Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).
Вспоминается метафора психиатра Г.Е. Сухаревой о ЗПР: «Подушка для ленивой головы».
Многим детям с отставанием до 5-5,5 лет пишут в заключениях «ЗПР», «ЗПРР», в том числе и врачи, имея в виду, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует возрастной норме. В дальнейшем эта характеристика будет уточняться, то есть после 5 лет часть из этих детей, возможно, получит уже медицинский диагноз «умственная отсталость». Для того, чтобы четко разграничить умственную отсталость в легкой степени и ЗПР, необходимо проведение теста Векслера, который проводит клинический психолог.
Для ребенка с ЗПР характерно:
- Незрелость операций мышления;
- Трудности произвольного внимания (низкий объем, концентрация, переключаемость);
- Сужение объема слухоречевой памяти;
- Несформированность процессов восприятия;
- Преобладание игровых интересов над познавательными (это можно выявить в возрасте после 7 лет в ситуации обучения);
- Показатель IQ, по тесту Векслера, находится в диапазоне 80-89 баллов (это можно определить только после 5 лет).
Виды задержки психического развития
Согласно наиболее распространённой классификации ЗПР, выделенной Лебединской К. С., выделяют четыре основных её вида:
- конституциональная ЗПР;
- психогенная ЗПР;
- соматогенная ЗПР;
- церебрально-органическая ЗПР.
Конституциональная задержка психического развития вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству. Данный вид отставания в развитии характеризуется психологическим и психофизическим инфантилизмом. При психологическом инфантилизме наблюдаются в первую очередь нарушения поведения ребёнка. Его поведение соответствует поведению детей более младших по возрасту, но при этом с точки зрения физиологии, его развитие соответствует возрасту. При психофизическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. В таком случае данному возрасту не соответствует не только поведение, но и физические данные. У таких детей происходит частая и внезапная смена настроения, они непосредственны, отличаются недостаточным объёмом внимания и памяти, из-за чего у них возникают трудности в обучении. В норме в младшем школьном возрасте у детей должна преобладать учебная деятельность, а у детей с ЗПР по-прежнему преобладает игровая деятельность.
Психогенная задержка психического развития. Данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок. В первую очередь, это семья, в которой он воспитывается. Такие дети, как правило, полностью здоровы, их физическое и физиологическое развитие соответствует норме, однако у них наблюдается снижение интеллекта, инфантильное поведение, поверхностные и ситуативные эмоции, возникают проблемы с концентрацией внимания.
Соматогенная задержка психического развития не передаётся по наследству. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. ЗПР обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте, которые неизбежно приведут к задержке созревания и развития центральной нервной системы. К таким заболеваниям относится бронхиальная астма, сердечная и почечная недостаточность, дистрофия, хроническая астения и т. д.
Такие дети быстро устают от физической и умственной нагрузки, что приводит к снижению успешности обучения. Они отличаются достаточно низкой работоспособностью, меньшим объёмом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности.
Церебрально-органическая задержка психического развития. Данный вид ЗПР является наиболее часто встречающимся. И обусловлена она первичным негрубым органическим поражением головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности (перенесённые инфекционные заболевания матери, алкоголизм, наркомания и т. д.), родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. При ЗПР церебрально-органического генеза нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики или же частично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У таких детей нет проявления сильных и ярких эмоции, они быстро утомляются, у них плохо развито воображение и снижен уровень памяти и внимания. Им тяжело даётся учёба в школе и сложно строятся взаимоотношения со сверстниками.
Причины возникновения задержки психического развития
Причин, вызывающих задержки психического развития, существует множество. Но по своей сути их можно разделить на два больших класса: биологические и психосоциальные.
Биологические причины или факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребёнка. Проявляться они могут на разных этапах развития ребёнка. На пренатальном этапе развития к биологическим факторам относятся всевозможные патологии беременности. К ним относятся не только очевидные факторы, вроде алкоголизма, наркомании и различных инфекционных заболеваний, перенесённых матерью во время беременности. Однако и у здоровых матерей есть вероятность того, что ребёнок родится с задержкой психического развития, так как фактором риска является и резус-конфликт матери и ребёнка, гипоксия плода и тяжёлые токсикозы. На этапе рождения ребёнка тоже есть риск возникновения задержки психического развития. Прежде всего он увеличивается у недоношенных детей, а, кроме того, внутричерепные родовые травмы тоже становятся факторами риска.
В постнатальном периоде и в раннем возрасте биологическими причинами возникновения ЗПР могут послужить различные соматические заболевания, например, грипп, рахит и различные нейроинфекции. Причинами поражения головного мозга также могут служить черепно-мозговые травмы.
Кроме того, ЗПР может развиваться в результате нарушений в раннем возрасте у ребёнка слуха, или зрения, или же при наличии выраженных дефектов речи. В том случае, если дети не проходят специальной реабилитации с педагогом, это нарушение никак не компенсируется. В таком случае будет выражена сенсорная депривация, нарушатся сенсорные эталоны, а это затруднит их правильное восприятие окружающего мира и приведёт к возникновению трудностей в общении и взаимодействии с окружающими.
Ещё одна причина возникновения задержки психического развития, которую можно отнести к группе биологических, — это наследственный фактор. Если одному из родителей или обоим ставился диагноз ЗПР, есть вероятность того, что при отсутствии прочих факторов риска у них родится ребёнок с той же самой проблемой.
Что касается психосоциальных или средовых факторов возникновения задержек психического развития, то в данном случае речь, прежде всего, пойдёт о семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок.
В первую очередь, фактором риска являются неблагополучные семьи. В таких условиях ребёнок растёт в состоянии гипоопеки и дефицита внимания. Родители не занимаются его развитием, не побуждают его к мыслительной и творческой деятельности. У ребёнка формируются неправильные представления о социальных нормах, что приводит к нарушению адаптации в обществе. У таких детей возникают трудности в обучении, их учебная мотивация снижается. Они часто остаются на второй год обучения, у них зачастую наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы.
С другой стороны, гиперопека тоже является фактором риска развития ЗПР. В таких семьях ребёнок, наоборот, становится центром семьи, его желаниям потакают, родители всячески стараются устранить любые препятствия или опасности, причём как реальные, так и мнимые. Поэтому ребёнок не учится самостоятельно преодолевать препятствия и принимать решения. Его социальная адаптация нарушается, он становится чрезмерно зависим от взрослых, он эгоцентричен и требует от всех повышенного внимания к себе. Возникают трудности с развитием волевой сферы. При таких условиях воспитания ребёнок не учится произвольности, не умеет регулировать своё поведение.
Ещё один вид семьи, способствующий возникновению у детей задержек психического развития, — это авторитарные семьи, а также семьи, где по отношению к ребёнку допускается насилие, телесные наказания и грубое обращение. Такие родители редко поддерживают интересы ребёнка, они пытаются навязать ему свои, им кажется, что они лучше знают, что надо их детям. Наказания в таких семьях зачастую несоизмеримы с провинностью ребёнка. В таких условиях у ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, фобии, повышенный уровень тревожности, нерешительность, безынициативность, возможно и развитие состояния выученной беспомощности (это понятие характеризует состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность). Страдает его интеллектуальная сфера, так как вся деятельность ребёнка направлена на избежание неудачи, а не достижение успеха. Такие дети боятся проявлять инициативу, боятся делать что-то новое, так как ими движет страх не оправдать ожидания и показать свою несостоятельность, ведь от родителей в таком случае он раньше получал осуждение или же был наказан. Такая проекция переносится и на социум, ребёнку кажется, что такая реакция будет у всех людей. И чтобы избежать негативного отношения окружающих, он выбирает тактику бездействия.
Также к задержке психического развития может привести дефицит общения со сверстниками. В таком случае дети не имеют возможности самостоятельно учиться выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми, кроме членов семьи. Правила поведения в обществе усваиваются намного хуже, ребёнок вырастает более замкнутым, пугливым, он менее самостоятельный.
Вывод
У взрослых людей могут наблюдаться симптомы и признаки ЗПР, которые были диагностированы в раннем детстве по определенным причинам. Во время взросления состояние больного может улучшиться или ухудшиться, но работа с квалифицированными врачами поможет справиться с дефектами речи, улучшить мозговую активность, моторику.
При своевременном обращении к профессионалам будет разработана индивидуальная программа и предложены терапии, которые помогут во взрослом возрасте вести нормальный образ жизни.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.
Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.
Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.
Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.
Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.
Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играю, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.
Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).
Диагностика задержки психического развития
Для того чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития, необходимо провести медицинское и психическое обследование. Заключение выносит медико-психологическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, врач-невролог, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Они проводят необходимые исследования, собирают и изучают анамнез ребёнка, анализируют его физиологические показатели, условия его развития и воспитания. Для выявления физиологических причин ЗПР проводятся инструментальные исследования, такие как снятие электроэнцефалограммы и проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга. Для диагностики психических причин возникновения данной проблемы с ребёнком проводится беседа, диагностируются его интеллектуальные способности и эмоционально-волевые процессы.
Только после проведённых исследований можно с точностью сказать, есть ли у ребёнка задержка психического развития, какова причина её возникновения и какие меры необходимо предпринять для устранения данной проблемы.
Не нужно пугаться, если ребёнку ставят диагноз «задержка психического развития». В отличие от умственной отсталости, ЗПР поддаётся корректировке. Чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью к специалистам, тем больше будет вероятность того, что ребёнок сможет развиваться правильно. Кроме того, после выравнивания у ребёнка всех интеллектуальных и психических процессов до нормальных показателей, диагноз «задержка психического развития» снимается.
Симптомы ЗПР у взрослых людей
- замкнутость и отстраненность;
- нерешительность;
- приступы паники и тревоги;
- агрессивное поведение;
- заикание;
- дислалия;
- отставание в умственном развитии;
- неконтролируемая мимика лица и другие.
Конечный диагноз ставится после диагностики всего организма, консультаций с узкопрофильными врачами. Его определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее состав входят логопед, психолог, психиатр и другие специалисты.
Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости?
Умственная отсталость, или олигофрения, связана с поражением головного мозга. Причины такого поражения могут быть весьма разнообразны, однако они всегда носят медицинский характер. Социальные факторы на развитие умственной отсталости никак не влияют, в отличие от задержки психического развития.
Дети с умственной отсталостью способны удерживать в фокусе внимания не больше двух-трёх объектов. Дети с ЗПР способны удерживать в фокусе внимания большее количество объектов.
Их игровая деятельность тоже различается. У умственно отсталых детей наблюдается застревание на этапе предметного действия. То есть ребёнок учится действовать с предметом, использовать его целенаправленно, но не происходит развитие его фантазии и перехода к сюжетным играм. У детей с ЗПР развитие как раз останавливается на этапе сюжетных игр и не переходит без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой. То есть ребёнок уже начинает проявлять фантазию и придумывать историю своей игре, но его развитие не позволяет переходить на более сложный и развёрнутый уровень фантазирования и взаимодействия.
Есть различия и в развитии речи у детей с олигофренией и ЗПР. При умственной отсталости дети начинают говорить поздно, при ЗПР происходит задержка темпов развития отдельных сторон речи. Кроме того, у умственно отсталых детей отсутствует период неологизмов (придуманных, созданных ребёнком слов для общения с окружающими), тогда при задержке психического развития этот период начинается позже, и он более затянут, чем у нормально развивающихся детей. В норме он заканчивается к моменту перехода от дошкольного возраста к младшему школьному, у детей с ЗПР он может растягиваться до окончания ими младшей школы.
Ещё одно очень важное отличие умственной отсталости от задержки психического развития заключается в том, что олигофрения — это процесс необратимый. К сожалению, умственно-отсталые дети никогда не смогут достичь нормального уровня развития. При ЗПР ситуация не такая критичная: при правильном подходе к такому ребёнку, его развитие вполне может приблизиться к нормальному. Дети с ЗПР хорошо принимают помощь взрослых, в отличие от умственно-отсталых детей, а это делает процесс корректировки развития более простым и доступным.
Скрининг и тесты
Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания. Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)
Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в двух или более областях адаптивного поведения (например, двигательные навыки, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные навыки и другие повседневные навыки), как правило, могут считаться интеллектуально ограниченными.
Опасность задержки психического развития
По большому счёту, задержка психического развития не представляет угрозы для жизни и здоровья как самого ребёнка (если не является следствием серьёзного заболевания), так и окружающих. В данном случае правильнее говорить о трудностях и неудобствах, которые могут возникать у детей с ЗПР и их окружения.
Детям с ЗПР сложнее адаптироваться в обществе, у них возникают трудности в обучении. Если не проводить коррекцию задержки психического развития, это может привести к потере учебной мотивации, к социальной дезадаптации. Ребёнку с каждым годом будет всё труднее находиться со сверстниками, он будет оставаться на второй год в одном и том же классе, его поведение будет по-прежнему оставаться на низком уровне развития.
Что касается окружающих, то если ребёнок с ЗПР попадает в обычный класс общеобразовательной школы, и к нему не применяются никакие корректирующие меры, то в таком случае это может мешать процессу обучения остальных детей. Дети с ЗПР часто отвлекаются на уроках, могут отвлекать учителя и других детей. Они могут играть во время занятий или вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Всё это затрудняет учебный процесс и может вызывать негативное отношение к такому ученику и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.
Именно поэтому рекомендуется отдавать ребёнка или в специальные классы, или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребёнок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей.
Коррекция задержки психического развития
Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.
В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.
К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.
Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.
При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.
При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.
Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.
Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.
Литература
- К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»
- Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.»
- Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.
- Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54.
- Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65.
- Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. — 480с.
- Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение, 1993. — 209с.