Каждый, кто интересуется психологией, изучает людей и хочет научиться на них влиять, наверняка осознает важность понимания чувств, эмоций и ощущений. Эти три психических процесса отображаются в мимике, жестах, позе и других элементах языка тела. Человек представляет собой открытую книгу, которую можно научиться читать.
После прочтения этой статьи и понимания того, что такое чувства, эмоции и ощущения, вы можете пройти наш курс по профайлингу, где научитесь анализировать людей, их мимику, жесты, поступки, чтобы лучше понимать их мотивы и чувства. Давайте по очереди изучим данные понятия и попытаемся понять, как эти знания помогут нам лучше разбираться в людях и влиять на них.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» – это чувство, а «Мне страшно» – это эмоция.
Вот небольшой список чувств, которые мы испытываем время от времени: любовь, ненависть, страх, благодарность, уважение, преданность, дружба.
Чувства различаются по характеристикам:
- Интенсивность: это сила чувств. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека. Наблюдая за ним, вы можете понять, какие чувства захлестывают его больше всего, что для него важно и на что он обращает внимание.
- Валентность: это тон. Чувства могут быть приятными, неприятными и двойственными. Если с первыми двумя все понятно, то последнее может представлять для вас большой интерес. К чему у человека проявляются смешанные чувства? Почему? Какие глубинные причины имеются? На все эти вопросы вы должны будете ответить, если хотите составить правильный психологический портрет человека и научиться на него влиять.
- Содержание: чувства отражают различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов и ситуаций. Люди проявляют чувства, исходя из контекста, поэтому тщательно наблюдайте за ними.
- Стеничность: чувства делятся на стенические и астенические. Первые побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (ненависть, любовь и другие). Вторые же парализуют или расслабляют (к примеру, страх).
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Прежде чем делать вывод о человеке, вам нужно наблюдать за ним и пытаться выявить как чувство, которое он сейчас переживает, так и его глубинную подоплеку.
Как читать мысли людей: понять мысли и чувства по выражению лица.
Научиться читать мысли людей легче, чем может показаться сначала. О том как читать мысли по направлению взгляда и по жестам, позе, поведению уже говорилось в статье “Найти подход и убедить”.
В каких случаях полезно и интересно понимать мысли, чувства, эмоции по выражению лица:
1) В повседневной жизни для понимания мыслей и чувств малознакомых или совсем незнакомых людей. В ситуации, которая требует быстрой и правильной реакции, а, как вы уже знаете, эмоциональный интеллект, т.е. понимание и правильное реагирование на чувства и эмоции другого человека, за счет понимания своих мыслей и чувств, имеет даже большее значение в достижении успеха, чем классический IQ.
2) Молодых людей на этапе знакомств и свиданий очень волнуют чувства и мысли любимого человека, для них важно понимание другого и чего он хочет. Умение расшифровывать выражение лица избавит их от лишних переживаний и головной боли. Эти же знания необходимы и супругам, особенно в первые годы совместной жизни.
3) При общении с ребенком-подростком. Подростковый кризис – время тревог и недопонимания, подросшие дети отдаляются от родителей и последние теряются в догадках, не представляя, что творится у них в голове.
4) При общении с грудным ребенком или малышом-дошкольником, которому бывает трудно объяснить свои переживания. Особенно беспокоятся молодые ответственные родители, для которых все впервые и мало опыта. Молодые мамы часто склонны испытывать тревогу и сомневаться в правильности своих действий, не знают что нужно новорожденному. Молодые отцы, в случае если им посчастливилось посидеть или погулять с малышом тет-а-тет, пребывают в полной растерянности, не понимая, что значит его мимика и поведение.
5) При общении с начальством или, наоборот, с подчиненными. Деловой этикет требует сдержанности. Поэтому мы часто не договариваем свои мысли или придерживаемся официального, безэмоционального общения.
6) Всем, кто хочет повышать свою коммуникативную компетентность, умение разбираться в людях, общаться легко и приятно.
Итак, «Какие эмоции и чувства бывают и что они означают», уже писалось ранее. Теперь о том, как они отражаются на лице. Несколько картинок, для того чтобы вы знали на что нужно обращать внимание и уже сами могли определить мысли и чувства другого человека.
Картинки (фото) выражения лица взяты из фильма “Обмани меня”.
Чувство: Счастье, другими словами состояние благополучия и удовлетворённости. Как распознаётся:
Чувство: Презрение, высокомерное и унизительное неуважение. Как распознаётся:
Чувство: Отвращение, проявление крайней неприязни. Как распознаётся:
Чувство: Гнев, крайнее недовольство, обычно перетекающее в антагонизм. Как распознаётся:
Чувство: Удивление неожиданностью происходящего. Как распознаётся:
Чувство: Печаль, переживание горя, утраты. Как распознаётся:
Как понять по взгляду, о чем думает человек (более подробную информацию вы найдете в тесте «Визуал, аудиал, кинестетик»
А теперь немного систематизируем информацию о чувствах и их выражении.
На следующей картинке слева направо и сверху вниз изображены эмоции: страх, злость, отвращение, радость, нейтральное состояние, грусть, удивление.
В следующую таблицу собраны мимические коды эмоциональных состояний, помогающие понять мысли и чувства человека.
На первый взгляд ничего сложного, мы пользуется своим умением «читать» мысли и чувства каждый день, даже не осознавая того.
Особенно легко удается понимать эмоции другого человека женщинам, в следствие особенности строения и функционирования их мозга и необходимости понимать состояние новорожденного и детей без слов.
А теперь интересное тестирование. Проверьте и закрепите свои знания, попробуйте догадаться о каких чувствах и мыслях идет речь в картинках ниже.
На другой странице вы можете проверить правильность своих предположений — увидеть ответы.
Выражение лица человека, расшифровка мыслей и чувств (ответы).
Оцените статью:
Rating 4.70 (5 Votes)
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
- Как понять, что понравилась мужчине, что он заинтересован.
- Как понять другого, как понять себя. Искусство видеть людей насквозь.
- Перемены к лучшему: как полюбить свое тело и стать привлекательнее?
- Психология выбора аватара. Тест «о чем расскажет ава — узнай о человеке по аватаре».
- Тест Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности. Графологический анализ при приеме на работу (подборе сотрудников).
- Назад: О чем думают люди? Какого мнения о тебе друзья? Насколько ты хорош?..
- Вперед: Психология общения: найти подход и убедить. Часть II.
Эмоции
Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Они, как правило, значительно менее продолжительны, чем чувства. Например, чувство преданности может длиться годами, а радость – десять секунд.
Эмоции, как и чувства, различаются по тем же характеристикам: валентность, интенсивность, стеничность и содержание.
С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Появление эмоций у человека идет рука об руку с физиологическими изменениями.
Как можно распознать некоторые эмоции? Давайте рассмотрим наиболее частые из них и выясним, как понять, когда они наступили у вашего собеседника.
1
Злость
Злость возникает, когда мы не можем по какой-то причине достичь своей цели. Признаки:
- покраснение шеи и лица;
- скрежетание зубами;
- рычание;
- сжатые кулаки;
- наклон вперед и вторжение в ваше личное пространство;
- сильные, властные позы;
- общий агрессивный язык тела.
2
Страх, беспокойство и нервозность
Страх возникает, когда основные потребности находятся под угрозой. Существует множество уровней страха, от легкой тревоги до слепого ужаса. Многие телесные изменения, вызванные страхом, позволяют легко его обнаружить.
Беспокойство – это тревожное состояние человека, вызванное нарушением покоя. При этом человеку может ничего не угрожать, то есть переживания будут бессмысленными и нерациональными, либо же иметь под собой серьезную основу.
Нервозность – это состояние сильной возбудимости нервной системы, приводящей к резким и острым реакциям на незначительные раздражители.
Несмотря на то, что эти три эмоции в некотором смысле различны, они имеют схожие проявления в физиологии и языке тела:
- холодный пот;
- бледное лицо;
- пересохшее горло (что приводит к облизыванию губ);
- дрожащие губы;
- изменение тона речи;
- ошибки в речи;
- дрожащий голос;
- видимый высокий пульс (заметный на шее);
- потоотделение;
- напряжение в мышцах: сжатые ладони, прерывистые движения;
- стремление задержать дыхание;
- суетливость.
3
Печаль
Печаль – это противоположность счастью и указывает на депрессивное состояние. Признаки:
- изнеможенное тело;
- дрожащие губы;
- «плоский» речевой тон;
- слезы.
4
Замешательство
Замешательство может быть вызвано виной или нарушением ценностей. Признаки:
- покраснение лица и шеи;
- желание отвести глаза (нежелание смотреть в глаза человеку);
- гримасничанье;
- поддельная, вынужденная улыбка;
- смена темы и попытка скрыть замешательство.
5
Удивление
Удивление возникает в тот момент, когда происходит то, чего не ожидалось. Признаки:
- поднятые брови;
- расширенные зрачки;
- открытый рот;
- внезапное движение назад.
6
Счастье
Счастье возникает, когда цели и потребности удовлетворяются. Признаки:
- общее расслабление мышц;
- улыбка (включая улыбающиеся глаза);
- открытый язык тела.
Вы также можете выявить обманщика, исходя из информации, представленной выше. У такого человека мимика и язык тела не совпадают во времени с его словами: они либо опережают их, либо опаздывают. Голова совершает механические движения, жесты противоречат смыслу произносимых слов. Поэтому, чтобы понять человека, наблюдайте и слушайте.
Дилетант, 20 Сентябрь, 2020 — 13:00, ссылка
.»Материя» — производящее, рождающее — это уровень движения субстанции. Разумеется, что «материя движется», но своим, особым способом
Обозначенная Вами «материя» представляет собой понятие, в природе ее не существует, также как «движущей материи», она присутствует только в нашем сознании. Наш мир, воспринимаемый органами чувств – не понятие, а действительность, обозначаемая мной как «движущаяся материя». Это все то, что нас окружает, являясь конкретными (насколько позволительно здесь так сказать) атомами, звездами, планетами и т.п. объектами, включая и людей с их способностью мыслить, которые (объекты), действительно, движутся «своим, особым способом». Эти способы – предмет и область исследования конкретных наук: физики, биологии, космологии и множества их ответвлений.
«То, что Вы описываете как «способность живого организма воспринять физическое действие внешнего объекта», называю «материализацией», а результат такой материализации — «ощущение».
Называть способность (живого организма воспринять физическое действие внешнего объекта) материализацией не корректно по двум причинам:
1) способность означает возможность действия, а материализация – само действие, то есть процесс; но реализация способности уже может оказаться такой материализацией. Но что мы будем понимать под этим действием – материализацией? Если переход от ментального (способности) к вещественному (материальному), то — да. И что же тут оказывается материальным, как результат такого превращения способности в материю? (Здесь материя – уже не понятие, а реальность). Только сама реальность, и именно физиологическое состояние нейрона-рецептора органа чувств человека, его возбуждение, выражающееся в формировании вызванных потенциалов, превращающихся в нервные импульсы аксонов нейронов. Если мы согласимся с тем, что возбуждение нейрона и есть ощущение, то материализация налицо, превращение ментального (способности) в вещественное (реальность). Если мы признаем ощущение информацией, а только так и рассматривают нейрофизиологи движение возбуждения нейронов в виде «круга ощущений», то где же здесь материализация, овеществление?
Но это только половина дела: физиологический акт возбуждения материального элемента – нейрона, сопровождается появлением «вещи» невещественной, ментальной, «предмета» (мы говорим о понятии), с которым имеет дело только сознание. Но сознание есть область невещественного, другая сторона реальности, имеющая форму способности, которая только и может иметь дело с информацией о внешнем объекте. Такой объект может быть как материальным (вещественным или радиацией), так и иметь ментальную природу, например, быть словом другого человека. Информация о внешнем объекте имеет содержанием свойства этого объекта, ей присваивает такой смысл сознание в ходе реализации одной из своих способностей, и всегда с учетом того органа чувств, который оказывается основным во взаимодействии с внешним объектом. И в этом случае мы уже имеем не материализацию способности чувствования, а образование явления ментальной «вещи», предмета мышления, каким является информация, возникающая при взаимодействии живого организма с внешней средой, смысл которой выражается в понятии.
2) способность относится к сфере ментального, а материализация касается вещественной стороны реальности, и правомерным ли будет считать переход от ментального к вещественному (так мы посчитаем правомерным утверждение, что и сознание строит мозг), к появлению возбуждения нейрона-рецептора, физическим актом взаимодействия живого организма с внешним объектом, актом материализации. Но речь идет о физическом действии внешнего объекта, и результатом оказывается также физическое действие – возбуждение материального элемента, нейрона. И если не признавать ментальную сторону реальности в виде способности чувствования, то никакой материализации, кроме как простых превращений одной формы материи (не в виде понятия) в другую, и не будет. А если внешним объектом будет информация, в форме слова другого человека, то в этом случае будет справедливым утверждение о материализации невещественной вещи, именно информации, смысл которой содержится в воспринятом нашим сознанием слове.
Цвет радуги обусловлен и «энергией квантов света», и ещё чем-то…
Не плохо было бы определить это «и ещё чем-то…» более четко. Скажем, исходя из феноменологического представления о сознании, когда это что-то выражается ощущением квалиа, то есть чувствованием переживаемого
Ведь Цвет может возникать и без всяких физических воздействий на тело (глаз).
Да, может, но тогда человек может обойтись не столько без способности чувствовать (он будет ею обладать), сколько будет вынужден без реализации этой способности обратиться к своему знанию о Цвете, которое может быть выражено только понятием Цвета. В этом и будет проявляться понимание цвета сознанием.
. Можно было бы согласиться, но движение руки порождается мыслью с помощью усиления и управления. Потому от тех ощущений, которые мы испытываем, тоже рождаются мысли, влияющие на физические движения тела.
Да, движение руки (если оно не инстинктивно) порождается мыслью, которая есть не чувство, а понятие, выражающее желание, смысл которого состоит в намерении «двинуть рукой». Если это не так, то какое же чувство должно быть задействовано, чтобы заставить руку двинуться? Наше желание, намерение – это из области способности человека посредством своего сознания привести в действие не чувство, не эмоции, а мышечные ткани нашего организма, посредством того, что выражает наши желания, намерения, а они выражаются в обыкновенных словах, то есть информацией, с которой только и имеет дело наше сознание. Чувство будет сопровождать движение руки, например, с помощью зрения. Но это будет происходить в порядке взаимодействия зрительного восприятия человека с объектом наблюдения, его движущейся рукой.
Далее: «от тех ощущений, которые мы испытываем, тоже рождаются мысли». Если ощущение – явление ментальное, не вещественное, то оно может быть информацией, что всего скорее и должно бы быть, и тогда эта информация была бы содержанием этих мыслей. В этом случае от ощущений могут рождаться мысли, поскольку только через мысль может сознание обратиться к ощущению. Но мысли не могут родиться из ощущений. В этом принципиальное отличие ощущений и понятий.
Нам не дано ощущать боль от движения мыслей при мышлении
Если движение мысли ментально, а именно оно есть движение информации, то чувства здесь ни при чем. Оценивать боль, то есть думать о том, что боль вызывает страдание самого человека, это дело сознания, способности мыслить, но не способности переживать. Боль – чувство живого организма, испытывающего угрозу своему существованию, своей жизни. Мы можем ее чувствовать, страдать, переживать. И мы можем говорить об этом, то есть привлекать сознание, мыслить. Но мыслить боль мы может только как отношение к состоянию своего организма, ощущающего эту боль.
Когда мы что-то «понимаем», то пользуемся «трансцендентностью», хотя и не осознаём этого.
Понимание, применительно к сознанию и его «предмету» мышления, относится именно только к этому «предмету». А этим предметом оказывается информация определенного смысла. Возникает этот «предмет» при взаимодействии живого организма с внешней средой, с конкретным объектом, предметом или явлением. Смысл ему задается сознанием исходя из свойств объекта, конкретного чувствующего органа человека, условий взаимодействия, пространственных и временных. Понимание и состоит в содержании информации, в ее смысле, выражаемом понятием объекта. И насколько всеобъемлющ охват условий взаимодействия объекта с живым организмом, настолько глубок и основателен оказывается уровень понимания смысла, заключенного в понятии. Понятие оказывается функцией неограниченного числа аргументов. Это одновременно позволяет сознанию легко находить его в нейронных структурах мозга, в его памяти.
И поскольку сознание, разум человека не способен ухватить все многообразие параметров и свойств объекта, и условий его восприятия органами чувств человека, настолько оказывается неопределенным содержание образующегося сознанием понятия. И мы оказываемся не в состоянии преодолеть и эту неопределенность, и сопряженную с ней «потусторонность» остающейся не охваченной область аргументов сформированного понятия. Естественно, такое понимание трансцендентности чрезвычайно ограничено и не полно, здесь пока только и можно сказать это.
Мои представления об информации исходят из технических представлений, где информация применяется широко, и это понятие устойчиво в вычислениях количества и скорости «передачи информации»
НС. Информация в биологических организмах должна иметь, несмотря на одинаковое словесное обозначение, существенно различное понимание с информацией, попадающей в «черную дыру». Уже просто по причине отнесения этого понятия к различным формам материи. Здесь необходимо вспомнить определение этого понятия Н. Винером, «отцом кибернетики», и К. Шенноном, американским «инженером», как характеризовали этого выдающегося ученого и изобретателя в свое время советские средства печати. «Информация – это информация». Такое обозначение позволяет толковать это понятие сколь угодно широко, и одновременно – со специфической узостью. Для информации в живых организмах последнее важнее. Эта информация вряд ли может быть оценена и выражена в битах, подобно информации в технических системах, в библиотеках и в «черных дырах».
Из физического представления информации интерес представляет применительно к информации, способной разместиться в мозгу человека, то обстоятельство, что количество информации в некотором объеме зависит не от объема, а от величины поверхности, ограничивающей этот объем. Отсюда и та поверхностная извилистость коры больших полушарий мозга человека. Ввиду неопределенности исходного числа факторов, участвующих во взаимодействии живого организма с внешней средой, возникающая информация вряд ли может быть оценена просто битами. Скорее всего, если необходимо воспользоваться для ее оценки числом, то получить это число возможно наиболее просто из спектральной плотности сигнала информации. Однако, вероятно, будут использованы другие средства математики. Тут будут важнее не просто количественные оценки информации, а их отнесение к источнику формирования такой информации и учету тех траекторий (их количества) движения потенциалов действия в нейронных структурах мозга, количество которых вряд ли чем то ограничено.
И когда мы говорим об информации, возникающей в момент взаимодействии живой нейронной структуры органов чувств с объектами внешней среды, изменяющей свое состояния с фоновой активности на вызванную активность, то наиболее соответствующим пониманию такой информации является изменение изменяющегося. Нейрон-приемник способен изменить свое состояние под влиянием изменения состояния нейрона-источника, которым является нейрон-рецептор органа чувства. Различение различающегося позволяет приступить к определению содержания информации не только об объектах внешнего мира, но и о любой информации, поступающей в нейроны с других нейронов одного мозга. Что, несомненно, имеет первостепенное значение для основной способности сознания, способности к мышлению.
А зачем о ней говорить (о трансцендентности)? Я просто помещаю туда ВТОРОЙ источник ощущений, первый — физическое воздействие от движения субстанции.
Без взаимодействия с внешним миром живой организм существовать не может. И если первый источник ощущения – физическое воздействие, то вторым источником должна стать способность чувствовать это воздействие. Но и в способности чувствования, например в фоторедукции зрительного восприятия света, очень не просто обнаружить поту- сторонность, состоящую в трудной понимаемости самого процесса восприятия. Думается, она может преодолеваться по мере все большего проникновения знания в сущность способности чувствовать энергию квантов света.
Ощущения
Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Свойства ощущений бывают следующими:
- Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
- Длительность: характеристика ощущения по времени.
- Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.
Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:
- Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
- Раздражает ли его эта песня?
- Как он относится к тому или иному запаху?
Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений. Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит.
Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.
Желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как избавиться от чувства вины
- Злость: угроза или защита?
- Майндсайт или путь к самопознанию
- Положительные эмоции
- Чувство вины
- Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны
- Как выражать свои эмоции и не стать манипулятором
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Психологические триггеры
- Самоконтроль: что это и как его развивать
Ключевые слова:1Профайлинг
Связь мыслей и эмоций. Действуй!
В жизни часто все бывает схоже. Множество проблем, сложностей и негатива. Все это легко выводит нас из строя. Мы пугаемся, прижимаемся ко дну окопа или пытаемся спастись бегством. Мы надеемся переждать сложные времена в безопасности, а путь отдуваются другие. Но вся проблема в том, что других нет. Твой взвод – это ты. Больше нет других союзников, которые тебе могут помочь. Ты можешь надеяться только на себя.
Если твои солдаты трусят, прячутся, бегут и не стреляют в противника, то ты проиграл. Ты поддался мыслям и эмоциям, когда надо было просто действовать. Важно было стрелять в противника и сражаться со всех сил, вот тогда шансы на победу максимальны.
Подавление эмоций
Принижение эмоции идет либо через подавление эмоции, либо через обесценивание желания, которое она вызывает. В основе любого такого принижения лежит страх, что мы не сможем реализовать наше желание, которое эмоции вызывают. В итоге мы становимся неэмоциональными. Печаль превращается в бесчувственность (мысль — “этого у меня нет, и оно для меня ничего не значит”), страх в показное бесстрашие (“мне не жаль это потерять”), зависть в отсутствие всякого честолюбия (“мне это не нужно”), мы теряем способность проявлять злость, а любовь становится безразличием.
Преувеличение эмоций можно видеть на примерах: печаль превращается в горе, страх в панику, зависть в ревность, злость в неуправляемый гнев, а любовь в чувство собственности.