Теория Вундта
Вильгельм Вундт, как основоположник структурализма рассматривал структурный аспект эмоций. Он полагал, что любое эмоциональное состояние имеет определенное значение в некотором измерении в зависимости от своей интенсивности.
Его теория также называется трехмерной, поскольку имеет три градации: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Некоторые состояния включают себя одно или два измерения, а более сложные – все три. Для примера, рассмотрим эмоцию гнева. Данную эмоцию можно представить, как неудовольствие + возбуждение + напряжение. Таким образом каждая эмоция состоит из определенной комбинации, которую можно сложить из вышеуказанных пар переживаний.
Особенности проявления эмоций и чувств
Явно показывают свои эмоции лишь дети. Все, с чем они сталкиваются, сразу выражают. С возрастом человек имеет больше возможностей держать баланс эмоций под контролем. Он делает это осознанно или под действием окружающих.
Эмоции человека в психологии можно контролировать так:
- Сдерживать их против собственной воли. При этом человек не демонстрирует гнев и не проявляет любовь. Такой способ может быть следствием воспитания или серьезного эмоционального потрясения.
- Проявлять чувства в зависимости от ситуации. При этом человек может нежелательные эмоции мысленно прорабатывать, трансформируя их из разрушительных в нейтральные. Также их можно преобразовать в конструктивные. Такой метод – следствие работы над своей личностью. Он считается более безвредным для физического и психологического здоровья.
Личность, которая не закрывается, а контролирует свое состояние, а также понимает чувства и эмоции других людей, наделена эмоциональным интеллектом. Такие люди не выходят из себя из-за мелочей. При этом они способны поддержать другого человека, если он грустит или гневается.
Теория Джеймса-Ланге
Данная теория именуется периферической. Она была открыта двумя учеными практически в одно и то же время, поэтому получила такое двойное название. Ее суть заключается в том, что возникновению любой эмоции предшествует физиологическая реакция организма. И привычная нам причинно-следственная связь представляет несколько иной порядок. То есть согласно теории, мы чувствуем страх, из-за того, что дрожим, а не дрожим потому, что чувствуем страх. А не наоборот. Механизм возникновения эмоции начинается с физиологической реакции на внешний раздражитель, и только затем следует определенная эмоциональная реакция.
Природа возникновения эмоций: теории и концепции
Эволюционная теория
Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.
Рудиментарная теория
Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.
Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации. Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.
Двухфакторная теория
Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.
Потребностно-информационная теория
Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.
Теория когнитивного диссонанса
Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций. Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.
Теория Кэннона-Барда
Американскими психологами была разработана таламическая теория эмоций, которая являлась противопоставлением периферической теории. Они считали, что определенная эмоция не может быть следствием физической реакции организма на раздражитель по нескольким причинам. Одна и та же телесная реакция может свидетельствовать о разных эмоциях, а при одном и том же эмоциональном состояние могут возникать совершенно различные физиологические проявления. Ученые пришли к выводу, что эмоциональная реакция появляется примерно одновременно с физиологической. А телесная реакция обусловлена активной работой таламуса, который находится в головном мозге, и получая сигнал о внешнем раздражителе, запускает процессы, направленные на возникновение и физиологической и эмоциональной реакции. Таким образом вышеуказанные реакции организма протекают параллельно.
Биологическая теория
В соответствии с этой теорией появление эмоций у человека неразрывно связано с его потребностями. А именно с их возникновением и удовлетворением. Советский физиолог П.К. Анохин полагал, что эмоции закрепились вследствие эволюции и отдельно отметил приспособительную функцию эмоций.
С помощью них организм приспосабливается к окружающей среде, привыкает к ней и становится способен к дальнейшему развитию и эволюции. Ученый выявил, что при успешном удовлетворении потребности, у человека возникает положительная эмоция и тем самым он запоминает как ему следует действовать в дальнейшем, так происходит закрепление. Если же потребность не удовлетворяется, то человек переживает отрицательную эмоцию. Тогда может возникнуть беспокойство и тогда ему приходится искать другие пути решения для удовлетворения своей потребности.
Эволюционная теория эмоций[ | ]
Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию. [1]
Потребностно-информационная теория
Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения. Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.
При анализе учитывается:
- насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
- что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
- достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.
Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется. Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения. А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.
Теория активации эмоций
Основой этой теории является таламическая теория эмоций Кэннона-Барда. Американские ученые выяснили, что организм человека устроен несколько сложнее и не все процессы, направленные на возникновение эмоций, происходят исключительно от одной части мозга – таламуса. Они полагали, что эмоциональная реакция организма появляется благодаря слаженному функционированию различных составляющих мозговых структур. Основная же роль отводилась возбуждению нейронов ствола мозга, которые направляют импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре, вследствие чего происходит активация эмоций.
