов, — что этот кошмар никогда не кончится. Никогда!»

В случае продолжительного предсуицида развитие суицидального поведения отчетливо проходит все описанные этапы. Однако эту последовательность можно обнаружить не всегда. При острых предсуицидах предиспозиционная фаза свёрнута и суицидальные замыслы и намерения появляются без предшествующих ступеней, характеризуясь усилением роли аффективных компонентов.

Сравнительный анализ факторов длительности предсуицида показывает, что решающую роль в этом играют глубина переживаемого конфликта, личностная значимость фрустрирующего события, его истинное содержание и, наконец, психологический склад личности.

Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента. Иногда наблюдаются эмоциональная опустошённость и безразличие к происходящему.

Один из суицидентов вспоминает: «Я смотрел, как кровь вытекает из меня и чувствовал себя спокойно и безмятежно. Боли никакой не было. Потом появилось дремотное состояние, как перед сном. Ну а затем, очевидно, потерял сознание».

В ряде случаев перед попыткой самоубийства люди оставляют предсмертные записки (примерно каждый пятый-шестой суицидент). В оставленных записках обычно звучат слова самообвинения и содержатся просьбы о прощении их близкими людьми. Иногда в записках обвиняются те, кто явился, по мнению суицидента, виновником его поступка.

В случае неудавшейся попытки в постсуицидальном периоде некоторое время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений. При этом как в прямой, так и в косвенной форме высказывается сожаление о сохранении жизни, об утрате её ценности. Проявляется пассивное «согласие на смерть». Так реагируют главным образом те, кто считает невозможным свое возвращение в условия, которые привели их к суициду.

Вероятность попытки повторного суицида довольно велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в десятки раз. 3. Профилактика суицидального поведения.

Определение риска возможного суицида — задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях человек может быть включен в «группу риска», не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений.

Сложившийся в превентивной суицидологии подход в это понятие включает:

во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск; во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий — покушений на самоубийство; в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:

а) тяжелая морально-психологическая обстановка в ближайшем социальном окружении — в коллективе, семье; б) условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье; эмоциональная депривация, отверженность в детстве; воспитание в неблагополучной семье («алкогольный климат» наличие психически больных, родственников с асоциальными формами поведения, отбывавшими или отбывающими уголовное наказание); воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких; в) возрастные особенности потенциального суицидента; г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток; д) частая смена места жительства, учебы, работы; е) активное употребление алкоголя и других наркотических средств; ж) вовлеченность в ретристские группы, совершение суицидальных попыток и пр.

К числу признаков суицидального риска относятся:

— открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по учебе, службе, работе, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам); — косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев, родственников с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п.; публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.) — активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.); — фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще); — чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое воинское подразделение, учебное заведение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам (так, в армии зачастую военнослужащие обращаются к родственникам и знакомым с просьбой направить в воинскую часть «фиктивную» телеграмму о тяжелом семейном положении); — нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению; — изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых; — внезапное проявление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков, обмундирования и т.п.); — утрата интереса кокружающему (вплоть до полной отрешенности).

При оценке суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. На индивидуальном уровне – это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное — к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о позорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному человеку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.

Безусловно, эффективность превенции в первую очередь зависит от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:

— правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и деятельности, быта и досуга в учебном, трудовом, воинском коллективах; — организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья людей; — обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей;предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами коллектива; — выявление групп высокого суицидального риска;умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц; — адекватную и своевременную психологическую помощь людям, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Основными направлениями деятельности психолога, работающего в учреждении (организации), связанными с суицидологической превенцией являются:

— изучение социально-психологических процессов в учебных (трудовых, воинских) коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение экспериментально-психологических обследований с целью выявления людей с повышенным суицидальным риском; — выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; — активное участие в создании в коллективах благоприятной, уважительной атмосферы; — своевременная разработка рекомендаций по работе с людьми, имеющими признаки затруднений адаптации; — проведение психологического анализа каждого случая суицида и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством; — проведение реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку; — проведение занятий со всеми категориями по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Свои особенности имеет и профилактическая беседа психолога с потенциальным суицидентом. Пригласив такого человека на беседу, необходимо стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенность человеку в своих силах и возможностях.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от практических психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Но в чем кроются истинные причины?

