Что такое мироощущение
Мировоззрение, мироощущение — это представление личности о мире, который её окружает. Это система убеждений, вера в некий образ мира на основе взглядов, идей, оценок, переживаний, принципов. На основе мироощущения формируется организованная целенаправленная деятельность человека.
Мироощущение — это эмоционально-психологическая основа мировоззрения, осознание, в процессе которого происходит преобразование информации и формируются два типа восприятия:
- обыденный — человек обретает мнение о предпочтительном образе жизни, окружающих, семье, работе и прочем;
- теоретический — познание себя и смысла жизни согласно научных и философских данных.
Мировоззрением является объединение всех уровней восприятия действительности в одну систему ценностей, знаний, эмоциональных реакций и жизненную позицию, которая подтверждается практически.
Иерархическая структура мировоззрения
Человечество непрестанно накапливает знания, создавая культуру. Начиная с детства, личность формирует представление о мире под влиянием персональных особенностей восприятия, включая воспитание, темперамент, интеллект, местный менталитет и прочее.
Мироощущение — это иерархическая структура убеждений человека, состоящая из множества уровней. На каждой ступени этой пирамиды убеждения имеют относительно большую или меньшую степень доверия человека. Их можно представить в виде схемы, в основе которой располагаются проверенные личным опытом факты, уровнем повыше и менее «основательными» будут факты из жизни знакомых людей, а самый верх будет занят лишь теорией, предположениями о неизведанной сфере мира.
Уровни убеждений
Основа представлений о мире имеет наиболее древние корни, содержит самую необходимую для жизни информацию и подтверждается знанием людей других эпох. Убеждения основного уровня формировались в результате личного познания мира, поэтому они отличаются наибольшей прочностью. Органы чувств являются наиболее достоверными индикаторами, которые не подвергают сомнению.
Следующий уровень мироощущения, миропонимания основан на информации, поступающей со стороны общества. Полезная функция данного типа убеждений в том, что люди способны обогащать мировоззрение друг друга и использовать своё время рационально для саморазвития, не расходуя его на то, что было исследовано другими. Но если переданная информация противоречит фундаментальным подтверждённым знаниям, её невозможно расположить в основе пирамиды убеждений. И почерпнутые таким образом данные занимают своё соответствующее место, в данном случае — относительно ближе к теории.
На высшем уровне мировоззрения располагаются убеждения теоретические по сути. Они более сложные, так как базируются при помощи информации предыдущих уровней. Для создания теории требуются наблюдение и дискуссии поколений в сочетании с умом гения. Именно благодаря овладению теоретическим мировоззрением возможно ежегодное увеличение продолжительности жизни человека, а также развитие высоких технологий.
Следует сказать, что наивысший уровень убеждений — самый неупорядоченный. Здесь много недоказанных теорий, предрассудков, ошибочных гипотез, суеверий, которые проникают в сознание из-за дефицита знаний и становятся особенностями мироощущения. Дополняют данный тип убеждений оценки. Человек сам разукрашивает субъективную реальность в такие цвета, которые желает видеть.
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИ-ВАЮЩИХ ВНЕЗАПНУЮ УТРАТУ
Мировосприятие — восприятие человеком внешних факторов окружающей его действительности и свое-го рода прорабатывание, некое продумывание и прочувствование (на внутреннем личностном уровне) влия-ния этих факторов на мысли, чувства, действия, поступки, поведение человека, т. е. в целом на его жизнь. Контекст, заданный темой исследования, в значительной степени сужает данное понятие. Безусловно, пере-живание утраты, как и любая другая кризисная, а порой и экстремальная, ситуация в жизни человека, откладывает немалый отпечаток на восприятие мира. Утрата, будучи в любом случае необратимой, сталкивает человека с изменениями в его смысловой структуре. У человека зачастую меняются жизненные ценности, отношение к людям, к самому себе. Это событие затрагивает и области смысла жизни, религиозных взглядов. Человек может задуматься о том, о чем раньше никогда не задумывался, он может отныне начать обращать внимание на те аспекты или темы, мысли о которых даже не приходили ему в голову до произошедших горестных событий в жизни. Безусловно, какие-то области могут остаться неизменными, так как переживание утраты — это индивидуальный процесс, а, следовательно, все, что происходит с человеком в период горевания, также индивидуально. Но в каждом уникальном случае можно найти и выделить некие общие закономерности, присущие большинству людей. Среди особенностей мировосприятия были выявлены 4 группы особенностей, характерных для переживающих утрату: базовые убеждения, отношение к смерти, отношение к себе, ценностно-смысловая сфера.
Целью нашей работы было: выявить общие закономерности особенностей мировосприятия людей, пере-живающих внезапную утрату. В исследовании приняли участие 75 человек в возрасте от 18 до 64 лет. Из них: 36 мужчин и 39 женщин. Диапазон времени, прошедшего после утраты: от 5 дней до 10 лет. Методы исследования: опросник «Шкала базовых убеждений» Р. Янофф-Бульман; методика «Ценностные ориента-ции» М. Рокича; интервью «Переживание и совладание с утратой» (Е. А. Бурина); анкета, направленная на выявление «значимости» и «тяжести переживания» особенностей мировосприятия, созданная на основе ана-лизов текстов интервью (Е.
А. Бурина).
Данные обрабатывались 3-факторным дисперсионным анализом ANOVA в программе SPSS и каче-ственным контент-анализом. В ходе детального анализа полученных данных были выявлены следующие закономерности.
1. В ходе переживания утраты базовые убеждения претерпевают изменения на временном рубеже от 1 года до 2 лет после ситуации утраты. Дальнейшие изменения базовых убеждений обусловлены индивиду-альным характером.
2. Тема «отношения к смерти и к тому, что происходит после нее», а также тема «страха смерти» особо тяжело переживаются горюющими вне зависимости от времени, прошедшего после утраты по причине осо-бой актуальности и значимости данных тем, их возможной «непроработанности» до ситуации утраты близ-кого, несформированности четкой позиции относительно затронутых вопросов. Эта позиция постепенно и вырабатывается и/или меняется в ходе переживания и совладания с утратой.
3. «Отношение к себе» изменяется на протяжении всего переживания утраты. По результатам исследова-ния не было выявлено закономерностей направлений изменения отношения к себе, данные изменения носят индивидуально-обусловленный характер.
4. Основными значимыми ценностями переживающие утрату называют: наличие хороших и верных дру-зей, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, жизнерадостность.
5. Женщины склонны переживать утрату более гладко и равномерно, нежели мужчины, т. е. мужчинам, в отличие от женщин, в больше степени присуще наличие неких периодов эмоциональных спадов или, наобо-рот, взрывов.
6. У всех испытуемых на временном промежутке от 8 месяцев до 1 года наблюдается феномен «вторич-ного путешествия по горю», при котором горюющий заново переживает схожие эмоции и чувства с теми, которые он испытывал в первое время после утраты близкого, поскольку работа горя идет по спирали, а к 1 году как раз и завершается первый цикл переживания утраты.
>> Источник:
АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 (Второе издание). СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПА-РАДИГМЫ, ТЕОРИИ (Выпуск 2). 2009
Январь 24, 2020 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
«ГОРЕ УТРАТЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
ГОРЕ УТРАТЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
О. В. Стырова ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ СМЕРТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Цуциева Ж. Ч, Рыбников В.Ю. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ В Г. БЕСЛАН
Истоки: мировосприятие детей
Непрерывное мировосприятие. Дао
ВРЕЗКА 5.СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРИЧИНА СИНДРОМА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦА (СВСМ)?
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МИРОВОСПРИЯТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Гурьева Н.Б. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПОЛИНАРКОМАНИЕЙ
СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Копылова П. В. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ПРЕДПОЧИТАЮ-ЩИХ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
Попова Е.Л. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Л. В. Марарица ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ТАКТИКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Коновалова Т.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Е.А. Силина, Т.А. Попова НЕКОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Похожие записи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Клокова А. В. ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ ТК
Экологическая характеристика мира индивидуальности
Дегтярева Кристина Александровна, Гайнутдинов Айрат Багаутдинович СЛОВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУДИЕ (МЕХАНИЗМ) ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЕ
Добавить комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.
Copyright © 2020. psihologia.biz
Развитие мировоззрения
Устоявшееся мышление оберегает от неадекватных действий, но вместе с тем не позволяет взглянуть на жизнь под иным углом. Воззрение обеспечивает психическую устойчивость, без чего человек ощущает себя неуверенно, незащищённо, по-отшельнически.
Адекватность мышления — наиболее ценное, что есть у человека, но людям более свойственно придерживаться своих иллюзий, а не заботиться о «чистоте мозгов».
Мировоззрение не способно развиваться без достаточного интереса к объективной действительности, включая проявление психических процессов — самоосознание. Эффективность и целостность мирофоззрения будет зависеть от степени многогранности интересов, в качестве которых нежелательны узко-направленные мистические и паранормальные идеи, неподтверждённые опытом, обусловленные состояния зависимости.
Конкретное направление хорошо практиковать с использованием прочно выверенного научного метода. Сведения должны подвергаться сомнению и проверяться личным опытом, а не восприниматься верой.
Мировоззрение сопряжено с любознательностью, способностью удивляться, чувством единения с природой, причастностью к истории, благоговением, восхищением и прочими гранями человеческого сознания.
Менталитет — психология
Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:
- Варварский — высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
- Аристократический — независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
- Интельский — пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
- Буржуазный — бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.
Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.
Менталитет — философия
Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.
Сейчас читают: Как полюбить себя и обрести счастье
Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.