Креативность, её параметры и упражнения для развития


Что такое креативность?

Давайте разберемся, что значит креативный человек. Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.

креативные люди это

Креативные люди – это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач. Они могут разглядеть проблему под разными углами, подчас увидеть ее так, как не видел раньше никто. Тем не менее креативность – это не только новаторство и творчество, это конструктивный способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.

Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.

Если будет судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, то она всю жизнь проживет с верою свою глупость

Альберт Эйнштейн

Желание быть таким как все, не выделяться, быть похожим на других.

Такой подход формирует шаблонное восприятие и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов отличных от тех которые уже существует, слабеют. Это проблема идет из детства, когда детей учат быть как все.

Или когда идеи ребенка были вытеснены сверстниками или отвергнуты родителями. Поэтому никто не хочет быть белой вороной, особо выделяется среди других и здесь появляется желание быть похожим на остальных.

Цензура. Внутренняя критика своих идей.

В этом случае человеку сложно воспринимать всерьез свои идеи, так как его внутренний цензор их подавляет. Это также идёт из детства, когда людей воспитывают слишком жёстко, авторитарные родители, которые им всё начинают запрещать.

Постепенно это входит в привычку и появляется множество внутренних запретов и формируется внутренний цензор, которые все начинает запрещать. Происходит неосознанно.

Нетерпеливость. Желание как можно скорее решить задачу.

Многие творческие решения не приходят мгновенно, они требуют некоторого времени, когда человек привык к скоростному решению проблем, то ему сложно быть креативным.

Трудность отказа от привычных методов и подходов.

Говорят, что привычка вторая натура. И разум наш активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся укладом мышления.

И когда перед нами вопрос, для решения которого нужно найти новые идеи, мы начинаем склоняться к похожим друг на друга решениям, к шаблонам, к нашему привычному опыту.

Такая тенденция не позволяет найти новые идеи, так как они находятся за гранью шаблонов, они там, где нет у нас никакого опыта.

Чем отличается креативность от творчества?

Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

творческий креативный человек

Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.

Как развить креативность

Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

Развитие

Как можно сделать это по-другому

Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

Не игнорировать случайные мысли и

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

Оглядывайтесь по сторонам

Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Что такое креатив

В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.

Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

С ноутбуком

В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.

Способы развития креативности

Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых. В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность.

что означает креативный человек

Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.

  • Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
  • Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
  • Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
  • Рекомендуется расширять свой кругозор – интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.

Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Самоуверенность

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Самые креативные люди

С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину «креативность» стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.

самый креативный человек

По версии журнала Creativity самый креативный человек – это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.

Почему именно креативность?

Креативность помогает обнаружить перспективы там, где их, казалось бы, и быть не может. Человек, обладающим этим качеством, никогда не успокаивается тем, что лежит на поверхности, он ищет, созидает, создает. Именно таким людям принадлежит большинство гениальных открытий в мире (Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Павел Дуров). Даже если выбранная ниша до отказа забита конкурентами, они найдут способ удивить мир и потеснить соперников. Они способны отыскать неожиданный выход даже из самой запутанной ситуации.

Креативные идеи востребованы во всех сферах человеческой жизни. В бизнесе – это разработка новых проектов и увеличение объема прибыли, в писательстве – захватывающие сюжеты, от которых невозможно оторваться, в психологии – новые горизонты человеческого общения, в исследованиях ученых – новейшая ступень мирового развития, в работе рекламного агента – слоган, который прославит его продукцию на весь мир. Креативность и творчество неотделимы друг от друга, это две составляющие человеческого прогресса. Креатив невозможен без творческого подхода, а творчество будет серым и заурядным без примеси креатива.

креативные решения

Признаки креативного человека

И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.

что значит креативный человек

По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?

  • Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
  • Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
  • У креативных людей отличное чувство юмора.
  • Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
  • Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
  • Им интересен сам процесс, а не только результат.
  • Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
  • Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
  • Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
  • Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
  • Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.

Особенности креативного мышления

Можно развивать в себе.

Здесь вся соль в нейронных связях. Приведу простой пример.

Если мы начинаем активно пользоваться калькулятором, решая с его помощью любые арифметические задачки, которые нам попадаются.То постепенно можно заметить, что способность разума решать простые арифметические задачи значительно снижается.

Такое можно наблюдать у иностранных студентов, различных европейских вузов, где использование калькуляторов даже на экзаменах является нормой.

В этом случае происходит такая ситуация:

Разум всегда находится в режиме экономии и когда он видит, что какая-то способность практически не используется, то он начинает сокращать ресурсы в этом направлении. И нейронные связи, отвечающие за эту способность постепенно затухают.

То же самое происходит и с креативным мышлением, если мы по жизни никак его не развивали и никак не пытались его применять в решении задач стоящих перед нами. То естественно предположить, что нейронные связи у нас, отвечающие за этот тип мышления очень слабые.

Творчество и креативность не одно и тоже. Хотя в целом они похожи.

Творческие процессы целиком завязаны на вдохновение автора, когда же человек начинает креативно мыслить, то он преследует определенные результаты. Его мышления является продуктивным и прагматичным. Оно мало имеет общего с вдохновением.

Развивается в любом возрасте, как говорится, учиться никогда не поздно.

И этому есть ряд примеров:

Что такое креативность

Мода на креативность

В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность. Креативный человек — это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода. В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.

креативный человек это какой

Не креативный человек – это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.

Примеры креативности в жизни

  1. Произошла неожиданная ситуация: сломался, например, стол. Многие люди не станут задумываться и отнесут стол на помойку. Однако креативный человек сможет из стола сделать себе новую универсальную и уникальную часть мебели. Таким образом, можно избежать новой покупки, и также порадовать себя новой идеей и реализацией этой идеи.
  2. Создание рекламы. Для работы PR-менеджера требуется качество — креативность. Для рекламы есть критерии: информирование, убеждение и напоминание. Креативность поможет грамотно подойти к вопросу убеждения и напоминания.

Что такое креативный класс и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.
Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования
    . Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования
    . Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным.
    Субъективный метод
    довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование.
    Объективный метод
    — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании
    . Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов
    . Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.

Для чего нужна креативность?

Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.

Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.

Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Василенко

Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие «креативность»

и теории
креативности в отечественной и зарубежной психологии
Актуальность исследования: В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально — трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реальностям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете — самоосуществлению человека. Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п. Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности,психологи отвечают: да. Это связано с тем, что старший дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь проявляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Проблема формирования образной креативности является важной и требует глубокого и основательного изучения.Актуальность проблемы определила выбор нашей темы: «Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – изучить развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс образной креативности.

Предмет исследования – развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования: последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников. Выделяют работы зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались разработанностью темы креативности. В зарубежной психологии Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.

В отечественной психологии понятие креативность рассматривали Д. Б. Богоявленская, Я. А. Понамарёва, А. М. Матюшкина, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Е. П. Яковлева, Т. Н. Кожина, М. А. Холодная, В. С. Юркевич и др.

Образная креативность включает не только развитое мышление, но и творческие качества индивида. Методологической основой нашего исследования является концепция Дж. Гилфорда.

Понятие «креативность»

и теории
креативности в отечественной и зарубежной психологии
Сегодня, большое значение приобретает формирование креативности и навыков творческого подхода в процессе работы с детьми дошкольного возраста. Как составляющая жизнетворчества, креатив предусматривает развитие эстетического, индивидуально-творческого потенциала личности, основы которого закладываются в раннем возрасте.

Модернизация системы современного образования ориентируется на европейские стандарты. С этой позиции особенно актуальной становится проблема творческого развития личности. Явление творчества во все времена волновало многих философов, педагогов, представителей искусства. В разные эпохи изменялось и отношение к этой проблеме. Сегодня формирование креативности, в частности креативного воображения и мышления, приобретает новое содержание.

Слово «креативность»

происходит от латинского creation, что в переводе на русский язык означает
«создание»
– это общая способность к творчеству, которое характеризует личность в целом; проявляется в разных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Существует много определений креативности. Так, К. Роджерс (1994)

понимает под
креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. [23,157] Так же С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева определяют креативность как «способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, к осознанию и развитию своего опыта».[23, 159]
Под креативностью В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова понимают «личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов».[23,159]

П. Торренс выделяет наивную креативность и культурную. Наивная креативность, присуща детям в силу отсутствия у них опыта. Суть культурной креативности в преодолении опыта, в сознательном стремлении уйти от стереотипов и шаблонов.

Чикчентмихали, Фельдман с соавторами Стернбергом и Лубартом, считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим выделяют интеллектуальную и художественную креативность. Также выделяют предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

В зарубежной психологии различают так называемую большую и малую креативность. М. Боден перевел это в термины «исторической»

и
«личностной»креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа)
.[23,175]

Выделяют также коммуникативную креативность — проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности и способность мотивировать творчество других, способность аккумулировать творческий опыт других.

Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность. Когнитивная креативность включает в себя вербальную и невербальную (образную)
креативность.
А. Маслоу разделяет креативность на два вида: креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески. [23, 177]

Г. А. Глотова разделяет креативность на всеобщечеловеческую — способность к безграничному изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире и потенциальную с актуальной — проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества.

И. Б. Дерманова и М. А. Крылова выделили такие виды креативности как невербальная, вербально — символическая, вербально — семантическая, вербально — ассоциативная и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не взаимосвязаны друг с другом.

На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров.

Дж. Гилфорд предложил кубическую модель структуры интеллекта, выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность – возможность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образно-адаптивная гибкость – возможность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость – продуцирование разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект в структуру креативности не включается.

Позднее Дж. Гилфорд обозначил шесть параметров креативности:

— способность к выявлению и постановке проблем;

— способность к генерированию большого числа идей;

— гибкость – способность к продуцированию разных идей;

— оригинальность – способность отвечать нестандартно;

— способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

— способность разрешать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу. [16,264]

Характеризуя основные признаки креативности, А. Маслоу опирался на импровизационность и вдохновение, а также предостерегал от попыток рассматривать креативность с точки зрения практической пользы, производительности в виде создаваемых художественных произведений. Он замечает, что креативность подразделяется по первичному и вторичному признаки. Первичный признак – вдохновенное творчество – обязательно отделяется от вторичного признака – детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Вторичный признак включает не столько творчество, сколько тяжелую работу; успех ее зависит от упрямства, терпения, трудолюбия и выносливости, поскольку именно они являются почвой этого этапа.

А.Маслоу выделяет и характерные черты творческой личности: отказ от прошлого; отказ от будущего; наивность; отказ от собственного «Я»

, самозабвение, отказ от самоконтроля; отказ от страха; отключение защитных механизмов и самоограничений; сила и мужество; позитивная установка; доверчивость вместо борьбы; возвращение к первичному восприятию; эстетическое постижение; абсолютная спонтанность; полное самоосуществление и самореализация.

А. Маслоу придерживался мнения, что «проблема креативности – это проблема креативной личности (а не креативной деятельности, не креативного поведения)».[33,123] Иначе говоря, креативная личность – это особенная разновидность человека, а не просто человек, который приобрел определенное новое умение.

Выделяют работы зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались разработанностью темы креативности. В зарубежной психологии Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.

Из отечественных психологов понятие креативность рассматривали Д. Б. Богоявленская, Я. А. Понамарёва, А. М. Матюшкина, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Е. П. Яковлева, Т. Н. Кожина, М. А. Холодная, В. С. Юркевич и др.

В целом, в психологической науке выделяют два основных подхода к изучению и пониманию креативности: когнитивный (познавательный)

и личностный.

1. Когнитивный (познавательный)

подход.

Креативное мышление (когнитивное направление)

рассматривается такими психологами как Н. Коган, Г. Грубер, С. Медник, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Г. Уолмс и др.

Креативность тесно связана как с интересом и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое, разнообразить свою деятельность.

Дж. Гилфорд разработал концепцию креативности как универсальной познавательной способности, которая способствует процессам творческого мышления. Основу этой концепции составила его модель структуры интеллекта.Ученый указывал на принципиальные отличия между двумя типами умственных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человек решает задачу на основе множества условий и находит единственное правильное решение. Таких конкретных решений может быть несколько, но это множество всегда ограничено. Дивергентное же мышление определяется как тип мышления, которое идет в разнообразных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам.

По мнению Дж. Гилфорда, основу креативности представляют операции дивергентного мышления. С его помощью человек не направляет все свои усилия на поиски правильного решения, а начинает искать решения проблемы во всех возможных направлениях с целью захода нескольких вариантов. Дивергентное мышление помогает человеку создавать новые комбинации из привычных элементов или находить связи между двумя элементами, которые на первый взгляд, не имеют ничего общего между собой. [36,47]

Такое разделения дает возможность выделить вербальную креативность (дивергентные способности)

и
образную (конвергентные)
.

Проявить креативность невозможно, если отсутствует творческая среда.

Дж. Гилфорд отделял интеллектуальные способности от креативных. Но их соотношение и взаимосвязь остаются дискуссионными до нашего времени. В настоящее время в психологии существует три основных взгляда на взаимодействие двух общих способностей – интеллекта и креативности.

а) Креативность и интеллект являют собой единственную человеческую способность. Этот взгляд разделяют такие ученые, как Д. Векслер, Г. Азенк, Р. Стенберг и другие. Высокий интеллект обеспечивает высокий показатель креативности. Низкий интеллект – отсутствие любой креативности. Главная идея заключается не в том, что креативность и интеллект является единственной способностью, а в том, что творчество является производной интеллекта. Много исследований по этому вопросу были проведены Л. Терменом, его труды считаются классикой. По мнению ученого, ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптируются в обществе, однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

б) Креативность и интеллект как несвязанные между собой общие способности. Именно эта концепция креативности как универсальной творческой способности получила важности и вступила в силу благодаря Дж. Гилфорду. Многие ученые придерживаются этой позиции. Они считают, что творчество – это не адаптация к миру, а его превращение. Чтобы преодолеть отчуждение от реальности и приспособиться к окружающему бытию, человек начинает творить. А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им комплекса неполноценности. [1,256] Одним из первых защитников этого толкования был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к учебе, возникновению креативных решений способствует релаксация и рассеивание внимания, а не сознательное концентрирование на решении проблем.

в) Отсутствие творческих способностей как таковых. Этот взгляд объединяет в себе непримиримость первых двух концепций. Хотя креативность и интеллект – разные явления, но между ними существует определенная связь. Интеллектуальная одаренность безусловно нужна, но лишь этого условия недостаточно, чтобы быть творческой и активной личностью. Мотивация, ценности и личные качества играют главную роль в активизации творческого поведения.

Е. Торренс занимался изучением креативности в динамике, рассматривал возможности целеустремленного влияния на ее развитие. Креативность ученый рассматривает как естественный процесс, порожденный сильной потребностью личности снять напряжение, которое возникает у нее в результате дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. Е. Торренс выделил креативностькак процесс с такими составляющими частями: чувствительность к проблемам, ощущение недовольства и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, осознание проблемы, поиск решения, догадки, связанные с тем, чего не хватает для решения, формулировки гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.

2. Личностно- ориентированный подход.

Креативность как личностная категория базируется на выявлении взаимосвязей психических явлений, которые наиболее существенно отображают творческие черты личности. Она характеризуется совокупностью значимых личностных признаков,среди которых выделяют:

— общее и особенное (как творчество и творческая индивидуальность)

;

— диалектический процесс перехода потенциального в актуальное как творческий потенциал в творческую способность;

— взаимосвязь сознательного и несознательного в структуре креативности.

Наличие несознательных компонентов в структуре креативности – важный момент. Спонтанность и неосознанность многих процессов подсознания часто проявляются в непредсказуемости творческого процесса. Некоторые ученые считают, что само умение выражать идеи, которые приходят из подсознания, – ключ к креативному процессу (С. Медник, А. Маслоу, Д. Ушаков)

.

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Личностно — ориентированный подход рассматривается в работах А. Адлера, Ф. Баррона, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Харингтона и др.

Сегодня креативность рассматривается, в основном, как функция целостной личности, которая зависит от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление психолого-личностных качеств, с которыми личность связана. Креативность включает повышенную чувствительность к проблеме, к дефициту или противоречивости знаний. Таким образом, кроме вербальной и образной креативности выделяют еще отдельные креативные способности: скорость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность оказывать сопротивление стереотипам.

Личностный подход в изучении креативности предусматривает исследование характерологических, эмоциональных, мотивационных, коммуникативных качеств творческой личности. А. Маслоу связывает творческий процесс с самой «актуализацией»

. Он выходит из того, что творческий характер присущ всей нашей жизни. А. Маслоу рассматривает эмоциональное здоровье как продукт творческого самовыражения, ставя знак равенства между понятиями
«самактуализация»
и
«креативность»
относительно личности.
Креативность – универсальная характеристика всех самоактуализированных людей. Креативность самоактуализированных людей имеет ряд специфических особенностей. Их креативность – это не креативность В. Моцарта, это не гениальность, не специфический дар. Гениальность практически не связана с личностными качествами гения, она непостижима. Креативность самоактуализированного человека – тоже самое, что и креативность ребенка, еще не испорченного влиянием культуры.
Исследователь Д. Б. Богоявленская утверждает, что креативный тип личности свойствен всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системосоздающего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, которая отображает процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулируемой производительной деятельности. [6,24]

У. Д. Козленко, на основе эмпирического исследования, выяснил, что в мышлении креативных личностей преобладают такие составляющие креативности,как: беглость, гибкость и оригинальность. На креативностьблагоприятно действуют такие факторы как: радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготению к независимости, нарушению порядка, снятие ощущения страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности. [26,131]

В. Н. Дружинин также рассматривал креативность и интеллект как две разных общих способности и связывал их существование с процессами переработки информации. Креативность и интеллект выполняют противоположные функции. Креативность отвечает за превращение информации и порождение огромного количества новых моделей мира. Интеллект – за употребление этой информации в реальной практике. [19,64]

А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др. в своих исследованиях пришли к заключению, что когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях является основными качествами творческой личности. Наиболее ярким примером этого взгляда будет концепция «интеллектуального порога»

Е. Торренса. Ученый доказал, что взаимодействие интеллекта и
креативности зависит от показателя IQ. При низком и среднем показателях IQ (до 115-120)
интеллект и
креативность является единственным фактором. Следовательно, какой уровень интеллекта – такой соответственно и уровень креативности.
Е. Григоренко выявила, что креативность и интеллект нужны для решения умственных задач, но роль и функции этих способностей разные и доминирование их будет изменяться в зависимости от этапа решения проблемы. [17, 34]

Исследования некоторых ученых затрагивают и сферу взаимосвязи инлеллекта и креативности у детей, в частности старших дошкольников. Так, М. С. Егорова констатирует «Уровень интеллекта в старшем возрасте в некоторой степени зависит от креативности в младшем возрасте, но не наоборот. Креативность и интеллект продолжают влиять друг на друга, но влияние это отсрочено и потому может быть замечено лишь при междувозрастном сопоставлении (например, креативности в 6 лет и интеллекта в 7 лет)

.[22,36] Данная закономерность очень важна для педагогической практики. Ведь дает дополнительную мотивацию для
развития творческих способностей человека. Таким образом характеризуется понятие «отсрочены креативные проявления»
.

Совсем другое значение вкладывает в это понятие Г. В.Ожиганова: «Зафиксированные первичные отсрочены креативные проявления детей в экспериментальной ситуации свидетельствуют о том, что преобладающему большинству исследуемых нужно достаточно времени, чтобы креативность проявилась. Поэтому можно говорить о существовании инкубационного периода, в процессе которого происходит формирование креативности, обусловленное накоплением детьми нового личностного опыта».[42,75]

По мнению ученых, для увеличения возможностей развития образной креативности у детей старшего дошкольного возрастанеобходимым является:

— разработка программ по выявлению и развитию креативных параметров среди старших дошкольников;

— разработка программ, направленных на формирование у ребенка стойкой потребности к постоянному обновлению знаний, способности к анализу и синтезу;

— разработка тренингов с моделированием ситуаций, направленных на развитие у дошкольника мышления, отличающегося от стереотипного.

Необходимо констатировать, что высокие показатели креативности у детей никаким образом не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Среди условий, которые стимулируют развитие креативности,выделяют следующие:

— ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и сурово контролируемых;

— разрешение и поощрение огромного количества вопросов;

— стимулирование ответственности и независимости;

— акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Препятствуют развитию креативности в личности: избежание риска; стремление к успеху любой ценой; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; неодобрительные оценки воображения (фантазии, исследования; поклонение перед авторитетами.

Движение не за награду, а за сам процесс

Креативных людей не интересует награда, ожидающая их в конце пути. Им доставляет удовольствие сам процесс движения к поставленной цели. Они просто любят решать сложные задачи, созидать мир, учиться и создавать что-то новое, не вписывающееся в рамки привычной жизни. Естественно, деньги много значат для человека, но если креативная личность будет делать все только во имя денег, в один прекрасный день она перестанет быть генератором идей, став серой заурядностью.

Креативен – это означает полон ярких нестандартных идей и неожиданных решений. Вырабатывайте в себе креативность, и вскоре вы станете личностью, которой будут восхищаться, предлагать перспективные должности и носить на руках!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: