Избирательность восприятия (селективность)


Предыдущая статья Управление эмоциями

Наш мир нереален, мы живем в матрице. Все знают фильм 1999 года, в котором впервые на широкую аудиторию высказана мысль, что мир может быть не такой, каким мы его видим. Как и все, что производит впечатление и приживается в массовом сознании, в этой идее есть большая доля правды. Давайте узнаем, в какой степени мир иллюзорен и насколько каждый из нас способен стать «избранным», чтобы подчинять матрицу своей воле.

Для ответа на вопрос, будем говорить о восприятии. Прежде всего этот психический процесс нужно понимать как механизм преобразования сигналов поступающих из внешней среды в образы, которые сохраняются в памяти, эмоционально окрашиваются и становятся доступны для мыслительных операций. В зависимости от органов чувств различают следующие виды восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, кинестезия. В процессе активного обучения между анализаторами образуются связи, позволяющие формировать образы содержащие свойства или явления для фиксации которых нет отдельных органов чувств: величина предмета, вес, форма.

Целостный образ предмета формируемый при помощи всех подключаемых чувств дает возможность представлять какие действия можно совершать в отношении предмета и каких последствий можно ожидать.

Важная особенность восприятия в том, что оно не доступно для самонаблюдения, мы не можем ощутить физиологический процесс его работы. События развивающиеся в нас самих, в нашем мозге, мы не чувствуем, а свойства вещей, находящиеся вне нас, ощущаем как внешние. Образ реальности формируется только при воздействии предметов внешнего мира на анализаторы. Это парадокс дает объяснение, почему характеристики психических функций не могут быть выведены из закономерностей функционирования мозга. Нельзя постигнуть тайну психики при помощи чисто физиологических экспериментов, нельзя достоверно сказать, что какая-то часть мозга отвечает за конкретный психический процесс. Для понимания работы психики необходимо учитывать все многообразие внешних социальных связей человека.

Избирательность Восприятия

(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении, фактуре — в осязании, тембру — в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

Смотреть значение Избирательность Восприятия в других словарях

Избирательность — избирательности, мн. нет, ж. Неправ. вм. выборность. Установить избирательность высшей администрации (из газет). Толковый словарь Ушакова

Избирательность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: избирательный (1). 2. устар. Выборность. Толковый словарь Ефремовой

Константность Восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия. Большой медицинский словарь

Половая Избирательность, — мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей, которые так или иначе участвуют в формировании интимной сферы жизни индивида. Основу любви составляют…….. Сексологическая энциклопедия

Конста́нтность Восприя́тия — (лат. constans, constantis неизменный, постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия. Медицинская энциклопедия

Способность Восприятия, Познавательная Способность — Философский смысл термина: Чувственное познание, восприятие, представление, понятие, идея (Цицерон). Философский смысл термина: Неполное представление (стоики, Сенека). Философский словарь

Феноменология Восприятия — («Phenomenologie de la perception». Paris, 1945) — основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений…….. Философский словарь

Избирательность – это приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию. Данное качество подразумевает контроль собственного мышления, внимания, восприятия и сознания в целом, благодаря чему психика способна выделить определенный объект или событие из ряда происходящих внешних изменений.

Избирательность свойство восприятия, позволяющее выделять главное, а второстепенные моменты оставлять на периферии в размытом фоне. Это важное качество личности для поддержания психического равновесия и общей успешности деятельности, поскольку психика довольно быстро истощается, когда перерабатывает много материала одновременно, появляется необходимость концентрации на главном и отстранении от менее насущных деталей. Именно избирательность позволяет человеку совершать выбор относительно своего местоположения и группы лиц для общения, употребляемой пищи и направления жизненного пути – категории совершенно разные по своей сути и масштабу влияния на дальнейший ход событий, однако все они осуществляются с использованием выбора.

Избирательность восприятия зависит и от субъективных условий.

Их несколько. Прежде всего она зависит от степени предварительного знакомства человека с объектом. Хорошо знакомые объекты легко выделить среди незнакомых. Например, знакомые слова «Москва», «Волга», «Путин» мы сразу заметим в потоке иностранной речи. Физиологически это означает суммацию наличного и следового возбуждений.

Избирательность восприятия зависит также от характера деятельности человека. Токарь, перед тем как выточить деталь на станке, обязательно обратит внимание на материал, величину и форму детали (по чертежу или образцу); а во время вытачивания — на соответствие того, что выходит из-под резца, требованиям образца; художник, рисуя тог же предмет, обратит внимание на соотношение в нем целого и частей, на общий вид предмета в определенном положении на определенном фоне, на распределение светотеней, на выраженность контуров; ребенок, играя с этим предметом, выделит в нем только те особенности, которые могут быть использованы в игре: он посмотрит, нет ли отверстия, чтоб продеть веревочку или проволоку, попробует можно ли этот предмет возить, катать, класть в тележку. Итак, в зависимости от характера деятельности (в нашем примере — трудовой, изобразительной и игровой) в одном и том же объекте восприятия человек выделяет разные признаки.

Но и при одной и той же деятельности, например учебной, перед человеком могут стоять разные задачи, что скажется на избирательности восприятия. Учитель на уроке показывает учащимся несколько растений. В одном случае он ставит перед детьми задачу сравнить растения между собой по форме, величине, цвету и запаху, в другом — тщательно рассмотреть и описать части одного растения, в третьем (на пришкольном участке)—прополоть те же растения от сорняков. Разное содержание задач определит направление выбора, анализа в восприятии учащихся.

  • На избирательность восприятия влияет весь склад личности человека, его потребности, интересы, склонности, чувства и другие устойчивые проявления его личности.

Льновод, рассматривая витрину книжного магазина, сразу заметит новую книгу о выращивании любимой им культуры, а врач или штукатур только скользнут по ней взглядом, разыскивая более интересные для себя новинки. Учитель физики, творчески относящийся к своей работе, всюду заметит новый и интересный для учащихся материал по физике — в природе, на производстве, в техническом журнале, в сообщениях по радио, в научных кинофильмах.

Что это такое

Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание. Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим. Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.

Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.

Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии. Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.

Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности. Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций. Однако, поддавшись импульсу человек способен потерпеть материальный крах, пропустить серьезные и доверительные отношения, растратить свою жизненную энергию впустую.

Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.

Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы. Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии. Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.

Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами. Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство. То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.

Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора. Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы. Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.

Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать. Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов. В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.

Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Оказывается, информация воспринимается нами в значительной степени в зависимости от того, в каком обрамлении она попадает в поле нашего внимания.

В век технического прогресса, когда количество информации с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, усвоить все, что на нас обрушивается, просто нереально. У человека имеются своеобразные «фильтры», сквозь которые он и воспринимает информацию. Они «отсекают» потоки излишней информации, не соответствующей собственной модели мира человека. Фильтры восприятия определяют интерпретацию информации. Восприятие личностью одного и того же ощущения может отличаться из-за различной его интерпретации, именно поэтому каждый человек создает разную карту или модель мира.

Человек видит то, что он хочет видеть

Исследуя влияние фильтров на восприятие информации, психологи Питер Дитто (Peter Ditto) и Давид Лопес (David Lopez) провели такой эксперимент: они сообщили группе добровольцев, что те участвуют в медицинском исследовании, выявляющем наличие серьезного генетического заболевания — дефицита определенного фермента.

Испытуемым предложили нанести капельку слюны на тест-полоску и отметить, окрасилась ли полоска в зеленый цвет. Половине участников сказали, что полоска станет зеленой при наличии дефицита фермента, а другой половине — что полоска станет зеленой, если у них нет этого опасного заболевания.

Пресловутая полоска, кстати, была самой обычной, вырезанной из бумаги, и окраситься в зеленый цвет просто не могла. Психологи определяли, сколько времени у испытуемых уходит на оценку результата теста. Выяснилось, что те, кто надеялся на изменение цвета полоски, затрачивали на интерпретацию результата в 15-17 раз больше времени! Люди готовы были ждать «хорошей» новости бесконечно, и отказывались верить в плохое.

Эффект проекции

Те же психологи попросили группу студентов оценить личностные качества их сокурсника, изучив информацию о нем, подававшуюся в виде отдельных карточек со сведениями. Сведения, надо сказать, были далеко нелицеприятными. Испытуемые могли в любой момент прервать эксперимент, перестав перебирать карточки, и вынести свой вердикт.

Результаты показали, что, если сокурсник студентам нравился, они тщательно перебирали все карточки в поисках положительной информации, которая бы позволила сделать о человеке благоприятный отзыв. Если же сокурсник вызывал у испытуемых неприязнь, они особо себя не затрудняли — перебирали 2-3 карточки с отрицательной информацией о нем и быстро сообщали о своей оценке — тоже, естественно, отрицательной.

Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в «его приятности», не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами. Психологи назвали этот эффект эффектом проекции. Этот эффект опасен искажением информации не только при нашей оценке того или иного человека, но, что более существенно, в научных исследованиях. Психологи предупреждают, что ученого, «перебирающего» информацию и отбирающего только ту, что соответствует его теории, эффект проекции может довести до искажения фактов.

Избирательность в отношениях

Избирательность в людях является ключевым моментом в построении благополучных и счастливых отношений любого уровня. Относительно интимных отношений избирательность предполагает предпочтение одного конкретного человека остальным представителям его пола. Во многом такой вид избирательности обусловлен биологическими законами регулировки выбора партнера для дальнейшего воспроизведения потомства. Соответственно роль соматических реакций и подсознательных выборов в данном контексте значительно больше, чем при выборе работы или места жительства. Разум при этом может контролировать определенные проявления, стратегию ухаживания или игнорирования, но первым толчком к обращению внимания всегда является биология.

К категориям, влияющим на избирательность в отношениях, относят видовые и индивидуальные. Первые предполагают традиции, заложенные в каждом представителе определенного этноса или группы людей. Тут могут быть и определенные внешние параметры и поведенческие паттерны, считающиеся благоприятными. Большее разнообразие вариантов дает уже индивидуальный уровень выбора, включающие особенности характерологических проявлений партнера, его внешних данных, возрастных и социальных характеристик.

Ранее избирательность в отношениях по социальному статусу была более категоричной, чем в современном мире, однако существуют правила, обойти которые не представляется возможным.

Никто сейчас не будет запрещать брак между рабочими и интеллигенцией, но трещина довольно скоро появится сама, когда люди столкнуться с разницей своих жизненных философий и предпочтений, культурной базы и образования.

Сложность избирательности отношений заключается в частом противоречии между биологическими и социальными факторами, между тем, чего хочется телу и что понимает разум. Это могут быть варианты, когда между людьми вспыхивает яркая страсть, но им не о чем говорить, их страны воют и все знакомые, да и они сами, поразмыслив логически, осудят данную связь. Также нередки случаи, когда на уровне разума все сходится – и возраст, и карьерные успехи, люди из одного общества, имеют много общих тем, но совершенно противны друг другу в рамках физического восприятия.

Но есть и отношения, помимо интимных, где момент избирательности так же крайне важен. Тут имеется ввиду не только кого считать другом и сколько таких людей может быть, но также и регуляция степени близости, формата взаимодействия, уровня доверия. Отношения строятся во всех сферах человеческого существования, и оставаться друзьями со всеми бывает невозможно не только в силу личной неприязни, но и в ракурсе конкуренции или учите сложностей взаимодействия других людей.

Те, кто способен четко фильтровать свой круг общения могут выстроить благоприятный эмоциональный фон, заручиться поддержкой и надежностью. Люди, не умеющие держать дистанцию, впускающие в свой дом или психологическое пространство всех, кто стучит, в итоге оказываются в плохом душевном состоянии, а часто еще и обвиненными в проблемах. Чрезмерная наивность и малое количество знакомых существенно снижают избирательность в отношениях, по мере увеличения количества друзей автоматически возникает вопрос выбора.

Мир огромен и невозможно уделить одинаковое время всему и всем, кто в нем присутствует, да это и не требуется, ведь многие персонажи и события банально не заслуживают внимания и в лучшем случае просто никак не отражаются на жизни. Есть смысл делать выбор и идти к тем и туда, где находится удовольствие и развитие собственной личности, оставляя все остальное без чувства вины. Это может показаться предательством в некоторых моментах, особенно если мнением человека пытаются манипулировать, но в таком случае предательство происходит даже в магазине, когда вместо яблок, вы берете груши.

Избирательность восприятия

Мы уже видели: для того чтобы наши ощущения приобретали смысл, наше восприятие должно действовать избирательно. Но ка­ким образом происходит такой отбор? Воспринять что-либо — зна­чит, оценить это. Но из опыта нам известно, что внимание постоянно переключается. Что же определяет, какие именно стимулы будут при­влекать наше внимание?

При объяснении направленности внимания и избирательности вос­приятия психологи говорят о внутренних и внешних факторах.

Внешние факторы. В примере с кондиционером воздуха мы от­мечали, что звук работающего аппарата находится на краю нашего сознания до тех пор, пока он не исчезает, что тут же привлекает наше внимание. Наиболее важным оказывается стимул, который приводит к изменению в окружающей среде. Такое изменение может прини­мать различные формы. Одна из них — контраст (например, между звуком п тишиной). Мужчина ростом чуть выше 2 м привлечет к се­бе на улице большее внимание, чем на баскетбольной площадке. Бе­локожий ведущий теленовостей, одетый в просвечивающую африкан­скую рубашку, привлечет больше внимания, чем если бы на нем был темный пиджак в полоску. Большое пустое пространство в печатном рекламном объявлении по сравнению с его текстом будет оказывать тот же эффект.

Другой важный вид изменения — движение в окружающей среде. Люди автоматически реагируют на визуальное движение. Даже мла­денцы стараются следовать глазами за движениями, и движущиеся не­оновые сигналы, а не статичные будут привлекать внимание взрослых.

Постоянное повторение стимула также оказывается эффективным способом привлечь к себе наше внимание, — феномен, особенно ши­роко использующийся в рекламном деле. В ходе изучения психоло­гами так называемого эффекта «простого предъявления» обнаружи­лось, что повторение не только привлекает наше внимание, но и фор­мирует более позитивный аттитюд к данному стимулу . Из этого следует, что чем больше нам известно название бренда некоторого продукта, тем выше, при прочих равных условиях, мы будем его оце­нивать и тем больше шансов, что мы купим этот товар. Хотя эта связь и не является непреложным законом, она видна уже в том, что широко рекламируемые товары продаются лучше, если выбор в этой ситуа­ции не имеет для нас принципиального значения. Люди, оказываясь перед стеллажами, заполненными различными средствами для мы­тья посуды, скорее всего, возьмут первый из знакомых брендов, по­скольку все они, по существу, предназначены для одного и того же.

Этот принцип, по-видимому, действует и в других секторах экономики, о чем свидетельствует следующий пример из американской жизни:

Несколько лет назад страховая компания Northwest Mutual Life провела общенациональный опрос с целью выявить, насколько хорошо люди зна-1От ее название. Ее имя оказалось 34-м в списке страховых компаний. через две недели она снова провела подобное исследование. На этот раз ее имя оказалось на третьем месте. Что же способствовало такому голово­кружительному подъему от безвестности к славе? Две недели времени и один миллион долларов, затраченных на телевизионную рекламу . Размер также может оказаться важным внешним фактором. Вот почему газеты и журналы используют для заголовков шрифты раз­ного размера: чем важнее сообщение, тем крупнее шрифт.

Наконец, для привлечения нашего внимания используется интен­сивность стимула. Яркие цвета и громкие звуки широко применяют­ся в ходе общественных мероприятий — коммерческих, культурных или политических, — чтобы собрать массы людей и привлечь к себе внимание. Многие телевизионные рекламные ролики сразу заявля­ют о себе потоком ярких цветов или громких звуков; по этой же при­чине другие начинаются с неторопливых и черно-белых заставок.

Внутренние факторы. Упомянутые внешние факторы относятся к внешним стимулам. Однако воспринимающий их человек не будет нейтральным наблюдателем; различные люди по-разному реагируют на одни и те же ощущения. Женщина может надеть свитер, потому что в комнате становится слишком холодно, в то время как ее муж бросится открывать окна. Она может не услышать звонка будильни­ка, поднимающего на работу, но мгновенно проснется при первых зву­ках плача своего ребенка. Если же оба читают один и тот же журнал, то она будет просматривать материалы о женской одежде, а он — о мужской.

Оказавшись в одной и той же ситуации, мужчина и женщина при­вносят в нее разные интересы и мотивы. Их эмоциональное и физи­ческое состояние постоянно изменяется, и, если не произойдет так, что они будут одновременно испытывать одни те же чувства, то они будут реагировать по-разному. Но самый важный фактор в процессе восприятия — что именно люди ожидают услышать или увидеть в конкретной ситуации. У женщины существует перцептивная уста­новка на то, чтобы услышать плач своего ребенка. Она ожидает, что это произойдет. У мужчины же существует перцептивная установка на звон будильника, раздающегося по утрам в одно и тоже время, причем настолько сильная, что он просыпается за несколько секунд до звонка.

Смотреть что такое «Избирательность восприятия» в других словарях:

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… … Большая психологическая энциклопедия
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (селективность ) вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура «, остальные объекты как … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • избирательность восприятия (селективность) — выделение каких либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как фигура , остальные объекты – как ее фон … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
  • Внимание — (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… … Маркетинг. Большой толковый словарь
  • Потребность — Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия
  • Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
  • ФЛЕК — (Fleck) Людвик (1886, Львов 1961, Иерусалим) медик, социолог, историк науки и медицины в 20 30 е годы занимался исследовательской деятельностью в области бактериологии. В 1935 г. он опубликовал свою основную работу Возникновение и развитие… … Энциклопедия социологии

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.

Это явление хорошо иллюстрируется следующим примером: человек, впервые работающий с микроскопом, обычно закрывает один глаз, однако скоро убеждается, что в этом нет необходимости, так как при внимательном смотрении в микроскоп зрительные раздражения, идущие из другого глаза, заторможены, и поэтому, даже не закрывая другого глаза, можно увидеть только то, что находится в поле зрения в микроскопе.

Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.). Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.

Исключительно важную роль в избирательности восприятий играет то, что они всегда включены в выполнение какой-либо деятельности (производственной, научной, учебной и т. п.) и всегда поэтому подчинены задачам этой деятельности. Один и тот же предмет может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу человек ставит перед собой. При отсутствии же определенной задачи восприятие бывает очень неполным. Вот почему неясными оказываются образы таких предметов, с которыми приходится хотя бы и часто встречаться, но отчетливое восприятие которых не требуется задачами деятельности.

Нередко, например, человек не может ответить на вопрос о том, какие цифры — римские или арабские — на циферблате его часов, затрудняется припомнить окраску оперения хорошо знакомых ему птиц. И, наоборот, все это ясно воспринимается, если бывает нужно для выполняемой деятельности.

Зависимость восприятия от задач деятельности можно обнаружить и в лабораторных опытах. В одном из них группе студентов предлагалось вычертить определенную геометрическую фигуру, причем циркуль давался в собранном виде. Другой группе давался тот же циркуль, но в разобранном виде, и студенты должны были собрать его из готовых частей. После выполнения этих заданий циркуль убирался, и обеим группам, неожиданно для них, предлагалось возможно точнее изобразить циркуль, которым они только что пользовались. Оказалось, что все студенты первой группы, пользовавшиеся циркулем в собранном виде, изображали его неточно, без указания ряда важных деталей . Студенты же второй группы, собиравшие циркуль из отдельных деталей, изображали его правильно. Резкая разница в точности изображения одного и того же предмета определялась различием в задачах деятельности. В одном случае деятельность направлялась на вычерчивание фигуры, в другом — на сборку деталей циркуля.

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Избирательность восприятия может быть как временной, так и устойчивой. Временная избирательность определяется возникающими в данный момент потребностями, задачами и целями в настоящее время выполняемой деятельности, эмоциональным состоянием в данный момент. Устойчивая избирательность (в частности, профессиональная) складывается в результате многих лет деятельности человека в той или иной области. В последнем случае и возникают различия в восприятии одних и тех же предметов людьми разной профессии или разного возраста. Человек, не обладающий техническими знаниями, при осмотре машины заметит гораздо меньше деталей, чем инженер-конструктор. Взрослый иначе воспринимает картину, чем ребенок; он не только лучше понимает ее содержание и смысл, но и воспринимает в ней благодаря своим знаниям, опыту такие подробности, которые детьми не замечаются.

Существенную роль в восприятии играет, следовательно, прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек. Важное значение при этом имеет не только то, что уже прочно сложилось в течение более или менее длительного времени в предшествующем опыте, но и то, что носит временный характер и вызвано лишь непосредственно предшествующими восприятию фактами.

Значительное воздействие на восприятие оказывает так называемая установка, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь показываемый предмет определенным образом, зависящим от непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Узнадзе и его сотрудниками и характеризует собой одну из существеннейших особенностей восприятия — зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь вызванного предшествующими воздействиями на него.

Примером образования установки могут служить следующие опыты, методика которых (равно как и многих сходных с ними) разработана Узнадзе. Испытуемому предлагают 15—20 раз подряд воспринимать два неравных объекта (например, два разных по объему шара, которые кладутся ему в руки, или два разных .кружка из бумаги, которые он воспринимает зрительно). После этого испытуемому предъявляются два равных объекта (два одинаковых шара, два одинаковых бумажных кружка), и он должен (так же, как и при показе неравных объектов) сказать, одинаковы ли они или нет, и если неодинаковы, то какой из них больше (или меньше). Оказывается, что в этих случаях объекты оцениваются обычно как неравные, причем наблюдаются двоякого рода ответы: одни испытуемые оценивают предметы в соответствии с предшествующим восприятием неравных объектов (т. е. меньшим считают тот объект, который находится по ту же сторону, какую занимал до этого действительно меньший предмет), другие же обнаруживают противоположную (контрастную) установку, оценивая как меньший тот предмет, который сейчас находится на месте большего предмета.

Опыты показали, что если указанная установка выработана в какой-либо одной области (например, зрительной), то она обнаруживается вслед за этим и в других областях (например, при осязании предметов). Влияние ее носит, следовательно, широкий характер, распространяясь на работу ряда анализаторов.

Физиологически такого рода установку можно рассматривать как один из случаев образования и функционирования динамического стереотипа, складывающегося под воздействием определенной системы раздражителей.

Избирательность восприятия (селективность)

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 40Следующая ⇒

выделение каких-либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как ее «фон».

Измерение (квантификация) (в психологии)

фиксация количественных характеристик, количественная оценка различных психических явлений. И. допускает использование математических методов. Наиболее широко и. используется в психофизике, при тестировании. И. проводится в шкалах наименования, порядка, интервалов, отношений.

Иллюзия

(от лат. illusio – ошибка, заблуждение, illudo – обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – 1) Неадекватное отражение воспринимаемого обьекта и его свойств. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты.

Имбецильность

(от лат. imbecillus – слабый, немощный) – выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.

Имидж

(от англ. imadg – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо (например, и. политического деятеля и др.).

Имманентный

(от лат. immanens – свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Импозантность

(от франц. imposant – внушительный) (в психологии) – качество личности, способствующее положительному восприятияю ее как основательной, надежной, внушительной, величественной, представительной; способность производить положительное впечатление, привлекать внимание своим внешним видом, манерами поведения.

Импритинг

см.: запечатление.

Импульс нервный

возбуждение распространяющееся по нервному волокну и обеспечивающее передачу информации от периферических рецепторов (чувствительных окончаний) к нервным центрам, внутри центральной нервной системы и от нее к исполнительным аппаратам – мускулатуре, железам внутренней и внешней секреции и др. Биоэлектрическая единица и.н. – потенциал действия. Скорость и.н. составляет от 0,5 м/сек до 120 м/сек. Частота и.н. в различных волокнах составляет от 50 до 1500 колебаний в секунду.

Импульсивные состояния

психические расстройства, характеризующиеся спонтанными, внезапными, немотивированными, неконтролируемыми сознанием, непреодолимыми стремительными порывами, неадекватным реагированием на ситуации. И.с. – один из видов психических потерь в бою.

Импульсивный

(от лат. impulsus – толчек, побуждение) – склонный действовать под влиянием внезапного побуждения, ситуации при недостаточном контроле со стороны сознания.

Ингибиция социальная

(от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполненяемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых.

Индекс

(от лат. index – указатель, список, опись) – 1) Указатель, реестр имен, названий и т.п. 2) Условное обозначение (буквенное, цифровое или комбинированное) в системе какой-либо классификации. 3) Числовой или буквенный указатель, которым снабжаются математические вывражения для того, чтоб отличать их друг от друга (например, а1, а2 и т.д.). В психологии это чаще относительная величина, качественно характеризующая ту или иную совокупность явлений.

Индетерминизм

(от лат. in – приставка со значением отрицания и defermino – определяю) – теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним термина «свобода воли».

Индивид

(от лат. individuum – неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуализм

черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуальная психология

одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, и.п. получила в 20-е г. нашего века.

Индивидуальность

интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой.

Индивидуальный стиль деятельности

(в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Индивидуальный стиль деятельности

устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. И.с.д. становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Он позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при ее выполнении различными способами, приемами. И.с.д. может быть как оптимальным, так и не оптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности.

Индифферентность

(от лат. indifferens – безразличный) – нейтральность, равнодушие, безучастность.

Индуктор

(от лат. induco – ввожу, побуждаю) – субъект, адресующий сообщение реципиенту.

Индукция

(от лат. inductio – наведение, побуждение) – 1) В физиологии: динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в других и наоборот. 2) В логике, психологии: вид умозаключения, логический метод исследований, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к более общему. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений.

Индуцированное движение

кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением объектов, окружающих его. (Например: движение луны, индуцированное движением облаков). При организации наблюдения за каким-либо объектом следует учитывать эффект и.д.

Инертность

(от лат. inertis) – низкая активность, бездеятельность, неподвижность. В современной физиологии высшей нервной деятельности и психологии термин и. все чаще используются для характеристики некоторых относительно неизменных, относительно устойчивых свойств нейродинамики, психики в целом, их отдельных компонентов.

Инженерная психология

(от франц. ingenieur – специалист в области техники) – отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием закономерностей функционирования системы «человек – машина».

Инивидуально-психические особенности

устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

Инсайт

(от англ. insight – постижение, озарение) – внезапное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом, решение проблемы. Понятие и. введено гештальтпсихологией.

Инстинкт

1) сложная врожденная форма безусловно-рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения; 2) врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

Инстинкт

(от лат. instinctus – побуждение) – совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм и. как безусловнорефлекторный; понятие и. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными.

Инстинкт жизни

термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо.

Интеграция групповая

(от лат. integer – целый) – процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений.

Интеллект

(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Уделяется большое внимание исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимость от эмоционально-волевых особенностей личности. Исходя из диалектико-материалистической методологии, отечественные психологи признают зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

Интеллект

(от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

Интеллектуальные качества

качества личности, являющиеся результатом образования, научения и непосредственно определяемые уровнем развития мышления личности.

Интеллектуальные качества

качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. И.к. являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок. Данные качества носят личностный характер. Однако в некоторых случаях и.к. рассматриваются как нечто отличное от личностных. И.к. являются компонентом любой профессиограммы. Таким образом, в различных смысловых ситуациях понятие и.к. употребляется с несколько иным содержанием.

Интеллигентность

(от лат. intelligens – понимающий, мыслящий) -совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к богатствам мировой культуры, следование велению совести и чувству справедливости, о его способности к состраданию, порядочности и тактичности, терпимости к инакомыслию, принципиальности и чувстве меры, позволяющие отнести его к носителям передовой культуры.

Интенция

(от лат. intentio – стремление) – цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет, форма проявления познавательной потребности личности. Исторически данное понятие предшествует появлению термина установка.

Интеракционизм

(от англ. interaction – взаимодействие) – направление в западной социальной психологии (Дж. Г.Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе которого реализуется способность человека «принимать роль другого» и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу. Структура личности с точки зрения и. зависит от характера непосредственного взаимодействия с окружающими, которое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, ролевыми ожиданиями, социальными установками партнеров по взаимодействию.

Интербихевиоризм

бихевиористская школа (И. Контор и др.) основное внимание в исследовании уделившая не связи между стимулом (S) и реакцией (R), а характеру их отношений.

Интерес

(от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту.

Интерес

одна из форм направленности личности , заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к обьекту. И.личности обычно является социально обусловленным.

Интериоризация

(от фр. interiorisation – внутренний) – букв.: переход извне во внутрь. В психологию понятие и. введено французским социологом Э. Дюркгеймом, отождествлявшим его с социализацией. И. – одно из основопологающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате и., становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место и. занимает в работах французских психологов П. Жане, Ж. Пиаже.

Интернал

тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятельства. Для и. характерно умение вызывать доверие у людей, находить контакты с ними, особая чувствительность в межличностных отношениях, к оценке себя окружающими. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.

Интерорецепторы

(от лат. interior – внутренний и receptor – принятие, прием) – группа нервных окончаний – рецепторов, рассеянных во внутренних органах и тканях и воспринимающих раздражения из внутренней среды организма. Термин предложен английским физиологом Ч. Шеррингтоном.

Интерференция

(от лат. inter – между, взамен, и ferens – несущий) (в психологии) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения другой информации, которой оперирует человек.

Интерференция навыков

(от лат. inter – взаимно и ferentis – переносящий) – ослабление/усиление имеющихся навыков под влиянием вновь приобретенных или усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже имеющихся.

Интимность

особый характер межличностных отношений, придающий им предельную откровенность, глубокую привязанность, преданность, близость.

Интонация

(от лат. intono – громко произношу) – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психологических исследований и. речи содержит в себе информацию не меньшего обьема, чем ее смысловое содержание.

Интрапсихический конфликт

термин психоаналитических школ, обозначающий эмоциональное напряжение как следствие конфликта в бессознательном.

Интроверсия

направленности личности на себя, на собственные ощущения, переживания, чувства и мысли.

Интроверсия

(от лат. intra – внутри и versare – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Интроверт

тип личности (по классификации З. Айзенка, К. Юнга и др.), активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного интроверта характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям, профессиям не связанным с общением, с работой с людьми.

Интровертированность

индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу.

Интроекция

(от лат. intro – внутрь и jacio – бросаю, кладу) (в психологии) – процесс включения индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, установок, мотивов других людей. И. является психическим механизмом идентификации. Ее противоположностью является проекция. В теории познания Р. Авенариуса этот термин имеет значение недопустимости вкладывания в мозг человека воспринимаемых образов.

Интроспекция

(от лат. introspecto – смотрю внутрь) – синоним самонаблюдения, постепенно все реже и реже употребляется как научная категория.

Интуиция

(от позднелат. intuitio – пристально смотреть) – специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства, аппроксимально; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли – истина. И.бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей необходимо доказательство.

Инфантилизм

(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры.

Инфантилизм личностный

(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид которому свойствен И. (инфантил), при нормальном ил даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Информант

(от лат. informatio – разьяснение, изложение) – субьект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора о его ходе, об особенностях своего взаимодействия с обьектом.

⇐ Предыдущая13Следующая ⇒


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: