Что следует понимать под нравственностью человека?

Обычно слова мораль и нравственность выступают взаимозаменяемыми, их часто используют в качестве синонимов. Но что же вкладывают в понятие нравственности? Термин «нравственность» — это выявление свободной воли, то есть внутренняя установка личности, фундаментом для которой служит ряд норм, идей и принципов. Она способна определить то, как себя будет вести в той или иной ситуации человек.

Дело в том, что нравственные качества формируются ежедневно и каждую минуту и с момента принятия непосредственного решения. Можно смело говорить о том, что уровень нравственности напрямую зависит от того из какой страны прибыл человек, какового его отношение к себе и людям. Общество выделяет свои собственные идеалы, и предлагает на них равняться. Но ведь каждый человек в первую очередь это личность, и он не вышел совсем недавно из инкубатора, поэтому должен обязательно иметь своё собственное мнение.

Что такое нравственность, и кто такой нравственный человек

Нравственность — это совокупность ценностей, принципов и стереотипов мышления, которые являются стимулами поступков. Это явление носит социальный характер, так как определяется преимущественно влиянием общества на человека.

Нравственные нормы могут носить универсальный характер, а могут быть специфическими, характерными только для данной социальной системы или социума. Например, универсальный характер носит запрет на убийство и поедание себе подобных. Каннибализм у всех высокоразвитых животных, а у человека особенно, является исключением из правил. У всех млекопитающих он носит характер сбоя программы, временного помешательства. У человека каннибализм происходит из-за хронического голода или носит ритуально-магический характер.

Однако даже у человека запрет на убийство себе подобных содержит множество исключений. Нельзя убивать своих, а чужих можно. Особенно явно это исключение проявляется во время войны, когда люди получают моральное и юридическое право убивать себе подобных. При этом критерии разделения людей на своих и чужих могут быть самые разные.

В качестве специфических норм нравственности может выступать отношение к женщинам. Многоженство одновременно может рассматриваться в качестве ущемления прав женщин или в качестве региональных особенностей устройства семьи. Осуждение или одобрение моральных норм зависит от того, в каких условиях данный человек сформировал свою систему ценностей.

Смысл нравственности заключается в том, что она выполняет функции:

  • воспроизводства личностей, стабилизирующих состояние данного общества (стихийная нравственность, формирующаяся по механизму следования примеру нормального для данного сообщества поведения);
  • защиты людей от аморальных, то есть опасных и разрушительных поступков (нравственное поведение как гарантия защищенности индивидуумов);
  • воспроизводства состояния общества с помощью преемственности этических норм.

Таким образом, нравственный человек — это член общества, живущий по нормам, принятым в этом обществе. Однако такое определение нуждается в уточнении. Дело в том, что нравственным может считаться и тот человек, который живет по своим нравственным законам, не признаваемым обществом. Этот человек может руководствоваться нормами, например, общечеловеческого гуманизма.

В качестве примера можно привести позицию людей, протестующих против истребления редких видов животных. С точки зрения данного сообщества такая позиция может считаться аморальной, поскольку природоохранные меры лишают многих людей заработка. Однако охрана видов производится для того, чтобы через сохранение биоразнообразия поддерживать экологическую среду в благоприятном для людей состоянии.

Способы развития морально-нравственных качеств

В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.

Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.

Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.

Золотое правило нравственности

Это правило было сформировано давно и у народов разных культур. Оно заключается в 2 вариантах формулировок. В них, несмотря на смысловую противоположность звучания, описывается одно и то же явление.

  1. Не делай людям того, чего не хотел бы для себя. Это отрицательное этическое правило. Оно отрицает действие, если при этом наносится вред человеку.
  2. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе. Это норма положительная, побуждающая к действию.

Нравственное начало этого правила заключается в том, что каждый человек в этом случае создает подобие вечного двигателя. Желая добра себе, он автоматически желает того и всем остальным людям. Это бумеранг, который обязательно вернется к тому, кто его бросил.

Золотое правило нравственности направлено на то, чтобы воспроизводить моральные нормы данного социума. Однако если речь идет об универсальных ценностях человеческого общества, это правило объединяет в единое целое всех людей планеты.

Оно может действовать на уровнях:

  • индивидуальном (отношение человека к человеку);
  • социальном (взаимоотношения между сообществами людей);
  • межгосударственном (взаимоотношения между странами и их блоками).

Нравственная жизнь в общефилософском смысле заключается в выполнении золотого правила на всех уровнях иерархической организации человеческого общества.

О возрастающей сложности

Чувствовать себя хорошим и высокоморальным приятно. Не кради, не лги, ешь здоровую ед… (а, нет, это другое), не убивай — очевидные же истины!

Однако сегодня жизнь постоянно заставляет нас делать всё более сложный выбор: ни библейским мудрецам, ни Аристотелю, ни Канту не приходилось думать о генетических экспериментах, феминистических скандалах или о подозрительном с точки зрения этики производстве китайских кроссовок.

Мир становится слишком быстрым и сложным, и использовать в нем десять заповедей, однозначные добродетели или раз и навсегда сформулированный императив в качестве универсального инструмента и руководства к действию уже не получается. Представители разных эпох, национальностей и даже социальных групп многие явления оценивают далеко не одинаково. Достаточно вспомнить, как меняется отношение к эвтаназии, абортам, контрацепции, религиозной нетерпимости, гендерным сценариям или иерархии, — и казавшийся нерушимым монолит моральных принципов разлетается на мелкие осколки.

Исследования доказывают, что наши нравственные парадигмы не статичны. Так, австралийские ученые проанализировали частоту и контекст использования в литературе «моральных» терминов с 1900 до 2007 года. Обнаружилось, что некоторые понятия в одну эпоху становятся крайне популярны, а в другую человечество о них словно забывает. Например, идеи, связанные со святостью и благочестием, а также грехом и осквернением, почти исчезли из дискурса к 1980 году, чтобы потом, ближе к XXI веку, внезапно возникнуть вновь.

Принципы и нормы нравственного поведения

Нравственным является такое поведение, которое ориентировано на стабилизацию общества. Из такого правила нет исключений, хотя считается, что иногда они появляются.

Например, криминальные сообщества живут по правилам, идущим во вред тому обществу, в котором живут люди, не нарушающие закон. Парадоксальное словосочетание «честный вор» означает, что данный человек живет по законам своего криминального сообщества. В каждом сообществе есть своя этика. Людей, не признающих этические правила криминального сообщества, называют «отморозками». Это означает, что они не люди, а что-то, похожее на зомби.

Даже в кругу людей, противопоставляющих себя обществу, есть незыблемые ценности, не связанные, например, с воровским ремеслом. Это семья, которая дает человеку ощущение крепкого тыла и светлой надежды. У всех народов есть культ матери, то есть человека, который никогда не предаст и всегда будет любить.

У всех народов есть культ предков. В современном обществе он выражен слабо. Это связано с ослаблением роли стариков в поддержании стабильности семьи и социума. Подчеркнутое уважение к старикам связано с тем, что они всегда являлись хранителями знаний. Сейчас знания хранятся в других источниках, но потребность в уважении к старикам сохраняется.

Это связано с заботой о слабых членах общества. Люди в современном обществе могут позволить себе роскошь заботиться о тех, кто не приносит меркантильную пользу. У человека есть инстинкт заботы о детях, но нет инстинкта заботы о стариках, слабых и больных людях. Эта забота должна формироваться и поддерживаться моралью.

В формировании морально воспитанного человека большое значение имеют ритуалы. Люди должны вырабатывать привычку вести себя так, чтобы жизнь в обществе у каждого ее члена была мирной и спокойной. К таким ритуалам относятся:

  • приветствия («здравствуйте» как пожелание здоровья при встрече, «до свидания» как желание встретиться в будущем);
  • действия по отношению к особым категориям людей (предоставить комфортные условия старикам, больным людям);
  • запрет на слова, носящие оскорбительный характер (нецензурная брань, эпитеты, унижающие достоинство человека).

Это примеры того, что составляет этику поведения человека. Такие ритуалы имеют большое значение. Забота о слабых формирует в обществе запас генетического и интеллектуального разнообразия. Человек, находящийся в инвалидном кресле, может принести обществу гораздо больше пользы, чем сильный и здоровый любитель бодибилдинга.

Родители, приучающие детей уступать место старшим в общественном транспорте, заботятся о себе и своих детях. Такой ритуал становится привычкой большинства членов общества. В результате через несколько десятков лет о постаревших людях будут заботиться потомки, которых когда-то приучили уступать старикам место в автобусе.

Запрет на произнесение нецензурных слов в общественном месте, а особенно в присутствии детей и женщин, имеет древнее происхождение. Все нецензурные слова передают негативное и уничижительное отношение к детородным органам и функциям. Это проклятье, направленное на разрушение положительного отношения не только к детородным функциям, но также к матерям и детям. Матерящиеся при детях родители разрушают жизнь своих детей и, соответственно, общество.

Имеет ли педагог начальных классов моральное право подрабатывать по вечерам в стриптиз-клубе?

Если вам неприятно об этом думать, то у вас высокие запросы к учителям по пятому пункту (чистота). Есть ли преференции у коренных москвичей по сравнению с приезжими? Здесь речь идет о принадлежности к группе и справедливости. Нужно ли обязать всех жителей района помогать жертвам домашнего насилия? Вопрос заботы.

Каждый может оценить свою систему моральных установок по пяти перечисленным параметрам и отмечать, происходят ли со временем изменения и какие факторы на это влияют.

Науке известно, что взгляды целого общества меняются от эпохи к эпохе. Так, психологи из Мельбурнского университета выяснили, что забота, сострадание и безопасность сейчас для нас важнее, чем сорок лет назад, а, например, ценность уважения к власти с начала XX века заметно снизилась.

Итак, нравственные императивы следует считать промежуточными результатами культурной эволюции. Как же развить в себе необходимые качества, не дожидаясь, пока сменится очередная общественная парадигма?

Проблемы нравственности

Нравственность в современном обществе имеет существенные отличия от того, что было в другие времена. Эволюция социальных систем направлена на усложнение их структуры и на усиление формальной составляющей морали, то есть законов, исполнение которых контролируется государством. На этом фоне моральные нормы стихийного характера слабеют. В этом и заключается главная проблема нравственного климата современного общества.

Проблема нравственности молодежи

Считается, что молодежь — это категория населения, которая особенно нуждается в воспитании и обучении. Однако дело не только в отсутствии у молодежи знаний и выстраданных в результате жизненного опыта принципов.

Проблема заключается еще и в том, что люди, находящиеся в возрастном интервале от 12 до 30 лет (условный возраст молодежи), склонны к бунтарскому поведению. Это связано не только с особой энергией возраста. Взрослые люди ранний молодежный возраст воспринимают как период подготовки к вступлению в общество. Это гендерное неравенство вызывает неприятие у молодежи, что может проявляться в агрессивных поступках хулиганского характера.

Решается эта проблема с помощью вовлечения молодежи в жизнь общества. В СССР для этого была выстроена система детских и молодежных организаций: от октябрят до комсомольцев. Если отбросить издержки такого вовлечения в виде слишком жесткого идеологического контроля, то можно сделать вывод о том, что такая система хорошо воспроизводила моральный стандарт человека данного общества.

В наше время функции воспитания молодежи перешли к государственным образовательным учреждениям. В этом случае главной проблемой следует считать воздействие телевидения и интернета. Такое воздействие далеко не всегда создает образ человека созидательного. Для молодежи привлекательным может оказаться культивируемый в интернете образ садиста, утверждающего себя с помощью унижения другого. Это вторжение стихийных стимулов является большой проблемой современного воспитания молодежи.

Аффектный выход

Кольберг, как сторонник рационального подхода, связывал нравственное развитие с логическим: чем выше наш когнитивный уровень и сложнее умозаключения, тем ближе мы находимся к вершине той самой лестницы из шести ступеней.

Сегодня ряд исследователей, изучающих мораль, придерживается другой позиции и полагает, что в основе наших рассуждений лежат не рациональные доводы, а эмоции. Порой мы и вовсе используем логику, чтобы разумно и нестыдно обосновать поступок, совершенный интуитивно. Такие случаи «морального ошеломления» были показаны в экспериментах: их участники с ходу решали этическую дилемму, а потом долго-долго пытались объяснить, как это, чёрт возьми, у них получилось.

На самом деле имеют значение оба фактора — и чувства, и доводы разума. Разница в подходах: ученые-рационалисты делают акцент на когнициях (то или иное поведение в первую очередь «продукт» мышления), а «интуиционисты» полагают, что главное — чувство, вспыхнувшая эмоция.

Понятно, что второй подход не завоюет популярности в педагогике и воспитании. Сформировать эмоциональную реакцию сложнее, чем научить бодро рассуждать о лучах света в темном царстве.

Нравственность и мораль

Нравственность следует отличать от морали. Если под нравственностью понимается явление, характерное для любого человеческого (ученые утверждают, что не только для человеческого) общества, то мораль носит, скорее, частный характер. Мораль у каждого своя. Она проявляется в наборе правил, навязываемых данным социумом. Человек, воспринимающий моральные нормы социума как свои, становится естественной частью данного сообщества.

Если применить образные сравнения, то нравственность подобна дому, в котором живет данное общество. Дом этот наполняется моралью, то есть совокупностью принципов, правил, традиций и запретов.

Мораль делится на 2 части: первичную и вторичную. Первичной является мораль, сформированная народом. Она закрепляется только в механизмах одобрения или неодобрения обществом поступков людей. К этой же категории можно отнести и моральные правила, закрепленные в религиозных канонах.

Вторичная мораль проявляется в законах, принимаемых на государственном уровне. Законы закрепляют и развивают те нормы, которые тысячелетиями являлись принципами и правилами функционирования различных сообществ.

Что такое моральные качества

Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.

Определение в психологии

Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.

Все эти морально-этические качества делятся на три категории:

  1. Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
  2. Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
  3. Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.

Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу.

В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.

Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.


Добрый ребенок любит кота

Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.

Нравственность в культуре

Термин «культура» имеет двойное значение. Если говорить о культуре поведения, то это стандарт норм, принятых в обществе. В этом случае культура становится синонимом этики. Однако чаще всего культуру ассоциируют с искусством, в том числе народным.

Культура народа воплощается в песнях, танцах, особой стилистике одежды, фольклоре, живописи и других художественных изделиях. Значение такой культуры для воспитания нравственного человека трудно переоценить. Она воспитывает чувство гордости за свой народ, желание принадлежать к этому сообществу, быть ему верным защитником.

Современная нравственность и религия

Любая религия представляет собой свод моральных правил, когда-то сформированных народом, жившим в специфических природных условиях. Ислам — это идеология кочевников аридной зоны. Христианство отражает менталитет оседлых земледельцев Ближнего Востока и Европы. Буддизм порожден особенностями культуры народов Южной Азии. Все эти религии сходны в одном — они воспитывают моральные качества.

В современном обществе преобладают научные знания. Однако религии при этом не вымирают. Объясняется такой феномен просто: религии объединяют и воспитывают людей. Они дают человеку чувство принадлежности к обществу единомышленников. Эта принадлежность требует от человека обратной отдачи: он в своем поведении должен соответствовать моральным нормам данной религиозной культуры.

Есть ли связь между нравственностью и духовностью человека

Духовность принято ассоциировать с религиозностью, потому что в религии основной ценностью является душа. Однако сейчас духовность рассматривается в науке как источник творчества и самоактуализации, то есть стремления к максимальному раскрытию своих возможностей.

Духовность противопоставляется материальному миру и меркантильным устремлениям. В примитивном варианте определения духовность можно рассматривать как преобладание потребностей души над потребностями тела.

Одухотворенный человек заведомо нравственен. Это утверждение основано на том, что безнравственность зиждется на преобладании телесных потребностей над духовными. Как каждое категоричное суждение, это правило носит условный характер. Однако любое нравственное воспитание способствует, прежде всего, развитию духовного начала в человеке. Так что нравственность и духовность — это явления, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовность — это высокая нравственность, способствующая преобладанию самоограничения над внешними ограничениями.

Мораль: оси координат

Мораль, помимо святости и благочестия, затрагивает и другие важные категории. В широком смысле она представляет собой нормы, касающиеся поведения в обществе. Но что конкретно под этим подразумевается? Как описать нравственность?

Один из пионеров в области изучения морали, американский психолог Лоренс Кольберг полагал, что фундамент, на котором мы возводим здание правил и запретов, — это вопрос справедливости. Коллега Кольберга, феминистка и психолог Кэрол Гиллиган выступила с критикой такого подхода.

По ее мнению, есть два пути быть нравственным: один — мужской, с акцентом на справедливость, и второй — женский, в основе которого лежит забота о людях, когда маркером моральных качеств человека становится его отношение к другим.

Ознакомившись с рядом антропологических работ, Крейг Джозеф из Северо-Западного университета и психолог Джонатан Хейд, помимо двух названных, выделили еще три моральные основы. Итоговый список выглядит так:

1) справедливость — важно стремление к равенству, желание избежать предвзятости;

2) забота или защита слабого — неправильно то, что приводит к страданиям;

3) лояльность или принадлежность к группе — в приоритете верность семье, сообществу или даже нации;

4) иерархия или уважение к власти — те, кто не проявляют почтительности или нарушают порядок, подвергаются остракизму;

5) чистота или святость — нарушители кодекса благочестия считаются нечестивыми, запятнанными.

Сегодня любая дискуссия на этическую тему может быть сведена к одной из этих линий.

Воспитание нравственности

Любой человек, живущий в обществе, постоянно находится под воздействием нравственного воспитания. Он видит перед собой пример поведения других людей. Его поступки одобряются или осуждаются другими людьми. И это тоже воспитание.

Во время войны, когда дети становились беспризорниками и собирались в обособленные группировки, возникала большая проблема борьбы с бандитизмом малолетних преступников. Детские банды были страшней взрослых. Они отличались особой жестокостью и дерзостью. Причина состояла в том, что дети не проходили период воспитания взрослыми.

Планомерное и организованное нравственное воспитание необходимо всегда. Люди любого возраста, образования и положения нуждаются в корректирующем воздействии общества. Только при этом условии возможна социальная эволюция людей.

Подробнее читайте тут

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: