К вопросу о проблеме межличностных отношений современной молодежи

Проблемы межличностного общения в молодежной среде – это серьезный пласт в развитии психологии отношений. Данная тема представляет собой общественный интерес, поскольку затрагивает модели человеческого взаимодействия. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, но порой не знает, что сделать для воспитания самодостаточности, не умеет понять его до конца.

Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами. Стоит обратить внимание на настроение участников. Как правило, взаимодействие нескольких подростков между собой носит сугубо эмоциональный характер. Юношеский возраст предполагает глубоко интимные беседы о том, что в данный момент является значительным, представляет личный интерес для всех собеседников. Подростки редко отличаются особенной тактичностью, поэтому в процессе их взаимодействия друг с другом то и дело вспыхивают споры, и даже случаются ссоры.

Общение по интересам

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер. Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде. Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций. Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет. Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

К вопросу о проблеме межличностных отношений современной молодежи

Страница 2 из 2

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности молодого человека, является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает уже в 4-5 лет, с возрастом увеличивается и достигает апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие годы. Смешанная, разнополая дружба существенно отличается от однополой и нередко бывает проявлением зарождающейся любви [1].

По мнению М. Шовена и др., «общество сверстников» – это специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей, подростков и молодежи, которая существовала и существует не только во всех человеческих обществах, но и у многих животных. Ведущая деятельность психического состояния молодых людей — общение со сверстниками, в которых отражаются жизненно важные для них проблемы: защита собственного достоинства; стремление к дружбе – желание быть признанным и принятым; взаимоотношения с другим полом [2,3].

Цель нашего исследования: выявить проблемы современной молодежи в отношениях со сверстниками.

Методы исследования: анкетирование 56 студентов 3 курса Амурской государственной медицинской академии (32 девочки и 24 мальчика).

На вопрос «Мне трудно заводить новые отношения» 18% девочек и 25% мальчиков ответили утвердительно, т.е. 82% девочек и 75% мальчиков не испытывают проблем при знакомстве со сверстниками, причем более контактными и активными являются девочки. При легкости первого общения, формирование дружеских отношений, когда речь идет о тесном дружеском круге (не более 10 человек) с эмоциональной вовлеченностью, поддержкой и взаимовыручкой оказывается сложной и иногда невыполнимой задачей – 58% девочек и 48% мальчиков отметили, что у них мало друзей. Девочки имеют меньше друзей, чем мальчики, хотя легче знакомятся. Важно отметить, что 12% студентов считают, что у них нет друзей.

Почти все мальчики и 2/3 девочек отметили, что проблема отсутствия друзей их не волнует, но на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы было больше друзей» около половины анкетируемых ответили положительно. Дружба — важная составляющая жизни, когда есть необходимость не просто в поверхностном знакомстве, а в близком взаимодействии, в близком общении, потребность в верном друге.

Одна из острейших проблем современной молодежи – одиночество. Молодые люди испытывают одиночество из-за трудности установить длительные отношения со сверстниками в силу низкой самооценки, тревоги или подавленности. Среди опрошенных 10% мальчиков и 27% девочек сказали: «Я чувствую себя одиноко».

Имеют достаточную самооценку и не считают себя хуже своих сверстников 58% мальчиков и 78% девочек. Самостоятельные студенты справляются со своим одиночеством, ставя перед собой определенные цели; зависимые – преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку. Если не складывается общение в группе, нет дружбы с тем, с кем хочется, или в результате конфликта возникает отчуждение, молодые люди ищут новую сферу общения и при этом могут пойти на случайные контакты, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Скрытность и фальшивость сверстников отмечают 59% молодежи, 75% — считают, что дружба редко бывает по-настоящему взаимной. По-прежнему важным основанием для дружбы является принцип взаимопомощи, открытости и доверия. Друг – тот, кто может оказать и моральную поддержку, и конкретную физическую помощь, друг готов поддержать и даже защищать друга по необходимости.

В психосоциальном развитии человек проходит три фазы: аутосоциальную (изучает и знакомится с самим собой), гомосоциальную (изучает и знакомится со сверстниками своего пола) и гетеросоциальную (изучает и знакомится со сверстниками противоположного пола). Одна из важнейших задач – благополучно пройти гетеросоциальную ступень и найти друзей обоих полов!

Вторая часть анкеты посвящена вопросам отношений с противоположным полом. Большинство студентов (59%) ответили, что не испытывают затруднений при знакомстве с противоположным полом. Всего 8% – беспокоит, что к ним не проявляют интерес сверстники другого пола, 19% – все равно, как к ним относятся, но основная часть (73%) не переживает из-за отсутствия интереса к ним лиц противоположного пола.

Большинство девочек (91%) верят, что встретят настоящую любовь, мальчики (66%) относятся к этому вопросу более скептически. Кроме того юноши в 95% случаях не испытывают беспокойство, когда думают о своей привлекательности для девушек, а девочек в 43% случаях очень волнует вопрос привлекательности для сверстников противоположного пола.

Выводы:1. Девушки 18-19 лет более активны, легче вступают в контакт и знакомятся со сверстниками.

2. Создание настоящих дружеских отношений на практике оказывается сложной задачей. Девушки имеют меньше друзей, чем юноши, но легче знакомятся, это связано, с их большей эмоциональностью и большими требованиями, предъявляемыми к друзьям.

3. Потребность в дружбе является центральной и важной среди молодежных ценностей. При внешнем спокойствии при отсутствии друзей, большинство молодежи мечтают иметь настоящих друзей.

4. Одиночество – острейшая проблема современной молодежи. Почти 1/3 девушек 18-19 лет чувствуют себя одинокими, хотя имеют более высокую самооценку, чем юноши этого возраста.

5. Большинство современной молодежи считают, что дружба редко бывает по-настоящему взаимной, отмечая скрытность и фальшивость сверстников. Основным принципом дружбы является взаимопомощь, открытость и доверие.

6. Большинство юношей и девушек не испытывают затруднений при знакомстве с противоположным полом и не беспокоятся из-за отсутствия интереса к ним представителей противоположного пола. Почти все девушки верят, что встретят настоящую любовь.

7. Большинство юношей не испытывают беспокойство, когда думают о своей привлекательности для девушек, но половину опрошенных девушек очень волнует вопрос привлекательности для сверстников противоположного пола.

Рекомендации, для улучшения социальной адаптации и установления межличностных отношений современной молодежи: необходимо устанавливать со сверстниками теплые, искренние, содержательные и приносящие удовлетворение отношения. Дополнять дружбу детских и юношеских лет новыми знакомствами с людьми, имеющими иное воспитание, опыт и взгляды. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение. Переходить от дружбы со сверстниками своего пола к гетеросоциальным контактам. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.

Литература

  1. Белявцева А.Е., Крутых Е.В. Дружба в жизни современной молодежи // Успехи современного естествознания. 2013. №10. С. 152-153.
  2. Бережнова О.В. Социально-психологические проблемы молодежи в процессе адаптации к обучению в ВУЗе. // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (45). C. 74-76.
  3. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий (на примере республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем. 2012. №1.

Теги: современной молодежи отношений межличностных проблеме

«ПерваяПредыдущая2СледующаяПоследняя»

Стойкое неприятие оттенков

Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету. Главное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения. Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы. Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.

Способность иметь свое мнение

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко. Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями. Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости. Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Психология общения и взаимодействия
Проблемы межличностного общения в молодежной среде – это серьезный пласт в развитии психологии отношений. Данная тема представляет собой общественный интерес, поскольку затрагивает модели человеческого взаимодействия. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, но порой не знает, что сделать для воспитания самодостаточности, не умеет понять его до конца.

Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами. Стоит обратить внимание на настроение участников. Как правило, взаимодействие нескольких подростков между собой носит сугубо эмоциональный характер. Юношеский возраст предполагает глубоко интимные беседы о том, что в данный момент является значительным, представляет личный интерес для всех собеседников. Подростки редко отличаются особенной тактичностью, поэтому в процессе их взаимодействия друг с другом то и дело вспыхивают споры, и даже случаются ссоры.

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер. Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде. Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций. Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет. Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету. Главное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения. Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы. Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко. Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями. Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости. Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.

Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ. Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени. Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.

Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.

Таким образом, проблемы межличностного общения в молодежной среде обусловлены необходимостью участников отстаивать свою позицию. В этот момент сталкиваются несколько ярких индивидуальностей, каждая из которых хочет доказать миру собственную непревзойденную правоту.

Молодежный жаргон

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ

Для анализа проблем данного организационного фактора выделим возрастную группу молодых людей от 18-25 лет, что в большей степени отражает социальный слой — студенчества. Характер и процесс регулирования чаще используется как обеспечение жизни людей устойчивыми, продуктивными ценностями (здоровье, духовно-телесное благополучие, результаты в избранных действиях, самоорганизация). Однако отмеченные явления социально-культурной жизни молодежи (студентов) вызывает немалую тревогу, ибо отсутствие системно-организационного гибкого регулирования приводит к печальным последствиям. Наибольшая часть из всех аморально-девиантных поступков приходится на круг молодежи. Именно среди групп остается стабильными суицид; алкоголь; заниженный интерес к познанию; инертность в самореализации. Следует отметить, данное состояние с обостренными ситуациями обретает характер «сезонности», густые облака различных грустных процессов начинают появляться после лучистой праздничной поры, обусловленной завершением обучения в общеобразовательной школе школе, поступлением в вузы, началом какой -либо трудовой деятельности. Думается, в переживаемой эйфории не остается места для подпитки и сохранения радости на более отдаленный период. Молодые люди не могут понять, что всему в жизни приходит конец, а за ним- начало очередных повседневных трудностей, которые потребуют обновленной реакции, обновленных приемов мышления и принятия соответствующих решений. Диалектика отмеченного процесса остается постоянно- проблемного характера, что также традиционно создает потерянное (растерянное) поколение. Из многолетних наблюдений известно, что кризис душевного состояния молодых людей наступает после первого курса обучения в вузе. 18-19 лет-это рост активности первокурсников, он всегда зашкаливает и постепенно угасает. При наличии такого «возрастного» штиля начинают проявляться «изъяны» молодежного существования. Думается, что состояние конфликтности, пассивности, изоляционности, уход в махровый эгоизм обусловлен тем, что теряется регулирование и саморегулирование среди молодежи. Обновляющий период жизни девушек и юношей остается без внимания, как со стороны взрослого населения (родителей), так и наставников, занятых только передачей профессионально-теоретических, научных занятиями. Используемый аванс доверия повзрослевшим юношам себя оправдывает только частично, а поэтому следует в определенной степени прибегать к регулированию социально-культурных отношений современных молодых людей. Цель регулирования (обретения ценностей) предусматривает формирование целостного индивида, самодостаточность личности. Данное стратегическое, социально- культурное, духовно-нравственное направление включает практику для логичного, аналитического, перспективно-моделирующего действия [4]. Остановимся на содержании каждого из отмеченных аспектов, постоянно требующих как участия, так и соучастия со стороны зрелого возраста людей, соприкасающихся с нашим будущим. Реальная необходимость такого подвижнического устремления продиктовано, чтобы из молодого человека сформировать целостную творческую личность как самодостаточного индивида со строгой системой противостояния от тлетворного влияния деформированных структур. Отметить характер регулирования межличностных отношений, которые в большей степени раскрываются через самопознание, саморегулирование и самореализации. Суммарность и переплетение данных проявлений в поведении молодых людей неизбежно выводит их на дорогу независимости во всей жизнедеятельности. Отметим и такие своеобразные проявления как самопознание. Полезность процесса в том, что любая информация, обретаемая молодым человеком, проходит через мыслительные процессы, которые отражают осознанием смысла жизни [3]. В данном переходе к осознанию собственной полезности, неизбежно преодолевается ряд противоречий, в которых реальная действительность предстает как объективный, так и субъективный характер. Объективный характер противоречий в жизни каждого из нас — это выбор и отбор действий. Ценность выбираемых действий следует связывать с будущим состоянием и опережающими моделями жизни: — быть востребованным или заброшенным как балласт; — достигать баланса между умом и сердцем или же быть в хаосе эмоций и оказаться жертвой экстремальных ситуаций; — оказаться бедным и больным; — стать профессионалом или же быть изгоем в окружающей среде. Отмеченные противоречия в большей степени субъективного характера, но поражены они нормами жизни данного общества. Например, завышенные требования к исполнению рабочих функций, где ощущается отступление от социальной справедливости, а так же преобладанием строгой субординации (хозяин, бригадир, преподаватель — всегда прав). К объективным отнесем и то, что молодые люди, лишенные минимальных знаний культурно-правового, организационного, профессионального характера быстро превращаются в трудных, без права влиться в традиционные нормы окружающих сообществ. В этой связи необходимо самопознание как сфера самозащиты. К содержанию данного организационного явления следует добавить навыки и умение, разделенные по возрастающему признаку. К начальной ступени самозащиты относятся:  наблюдательность (создавать мудрость);  оперативность (экономия сил);  совершенствование памяти (устранение забывчивости как признака безответственности);  умение слушать (устраняя психоз из-за распыленности внимания);  формирование ритма жизни (соблюдение ритма сна, сбалансированное питание, физическая нагрузка) — путь к устойчивому самочувствию Первая ступень повзрослевшего человека в лучшем случае проявляется при наличии сопровождения (не надзирательства, не давления), а участия в организации самопознания, где раскрывается противоречие между «должен» и «способен». Данная взаимосвязь исключает утопию, показывает реальность результата. В понятии «должен» могут быть несостоятельные предположения. Достижения соответствий между реальными способностями и проявлением результативности раскрываются проблемы с необходимостью их восполнения в единстве с информацией и дохода, что остается огромной проблемой в молодежной среде. Следует помнить, что доход в молодости становится главным критерием стратификации (статусное положение с реализацией оценки, идущих от других и от самого себя). Наличие богатства(независимое положение индивида) складывается из доходов, что расширяет свободу в самореализации, не работать ради зарплаты, а реализовать рождаемые устремления(повышенные потребности) в окружающем мире для обновления ценностей в социуме. Бедность начинается с информированного и культурного уровня, бездуховности, вакуума. В регулировании самопознания важное значение обретает диалогичность, в которой реакция на вопросы, ограничивается ответом: «Я не знаю», то это влечет самоуничтожение индивида, собеседника и лишает шансов на взаимодействие. Такой ситуации следует противопоставить альтернативу с ответом «Я так думаю», «Я так считаю». С данной реакцией диалог возобновится. Он сохранит свое продолжение, их межличностные отношения, привлечет внимание других людей. В диалогичности необходимо использовать систему стимулов, которой просто порой нет, или она предельно ограничена. Стимулы для диалогичности необходимы, т.к. личностное мышление (я так думаю) отражает противоречия, ошибочные суждения. В связи с этим, стимулы для диалогичности от одобрения словесного до вручения серебряного (бронзового) знака, информационного издания, права на посещение зрелищного мероприятия. Отсутствие стимулов в любом трудовом процессе порождает апатия. Нигилизм — все, что формирует ограничение мыслительного процесса. Стимулы необходимы, если мы на современном этапе говорим о инновациях, ибо данное явление может жить и действовать при наличии обновленных энергетических потоков от различного уровня индивидуальной активности, от формирования корпоративной культуры творческих людей. Известно, что бедность возникает там и тогда, когда угаснет обмен, исчезает одухотворенность индивидов [5]. Современный поворот к активности индивидуального создания возник из-за преодоления тотальных кризисов создающих массовой созерцательностью. На следующую ступень самозащиты следует поставить в самопозиции отбор навыков и умений по отбору информации. Возмужание каждого из нас сопровождается ростом объема информации в духовной сфере. Во второй ступени формируется система поощрительных мер, с обеспечением повышенных оценок для социально-образовательного действия. Аттестация — положительные оценки на каждый трудовой день. Оценка проделанной работы на отделенное будущие только распыляет людей, устраняя в них социально-духовное поощрение, сохраняя сенсорный голод. Известно, что душа обязана трудиться, но без поощрения, она стремится лишь только устранится и продолжать лениться. Таким образом, в регулировании, где важное место занимает самопознание, а за ним следует фактор стимулирования, внимание к результативности с формированием принципа «результат значимость личность» [7]. Другим звеном в регулировании остается саморегулирование — способ поиска культурных, духовных ценностей для самовозвышения, устремленность личности к тому, что мне нужно здесь и сейчас. В данном аспекте ярче всего проявляется закон потребностей, с осуществлением энергетической подпитки за счет приумножения жизненной активности текущего дня. Неудовлетворение от ожидаемых результатов влечет апатию, разочарование. Сопоставим параллели в том, что «голодное брюхо к науке глухо», «доверяй но проверяй», а своевременности — путь к саморегуляции в достижении успеха через своевременное действие. Создаваемый порядок как ожидаемый своевременный результат предполагает: 1. Беречь время. 2. Развитие ценности свободного времени. 3. Стремление к информации как явлению бесценного характера: владеешь информацией — владеешь миром. 4. Формирование личностных потребностей для осознания собственного статуса в защите самого себя, т.е. раскрытие потенциала востребованности среди окружающих людей, что и рождает неугасимую мобильность. 5. Формирование способности стиля жизни, т.е. раскрытие природных способностей, заложенных преемственностью между поколениями родственников. Саморегулирование — это то, что обеспечивает верность позициям, за которые следует идти на плаху (Пришвин). Практическая направленность отмеченных аспектов позволяет не умереть преждевременно, не остаться без средств существования. В этом последовательном процессе раскрывается личностная стойкость, выраженная в резонности отбора «что мне надо, а чего мне не надо». В самореализации молодых людей проявляется: коммуникативность для полезного общения, снижение тревожности, изменение угрожающей ситуации (не знаешь броду — не лезь в воду); уметь защищать беззащитного, облегчить страдание людей своим участием, сочувствием. Саморегуляция — путь к багажу интересов, равновесомости между энергетических потоков, устраняя заразительность пагубного настроения. Практика отмеченных явлений раскрывается в обеспечении оптимистичных настроений, чтобы формировать радость завтрашнего дня. В саморегулировании формируется принцип Козьмы Пруткова:- «хочешь быть счастливым — будь им». В саморегулировании познания себя, окружающего мира обретают мобилизационно-самостные принципы, — смотришь на себя со стороны и устраняешь в себе эмоции. Галерея великих людей, о которых молодые люди мало знают, позволяют понять, насколько мы мало себя знаем. Исправлением такого дефицита становится другой компонент в специфике регулирования — это самореализация, найти свое место среди людей, остановить в бесконечном поиске «жар птицы», уметь смирить свою гордыню и считаться с тем, что есть. Самореализация — терпение и труд, пусть тебя найдут, заметят и будут восхищаться. Система самореализации — то, что ты из себя представляешь, результативность успеха через смену средств ,к торжеству удачи по принципу — все добрые дела вершатся в тиши. В суровой действительности самореализация — не сидеть в ожидании чуда. По замечанию Гастева А.- работать не отступая ни перед чем -нет лопаты, бери плаку, нет металла -бери глину, — главное не стоять в ожидании каких -либо чудес [1]. Самореализация — это устремленность к преодолению собственной биологизации в обеспечение целостности как возвышающиеся значимости через предусмотрительность, преобразование намеченных обстоятельств в нечто пригодных для жизни, созданию ориентации в мире и истолкования мира как акты самоопределения по отношению к собственным побуждениям, включая взаимный контроль и взаимное торможение. Ощущения собственной недостаточности и ведет человека в мир согласия, культуры, активной жизнедеятельности [6]. Практика самореализации — это уметь дышать чистым воздухом, убирать с пути то, что меняет быстро уйти от невзгод и дискомфорта. В повседневности регулирование межличностных отношений молодежи — это учить ее изменяться, что, по-моему мнению, не стареть, страдая от психоза и неоправданной агрессии. Опираясь на опыт и теоретические выводы о специфике регулирования, которые были отмечены в выборе как самоактуализации молодежных групп, необходимо добавить выбор, осознание любви, как к жизни, так и к самому себе. Важнейшими ценностями, которые отличались в самопознании, саморегулировании и самореализации добавим, чувство,не покидаемое нас — рефлексия (сознание) — приобретение знаний как емкого понятия триединства (своевременность информации + самопознание + узнавать мир вокруг себя). Комплексность данного подхода формирует тотальную культуру познания: от простого раздражителя к устранению опасных угроз, идущих от процветания безграмотности и невежества. Деградация современных слоев молодежи — это демонстрация последствий, идущих от ошибок прошлого. В этой связи ,регулирование создающиеся от стимулов к творческой самореализации становится профилактикой будущих страданий. Во всем процессе регулирования настойчиво активизируется, в создании и обогащении системы стимулов для укрепления человечности в молодом поколении. Обобщая отмеченные рекомендации, отметим, что радость успеха может быть лишь при устранении условий сознания. При создании определенных культурно- педагогических, психологических и информационных условий произойдет раскрытие самоопределении отдельно взятого индивида с обогащением его уроками повседневности и неиссякаемой творческой активности. ЛИТЕРАТУРА 1. Гастев А.К. Как надо работать — М., 1973. 2. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб., 2009 3. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. — Т.2. — No 4. — 2013. C. 666-674. 4. Лазарев М.А. Формирование художественной культуры будущего учителя // Инициативы XXI века. — № 1. — 2012. С. 79-81. 5. Латфуллин, Г.Р., Райчекно А.В. Теория организации. — СПб, 2008. С.223 6. Руденко А.М. Концепция смысложизненной интенциональной интенциональности экзистенции человека — Ростов н/Д: 2012.-С.13 7. Сигид Е.А. Психолого- педагогическая парадигма профессионального образования специалистов — М.,2009. 8. Хмелев В.В. Сервис в системе политики. Шахты. — 2001

Неформальные объединения

Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.

Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ. Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени. Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.

Проблемы межкультурной коммуникации в молодёжной среде и пути их решения

Ни для кого не секрет, что мы живем и развиваемся в постоянно меняющемся мире. Современному обществу на различных уровнях приходится решать большое количество проблем во все сферах жизни и деятельности и каждая из них заслуживает внимания и тщательного анализа. Мы бы хотели затронуть вопрос о проблемах, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, существующих барьерах усложняющих ее и о реакции молодежи на происходящие события.

История России это история многочисленных народов и культур, проживающих на ее территории. Наше государство является самым многонациональным в мире. Пример предшествующих поколений свидетельствует о воспитании в духе уважения и стремления сохранить традиции, обычаи и самобытность его народов. Однако, взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности, где особое место занимала молодежь.

Нынешняя молодежь является носителем характеристик, присущих только ей. И в силу этого фактора, именно она наиболее быстро реагирует на социальные и политические изменения, которые происходят в государстве и на международном уровне. Молодежь замечает то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее личным мнением, часто навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц журналов и газет.

Даже чувство национального превосходства, можно рассматривается как фактор, оказывающий содействие агрессии и экстремизму, ведущий к развитию нетерпимости против других народов: разделение «своя», «чужая» культура приводит к возникновению идеологии антагонизма, что в дальнейшем приводит к стереотипным представлениям, зачастую крайне негативным; национальная безопасность отходит на задний план, а господство над другим народом становится основополагающей целью.

В настоящее время Российская Федерация нуждается в полиэтнических школах, которые направлены на воспитание таких духовных и нравственных качеств и ценностей, как ответственность, целеустремленность, сопереживание, чувство долга перед родителями (семьёй), друзьями, государством. Именно данные школы, проверенные временем, несущие в себе традиции толерантного и гуманного воспитания и образования, является востребованными и актуальными в 21 веке.

По мнению Анцупова А. Я., основная доля актов нетерпимости и насилия происходит не в общеобразовательных учреждениях, а за пределами учреждений, там, где подростки проводят большую часть времени и начинают заводить социальные отношения. Из этого следует, что средние общеобразовательные учреждения, ВУЗы, и центры дополнительного образования являются так называемыми «горячими точками» агрессии, но так, же все эти вышеперечисленные учебные заведения, выступают в виде арены для реализации антинасильственных программ.

Исходя, из этих данных появляется необходимость более пристального внимания к молодежи, которая обусловлена следующими причинами:

  1. агрессивное поведение с ярко выраженными чертами этнической, расовой и религиозной нетерпимости возникает на разных этапах индивидуализации личности, и если данное поведение оставить без должного внимания то, оно может, закрепиться и усугубиться по мере взросления ребенка. А это значит, чем раньше начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то шанс избежать агрессии со стороны отдельного индивида во взрослой жизни значительно увеличивается;
  2. наиболее опасные формы насилия распространённые в подростковой среде наносят вред большему количеству людей.

Одной из главных причин непонимания культурами друг друга, являются так называемые барьеры общения. Если общение это процесс, то и барьеры общения есть не что иное, как процессы, имеющие разную глубину проникновения в структуру личности, ткань общения во взаимодействии представителей разных этносов и религиозных течений. В связи с этим фактором, учёные разделяют барьеры общения не по причинам возникновения и не по содержанию качества коммуникации, а по глубине проникновения в структуру личности и деятельности в рамках реальной социокультурной среды. Общая классификация барьеров в общении.

Выделяются: перцептивные искажения, возникающие в процессе непродуктивного общения, основывающиеся на субъективных ощущениях антипатии к собеседнику во время коммуникации; ситуационные барьеры, являющиеся отражением в общении негативных социальных условий; оценочные барьеры, которые позволяют увидеть различие взглядов представителей противоположных культур и народов на одни и те же социальные проблемы; так же выделяются технические барьеры, которые связанные с различиями технологических показателей общения; и последний барьер это так называемый барьер готовности, когда один субъект готов к общению, а другой в силу утомления или иных причин не настроен на коммуникацию в данный момент времени и тем более к продуктивному взаимодействию.

Необходимо отметить неоднозначную роль Интернета: с одной стороны, как канала межкультурной коммуникации народов, культур и этносов; с другой стороны, он выступает удобным каналом для распространения информации с целью разжигания экстремизма, ксенофобии, расизма и межнациональной розни народов. В наше время, когда глобализация проникает во все сферы жизни человека и Интернет становится необходимостью, то наряду с полезной информацией в нём можно найти огромное количество сайтов экстремистского и террористического характера, направленных на пропаганду «своей правды». Так как целевой аудиторией этих сайтов, является в основном молодёжь, то появляется необходимость продуктивного международного воздействия и сотрудничества такой сфере как информационная безопасность.

В 2001 г. началось Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В рамках этой программы, терпимость была национальной стратегией гражданского общества. Эта программа была направлена в первую очередь на укрепление и восстановление культурных, исторических и моральных ценностей Российского государства в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Закрепляющим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, которая учитывает многонациональную и многоконфессиональную структуру России.

В рамках данной деятельности большое внимание уделялось молодёжи, большая часть, которой являлись студенты ВУЗов. Ведь именно студенты остро воспринимают все социокультурные изменения в обществе.

