У истоков гештальт-терапии: Фредерик С. Перлз


Фриц Перлз

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970). Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973). Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Теория и практика гештальт-терапии Ф.Перлза.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 20Следующая ⇒

гештальттерапия. Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Перлз (1893– 1970). Теоретические установки гештальттерапии. Фигура и фон. Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма. Душа и тело составляют неразделимое целое. В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). Построение и завершение гештальтов – естественный ритм жизнедеятельности организма. Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, – это результат неудовлетворенной потребности. Блокировка незавершенных гештальтов – это основа невроза. Задача психотерапевта – помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (т.е. сформировать гештальт) и в конечном итоге – нейтрализовать эту потребность (т.е. завершить гештальт).

гештальт-терапии часто используются следующие методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Гештальт-терапевт во время сеанса может вести себя несколько отчужденно, а его уважение к клиенту проявляется только тогда, когда он ста­новится самим собой. Он может быть требовательным, добиваясь доверительных отношений. По мнению многих психологов-прак­тиков, гештальт-терапия дает более быстрые перемены по сравне­нию, например, с клиент-центрированнной терапией, однако она обладает и потенциально деструктивным воздействием, если пси­холог хочет добиться перемен слишком быстро. Клиент может воспринять психолога как «гуру». С одной старой* это вселяет в него веру и увеличивает возможности позитивных изменений, с другой — увеличивает опасность возникновения зависимости от харизматического терапевта.

1. Восприятие -«здесь-и-сейчас». Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в прошлом или будущем. Хотя обсуждаются и прежние переживания, мечты о бу-дуТщзмГакцент делается на их связи с актуальными, сиюминутны­ми ощущениями и переживаниями. _Е.сли_клиент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенес­ти с помощью фантазии действие в настоящее и рассказывать о событиях так, будто они происходят в данный момент.

2. Директивностъ, или направление поведения. В некоторых ситуациях психолог указывает клиенту, что ему делать: предлага­ет выполнить определенные действия, дает инструкции и указа­ния относительно того, что нужно совершить в данный момент. Дополнительный эффект придают директивам обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретация. Такой экспе­римент вызывает у клиента определенные переживания, способ-ные изменить его точку зрения на свое прежнее поведение, пере­живания, отношения с людьми.

3. Речевые изменения. Гештальт-терапевт, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения. Большинство вопросов есть не что иное, как замаскированные утверждения. (Вопрос «Ты меня любишь?» может на самом деле обозначать «Я не уверен, что ты действительно меня любишь».) Гештальт-терапевт добива­ется, чтобы клиент заменял вопросы на Я-утверждения, тем са­мым усиливая самоидентификацию и конкретность. Клиенту предлагается говорить в настоящем времени («Все происходит здесь-и-сейчас»), что помогает сфокусироваться на проблеме. По­этому предпочтительнее вопросы «как», «что», чем вопросы «по­чему», направляющие беседу по интеллектуальному руслу.

4. Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак («top-dog»

и
«under­dog»).
Эта техника связана с наличием у клиента различных расщеплений, фрагментов, противоположностей^ «личности. Для повышения эффективности функционирования личности требуется , интеграция расщепленных частей, противоборствующих фрагмен­тов личности, преодоление внутренних барьеров и установление связи между этими фрагментами. Когда у клиента наблюдается расщепление, гештальт-терапевт предлагает провести следующий эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по оче­реди
ипровести диалог между ними. Авторитарная, требователь­ная «верхняя» собака характеризуется наличием слов «должен», «обязан».
«Нижняя» собака, напротив, пассивна, с чувством вины, она оправдывается и ищет прощения. Подобные, диалоги могут- провй-диться между другими значимыми полярностями личности: между агрессивным и пассивным, мужским иженским,.дево|ии правой, рукой и т.д. Диалог между расщепленными фрагментами, помогает клиенту лучше понять себя. ,

5. Работа со сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорит, чтб»«сон — это королевская дорога к интегра­ции личности». Он считает, что сновидение — это проекция на­шей личности, а отдельные элементы сновидения — отчужденные части нашей личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать отчужден­ные, спроецированные части личности своими. С помощью «про­работки» отдельных элементов сновидения посредством отожде­ствления с ними и произнесения от их имени монологов обнару­живается скрытое содержание сновидения через его переживание.

При повторении определенных сновидений велика вероят­ность того, что за этим кроется важная для клиента экзистенци­альная проблема. В работе со сновидениями можно выделить че­тыре этапа. На 1-м этапе клиент рассказывает содержание своего сна. На 2-м этапе он пересказывает сон, меняя прошедшее время на настоящее, будто сон снится клиенту теперь. На 3-м этапе кли­ент, как режиссер, формирует сцену, включающую в себя элемен­ты сна. На 4-м этапе консультант поощряет клиента превращаться в различные элементы своего сна, используя техники организации диалога между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются друг с другом. Такие столкновения дают клиенту возможность интегрировать отчужденные части, иденти­фицироваться с ними путем ассимиляции проекций. При этом не обязательно, чтобы клиенты работали со всем сном.

В последнее время сотрудники Московского Гештальт Инсти­тута предложили ряд собственных идей для работы со сновидени­ями. Интересной является техника Д. Хломова «Антисон». Она основана на теоретическом положении гештальт-терапии о проти­воположностях, из которых состоит как сознательное, так и бессознательное. Работа осуществляется следующим образом. Клиент последовательно рассказывает свой сон психологу. По­следний выбирает и записывает все существительные, прилага­тельные и глаголы. Затем клиенту предлагается найти антоним (противоположность) для каждого слова. После этого психолог рассказывает клиенту новую историю (сон), который состоит из выбранных клиентом антонимов. Как показал наш опыт работы, эту технику хорошо использовахь^^огда кдиеиту приснился очень неприятный^ тгJfiВД)ЖШ>цl сон,-д лслиент склонен приписывать ему» некое мистическое содержаще»

6. Противоположности (реверсявн&Я/^Ч>а) Иногда явное поведение клиента представляет собой отрицание глубоких и скрытых желаний, противоречие с тем, чего он хочет на самом де­ ле. «Например, человека, который является «душой считая, что они более точно передают чувства человека, чем язык. Движения,^ ясесты, позы клиента иногда несут важное содержание. Предлагая клиен­ту усилить, преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

8. Выявление фантазий. Эта техника используется для уско­рения процесса гештальт-терапии. Гештальт-терапевт поощряет клиента описать его фантазию в отношении обсуждаемых фигур или самого терапевта. Обратная связь от клиента, касающаяся фантазий относительно терапевта, расценивается как проецирова­ние качеств клиента на терапевта.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Теория гештальт-терапии

Центральным понятием метода является, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип». Эта концепция являлась основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии.

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление, что люди не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении и нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности. Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Основные положения гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии базируются на основных положениях данного направления. Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяет такие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Человек должен сконцентрироваться на чувствах, мыслях, ощущениях, которые происходят с ним сейчас. Если он говорит о прошлом, то должен произносить такие слова, будто это происходит с ним сейчас.
  • «Я – Ты». Обучение человека открыто и непосредственно обращаться к тому, о ком он говорит.
  • Континуум сознания. Концентрация на потоке мыслей и чувств, которые происходят в данную секунду, отказ от постоянного анализа ситуации и высказываний.
  • Субъективизация высказываний. Обучение человека говорить о себе, своем теле, неудачах и прочем так, что он сам себе «мешает», «не помогает», «не дает» и т. д. Человеку кажется, что кто-то извне мешает ему жить счастливо. На самом деле он сам является автором собственных несчастий.

Самая главная ошибка, которую вы можете совершить, — это быть счастливым в прошлом. Все люди знают, что жизнь может как радовать, так и огорчать. Однако за «черной полосой» всегда идет «белая», и об этом не стоит забывать, когда вы снова столкнетесь с неприятностями и проблемами, которые заставят вернуться в те воспоминания, когда вы жили беззаботно.

Почему человек живет прошлым? Если вы погружаетесь в былые воспоминания и не хотите из них выходить, это говорит лишь о том, что настоящая жизнь вас не захватывает, не радует, не наполнена чем-то интересным и новым. Вам сейчас живется скучно или вы погрязли в большом количестве проблем, отчего решили вернуться воспоминаниями в то время, когда все было хорошо, весело и беззаботно.

Однако это является ловушкой. Вы вернулись в прошлое, не желая видеть настоящего положения дел. Зачем вам возвращаться в теперешнее время, если вы уже счастливы, вспоминая о прошлом, когда вы были успешны? Это – ошибка, которая просто погружает вас в состояние депрессии и безвыходности.

Во-первых, вы живете прошлым, не обращая внимания на настоящее. Соответственно, вы несчастливы «здесь и сейчас», но счастливы «тогда и там». Во-вторых, если вы постоянно находитесь в прошлом, значит, не решаете тех вопросов, которые заставили вас убежать из настоящего. Вы избегаете проблемы, которые нависли над вами сейчас, не понимая, что они никуда не денутся и будут о себе напоминать каждый раз, когда вы будете возвращаться в настоящее.

Не будьте счастливыми в прошлом. Пусть прошедшая жизнь будет показателем того, что вы можете чего-то достигать и решать вопросы. Пусть прошлое будет вашим стимулом для того, чтобы не опускать руки в настоящем, пока вы решаете возникшие проблемы. И как только вы научитесь справляться с теперешними неурядицами, не избегая их, вы станете более уверенными в себе, перестанете опускать руки перед каждой неудачей и поймете, что живете счастливой жизнью.

Прошлая жизнь – показатель того, что вы можете быть счастливыми. Но ведь и тогда, в прошлом, вам приходилось преодолеть некие трудности, чтобы достичь успеха. Это дает понимание того, что вам и сейчас нужно продолжать жить настоящим, преодолевать препятствия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в настоящее и снова поверить в себя, что вы можете всего достичь и со всем справиться.

Природа человека в контексте теории Перлза

Принцип холизма (целостности). В общем, этот принцип говорит о том, что состояние целого не определяется простым суммированием состояний его элементов, но является единым целым и качественно иным, нежели эта сумма. При этом, сами по себе, процессы и состояния отдельных частей этого целого исчерпывающе определяются природой самого целого. Говоря иначе, человек функционирует как единый организм, физиология которого, мыслительные процессы, эмоции нельзя разделить и изучить по-отдельности.

Эмоции человека имеют три аспекта — они могут быть функциями мышления, физиологии и органов чувств.

Принцип гомеостаза, плюс диалектика. Этот принцип Перлз применил к психологической реальности индивида, полагая под ним способность системы к сохранению внутреннего равновесия (постоянства) своего состояния путем противопоставления (сравнения противоположностей). Логично предполагая, что мышление человека связано с пониманием противоположностей и фактически основано на их противопоставлении (оценке), Перлз выдвинул концепцию психологического баланса личности. Эта концепция заключалась в том, что любой организм обладает стремлением к балансу или равновесию, то есть покою и отсутствию перемен.

В понимании Перлза, мыслительный процесс был основан на сравнении, когда одно могло познаваться только в контексте своей противоположности (без холодного нет горячего, без добра нет зла и т.п.).

Каждое мгновение на единый организм действовало множество разных факторов и внешних и внутренних, естественным образом стремящихся нарушить равновесие всей системы в целом. В результате стремления к сохранению первоначального состояния, развивается противоположная тенденция к восстановлению общего баланса. Эта тенденция — базовая потребность организма и в процессе этой саморегуляции создается образ текущей потребности, с которой в данный момент связано желание ее удовлетворения. Потребность может быть удовлетворена или же нет, но в любом случае, в процессе создается образная ситуация фигура-фон (или гештальт) — образ значимой потребности на фоне менее значимого в данный момент содержимого. Это связано с особенностями человеческого восприятия воспринимать вещи интенционально, то есть всегда фиксировать внимание на конкретном значимом объекте, о чем и говорится в феноменологии.

В процессе удовлетворения значимой потребности снижается психологическое напряжение, баланс восстанавливается, то есть текущая ситуация потребность — удовлетворение завершается.

Итак, упомянутый гомеостаз, это процесс, в ходе которого личность раз за разом удовлетворяет свою потребность, возвращая желаемое равновесие.

Согласно Перлзу, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно (просто в силу своего наличия) стремятся вывести систему из равновесия, то процесс возникновения потребностей и их удовлетворения возникает вновь и вновь. Под потребностями в данном случае понимаются, как физиологические, так и психологические, что естественно, если мы понимаем организм, как целое. Что касается отношений с внешним миром в контексте удовлетворения потребностей, Перлз выделял две стратегии поведения — аутопластическое (стремление адаптировать поведение к внешнему миру) и аллопластическое (приспособление внешнего мира под свои интересы).

Из сказанного можно понять, что состояние фигура — фон (или гештальт), возникает как образ осознания текущей потребности и, в силу непрерывности процесса, представляет из себя постоянно незавершенное состояние, создающее психологическое напряжение, поскольку гештальт непременно требует завершения (потребность должна быть реализована). Доминирующая потребность создает то, что в гештальте называют фигурой, а менее значимые потребности временно уходят в фон.

Показательно отношение Перлза к сознанию человека в контексте текущей потребности. Он считал, что оно, не просто некая система обслуживающая эти потребности, но самая суть сознания, тождественная потребности и ситуации, которая вокруг этого разворачивается. То есть сознание, есть появление, развитие потребности, а также и пути ее реализации — налаживание отношений с миром, самим собой и т.п.

Личность и доминирующие инстинкты. Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, базовым инстинктом человека, являлся сексуальный инстинкт и, в соответствии с этим воззрением, основной потребностью человека была половая потребность. Фриц Перлз, не подвергая сомнению этот посыл, тем не менее утверждал, что такой взгляд является односторонним и, не вполне учитывающим другую изначальную биологическую потребность человека — потребность в пище. Эту потребность Пёрлз назвал инстинктом голода. Таким образом он выделил две базовые потребности.

Инстинкт голода Пёрлз связал с определенными событиями в развитии человека, связанными с удовлетворением этой потребности в раннем возрасте. Это четыре стадии развития человека — пренатальная (внутриутробная), предентальная (связанная с удовлетворением голода через сосание), инцизорная (кусание), молярная (кусание и жевание). С точки зрения Перлза эти четыре стадии имели непосредственную связь с психологическими особенностями индивида, так предентальная связывалась с нетерпением, инцизорная с агрессией, молярная с ассимиляцией (или усваиванием). Таким образом, по аналогии с этапами развития, наиболее зрелое поведение человека всегда связано с ассимиляцией (не только пищи, но и вообще всей информации, приходящей из внешнего мира).

Агрессия и защитное поведение. Согласно Перлзу, агрессия несла в себе важный биологический функционал, обеспечивая удовлетворение потребностей через контакт с окружающей средой. Роль агрессии была в устранении препятствий на пути к значимой потребности. Причем, истинной ее целью было именно устранение препятствия, а не разрушение, поскольку деструкция любого объекта предполагает невозможность его использования (ассимиляции) в дальнейшем. Если проводить параллель с процессом удовлетворения инстинкта голода, то здесь несомненно просматривается связь с процессом кусания и последующего пережевывания пищи.

Согласно Перлзу, невозможность реализации естественных проявлений биологической агрессии (ее подавление) вело к очевидным психологическим проблемам и здесь прослеживается очевидная аналогия с теорией подавленных устремлений ИД Фрейда.

Защита — инстинкт, связанный с самосохранением, при этом он может принимать различные формы, от агрессивного поведения до бегства.

Принцип реальности. Человек всегда находится в процессе взаимодействия с окружающим миром, а поскольку это общение всегда связано с удовлетворением потребностей, то поэтому, человек не ограничивается просто восприятием событий, а активно вмешивается в этот процесс. Важно уточнить, что это вмешательство относится как к внешнему, так и к внутреннему миру (психике). Для реализации своих потребностей целесообразно условное разделение мира на внешний и внутренний, поэтому, каждый индивид в процессе развития создает это разделение, именно поэтому в сознании возникает понятие субъекта и объекта. Границы между этими двумя мирами проходят по линии наших интересов, ведь человек создает это разделение сам, и эта граница находится в процессе постоянных изменений, завися от многих факторов — физиологических инструментов восприятия (органы чувств), потребностей личности, ее представлений о внешнем и внутреннем, от я-концепции и т.д. При этом, в общем и целом, это граница контакта с окружением, на линии которой и происходят события.

Понятие Эго в теории Пёрлза. Эго неразрывно связано с взаимодействием с окружающим миром, это взаимодействие является причиной его появления, а границы ЭГО определяются границами этого контакта. По Перлзу человек функционирует как личность только в месте встречи с тем, что считает чужим (отличным от я).

Субъективное осознание себя как отдельного от мира и составляет суть Эго.

Согласно гештальт концепции, эго-личность всегда рассматривается в контексте его потребностей.

Развитие личности. Суть развития и изменения личности в удовлетворении постоянно возникающих потребностей, которая происходит через ассимиляцию фрагментов окружающего мира. По сути, это непрерывная цепочка, которая выглядит следующим образом, потребность-нарушение равновесия-агрессивный контакт-удовлетворение через ассимиляцию-новое равновесие и т.д. Таким образом, личность почти всегда находится в состоянии очередного незавершенного гештальта (неудовлетворенной потребности). Исходя из этого принципа, понимание психологически здорового индивида возможно лишь в контексте постоянного удовлетворения потребностей, или иначе, постоянно завершающегося гештальта, а раз так, то отсюда же вытекает и концепция психологического роста (актуализации), и это — движение к способности все более эффективно «закрывать» актуальную потребность.

Формирование полных и всесторонних гештальтов является предпосылкой психического здоровья и роста» (Ф. Перлз. 1951).

Гештальт-терапия Фредерика Перлза

Гештальт-терапия (в переводе с нем. «образ», «фигура», «фон») – метод психотерапии, способствующий распространению сознания человека, и достижение на основе этого большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром. У истоков развития гештальт-терапии стоял немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик С. Перлз. Благодаря его научной деятельности и вкладу в развитие нового направления ряда многих ученых, в том числе и его жены Лоры, гештальт-терапия на данный момент обрела значительную популярность в Европе. Очень многие люди, не справившиеся с решением своих личностных проблем, обращались к психоаналитикам, активно применяющим методы гешталь-терапии для оказания им психотерапевтической помощи. Немалое число институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира.

Основы гештальт-терапии

Для начала объясним, что же такое гештальт. Это понятие представляет собой своеобразную организацию частей, составляющую единое целое. Т.е. в своем восприятии мы выбираем то, что является для нас наиболее важным и значимым, например, чувство голода заставляет искать определенную пищу, которой можно быстрее устранить это чувство, остальное на данный момент не имеет никакого значения до поры времени. И как только происходит насыщение, внимание переключается, другими словами, мы в первую очередь обращаем внимание на наиболее значимые фигуры (это может быть образ близкого нам человека, чувство голода, головная боль), а прочие детали остаются незамеченными, уходят в так называемый фон.

Природа человека

В теории гештальт-терапии природа представлена как могучая, самовосполняющаяся сила, которой свойственно столько же физиологических и животных факторов, как социальных и культурных. Здесь мы признаем первичность условий жизни.

Поле «организм-окружающая среда»

Поскольку существование человека-животного включает и его окружающую среду, в теории широко используется понятие «поле», «организм-среда», т.е. его сущностью является его целостность и неразрывность с окружающей средой.

Саморегуляция

Не существует ни одной функции жизнедеятельности живого существа, которая не включала бы в себя контакт с окружающей средой. Теория природы человека-животного содержит принцип саморегуляции, которая только тогда будет хорошей, если поле «организм-окружающая среда» ничем не будет искажено.

Контакт и граница контакта

Контакт – это то, как осуществляется взаимодействие человека с объектом или окружающей его средой, предоставляющей различные пути их наведения. Это также способность отказаться от неподходящих способов для своего удовлетворения. Любой контакт считается именно творческой адаптацией человека к окружающей среде, благодаря ему, он подтверждает сохранение своего уникального бытия.

Доминантность

Гештальт-рисунок Для осуществления контакта важно, чтобы осознаваемая нами фигура отделилась от фона. Именно она создает доминантность поля, которая преобладает над остальными, не значимыми для нас объектами. Целью гештальт-терапии является активация нашего умения взаимодействовать с образами, строить их в адекватной связи с фоном.

Острая ситуация и терапевтическая ситуация

Исходя из вышеприведенных понятий и оперируя ими, гештальт-терапия анализирует страдания, невроз и все трудности, из-за которых люди обращаются к психотерапевту. И удивительным является то, что симптом является следствием уже упомянутой творческой адаптации человека к окружающей среде. Отсюда становятся понятными те психотехнические приемы, используемые психоаналитиками для подведения человека к осознанию своих проблем и неудач и самостоятельной разработке путей их решения.

Задачи гештальт-терапии

Так, мы выяснили задачу психоаналитика, которая сводится к попыткам поддержать способность человека выделять гештальт-фигуры, отделять их от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строиться и разрушаться. Если я веду машину, образы, которые я воссоздаю, состоят из увиденных пейзажей, если же вижу помеху, эти образы исчезают и заменяются образами непосредственной опасности на пути. Такое последовательное создание и разрушение гештальт-образов называется циклом контакта, включающим в себя четыре фазы:

  • предконтакт – заключает фон или задний план, которым является наше тело и в нем зарождается чувство или желание, говорящее об определении наличия актуальной потребности в этот момент;
  • контактирование – образ, выделившийся от хаотичного фона, сам отходит на задний план. С этого времени энергия аккумулируется и дает возможность человеку повернуться к окружающей среде для изучения всех имеющихся в ней способов с целью найти удовлетворение своей потребности;
  • финальный контакт – теперь сама среда уходит из поля внимания и возникает новый образ – выбранный объект;
  • постконтакт – уже нет ни фигуры, ни поля, не остается больше ничего актуального и потребность либо удовлетворена, либо сменилась на другую, отличную от предыдущей.

В жизни мы можем не доводить до конца эту последовательность фаз. Например, я хочу позвонить своему другу (фаза предконтакта), иду к телефону, беру его в руку, набираю номер (фаза контакта), но вдруг мои действия прерывает звонок в дверь, и я откладываю трубку телефона. Здесь мы имеем дело с еще одним важным понятием в гештальт-терапии «незавершенность ситуации». В нашем случае, телефонный разговор не состоялся по причине более актуальной потребности открыть дверь пришедшему человеку, здесь выбора не было, и последовательность фаз нарушилась.
В жизни большинство из нас очень часто прерывают эту последовательность в той или иной ситуации. Патогенная ситуация создается, когда я оставляю незавершенную ситуацию, попадаю в положение безвыходности или отсутствия рационального выбора (в данном случае с отложенным телефонным разговором), и не возвращаюсь к этому. Здесь может быть неосознаваемое раздражение, будто бы не все сделал, что планировал.

Когда подобная незавершенная ситуация начинает сильно беспокоить человека, терапевт наводящими вопросами дает ему возможность понять прерывание последовательности, изменить его, чтобы тот вновь смог сделать правильный и безболезненный выбор.

Игры

В гештальт-терапии существует много различных игр, нацеленные на решение проблем.

Незаконченное дело

Как уже говорилось, когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его, чтобы выявить чувство обиды, которое характерно для незаконченного дела.

Проективная игра

Того, кто выражает недоверие своими словами просят сымитировать ненадежного человека, чтобы выявить и доказать скрытую его ненадежность.

Выявление противоположного

Эта игра основана на том, что в своем поведении в большинстве случаев мы проявляем себя полностью противоположно тем чувствам и эмоциям, которые находятся глубоко внутри нас. Например, приятную молодую девушку просят сыграть роль «сварливой и злобной мегеры».

Репетиция

Многие из нас в своем уме прокручивают те или иные высказывания в различных воображаемых ситуациях, и участники игры делятся своими репетиционными мыслями.

Преувеличение

Какое-либо движение тела или жест намеренно акцентируется и утрируется с целью показать его нелепость.

Игры, используемые в брачном консультировании

Партнеры высказывают друг другу свои обиды, а затем, исчерпав их, перечисляют взаимные положительные стороны. Еще их просят открыть те или иные внешние или внутренние качества, которые заметны в другом собеседнике, что помогает связывать факты с действительностью, а не со своими фантазиями.

Есть и другие методики в гештальт-терапии, которые направлены на определенный круг решаемых проблем, среди которых может быть и психотерапевтическое воздействие на людей, страдающих зависимостями от алкоголя, наркомании и др. Важно помнить, что только профессионал имеет право проводить подобные сеансы, поскольку неправильная тактика коррекции может принести серьезные осложнения психике пациента.

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

Почему гештальт терапия?

Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: