У каждого из нас есть свои внутренние стражники. Это наши внутренние ограничители: совесть, вина, стыд. Эти чувства/эмоции зарождаются в раннем детстве (2-6 лет), благодаря воспитанию родителей и ближайшего окружения. Они необходимы для жизни в обществе. Эти эмоции притормаживают ту нашу “свободу”, чтобы не нарушать внутренней свободы других людей для мирного сосуществования друг с другом.
Стыдливость, смущение – это одно из форм проявления чувства стыда, сопровождающееся замешательством, застенчивостью, неловкостью, стремлением скрыться или что-то скрыть от других людей.
Чувство стыда одно из самых ранних приобретенных эмоций. Уже в 2 года ребенок способен испытывать стыд. Это отрицательная эмоция, которая связана с непринятием или осуждением обществом поступка или качества субъекта.
Мы все очень сильно зависим от внешней оценки общества, в котором живем. Нам важно чувство принадлежности/парности. Природой так устроено, что человек не может жить в полном одиночестве, ему необходимо общение для саморазвития. В одиночестве невозможно испытать такие чувства как любовь, радость, счастье, нежность, страсть, азарт, ревность, конкуренцию. Без этих чувств мы теряем вкус жизни, смысл и цель существования. Одна из причин важности оценки общества обусловлена генетической памятью предков, которые вынуждены были держаться племенами для выживания, а получившие отрицательную оценку, осуждение, непринятие племенем, были изгнаны, что приравнивалось к смерти.
В наше время человек может выжить, но чувство ненужности и отвержения – самые сильные и разрушительные эмоции и сейчас. Очень важно помнить, что все чувства “хорошие” и все они необходимы, но в своем позитивном действии, тогда, когда мы можем контролировать их. В отрицательном действии “негативные” чувства заполняют нас изнутри и в таких случаях эти эмоции несут разрушительные действия, они начинают контролировать нас, руководить нашими мыслями и действиями, разрушая наши жизни.
“Хорошее” чувство стыда.
Стыд может служить важным указателем на то, что в отношениях между людьми является допустимым, а что нет. Это как ограничитель, мораль, воспитанность. Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. В своем роде страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство. Во избежание стыда, человек стремится к совершенству, саморазвитию. Стыд акцентирует наше внимание на тех аспектах нашей личности или нашего поведения, которыми мы недовольны, которых стыдимся, вследствие чего развивается самопознание, и мы стремимся изменить, улучшить их. С другой стороны стыд выступает регулятором нашей самооценки.
Как западная культура учит нас стыдиться?
Борьба со стыдом не новое изобретение: уже в Античности философы недолюбливали это чувство. Аристотель писал:
«О стыде не приличествует говорить как о некоей добродетели, потому что он больше напоминает страсть, нежели склад [души]…
Эта страсть подобает не всякому возрасту, но [только] молодому. Мы полагаем, что в определенном возрасте следует быть стыдливыми, потому что, живя по страсти, молодые совершают много проступков, а стыдливость препятствует им. И мы хвалим стыдливых среди молодежи, но человека более взрослого никто, пожалуй, не похвалит за стеснительность…
Стыдливость, коль скоро она возникла в связи с дурными поступками, чужда порядочному человеку…
Нелепо ведет себя тот, кто, совершив один из постыдных поступков, стесняется и думает, что тем самым он порядочный человек. Стыд ведь бывает за произвольные поступки, а порядочный человек по своей воле никогда не сделает дурного».
Аристотель «Никомахова этика»
Благодаря Аристотелю многие философы рассматривали стыд как исключительно моральную эмоцию и иногда даже подчеркивали, что это своего рода моральный компас. Раз стыдишься, значит, совершил что-то неправильное.
Впрочем, в наши дни не все согласны с этим, многие ученые уверены, что стыд мы испытываем и в других случаях. Например, американский философ Дж. Дэвид Веллеман утверждает, что стыд возникает, когда мы переступаем грань между публичным и частным.
Веллеман рассуждает: что случится, если однажды мы проснемся в мире, где совсем нет стыда? Судя по всему, мы окажемся… в библейском раю (возможно, это не так уж плохо).
Веллеман анализирует историю Адама и Евы, которая, безусловно, повлияла на то, как западная культура относится к стыду, и приходит к интересному выводу. Адам и Ева впервые испытали стыд не из-за нарушения моральных норм, а из-за осознания своей наготы. Так стыд в западной культуре стал тесно связан с телом и сексуальностью. Веллеману это не нравится:
«Известная версия предполагает, что то знание, которое обрели Адам и Ева, — это знание о сексе. То, что они внезапно осознали, согласно этой интерпретации, — это сексуальность всей ситуации, из-за чего они почувствовали одновременно похоть и стыд.
Такая версия выглядит странно, потому что предполагает, будто Бог, создавая Адама и Еву, не хотел, чтобы они использовали свои гениталии. Но зачем тогда он их ими наделил? Я не отрицаю, что то знание, которое обрели Адам и Ева, в какой-то степени связано с сексом, но за этим скрывается что-то большее».
Дж. Дэвид Веллеман «Происхождение стыда»
Как считает Веллеман, «большее» — это знание про общее и частное. Вкусив плод с древа познания, Адам и Ева устыдились не столько сексуальности, сколько того, что нарушена их приватность: то, что они хотели бы скрыть, вдруг стало публичным.
Как распознать чувство стыда?
Как мы уже выяснили, чувство стыда – это социальное чувство, и оно зависит от окружающих. Значит, оно может возникнуть только в том случае, если есть свидетели или мы можем предположить, что они могут быть.
Мы ощущаем чувство стыда, когда чувствуем: дискомфорт, растерянность, раскаяние, сожаление, чувствуем себя слабыми, беззащитными, ожидаем от окружающих негативную оценку, насмешливого или презрительного отношения, непринятия и агрессии.
Мы понимаем чувство стыда как то, что «я не прав»; это чувство сопровождается ощущением бессилия изменить ситуацию, апатии и безысходности.
Что такое стыд?
Если не вникать в психологию данного слова, то, согласно словарю, стыд — это очень сильное чувство с негативной окраской, которое вызывается каким-либо поступком или характеристикой, и осознанием человека себя как неправильного и имеющего дефекты. Испытывать это чувство возможно только в присутствии другого человека, в одиночестве стыд не возникает. Лексическое значение слова «стыд» не раскрывает сложности самого термина и его многослойности.
Ведь в разных культурах существуют свои нормы морали, которые и определяют, за какие поступки человеку должно быть стыдно. Это удивительно, но определение слова «стыд» одинаково на всех языках в отличие от круга поступков, вызывающих данное негативное чувство. Особенно характерно испытывать эту эмоцию в культурах, где принята коллективная оценка происходящего. К таким культурам можно смело отнести Россию и Китай.
Чувство стыда под контролем!
- Распознание этого чувства. Его очень часто путают с виной. Но мы уже знаем проявления этих чувств и их различия. Здесь важно отметить тот факт, что вслед чувству стыда может возникнуть чувство вины и чувство обиды. И их тоже важно осознать и не допустить их отрицательного влияния.
- Важно принять это чувство с чувством собственного достоинства. С пониманием того, что стыдно бывает всем, что все могут оказаться в такой ситуации.
Важно посмотреть объективно на ситуацию. Можно представить, что в этой ситуации находится другой человек и попробовать отследить свои чувства к этому человеку в вашей ситуации.
- Возьмите лист бумага, разделите его на две части. С одной стороны нужно выписать все свои мысли и чувства относительно того, почему возникло чувство стыда у вас. С другой стороны написать свои чувства по отношению к другому человеку в такой же ситуации.
- На этом этапе важно отследить такое чувство как “конструктивная вина” – вина, которая анализирует ошибки и призывает к действию (в зависимости от ситуации). Или попробовать поделиться своим чувством стыда с близким человеком, признавая свои ошибки, ответственность или комичность ситуации.
- Следующий этап понадобится тем, у кого чувство стыда возникло от поступка или личного качества. Это чувство всегда сопровождается виной. Здесь необходимо действовать по правилам “конструктивной вины”. Это мощный мотиватор к действию, после осознания своих ошибок. Действия должны быть направлены на исправление или смягчения своих ошибок/недостатков. И, конечно же, необходимо понимать, что ошибаются все и вы имеете право на ошибку! Важно попытаться все исправить и после личного опыта больше их не допускать.
Автор Елена Куприянова
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо!
- 1
- 1
- 1
- 1
8.3. Смущение
Сущность понятия.
Смущение определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. У взрослых смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит при неожиданной, помимо его желания, и неуместной ситуации, когда он «теряет свое лицо».
Проявления смущения.
При смущении люди смотрят в сторону от других или опускают глаза, а малыши прячутся за платье или юбку матери; при этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека, или нервного и глупого смеха (в чем проявляется отличие от стыда), а также нарушение плавности движений и речи (
Edelman
,
Hampson
, 1981). Явным признаком смущения является покраснение лица (смутившийся человек говорит: «Ты вогнал меня в краску»), взгляд в пол. При наличии этих признаков в обыденной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение может вызываться как неудачей в какомнибудь деле, так и удачей.
Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно (Goffman
, 1967;
Modigliani
, 1968). Гофман не очень удачно, с моей точки зрения, определяет смущение как выражение мнения о том, что другие люди будут думать о нас или о наших действиях как несоответствующих ситуации. Такая формулировка скорее объясняет причину смущения (и то имеющую место скорее у достаточно взрослых людей, а не у маленьких детей), но не сущность смущения как эмоционального состояния. Гофман пишет, что, проявляя смущение, мы как бы извиняемся перед другими за реальную или возможную ошибку. По этому автору функция смущения состоит в том, чтобы показать «правильность» субъекта, возможность иметь с ним дело, так как он способен к коррекции собственного поведения.
Борг с коллегами (Borg et al.
, 1988) рассматривают смущение как вид стыда, а Эделман (
Edelman
, 1985) — как вид социальной тревожности изза предполагаемого отрицательного впечатления окружающих.
Для появления смущения необходима публичная неудача в сохранении собственного лица, которая воспринимается как угроза репутации, «социальному Я» при негативной оценке окружающими (Silver et al.
, 1987;
Crozier, Burnham
, 1990;
Parrot
,
Harre
, 1996). Поэтому самая большая степень смущения наблюдается в том случае, если человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (
Modigliani
, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (
Crozier
, 1986). Правда, В. Крозье отмечает, что у таких людей есть проблемы в общении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.
Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой — страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу. С другой стороны, смущение мотивирует нормативное социальное поведение (Keltner
,
Buswell
, 1997). Крозье (
Crozier
, 1990) отмечает, что человек, не способный смущаться, лишен важного человеческого качества, характеризующего чувствительность и способность к заботе.
Можно испытывать смущение и за другого человека, близкого и даже незнакомого нам. Так, мать может смутиться за нетактичное высказывание своего малыша по отношению к гостю («эмпатическое смущение»).
Имеется точка зрения, что смущение — преимущественно подростковая эмоция (Parrot
,
Harre
, 1996), но нельзя забывать и про детей младшего возраста, проявляющих застенчивость при встрече с незнакомыми людьми, когда к ним обращаются или когда о них говорят. И тем более вызывает сомнение позиция Гриффин (
Griffin
, 1995), согласно которой о смущении у детей можно говорить только с 7– 8летнего возраста, когда они начинают давать определение смущения как осознаваемого нарушения социальных стандартов в присутствии других людей, оценивающих эти нарушения. Вряд ли 2–3летний ребенок, стесняющийся чужих людей, думает о чемто подобном.
Причины смущения.
П. Пилконис и Ф. Зимбардо (
Pilkonis
,
Zimbardo
, 1979) опросили молодых людей о причинах, вызывающих смущение, неловкость. Полученные ими результаты представлены в табл. 8. 1.
Таблица 8.1.
Частота встречаемости причин, вызывающих застенчивость
Процент студентов, отметивших данную
Причины
ситуацию
Ситуации
Когда я в центре внимания большой группы 72,6 (например, при публичном выступлении) Большая компания 67,6 Более низкий статус 56,2 Ситуация общения вообще 55,3
Окончание табл. 8.1
Процент студентов, отметивших данную
Причины
ситуацию
Ситуации
Новая ситуация вообще Ситуация, требующая твердости Когда меня хвалят Когда я в центре внимания малой группы Небольшая группа Наедине с человеком другого пола Ситуация уязвимости (необходима помощь) Небольшая группа, ориентированная на выполнение определенного задания Наедине с человеком того же пола Другие люди
55,0 54,1 53,2 52,1 48,5 48,5 48,2 28,2 13,8
Незнакомые Группа лиц противоположного пола Люди, превосходящие по знаниям Люди, превосходящие по положению Группа лиц того же пола Родственники Люди старшего возраста Друзья ДетиРодители
69,7 62,9 55,3 39,7 33,5 19,7 12,4 10,9 10,0 8,5
Смущение возникает всякий раз, когда какието ключевые элементы трансакции неожиданно и явно дискредитированы хотя бы для одного участника взаимодействия. В результате последний оказывается неспособным к дальнейшему исполнению роли. Более того, смущение заразительно. Оно распространяется, лишая и других людей способности действовать…
В ходе содержательного анализа смущения мы классифицировали все примеры, по возможности сохраняя такими, какими они были нам представлены. Было выделено более семидесяти четырех категорий, среди которых различались промахи между друзьями, публичные промахи, разоблачение лжи, ситуации, когда человек был застигнут врасплох, использование неверных названий, забывание имен, оговорки, обнажение тела, вторжение в личную зону других, неконтролируемый смех, опьянение в присутствии трезвых (или наоборот), потеря контроля над физическими процессами и внезапное осознание унижения и других оскорбительных действий. Дальнейшее исследование этих категорий показало, что большинство из них могут быть включены в три основные группы: (1) несоответствующая идентичность; (2) потеря самообладания; (3) нарушение ожиданий людей относительно друг друга в социальных трансакциях.
Гросс Э., Стоун Г. П., 2001, с. 195–197.
Типы смущения.
Льюис (
Lewis
, 1995) пишет о двух видах смущения: один связан с осознанием себя и своего поведения, а другой — также и с оценкой себя на соответствие социальным нормам и правилам. В результате чего возникает переживание смущения, подобное стыду. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выводит два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Мне такое деление представляется несколько искусственным: ведь первое не исключает второго.
Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни. Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:
Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре назначена встреча?»).
Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).
Стремление показать другим свои достоинства («Вообщето теннис — не мой конек, я люблю шахматы»).
Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»).
Отрицание своего поражения («Попробуйка ей угоди»).
Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).
Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повы шенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея Яконцепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня. Однако угроза Яконцепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:
снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;
указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;
воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какойнибудь идеей».
Со своей стороны, для восстановления статускво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или какимто иным способам, например из описанных выше.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 224–225.
Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью (см. раздел 4.6).
Метки:автор, взаимодействие, взгляд, взрослый, внимание, возможности, возникновение, возраст, восприятие, выражение, группы, действительность, демонстрация, должные, желание, застенчивость, интерес, испытания, исследование, качество, класс, контакт, личность, люди, матерь, необходимость, образ, общение, определение, особенности, ответ, отметка, отношения, отсутствие, оценка, партнер, переживание, поведение, позиция, помощь, причина, процесс, проявление, проявления, различные, результат, речь, связь, ситуация, случай, собственность, соответствие, состояние, социальное, способ, степень, субъект, характер, человек, чувства, эмоциональность
Посмотрите также
- 1.6. Виды общения Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
- 14.6. Зависть Зависть как психологический и этический феномен привлекает внимание как религиозных мыслителей («Зависть…», 1996; 1998), так и ученых различных специальностей — философов, социологов (С. П. Колпакова, 1995; А. Ю. Согомонов
- 14.3. Привязанность и дружба Привязанность — это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
- 6.4. Обман, ложь, вранье В книге «Психология. Словарь» (1990) ложь определяется как феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Более конкретное определение лжи дает Ф. Л. Карсон с соавторами (Carson et
- 8.5. Вина Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести». Западные психологи выделяют винусостояние и винучерту. В
- 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении? При рассмотрении сущности общения наблюдаются две ошибочные, на мой взгляд, позиции: в одних случаях не причисляют к категории общения одни акты взаимодействия людей, а в других случаях считают общением
Tags: автор, взаимодействие, взгляд, взрослый, внимание, возможности, возникновение, возраст, восприятие, выражение, группы, действительность, демонстрация, должные, желание, застенчивость, интерес, испытания, исследование, качество, класс, контакт, личность, люди, матерь, необходимость, образ, общение, определение, особенности, ответ, отметка, отношения, отсутствие, оценка, партнер, переживание, поведение, позиция, помощь, причина, процесс, проявление, проявления, различные, результат, речь, связь, ситуация, случай, собственность, соответствие, состояние, социальное, способ, степень, субъект, характер, человек, чувства, эмоциональность
Стыд испытывают все
Стоит понимать, что, несмотря на пагубное влияние, стыд испытывают все вне зависимости от личных факторов. Исследования показали, что мужчины и женщины переживают чувство стыда абсолютно одинаково, но причины у них всегда разные.
Первой причиной для женского стыда является внешность. Многие представительницы прекрасного пола ощущают себя недостаточно молодыми, стройными, привлекательными. Это неудивительно, учитывая навязанные обществу каноны красоты. К тому же, в конфликтной ситуации женщину всегда оскорбят именно по критерию внешности, что только усугубляет ситуацию.
Не делают лучше и «добрые» советы, такие как: «Вам бы подкрасить реснички и губы, тогда будете красивая», «Скинуть бы пару-тройку килограмм», «Как насчет смены гардероба? Эта кофточка выглядит ужасно!».
Вторая причина — материнство, которое напрямую связано с женственностью. Многие женщины ощущают себя неполноценными, если они не замужем и не являются матерями. При этом они еще и вынуждены терпеть ежедневные неудобные вопросы от сторонних людей, которые тоже приносят только дискомфорт. Именно такое отношение общества к женщинам вынуждает их испытывать стыд за себя, свою жизнь и свой выбор.
Главной причиной мужского стыда является слабость. Физическая или нет — не так важно. Факт слабости подрывает мужественность, из-за чего мужчина ощущает себя недостаточно хватким, могучим и, как следствие, успешным. Справляться с этим ощущением им точно так же тяжело, как и женщинам.
Сгорать от стыда: значение фразеологизма
Эту фразу слышали практически все из нас, и хотя бы один раз в жизни употребляли ее самостоятельно в качестве оценки своих либо чужих поступков. Поэтому многим интуитивно понятно значение этой фразы. В словарях русского языка таким образом толкуют известную поговорку: сгореть от стыда — это значит, очень сильно стыдиться какого-либо сделанного поступка. Причем сгореть от стыда можно только при обнаружении проступка другими людьми. Этот факт обязателен в данном процессе.
В разных интерпретациях фраза звучит по-разному. Как правильно — «сгорать от стыда» или «сгореть со стыда»? Значение фразеологизма от этого не меняется, и, согласно правилам русского языка, верным являются оба варианта. Хотя второй относится к простонародному разговорному жанру, но не противоречит правилам.
Фраза имеет под собой вполне реальные физические проявления стыда. Ведь человек, уличенный в чем-либо, начинает обильно потеть и краснеет. Его будто что-то жжет изнутри и ему становится не по себе. К уже перечисленным симптомам добавляется удушье и желание спрятаться.
Послесловие
Довольно часто преодолеть разрушающие переживания самостоятельно не удается, поскольку чувство стыда стало доминирующим ощущением, управляющим мышлением и поведением. В такой ситуации существует единственный выход – обратиться за помощью к квалифицированному опытному психологу. Грамотный специалист точно знает, как побороть нелогичные гипертрофированные муки совести.
Обратитесь в центр психологии и реабилитации Ираклия Пожариского, поймите свою истинную сущность, принимайте свою уникальную личность и обучайтесь шагам, направленным на достижение гармоничного состояния внутреннего мира. С помощью психолога удастся определить источники мучительного чувства и стать на путь освобождения от стыда.
«Стыд и срам»: когда применяется фраза?
В русском языке слово «срам» имеет несколько значений. В первом оно употребляется как обозначение интимных частей тела, а во втором срамом называют дурные поступки, которые порицаются обществом. В некоторых источниках авторы ставят слова «стыд» и «срам» на один уровень, говорят о них, как о синонимах.
Когда применяется фраза «стыд и срам»? Значение фразеологизма трактуется как порицание, его применяют, обращаясь к конкретному человеку или группе людей, взывая к их совести и давая крайне негативную оценку их действиям.
Данная фраза часто встречается в русской литературе и довольно часто применялась в простонародной речи. Сейчас интенсивность использования фразеологизма не отслеживается, но по данным лингвистов и социологов можно сделать вывод, что фраза постепенно теряет свою былую частоту применения даже в быту.
Человеческая психика до сих пор во многом является загадкой для ученых, поэтому впереди нас ожидают большие открытия, которые могут принести массу новой информации о давно знакомых людям чувствах и эмоциях.
Чем опасна патологическая стыдливость
Стыд – заразное чувство. Он особенно опасен для детей, потому что это скрытое переживание, особенно у жертв насилия и жестокого обращения. Ожидание, что он будет пристыжен со стороны сверстников,делает ребенка беспокойным и беззащитным, и он часто становится объектом издевательств.
Стыд может восприниматься как сильная негативная эмоция ненависти к себе. Стремясь вытеснить это чувство, человек станет действовать, как хулиган, и будет призывать окружение к аналогичному противоправному поведению. Фактически, он хочет минимизировать свои мучительные переживания путем вызывания неловкости и стыдливости у других. Дети, которых регулярно запугивают и дразнят, могут легко понять, что заставляет других ребят стыдиться. Они очень искусны в том, как вызывать чувство позора у сверстников. И это делает стыд заразным чувством.
Дети также подвержены принятию на себя чувства стыда за другого человека, когда они связаны с кем-то, кто ведет себя позорно и недостойно. Когда ребята морально брошены родителями, подвергаются физическому насилию, ощущают пренебрежение со стороны родных, они часто принимают на себя позор, который принадлежит взрослому, причинившему боль, поскольку полагают, что они сами являются «плохими». Некоторые дети ведут себя именно таким образом, считая себя виновными за конфуз, который реально принадлежит родителям.
С другой стороны, родители также могут испытывать сильный стыд из-за поведения своих детей. Поскольку многие взрослые мечтают об идеальном ребенке, который будет прилагать титанические усилия для обретения почета от общества, малыш или подросток, который не может достичь желаемой родителями планки, или чье поведение вызывает смущение, будет формировать у них реакцию стыда. Некоторые родители отрицают какую-либо собственную вину за плохое поведение детей в попытке отречься от позора в социуме. Другие взрослые, наоборот, принимают на себя слишком большую ответственность и ощущают стыд за любые проступки ребенка.
Любая ситуация, которая обесценивает личность и вызывает угрызения совести, может также взрастить гнев или даже ярость. Это включает в себя обстоятельства, которые провоцируют зависть, требуют сравнения себя с другими, вызывают страх быть изгнанным из общества или пробуждают фантазии о несчастье соперника. Гнев, испытываемый субъектом, которому стыдно, подобен яду, уничтожающему позитивные сознательные мысли. Но даже если человеку, который поглощен позором, удается передать стыд другому, то он все равно испытает подавляющие последствия интоксикации. Стыд, когда его принимает на себя партнер по работе, любимый человек, близкий друг или незнакомец, может сделать носителя физически и эмоционально больным человеком.
Форма записи к психологу Лоле Макаровой:
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Как избавиться от стыда самостоятельно? »
Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
«Как избавиться от стыда самостоятельно? «
Ловушки «внутреннего критика»
Человек может даже в этом упражнении начать себя ругать, критиковать, принижать и стыдить. Например, сказав, что у него все равно ничего не получится.
Это тоже одно из проявлений внутреннего критика. Тогда можно попробовать себе представить, что вы бы могли ему ответить.
Часто помогает говорить себе:
«Я не всегда смогу заметить, как я себя ругаю. Я не всегда смогу не поверить плохим словам про себя. Но я могу это делать иногда. Это точно.»
В этом месте человек выходит из слияния со своим внутренним критиком.
В поисках ответа на вопрос как избавиться от стыда, попытки договариваться с внутренним критиком часто не дают положительного эффекта. Это происходит потому, что критическая часть относится к критикуемой части презрительно, надменно, видит в ней ничтожество.
Переговоры с таким человеком невозможны. Поэтому надо здесь обратить внимание на форму, в которой «говорит» внутренний критик, а не на содержание. Тогда мы начинаем защищать себя, протестовать против формы обращения с собой. У человека должно родиться чувство: «Со мной так нельзя. Чтобы я ни сделал в жизни, я такого обращения не заслужил.»
Однако, мало останавливать вредную привычку. Надо еще «вырастить» новую форму поведения, чтобы заменить плохую привычку. В следующий раз мы поговорим о том, что другое можно делать вместо ругания и принижения себя.
А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.
Стыд — не дым, глаза не выест: что это значит?
Слышали такую фразу: «Стыд — не дым, глаза не выест»? Значение этого фразеологизма довольно понятно, его уместно упоминать, когда человек хочет рассказать кому-либо что-то постыдное, но боится осуждения. Поэтому ему говорят данную фразу, означающую, что необходимо открыть правду и перетерпеть стыд, который не принесет существенного вреда человеческому организму.
Стоит отметить, что в культуре русского народа очень ценится стыдливость и совестливость. Трудно представить, на что способен бессовестный человек, поэтому отсутствие стыда считалось во времена самым тяжелым уродством души. Если человек способен испытывать стыд за свои поступки, то он способен духовно расти и может преодолеть любую ситуацию, даже созданную им самим.
Ведь на самом деле стыд глаза не выест, значение и предназначение данного чувства — это ограничение и предостережение от дурных поступков. А стыд в этом случае — всего лишь эмоция, призванная мотивировать и взращивать достойную человеческую личность.
Признаки стыдливого человека
Легче всего в своем окружении определить человека с типажом голубого воришки из романа «Двенадцать стульев». Краснея и конфузясь, он делал все, что ему заблагорассудится. Гораздо сложнее вычислить человека, у которого повышенное чувство стыда стало своеобразным жизненным кредо.
Однако психологи сумели найти «ловушки», которые четко определяют людей с подобной жизненной позицией:
- Желание быть незаметным
. Скромность — это прекрасное чувство, которое особенно украшает выпускниц пансиона благородных девиц. Никто не утверждает, что бесцеремонность является достойным качеством человека. Однако страсть затеряться в толпе не может быть адекватным желанием самодостаточной личности. - Частая смена настроения
. Данное проявление сущности характерно и для меланхоликов, которые подвержены не сильным, но длительным вспышкам гнева. Такие люди готовы уничтожить обидчика, стереть его с лица земли, а заодно и повернуть ее вокруг своей оси. Описываемые планы грандиозны по своему масштабу, но о них знает только разработчик мести с хроническим чувством стыда. - Склонность к суициду
. Если не брать во внимание психически больных людей, которые просто лелеют мечту о красивом уходе из жизни, то данное желание с головой выдает обладателя комплекса хронической вины. Среди людей, которые хотят покончить с собой, наибольший процент составляют представители клуба активных самоистязателей. - Нерациональное поведение
. Нарушение адаптации в этом случае делает из человека исследователя собственной души. Он настолько погружается в свои комплексы, что ему нет дела до анализа жизни соседа, который является хроническим алкоголиком. В голове у подобного человека только одна мысль: я самый плохой — и точка.
Психологи утверждают, что людей с хроническим чувством стыда становится все больше. По описанным признакам их реально определить в своем окружении. Не нужно помогать тиранам и циникам (они в поддержке и не нуждаются), но знакомым с подобной проблемой необходимы совет и дружеская поддержка.
Обратная сторона стыда
Психологи, активно изучающие феномен стыда, пришли к выводу, что излишняя стыдливость является причиной многочисленных проблем в человеческой психике. Известен такой термин, как «обратная сторона стыда». Он применяется тогда, когда стыд, точнее его ложные проявления, становятся причиной комплексов или культивирования определенных черт характера в излишне преувеличенной форме.
Например, человек мечтает добиться успеха и активно проявляет себя на публике, но ему внушают, что это стыдно. В итоге возникают противоречия между потребностями и муками совести, человек начинает ощущать себя ничтожеством. Он загоняет себя в ситуацию, когда любое решение будет неверным — муки совести заставляют ощущать себя неправильным, а невозможность реализовать себя приводит к еще более сильному чувству ненужности. Организм не выдерживает подобного давления и включает защитный механизм — гордыню. Она, в свою очередь, приводит к другой совокупности проблем.
Данный пример всего лишь один из многих, в данный момент психотерапевты активно изучают, насколько стыд влияет на формирование личности в целом.