Важно воздействовать на жизненную ориентацию молодёжи, и особенно на народы, чьими представителями является эта самая молодёжь. Так же следует обратить внимание на студентов, которые в будущем хотят связать свою жизнь с преподаванием в учебных заведениях, ведь именно эти люди в дальнейшем будут прививать эти и другие ценности детям.

4 декабря 2020 года в ФГБОУ ВПО Нижневартовском государственном университете прошёл круглый стол, посвященный Международному дню добровольцев. На круглом столе присутствовали студенты, действующие волонтёры, представители Администрации города Нижневартовска отдела по молодежной политике и представитель фонда «Здоровая страна» от Молодежного центра в Нижневартовске Ренат Иншарович Губайдуллин.

Волонтёры поделились своими впечатлениями и приобретенным опытом, полученными ими в составе волонтёрского движения на Олимпийских играх в Сочи 2014 г. и Летней Универсиаде в городе Казань в 2013 году. Волонтёры отметили тот факт, что при общении с представителями других стран, они не чувствовали себя зажато, изолировано или неуютно, а совсем наоборот стремились как можно больше узнать о новой культуре и людях которые живут в той или иной стране. Межличностное общение помогало им преодолевать некие уже существующие стереотипы о той или иной стране, их мнение менялось в лучшую сторону, это помогло им обрести новых друзей и знакомых.

Можно сделать вывод, что добровольчество (волонтерство) может стать решением таких проблем как расовая нетерпимость, ксенофобия и т.д. Именно волонтёрство даёт возможность применения на практике теоретических знаний, которые в нас закладывают родители, учителя и преподаватели ВУЗов.

Литература:

  1. Богуславская В.Ф. Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде Наука и образование против террора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scienceport.ru (дата обращения 1.12.2015 г.).
  2. Иеронова И.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]: пособие/ Иеронова И.Ю., Петешова О.В.— Электрон. текстовые данные.‒ Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.‒ 87 c. ‒ Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru
  3. Панфилова, А.П. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления: монография/ А.П. Панфилова — СПб: Изд-во СПГУ, 2012. — 184 с.
  4. Резолюция 53/25 от 10 ноября 1998 года Генеральной Ассамблеи ООН: период 2001-2010 годов Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
  5. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рот Ю., Коптельцева Г.‒ Электрон. текстовые данные.‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 223 c. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru
  6. Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования», Черкасова. Б. А., Лобода. О. Б., 2009. — 22 с.

Виртуальное общение

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.

  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.

  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.

  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.

  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.

  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.

  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Социальное общение

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Уверенность в себе

Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.

Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

 В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодежь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, социально-психологическая адаптированность, гендерные особенности круга проблем

Межличностные отношения являются объектом изучения не только психологии, но и других междисциплинарных наук, таких как история, конфликтология, педагогика философия и социология, накоплено много знаний и существуют различные точки зрения на проблему межличностных взаимоотношений. В современной психологической и педагогической науке достаточно полно рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия, исследована их структура, содержание, а также основные механизмы возникновения конфликтных ситуаций

Искусство общения — важнейший навык, которому обучается каждый из нас, независимо от того, где мы учимся, работаем, чем занимаемся и сколько нам лет. Но, к сожалению, в современном мире этот навык утрачивает свои позиции и «качества». Особое место среди групп лиц, подвергающихся новым изменениям общества и технологического прогресса, занимают подростки и юношество в силу недостаточной сформированности у многих из них навыков эффективного общения. Проблемы межличностного взаимодействия в молодежной среде зачастую проявляются в виде конфликтов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе. Поэтому изучение проблем межличностного взаимодействия молодежи является актуальным.

Особое значение названная проблема приобретает, если рассмотреть ее с точки зрения гендерных различий. Современные юноши и девушки при выстраивании межличностного взаимодействия, сталкиваются с различными проблемами.

Целью проведенного нами исследования стало выявление специфики круга проблем, с которыми сталкиваются юноши и девушки при выстраивании межличностного взаимодействия. Исследование было проведено на базе общества с ограниченной ответственностью «Визит-ДВ» (г. Хабаровск). В эмпирическом исследовании приняли участие 25 человек в возрасте от 18 до 20 лет. В первую группу вошли испытуемые женского пола общей численностью 13 человек. Во вторую группу вошли испытуемые мужского пола общей численностью 12 человек. Группы уравнены по возрасту, социальной ситуации (проживают с родителями), культурно-профессиональному статусу (имеют одинаковое образование, работают в одном учреждении, выполняют сходные функциональные обязанности).

При проведении исследования использованы: тест «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири); методика «Оценка социально-психологической адаптированности» (Е. В. Змановская); опросник «Изучение агрессивности» (методика Басса — Дарки); «Поведение в конфликтных ситуациях» (тест Томаса). Для доказательства неслучайности выявленных различий использовался U-критерий Манна-Уитни.

Основные выводы по проведенному исследованию:

  1. Испытуемым женского пола присущи следующие особенности при выстраивании межличностного взаимодействия: дружелюбность, любезность, склонность к сотрудничеству, гибкость и компромиссность, стремление помогать, чувствовать себя в центре внимания, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях, ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброту, бескорыстность и отзывчивость. Преобладает ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность, оптимизм, уравновешенность, адекватная самооценка, бесконфликтность, уход от конфликтных ситуаций. В то же время им присуща агрессия, которая косвенно направлена на другое лицо, проявляющаяся в сплетнях, злобных шутках, недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренны, причинить вред, выражение негативных чувств как через ссору, крики. При разрешении конфликтных ситуаций они склонны искать альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.
  2. Испытуемым мужского пола присущи следующие особенности при выстраивании межличностного взаимодействия: властность, деспотичность характера, сильная личность — лидер, уверенность в себе, упорность, настойчивость, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, требовательность, откровенность, строгость, резкость в оценке других, насмешливость, раздражительность, упрямство, упорность, настойчивость, энергичность. Их отличает лидерство, оптимизм, уравновешенность, адекватная самооценка. Вместе с тем нами получены данные о том, что они делают расчет на толчок и поддержку извне, демонстрируют пассивность в решении жизненных задач, избегание проблем, которые сочетаются с конфликтностью в межличностном взаимодействии, проявлением при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости, оппозиционная мера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы, использование физической силы против другого человека, При разрешении конфликтных ситуаций они склонны добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

При проведении статистической обработки всего массива полученных результатов мы выяснили, что показатели по авторитарный, эгоистическому, агрессивному типам, по принятию других, конфликту с другими, внутренний локус контроля, внешний локус контроля, доминирования, ведомости, по физической агрессии, косвенной агрессии, негативизму, обиде, подозрительности, вербальной агрессии, по соперничеству, компромиссу, сотрудничеству у респондентов разных групп достоверно различается на низком р≥0,05 уровне значимости. Таким образом, в группах существуют не случайные различия по уровню исследуемого признака.

Из полученных нами результатов следует, что при выстраивании межличностного взаимодействия у юношей и девушек имеется свой, специфический круг проблем. Материалы нашего исследования могут быть использованы психологами при планировании и осуществлении консультативной деятельности; педагогами и социальными педагогами при организации коррекционной и профилактической работы с молодежью. Вместе с тем считаем, что исследование далеко до завершения. Дальнейшее изучение может быть организовано в следующих направлениях:

– сравнительное исследование особенностей межличностного взаимодействия молодежи различного культурно-образовательного уровня;

– исследование круга проблем, с которыми сталкиваются юноши и девушки, находясь на разных этапах выстраивания межличностного взаимодействия;

– исследование влияния отношений в родительских семьях на характер проблем межличностного взаимодействия молодежи.

Литература:

  1. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев // Изд-во МГУ, 2012. — 245с.
  2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев // Педагогика, 2013. — 248с.
  3. Вишневский, Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский // Екатеринбург, 2006. — 433 с.
  4. Змановская, Е.В. «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская // Издательский , 2013. — 198с.
  5. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин // Питер, — 2009. — 321 с.
  6. Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / А. А. Леонтьев // Наука, 2013. — 295 с.
  7. Луков, В. А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы / А. В. Луков // СОЦИС — 2012. –№ 1. — С. 5–17.
  8. Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / Б. Ф. Ломов // Наука, 2011. — 245с.
  9. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская // Дрофа. 2010. — 245с.
  10. Рубчевский, К. В. Социализация личности: интериорезация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. — 2013. — С. 147–151.
  11. Соковнин, В. М. Общение интердиктивное и фасциногенное / В. М. Соковнин // Екатеринбург: АФА, 2011. — 493 с.
  12. Суртаев, В. Я. Молодежь и культура / В. Я. Суртаев. — С-Пб: изд-во СПб. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. — 224 с.
  13. Чебарыкова, С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: автореф. дисс…. канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 22 c.
  14. Чебарыкова, С. В. Взаимодействие в системе «студент-преподаватель вуза гуманитарного профиля» как модель организации педагогического общения / С. В. Чебарыкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — № 1(3). –2015. — С. 82–84.

Осознание личной ценности

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте – остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем. В целом, особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

Большинство существующих исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.

Подросток

— это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально — устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается[1]. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка[1].

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Чувство взрослости — основное новообразование подросткового возраста.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений[2]. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Внешний вид подростка – еще один источник конфликта[1]. Меняется походка, манеры, внешний облик. Эдакая социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом, у подростков выражается потребность в безопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают очень жестоки к не таким, как другие.

Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем.

1. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

2. Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»).

3. Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения. При этом педагогам и родителям порой трудно согласиться с тем, что времена быстро меняются. И с ними меняются дети. Что было модно в одно время, считается «ретро» в другое. Это касается и взглядов, и поведения, и всего другого. Каждое поколение по-своему выражает принадлежность к своему времени.

Немалую роль в формировании личности подроста играет подростковое общество

(референтная группа) — значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает.

В целом, так же как социальные структуры взрослых, подростковые общества можно разделить на две группы: формальные и неформальные.

К формальным подростковым обществам

относятся в основном группы учащихся. Они идентифицируются со своей конкретной школой, классом и учителями. Это позволяет им совместно изучать те или иные предметы, участвовать в разнообразных видах деятельности, организуемых школой (куда принимают в зависимости от того, в каком классе учится подросток), или посещать вечера отдыха для ровесников. Поэтому любая формальная четко определенная социальная система, к которой принадлежат подростки, как правило, объединяет учащихся подростков, взаимодействующих в учебной подсистеме и подсистеме внеклассной деятельности.

Неформальными обществами

обычно являются слабо структурированные группы молодежи, которая собирается вместе, но имеет мало возможностей принять участие в формально организованной сети социальных отношений. Единственным исключением являются подростковые уличные банды, которые могут существовать как отдельные самостоятельные подгруппы.

В глазах некоторых учащихся из всех рассмотренных подсистем наиболее важной может оказаться именно неформальная система друзей. Это единственная подсистема, не обремененная покровительством взрослых. Это мир подростков, и статус индивида здесь — самое главное. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростом того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны — потребность в единственно-преданном друге, с другой — частая смена друзей.

В целом, общий социальный статус подростка в среде соучеников зависит от сочетания его рейтингов внутри каждой из этих подсистем[3]. Кроме того, необходимо отметить, что подросток, который имеет высокий или низкий рейтинг в одной из систем, чаще всего занимает такое же положение и в других системах; однако для самого подростка неформальная подсистема – наиболее важная, и она определяет его поведение сильнее, чем две другие подсистемы.

На основе вышеизложенного, можно выделить характерные особенности подросткового возраста

, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Можно утверждать, что существует множество причин возникновения межличностных проблем в среде подростков[4] Однако, как правило, основная доля конфликтов возникает в результате нарушения одним из подростков морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс выражается в четком стиле поведения по отношению к сверстникам. В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между членами одной группы следующих правил: взаимоподдержка, помощь во всем, эмоциональный комфорт в общении, сохранение тайны, нельзя критиковать, нельзя поучать, нельзя ревновать, уважение внутреннего мира другого.

С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться «отверженными» всеми и подвергаться гонениям.

Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в ценностях — очень распространенная причина межличностных проблем среди подростков. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для личных потребностей[5].

Неудовлетворительная коммуникация.

Плохая передача информации является как причиной, так и следствием межличностных проблем. Она может действовать как катализатор проблем, мешая отдельным подросткам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие проблемы, – неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить взаимоподчиненность подростков между собой, а также предъявление взаимоисключающих требований друг к другу. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неспособности подростков сформулировать и довести до сведения сверстников точное описание своего мировосприятия.

Несбалансированность социального положения подростка в группе.

Частый источник проблем между подростками. Имеет место, когда социальная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно – положением в группе.

Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Подросток не ощущает идентичности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Возникает барьер в общении[6].

Кроме того, всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы:

1. Устойчивые к конфликтам (ассертивное поведение);

2. Удерживающиеся от конфликтов (неуверенное поведение);

3. Конфликтные (агрессивный стиль межличностного общения).

Конструктивная личность при возникновении межличностных проблем ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Неуверенная личность использует стратегию самоподавления. Например, говорит «да», когда надо сказать «нет»; избегает ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но может реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.

Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Как показывают результаты исследований, численность последней группы составляет где-то около 6-7% от общего числа подростков[7]. По мнению английского исследователя Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить в среде подростков благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части из них – «агрессивным» трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

Таким образом, основными причинами межличностных проблем в среде подростков могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека[8].

Анализируя изложенное, можно сказать, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому социальному педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.

Говоря об основных направлениях решения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики, прежде всего, имеются в виду методы педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие различных аспектов личности подростка (на сознание, поведение, чувства), а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка… опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…» [9].

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности при разрешении межличностных конфликтов в среде подростков используются метод убеждения.

Органическая часть убеждения

это
требование
, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности
. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности[10]. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Важным
в деятельности социального педагога является
учет нравственного идеала
, которому следует подросток[11]. Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, экономя тем самым силы в самостоятельном освоении мира, другой человек для подростка – это проекция его самого в будущем[12]. В конечном итоге убеждение – это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется[13].

Главное, о чем необходимо помнить при работе с подростками – это воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру[14].

В заключение по данному вопросу надо отметить, что среди социально-педагогических методов решения межличностных проблем особую группу составляютметоды коррекции

, к которым относятся
поощрение и наказание
. Данные методы воспитания в разные периоды развития отечественной педагогической мысли воспринимались по разному: от необходимости применения наказаний к подросткам (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания. В целом, вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) — сложнейшие способы воздействия на личность подростка и пользоваться ими нужно очень осмотрительно[15].

Таким образом, социально-педагогическая деятельность направлена на разрушение у подростков определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством методов социальной педагогики, в частности, требуется успешно решить для обеих сторон возникшие межличностные проблемы в среде подростков[16].

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е межд. изд. – CПб.: Питер, 2002. – 688 с. – ISBN 5-272-00106-0.

4. Березин, С.В., Лисецкий, М.С. Концептуальные основы педагогической конфликтологии / С.В. Березин, М.С. Лисецкий //Актуальные проблемы университетского технического образования. – Самара, 1996. – 117 с.

5. Березин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С.В. Березин.– Самара : СамГУ, 1996. – 123 с.

6. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: монография / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 268с.

8. Гильяшева, И.Н., Игнатьева, Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психическое исследование личности в клинике. – Л., 1978. – 324 с.

9. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 128 с.

10. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / Предисл. Л. Голованова. – М.: Просвещение, 1994. – 222 с.

11. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 164с.

12. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Уч. пособие для вузов /И.А. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464с.

13. Лисецкий, М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте /М. С. Лисецкий. – Самара, 1996. – 79 с.

14. Кучменко, А. В. Методика изучения коллектива, общения, личности. Часть 1: учеб. метод, пособие / А. В. Кучменко, Л. Ф. Чупров. – Абакан: АГПИ, 1988. – 74 с.

15. Общая психология: учеб / под ред. А.В. Петровского .- 3-е изд., перераб. и доп. — М : Просвещение, 1986. — 464 с.

16. Петровский А.В. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис… докт. психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский; Ин-т пед. инноваций РАО. М., 1993.- 70 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: