Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии


Уже многие психологи подтвердили, что наши рисунки могут многое рассказать о нашей личности, характере и настроении. Неслучайно и в психологии, и в психиатрии многие методы диагностики связаны именно с рисунками. Особенное внимание уделяется детским рисункам. При анализе личности взрослого человека, можно использовать рисунки, которые он делает между делом — все мы часто водим карандашом по бумаге во время телефонных разговоров, совещаний, лекций или длительного ожидания. Из этой статьи вы узнаете, о чем могут рассказать наши рисунки.

Трезубец дьявола

Тем не менее бывают случаи, когда мы принимаем символы слишком прямолинейно и не думаем об их подлинном значении. Многие из нас верят в городские легенды, которые искажают некоторые реальные мифы и поверья. К примеру, многие, особенно верующие, уверены, что символ психологии (Ψ) является трезубцем Дьявола.

Эта неправильная теория берет свое начало во временах, когда люди воспринимали психическое заболевание как одержимость демонами. Считалось, что у психических расстройств были сверхъестественные причины такие, как заклинания и колдовство, вещи, не зависящие от человека. Это означало, что все было в руках церкви и, конечно же, судьба в первую очередь. Но ничто не может быть дальше от истины, чем подобное мнение. Итак, давайте посмотрим на подлинное происхождение символа психологии.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением характера по почерку человека.

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Особенности рисункаОсобенности личности
-Общий вид-пропорции-цвет-размеры -Расположение на странице -Состав линий -Построение композиции -Способ прорисовки -Наличие штриховки -Сила нажима -Содержание изображения -Степень его осмысленности-Самооценка и общая направленность личности -Степень интеллектуального развития -Особенности темперамента -Эмоциональное состояние -Развитие воображения и фантазии -Особенности мотивации -Особенности межличностных

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.

Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или тест «Несуществующее животное», которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Подлинная история

В древнегреческом слово psyche (как мы упоминали ранее) означало бабочку. Это насекомое было также символом дыхания жизни и животворящего ветра. Постепенно, благодаря влиянию Римской империи, слово оказалось символом человеческой души. То, что греки и римляне подразумевали под словом «психе», было нашей жизненной силой, также известной как «ка» в египетской культуре. Все это, однако, имеет весьма опосредованное отношение к вопросу, что означает символ психологии.

У греков и римлян был особый взгляд на душу, когда дело касалось людей. Одно из их убеждений состояло в том, что, когда кто-то умирает, эта «ка», о которой говорили египтяне, оставляла их тело, превращаясь в сущность в виде сгустка воздуха. Этот сгусток затем принимает форму бабочки. Для греков и римлян бабочки символизировали свет, изменения и надежду.

Египетский ключ жизни Анкх

Анкх (коптский крест или узел жизни) известен как египетский иероглиф, который обозначает вечную жизнь, и жизнь в загробном мире после смерти. Он символизирует вечную жизнь души, которая после освобождения из тела, способна открыть вход в потусторонний мир.

Считается, что египетский крест Анкх способен передавать энергию Вселенной человеку. Этот символ жизни имеет значение могущества и долговечности. Очищает энергетический фон от неприятностей.

Связь с мифологией

В греческой мифологии слово «психика» означает больше, чем просто бабочка, душа и ум. Психея была также богиней, красивым существом с крыльями бабочки. Ее история любви — одна из самых красивых любовных историй всех времен, и она была увековечена Апулеем в Метаморфозах.

Согласно истории, среди трех дочерей короля Анатолии была девушка, которая была действительно особенной. Она была такой тонкой, привлекательной и полной радости, что даже сама Афродита стала завидовать ей, увидев в ней свою соперницу. Она так отчаянно завидовала, что немедленно уговорила своего сына, Эроса (Амура), поразить ее своими стрелами. Ей хотелось, чтобы молодая Психея попала в жены к самому страшному, уродливому и бессердечному мужчине во всей Анатолии.

История великой любви

Но все пошло не по плану. Вместо этого именно ее сын, Эрос, влюбился в Психею. Не сумев остановиться, молодой бог решил каждую ночь ходить в ее комнату, чтобы покорить ее и сделать своей. Психея влюбилась в таинственного незнакомца, который каждую ночь посещал ее. Она даже не видела его лица. Незнакомец был богом, который хотел сохранить свою личность в секрете.

Но что-то пошло не так. Когда Психея рассказала сестрам об этом, они сказали ей, что она должна оборвать отношения до тех пор, пока не увидит лицо своего таинственного возлюбленного. Так она и сделала. Пока Эрос спал в ее постели, она поднесла лампу к его лицу. В тот момент сын Афродиты проснулся и вышел из себя, совершенно разъяренный дерзостью Психеи.

Диагностика по психологии «Рисунок человека»

Тест «Рисунок человека»

(ав: К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект

Тестирова

Назначение теста

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела

, другие
отражением я-концепции
. Его принимают за
проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий
. Он может быть выражением того,
как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного
.

Описание теста

Тест «Рисунок человека» разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь

«.

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

  • Как он отнесся к заданию?
  • Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
  • Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
  • Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
  • Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
  • Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
  • Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Краткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  1. У человека нарисована голова.
  2. У него две ноги.
  3. Две руки.
  4. Туловище достаточно отделено от головы.
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
  6. Плечи хорошо прорисованы.
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  9. Шея ясно просматривается.
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  11. У человека нарисованы глаза.
  12. У него нарисован нос.
  13. Нарисован рот.
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
  15. Видны ноздри.
  16. Нарисованы волосы.
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  18. Человек нарисован в одежде.
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  22. На руках изображены пальцы.
  23. На каждой руке пять пальцев.
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
  26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  27. Прорисован локтевой сустав.
  28. Прорисован коленный сустав.
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  34. На ногах можно различить пятки.
  35. Форма головы правильная.
  36. Форма тела в целом правильная.
  37. Очертания конечностей переданы точно.
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  39. Уши хорошо различимы.
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  41. На лице прорисованы ресницы и брови.
  42. Зрачки расположены правильно.
  43. Глаза пропорциональны размерам лица.
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  45. Четко различимы лоб и подбородок.
  46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет – 10 очков.
  • 6 лет – 14 очков.
  • 7 лет – 18 очков.
  • 8 лет – 22 очка.
  • 9 лет – 26 очков.
  • 10 лет – 30 очков.
  • 11 лет – 34 очка.
  • 12 лет – 38 очков.
  • 13 лет – 42 очка.
  • 14 лет – свыше 42 очков.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки

, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела

, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор – это изображение ребенком фигуры противоположного пола

, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание

– это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба

обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова

– это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом

волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично

,
упускает изображение черт лица
. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь

. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами

.

Хорошо прорисованные черты лица

говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо

– довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим

(на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови

, так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови

говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее

за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд

– выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами

– символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

Глаза широко открытые

, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами

мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые гл

аза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные

глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот – многозначный элемент. Если рот открыт

, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если
прорисованы зубы
, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой

, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы

у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка

могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея

ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея

может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны

, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах

– это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки

, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони

– признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков

– признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук

– крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук

.

Короткие руки

могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки

– это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки

рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком

– это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения

– внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи

служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело

, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок

– это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища

– уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами

(бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела

. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль

– это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп

выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой

, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги

– выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами

, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни

– довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий

часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий

. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, – а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов

, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу.
Учитываются пропорции частей тела фигуры
, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры

, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры

, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура

может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо

, говорит об ориентации на внешний мир,
смещение влево
– означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно
верхнюю часть листа
, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в
нижней части листа
.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа

, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее

, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль

. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение – голова в профиль, туловище анфас – усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности

(возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие

в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.
Пуговицы
в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение
карманов
. Акцентирование на таких элементах, как гал
стук и шляпа
, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – это
трубка, сигарета и реже трость
. Выделение
ширинки на брюках
можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Источники

  • Тест «Рисунок семьи»

    / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

Спуск в Аид

Безумная, отчаянная и раздосадованная, дочь короля Анатолии отправилась к Афродите, чтобы попросить о помощи. Мать Эроса рассматривала это как возможность одержать верх над ней. Она рассматривала визит Психеи как шанс избавить мир от этой девушки, которая осмелилась соперничать с богиней красоты. Она дала ей четыре испытания, которые Психея должна была пройти, дабы заслужить любовь и прощение Эроса. Но испытания включали вхождение в подземный мир, знакомство с Цербером, путешествие с Хароном, а затем разговор с Аидом, чтобы в итоге добраться до Персефоны и попросить ее о какой-то особой красивой вещи, которую она держала в маленькой коробке. Ее история напоминает нам о глубинном значении графического символа психологии.

Против всех ожиданий, сообразительная Психея доказала, что она не только прекрасна. Она была умной, храброй и полной решимости. Но когда она справилась с каждой задачей и получила коробку Персефона, ею овладело тщеславие и любопытство. Она решила открыть коробку, чтобы посмотреть, что внутри, и взять себе этот таинственный красивый предмет, что там хранился. И после этого тут же ослепла. К счастью, к ней на помощь подоспел Эрос, простивший Психею, и излечил ее от слепоты. Эта история часто упоминается в контексте символов предметов по психологии.

Структура

Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:

  1. Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
  2. Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
  3. Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
  4. Обсуждение представленного (10 минут).

После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:

  • незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
  • более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
  • эдипальные;
  • латентные и подростковые;
  • зрелые.

На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.

Сложность символизма

Не все изображения обязательно символичны. Мы можем оценить их как прекрасные картинки без какой-либо конкретной интерпретации, предлагаемой или требуемой. Тем не менее, символизм, безусловно, делает их интересными, особенно для людей, которые любят находить смысл в различных вещах и явлениях.

Просто определенный символ — это нечто, что представляет, обозначает или указывает на что-то другое, скрытое от глаз, невидимое на первый взгляд. Большинство людей знакомы с идеей снов, содержащих символы. Многие также знакомы с идеей «интерпретации» снов. Собственно, сны — это образы. Любое изображение, даже если это просто картинка в голове, может быть символическим и открытым для интерпретации.

Интерпретация результатов исследования

Чтобы вывести какую-либо гипотезу и поставить точное значение какого-либо явления, проводятся исследования. Они направлены на изучение, выявление закономерностей, постановку точных прогнозов. Таким образом гипотезы постепенно переходят в истинное знание, которое научно подтверждено. И после каждого исследования проводится интерпретация, то есть анализ полученных данных.

Поскольку бывают случаи, когда специально организованные условия приводят к иному, не запланированному результату, здесь проводятся многочисленные исследования, чтобы понять, что влияет на смену результатов, что также интерпретируется и выводится в виде истинного знания.

Выделяют такие виды исследований:

  1. Генетический – когда исследуется эволюция генетического составляющего в процессе длительного времени.
  2. Структурный – когда объясняются структурные составляющие какого-либо предмета. Здесь проводятся наблюдения длительного характера, чтобы выявлять различные изменения.
  3. Функциональный – когда происходит наблюдение за динамикой развития какого-то явления, чтобы определить связи с окружающей средой, влияние и пр.
  4. Комплексный – когда изучение предмета происходит на различных уровнях.
  5. Системный – когда изучаются отдельные компоненты, составляющие единую систему.

перейти наверх

Символы и образы в психологии

Некоторые символы весьма универсальны. Многие люди из разных культур по всей планете наделяют одни и те же символы одинаковыми значениями. Вода символизирует рождение, очищение и омоложение. Дом представляет собой самость, я, личность, эго. Круг указывает на единство и вечность. Карл Юнг, известный психологический теоретик, назвал эти образы «архетипами». Они представляют собой универсальные образцы человеческой мысли, которые находятся в нашем коллективном бессознательном. Инстинктивно мы реагируем на эти образы, хотя мы не всегда можем осознавать эту реакцию. Некоторые из этих символов восходят к языческим убеждениям о природе. Другие, возможно, эволюционировали из самых основных элементов человеческой психологии, культуры и духовности. Так или иначе, расшифровка символов в психологии — занятие весьма увлекательное.

Интерпретации символов также могут быть уникальными. Люди из разных культур и происхождения могут, помимо всего прочего, наделять символы еще и разными значениями. Например, цвета, которые могут быть очень символическими, различаются по смыслу от одной культуры к другой. В одной культуре черный цвет может быть цветом, связанным со смертью; в другой же цветом смерти может быть белый. Люди также могут иметь свои собственные персональные символы, основанные на их уникальной личности и истории. Если вы видели, как маленькая птица умирает рядом с кустом роз, вы можете связать розы со смертью.

Значение рисунков в зависимости от цвета

Взрослые в основном рисуют черно-белые рисунки, а вот цветные рисунки способны изображать дети. Поэтому наиболее четко можно проанализировать и дать оценку детским работам.


Цвет

  • Зеленый цвет – цвет независимости, самостоятельности и упорства. Дети, которые пытаются показать весь свой характер и самоутвердиться выбирают именно этот цвет.
  • Желтый – малыш чувствует себя комфортно в данной ситуации.
  • Синий – характеризует тревогу и волнение. Этот цвет указывает на то, что у ребенка есть какая-то проблема, которую он пытается решить.
  • Фиолетовый – ребенок фантазер.
  • Красный цвет – указывает на переизбыток энергии, которую необходимо как можно быстрее сбросить. Это относится к гиперактивным детям. Красный – цвет агрессии.
  • Коричневый – означает сопротивление на подсознательном уровне. Малыш может быть обеспокоен какой-то ситуацией и поэтому чувствует тревогу и дискомфорт.
  • Черный – указывает на озабоченность какой-то проблемой. Он полностью погружен в проблему.
  • Если у взрослого человека рисунок заштрихован – означает закрытость. Человек постоянно ставит себя в рамки.
  • Не заштрихованные фигуры – человек постоянно хочет развиваться, и все изменения воспринимает с радостью.

Ассоциации в психологии

Символы отвечают за самый древний и основной тип мышления, известный как «ассоциация».

Один из способов обнаружить возможные значения символа — это свободное общение. Когда вы видите конкретный элемент изображения, что он вам напоминает? Так же и с символом психологии — он вызывает самые разные ассоциации, но имеет четкий символический смысл, воспринимаемый нами на бессознательном уровне.

Все становится намного сложнее, и намного интереснее, когда изображение содержит множество возможных символов. В таком случае у нас появляются образы, взаимодействующие с символами, значения, взаимодействующие со значениями. И не только элементы образов взаимодействуют друг с другом, но также тона, цвета и композиции, которые дают еще больше маневра для толкования.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: