- KtoNaNovenkogo
- ЧАстые ВОпросы
- Вы здесь
10 мая 2020
- Ментальность (ментальный) — это…
- Наглядные примеры
- Виды ментальности
- Что такое ментальное здоровье
- Признаки ментального расстройства
- Как его лечить
- Заключение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова и термины, которые мы в большинстве своем понимает только в общих чертах. Но зачастую этого бывает недостаточно.
Сегодня я хочу как раз обратить внимание на подобные слова — ментальный и ментальность, и пояснить их суть простыми словами.
Кому-то они могут показаться связанными с чем-то мистическим (типа, астральное тело), но тут как раз все приземленно и связано с обычными людьми, такими как мы с вами.
Причем в этой публикации речь пойдет не только про ментальность в целом, но и про проблемы ментального здоровья, которое не у всех в порядке. Ну и, конечно же, мы коснемся вопроса выявления ментальных расстройств и их лечения.
Ментальность (ментальный) — это…
Слово «ментальность» в переводе с латыни («mens») означает ум, склад души, сознания, образ мышления. В современном толковом словаре данное понятие является синонимом термина «менталитет» (от латинского mentalite — умственный).
И тот и другой расшифровываются, как сплетение разума и чувств, отражающееся в комплексе умственных и духовных установок отдельного человека либо целой группы людей.
Простыми словами ментальность – это призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Она содержит в себе морально-нравственные ценности, набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации, воспитание, отношение к религии, культуру.
Важно отметить, менталитет отдельного индивида – это опыт многих поколений его рода, нации, страны, поэтому являет собой смесь глубинного, коллективного бессознательного и индивидуального сознания.
Ментальный – это значит душевный или психический.
С точки зрения психологии, ментальность – это отражение содержимого психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружением и какой образ жизни ведет. О ментальности говорят привычки, поступки и действия.
Обуславливающим фактором является окружение индивида – семья и общество.
Что значит «ментальный» в философии: конкретного определение данного понятия нет, так как и категории такой в контексте этой парадигмы не существует. Однако, отдельные теории, подразумевая ментальность, говорят о духовном настроении отдельных социальных групп.
Ментальность и менталитет — отличия
Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.
Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.
Сейчас читают: 9 правил для женщин, соблюдение которых гарантирует успех в отношениях
Наглядные примеры
Что такое ментальность на простых примерах.
- В России в начале каждой весны празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, затем устраивают гуляния, в процессе которого сжигают чучело, что символизирует проводы зимы. В Индии об этом знать не знают и, возможно, ее жители покрутили бы у виска, услышав о такой традиции.
- Русские перроны заполнены людьми, которые прощаясь, обнимаются и целуются. Во Франции такое поведение на железнодорожных вокзалах строго запрещено – можно даже штраф схлопотать. А все из-за того, что некогда их перроны были очень узкими, и обнимающиеся мешали движению других.
- Если к вам придут в гости, то, скорее всего, в знак гостеприимности вы предложите им чай с чем-нибудь вкусненьким, а может и накроете богатый стол с чем покрепче. В Китае кружку чая гостю подают вместо слов «А не пора ли вам домой?» Вот что значит разная ментальность.
Виды ментальности
Если заселить группу людей на необитаемый остров: они обживутся, у них возникнут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на те или иные события внутри их общества и за его пределами.
Последующие поколения будут перенимать их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.
Различают разные виды ментальности:
- по типу строения общества – люди средневековья имели отличное мировоззрение от современных жителей;
- по расовой принадлежности (азиаты, европейцы);
- половой менталитет (женский, мужской) – женщины более склонны демонстрировать свои эмоции, представители мужского пола чаще держат свои переживания при себе;
- возрастной (дети, подростки, взрослые, старики) – детская инфантильность и старческая мудрость;
- по религиозным убеждениям (буддисты и католики мыслят по-разному);
- по уровню интеллекта: интеллигенция, крестьяне – если посмотреть на них в ресторане, то можно увидеть существенную разницу в поведении за столом.
Нельзя утверждать, что ментальность – это феномен, отличающийся постоянством. Историческое изменение менталитета во времени можно представить в виде игры «Испорченный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.
При этом каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует совсем не то, что задавалось изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от тех, кто жил несколько веков назад.
Что такое ментальное здоровье
Ментальное здоровье – это понятие, характеризующее внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и умственное благополучие человека, отсутствие психических проблем.
Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости. Что есть здоровье ментального плана:
- целостность ума и тела;
- присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
- постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
- отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
- гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
- способность планировать, ставить цели и идти к ним;
- хорошее настроение, оптимизм;
- контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
- спокойствие, уверенность.
Если ментальный уровень индивида, что называется «в порядке», то он имеет возможность по максимуму раскрыть свой потенциал – актуализировать свои задатки и превратить их в таланты.
Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями. Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.
Особенности энергообмена у мужчин и женщин
Ментальная связь между мужчиной и женщиной образовывается благодаря обмену энергией. Женщина заряжается энергией снизу, а мужчина – сверху. Для воплощения полученной энергии в жизнь, представитель сильной стати должен получить своеобразный толчок женской силы. В свою очередь, женщина является капсулой силы, и не имеет возможности трансформировать ее в реальность. Она ее просто отдает, а взамен получает энергию после отношений с мужчиной.
Между двумя противоположными полами обмен энергиями происходит постоянно.
Когда мальчик рождается, у него есть мать, которая обволакивает его своей любовью. Далее он взрослеет, и встречает на своем пути женщин, с которыми у него завязываются отношения. Именно так образуется та самая астральная связь между людьми. В каждой женщине мужчина будет искать источник силы, который поможет ему реализоваться.
Во время отношений мужчина и женщина сильно энергетически связаны. В это время женщина отдается своему партнеру не только физически, но и ментально. Свою женскую силу она проявляет в заботе, помогая и поддерживая его во всем. Получая силу, представитель сильного пола становится способным творить и создавать что-то вокруг себя, быть активным, тем самым выполняя свое предназначение в жизни.
Крепкая ментальная связь между влюбленными образуется только тогда, когда мужчина возвращает полученную женскую силу.
Получив сполна необходимое количество энергии, которая способствует его успеху, мужчина должен вернуть часть приобретенной силы своей спутнице. Сделать это очень легко – мужчина преподносит любимой подарки, внимание и заботу. Не стоит жадничать, хорошая отдача вдохновит спутницу на новую отдачу своей женской силы. Таким образом образуется бесконечный круговорот, который позволит существовать паре в гармонии.
Признаки ментального расстройства
Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.
Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.
Ментальные болезни представляют собой расстройства на психическом уровне, проявляющиеся в виде невротических симптомов (речь идет об изначально психически здоровых людях).
Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.
Чрезмерное напряжение – это большое количество психической энергии, которая требует выхода.
И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:
- человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
- он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
- либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
- приступы агрессии сменяются подавленностью;
- реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
- человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
- легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
- эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
- страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
- постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.
Человек в миреЯрослав Всеволодович Михайлов, 2010
1.3.2. Стратегия эффективного мышления
Мышление, названное нами эффективным, это такой способ ду-мания, при котором мысль находит правильный взгляд на предмет мышления, вырабатывает достоверный продукт мышления или делает вывод о невозможности получить его.
А. Центростремительность — ключевая характеристика эффективного мышления
Мыслящий субъект оперирует предметной информационной базой (рис. 1.3.1), включающей информацию, плотно связанную с предметом мышления, а также иную, периферийную, имеющую слабую связь с ним.
Периферийные информационные зоны различных предметов (объектов) пересекаются в силу всеобщей взаимосвязи явлений в мире. Полная информация о предмете содержится в нем самом. Данную информацию назовем самосутью предмета.
Мышление о предмете связано всегда с рассуждением о нем на основе имеющейся информации, которая может относиться как к внутренним, так и к внешним зонам. Если мысль уходит на периферию предметной базы, в зоны, несущие малую информацию о предмете, и, может быть, принадлежащие в большей степени другим предметам, то такое мышление означает уход от главного, наиважнейшего, определяющего, и мы будем называть его центробежным.
В результате складывается ложное мнение.
Иное дело мышление центростремительное:
мысль движется по центральным зонам и стремится проникнуть в самосуть предмета. Такая мысль сосредоточивается на главном, важнейшем, определяющем, отбрасывая второстепенное как уводящее от сути. В пределе имеем отождествление мыслящего «Я» с предметом мышления и вхождение в его предметную самосуть.
Существуют способы проникновения мысли в самосуть предмета, для чего устанавливается психоэнергетический контакт между субъектом и предметом мышления, в процессе которого мыслящий разум, отождествляя себя с предметом, ощущает его как самого себя и таким способом исследует предмет. Эти приемы получили название методов отождествления или идентификации. Мы не призываем собеседника осваивать эти способы, но показываем условие эффективного, приводящего к верным решениям, мышления: эффективное мышление является предметно-центростремительным.
Отсутствие центральной информационной базы запрещает вести суждение о предмете. Сначала надо подготовить такую базу, а после приступать к размышлению.
Именно так поступают малые дети, которых мы считаем несмышленышами. Мышление ребенка конкретно и обязательно связано с реальными предметами, которые он познал на личном опыте. В отношении незнакомых предметов он мыслить не может. Процесс мышления ребенок инициирует у себя, подражая взрослым. Воспитание слепоглухонемых от рождения детей показывает, что они не начинают мыслить до тех пор, пока имеющиеся органы чувств не доставят им реальный предметный опыт.
Взрослея, человек отрывает мышление от самосути предметов, удаляясь разумом в периферийные информационные зоны. Привычка к центробежному мышлению закрепляется, чему в немалой степени способствует светское образование, и это приводит людей к ошибочным мнениям.
Жизнь человеческая строится на основе принятия решений. Решения, адекватные самосути жизни, требуют достоверной центральной информационной предметной базы.
Здесь проблема проблем и вопрос вопросов. Этому посвящена наша книга. Выбор правильной стратегии и тактики жизни архисложен. Да и что означает правильность в таком выборе? Каждый считает правильным своё предпочтение, которое редко подвергает сомнению. Однако результаты человеческой деятельности, включая итоги жизни, определяются тем, насколько человеческие поступки адекватны законам бытия. Здесь уместна аналогия с уличным движением: строгое соблюдение правил значительно снижает риск несчастья, нарушение их ведёт к беде. Понятно, что реальное значение имеет не то, что человек думает о соблюдении правил, а то, как он их выполняет, но поступки зависят от точки зрения. Следовательно, не безразлично, каких взглядов придерживаться. Так и в жизни. Стратегия и тактика жизни должны соответствовать законам бытия и предназначению человека в нём. Тогда они благодатны для человека. В противном случае человек (также и социум) становится жертвой собственного поведения, что бы он ни воображал о себе и мире.
В принципе правильное поведение возможно и без понимания жизни в силу усвоенных верных традиций, но в повседневности такое встречается как редчайшее исключение, ибо человек не совершенен. Но потенциал его огромен. Разум даёт ему особые возможности, в том числе позволяет понять бытие и себя в нём при условии эффективного мышления, ключевым моментом которого является центростремительность.
Неэффективное центробежное мышление не надо путать с абстрактным. Последнее означает отсутствие реального объекта, но в отношении вымышленного предмета думать можно как центробежно, так и центростремительно. Например, решая математическую задачу, мы не имеем дела с живым объектом, но информационные зоны зафиксированы в условии, и следует определить прежде всего, какие данные предметно важны, а какие — малозначимы, потому что в условие преднамеренно может быть введена избыточная дезориентирующая информация.
Понимание сути эффективного мышления, к сожалению, не означает его «автоматического» применения на практике, поскольку привычки, усвоенные в детстве и закрепленные житейским опытом, оказывают сильное сопротивление. Эффективное мышление необходимо упорно тренировать, превращая его в единственно привычный способ. В этой связи вспоминается афоризм Пифагора: «Усвой себе только тот образ жизни, который твой разум признал наилучшим, а привычка сделает его для тебя наиболее приятным».
Б. Право на парадокс
В процессе познания велико значение логики. Формальная логика устанавливает правила получения «выводного знания», которое вытекает из предшествующего. Принято считать, что нарушение указанных правил ведет к ошибкам или абсурду. Мышление, осуществляемое в пределах формальной логики, ограничено ее рамками. Однако жизнь не укладывается в оковы формальности, являя миру парадоксальные ситуации. Разум не совершит революционных открытий, не отыщет лучшее из лучшего и не найдет Истину, если будет строго формализован.
Здесь мы хотим быть правильно понятыми. Речь идет не о преднамеренном нарушении правил формальной логики, а о замене их правилами жизненной логики, не всегда соответствующими умозрительным логическим схемам. Ментальный процесс должен соответствовать реалиям бытия мира, а не догмам формальности. Он (МП) имеет право быть парадоксальным, хотя в обязательном порядке таковым не является.
Эффективное мышление допускает парадоксальность.
Следовательно, его выводы могут быть совершенно неожиданными, удивительными, расходящимися
с общепринятыми воззрениями, не укладывающимися в известные схемы и на первый взгляд противоречащими здравому смыслу.
Наука пришла к пониманию необходимости парадоксального мышления только в XX столетии. Выдающийся датский физик Нильс Бор идею парадоксального мышления выразил вопросом: «Достаточно ли безумна эта идея, чтобы быть верной?»
Современное научное рассмотрение проблем требует
единовременного
принятия несовместимых взаимоисключающих явлений в их единстве. Так физика утвердила понятие электрона как частицы и волны. Она вынуждена была принять такое парадоксальное положение, поскольку эксперимент, а стало быть сама жизнь, неопровержимо свидетельствовал об этом. Сегодня факт корпускулярно-волнового дуализма общепризнан и никого не смущает. Удивительно другое: почему люди, принимающие один парадокс, не способны принять иной? Отчего многим трудно признать христианский догмат Троицы, то есть единовременное бытие Бога в качестве Отца, Сына и Святого духа? Впрочем, ответ на сей вопрос дан нами выше (см. 1.3.1).
Рассмотрим еще один пример. Есть люди, верящие в судьбу, считающие, что все предопределено и чему быть, того не миновать. Иные, напротив, утверждают, что будущее не детерминировано, но зависит от того, как действуют люди. В рамках формальной логики указанные позиции не совмещаются. Но парадоксальное мышление соединяет их без труда. А. С. Пушкин гениально продемонстрировал это в стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: старец-кудесник предсказывает Олегу смерть «от его коня». (Вот она, судьба!) По прошествии многих лет Олег вспоминает предсказание кудесника, узнает, что любимый конь умер, и идет почтить его прах. Из праха коня выползает змея, кусает Олега, и он умирает. Таким образом, судьба налицо (она предсказана), но Олег творит ее своими действиями, так что все зависит от него и совершается по его воле. Отсюда видно, что свободная воля человека не противоречит судьбе как предопределенности бытия. Таков парадоксальный вывод А. С. Пушкина и наш вместе с ним.
В. Мышление дискретными и континуальными образами
Мыслящий разум, отражая действительность в сознании, создает модели явлений на основе информации, доставляемой органами восприятия и приборами, которые зондируют окружающий мир в узких пределах своих возможностей, выхватывая из бесконечного природного многообразия отдельные фиксированные участки. Такое мировосприятие подталкивает к созданию дискретных (прерывистых) моделей явлений и событий. Дискретному пониманию мира способствует также стремление структурировать действительность, чтобы лучше понять ее, выделить типическое, найти существенное, отбросить второстепенное. Это создает специфический образ мышления, при котором разум утверждает дискретные представления о реальности. Приведем примеры: темпераменты (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический); стили руководства (авторитарный, демократический, пассивный); оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и т. д. При мышлении дискретными образами людям свойственно оперировать градациями и противоположностями, не обращая внимания на промежуточный спектр явлений. Например, рассматривают природу в категориях «живое» и «неживое» и пытаются найти грань между ними, которой, быть может, нет. Сюда же относятся разделения на добро и зло, свет и тьму, верующих и неверующих, тепло и холод, силу и слабость и очень, очень многое другое. Указанное действительно существует, но в многообразии оттенков, разновидностей, континуумов, плавно переходящих друг в друга.
Однако реальность не всегда адекватно отображается дискретными моделями с четко обозначенными границами, хотя такие модели во многих случаях оказываются практически достаточными и, следовательно, правомерными. Все же для глубокого исследования объекта мышление дискретными образами, зачастую, неприемлемо. Точное определение информационной базы предмета мышления не допускает потери оттенков и требует континуальных моделей. Представление явлений континуумами (одномерными и многомерными) не отменяет возможности образования сгущений и разряжений на отдельных участках континуума.
Континуальные модели явлений тоже не всегда адекватны реальности. Бывают случаи, когда что-то может находится только в строго фиксированных устойчивых положениях, в то время как любые промежуточные состояния неустойчивы и, практически, нереализуемы, а переход из одного устойчивого состояния в другое совершается скачком. Подобные явления требуют дискретных моделей.
Наконец, можно назвать парадоксальные случаи единовременного использования дискретных и непрерывных моделей в целях достоверно-полного описания одного и того же явления. Вспомним, например, упоминавшийся выше корпускулярно-волновой дуализм электрона.
Эффективное мышление в зависимости от ситуации использует дискретные и континуальные модели описания действительности.
По причинам, указанным выше, человек в большей степени склонен к дискретному мышлению, нежели к континуальному. К тому же система образования в современном обществе воспитывает в людях, в основном, именно дискретное мышление. Мы ведь тоже предложили пока дискретную модель МП в виде трех способов мышления. Континуальная модель будет представлена ниже.
Г. Компендиум характеристик эффективного мышления
Эффективное мышление:
— возможно, при условии, что свойства разума мыслящего субъекта адекватны характеру предмета мышления;
— оценивается по результату. Критерии эффективности ситуативны и зависят от принадлежности результата к конкретной сфере человеческого бытия;
— опирается на достоверную предметную информационную базу, установленную массовым опытом;
— предполагает отказ от мыследогм;
— требует выявления факторов влияния (в том числе неочевидных), учёта их временного характера и взаимодействий (включая противоречия), принимая во внимание их пространственную и временную ориентацию;
— является предметно-центростремительным. Это достигается ранжировкой факторов влияния с отделением главных от второстепенных;
— допускает парадоксальность;
— использует дискретные и континуальные модели описания действительности порознь или одновременно.
Д. Алгоритм эффективного мышления
Здесь предлагается набор действий, обеспечивающих эффективное мышление, и делается попытка указать их ориентировочную последовательность. В реальных ситуациях какие-то действия могут быть опущены в силу очевидности обстоятельств, в связи с отсутствием необходимости в них или по причине невозможности осуществления. Допустимо также изменение порядка процедур.
Примерная последовательность процедур эффективного мышления:
1. Установить цели МП и назначить требования к результату или продукту, если продукт является одновременно результатом.
2. Определить предмет мышления, то есть четко представить, что именно анализируется и (или) планируется.
3. Собрать информацию, относящуюся к предмету мышления:
— выявить факторы влияния кратко-, средне — и долгосрочного действия;
— организовать поиск неочевидных факторов влияния;
— выявить взаимодействия (включая противоречия) факторов влияния с учетом их временной и пространственной ориентации;
— спрогнозировать динамику развития факторов влияния.
4. Структурировать имеющуюся информацию.
5. Ранжировать информацию, отделив существенное от малозначимого.
6. Определить достаточность информации для получения ответа по существу вопроса и оценить вероятную достоверность выводов.
7. Спроектировать и рассмотреть парадоксальные варианты.
8. Выработать и зафиксировать продукт ментального процесса.
Как лечить ментальное расстройство
Ментальный – это душевный или психический. Значит, и лечить болезни такого уровня необходимо у специалиста соответствующего профиля – психолога или психотерапевта.
Как это происходит:
- Если расстройство сильно отражается на теле и значительно снижает качество жизни (например, панические атаки, агорафобия), то сначала необходимо обратиться к медицинскому психотерапевту. Он назначит транквилизаторы, антидепрессанты и другие препараты, которые помогут привести в порядок физиологию.
- Затем желательно заняться не медицинской психотерапией – встречаться с психологом 1 раз в неделю некоторое время (продолжительность зависит от вашей потребности). Это нужно для того, чтобы понять, что конкретно в вашей жизни вы не можете «переварить», постараться либо изменить негативную ситуацию, либо поменять свое отношение к ней.