Специалисты полагают, что суицидальное поведение у подростков формируется в тесной взаимосвязи с проблемой социальной адаптации. Порой, возникающие трудности в учебном коллективе со сверстниками, приобретают вселенские масштабы, которые и толкают детей на суицид. Рассмотрим несколько условных типов личности, которые имеют суицидальные наклонности. Итак:

  1. Эгоист. Преследует лишь собственную выгоду.
  2. Фаталист. Верит в то, что все предначертано судьбой.
  3. Имитатор. Использует самоубийство как средство шантажа для устрашения, чтобы получить желаемое.
  4. Альтруист. Поддерживает во всем окружающих, что может привести к летальному исходу «за компанию».
  5. И аномичный тип поведения. Отказ в принятии общепринятых норм и правил.

Чтобы избежать трагедии, нужно быть другом ребенку. Только в этом случае он доверит свои проблемы, не будет бояться говорить о них, устрашаться последствий.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Виды конфликтов

Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы:

  • конфликты на почве профессиональной деятельности и социального взаимодействия, включая межличностные конфликты, индивидуальные трудности адаптационного характера;
  • регулируемые спецификой личных и семейных отношений (неразделенная любовь, измена, развод, болезнь или смерть близких, сексуальная несостоятельность);
  • в связи с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности, позора;
  • по причине состояния здоровья: заболевания физического, психического характера, хронические болезни;
  • обусловленные финансовыми сложностями;
  • другие разновидности конфликтов.

Суицидоопасная ситуация создается при взаимодействии конфликтов различных видов. Утрата жизненных ценностей сопровождается индивидуальной оценкой, суждением, мировоззрением. Не существует личностной структуры, специфичной для суицидального поведения.

Наибольшей уязвимостью обладают личности с психопатическими чертами характера. В сложных условиях, на фоне возрастного кризиса, при заостренности определенных качеств, человек приходит к дезадаптации.

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Как предостеречь ребенка от беды

Важно вовремя разгадать помыслы чада. Хотя, распознать суицидальные наклонности крайне сложно. Но все же есть особенности, которые помогут их вычислить. Итак, мы рассмотрели виды суицидального поведения. Признаки следующие:

  1. Замкнутость. Порой родители спокойны и довольны, что ребенок сидит дома вроде бы под присмотром, просиживает часами за компьютером. Но именно это должно настораживать.
  2. Беспричинная раздраженность, нервозность, гневность и даже озлобленность.
  3. Излишняя разговорчивость. Порой ребенок много говорит, чтобы завуалировать проблему.
  4. Депрессивное состояние, которое проявляется в плаксивости, неуверенности в себе. Со стороны выглядит, будто ребенок обижен на весь белый свет.

Должны насторожить и шантажные слова, например, не купите велосипед, повешусь. Родители не придают значения фразе будучи уверенными в том, что это шутка. Нельзя пускать эту ситуацию на самотек, ребенку необходимо объяснить, что с такими вещами не шутят.

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Рекомендации взрослым

Разработан ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться в беседе с подростком – суицидентом любому взрослому из его близкого окружения:

Выявление признаков суицидального поведения

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» — человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Реальная помощь от близких людей

Вот еще одно определение суицидальному поведению. Это способ, который характеризуется желанием осознанно покончить с жизнью. Целью является смерть, а в качестве мотива выступает разрешение проблемы. Итак, к причинам. Их поистине очень много. Приведем их классификацию, различают:

  1. Внешние факторы. Подразделяются на макросоциальные (условия взаимодействия личности с окружающим миром) и микросоциальные (отношения с близкими людьми). К первым можно отнести ситуацию безработицы в стране, снижение жизненного уровня населения, переезд в мегаполис и др. Ко вторым относятся межличностные отношения суицидента с близким для него окружением. На их основе причины суицидального поведения можно классифицировать следующим образом: семейные конфликты, неразделенная любовь, смертельное заболевание, смерть близкого человека и другие.
  2. Биологические причины. Снижение активности серотонина определяет предрасположенность к суициду.
  3. Генетические. Наследственность.
  4. Психологические. Суицид лежит в основе затяжной неизлечимой депрессии, биполярного расстройства, шизофрении и тревожных расстройств. Этому также способствует низкая стрессоустойчивость, максимализм, эгоцентризм, зависимость от мнения других людей, эмоциональная лабильность и другие.

Теперь мы знаем о видах суицидального поведения. Причины – понятие глубинное и сложное, корни которых уходят в социально-психиатрический анализ проблемы. К ним относится все то, что обуславливает суицид, а повод – это событие, служащее двигательной силой для действия причины. А теперь поговорим о специфике суицидального поведения подростков.

Каждый человек имеет в своем сердце желание жить. К сожалению, различные факторы побуждают некоторых отказаться от такого преимущества. Мысли о самоубийстве могут появляться в уме, а потом исчезать. Поэтому специалисты предлагают использовать профилактику суицида, чтобы помочь человеку выйти из «бедственного» состояния.

Она включает несколько основных шагов:

  • поиск признаков суицидной угрозы (депрессия, попытки совершения самоубийства, прощальное письмо);
  • установка близких отношений, которые проявляются в словах, жестах и мимике;
  • во время кризиса нельзя оставлять человека наедине с собой (в крайнем случае кого-то попросить);
  • внимательное отношение к словам и чувствам;
  • мягкий подход и понимание ситуации (избегать споров);
  • использование тактичных, но прямых вопросов;
  • помощь обрести надежду.

Зачастую такая профилактика помогает человеку избавиться от суицидальных мыслей. Однако в некоторых случаях не обойтись без помощи специалиста. Поэтому важно вовремя обратится к врачу, чтобы сохранить жизнь близкому человеку.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.

К кому обратиться за помощью ↑

Если вы видите, что суицидальная депрессия близкого вам человека обостряется и самостоятельно вы с ней не справляетесь, то не стоит тянуть с обращением за квалифицированной помощью. Самое сложное – это убедить больного сходить на первый прием.

Иногда кажется, что любые сказанные слова падают в пропасть, вас попросту не слушают, не идут на контакт, вынашивая вместо этого планы ухода из жизни. В этом случае стоит взять на себя ответственность и отправить близкого вам человека на принудительное лечение.

Если больной все же решился на самоубийство, но вы успели застать его живым, то заберите предмет нанесение увечий, немедленно вызовите скорую и окажите пострадавшему первую медицинскую помощь.

Даже если вам или кому-то из ваших близких поставили диагноз суицидальная депрессия, то это еще не приговор. Медицинская помощь, личное желание выздороветь и внимание близких кого угодно вернут к полноценной жизни.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения. И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Суицидальная депрессия. Статистика ↑

Американские ученые обнародовали шокирующие результаты своих исследований: ежегодно добровольно этот мир покидает 4 000 000 человек. На самом деле эти цифры гораздо больше, поскольку в статистические данные попали лишь люди, самоубийство которых не вызвало сомнений.

Каждый второй самоубийца страдал от депрессии, симптомы которой вовремя не были замечены родными. Пальму первенства в этом невеселом рейтинге держат китайцы, россияне же занимают почетное четвертое место: каждый год из-за суицидальной депрессии умирает около 3 000 наших соотечественников.

Врачи уже давно говорят о том, что проблема самоубийств и проблема депрессивного поведения связаны вместе, поэтому стоит обращать больше внимания на своих родных, чтобы уловить сигналы, которые они вам посылают. Основные группы риска – молодые люди от 16 до 20 лет и мужчины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: