Первая стадия: отрицание
Отрицание – естественная защитная реакция психики на травмирующую информацию.
Отрицание – естественная защитная реакция психики на травмирующую информацию
Как существует шок при получении серьезных травм, когда человек не чувствует боль, так и отрицание делает на какое-то время личность невосприимчивой к происходящему.
Примером служит человек, узнавший о смертельном диагнозе. После известия он отправится в другие клиники, прибегнет к народной медицине или пойдет к магу-мошеннику, но не начнет работать с наличной ситуацией.
В это время человек отстраненно относится к проблеме. Не случайно на похоронах родственники будто равнодушны к происходящему.
О признаках
Известно несколько типичных явлений, позволяющих заподозрить, что самостоятельно персоне не удается пережить все нормальные стадии горевания после смерти, расставания или потери, и человек нуждается в помощи со стороны. Первое наблюдение, позволяющее заподозрить такое развитие событий – невозможность персоны разговаривать о произошедшем без проявлений острого горя, несмотря на большой временной промежуток, отдаляющий текущий момент от случившегося. Если в жизни другого человека происходит сходное событие, персона, застрявшая в горе, начинает переживать произошедшее как собственную беду. К примеру, женщина, не сумевшая преодолеть горе из-за неудачной беременности, с трудом переносит аборт подруги – будто бы это случилось с ней.
Заметить, что произошел сбой в стадиях горевания, человек не справляется, можно, если он очень часто возвращается к теме потерянного или к отсутствию у него прав и возможностей изменить жизненные обстоятельства. Так, в течение долгих лет он рассказывает каждому готовому слушать о том, в каких тяжелых условиях пришлось жить, как рано довелось расстаться с родителями, какие болезни мучили, какие потери имели место.
Вторая стадия: гнев
Человеку проще перенаправить нежелательные чувства. По окончании первой стадии приходится столкнуться с действительностью. Агрессия – простейшая эмоция, которую испытывают люди в состоянии горя.
Найти виноватого легко: близкие, которые не досмотрели, врачи, не оказывающие должного внимания. Даже собака, отвлекающая присутствием, может стать крайней.
Сам факт того, что несмотря на горе человека, вокруг продолжается жизнь, люди счастливы, вызывает негативные переживания, злость.
Иногда гнев направлен на самого переживающего горе – самобичевание и постоянное обдумывание, что можно было сделать иначе. У человека появляется чувство вины за случившееся.
Певрая стадия. Стадия шока и ухода от реальности.
Даже если уход или смерть близкого человека были ожидаемы будь то приближающийся разрыв или длительная болезнь, момент потери всегда будет внезапен. Стадия шока характеризуется оглушённым состоянием и недостатком полноценного контакта с окружающим миром. В этот период человек находится как бы не в «здесь и сейчас», а в том прошлом, где он и объект утраты ещё были вместе. Этот момент можно назвать отрицанием и отказом, однако, здесь мы имеем дело с тем, что отрицается не тот факт, что объекта утраты больше нет, а тот факт, что я горюющий ещё здесь.
В данный период, человек может заниматься активной деятельностью, говорить, что все порядке и даже казаться равнодушным, однако под подобным повелением скорее всего будет скрываться сильный шок и сопротивление к встрече с невыносимо болезненной реальностью. По сути, стадия шока является своего рода убежищем, где можно спрятаться от тяжело переносимых чувств в то время, когда организм готовиться встретится с реальностью.
Третья стадия: торг
Горе обычно возникает в ситуации, которую нельзя исправить. При этом человек имеет ресурсы, которые готов направить на решение возникшей проблемы.
Обязательно почитайте:
Причины и лечение неконтролируемой агрессии, вспышек гнева и ярости
Человек начинает торговаться: с врачами, близкими или с судьбой. В какой-то момент он напоминает ребенка, пытающегося выпросить любимую конфету.
Богатые люди тратят деньги на благотворительность и семью, в надежде, что судьба смилостивится над ними. Кто-то обращается к окружающим, переспрашивая, не ошиблись ли они, не разыграли ли их.
В крайних проявлениях люди создают какие-то приметы: обойти вокруг стула, прежде чем сесть, или есть ровно в 3 часа. Застревание на стадии торга может привести к психическим расстройствам.
Вторая стадия столкновения с реальностью и фактом утраты.
В этот период человек живет как бы в двух плоскостях «и там и здесь». Ему трудно удерживать внимание в реальности, так как в нее пробиваются ощущения присутствия близкого (телефонный звонок – а вдруг это он, образ в толпе — его лицо, похожая фигура или голос). В этот период сознание пребывает в двух измерениях – 1) настоящее по требованию реальности и 2) с близким по требованию удовольствия.
Постепенно, отсутствие близкого рядом выходит на первый план.Бывает, что проснувшись утром, человек задается вопросом «Это был страшный сон или все, что случилось правда?». Таким образом происходит «прощупывание» реальности.
Кроме того, в голове может возникать «прокручивание» вопросов и мыслей: «Если бы мы раньше занялись нашими отношениями, мы бы могли быть вместе» «Зачем они поехали именно по той дороге? Случись все иначе, ничего бы не произошло»
Здесь, мы тоже имеем дело с отрицанием, но в данном случае, отрицается не сам факт утраты, аего постоянство и окончательность. Подобное «тестирование» (прощупывание) реальности помогает утратившему человеку встретиться с постоянством утраты и безвозвратностью отношений с близким. Основной целью этой стадии является осознавание факта утраты и переход от реальности, где близкий рядом в ту реальность, где близкого уже нет, а есть сам горюющий и его горе.
Четвертая стадия: депрессия
Если предыдущие стадии предполагали активные действия, борьбу, здесь уже «опускаются руки», наступает апатия, возникает ощущение бесполезности действий.
Наблюдается резкое ухудшение настроения, снижение социальной активности, а иногда и полная изоляция.
Горе обычно возникает в ситуации, которую нельзя исправить
Человек впервые по-настоящему сталкивается с печалью, теряет всякий смысл жизни, перестает заботиться и о семье, и о себе. Из всех стадий переживания горя на этап депрессии приходится наибольшее количество попыток совершения суицида.
Чаще человек задерживается на этом этапе.
Психотерапия горя
Автор: Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, тренер Московского института гештальта и психодрамы.
Для начала следует рассказать об этапах развития в психологии теоретических представлений о горевании и о том, как работали с потерями раньше.
Первая волна. Конечно, психоанализ и Фрейд с его работой “Печаль и меланхолия”. Эссе увидело свет в 1917 году и собственно с этого момента началось научное изучение горя. Автор рассматривал горе отдельно от депрессии и считал его особенным психическим состоянием. Также он ввел термин “работа горя”. З.Фрейд рассматривал переживание горя через привязанность либидо в утраченном объекте и потерей этого объекта. Он считал, что личность в этот момент проделывает работу печали. Она создает сильную душевную боль, но благодаря ей «Я» снова становится свободным. После завершения этой работы человек может заново построить новые отношения и возобновить повседневную жизнь. Энергия либидо таким образом переносится на новый объект взамен утраченного. Работа горя рассматривалась как эмоциональный катарсис, в котором скорбящий должен был освободиться от своего горя и двигаться вперед, оставив прошлое позади. В этот момент возникла и долгое время поддерживалась концепция, что горюющий должен выразить и прожить свои эмоции, связанные с утратой, а также сепарироваться с ушедшим для новой жизни.
Вторая волна. Эрих Линдеманн и его работа “Клиника острого горя”, вышедшая в 1944 году. Он проделал колоссальный труд по изучении реакций людей в состоянии острого горя, выявил разные его формы и первым ввел в обиход стадии переживания утраты.
Он выделял в своих трудах следующие положения:
- Острое горе – это специфический синдром, характеризующийся определенной психологической и соматической симптоматикой.
- Острое горе обычно возникает сразу же после кризисного события, но может быть и отсроченным во времени. Также оно может не проявляться явным образом или же проявляться в виде чрезмерной реакции.
- Может случаться так, что вместо типичного синдрома у переживающего горе наблюдается искажённая картина. Но каждая из них может представлять один из аспектов синдрома.
- Эти искажённые переживания горя могут быть изменены и трансформированы в нормальную реакцию горя, которая сопровождается разрешением, высвобождением непрожитых эмоций.
Э. Линдеманн выделил основные признаки горя: физическое страдание, поглощённость образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения. Также он рассмотрел и представил пять форм горя:
- Искаженные реакции горя. Это тяжело болезненные реакции, носящие защитный характер. Они связаны с нежеланием или субъективной невозможностью осознать реальность потери, принять болезненные чувства и переживания в связи со случившимся.
- Хроническое или преувеличенное горе. Это состояние, когда симптомы усиливаются или затягиваются во времени.
- Отсроченное или запаздывающее горе. Проявляется, когда по каким-то причинам человек не может открыто переживать свое горе и симптомы горя осознаются и проживаются им спустя какое-то время по нормальному сценарию.
- Подавленное или сдержанное горе. Процесс горевания маскируется, подавляется, в связи с чем через какое-то время проявляется в психосоматических заболеваниях.
- Предвосхищающее горе. Процесс горевания в данном случае начинается до факта самой утраты из-за страха смерти или потери близкого человека.
Э. Линдеманн также выделил 4 стадии проживания горя:
- Шок: переживающий утрату не понимает или с трудом осознает, что случилось. Он чувствует оцепенение, ошеломление, шок.
- Протест и тоска: утративший ощущает напряжение и раздражение. Все рядом напоминает об ушедшем. Иногда на этой стадии может наблюдаться феномен «ложного узнавания», когда возникает иллюзорное переживания присутствия умершего, узнавания его среди других и т.д.
- Дезорганизация и страдание: четкое осознание факта утраты и переживание душевной боли в связи с ним, могут присутствовать депрессивные симптомы.
- Отделение и реорганизация: сепарация от потерянного объекта, возможность создавать новые отношения и восстановление прежней жизни.
В это время закрепляется идея о “нормальном” и “патологическом” горевании. Последнее возникает в случае подавления горя, поэтому участие консультанта или врача может способствовать облегчению выражения клиентом своих переживаний. Это помогает, по мнению Линдеманна, вылечить патологическое состояние неспособности прожить до конца процесс горевания.
Третья волна. В этот период основной упор делается на стадиях проживания горя. Представители: Э. Кюблер-Росс, Дж. Боулби, Дж. Ворден и сюда же можно включить и нашего Василюка Ф.Е. Итак, рассмотрим их всех. Дж. Боулби имел схожие с З. Фрейдом взгляды на горевание. Он считал, что при потере близкого человека происходит потеря объекта привязанности, а процесс переживания горя будет сходен с пережитым детским опытом отношений со значимым взрослым. Боулби разработал теорию привязанности, в которой он ввел понятие «поведение привязанности». Оно представляет собой инстинктивное поведение, формирующееся в период младенчества и имеющее цель получить близость с материнской фигурой. Поэтому, по его мнению, у утративших и появляется чувство гнева в первое время после потери объекта привязанности. Как и Фрейд, он вводит понятие печали, называя ее “хронической печалью”, которая проходит через определенное время. Весь процесс горевания является отражением феномена потери объекта привязанности – от попыток его вернуть до смирения с безвозвратностью утраты.
Дж. Ворден описал симптомы физиологического переживания горя. Он выявил их и описал в процессе обследования большого числа своих клиентов. Основные симптомы таковы: тянущее чувство в животе, сжатие грудной клетки, сжатие в горле, повышенная чувствительность к шуму, все кажется ирреальным, короткое дыхание, слабость в мышцах, недостаток сил, сухость во рту. В своей книге «Консультирование и терапия горя» Дж. Ворден предлагает свой способ работы с утратой. Он считает, что горюющий должен проживать горе через четыре задачи, выполнение которых может говорить о завершении работы горевания:
- Признать факт потери;
- Пережить боль потери;
- Наладить окружение, в котором ощущается отсутствие умершего;
- Выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить.
В отечественной психологии проблему горевания изучал Василюк Федор Ефимович. Он предложил в данном контексте две парадигмы:
- Парадигма забвения. Это потребность в максимальном отрыве и отделении от образа ушедшего человека.
- Парадигма памятования. Этот процесс включает в себя две составляющие: трансформация и переструктурирование отношений с ушедшим и создание нового образа «Я» того, кто переживает потерю.
Василюк Ф. Е. выделил пять стадий переживания горя:
- Шок и оцепенение.
- Поиск
- Острое горе.
- Остаточные толчки и реорганизация.
- Завершение.
Он определял работу горя как постепенный переход горюющего из этапа пребывания в прошлом, где жив объект утраты, в настоящее. Этот процесс обуславливается поиском новых символических ролей для ушедшего и выстраиванием другого смысла отношений с ним в текущем моменте. Горевание помогает проанализировать прошлые отношения, заново выстроить воспоминания об образе умершего, найти новые смыслы и породить актуальную роль ушедшего в настоящем.
Также важной вехой в изучении процесса горевания стало исследование Э. Кюблер-Росс. Она исследовала особенности процесса переживания человека собственного ухода, а также реакции его родственников и близких на умирание. В результате она предложила концепцию психологических стадий умирания. Этих стадий пять:
- Отрицание.
- Гнев, озлобленность.
- Стадия переговоров, торги.
- Депрессия.
- Адаптация, принятие.
Позже эту концепцию расширили для описания переживания утраты вообще, не обязательно связанной со смертью. Эти периоды теперь рассматриваются как последовательное решение духовно-психологических задач при переживании кризиса, потери и т.д., вплоть до задачи раннего пробуждения по утрам: отрицание, гнев, торг, смирение, кофе.
В настоящий момент современные зарубежные исследователи не разделяют процесс горевания на какие-либо стадии, а рассматривают по отдельности определенный вид потери: потеря ребенка, супруга или партнера, родителя, друга, сиблинга, домашнего животного, суицид. Также сейчас большое значение придается исследованиям индивидуальных стилей горевания, важности сохранения связи с ушедшим, особенностям личных реакций, обусловленных культурными, социальными и прочими контекстами.
Четвертая волна в чем-то соглашается с построениями предыдущих трех, в чем-то нет. Если сказать одной фразой, в чем отличие новой волны от предыдущих, то слоганом будет «всё индивидуально». То есть исследователи говорят о комплексном и одновременно уникальном характере горевания у каждого человека. Считается, что на человека в процессе проживания утраты влияют:
- социально-культурные особенности среды (у нас принято умершего хоронить, а у кого-то сжигать, на похороны обычно одеваются в черное или а где-то в белое);
- прошлый опыт (это моя первая утрата или я похоронил почти всех близких, обычно при потерях мне помогали справится занятия спортом, а кому-то нужно копаться в огороде);
- личностные особенности (кто-то очень экзальтировано реагирует на потерю, кто-то неэмоционален вообще, кому-то надо постоянно рассказывать о своем горе, кто-то молчит);
- система верований и ценностей (кто-то верит в жизнь после смерти и знает, что еще встретиться с умершим, а кто-то считает, что смерть – это конец всему);
- близкое окружение (в нашей семье принято горевать, собираться на поминках и вспоминать ушедшего, а у кого-то так не принято, кому-то близкие говорят: «нужно жить дальше, не распускайся и держись», а кого-то спрашивают: «что с тобой происходит и чем тебе помочь»);
- и т.д.
Поэтому психолог в своей работе должен учитывать множество контекстов и выстраивать работу со скорбящим, понимая, что существуют разные реакции на горе, основанные на индивидуальных и социально-культурных различиях.
Итак, какие концепции психотерапии потери есть сейчас:
- Горе – индивидуальная реакция человека на потерю или острый кризис. Говорить о патологии горевания нет смысла, есть конкретный человек со своим особенным процессом горевания, которое по каким-то причинам проживается именно так. В его ситуации – это норма, возможно сильно отличающаяся от других случаев.
- Существуют индивидуальные стили горевания. Кому-то полезно отреагировать свои эмоции, а кому-то нет. Консультант смотрит, кому из клиентов что помогает и предлагает работать именно так.
- Стадии горевания существуют как абстрактная конструкция, которая не влияет на реальный процесс горевания. Кто-то их проходит именно так, как говорили когда-то исследователи, кто-то делает это частично, кто-то по несколько раз, а кто-то переживает нечто свое и чувствует совсем другие состояния. То есть консультант исходит из того, что нет универсальных и последовательных фаз горевания, а есть индивидуальный опыт скорби.
- Продолжение отношений с умершим – это нормальная практика в процессе горевания, вариант адаптации к потере. Возвращение к обычной жизни возможно без окончательной сепарации с ушедшим.
- Процесс горевания может сильно отличаться в зависимости от объекта потери и способа его ухода. Суицид близкого, хроническая болезнь ребенка, внезапная смерть партнера, ожидаемые похороны родителей – каждая из ситуаций имеет свои особенности в работе консультанта.
Стили горевания. Эту проблематику изучают Терри Мартин ( T.L. Martin) и Кеннет Дока (K.J. Doka). В своих работах они представили понятие «индивидуального стиля горевания», что подразумевает использование человеком когнитивных, поведенческих и эмоциональных стратегий для адаптации к потере. Они считают, что есть некоторый континуум, на одном конце которого находится «интуитивный стиль», а на другом – «инструментальный стиль», а между ними в разных пропорциях существуют «смешанные стили» горевания. Эти состояния отличаются внутренними особенностями проживания утраты и внешними проявлениями.
- Интуитивный стиль – аффективный способ переживания горя. Горюющий выражает свои эмоции в полной мере, обостренно переживает утрату, старается разделить ее с другими людьми, чтобы справится со своей болью. Люди с этим стилем горевания могут достаточно длительное время выражать свои переживания после факта утраты.
- Инструментальный стиль: когнитивно-поведенческий способ переживания горя. Горюющий сдержан в своих эмоциональных проявлениях, не выражает их открыто. Он переживают утрату через конкретные действия, пытаясь таким образом совладать с событием. Людям с таким стилем реагирования на потерю не помогает фокусировка на душевной боли, они обычно ориентированы на будущее, а не на проживание горя в настоящем времени. Они управляют своими эмоциями и предпочитают не переживать их открыто.
- Смешанный стиль: сочетание интуитивного и инструментального стилей. Это самый распространенный стиль горевания. При нем человек одновременно демонстрирует пребывание то в одно, то в другом состоянии, осуществляя переход в зависимости от ситуации. То он невыносимо страдает от боли по своей потере и говорит, что не выдержит происходящего, то обсуждает, как распорядится наследством, то по прошествии многих лет обвиняет кого-то в утрате, заходясь в аффекте, то рассказывает смешные истории про умершего на похоронах.
Чем эти стили могут помочь нам, психологам, работающим с гореванием у клиентов?
- Обычно мы имеем дело с людьми, пришедшими выразить свои эмоции из-за своей потери, и как правило этот катарсис случается. У кого-то он бурный: с потоками слез, угроз, восклицаний, у кого-то тихий и почти незаметный. Кому-то необходимо раз за разом выражать накопившиеся эмоции в кабинете у психолога, а кому-то достаточно одной сессии. У людей с интуитивным стилем горевания будет много переживаний и перерабатываться они могут тоже долго. Условная норма «один-два года» для них не подходит. Такие клиенты иногда приходят с запросом, что им нужно где-то плакать время от времени и переживать свое горе. Близкие уже устали от постоянного выражения эмоций, а у горюющего осталась потребность проживать потерю.
- Но есть люди, которые не хотят таких катарсисов, им становится только хуже от постоянного фокусирования на их переживаниях. Они могут рассказывать истории о прошлой жизни с ушедшим, вспоминать о нем, решать проблемы, возникшие после утраты без погружения в эмоциональные пласты. Не всем клиентам необходим эмоциональный катарсис для освобождения от тяжелых внутренних переживаний. Им бывает достаточно обычного участия и внимательного слушания. Это их способ проживания потери: фокусирование на будущем и управление своим эмоциональным состоянием. Такие клиенты могут прийти по чьей-то наводке: «мне сказали, что со мной что-то не так, раз я не плакал на похоронах». Они будут считать, что необходимо что-то чувствовать, а раз таких чувств нет, то надо их разбудить и выразить.
- Сложнее всего понять, что нужно в данный момент человеку со смешанным типом. Он может нуждаться то в эмоциональном отреагировании, то в разговорах о том, что интересное его ждет впереди. С ним может сложиться ощущение, что человек «скачет» и не погружается в свое горевание до конца, но на самом деле, он так и проживает потерю: то так, то так. Такие клиенты встречаются чаще всего и их запросы про горевание могут быть любыми: от депрессивных реакций до желания все закончить и жить дальше.
Помощь страдающему
Горюющему человека важно пережить боль, выплакать и выстрадать эмоции. Наихудшей помощью станет фраза: «Возьми себя в руки, перестань плакать».
Обязательно почитайте:
Как успокоиться перед экзаменом: 10 способов как перестать волноваться
Умаление горя – не лучший способ помочь: в субъективной картине мира произошедшее может быть самым страшным событием.
Важнее продемонстрировать причастность к ситуации, ценность самого страдания и серьезное отношение к утрате: «Я понимаю тебя, я чувствую твою боль».
Важно! Нельзя оставлять горюющего человека, как сложно бы это не казалось. Чувство одиночество способно в разы увеличить время проживания горя.
Стоит быть готовым помогать, но не делать это насильно.
Оптимальным вариантом является периодические предложения прийти или звонки с вопросом: «Как дела?».
Нельзя оставлять горюющего человека, как сложно бы это не казалось
Важно быть готовым услышать негативный ответ и не обижаться, повторить предложение помощи несколько позже.
Особенностью русской культуры является разное отношение к гореванию у мужчин и женщин. Последним простительны слезы и страхи, более того, после трагедии от женщины этого ожидают.
Мужчина обязан быть суровым и твердым в любой ситуации. Принять собственную боль, прожить ее – сложный этап на пути излечения от горя для мужчины.
Задача близких людей – дать представителю сильного пола возможность выразить накопившиеся эмоции.
На последней фазе переживания утраты важно помочь человеку обрести новые смыслы существования, вернуться к реальности, старым хобби и друзьям.
Важно вместе выбрать дальнейший путь: некоторые потрясения полностью изменяют привычный ход жизни.
Нельзя забывать о физическом состоянии человека. Во время горя усугубляются хронические заболевания или появиться новые.
А когда человек недееспособен, важно помочь сохранять ему адекватный распорядок дня: принимать пищу, выходить на свежий воздух, соблюдать гигиену.
Выполнение привычных монотонных действий – хороший способ успокоиться и немного прийти в себя.
В целом, страдающему человеку просто нужны рядом надежное плечо и опора, сочувствие и понимание. Советы, наставления и умные заключения могут лишь навредить или навсегда испортить отношения.
Обязательно почитайте:
Боязнь заболеть — это какая фобия: как победить страх болезни, эффективные методы
Признаки: какие еще?
Если скончался близкий, человек, который не может справиться с горем, слишком долго хранит его вещи, причем это переходит рамки разумного. Некоторые собирают из фотографий огромные коллажи, на которые буквально молятся, а другие полностью сохраняют комнату почившего в исходной форме, не допуская никаких изменений. Со стороны это напоминает музей. Заметив такое в жизни близкого или друга, чтобы помочь ему справиться с потерей, нужно по возможности порекомендовать пообщаться с квалифицированным психотерапевтом, иначе состояние человека постепенно будет лишь утяжеляться.
Известны такие случаи, когда на некоторой стадии горевания персона начинала демонстрировать симптоматику, похожу на свойственную почившему близкому незадолго до смерти. Психологи рассказывают о людях, которые посещают приемы и жалуются, что ранее пережили смерть близкого из-за легочного заболевания, а сами временами задыхаются, хотя обследование организма демонстрирует абсолютное здоровье. Такое возможно, в частности, если родной скончался из-за легочного рака. Даже если событие произошло несколько лет назад, персона, ежели не в силах справиться с ним, все еще ощущает горе, существует в состоянии кризиса и не может разобраться самостоятельно, что происходит. Зачастую работа с психологом позволяет понять, что первопричина такого состояния – страх смерти. Например, если человек находится в том же возрасте, что и его близкий, скончавшийся от тяжелой болезни, состояние может быть очень тяжелым. Такое наблюдается и при наличии иных параллелей.
Ответственный подход: важность горя и борьбы с ним
Между прочим, раньше даже практиковались специальные обряды, разработанные специально для оформления горевания. Традиционные общества поддерживают переживание. И в наши дни в некоторых народностях приглашают плакальщиц, дабы проститься с усопшим. Такие проводы упрощают окружающим переживание горя и победу над ним.
Этап борьбы с горем, именуемый окаменением, ни у кого не вызывает удивления или сомнений. На этом шаге человек напоминает робота, а его эмоции если выражены, то слабо. В норме состояние в случае смерти близкого длится не более трех суток. Не стоит тормошить страдальца, пока фаза не пройдет самостоятельно. Если она затягивается более чем на три дня, можно посоветоваться с психологом.