Причины появления личностного кризиса
Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивалось с ощущением, что их существование не имеет никакого смысла, и все действия абсолютно пусты. Это внутреннее ощущение имеет сильное воздействие на психику. И чаще всего определить причину и понять, как преодолеть личностный кризис, достаточно сложно.
Выделяют несколько ключевых факторов, которые способны подтолкнуть к столь сложному эмоциональному состоянию:
- Недовольство собой
. Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех. - Проблемы на работе
. Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы. - Восприятие себя
. Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит. - Проблемы в семье
. Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто. - Сложности в школе
. Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.
Кризис личностного роста способен перерасти в состояние глубокой эмоциональной депрессии, из которой выйти без помощи психологов просто не получится. Родным крайне важно своевременно заметить симптомы и помочь человеку справиться с ситуацией.
Общее понятие
Духовный кризис:
- связан с понятием внутреннего развития человека;
- является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, критическим и переходным этапом психологического состояния личности, который приводит к внутренним метаморфозам и духовному развитию;
- часто сопряжен со страхом, одиночеством, депрессией, унынием и отчаянием, появляющимися вследствие пережитого стресса.
Общепринятого и окончательного определения этого явления нет. Но оно давно изучается, и каждый исследователь внес свой вклад в понимание сути этого состояния и поиски способов борьбы с ним.
Основные симптомы личностного кризиса
То, что у человека начался кризис, можно заметить невооруженным глазом. Его признаками являются:
- Изменения эмоционального состояния
. Такие люди крайне апатичны ко всему происходящему и не выражают чувств. У них очень сложно вызвать улыбку или услышать искренний смех. - Отрешенность
. Кризис личностного роста у людей, столкнувшихся с ним, вызывает абсолютное равнодушие ко всему происходящему. Их не волнуют заботы и проблемы вокруг, они полностью погружены в себя. В некоторых случаях наблюдается раздражительность, нервность и даже агрессивность при попытках родных и близких вывести их из этого состояния. - Нарушения сна
. Личности с подобной проблемой очень плохо спят, регулярно встают ночью, а утром не могут проснуться. - Физиологические изменения
. При кризисе человек начинает отказываться от пищи или есть ее в очень малых количествах, что становится причиной быстрой утомляемости. Из-за недостатка сна меняется цвет и состояние кожи. Психическое расстройство может негативно повлиять на физическое самочувствие. Такие люди часто болеют из-за ослабленного иммунитета.
Начать работу по выходу из состояния придется с корректировки поведения, ведь проблема всегда сказывается на нем в первую очередь.
Этапы развития кризиса личности.
Независимо от типа, любой кризис личности имеет начало, пик и завершение. Естественно, эти фазы размыты и условны, но они позволяют понять или предугадать психоэмоциональное состояние человека, переживающего переломный момент.
Этап погружения.
- Происходит эмоциональный взрыв;
- Ухудшается общее физическое здоровье;
- Путается алгоритм действий, решения — хаотичны;
- Возможен «уход в себя»;
- Одолевает бездействие, апатия.
Этап тупика.
- Приходит осознание проблемы;
- Вопрос, что делать, остается нерешенным;
- Начинается поиск причин сложившейся ситуации;
- Будущее представляется серым;
- Происходит поиск новых решений.
Переломный этап.
- Появляется новый взгляд на проблему;
- Возникает тяга к переменам;
- Ситуация не кажется тупиковой;
- Постепенно «лед рушится».
Это классическая модель кризиса, пережив который, человек выходит на новый уровень. Но существуют и другие варианты развития ситуации – психические расстройства, суицид, наркотическая или алкогольная зависимости. Эти негативные последствия вызваны игнорированием сложного состояния. Чтобы этого не произошло, желательно каждому заранее знать, как выжить в кризис.
Пройти тест на психические расстройства
Особенности преодоления личностного кризиса
Угнетенное состояние обязательно отразится как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающими. Он может полностью погрузиться в себя, не ища помощи. Когда же он понял, что необходимо что-то менять, то пришло время действовать. Если разобраться, то преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку. Главное, не терять контроль и добиваться постепенно своей цели.
Оценка ситуации и составление плана для выхода из личностного кризиса
Чтобы понять глубину проблемы, необходимо трезво посмотреть на происходящее, отключить чувства. Если самостоятельно сделать это сложно, то можно попросить помощи у близкого человека.
Некоторые психологи рекомендуют написать список того, что вызывает недовольство. Описать, какая именно сфера жизни находится на критической точке. В некоторых случаях проблема абсолютно очевидна. Это может быть потеря работы, смерть близкого человека, болезнь или что-либо другое.
В любой ситуации нужно попытаться отделить эмоции от фактов и составить себе план действий. Выход из личностного кризиса в большей мере зависит от грамотно продуманного поэтапного списка работы. Чтобы вернуть себя прежнего, важно понять, что же делать дальше и куда стоит идти.
План будет эффективен только в том случае, если:
- Четко поставить цель
. Необходимо выбрать себе реальную и достижимую цель, которая хоть немного исправит всю плачевность ситуации: найти работу, выучить английский язык, поступить в институт, встретить вторую половинку, завести друзей, путешествовать. Сделать все, что поможет выйти из кризиса и доставит положительные эмоции. - Найти основной мотив
. Стоит отметить, что их может быть несколько, но важно определить главный. К примеру, новая работа — это путь к хорошему материальному положению. То есть ставить себе цель и объяснять, что она даст. - Определить параметры поиска
. Какую конкретно работу необходимо найти, что там делать, кем быть? Как должны воспринимать окружающие, коллеги, друзья? Как должен выглядеть рабочий день? Какой уровень дохода будет устраивать? Чем можно пожертвовать, чтобы добиться поставленной цели? На все эти вопросы придется ответить. Так можно грамотно определить потенциальную цель и не отступать от нее. - Написать список дел, которые необходимы на пути для достижения цели
. Чтобы найти новую работу, нужно зарегистрироваться на бирже труда и заниматься поиском вакансий самостоятельно. Также можно обзвонить друзей и знакомых, ведь очень часто работа появляется неожиданным образом. Чтобы достичь больших высот, рекомендуется пойти на курсы повышения квалификации, подтянуть иностранные языки и уделить время своему самообразованию. Если главная цель — это найти друзей, то важно посещать общественные места, больше общаться и проявлять интерес. - Не отступать от плана
. После его составления ни в коем случае нельзя давать слабину и отступать даже на один пункт. И, несмотря на то, что сразу результата не видно, это не значит, что зря приняты действия. Иногда для получения желанного «плода» нужно подождать. - Не опускать руки
. Даже если какой-то пункт плана не поддается с первого раза, то это не повод сомневаться в своих силах. Многие успешные люди в начале своего пути по несколько раз сталкивались с неудачами. Легкий путь не ведет к чему-то великому и светлому.
Помните, что из любой ситуации всегда есть два выхода: остаться в том же положении и все время жаловаться или же начать что-то предпринимать. Активно действовать может не каждый, но важно заставить себе не оставаться на мертвой точке. Не стоит стесняться пользоваться помощью других людей, тем более, если они сами проявляют желание в этом поучаствовать.
Изменение поведения для преодоления личностного кризиса
Своеобразная инфантильность в поведении может привести к образованию проблемы. Справиться с ней поможет смена манеры поведения, переосмысливание ценностей и взглядов на жизнь.
В этом случае план действий дополнится следующими советами:
- Возьмите ответственность на себя
. Каждый должен отвечать как за поражение, так и за победу. Невозможно пройти длинный путь без этих двух составляющих. При поражении нельзя падать духом, нужно просто сделать вывод и не повторять свои ошибки в будущем. Не стоит искать виновных при поражении — это очень плохой спутник успеха. - Перестаньте смотреть по сторонам
. Очень многие современные люди находятся под влиянием социальных сетей, где одноклассники, друзья и знакомые выкладывают свои фотографии с ярких путешествий, счастливых моментов или удачных покупок. Коллеги также хвастаются поездками, приобретениями в дом. Никогда не нужно сравнивать свою жизнь с другими. Также молодые люди часто смотрят на своих школьных друзей и видят, как прекрасно сложилась их семейная жизнь и карьера. Человек может начать паниковать из-за того, что чего-то не имеет. Если регулярно сравнивать свою жизнь с более состоятельными людьми, то это прямой путь к личностному кризису. - Избавьтесь от постоянных ожиданий
. В большинстве случаев жизнь идет не по плану, и это нужно признать как неоспоримый факт. Некоторые ожидания оправдываются, а другие проходят мимо. В любом случае нет повода огорчаться и, тем более, погружаться в депрессию. Следует научиться избавляться от постоянных ожиданий, а если что-то не получилось, то смириться с этим и попробовать достигнуть цели еще раз. - Прекратите надеяться на кого-то
. Также не стоит возлагать большие ожидания на других людей. Это особенно актуально в том случае, если человек хочет завести отношения и семью.
Важно! Не бывает идеальных людей, а большие ожидания поражают лишь большие разочарования. Запомните одну простую истину: всегда будут лучше и хуже вас, не стоит гоняться и соревноваться с кем-то, лучше бороться с самим собой и каждый день покорять собственные вершины.
Работа над собой для выхода из личностного кризиса
Для людей очень важно чувствовать себя красивыми и успешными. Это придает уверенности, смелости и любви к себе. Поэтому огромное значение в борьбе с личностным кризисом играет усовершенствование личности, например:
- Осуществление реальной мечты
. Практически у каждого человека есть маленькая мечта, на которую не хватало сил или времени. Возможно, всегда хотелось научиться вязать, заняться флористикой или вкусно печь, отправиться на рыбалку в неизведанные места или покорить гору. Не ограничивайте себя, вдохновляйте свою натуру и занимайтесь тем, что приносит душевное удовольствие. Люди, которые уделяют время такому занятию, никогда не будут погружены в личностный кризис. - Занятия спортом
. Это может быть не просто тренажерный зал, современная сфера позволяет найти занятие по душе. Для девушек прекрасным вариантом могут стать танцы, ведь они не только усовершенствуют фигуру, но и добавляют женственности. Если наблюдается личностный кризис у мужчин, то можно выбрать какие-то боевые виды искусства или бассейн. У некоторых людей нет времени посещать отдельные занятия, в таком случае идеальным вариантом станет утренняя пробежка. Плюс ко всему такое времяпровождение позитивно влияет на мозговую деятельность. Стоит отметить, что во время занятий спортом стимулируется выработка гормона, который отвечает за наше ощущение счастья. - Уход за собой
. Как показывает статистка, личностный кризис у женщин очень часто появляется из-за недовольства своим внешним видом. Но и мужчины также подвержены этому фактору, хоть и в меньшей степени. Если не нравится отражение в зеркале, то нужно попытаться сделать из себя того человека, которого хотите видеть каждое утро. Конечно, для этого придется приложить немало усилий, но результат стоит того. Изменить прическу, стиль одежды, манеру разговора, цвет волос — это под силу каждому. Все, что угодно, лишь бы внешний вид вдохновлял выйти из дома и начать делать важные поступки.
Бывает и так, что все меры оказываются практически бесполезными. Зачастую с этим сталкиваются люди, которые ставят нереальные требования к себе и своей мечте. Поэтому неизбежным становится срыв.
Определение термина в различных направлениях психологии
Известные психологи, попытавшиеся сформулировать определение духовного кризиса, или кризиса человеческой духовности, и изучавшие его, — Кристина и Станислав Гроф. Они одними из первых употребили это словосочетание, описывая специфичное состояние сознания, носящее сверхъестественный характер. В трансперсональной психологии нравственный кризис обозначают как трансперсональный духовный кризис. Это относительно новое направление психологии уже сыграло важную роль в изучении индивидуальных состояний человеческого сознания.
Владимир Козлов — сторонник деления целого на несколько частей — помимо духовного выделил другие виды личностного кризиса:
- социальный;
- материальный.
Он считал, что духовные переломы проявляются во влечении человека к глобальным переменам, его набожности, осознании высшего замысла существования. Козлов не был согласен с теорией Грофов и называл духовный кризис психодуховным.
Депрессивные настроения: сильный стресс, панические атаки и страх, незащищенность (и свобода), ощущение покинутости, разобщенности, чувство вины — в экзистенциальной психологии это не сопровождающие состояния с нравственными проблемами, а этапы жизни и ее самая суть. От того, насколько они управляемы индивидом, зависит вероятность возникновения духовного перелома.
Близко к определению кризиса, данному Грофами, определение из трансперсональной психологии, принадлежащее А. Дж. Дейкману. Он придумал свое название — мистический психоз, имея в виду все психотические настроения мистического характера.
Карл Юнг придерживался мнения, что перечисленные измененные состояния — необязательно следствие болезни (телесной или психической). Необычные эмоции, телесные ощущения, вызывающие дискомфорт, незаурядный ум и прочее ведут к изменению сознания, нравственному развитию.
Западная психиатрия, оказавшая огромное влияние на отечественную науку, не считает очевидные проявления кризиса патологией. Эти скрытые переживания под действием медицинских препаратов и процедур не позволяют развить особый потенциал, извлечь уроки и стать гармоничной личностью. Неоправданное потребление сильнодействующих препаратов подавляет реальное «Я» и несет мнимое ощущение стабильности и удовлетворенности.
Как избежать психического срыва во время личностного кризиса
Любой кризис доходит до своего апогея, и в этот момент крайне важно предотвратить психический срыв. В противном случае справиться с проблемой поможет только профессиональный психолог.
Следующие рекомендации помогут избежать этих негативных последствий:
- Больше танцуйте
. Психологи выяснили, что во время стресса человек сам себя помещает в так называемый панцирь, ему сложно раскрепоститься и выплеснуть негативные эмоции. Очень важно уметь эмоционально расслабиться. Чтобы не позволить негативу взять верх, нужно танцевать каждый день до тех пор, пока не появится расслабленность в мышцах. Тело должно двигаться легко, непринужденно, без лишней скованности. Для этого обязательно необходимо подобрать свою любимую динамическую музыку. Психологи считают, что если танцевать не менее пяти минут в день, то тело станет более гибким, а значит, у него начнет вырабатываться устойчивость к стрессу. - Научитесь быстро «выдыхать» и расслабляться
. Кризис — это именно то состояние, которое заставляет быть в постоянном напряжении. Поэтому важно научиться расслабляться и оставлять негатив позади. К тому же к решению любой проблемы лучше приступать после того, как полностью избавился от прошлого опыта. Напряжение — это болезнь, стресс, кризис и страх. Расслабление — это успех, радость, творчество и легкость. Сегодня можно найти огромное количество методов релаксации, которые помогут добиться поставленной цели. Если стресс застал врасплох, то есть один простой и действенный способ: максимально напрячь все мышцы тела и задержать дыхание на пять-десять секунд, а затем резко выдохнуть. Постарайтесь подышать глубоко хотя бы пару минут. - Сосредоточьтесь на позитивных мыслях
. Даже в кризисе есть позитивная сторона, и стоит думать только про нее. К примеру, в большинстве случаев заставляет начать действовать какой-то негативный момент. Он подталкивает на саморазвитие и усовершенствование своего внешнего вида. Поэтому кризис может заставить стать лучше. Необходимо настроить себя исключительно на положительные мысли. Даже если все это не помогает думать в позитивном ключе, стоит сочинить какую-либо историю с хорошим финалом и поверить в нее. Например, в то, что реально добились своей конечной цели и полностью счастливы. Многие психологи утверждают, что вера в себя — это половина пройденного пути. - Хвалить себя обязательно
! Если концентрировать внимание исключительно на негативных моментах, то можно полностью потерять контроль над ситуацией. Плюс ко всему, это помещает достигнуть будущей поставленной цели. Каждый раз, когда маленькая цель будет успешно завершена, хвалите себя. Сосредоточьтесь и действуйте.
Как преодолеть личностный кризис — смотрите на видео: Во время стресса важно сфокусироваться на конечном результате. Это позволит избежать всех неудач и добиться своего. Не обращайте внимания на внешние обстоятельства, а просто действуйте. Во время кризиса необходимо быстро расставить себе цели и добиваться их. Каждая покоренная вершина постепенно будет выводить из депрессивного состояния. Если вы начнете долго продумывать все плюсы и минусы конкретной ситуации, к примеру, смены работы, то принять решение будет крайне сложно. Поэтому действуйте быстро и думайте только о хорошем.
Что такое кризис?
Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.
Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…
Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:
- “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
- “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
- “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
- “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
- “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
- “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
- “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
- “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
- “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
- “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
- “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
- “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.
Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.
Как справляться с этим состоянием?
Если помочь человеку почувствовать поддержку Высшего Я и возможность опоры на него, благодаря этому расширить представление о самом себе, то порочный круг разрывается. Стресс постепенно снижается, и возникает возможность воспринять неведомое не со страхом, а как источник возможностей. Тогда кризис позитивно разрешается переходом в состояние сотворчества.
Это можно осуществить с помощью определенных методов, которые в целом можно охарактеризовать как медитации на пространство.
В доминировавшей тысячелетия парадигме эго человек отождествлял себя с телом, которое при этом ощущалось не живым существом, а механизмом (отсюда механистический подход медицины к его лечению), в то время как сознательный ум сосредоточивался в основном в голове. Пространство же воспринималось как объективная данность, среда обитания.
Однако в действительности сознательному уму доступны лишь 5% ресурсов человека, и он им не ограничен. Большая часть разума относится к сфере подсознания и осознается не напрямую, а через эмоции и ощущения тела (то есть мы его не осознаем, а чувствуем, ощущаем).
Но есть еще более масштабный разум, сверхсознательный, и он проявляется как раз через пространство. Поэтому его часто называют Космическим или Высшим.
Сознательный ум эго замкнут внутри себя, поэтому проживает жизненные ситуации, воспринимая их как «то, что случилось», и не имеет возможности осознать их обучающий смысл (который иногда умом даже отрицается). Компенсирует это ум тем, что создает смыслы искусственно, опираясь на сознательные цели (получить должность, звание, добиться богатства и статуса и т.п.). Когда же иллюзии рассеиваются и обнаруживается, что смыслы эти были иллюзорными, как в упоминавшейся выше «депрессии достижения», вот тогда и наступает опустошение. Эго-ум остается без цели и смысла существования.
Выход в осознание тела — мы поучимся это делать в процессе выполнения упражнения, приведенного в конце статьи, — открывает доступ к подсознанию, что дает возможность проработки эмоций и ощущений. Но в еще большей степени доступ к истинным смыслам открывается через расширение осознанности в пространство.
С позиций нейрофизиологии, осознание пространства позволяет мозгу переключиться с бета-волн, характерных для сознательной деятельности, и даже высокочастотных бета-волн, характерных для состояния стресса, на альфа-волны, соответствующие состоянию расслабления, и даже тета-волны, соответствующие глубокому погружению во внутренний мир. Поэтому тысячелетиями медитация и молитва служили главными средствами постижения высших смыслов и воссоединения с Высшим Я, с душой.
Понятно, что в одной статье невозможно охватить столь обширную тему. Я лишь проиллюстрирую, как это работает, на примере сеанса с одной талантливой женщиной.
Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисомКоллектив авторов
Чувство единства со всей Вселенной. Образы и видения отдаленных мест и времен. Ощущения вибрирующих потоков энергии в теле, сопровождающиеся спазмами и сильной дрожью. Видения богов, полубогов и демонов. Ослепительные вспышки яркого света всех цветов радуги. Страх надвигающегося безумия и даже смерти…
Любого, кто переживает подобные экстремальные психические и умственные феномены, большинство современных цивилизованных людей немедленно объявит психотиком. Вместе с тем все большее число людей, судя по всему, проходят через необычные переживания, подобные описанным выше, и вместо необратимого погружения в безумие нередко возвращаются из этих экстраординарных состояний ума с возросшим чувством благополучия и более высоким уровнем функционирования в повседневной жизни. Во многих случаях в ходе этого процесса излечиваются застарелые эмоциональные, умственные и физические проблемы и болезни.
Мы находим много параллелей подобным ситуациям в жизнеописаниях святых, йогов, мистиков и шаманов. Фактически духовная литература и духовные традиции во всем мире придают огромное значение трансформирующей силе подобных переживаний для тех, кто через них прошел. Почему же тогда людей, которые испытывают такие переживания, в сегодняшнем мире почти неизменно рассматривают как душевнобольных?!
Хотя и существует множество индивидуальных исключений, основные направления современной психиатрии и психологии в целом не делают никакого различия между мистицизмом и душевной болезнью. Эти направления официально не признают, что великие духовные традиции, на протяжении тысячелетий связанные с систематическими исследованиями человеческого сознания, могут что-либо предложить современному человеку. Поэтому концепции и практические методы, разработанные в буддизме, индуизме, христианстве, суфизме и других мистических традициях, игнорируются или полностью отбрасываются.
В этом очерке мы будем развивать идею о том, что многие эпизоды неординарных состояний ума, даже драматические и достигающие психотических масштабов, не обязательно являются симптомами болезни в медицинском смысле этого слова. Мы рассматриваем их как критические ситуации в эволюции сознания, как «духовные кризисы», сравнимые с состояниями, описанными в мистических традициях всего мира.
Прежде чем детально обсуждать понятие духовного кризиса, давайте более внимательно взглянем на взаимоотношения между психозом, душевной болезнью и мистицизмом, а также на тот исторический процесс, в результате которого духовные и мистические переживания стали рассматриваться современной наукой и психиатрией как симптомы душевной болезни.
Мировоззрение, созданное традиционной западной наукой и доминирующее сегодня в нашей культуре, строго говоря, вообще несовместимо ни с каким понятием о духовности. В мире, где реально только осязаемое, материальное и доступное измерению, все формы религиозной и мистической активности рассматриваются как отражение предрассудков, неведения, иррациональности или же эмоциональной незрелости. Поэтому непосредственные переживания духовных реальностей интерпретируются как «психотические», как проявления умственного расстройства.
Наш собственный опыт и наблюдения в ходе многолетнего участия в различных формах глубинной экспириенциальной психотерапии привели нас к убеждению о необходимости по-новому взглянуть на эту ситуацию в современной психиатрии и в нашем мировоззрении и переоценить ее в свете исторических свидетельств и современных данных. Радикальный пересмотр позиции по отношению к мистицизму и психозу уже давно назрел. Ясное различение этих феноменов имеет далеко идущие последствия для людей, имеющих опыт неординарных состояний сознания, в особенности с духовной акцентуацией. Важно распознавать духовный кризис и лечить его соответствующим образом, с учетом его огромного позитивного потенциала для исцеления и личностного роста, того потенциала, который обычно подавляется рутинным медикаментозным лечением.
Группа умственных расстройств, известных как психозы, представляет собой величайший вызов и загадку для западной психиатрии и психологии. Эти состояния характеризуются глубоким нарушением способностей «нормально» воспринимать мир, мыслить и эмоционально реагировать культурно и социально приемлемым образом, вести себя и общаться, как принято.
Для некоторых расстройств из категории психозов
современная наука нашла внутренние причины в анатомических, физиологических или биохимических изменениях в мозге либо других частях организма. Это подгруппа так называемых
органических психозов
, безусловно принадлежащих к области медицины. Однако для многих других психотических состояний, несмотря на упорные попытки нескольких поколений исследователей из различных областей знания, не было найдено никакого медицинского объяснения. Вопреки практическому отсутствию результатов поиска специфических медицинских причин, эти так называемые
функциональные психозы
обычно относят к категории умственных болезней, причина которых неизвестна. Именно эта подгруппа психозов нас сейчас интересует.
Ввиду отсутствия ясного консенсуса в понимании причин функциональных психозов было бы уместнее и честнее признать наше полное неведение в отношении их природы и происхождения и использовать термин «болезнь» только для тех состояний, для которых можно найти конкретную физическую причину. Таким образом, мы можем открыть путь для новых подходов, по крайней мере, к некоторым функциональным психозам, получая новую перспективу, которая и теоретически, и практически отличается от медицинского подхода к ним как к болезни. Фактически, подобные альтернативные подходы уже разработаны, в частности, в контексте так называемой глубинной психологии. Это разнообразные психологические теории и психотерапевтические стратегии, вдохновленные пионерскими работами Зигмунда Фрейда.
Хотя подходы глубинной психологии обсуждаются и изучаются в академических кругах, в понимании и лечении функциональных психозов в современной психиатрии доминирует, по ряду причин, медицинский стиль мышления. Исторически психиатрия смогла по-настоящему утвердить себя только как медицинская дисциплина. Она обнаружила органическую основу некоторых психотических состояний и в некоторых случаях даже смогла найти эффективные способы их лечения. К тому же она была способна успешно контролировать симптомы психотических состояний неизвестной природы с помощью транквилизаторов, антидепрессантов, успокаивающих средств и снотворных. Поэтому могло казаться правильным и логичным продолжать эту линию и ожидать успехов в таком же подходе к тем расстройствам, происхождение которых не установлено и эффективные способы лечения которых пока не найдены.
Имеются и дополнительные факты, убедительно свидетельствующие в пользу медицинской или психиатрической перспективы. Психиатрия прослеживает причины психотических состояний и поведенческих проявлений к физическим и физиологическим факторам, в то время как глубинная психология стремится найти причину умственных проблем в событиях и обстоятельствах жизни пациента, обычно связанных с его детством. Таким образом, традиционная психология ограничивает источники содержания ума обозримыми аспектами личной истории клиента. Мы называем это «биографической моделью» психоза. Поэтому психотические формы поведения и состояния ума, для которых невозможно найти причину в личной истории, казалось бы, свидетельствуют в пользу медицинской модели.
Действительно, существуют значимые аспекты многих психозов, которые нельзя объяснить с помощью психологического метода нахождения причины умственного расстройства в жизненной истории пациента. Некоторые из них связаны с определенными экстремальными эмоциями и физическими ощущениями, которые нелегко понять с точки зрения истории детства или последующих событий. Сюда, например, относятся видения и переживания космического поглощения, дьявольских пыток, распада личности или даже разрушения всего мироздания. Сходным образом чувства безмерной вины, ощущение вечного проклятия или же неконтролируемые и беспричинные импульсы агрессии во многих случаях не могут быть объяснены обстоятельствами жизни пациента. Можно было бы легко допустить, что эти чуждые элементы присутствуют в психике по причине патологических процессов, прямо или косвенно затрагивающих мозг.
Есть и другие типы переживаний, которые представляют проблему для «биографической модели» не только из-за их интенсивности, но и в силу самой их природы. Переживания богов и демонов, мифических ландшафтов и героев, внеземных пейзажей или инфернальных областей не могут быть рационально осмыслены в мире, каким его видит западная наука. Поэтому кажется вполне уместным предположить, как это делает медицинская психиатрия, что все это — следствия каких-то неизвестных патологических процессов на уровне тела. Мистическая природа многих переживаний в неординарных состояниях сознания автоматически переводит их в категорию патологии, поскольку духовность не является законным измерением бытия в исключительно материальной вселенной традиционной науки.
Однако последние достижения психологии позволяют предположить, что источники этих необычных переживаний лежат за пределами как медицинской патологии, так и личной жизненной истории. Исторически первым прорывом в этой области были работы швейцарского психиатра К. Г. Юнга. Юнг существенно расширил биографическую модель, введя понятие коллективного бессознательного. Путем тщательного анализа своих собственных сновидений и сновидений своих клиентов, а также галлюцинаций, фантазий и иллюзий психотиков Юнг обнаружил, что человеческая психика обладает доступом к поистине универсальным образам и мотивам. Их можно найти в мифологии, фольклоре, искусстве и культуре не только по всему миру, но и на протяжении всей истории человечества.
Эти архетипы, как назвал их Юнг, с поразительной закономерностью выявляются даже у тех индивидов, чье образование и жизненная история исключают прямое знакомство с их разнообразными культурными и историческими проявлениями. Это наблюдение привело Юнга к выводу, что в дополнение к индивидуальному бессознательному существует расовое или коллективное бессознательное, общее для всего человечества. Он считал сравнительное изучение религий и мифологию ценнейшими источниками информации об этих коллективных аспектах бессознательного. В модели Юнга многие переживания, лишенные смысла в контексте биографических событий, такие, как видения божеств и демонов, могут рассматриваться как всплытие содержания коллективного бессознательного.
Хотя теории Юнга известны уже многие десятилетия, вначале они не имели существенного влияния за пределами узкого круга преданных последователей. Эти идеи слишком опередили свое время и должны были ожидать дополнительного импульса, чтобы обрести силу. Эта ситуация начала меняться с начала 60-х годов, когда возродился интерес к дальним горизонтам человеческого сознания. Новая эра внутренних изысканий началась с клинического исследования воздействия психоделических веществ, проводимых профессионалами, и личных экспериментов той части общества, которая в течение некоторого времени была известна под названием контркультуры. Эти искания породили лавину экспириенциальных психотерапевтических техник и всевозможных духовных практик — от гештальт-терапии до трансцендентальной медитации — среди терапевтов и непрофессионалов в 70-х и 80-х годах.
По мере того как многие люди начали переживать все виды образов и символов, которые Юнг относил к области коллективного бессознательного, равно как и классические эпизоды мистической природы, эта волна стала серьезным свидетельством в поддержку идей Юнга и мощным подтверждением значимости мировых мистических традиций, как восточных, так и западных. В то время многим из тех, кто был вовлечен в эти исследования, стало ясно, что мы нуждаемся в новой модели, включающей в себя не только биографическое измерение Фрейда, но и коллективное бессознательное Юнга, и духовное измерение.
Если думать о разуме в этой бесконечно расширенной перспективе, то содержание переживаний, возникающих в различных неординарных состояниях сознания, уже не кажется случайным или произвольным продуктом нарушений деятельности мозга. Скорее, его следует считать проявлением глубоких слоев человеческой психики, которые обычно недоступны сознанию. И выход на поверхность этого бессознательного материала может быть действительно целительным и трансформирующим, если он происходит в подходящей ситуации. Различные духовные дисциплины и мистические традиции, от шаманизма до дзен, представляют богатый спектр ценных знаний, относящихся к этим более глубоким областям ума. На протяжении столетий было известно, что в ходе духовной практики могут возникать драматические и трудные эпизоды и что путь к просветлению может быть суровым и бурным.
Таким образом, достижения глубинной психологии и древнее духовное наследие дают основу для нового понимания некоторых психотических состояний, для которых нельзя найти никаких биологических причин. Вызов, который бросают современной психиатрии обе эти сферы знаний, показывает нам корни идеи духовного кризиса — концепции, которую мы теперь обсудим более подробно.