Тафофобия – это страх похорон, в том числе и собственных, а также страх быть заживо захороненным. Тафофоб также испытывает страх перед похоронной атрибутикой и любыми упоминаниями о ритуале захоронения. Это фобия, которая является частым следствием или спутником танатофобии – страха смерти. Обе они тесно взаимосвязаны друг с другом. Спутниками тафофобии также могут быть и никтофобия – фобия темноты, клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств.
Основана фобия на культурных традициях, на личностном восприятии человеком ритуалов и церемоний, связанных со смертью. Тафофобия не относится к социальным фобиям.
Что такое тафофобия и ее происхождение
Что такое тафофобия? Тафофобия – это боязнь похорон, боязнь гробов, венков и прочих атрибутов, а также боязнь быть погребенным заживо. Тафофоба пугает мысль о собственных похоронах или о похоронах другого человека. А также больного преследует страх проснуться в гробу. Одна мысль об этом нагоняет ужас.
Боязнь быть похороненным заживо может быть связана с клаустрофобией, никтофобией и танатофобией. Страх основан на индивидуальных убеждениях и представлениях личности, особенностях восприятия церемонии захоронения и других ритуалов, связанных со смертью.
Пик распространения тафофобии пришелся на XIX век, однако еще 1772 году ввели правило трехдневной отсрочки перед захоронением трупа. СМИ до сих пор подогревают слухи, мистические истории о летаргическом сне, с которым чаще всего и связывают погребение заживо. Многие писатели страдали этим неврозом, завещали забальзамировать их тела и периодически проверять на наличие признаков жизни.
Это интересно! Тафофобия чаще встречается у мужчин. Ученые предполагают, что это связано с установкой и ориентацией женщин на жизнь, рождение и воспитание детей. Они верят, что будут жить вечно, продолжаясь в своих детях.
Почему развивается патология
Данная фобия достаточно экзотичное состояние, но, тем не менее, оно встречается часто. Известно, что им страдали весьма известные личности, например, Шопенгауэр, Гоголь и многие другие.
- Источники в интернете и СМИ. интернете появляются статьи о том, что люди впали в летаргический сон и были похоронены заживо. И это произошло по вине врачей. Также известны случаи, когда люди, впавшие в летаргический сон, были действительно похоронены и замерзали. Ощущение даже обычного человека на самом деле жуткие.
- Наследственность. Нет, людям не передается по наследству склонность впадать в летаргию. Однако встречаются семьи, у которых были подобные случаи. Если такие истории передаются от одного поколения к другому, то можно выделить и наследственный фактор.
Кроме того существует вообще категория людей, которые боятся всего. К перспективе собственной смерти большинство относятся со страхом, и это вполне естественное состояние. Таким образом, тафофобия – это боязнь оказаться похороненным заживо, люди начинают испытывать приступы настоящих панической атаки, при виде чужой процессии. Они боятся кладбищ, ритуальных агентств.
Очень близкими к этому состоянию являются клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) и никтофофия (страх темноты). Природа у них похожая. Медики утверждают, что по статистике примерно 60% женщин и 40% мужчин видят во сне своих усопших родственников и друзей. Однако не редко у них появляется представление, что эти люди были похоронены по ошибке.
Если обычный человек, испытывает неприятные мысли о неизбежном окончании человеческой жизни, то фоб не может относиться к этому аналогичным образом. Разумеется, современная медицина имеет все возможности определить факт смерти, для этого существуют специальные процедуры и приборы, однако, абсолютных методов диагностики этого фактов не существует. Все эти процедуры не применяют, если требуется констатация смерти на дому.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые относятся к факту смерти к как ошибке. И начинают фантазировать на эту тему.
Откуда берется этот страх
По мнению психологов, многие фобии являются следствием пережитого в детстве страха. Причем этот страх бывает связанным именно со смертью. С другой стороны многим, к сожалению, приходится переживать уход их жизни своих родственников и друзей. Поэтому, когда ребенок погружается в атмосферу скорби, горя, у него появляется фантазия на тему того, что человек может проснуться в гробу после того, как его похоронят.
Что будет, если умерший проснется? По мере взросления он выясняет, что есть такое заболевание, как летаргия. Впечатлительный и эмоциональный ребенок начинает примеривать собственную фантазию уже на себя. Постепенно боязнь похорон начинает обрастать новыми подробностями. В итоге его пугают даже собственные мысли, а избавиться от них у него не получается.
Постепенно тафофобия приобретает иррациональность и настойчивость, что постепенно приобретает формы навязчивого состояния. Тафофоб оказывается настолько испуганным собственной фантазией, что уже не может посещать ритуальные процессы, например, похороны близких родственников. Взрослая жизнь требует проявления уважения к смерти, но фоб боится таких мероприятий, он не в состоянии справиться с приступом панической атаки, которая в этом случае неизбежна. Тафофобу проще выглядеть невежливым, чем показать всем неадекватность во время приступа панического ужаса.
Еще одной причиной фобии часто оказываются фильмы ужасов, которые многие с удовольствием смотрят. Особенно распространенным бывает сюжет, когда главный герой оказывается погребенным, будучи живым, и не в состоянии спасись, погибает в силу трагических обстоятельств. Поэтому медики рекомендуют людям с болезненной фантазией не смотреть подобные картины, особенно, перед тем, как ложиться спать.
Основные признаки тафофобии
Признаки тафофобии можно разделить на соматические и поведенческие. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Соматические симптомы тафофобии
Соматические проявления зависят от типа нервной системы и интенсивности реагирования на стресс. Список симптомов индивидуален, но чаще всего встречаются следующие проявления:
- потливость;
- пищевые расстройства (булимия, анорексия);
- агрессия;
- навязчивые мысли;
- скачки давления;
- учащенное сердцебиение;
- одышка;
- головная боль;
- предобморочное состояние;
- рвота;
- тошнота;
- боль и напряжение в мышцах;
- расстройство стула;
- рассеянность;
- снижение работоспособности;
- хроническая усталость.
Нетипичные поведенческие реакции
Больной постоянно готов к внезапной смерти, из-за этого он готовит много информации на случай его ухода. Например, пишет предсмертную записку, составляет завещание, оставляет послания, дает наставления. Эту информацию он вручает тем, кто будет хоронить его в случае внезапной смерти.
В приступе паники больной может яростно просить перед захоронением убедиться в его смерти. Если человек живет один, то он перед сном пишет записку с указаниями и поручениями для тех, кто найдет его. Как правило, человек со страхом быть погребенным заживо просит не проводить вскрытие, провести анализы, которые подтвердят смерть, подождать перед захоронением несколько недель.
Некоторые тафофобы изнуряют себя походами по врачам, чтобы исключить возможность впадения в летаргический сон. Как бы странно это ни было, они ищут информацию о реальных случаях захоронения заживо, просматривают страшные картинки, видео.
Соматические симптомы тафофобии
Соматическая симптоматика тафофобии достаточно обширна и характерна для множества фобий. У каждого больного набор симптомов индивидуален и зависит от интенсивности реагирования на стрессор, а также от устойчивости нервной системы.
Наиболее характерны при тафофобии следующие симптомы:
- усиленное потоотделение;
- нарушение пищевого поведения (анорексия, булимические приступы);
- навязчивые мысли;
- агрессия;
- перепады давления;
- учащенный пульс;
- обморочные состояния;
- одышка;
- головная боль;
- рвота, тошнота;
- диарея, запор;
- мышечные боли;
- забывчивость, рассеянность.
Физиологические проявления
Проявления фобии индивидуальны, но психологам удалось выделить несколько общих признаков тафофобии. Рассмотрим их подробнее.
Нарушения сна
Темное помещение, горизонтальное положение, одиночество, закрытые глаза напрямую ассоциируются с похоронами. Из-за этого страдает качество сна.
Какие проблемы со сном испытывает тафофоб:
- частое пробуждение;
- проблемное засыпание;
- ночные кошмары;
- бессонница;
- неспособность полностью расслабиться;
- неестественные для сна позы.
Последнее чаще является методом борьбы со страхом. Чтобы избавиться от ассоциаций, больные занимают неестественное положение: стоя, сидя, согнувшись.
Это важно! При тафофобии больному снится, что он оказывается в заколоченном гробу, слышит, как сыпется земля на крышку гроба. Проснувшись после таких сновидений, человек пребывает в холодном поту, ему тяжело дышать, повышается давление, учащается сердцебиение.
Физические недомогания
Мы уже рассмотрели соматические симптомы, которые встречаются чаще всего. Осталось добавить, что кроме них наблюдаются панические атаки и индивидуальные психосоматические симптомы. Кто-то ощущает недомогание в одной системе, кто-то сразу в нескольких системах организма. Некоторые люди любое ухудшение самочувствия расценивают как приближающуюся смерть.
Как проявляется фобия
Проявления фобии довольно индивидуальны и во многом зависят от характера человека, от степени и давности фобического расстройства. Но кое-что общее у всех тафофобов все-таки имеется. В большинстве своем эти люди избегают говорить о смерти в любом контексте. Если дорога домой лежит мимо кладбища, тафофобу будет проще продать квартиру и переехать в другой район, чем заставить себя ходить мимо пугающего места, вселяющего тревогу. Страдающие этой фобией люди болезненно воспринимают любую информацию о чьей-то смерти, даже если речь идет о незнакомом человеке.
Страх быть похороненным заживо и боязнь похорон может сопровождаться отказом посещать подобные церемонии, даже если этого требуют нормы приличия (умер родственник). На физическом уровне страх проявляется нарушением сна. Нередко расстройство сопровождается гипнофобией (боязнью засыпать, чтобы не умереть во сне). Таких людей чаще мучают ночные кошмары, страшные сновидения.
Причины возникновения тафофобии
Причина – ассоциации со смертью и захоронением. Механизм образования ассоциаций может иметь прямой и опосредованный характер. Например, это может быть наблюдение в раннем возрасте за похоронной процессией, смерть кого-то из близких и страх после похорон. Испугать может кошмарный сон, угрозы и нападение.
Еще одна причина – неблагополучное детство. Если ребенку прямо говорили о том, что он нежеланный, что родители не любят его, то у него может сформироваться страх быть похороненным заживо.
Кроме этого, тафофобия у детей может быть вызвана посещением похорон, наблюдением за процессом, действиями и реакциями людей. Никогда нельзя точно сказать, как детская неустойчивая психика отреагирует на это. Потому не рекомендуется брать детей с собой на похороны. Если это неизбежно, то нужно заранее рассказать ребенку о том, что он там увидит, почему это происходит. А также важно объяснить, что смерть это неотъемлемый этап жизни.
Психологи выделили несколько общих черт у людей, которые становятся тафофобами:
- повышенная эмоциональность;
- повышенная чувствительность;
- ранимость;
- мнительность;
- развитая фантазия;
- развитое ассоциативное и образное мышление;
- впечатлительность;
- психофизическое истощение, напряжение.
Фобия может развиться как после личного опыта общения со смертью, так и после просмотра фильмов, прослушивания рассказов и т.д.
Страх быть погребенным заживо: причины
Причины тафофобии могут быть очень разными, ведь ее развитие связано с ассоциациями о смерти и захоронении. А их может вызывать не только наблюдение траурных ритуалов или смерть близкого человека, но и любые другие события. Следует отметить общую тенденцию развития страха похорон, боязни оказаться запертым в собственном гробу у гиперэмоциональных лиц с богатой фантазией, чувствительных, склонных к мнительности, у людей с развитым ассоциативным, образным мышлением. У такой личности тафофобия может развиться как на основе реальных событий, так и после прочтения определенной литературы, просмотра кинолент трагического характера, бесед с определенными людьми.
Развитию любых страхов и фобий, а в частности, тафофобии, способствуют такие факторы, как нервное перенапряжение. Причем, его могут вызывать не только реальные стрессоры. Зачастую впечатлительная личность самостоятельно истощает свою нервную систему постоянными тяжелыми мыслями.
Типичной причиной тафофобии нередко становится смерть дорогого, близкого человека, которую индивид тяжело переживает.
При низкой стрессоустойчивости фобия может стремительно прогрессировать. А при влиянии негативных событий уже в течение нескольких дней некоторые индивиды, образно говоря, «угасают» – впадают в состояние интенсивной тревожности, глубокой депрессии. По статистике, женщины в 2 раза более подвержены фобическим расстройствам, чем мужчины. В случае же с тафофобией это соотношение обратно пропорционально. Как оказалось, мужчины боятся смерти и похорон сильнее, чем женщины. Ученые выдвигают предположения о том, что в женщине материнский инстинкт и инстинкт продолжения рода развит гораздо сильнее. Поэтому женщина больше ориентирована на жизнь, на своих детей (или перспективу рождения ребенка в будущем), на заботу о потомстве. Она видит продолжение себя в своем потомстве. Это оберегает ее от развития страха смерти и похорон. В то же время, мужчины более склонны к философским размышлениям на вечные темы. Что способствует их большей уязвимости касательно страха смерти.
Еще одной предпосылкой для формирования страха похорон могут стать события из детства. Он развивается, если в семье царила неблагополучная психологическая атмосфера, а ребенок был нежеланным, и ему прямо об этом говорили.
Есть теория о том, что еще в утробе матери эмбрион на подсознательном уровне способен ощущать, ждут ли его появления на свет. Это невероятно, но маленькие дети остро чувствуют эмоции родителей, и в особенности, материнские. Страх не родиться из преднатального периода остается глубоко в подсознании на всю жизнь.
Детские воспоминания остаются с нами на всю жизнь, образы из детства врезаются глубоко в подсознание. Поэтому наблюдение сложной, трагичной похоронной процессии с горюющими, причитающими родственниками, торжественные действия священника, погружение в землю «спящего» в гробу человека также могут оставить неизгладимое впечатление в воображении ребенка. Вот почему маленьких детей не рекомендуется брать с собой на похороны. Ведь никто не может знать, как поведет себя детская неустойчивая психика. На фоне наблюдаемого события у малыша может развиться не только страх посещать похороны, но и танатофобия, страх одиночества, темноты и другие тревожные расстройства.
Поэтому, если вы берете свое чадо на похороны (иногда без этого невозможно обойтись в силу семейных и религиозных традиций), следует психологически подготовить его к наблюдению данного ритуала. А именно, объяснить, что и почему произошло с покойником, что конкретно с ним будут делать и для чего это необходимо. Пояснить, что смерть является закономерным процессом, и что не стоит этого бояться.
Виды тафофобии
Можно выделить несколько подвидов тафофобии. Рассмотрим каждый подробнее.
Страх погребения заживо
Под тафофобией чаще всего подразумевают именно этот страх – боязнь быть погребенным заживо (тафефобия). В его основе лежит инстинкт самосохранения, страх оказаться обездвиженным, без еды, воды и доступа воздуха. Важно понимать, что все истории о погребении заживо уходят корнями в далекое прошлое. Тогда медицина не была так развита, как сейчас, не было моргов. Обморок, кому и прочие пограничные состояния могли принять за смерть. Но тафофобов это не останавливает, а современные фильмы с подобным сюжетом еще больше пугают впечатлительных граждан.
Страх похорон, кладбищ и гробов
Страх самого процесса похорон и кладбищ (койметрофобия), страх гробов может быть связан с воспоминаниями о чьей-то смерти. А также страх идти на похороны, посещать кладбища поражает суеверных людей. Кто-то боится восстания мертвецов, кто-то своей смерти, кто-то ухода близкого человека, а кто-то погребения.
Боязнь катафалка
Катафалк – еще один атрибут похорон. Это машина, отправляющая человека в последний путь. В данном случае страх связан и с боязнью смерти, и с боязнью неизвестности. Особенно изощренные тафофобы могут представлять, что их еще живых положили в гроб и везут в катафалке, а тот попадает в аварию.
Страх мучений от болезни
Некоторых людей пугает не столько сама смерть, сколько боль и смерть в муках. Причину такого страха стоит искать в прошлом. Вероятно, больной стал свидетелем того, как умирал его близкий человек.
Страх смерти
Танатофобия, или страх смерти – основа тафофобии. Это гипертрофированный инстинкт самосохранения, который проявляет себя после того как человек стал свидетелем чьей-то смерти или из-за того, что человека пугает незнание, неизвестность. Об этом страхе мы подробнее поговорим в другой статье.
Летаргический сон
Первые случаи летаргического сна были описаны несколько столетий назад. В таком состоянии у человека снижается температура тела, дыхание становится незаметным, сердцебиение снижается до минимума. Согласно результатам исследований, впасть в летаргический сон могут люди, подвергшиеся сильнейшему стрессу, психофизически и эмоционально истощенные личности. А также такое может случиться при сильной интоксикации, алкогольном отравлении, травме головы. Больных с этим типом фобии мучает боязнь проснуться в гробу.
Лечение тафофобии
Психотерапия – самый надежный метод лечения тревожно-фобических расстройств. Для лечения тафофобии могут использоваться различные психотехники. Все зависит от степени запущенности расстройства и типа личности. Для коррекции тревожности используются такие методы, как:
- Свободное ассоциирование и десенсибилизация.
- Нейролингвистическое программирование.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия.
Так или иначе, если навязчивая тревожность постоянно беспокоит вас или ваших близких, следует незамедлительно обратиться к специалисту за психологической помощью.
Не менее важна и самостоятельная работа над своим психическим состоянием. В случае с тафофобией эффективными окажутся такие мероприятия, как:
- Чтение, прослушивание, просмотр жизнеутверждающих, позитивных книг, аудиозаписей, музыки, фильмов.
- Занятия спортом, активный отдых, прогулки на природе.
- Поиск и изучение информации о своем тревожном расстройстве, объективный взгляд на свои страхи.
- Переоценка своей жизни, ежедневных занятий.
- Минимизирование ситуаций, провоцирующих приступы страха (исключить пребывание в замкнутых темных пространствах, в слишком холодных или жарких, душных помещениях, в одиночестве)
- Беседы с людьми, страдающими схожей проблемой как вживую, так и в соцсетях, на форумах, оказание взаимной психологической поддержки.
Следует помнить, что тревожно-фобическое расстройство успешно лечится, любые страхи можно откорректировать при своевременном обращении к квалифицированному психотерапевту.
Мы надеемся, что перечисленные в статье способы лечения помогут вам справиться с тафофобией или предупредить ее развитие. Множество людей испытывают всевозможные страхи и фобии. Давайте поможем им вместе! Для этого достаточно сделать репост данной записи в социальной сети. Также вы можете оставить свое мнение о статье или обсудить ее с другими читателями ниже.
Как избавиться от тафофобии
Как избавиться от тафефобии? Основной метод лечения – психотерапия. Конкретный метод подбирается в зависимости от типа личности больного и в зависимости от течения фобии.
Используют такие методы как:
- свободные ассоциации и десенсибилизация;
- нейролингвистическое программирование (НЛП);
- когнитивно-поведенческая психотерапия;
- гипноз.
На запущенных стадиях психотерапевт назначает медикаменты: антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты.
Советы психолога
Психологи рекомендуют поддерживать больного. При таком виде фобии ни в коем случае нельзя оставлять человека в одиночестве. Не рекомендуется заниматься самолечением, психологи советуют незамедлительно обращаться к специалистам. До похода к врачу можно принять седативное средство на растительной основе.
Самостоятельная борьба с фобией
В качестве самопомощи рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
- Читайте жизнеутверждающие книги, прослушивайте жизнеутверждающие песни, аудиокниги. Смотрите позитивные фильмы.
- Занимайтесь спортом, гуляйте, активно отдыхайте.
- Развивайте объективное отношение к страху. Изучите статистику, информацию, которая опровергает вероятность погребения заживо.
- Определите цель и смысл в жизни, будьте заняты этим.
- Найдите поддержку в близких людях.
Это важно! Если вы не можете справиться с фобией самостоятельно, то обратитесь к психологу. Тафофобия хорошо поддается лечению, если оно подобрано специалистом и проходит под его контролем.
Методы борьбы с тафофобией
Для получения результата от терапии необходимо чётко поставить для себя цель и обратиться за консультацией к психотерапевту. Этот специалист сможет не только спланировать курс лечения, но и найти причину тафофобии.
Психотерапия
Победить боязнь оказаться погребенным заживо, а также страх перед самими гробами можно с помощью усовершенствованных методик. Целью психотерапевта является получение максимального количества информации от пациента. Вся информация подробно разбирается, чтобы найти психологический «якорь», который закрепил страх в подсознании. Наиболее успешны следующие методы:
- Нейролингвистическое программирование – ненавязчивое внушение пациенту необходимых тактик борьбы с фобией. Конкретные слова, которые подбираются врачом, вводятся в обычную беседу. Результат фиксируется каким-то маркером: щелчком ручки, постукиванием пальцев и т.д. Позже, когда человек начнёт ощущать подступающую панику, ему достаточно воссоздать этот звук. Это успокаивает и даёт возможность переключиться на что-то другое.
- Когнитивный метод – борьба со страхом посредством постоянного столкновения с ним. Пациенту предлагается просматривать видео на соответствующую тематику, читать истории, а также посещать кладбища. Этот метод применяется лишь в отношении взрослых людей со сформировавшейся психикой.
Эффективным способом борьбы со страхом быть похороненным заживо могут быть симуляторы. Сфера развлечений предлагает скучающей публике квесты по высвобождению из гроба. В этом испытании с пациентом может быть его близкий человек. Не стоит этого делать, если, помимо фобии, человек страдает проблемами с сердечно сосудистой системой.
Самолечение
При незначительных проявлениях тафофобии можно справиться с ними самостоятельно. Этот способ борьбы с фобией менее эффективен и даёт недолгий результат, но очень актуален, если возможности обратиться к специалисту нет.
Нужно найти хобби, которое будет отвлекать от тревожных мыслей. Отличное решение — занятия спортом или какой-либо вид творчества. Специалисты рекомендуют также избегать фильмов и книг с угнетающим содержанием, выбирая весёлую и жизнеутверждающую тематику.
Больным тафофобией стоит отказаться от спиртного и наркотиков. Эти вещества разрушающе влияют на психофизическое состояние человека и могут привести к затяжной депрессии, что только усилит страх.
Важна поддержка близких. Ощущение того, что человек не одинок, делает его более спокойным и значительно сокращает риск панических атак.
Больному не рекомендуется читать страшные и угнетающие книги
Последствия и опасность запущенной фобии
Постоянное напряжение приводит к депрессии. При низкой стрессоустойчивости всего за два дня фобия может достичь опасной стадии. От состояния легкой тревоги человек переходит в состояние глубокой депрессии и интенсивной тревожности.
Больного мучает страх заснуть и не проснуться, а также боязнь, что никто не поможет. Так рождается страх одиночества, который в данном случае является последствием страха смерти. На запущенных стадиях больной может уснуть только в присутствии кого-то. Эти меры, как и сон в неестественной позе, направлены на снижение тревоги, создание ощущения безопасности. Однако достигается обратный эффект: тревога возрастает, больной создает дополнительные проблемы себе и другим людям.
Это важно! Навязчивые мысли и действия мешают человеку работать, жить, строить семейные отношения. Хроническая депривация сна приводит к осложнениям: галлюцинации, неврозы, нервные срывы, берд, паранойя. Без лечения состояние тафофоба будет постоянно ухудшаться.
Тафофобия: история одного страха
Страх смерти – это один из двух главных страхов человека. Столь же значительной силой обладает только страх предательства – потери любви и уважения, изгнания из круга общения. И то, и другое – это утрата. Уход близкого человека в иной мир подаёт нам повод к размышлению: а что после? Как я, именно я, уйду из жизни?
Люди с развитым воображением острее боятся смерти. Один из образов, который приходит к ним – быть погребённым заживо. Тафофоб стремится обезопасить себя: он засыпает с трудом и видит кошмарный сон. Этот человек очнулся в гробу, в замкнутом пространстве, в полной темноте и практически без воздуха. Он колотит в крышку и пытается убежать из могилы, а после – просыпается в холодном поту и с частым биением сердца.
Фантазия подсказывает и методы решения проблемы. Тафофоб оставляет обращения к близким людям и просит отложить его похороны на несколько суток. Некоторые даже пишут записку каждый раз перед сном. Тафофоб избегает замкнутых пространств – ему трудно проехаться в метро или в лифте, путешествовать в ночных поездах.
Лицо, которое страдает страхом погребения заживо, может тратить деньги и время на постоянные медицинские осмотры. Например, некоторые тафофобы снимают суточную электроэнцефалограмму несколько раз в год. Проявления тафофобии очень разнообразны, но она приводит к сбоям в работе тех органов, где уже есть нарушения. Тому, кто страдает этим страхом, очень трудно контролировать свои мысли, поэтому первыми страдают нервные клетки. Часто тафофобы испытывают боли в суставах и мышцах, им знакомы проблемы с аппетитом и перепады кровяного давления.
Психотерапевты утверждают, что тафофобия не связана с особенностями культуры и присуща жителям всех стран мира. Она может появиться у человека с любым статусом, исповедующего любую религию. Этот страх может развиться и из воспоминаний о раннем детстве, и после знакомства с произведениями искусства, и, что случается довольно часто, прийти из слухов и сплетен.
История тафофобии это история человеческих заблуждений, слабости и глупости.
Античные авторы приводят первые свидетельства о погребениях заживо и чудесных спасениях. Впрочем, точного определения смерти греческие и римские врачи так и не сформулировали. Гиппократ описал виды трупного разложения и выдвинул предположение о сердце как вместилище души. По его мысли, дыхание требовалось для охлаждения горячего сердца, и резкое снижение температуры тела при потере сознания могло быть признаком смерти. Однако единственный достоверный признак смерти по Гиппократу — это появление трупных пятен.
Тем не менее, греки знали ряд заболеваний, подобных смерти. Другой греческий врач, Гален, причислил к ним истерию, асфиксию, кому и каталепсию. Например, одна из его пациенток не смогла прийти в сознание после родов. Гален убедил её родных отсрочить похороны, и через месяц она вернулась к жизни. Римские врачи, например, Аврелий Корнелий Цельс, также призывали коллег не спешить констатировать наступление смерти. По его оценке, преждевременно погребали каждого тысячного жителя Римской Империи. Плиний Старший описывает случаи, когда люди приходили в сознание, лёжа на погребальных кострах или похоронных носилках.
Уже в Античности сюжет преждевременного погребения увлекает литераторов. Харитон Афродисийский написал повесть «Херей и Каллироя». Ревнивый муж подозревает жену в измене и избивает её до полусмерти. Она просыпается в семейном склепе и не может понять, что произошло. Внезапно в склеп врываются пираты. Они желают поживиться дорогим перстнем с пальца Каллирои. Видя, что она жива, разбойники увозят Каллирою и продают её в рабство богачу. Так завязывается сюжет одного из первых любовных романов Европы, и Херею придётся приложить немалые усилия, чтобы вернуть жену.
Средние века — это время, когда многие медицинские знания античных врачей были утеряны и забыты. Впрочем, врачи XVIII века порой испытывали удивление при осмотре тел: у некоторых трупов продолжался рост волос, выделялись слёзы, иногда даже сохранялся пульс в первые часы после остановки дыхания. Многие знатные люди даже делали в завещаниях особые пометки, поскольку опасались очнуться в гробу. Например, парижский адвокат Жан де Пуатевен попросил отсрочить свои похороны на двое суток. Встречались пожелания забить гвозди под ногти, полосовать пальцы заточенной бритвой, приложить к пяткам горячие угли. Во время эпидемий распространялись слухи, будто в братской могиле очнулся кто-то из заражённых чумой.
Легенды о погребённых заживо были не только достоянием народной молвы, но популярным сюжетом художественной литературы. Один из сюжетов – история «дамы с кольцом». Имя дворянки Рихмондии фон Адухт и по сей день знает каждый житель Кёльна. По легенде, она ушла из жизни в 1357 году во время эпидемии чумы. Её похоронили в подземелье Кёльнского собора. Один священник решил снять с тела покойницы дорогие украшения и наведался в крипту с фонарём и ножом. Однако стоило ему отрезать палец, как Рихмондия очнулась. Священник упал в обморок, а «воскресшая» пошла домой с его фонарём. Слуга, который встретил хозяйку на пороге дома, в свою очередь, тоже свалился без чувств. А вот муж оказался более стойким: он схватил меч и обещал добить Рихмондию, если та не докажет, что она ожила.
И тут произошло чудо: из конюшни на верхний этаж дома поднялись две белые лошади, на которых ездили супруги Адухты. Как гласит легенда, Рихмондия прожила ещё семь лет в браке с господином Адухтом, а на деньги этой семьи была воздвигнута Апостольская церковь Кёльна. Фреска на стене этой церкви изображает спасение госпожи Адухт из гроба, а на колокольне помещены две лепные лошадиные головы.
Во многих городах есть свои «дамы с кольцами». Однако этот сюжет не был единственным: средневековые европейцы любили легенды о спасении юных дев и несчастной любви. Отпрыски двух богатых семейств получали отказ родителей в заключении брака. Девушка теряла сознание от несчастной любви, и её объявляли мёртвой. Однако парень проникал в семейный склеп и спасал свою возлюбленную. После чудесного спасения молодые уезжали в дальние края, где венчались и жили долго и счастливо. Самая известная нам вариация имеет грустный финал: это история Ромео и Джульетты, описанная итальянцем Маттео Банделло, а затем адаптированная Уильямом Шекспиром для театральной постановки.
Более пикантная версия оживления юной особы — это история о странствующем монахе. Монах соглашался остаться на ночь возле тела дочери уважаемого человека (например, трактирщика), и таки приводил её в чувство. Однако результатом его работы становилось рождение внебрачного ребёнка. В итоге, монаху приходилось с позором снимать с себя духовное звание и жениться. Впрочем, монах мог столкнуться и с потусторонними силами: вспомните повесть Н.В. Гоголя «Вий».
Наконец, ещё один сюжет подтверждается историческими фактами. История о невезучем враче. Одним из таких оказался испанец Андреас Везалий. Когда он вскрывал дочь одного испанского дворянина, то обнаружил: её сердце пульсирует. Отец каким-то образом узнал об этом и донёс королю Филиппу II. Можно сказать, что король спас своего лучшего врача от неприятных последствий: он помиловал его на суде инквизиции и отправил на стажировку в Венецию. Везалий в дальнейшем находился под защитой короля, но в Испании больше не появлялся. Остаток дней он провёл в путешествиях, а погиб в кораблекрушении на пути из Палестины в Грецию.
Большая часть историй о невезучих врачах и пациентах, умерших при вскрытии, так или иначе связаны с придворными кругами. Покойный мог быть высокопоставленным лицом: один испанский кардинал очнулся в морге. Он даже вскочил со стола и подрался с врачом, когда в животе уже был сделан надрез. В результате скончался на месте от потери крови. Эти истории и трагичны, и анекдотичны одновременно: сочетание низкого уровня медицинских знаний с придворными интригами даёт взрывоопасную смесь.
Авторы первых трактатов о возможных признаках смерти рассматривали городские легенды и сплетни как реальные истории и не проверяли правдоподобность этих случаев. И если отдельные учёные, как француз с датскими корнями Жак-Бенинь Винсло, делали острожные выводы о невозможности констатировать наступление смерти с полной уверенностью, то некоторые занимались откровенным плагиатом и раздували масштаб проблемы. Жан-Жак Брюйер д’Абленкур попросту переписал работу своего коллеги по Французской Академии и выпустил научно-популярное произведение для высшего света. Он, например, пугал дворян картинами, когда люди просыпались в гробу и ели свои пальцы. Впрочем, именно Брюйер первым поставил вопрос о пределах выживаемости человека. Он приводит истории монахов, способных выдержать пост на воде в течение нескольких месяцев.
Также Брюйер знакомит читателя с историей шведского садовника Эрика Бьёрнсона. Тот гулял по озеру близ замка Дротнингхольм и увидел, что в прорубь упал рыбак. Хотя садовник вытащил рыбака, ему самому не хватило сил выплыть: течение затянуло Бьёрнсона под лёд. Рыбак пошёл за подмогой, но из-за непогоды она прибыла нескоро. Садовник провёл подо льдом целый день. Однако голова Бьёрнсона оказалась в воздушном пузыре, и тот выжил. Рыбаки вытащили его багром, и вскоре об этом случае узнала королева Швеции Элеонора. Садовник показал ей шрам от крюка на шее и признался, что спал подо льдом. Единственным звуком, что он услышал во сне, был звон колоколов кафедрального собора.
Тем не менее, именно Брюйер первым выступил с инициативой о строительстве моргов для отсроченного погребения. Он предлагал выдерживать тела минимум 72 часа между объявлением о смерти и отправкой тела в последний путь.
Морг-дворец и побег из гроба
В целом, уровень познаний в биологии в целом и медицине в частности к концу XVIII века нельзя было назвать высоким. Например, биологи в то время уже наблюдали способность некоторых видов (например, жаб) впадать в спячку при недостатке воды и пищи. Однако в то же время некоторые учёные допускали, что некоторые виды птиц зимуют на дне морей, а человек также способен к спячке. Впрочем, научные общества того времени даже учреждали медали для врачей, которым удалось оживить объявленных мёртвыми. В правилах конкурсов могли быть прописаны занятные пункты. Например, в Пруссии на медаль не могли претендовать тюремные доктора. А среди приёмов по оживлению, распространённых в то время, было, например, нагнетание воздуха с табачным дымом в задний проход.
Уже в 1790 году в Веймаре открылся первый морг для тел с подозрением на «мнимую смерть». Врач Кристоф Вильгельм Хуфеланд вёл активную работу по сбору средств на морги, и к началу XIX века они функционировали в Пруссии, Баварии, Саксонии. Сам Хуфеланд применял весьма жёсткие процедуры вроде горячих пластырей, едких порошков и иголок под ногтями. Его коллеги тоже любили экспериментировать с «мнимыми мертвецами» и оживляли их с переменным успехом. В морге постоянно находились дежурные смотрители, а возле каждого тела был колокольчик. Предполагалось, что мнимый мертвец может позвонить и получить помощь, если придёт в сознание. На свободных местах расставляли горшки с цветами, чтобы улучшить запах в комнате.
Многие морги были обставлены богато: архитекторы копировали итальянские виллы, отделывали стены мрамором, возводили купол-ротонду. Именно в немецких моргах появляются впервые появляются отдельные залы прощания. В марте 1871 года император Вильгельм I даже подписывает указ об обязательном пятидневном карантине для каждого мёртвого тела.
Массовый страх погребения заживо вылился не только в строительство моргов, но и в попытки сделать гроб с системой для побега. Например, в 1792 году герцог Брауншвейгский заказал для себя гроб, который можно открыть ключом изнутри. По той же системе был устроен и замок в дверях его семейного склепа. Тогда же появляются первые гробы со звонками: в гроб вставлялась труба, а в ней был канат. Один его конец был привязан к руке покойного, второй – к языку колокола, что висел на надгробии.
В Британии такого рода гробы продавал владелец похоронного бюро Джордж Бейтсон. Любопытно, что он делал гроб в первую очередь для себя: он очень боялся очнуться в гробу. Продажи поначалу шли настолько хорошо, что даже королева Виктория наградила его орденом Британской империи по рекомендации придворных. Однако со временем гроб Бейтсона возненавидели могильщики: огромное количество ложных срабатываний поставило саму идею безопасного гроба под вопрос. Бейтсон настолько боялся расправы, что опубликовал своё завещание. Когда он перестанет дышать, он просил, чтобы ему поставили клизму конопляного масла и унесли в ближайший крематорий. Страх довёл Бейтсона до самоубийства: он выпил несколько бутылок этого масла, и в итоге получил отравление. Ученики нашли его в луже масла в мастерской.
Тем не менее, в изобретательности особенно преуспели именно немцы и американцы. К концу XIX века на рынке присутствовали: гроб с сиреной, гроб-катапульта, гроб с сигнальными ракетами и даже гроб с шанцевым инструментом и защитной маской для самооткапывания. Польский аристократ граф Карнице-Карницкий даже устроил на рубеже веков турне по Европе с целью продемонстрировать свой безопасный гроб. Он оснастил свой гроб электрическим звонком, насосом для воздуха и сигнальными флажками. Карнице-Карницкого закапывали в землю при стечении зевак на ярмарках, и вскоре он начинал подавать сигналы. Спусковой механизм был взят из охотничьего ружья: Карницкий настаивал, что одного движения пальцем достаточно для спасения. Однако к тому времени безопасные гробы стали, скорее, сюжетом для анекдота, и изобретение было вскоре забыто.
Медицина XIX века: первые тесты на смерть
XIX век это время, когда появились новые способы проверить наступление смерти. Один из приёмов – создание простой электрической цепи и проверка реакции мышц на ток. Доктор Кристиан Август Струве разработал устройство из двух конусов, медного и цинкового. Их обёртывали тряпками, смоченными в нашатырном спирте, и подносили к лицу пациента, когда тот был без сознания. Изобретатель стетоскопа Рене Лаэннек и его коллега Эжен Бошу упорно добивались от французских властей принять закон об обязательном прослушивании ритма сердца. Когда Французская Академия объявила в 1848 году конкурс на самый достоверный признак смерти, именно Бошу получил первую премию. Однако на конкурсе также были предложены проверка температуры тела с помощью желудочного зонда и анализ крови (главным образом, определение её цвета и температуры). Впоследствии Бошу удалось описать течение болезней, при которых замедляется пульс, и его очень трудно прослушать: пульмонарной эмфиземы, перикардита, тяжёлых отравлений.
Аристократ маркиз д’Урше учредил в 1867 году призовой фонд для авторов двух методов: первый – для врача, чей метод определения смерти может быть научным и даст высокую вероятность. Второй – для автора метода, которым могут пользоваться не только врачи, но и люди без медицинского образования и специального оборудования. Второй приз, что примечательно, был в четыре раза больше первого: двадцать тысяч франков против пяти тысяч. Этот конкурс привлёк, в основном, не врачей, а шарлатанов с гипнозом и безопасными гробами. Первый приз получил профессор Вебер из Лейпцига за натирание кожи наждачной бумагой, утешительный приз в 500 франков – некто де Кордю за проведение горящей свечой по пальцам. Большого приза не получил никто, и он был передан бедным родственникам маркиза из трущоб Сен-Жермена к их несомненной радости.
Доктор Северин Икар из Марселя стал обладателем приза Французской Академии в 1895 году. Он первым стал проводить анализы крови с добавлением флуоресцирующего красителя. Кровь живого человека становилась жёлтой при взаимодействии с этим веществом. Когда доктор Икар капал красителем в глаза, то оболочка зеленела. Другой его тест был более зрелищным: доктор писал на полоске бумаги слова «Я умер» невидимыми чернилами из ацетата свинца. Бумага находилась во рту пациента. Когда ацетат свинца реагировал с двуокисью серы, то слова проявлялись. Однако вскоре выяснилось, что двуокись серы присутствует не только в трупных газах, но и, например, в поражённых кариесом зубах, а также образуется при тонзиллите.
Во второй половине XIX века страх погребения заживо становится массовым. Если образованные и обеспеченные люди требовали провести вскрытие тела, то бедные слои общества могли даже поднимать восстания и требовать эксгумации свежей могилы. Газетные репортёры, особенно в провинции, искали сенсаций, и слухи о погребении заживо позволяли продать свежий номер как горячие пирожки. Большинство активистов обществ противников преждевременных похорон медицинского образования не имели. Они настраивали против врачей тех людей, кому медицина часто была не по карману.
Если же в таком обществе и состоял врач, то это был человек с необычной биографией. Например, британский подданный из Калькутты Роджер Чу потерял в детстве сознание на похоронах своей старшей сестры и провалился в её могилу. Он пролежал несколько дней в бессознательном состоянии, и его уже положили гроб. Но вдруг младшая сестра заметила, как шевелятся губы брата. Врачи откачали избыток жидкости из шеи Роджера, и он был спасён.
Впоследствии Роджер избрал карьеру военного хирурга и сталкивался со случаями «оживления» в моргах во время эпидемий холеры. Его лучший друг, офицер Фрэнк Лассел, сидел рядом с Роджером на одном банкете. Он так рассмеялся над одной из шуток Роджера, что потерял сознание и упал головой в его тарелку. Через месяц доктору Чу было поручено провести эксгумацию тела Лассела и тот увидел, что крышка гроба была сдвинута, Лассела засыпало землёй, а его поза была неестественно скрюченной.
Последней каплей на пути в активисты для доктора Чу стали истории погребения его родственников. Он занимался похоронами своего дяди и посетил семейный склеп для обустройства места. Гроб одной его дальней родственницы был открыт, а руки свесились до пола. Роджер Чу стал обвинять её мать: та убежала в Англию с новым мужем. А он, также хирург, якобы отравил свою падчерицу, с которой постоянно конфликтовал.
Вскоре Роджер Чу вступил в американское общество противников преждевременных похорон, чем оказал большую услугу его членам. Люди с поддельными дипломами выдавали себя за врачей, занимались вызовом духов и боролись против прививок. Наличие настоящего врача в обществе позволило его лидеру, геологу Уильяму Теббу, выступать с докладами на медицинских конференциях и в парламентах европейских стран. Любопытно, что доктору Чу пришлись по душе погребальные традиции коренных жителей его родной Индии. Он полагал, что хищные стервятники и бродячие собаки обладают связью с потусторонним миром и не трогают некоторые тела в «башнях молчания». В итоге Роджер Чу открыл собачий приют и пытался научить собак отличать живых людей от мёртвых.
Тафофобия в художественной литературе
Литераторы XIX века также обыгрывали сюжет о погребении заживо. Эдгар Аллан По обращался к этой теме особенно часто. Персонаж его рассказа «Погребённый заживо» страдает каталепсией и теряет сознание на улицах. Он рассказывает истории о преждевременно захороненных, а заканчивает случаем из своей жизни. Однажды он очнулся в маленькой комнате, где пахло сырой землёй, а его рот был завязан платком. Впрочем, стоило ему сорвать платок и закричать… как пришли матросы и выпроводили его с баржи. Он забрёл туда накануне, когда заплутал в лесу под дождём.
В рассказе «Береника» двоюродный брат заглавной героини Эгеус сходит с ума. Ему везде мерещатся прекрасные зубы своей кузины, впавшей в летаргический сон. Слуга входит к Эгеусу в спальню на следующий день после похорон Береники и сообщает: разорён семейный склеп. Кто-то разрезал лицо девушки! К своему ужасу, Эгеус обнаруживает пятна на своей одежде и зубы Береники в шкатулке…
«Бочонок Амонтильядо» — история мести по-итальянски. Дворянин Фортунато оскорбил масона Монтрезора, за что и поплатился на карнавале. Монтрезор предложил тому попробовать редкое и дорогое вино в старом замке, заманил Фортунато в подземелье, напоил и замуровал заживо.
Марк Твен также пишет историю мести и помещает её действие в мюнхенский морг. Дом иммигранта из Германии в штате Миссисипи атакуют двое грабителей в военной форме. Они убивают его жену и ребёнка, а спящего хозяина связывают, предварительно накачав хлороформом. Впрочем, немец приходит в себя и замечает, что у одного из грабителей нет большого пальца на правой руке. Грабителей спугнул звук горна: офицер кавалерии стучится в дверь и требует алкоголя. Они узнают голос своего командира и убегают через заднюю дверь.
Немец находит окровавленный отпечаток… большого пальца правой руки на своих документах. Он решает найти обоих солдат и наказать их. Для этого ему приходится проникнуть на военную базу под видом предсказателя и провести гадание по ладоням. Единственный девятипалый солдат признаётся в содеянном и кается перед немцем, а также называет имя подельника. Отпечаток пальца указанного им сослуживца совпадает с уликой. Немец выслеживает преступника и убивает его, а после бежит в Германию.
Он находит работу: место смотрителя морга в родном Мюнхене. Однажды вечером в морге раздаётся звон колокола над одной из кроватей. К своему ужасу, он узнаёт убийцу. Тот выжил после удара ножом. Немец радуется встрече и не спешит топить очаг в палате. Он заворачивается в одеяло и выпивает шнапс на глазах у старого врага. Враг же неспособен пошевелиться и медленно умирает под насмешливым взглядом смотрителя морга…
Впрочем, месть немца имела и благородную сторону. Он передаёт часы убийцы сыну того девятипалого солдата, который раскаялся в содеянном и изначально был против убийства. Примечательно, что в конце XIX века, когда Твен писал свои рассказы, дактилоскопия ещё не получила признания криминалистов.
Уилки Коллинз также боялся погребения заживо. Он описал одну такую историю в рассказе «Дочь Иезавели». По его словам, этот рассказ был написан по следам посещения морга во Франкфурте и основан на рассказе санитаров. Госпожа Вагнер найдена в своём доме без признаков жизни и доставлена в морг. Джек, её приёмный сын, решает остаться в морге и наблюдать за телом. Чтобы скоротать ночь, Джек приносит бренди и пьёт со смотрителем. Вскоре к ним приходит госпожа Фонтейн, одна из подруг госпожи Вагнер. Она приносит ещё немного выпивки. Но ни Джек, ни смотритель даже не догадываются: именно Фонтейн отравила госпожу Вагнер. В одной из бутылок налит яд: контрольная доза для соперницы. И хотя госпожа Вагнер очнулась, госпоже Фонтейн даже удаётся отвлечь Джека и смотрителя. Впрочем, злодейка Фонтейн сама опьянела настолько, что по ошибке выпивает яд и уходит из жизни…
Ги де Мопассан отметился коротким рассказом о прощании студентов с телом своего учителя – философа Артура Шопенгауэра. Один из них с ужасом замечает жуткую гримасу на лице Шопенгауэра. Студенты задаются вопросом: вдруг он парализован и шевелит лицевыми мышцами. Однако вскоре выясняется, что мышцы действительно были расслаблены. Под смертным ложем находят вставные челюсти философа и вскоре его хоронят.
Также Мопассан описывает историю погребения заживо в рассказе «Тик». Французский аристократ и его единственная дочь прибывают на курорт. Рассказчик называет их «персонажами Эдгара По» — настолько усталым и седым выглядит отец, а дочь истощена и скрывает левую руку в перчатке. Отец страдает от нервного тика и объясняет его происхождение рассказчику: однажды дочь потеряла сознание и была объявлена мёртвой. Ночью убитый горем отец сидел у камина – он остался совсем один. Внезапно в дверях появилась бледная фигура. Дочь очнулась, потому что кто-то срезал её палец с дорогим перстнем. Отец позвал верного дворецкого. Но едва он вошёл, как тут же рухнул замертво. Собственно, перед нами не только один из вариантов средневековых легенд на новый лад, но и один из первых рассказов, где дворецкий виноват в преступлении.
Эмиль Золя – автор рассказа «Смерть Оливье Бесаля». Бесаль – эпилептик, который однажды теряет сознание. Он очнулся полностью парализованным. Его жена полагает, что Оливье уже мёртв. К ужасу Бесаля, доктор также констатирует смерть. Бесаль слышит всё происходящее вокруг него, но не может открыть глаз и пошевелиться. Подвижность возвращается к нему только в гробу. Бесаль не может поднять крышку, однако с нечеловеческими усилиями выбивает доски в ногах. Оказывается, по соседству вырыта вторая могила, ещё пустая. Он выбирается на поверхность и идёт домой, но вновь теряет сознание. Его находят и относят в ближайшую больницу. Оливье наводит справки о своей жене, узнаёт об её изменах и недовольстве покойным мужем. Он решает отправиться в кругосветное путешествие, о чём и сообщает рассказчику.
Козлик Билли – заглавный герой цикла рассказов Сельмы Лагерлёф. Это прозвище странника со скрипкой, и он кланяется каждому встреченному животному. Козлик Билли когда-то получил наследство, купил стадо коз и надеялся сделать состояние на фермерстве. Однажды он заплутал со стадом в метель, и все его козы погибли. Билли сошёл с ума и пустился в бродяжничество, а зарабатывал игрой на скрипке на ярмарках.
Однажды он приходит на кладбище и слышит стук в одной свежей могиле. Он откапывает гроб, а там лежит сиротка Ингрид. Она жалуется на свою жизнь, и Билли решает проучить её мачеху. Билли приходит в дом к мачехе с большим чемоданом и завязывает беседу с ней. Та ругает Ингрид и заявляет, что её жизнь не стоит ломаного гроша. Когда Ингрид выпрыгивает из чемодана, мачеха падает без чувств. Довольный Билли берёт Ингрид с собой, и они странствуют по Швеции вместе.
Тафофобия в наши дни
Как мы видим, страх погребения заживо стал главным страхом эпохи. Наконец, в 1891 году вышло первое научное исследование о нём. Итальянский психиатр Энрико Морселли предложил термин «тафофобия» для обозначения этого невроза. Именно его методики лечения тафофобии (по аналогии с клаустрофобией) легли в основу современных техник избавления от страха.
В 1914 году году началась Первая мировая война. Она была настолько ужасна, что страх погребения заживо уступил место другим опасениям в массовом сознании. К 1915 году деятельность обществ борьбы с преждевременным погребением была фактически свёрнута.
Впоследствии совершенствование медицинской техники дало врачам возможность представить более чёткие критерии наступления смерти. К 1920-х годам появляются первые аппарата для снятия электрокардиограммы, а в годы Второй мировой войны –электроэнцефалограммы. В 1960-х годах ровная линия на аппаратах ЭКГ и ЭЭГ признаётся врачебным сообществом достаточным условием для постановки диагноза «необратимая кома» и констатации факта смерти. Тогда же появляются и аппараты искусственной вентиляции лёгких, которые сегодня установлены во всех отделениях реанимации.
К 1990 году врачи пришли к идее двухминутного «окна» при фибрилляции сердца: мозг человека способен выдержать около двух минут без снабжения кислородом и циркуляции крови, после чего в нём начнётся омертвение. В медицинской практике современных врачей попадаются и случаи восстановления пульса – так называемый эффект Лазаря. К сожалению, не все пациенты с этим эффектом приходят в сознание как старик Лазарь, оживлённый Иисусом.
В наши дни количество тафофобов сократилось. В основном, это страх старшего поколения. Среди молодых он перерос в страх врачебной ошибки. То есть, страх преждевременного вскрытия и изъятия органов для трансплантации. Новости о преждевременных похоронах по-прежнему появляются на страницах печатных и интернет-изданий. Однако в наши дни они стали сообщениями о курьёзах, а не массовыми сенсациями.
Исследовал феномен Михаил Питателев
экскурсовод историко-художественного Музея Смерти