Двухкомпонентная теория
Данная теория относится к когнитивным теориям, поскольку содержит в себе познавательный аспект. Согласно данной теории возникновение эмоций связано с двумя компонентами, а именно – двумя факторами, которые представляют из себя физиологические изменения организма человека и их осознанную интерпретацию. Эта теория включает в себя периферическую теорию Джеймса-Ланге, к которой добавляется познавательная составляющая. То есть возникает физиологическая реакция, затем анализируются обстоятельства ситуации, при которых это произошло и только потом распознается эмоция. Таким образом одно и то же физиологическое состояние может переживаться совершенно по-разному, в зависимости от того, что думает о его причинах сам человек и как его воспринимает.
Критика данной теории
Данную теория подверглась критики со стороны У. Кэннона. Он утверждал, что органические ощущения настолько похожи друг на друга, что объяснить с помощью них все разнообразие переживаемых человеком эмоций не представляется возможным.
Кроме того, он подверг проверке тезис о самих органических ощущениях как основе эмоций. Он выяснил, что ощущения во внутренних органах формируются крайне медленно, а эмоции, напротив, развиваются стремительно. Также У. Кэннон обнаружил, что при искусственном вызывании у человека органических изменений не всегда проявляются эмоциональные переживания.
Более того, был проведен эксперимент, который показал, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Основные положения теорий представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. «Основные положения в теории Джеймса-Ланге и теории Кеннона-Барда»
Дифференциальная теория
Американский психолог К. Изард рассматривал эмоции как сложную систему. Каждое эмоциональное состояние содержит в себе три элемента:
- физиологический;
- экспрессивный;
- субъективный.
Каждому эмоциональному переживанию соответствует определенное сочетание физиологических проявлений, и наблюдая внешние признаки, мы можем судить о том, что возможно чувствуют окружающие нас люди. Существуют базовые эмоции, которые примерно одинаковым образом выражают все люди, хотя в зависимости от народной принадлежности интенсивность и особенности выражения может быть разниться.
Ученый выделял 10 фундаментальных эмоций, а для того, чтобы показать степень выраженности и интенсивности указывал пары слов следующим образом:
- удовольствие – радость;
- удивление;
- интерес – возбуждение;
- гнев-ярость;
- презрение – пренебрежение;
- горе –страдание;
- отвращение – омерзение;
- страх – ужас;
- стыд – застенчивость;
- вина – раскаяние.
Также он отмечал, что большое количество эмоций представляются в смешанном виде, называя их диадами (например, интерес-удовольствие) и триадами (например, отвращение-страх-презрение).
Основные теории эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Классификации эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). По субъективному переживанию: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др. Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся начувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Аффект.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект — сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Отличительная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.
Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”) эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” — печаль, тоска, апатия, страх. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей).
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Настроение.
Поднастроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.
Эмоциональный стресс.
Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Фрустрация — психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.
Любовь – это высшая степень эмоционально-положитльного отношения. В развитии любви одного человека к другому наблюдается определённая периодизация. Стендаль выделяет четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщеславие и представляет генезис любви следующим образом: восхищение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристаллизация (активная идеализация объекта любви); сомнение; вторая кристаллизация (2-я идеализация, сочетающаяся со стремлением убедить себя, доказать, что объект восхищения отвечает взаимностью).
Теории эмоций. Эволюционная теория эмоций.
Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.
Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, «мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим».
Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак — положительный или отрицательный- ему припишет. Вундт на основе эмпирических данных выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.
Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция = необходимая информация — имеющаяся информация. Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмоция отрицательная.
Основная идея Сартра — о том, что эмоциональное сознание изначально является сознанием мира, а эмоция — превращением мира. Однако существуют и ложные эмоции, которые являются лишь формами поведения. Настоящая эмоция сопровождается чувством убедительности. «Эмоция есть то, во что верят». Когда человек оказывается в тупике, он целиком устремляется в эмоцию, деградируя при этом. Всякое эмоциональное восприятие происходит только на фоне полного изменения мира. Сартр называет эмоцию «внезапным падением сознания в магическое».
Теория адаптационного синдрома
Понятие адаптационного синдрома ввел Х. Селье, рассматривая его, как стресс, благодаря которому организм приспосабливается к сложным условиям окружающей среды.
Он проводил исследования на животных, изучая влияние различных факторов на их поведение и пришел к выводу, что процесс адаптации включает в себя три стадии:
Стадия тревоги
На этой стадии человек, как правило ощущает тревожность и беспокойство. А иногда и душевный подъем, в тех случаях, если чувствует в себе особую уверенность и готовность справиться с предстоящей задачей.
Стадия сопротивления
В крови повышается уровень кортизола, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение. Происходит мобилизация организма, он находится в тонусе и в таком состоянии способен на свершения.
Стадия истощения
Когда взаимодействие со стрессовым раздражителем затягивается и человеку становится сложно противостоять ему, внутренние силы и энергия иссякает. Работа всех внутренних систем замедляется. Ухудшается общее самочувствие. И если организм слишком ослабевает, человек может весьма серьезно заболеть.
Теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингер предложил данную теорию на основе изучения восприятия человеком его ожиданий и реальности, а также того, как они соотносятся между собой. Он утверждал, что, если ожидания человека воплощаются в реальность в полной мере, индивид остается доволен и тогда у него возникают положительные эмоции. Если же реальность не соответствует его ожиданиям, возникает дискомфортное состояние и отрицательные эмоции. В таком случае человек начинает искать иной выход и тут возможно два варианта. Либо человек меняет когнитивный аспект в сложившейся ситуации, то есть меняет свои ожидания и отношение к реальности так, чтобы негативная эмоция нивелировалась, или же ищет способ изменить тот нежелательный результат, который он наблюдает в реальности и с ним не согласен.
Двухфакторная теория эмоций[ | ]
Основная статья: Двухфакторная теория эмоций
Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории, «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом».[6] Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических явлений. Например, идею об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных находим у Леонида Викторовича Крушинского. Эта гипотеза основывалась на опытах, в которых искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивнооборонительных реакций.[7]
Теория мимической обратной связи
С. Томкинс развил теорию мимической обратной связи на основе научных исследований У. Джеймса Согласно данной теории каждая эмоция определенным образом автоматически отражается на лице человека. Так, при воздействии стимула происходит физиологическая реакция и напрягаются те лицевые мышцы, которые соответствуют переживаемой эмоции. Как и в периферической теории эмоций телесная реакция тут первична и по выражению лица можно судить о возникшей эмоции. То есть, например, если девушка улыбается, значит она счастлива и радостна, а если она хмурит брови, то вероятно испытывает печаль или иную отрицательную эмоцию. Таким образом изменение лицевых мышц дают мозгу своего рода подсказку о том, какая эмоция имеет место быть. Были проведены различные эксперименты, на основе которых выявили, что при реакции на одинаковые стимулы, у большинства людей возникают подобные мимические проявления.
Психофизиология эмоций
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности и поведения человека. В ней переплетены две науки: психология и физиология. Некоторые ученые считали, что деятельность мозга и нервной системы человека следует рассматривать в отдельности от психики и не учитывать возможность ее влияния на физиологию. Целью психофизиологического исследования они видели выявление параллельности протекания физиологических и психических процессов.
Психофизиология эмоций свидетельствует о том, что психика и мозг человека взаимосвязаны намного теснее, чем это может казаться на первый взгляд. Так, воздействуя на мозг можно наблюдать явные психические изменения, а оказывая влияние на психику человека можно добиться устойчивых изменений в мозговой деятельности, что будет отражаться на внешнем поведении человека.
Теории эмоций в психологии очень разнообразны и в каждой из них есть разумное зерно. Но любая теория обретает истинный смысл в том случае, если ей находится применение на практике. И теории эмоций не исключение. Так, например, на основе периферической теории эмоций Джемса-Ланге было разработано такое устройство, как полиграф, или по-другому – детектор лжи.
А Пол Экман предложил особую методику, как по выражению лица определить, что человек скрывает, и как искусно распознать даже самую тонкую манипуляцию и ложь. По его разработкам также был снят сериал, который называется «Теория лжи» или «Обмани меня».
Таким образом, анализируя разнообразные теории эмоций в психологии, прежде всего следует обращать внимание на то, каким образом у вас происходит сопоставление их аспектов с вашими жизненными ситуациями и при взаимодействии с людьми. Также важно, что именно из усвоенных теорий откликается. Возможно вам хочется лучше определять эмоциональное состояние человека или же более четко осознавать, какие чувства возникают у вас и по каким причинам. Используя знания об эмоциях на практике, вы вскоре заметите, что понимать себя и окружающих людей становится проще.
Происхождение эмоций
Рефлекс — это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Мы знаем, что человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения.
Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами, — о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регуляторной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают наше физическое благополучие.
Но как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным-им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией (Ainswortli, Blehar, Waters, Wall, 1978; Shiller, lzard, Hembree, 1986). Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, мы можем наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма (Bowlby, 1969; Spitz, 1965).
Несомненно, одной из причин возникновения эмоций человека в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. (В последней главе мы еще вернемся к этому вопросу и рассмотрим, какое влияние оказывает длительность периода детской зависимости и взаимная привязанность матери и ребенка на возникновение и формирование сложного эмоционального комплекса, называемого любовью.)
Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов (lzard, Huebner, Risser, McGinnes, Dougherty, 1980). Например, голод и боль могут проявляться через, внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом (рис. 1-1).
Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (En-ide, Katz, Thorpe, 1978).
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Неменее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. — СПб., 1999. — 464 с.